УДК: 341
ББК: 67
Амиров А.Э.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ООН
Amirov A.E.
CONCEPTUAL BASES OF PROTECTION OF HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF REALIZATION OF GLOBAL COUNTERTERRORIST STRATEGY
OF THE UN
Ключевые слова: контртеррористическая стратегия ООН, Контртеррористический комитет ООН, защита прав человека, верховенство права.
Keywords: the UN Counter-Terrorism Strategy, the UN Counter-Terrorism Committee, protection of human rights, the rule of law.
Аннотация: рост числа террористических актов по всему миру актуализирует вопросы защиты прав человека в условиях борьбы с терроризмом. Организация Объединенных Наций, безоговорочно осудив терроризм и признав ответственность государств-членов за защиту от терроризма населения, находящегося под их юрисдикцией, определила в качестве первостепенной задачи решение данной проблемы. В представленной статье предлагаются концептуальные основы защиты прав человека и обеспечения верховенства права в контексте реализации Глобальной Контртеррористической стратегии ООН.
Abstract: the growing number of terrorist attacks around the world actualizes issues of protection of human rights while countering terrorism.The United Nations unconditionally condemning terrorism and recognizing the responsibility of Member States for the protection against terrorism population under its jurisdiction, identified as a priority solution of this problem.In the present article proposes a conceptual framework for the protection of human rights and the rule of law in the context of the implementation of the Global Counter-Terrorism Strategy of the United Nations.
Вопросы защиты прав человека и обеспечения верховенства права в условиях борьбы с терроризмом находятся в центре реализации Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций. Важное значение всеобщего поощрения и защиты прав человека и обеспечение верховенства права для всех компонентов Стратегии подчеркивается в Резолюции Генеральной Ассамблеи 60/288 (План действий, раздел IV) [1]. И далее: «действенные меры по борьбе с терроризмом и защита прав человека являются целями, которые не противоречат, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга».
Одной из наиболее значимых проблем, возникающих при реализации Глобальной контртеррористической стратегии, является нанесение так называемого «сопутствующего урона» гражданскому населению страны, которое не является официально провозглашенным террористическим объектом («гуманитарный аспект»), и неизбежно вытекающее отсюда нарушение экономических, социальных и других прав человека [2]. Опасность негативного воздействия антитеррористических действий на гражданское население или третьи стороны особо подчеркивает внутреннее напряжение, присущее двоякому мандату Организации: сохранять международный мир и безопасность и содействовать соблюдению прав человека — как важнейшей цели Организации Объединенных Наций, отражающей ее призвание как организации, работающей на благо людей во всем мире [3].
В 2005 году Комиссия по правам человека учредила и постановила назначить на три года специального докладчика по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом [4]. Создание подобной должности специального докладчика явилось четким и ясным подтверждением потребности выполнения обязательств по защите прав человека. В резолюции 2005/80 [5] был определен мандат специального докладчика:
- представлять конкретные рекомендации о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, в том числе по просьбе государств, для предоставления консультативных услуг и технической помощи в этой области;
- собирать, запрашивать, получать и обмениваться информацией и сообщениями из всех соответствующих источников и с ними, включая правительства, заинтересованных лиц, их семьи, их представителей и их организации, в том числе путем посещения стран, с согласия соответствующих правительств, относительно утверждений о нарушениях прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом, уделяя особое внимание областям, не охваченным мандатами существующих процедур;
- находить, обмениваться и содействовать распространению наиболее удачных методов борьбы с терроризмом, не наносящих ущерба правам человека и основным свободам;
- непосредственно координировать осуществляемую работу с другими специальными докладчиками, специальными представителями, рабочими группами и независимыми экспертами Комиссии, Подкомиссии и других соответствующих органов Организации Объединенных Наций;
- налаживать регулярный диалог и обсуждать возможные области сотрудничества со всеми соответствующими сторонами, включая правительства, соответствующие органы Организации Объединенных Наций, специализированные учреждения и программы, в частности Контртеррористический комитет Совета Безопасности, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, Сектор по предупреждению терроризма Организации Объединенных Наций, Управление по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций, обладателей мандатов по правам человека и договорные органы, Подкомиссию по поощрению и защите прав человека, а также неправительственные организации и другие региональные и субрегиональные международные учреждения, всецело уважая соответствующие мандаты вышеупомянутых органов и преследуя цель избегать дублирования усилий;
- представлять регулярные доклады Комиссии и Генеральной Ассамблее.
