Научная статья на тему 'Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников органов внутренних дел России'

Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников органов внутренних дел России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1015
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СУБЪЕКТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / CORRUPTION-FACTORS / RESISTANCE TO CORRUPTION CRIMES IN THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES / THE SUBJECTS OF RESPONSE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Городинец Федор Михайлович, Стебенева Елена Викторовна

В статье рассматриваются основные коррупциогенные факторы и меры противодействия коррупции в органах внутренних дел на различных уровнях предупреждения преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Городинец Федор Михайлович, Стебенева Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Counteraction corruption crimes of employees of internal affairs of Russia

The article reviews the main factors and measures of counteraction corruption in the internal affairs agencies at various levels of crime prevention

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников органов внутренних дел России»

Криминалистика, криминология

УДК 343.352

Ф.М. Городинец*, Е.В. Стебенева**

Противодействие коррупционным преступлениям сотрудников органов внутренних дел России

В статье рассматриваются основные коррупциогенные факторы и меры противодействия коррупции в органах внутренних дел на различных уровнях предупреждения преступности.

Ключевые слова: коррупциогенные факторы, противодействие коррупционным преступлениям в органах внутренних дел, субъекты противодействия.

F.M. Gorodinets*, E.V. Stebeneva **. Counteraction corruption crimes of employees of internal affairs of Russia. The article reviews the main factors and measures of counteraction corruption in the internal affairs agencies at various levels of crime prevention.

Keywords: corruption-factors, resistance to corruption crimes in the internal affairs agencies, the subjects of response.

Преступность сотрудников органов внутренних дел постоянно находится в центре общественного внимания и вызывает повышенный интерес средств массовой информации, где регулярно освещаются факты нарушения закона сотрудниками органов внутренних дел, в том числе и коррупционной направленности. Кроме того, проводимое в настоящее время реформирование органов внутренних дел России в первую очередь связано с тем, что участились случаи нарушения сотрудниками законности и служебной дисциплины, что вызывает обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляет авторитет власти.

Согласно данным статистической формы отчетности «5-КОРР» ГИАЦ МВД России, количество лиц, занимающих должности в органах внутренних дел, совершивших коррупционные преступления, составило в 2008 г. 1045 человек, в 2009 г. — 1431 человек, в 2010 г. — 1439 человек, в 2011 г. — 1452 человека, что значительно превышает аналогичные показатели в иных правоохранительных органах.

Противодействие тому или иному виду преступности невозможно рассматривать в отрыве от его причин и условий. Причинами преступности, в т.ч. и коррупционной, следует считать социальные явления и процессы, которые порождают, сохраняют, видоизменяют и преобразуют преступность как свое закономерное следствие [6]. Таким образом, при рассмотрении коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел необходимо рассматривать причины и условия совершения данного вида преступлений в их единстве, взаимосвязанности и взаимообусловленности, что является основными коррупциогенными факторами, влияющими на существование, воспроизводство и распространение коррупции как в органах внутренних дел, в частности, так и во всех сферах общества в целом.

Кроме того, в органах внутренних дел как части общества существуют в основном общие детерминанты (факторы) преступности, но они, преломляясь через специфику деятельности данной системы, обретают специфические признаки с учетом особенностей профессиональной среды, условий

* Городинец, Федор Михайлович, профессор кафедры криминологии Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-mail: [email protected].

** Стебенева, Елена Викторовна инспектор отделения комплектования переменным составом отдела кадров УРЛС Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д.1. E-mail: [email protected].

* Gorodinets, Fedor Mihailovich, professor department of criminology St.-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of low. E-mail: [email protected].

** Stebeneva Elena Victorovna, inspector of personnel department St.-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 13 марта 2012 года.

© Городинец Ф.М., Стебенева Е.В., 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

выполнения служебных обязанностей и сфер осуществления поставленных задач. Принимая во внимание это обстоятельство, необходимо рассмотреть основные факторы, влияющие на коррупционную преступность сотрудников органов внутренних дел России.

В первую очередь рассмотрим основные правовые коррупциогенные факторы. Согласно Указу Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 г. «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», одним из главных направлений государственной политики является совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с коррупцией, и поэтому очень важна разработка эффективного антикоррупционного законодательства и устранение правовых факторов коррупционной преступности, каковыми, несомненно, являются недостатки в действующих нормативно-правовых актах. Правовые факторы, способствующие коррупции, — это отсутствие или неопределенность сроков, условий и оснований принятия решения [8], ненадлежащая правовая регламентация служебных полномочий должностных лиц, отсутствие четкого разграничения компетенции, что влечет за собой дублирование, совмещение служебных обязанностей сотрудников различных подразделений, служб системы органов внутренних дел. Несомненно, неполнота, неясность законодательства приводит к отсутствию «прозрачности» в деятельности органов внутренних дел, к неоправданному увеличению сроков рассмотрения того или иного дела, материала и т.д. Отсутствие четкого разграничения обязанностей между сотрудниками, приводит к эффекту «распыления ответственности»: чем больше задействовано людей для решения того или иного вопроса или работы по тому или иному направлению деятельности без конкретной регламентации обязанностей каждого, тем меньше участники этого процесса осознают свою персональную ответственность за принятое решение, за результаты проделанной работы [1]. Таким образом, имеет место отсутствие персонифицированной ответственности (деиндивидуализация [3] ), что сказывается на качестве и сроках выполнения поставленных оперативно-служебных задач, нередко влечет нарушения законности, исполнительской дисциплины, совершение преступления (в т.ч. и коррупционной направленности).

