Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДОХОДОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / РОСФИНМОНИТОРИНГ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / LEGALIZATION (LAUNDERING) OF INCOME / COUNTERMEASURES / BANKING SYSTEM / ROSFINMONITORING / IDENTIFICATION / CASH

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Урусов Замир Хасанович

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, входит в число приоритетных задач для большинства государств. Особую актуальность указанная деятельность приобретает в банковской системе. Согласно национальной оценке рисков легализации преступных доходов, риск использования банковского сектора в указанных целях является повышенным. Механизмы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, напрямую связаны с экономическими и правовыми реалиями современного развития российского государства. В этой связи автором предпринята попытка проанализировать указанный механизм в контексте функционирования финансовых институтов, ответственных за соблюдение требований в указанной сфере. Основными регуляторами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов являются Банк России и Росфинмониторинг. Наряду с ними активное участие в рассматриваемой системе принимают и кредитные организации, некредитные финансовые организации, осуществляющие операции с денежными средствами. Указанные финансовые институты играют ключевую роль в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, в связи с чем в статье раскрываются некоторые проблемные стороны их деятельности, в частности, связанные с идентификацией клиента. Проведя анализ деятельности основных субъектов противодействия легализации (отмыванию) доходов, автором делается вывод о целесообразности совершенствования механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов. Отмечается, что проблема отмывания доходов, добытых преступным путем, имеет мировой характер и может решаться только координацией усилий государств и международных организаций. В этой связи автором предлагаются некоторые направления совершенствования деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING LEGALIZATION (LAUNCHING) OF CRIMINAL RECEIPTS RECEIVED IN MODERN CONDITIONS

Countering the legalization (laundering) of proceeds from crime is one of the priority tasks for most states. These activities are particularly relevant in the banking system. The mechanisms for counteracting the legalization (laundering) of proceeds from crime are directly related to the economic and legal realities of the modern development of the Russian state. The author analyzed the specified mechanism in the context of the functioning of financial institutions responsible for compliance with the requirements in this area. The main regulators in the field of combating money laundering are the Bank of Russia and Rosfinmonitoring. After analyzing the activities of the main subjects of counteracting the legalization (laundering) of income, the author concludes that it is advisable to improve the mechanism of counteracting the legalization (laundering) of income. The author suggests ways to improve activities to combat the legalization of proceeds of crime.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

12.00.00

Уголовно - правовые, криминологические, административные и иные меры противодействия преступности в современных условиях

4.12. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в современных условиях

© Урусов Замир Хасанович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия Lel4993@mail.ru

Аннотация

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, входит в число приоритетных задач для большинства государств. Особую актуальность указанная деятельность приобретает в банковской системе. Согласно национальной оценке рисков легализации преступных доходов, риск использования банковского сектора в указанных целях является повышенным.

Механизмы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, напрямую связаны с экономическими и правовыми реалиями современного развития российского государства. В этой связи автором предпринята попытка проанализировать указанный механизм в контексте функционирования финансовых институтов, ответственных за соблюдение требований в указанной сфере.

Основными регуляторами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов являются Банк России и Росфинмониторинг. Наряду с ними активное участие в рассматриваемой системе принимают и кредитные организации, некредитные финансовые организации, осуществляющие операции с денежными средствами. Указанные финансовые институты играют ключевую роль в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, в связи с чем в статье раскрываются некоторые проблемные стороны их деятельности, в частности, связанные с идентификацией клиента.

Проведя анализ деятельности основных субъектов противодействия легализации (отмыванию) доходов, автором делается вывод о целесообразности совершенствования механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов. Отмечается, что проблема отмывания доходов, добытых преступным путем, имеет мировой характер и может решаться только координацией усилий государств и международных организаций. В этой связи автором предлагаются некоторые направления совершенствования деятельности по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем.

Ключевые слова: легализация (отмывание) доходов, противодействие, банковская система, Росфинмони-торинг, идентификация, денежные средства.

Для цитирования: Урусов З.Х. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в современных условиях // Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 334-337.

Countering legalization (launching) of criminal receipts received in modern conditions

© Urusov Zamir Hasanovich

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)

of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia Lel4993@mail.ru

Abstract

Countering the legalization (laundering) of proceeds from crime is one of the priority tasks for most states. These activities are particularly relevant in the banking system.