В одном из последних заявлений, с которым выступил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, отмечается «вспышка насилия в Ираке, совершаемого террористическими группами. По его словам, «массовые убийства, совершаемые террористической организацией «Исламское государство Ирака и Леванта», вызывают глубокую тревогу». В тоже время, Глава ООН «призывает в ходе борьбы с терроризмом и насилием в Ираке, в полной мере уважать международное гуманитарное право и стандарты в области прав человека» [6].
Гуманитарная ситуация на территориях объектах борьбы с террористической угрозой является предметом постоянных исследований и обсуждений в рамках ООН, форумов правозащитных организаций. Задача обеспечения эффективной защиты жертв терроризма актуальна уже много лет и возникает в различных ситуациях. В некоторых случаях подразделения системы Организации Объединенных Наций не обеспечили должной коммуникации и не приняли должных мер в связи с признаками надвигающейся террористической угрозы. Секретариат Организации Объединенных Наций и ее учреждения, фонды и программы в некоторых случаях не имели последовательной общесистемной стратегии для принятия мер в связи с риском серьезных нарушений прав человека. Организация Объединенных Наций не всегда достаточно оперативно направляла на места свой персонал и обеспечивала ему возможности для действий.
В то же время государства-члены не всегда были в состоянии достичь согласия в отношении совместных действий, лишая международное сообщество наиболее эффективного инструмента для предотвращения серьезных нарушений и борьбы с ними.
За многие годы было сделано множество рекомендаций в отношении того, как Организация Объединенных Наций могла бы более эффективно реагировать на серьезные нарушения в процессе борьбы с терроризмом; в частности, такие рекомендации были вынесены по итогам независимого расследования деятельности ООН в Руанде, проведенного в 1999 году, и обзора, проведенного в том же году в связи с падением Сребреницы. Однако выводы, сделанные в 2012 году Группой по внутреннему обзору о деятельности Организации Объединенных Наций в Шри-Ланке, были оценены как неспособность системы к эффективному реагированию.
Вопросы эффективности реализации содержательных компонентов Глобальной контртеррористической стратегии ООН, вследствие значения выполняемой роли, занимают приоритетное место в деятельности ООН.
Так, рассматривая вопросы эффективности норм международного права, С.Ю. Марочкин отмечает, что «исследование эффективности неизбежно приводит к необходимости ее измерения» [7]. В качестве основного критерия оценки эффективности реализации содержательных компонентов Глобальной контртеррористической стратегии ООН определяют соотношение между действительным результатом и той целью, для достижения которой они были предприняты. Подобный подход к оценке эффективности реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН получает все более широкое признание и в рамках самой ООН.
Понимание, что сегодня меры, принимаемые в контексте реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН и минимизации страданий жертв терроризма в Сирии, Центральноафриканской Республике, Южном Судане и других странах, покажут, способна ли Организация Объединенных Наций в полной мере использовать весь спектр своих мандатов и возможностей практической деятельности, чтобы обеспечивать защиту людей, на благо которых она работает, — а также готовы ли государства-члены выполнять свои обязательств, отражена в новейшей инициативе Генерального секретаря по улучшению деятельности ООН в области защиты прав человека во всем мире [8].
Необходимость скорейшего принятия мер и решающая роль своевременной реакции на нарушения в области прав человека являются ключевыми моментами инициативы «Права человека прежде всего». Другим центральным аспектом инициативы «Права
человека прежде всего» является улучшение организационной готовности ООН. Секретариат, фонды и программы должны обеспечить такое положение, при котором система ООН, как на местах, так и в центральных учреждениях могла бы соответствующим образом реагировать с учетом динамики развития кризисных ситуаций.
В этой связи представляется необходимость укрепления и системы договорных органов по правам человека, которое должно представлять собой процесс повышения эффективности функционирования системы в целях усиления защиты отдельных лиц или групп лиц на национальном уровне. Как отмечает А.Х.Абашидзе, «основными вехами данного процесса на современном этапе являются консультации, проведенные по инициативе Верховного комиссара, и переговоры в рамках межправительственного процесса, который продлен до первой половины февраля 2014 г., чтобы завершить оформление итогового документа, основные элементы которого содержатся в проекте резолюции, разработанном сокоординаторами процесса» [9].
Подчеркивая значимость вышеотмеченной проблемы, определим основополагающие элементы концепции «Защиты прав человека в условиях реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН», которые, в свою очередь, должны быть нормативно приняты в рамках ООН и имплементированы в национальное законодательство государств-членов.
При реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН необходимо исходить из следующего принципиального положения: любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, должны соответствовать нормам международного права, международного гуманитарного права и прав человека. Растущее признание такого подхода можно увидеть в материалах сессий Генеральной Ассамблеи ООН, заявлениях и докладах Генерального секретаря ООН, Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам.
Необходимо укрепление оперативного потенциала Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Особое внимание - расширению его полевых операций и присутствия на местах. Управлению следует выполнять ведущую роль в рассмотрении вопроса о защите прав человека в условиях борьбы с терроризмом посредством вынесения общих рекомендаций, касающихся обязательств государств в области прав человека и предоставления им помощи и консультационных услуг, в частности в области повышения, по просьбе государств, информированности национальных правоохранительных органов по вопросам, касающимся международных норм защиты прав человека;
Оказание поддержки деятельности Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом. Специальному докладчику следует оказывать поддержку усилиям государств и предлагать конкретные рекомендации посредством переписки с правительствами, посещения стран, поддержания постоянных контактов с Организацией Объединенных Наций и региональными организациями и посредством представления докладов по этим вопросам.
Государства обязаны защищать все права и основные свободы человека, признавая, что уважение прав человека, демократии и соблюдение законности взаимосвязаны и усиливают друг друга. Государства должны закрепить на законодательном уровне, что эффективные меры по борьбе с терроризмом и защита прав человека не являются противоречащими друг другу целями, а дополняют и взаимно подкрепляют друг друга. Государства обязаны принимать меры, направленные на пресечение нарушений прав человека, и обеспечение, чтобы любые меры, принимаемые с целью борьбы с терроризмом, находились в соответствии с международными обязательствами по соблюдению прав человека.
1. Действия государств и международных организаций, независимо от того, нацелены они на ограничение террористов в средствах для проведения террористических
актов, на запрет по оказанию им помощи или расширение возможностей по борьбе с терроризмом, никогда не должны совершаться за счет нарушения прав человека.
2. Инициирование ООН вопросов о безотлагательном присоединении государств к основным международным договорам, касающимся прав человека, международного гуманитарного права, и их осуществлении, а также о признании компетенции международных и соответствующих региональных правозащитных контрольных органов.
3. Государства должны предпринимать все усилия для создания и поддержания действенных национальных систем уголовного правосудия, основанных на верховенстве права. Они, в свою очередь, должны обеспечить в соответствии с обязательствами государств по международному праву следующее: любое лицо, участвующее в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в оказании поддержки террористическим актам, привлекалось к уголовной ответственности при должном уважении прав человека и основных свобод; в национальных законодательствах террористические акты квалифицировались как тягчайшие уголовные преступления.
4. У государств, ставших объектами террористической деятельности, неизбежно ограничиваются возможности финансировать или обеспечивать все необходимые социальные мероприятия, однако условия борьбы с терроризмом не отменяют и не уменьшают обязательств по максимальной возможной защите прав гражданского населения и принятия всех возможных мер для сведения к минимуму неблагоприятного воздействия данной борьбы на права наиболее уязвимых групп населения.
5. Реализация ГКС ООН в государствах должна предусматривать исключения, вызванные соображениями гуманитарного характера - «гуманитарные изъятия». В первую очередь - создание надлежащих условий, позволяющих адекватно снабжать гражданское население гуманитарными товарами. Широко признается, что эти исключения необходимы для удовлетворения основных гуманитарных потребностей и обеспечения соблюдения экономических и социальных прав в стране в условиях борьбы с терроризмом. Государства должны улучшать процедуры установления гуманитарных исключений и регулярно проводить оценки гуманитарного воздействия. Кроме того, государства должны содействовать беспрепятственному и недискриминационному распределению гуманитарной помощи и других форм гуманитарного содействия всем слоям и группам населения, обеспечив в этих целях доступ международных гуманитарных организаций.