The mechanisms for counteracting the legalization (laundering) of proceeds from crime are directly related to the economic and legal realities of the modern development of the Russian state. The author analyzed the specified mechanism in the context of the functioning of financial institutions responsible for compliance with the requirements in this area. The main regulators in the field of combating money laundering are the Bank of Russia and Rosfinmonitoring. After analyzing the activities of the main subjects of counteracting the legalization (laundering) of income, the author concludes that it is advisable to improve the mechanism of counteracting the legalization (laundering) of income. The author suggests ways to improve activities to combat the legalization of proceeds of crime.

Keywords: legalization (laundering) of income, countermeasures, banking system, Rosfinmonitoring, identification, cash.

For citation: Urusov Z.H. Countering legalization (launching) of criminal receipts received in modern conditions // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 334-337. (in Russ.).

Введение

В последние годы широкое распространение получила легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, представляющая особую экономическую угрозу в силу того, что в данной преступной деятельности задействованы финансовые институты

существующей банковской системы и их правомерная деятельность используется с преступным умыслом реализации доходов, которые получены неправомерными путями.

334 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в современных условиях

Урусов З.Х.

Согласно национальной оценке рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем1, проводившейся в 2017-2018 гг., риск использования банковского сектора в целях легализации (отмывания) доходов является повышенным [7]. Несмотря на то, что банки и кредитные организации - наиболее регулируемые институты в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, риски оценены высоко по причине их доминирующей роли в финансовой системе страны, универсального характера и доступности финансовых услуг [6].

Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, -проблема мирового масштаба

Следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации употребляется единое понятие «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», что позволяет сделать вывод о регламентированной законодателем решающей роли противоправных форм получения данного дохода для квалификации указанного преступного деяния, а не их предметного состава, который может включать как денежный доход, так и иное имущество.

Из анализа норм гражданского законодательства, регламентирующих содержание понятия «имущество», следует, что доход, полученный преступным путем, который в дальнейшем квалифицируется в контексте легализации, может быть в форме движимого и недвижимого имущества. Думается, что отдельное упоминание денежных средств в нормативных положениях связано с распространенностью данной формы среди доходов, полученных преступным путем. Отсюда весьма логичным представляется закрепление в ст. 174 и ст. 174.1 УК РФ финансовых операций в качестве действий, которые составляют объективную сторону легализации доходов, полученных преступным путем.

Учитывая сущностные характеристики анализируемого преступного деяния следует отметить возможность его трансграничного характера распространения, когда само преступление может быть совершенно на территории одного государства, а доходы от него легализуются в другой. Тесную связь в настоящее время имеют такие доходы и с процессом финансирования террористической деятельности по всему миру, что представляет угрозу не только экономическому развитию отдельных регионов, но и существованию международного порядка в целом.

В настоящее время все еще существуют государства, которые недостаточно внимания уделяют данной проблеме и игнорируют участие в международных системах противодействия отмыванию доходов. Однако, данной проблема рано или поздно в любом случае способна затронуть такие государства, в связи с чем их неучастие в международных системах и игнорирование соответствующих стандартов представляется лишь вопросом времени. Выходом в данной ситуации представляется просветительская работа в отдельных регионах с целью пропаганды включения максимально большого количества государств в активные участники

1 Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018 гг. Росфинмониторинг. // URL: www.fedsfm. ru/nationalocenka

международной системы противодействия легализации преступных доходов.

Субъекты системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Под противодействием легализации доходов, полученных преступным путем, следует понимать совокупность форм и методов деятельности уполномоченных органов, направленных на предотвращение, пресечение данного преступления, устранение его негативных последствий, а также предупреждение его повторного совершения [4].

Основными регуляторами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем являются Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) являющийся ключевым государственным институтом в данной области, и Банк России, отвечающий за соблюдение норм антиотмывочного законодательства поднадзорными организациями в финансовой системе.

К регуляторам противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, также относятся: Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство внутренних дел РФ и органы внутренних дел, так как их компетенция распространяется на смежные отношения и способствует развитию механизмов борьбы с указанным преступлением.

Непосредственное участие в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, принимают кредитные и некредитные организации [9], через которые происходит распределение подавляющего большинства финансовых потоков внутри страны и транснациональное движения капитала.

О масштабах вовлечения кредитных организаций в схемы отмывания доходов, полученных преступным путем, и степени выполнении кредитными организациями требований антиотмывочного законодательства свидетельствует количество лишившихся лицензии кредитных организаций по причине систематического нарушения данными организациями требований закона и принятых в связи с ним нормативных актов Банка России.

Специфика деятельности кредитных и некредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

Первым шагом работы (не)кредитной организации с клиентом является идентификация клиента (представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца), программа которой разрабатывается организацией самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства. В программе детально прописывается процедура идентификации клиентов и бенефициарных владельцев, регламент взаимодействия с клиентом и перечень документов, запрашиваемых (не)кредитной организацией для идентификации; определяются правила доступа работников (не)кредитной организации к информации о клиентах и т.д. Такая идентификация должна проводиться как по

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 335

ISSN 2310-7049 (online)

12.00.00

Уголовно - правовые, криминологические, административные и иные меры противодействия преступности в современных условиях

разовым сделкам, так и с клиентом, принимаемым на длительное обслуживание.

Однако при проведении процедуры идентификации клиента, в частности российского и иностранного публичного должностного лица, зачастую затруднительно определить конкретного должностного лица в связи с дословным совпадением данных с физическими лицами (например, фамилии, имени, отчества) [1].

Перспективным аспектом развития механизма противодействия легализации преступных доходов представляется совершенствование деятельности субъектов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем [10], в рамках Личных кабинетов Росфинмониторинга. В настоящее время законодательством Российской Федерации предусмотрен целый ряд обязательных и факультативных действий для таких субъектов в их личных кабинетах. С учетом современной информатизации российского общества, данный механизм в целом является весьма распространенным. В данных кабинетах размещается информация о замороженных счетах, отнесении отдельных юридических лиц к террористическим организациям и иные сведения в соответствии с требованиями в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов. Так, физические и юридические лица могут ознакомиться с раскрытыми схемами легализации доходов, полученных преступным путем.

Совершенствование нормативной базы и активно проводимая надзорная политика Банка России по расчистке финансового рынка от недобросовестных финансовых институтов привела к ощутимому снижению объемов проведения сомнительных операций и обналичивания денежных средств посредством (не)кредитных организаций. Это послужило причиной перемещения сомнительных операций в другие финансовые институты и сферу торговли; произошло увеличение и изменение структуры транзитных операций.

Выводы

Ввиду больших масштабов и доступности финансового сектора повышенные риски вовлечения в легализацию преступных доходов по-прежнему характерны для банков. Многие операции очень сложно отфильтровать от обычных операций делового оборота: чересчур формальное соблюдение рекомендаций приводит к блокировкам операций добросовестных клиентов. Большую сложность представляют секторальные и межсекторальные особенности деловой среды, используемые преступными группами в целях легализации доходов, полученных преступным путем

Поэтому основные усилия органов исполнительной власти, регуляторов и финансовых институтов должны быть направлены на поиск детально и точно подобранных признаков сомнительных операций и закономерностей поведения клиентов, которые позволят кредитным и некредитным финансовым институтам безошибочно выявлять сомнительные сделки, а регуляторам - схемы легализации доходов, полученных преступным путем.

В целях предотвращения возможного нарушения законодательства о в рассматриваемой сфере наряду с информацией, предоставляемой для идентификации бенефициара, целесообразно включить в список обязательных для предъявления документов справку об отсутствии судимости за экономические преступления.

Предоставление указанной информации будет свидетельствовать о благонадежности клиента, а, следовательно, снизит риски использования (не)кредитной финансовой организации в легализации доходов, полученных преступным путем.

Однако информация, полученная от клиента, не должна быть основной и единственной, а занесение в анкету ответа клиента является недостаточной мерой, принятой для выявления публичных должностных лиц и их родственников.

В целях повышения эффективности противодействия легализации преступных доходов рекомендуется разработать единый перечень неблагонадежных клиентов, доступ к которому поднадзорные организации смогут получать через Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга - http://www.fedsfm.ru/.

В настоящий момент подобная информация является конфиденциальной, при том, что (не)кредитные организации имеют право отказать физическим и юридическим лицам в транзакции в случае возникновения сомнений в легитимности проводимой операции. Каждая организация ведет список неблагонадёжных клиентов самостоятельно, что ухудшает процедуру контроля за клиентами, которым ранее было отказано по причине нарушения правил внутреннего контроля.

Создание единого публичного списка будет способствовать улучшению эффективности работы (не)кредитных организаций в сфере противодействия легализации преступных доходов на этапе предупреждения незаконной финансовой операции и повышению открытости финансового сектора. Думается, что применение публичных данных о клиентах должно носить рекомендательный характер. Наличие организации в таком списке означает, что уровень «риска клиента» по утверждённой в организации шкале сильно возрастет. Соответственно, деятельность такого клиента попадает под пристальный контроль. В этом случае не исключены запросы подтверждающих документов и сведений практически по каждой проводимой операции.

Механизм функционирования Личных кабинетов Росфинмониторинга необходимо дополнить возможностью самостоятельного внесения информации физическими и юридическими лицами о возможных схемах совершения преступлений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Данная информация будет полезна специализированным органам для проверки с целью предотвращения преступления и возможности вовлечения (не)кредитной организации в данную противоправную деятельность или перетекания данных нарушений в другие финансовые институты.