6. Государствам необходимо привлекать международные гуманитарные организации, чьи мандаты получили всеобщее признание, для проведения объективной оценки гуманитарных последствий. Международные гуманитарные организации должны быть выведены из-под действия ограничений с целью облегчения их работы в странах, ведущих борьбу с терроризмом.
7. На уровне ООН необходима разработка стандартизированной методологии оценки гуманитарного потенциального воздействия реализации Глобальной контртеррористической стратегии на гражданское население с целью повышения ее эффективности.
8. Вся информация о гуманитарных последствиях реализации Глобальной
контртеррористической стратегии ООН, в том числе затрагивающая жизненно важные условия существования гражданского населения и его социально-экономического развития, должна быть объективной и транспарентной и рассматриваться ООН и Контртеррористическим Комитетом ООН в целях модификации реализации Стратегии на местах.
В заключение необходимо отметить, что реализация концепции «Защиты прав человека в условиях реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН» направлена на минимизацию нарушений прав человека в условиях борьбы с терроризмом и может приниматься без нанесения ущерба основным целям Глобальной
контртеррористической стратегии.
Население той или иной страны не должно лишаться своих основных экономических, социальных и культурных прав в связи с тем, что отдельные лица или группы лиц, в том числе этой страны, своими террористическими действиями создают угрозу международному миру и безопасности. Речь идет не о поддержке таких субъектов либо о нанесении ущерба законным интересам международного сообщества, связанным с реализацией Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Напротив, ответом на нарушения норм международного и национального права не может быть нарушение основных норм в области прав человека.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи 60/288 от 8 сентября 2006 года и Приложение к ней - План действий (раздел IV) [Электронный ресурс] URL: //http://www.un.org/ru/terrorism/ strategy-counter-terrorism.shtml#a2 (дата обращения 5.10.2014).
2. ООН борется против терроризма. Нынешний Специальный докладчик Бен Эммерсон был назначен 1 августа 2011 года. Первый Специальный докладчик - Мартин Шейнин (Финляндия) [1 августа 2005 года - 31 июля 2011 года). [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/ru/terrorism/terrorism-hr.shtmlhttp://www.un.org/russian/news/story.asp? Newsid= 21816#.U59FGJR vfi. (дата обращения 6.10.21014)
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 21 апреля 2005 года Е/2005/23, E/CN.4 /2005/135.
4. Заявление Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна: [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/russian/news/story.asp?Newsid= 21816#.U59FGJR уй.(дата обращения 6.10.21014)
5. Марочкин, С.Ю. Проблема эффективности норм международного права. -Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та. 1998. С. 26.
6. Новая инициатива Генерального секретаря по улучшению деятельности ООН в области защиты прав человека во всем мире «Права человека прежде всего»: [Электронный ресурс] URL:http://www.un.org/ru/sg/rightsupfront/.
7. Абашидзе, А.Х., Конева, А.Е. Укрепление договорных органов по правам человека // Московский журнал международного права. - 2013. - № 4(92). - С. 21-35.
8. Sanctions. Humanitarian debate: Law, policy, action. International Review of the Red Cross. Volume 90. Number 870. June 2008. Celine Renaut The impact of military disciplinary sanctions on compliance with international humanitarian law. Р.319-327; Emmanuel Decaux The definition of traditional sanctions their scope and characteristics. Р.249-259; Anne-Marie La Rosa Sanctions as a means of obtaining greater respect for humanitarian law review of their effectiveness. Р.221-249.
9. Hawkins D., Lloyd J. Questioning comprehensive sanctions the birth of a norm. // Journal of human rights. 2003. Vol.2, № 3, p. 441-454; Reinisch A. Developing human rights and humanitarian law accountability of the Security Council for the imposition of economic sanctions. // The American journal of international law. - Washington, DC. - 95(2001)4, p.851-872.