Используя размещенную в Личном кабинете информацию о неблагонадежных лицах, поднадзорные организации могут самостоятельно снизить свои риски вовлечения в противоправные схемы отмывания преступных доходов, и, соответственно, уменьшить вероятность принятия мер со стороны надзорного органа.

Заключение

Банк России, Росфинмониторинг, кредитные и некредитные финансовые организации являются ключевыми элементами системы противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Росфинмониторинг и Банк России располагают

336 Gaps in Russian legislation

Vol XIII №4 2020

ISSN 2072-3164 (print) ISSN 2310-7049 (online)

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в современных условиях

Урусов З.Х.

достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля финансовых институтов, для сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Однако приоритет остается за внутренним контролем самих финансовых институтов, определяющих подозрительность сделки, являющимся инструментом банковского саморегулирования.

В течение последних лет были сделаны несколько важных шагов совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере противодействия от-

Список литературы:

1. Prokeinova M., Hangacova N. Money laundering fom the point of view of the Slovak and Russian legislation // Социально-политические науки. 2020. Т. 10. № 2.

2. Алексеева Д.Г. Банковский мониторинг подозрительных и необычных операций: правовой аспект // Проблемы экономики и юридической практики8 . 2019. Т. 15. № 5.

3. Волеводз А.Г. Политологические проблемы отмывания незаконных доходов // Социально-политические науки. 2018. № 1.

4. Жариков Ю.С. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) преступных доходов: учебное пособие. Саратов, 2018.

5. Жубрин Р.В. Основы профилактики легализации преступных доходов: автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2013.

6. Максутова А.А. К вопросу об управлении риском легализации незаконно полученных доходов // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 5.

7. Национальная система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма / Отв. ред. М.В. Каратаев. М., 2016.

8. Тутуков А.Ю., Бондарь А.Г. Криптовалюта как инструмент для совершения противоправных деликтов // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 5.

9. Хачидогов Р.А. Специальные субъекты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем // Проблемы экономики и юридической практики. 2019. Т. 15. № 3.

10. Шхагапсоев З.Л., Аккаева Х.А. К вопросу о совершенствовании национальной системы противодействия легализации преступных доходов в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 1.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Урусов Замир Хасанович, майор полиции, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: Lel4993@mail.ru

мыванию преступных доходов. Последовательно ликвидируются финансовые организации, занимающие легализацией доходов, полученных преступным путем, качественно повышается прозрачность деятельности финансовых институтов.

Однако по-прежнему имеется ряд наиболее уязвимых мест в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, работа над которыми повысит эффективность противодействия легализации преступных доходов в государстве.

References:

1. Prokeinová M., Hangácová N. Money laundering fom the point of view of the Slovak and Russian legislation // Socio-political sciences. 2020.V. 10. No. 2.

2. Alekseeva D.G. Banking monitoring of suspicious and unusual transactions: legal aspect // Problems of Economics and Legal Practice8. 2019.Vol. 15. No. 5.

3. Volevodz A.G. Political science problems of laundering illegal proceeds // Socio-political sciences. 2018. No. 1.

4. Zharikov Yu.S. Crimes in the field of business and other economic activities. Criminal liability for the legalization (laundering) of criminal proceeds: a training manual. Saratov, 2018.

5. Zhubrin R.V. Fundamentals of the prevention of money laundering: author. diss. ... doc. legal sciences. M., 2013.

6. Maksutova A.A. To the issue of risk management of legalization of illegally obtained income // Problems of Economics and Legal Practice. 2019.Vol. 15. No. 5.

7. National system of combating money laundering and the financing of terrorism / Ed. ed. M.V. Karataev. M., 2016.

8. Tutukov A.Yu., Bondar A.G. Cryptocurrency as a tool for committing illegal torts // Problems of Economics and Legal Practice. 2019.Vol. 15. No. 5.

9. Khachidogov R.A. Special subjects of counteracting the legalization of proceeds from crime // Problems of Economics and Legal Practice. 2019.Vol. 15. No. 3.

10. Shkhagapsoev Z.L., Akkaeva H.A. To the question of improving the national system of combating money laundering in the Russian Federation // Problems of Economics and Legal Practice. 2020. T. 16. No. 1.

- 82,24%

ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Urusov Zamir Hasanovioh, police Major, Lecturer, Department of Organization law enforcement, North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: Lel4993@mail.ru

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста

ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 337

ISSN 2310-7049 (online)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.