Необходимо отметить, что законодательные нормы могут создавать правовые условия, способствующие проявлениям коррупции, если они устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Также к предпосылкам для коррупции относятся расплывчатость, многозначность языковых формул, которые создают условия для различного толкования текста правового акта. Положения нормативных правовых актов и их проектов могут способствовать легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их. Поэтому текст закона должен быть не только юридически грамотным, но и лингвистически выверенным и точным [7].

Кроме того, в российском законодательстве не закреплено единого определения коррупционного преступления, что способствовало бы более четкому отграничению данных видов преступлений от иных составов преступлений. В настоящее время существует лишь один межведомственный нормативный документ, определяющий критерии и перечень коррупционных преступлений — Перечень № 23 Указания Генпрокуратуры РФ № 450/85, МВД РФ № 3 от 28 декабря 2010 г. «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности». Данной проблеме также было уделено внимание на встрече Президента РФ Д.А. Медведева с представителями Генеральной прокуратуры РФ, следственных органов МВД России и Следственного комитета РФ, где отмечалось, что каждое ведомство по-своему трактует и относит те или иные составы преступлений к коррупционным, что приводит к расхождению в статистической отчетности [10].

Далее, коррупциогенными факторами в органах внутренних дел являются социальноэкономические, среди которых в первую очередь выделяется низкая заработная плата у большинства государственных служащих (особенно низшего звена, деятельность которых непосредственно связана с гражданами) и разработанная не на должном уровне система оплаты труда, направленной на стимулирование добросовестного исполнения служебных обязанностей, соблюдения законности и служебной дисциплины. Необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № 878 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации», с 1 января 2012 г. оклады денежного содержания повышены большинству сотрудников органов внутренних дел, что призвано повысить уровень доходов данной категории граждан. Также предпринимаются меры по обеспечению сотрудников жильем. Так, в ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено единовременные социальные выплаты на приобретение или строительство жилья сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел не менее 10 лет, что частично может решить жилищную проблему в МВД России. Однако не регламентируется вопрос обеспечения жильем сотрудников, имеющих стаж службы до 10 лет. Как одно из решений данной проблемы, можно предложить предоставление льготных жилищных кредитов на длительный срок.

Далее рассмотрим морально-психологические факторы коррупционной преступности сотрудников органов внутренних дел, которые можно условно подразделить на субъективные и объективные в зависимости от уровня воздействия на субъекта, в нашем случае — на сотрудника органов внутренних дел.

К субъективным факторам относятся вызванные спецификой службы в органах внутренних дел психические процессы, характер протекания которых зависит от индивидуально-психологических особенностей личности (темперамента, характера, способностей и т.п.), которые находят свое выражение во внешней деятельности, поведении сотрудника. Иными словами, субъективные социальные морально-психологические факторы, способствующие проявлению коррупции в органах внутренних дел, — это внутренние психические процессы, которые во внешнем проявлении (в поведении, в действиях) приводят к совершению сотрудником коррупционных правонарушений, в т.ч. и преступлений.

К одним из главных субъективных социальных морально-психологических факторов, относятся неспособность сотрудников адаптироваться к специфике службы, низкая стрессоустойчивость среди личного состава подразделений ОВД. Как отмечает К. Бартол, совершение криминальных действий для кого-то может стать способом адаптации и средством выживания в физически, социально или психологически тяжелых условиях [3]. Служба в органах внутренних дел сопряжена с постоянными стрессами, связанными со спецификой работы: криминальный контингент, с которым приходится работать сотрудникам, неблагоприятные условия несения службы (работа в ночные смены, усиленные варианты несения службы и т.п.), и это, несомненно, оказывает отрицательное влияние на психику, накладывает негативный отпечаток на психологические особенности личности сотрудника. Проблема социальной адаптации сотрудников органов внутренних дел к специфике своей службы, неспособность успешно адаптироваться к условиям работы, носящим зачастую стрессогенный характер, впоследствии может привести к профессиональной деформации, девиантным проявлениям в поведении сотрудников. Продолжительный стресс, состояние физического, психического и эмоционального истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, становятся причиной снижения адаптационных механизмов психики сотрудников ОВД и, как следствие, приводят не только к снижению показателей в профессиональной деятельности, к повышенной заболеваемости личного состава подразделения, но и к профессиональной деформации. Все это провоцирует девиантное поведение сотрудников, выражающееся в злоупотреблении спиртными напитками, употреблении наркотических средств, суицидах, совершении сотрудниками должностных проступков, правонарушений, в т.ч. и коррупционных преступлений.

Нередко при профессиональной деформации у сотрудников ОВД проявляется гипертрофированное право на применение насилия (в т.ч. с применением специальных средств, огнестрельного оружия), объектами которого являются граждане. Примером могут служить совершенные 27 апреля 2009 г. в супермаркете «Остров» (г. Москва, ул. Шипиловская) убийство двух человек и покушение на убийство 21 человека с применением табельного оружия майором милиции Д. Евсюковым, начальником Царицынского РОВД г. Москвы, впоследствии осужденным к пожизненному лишению свободы [9].

Кроме того, согласно статистическим данным информационного центра ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области о совершенных преступлениях сотрудниками органов внутренних дел за 1997—2010 гг., в большинстве случаев превышения сотрудниками своих должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), было применено насилие по отношению к гражданам, в связи с чем деяние квалифицировалось по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 116, 115, 111, 161 УК РФ и т.п.

К объективным социальным морально-психологическим факторам, способствующим проявлениям коррупции в органах внутренних дел, относятся те процессы, которые протекают в обществе в целом и в органах внутренних дел, в частности, и детерминируют коррупционную деятельность субъекта (субъектов).

Морально-психологическая среда, сложившаяся в нашем обществе, такова, что отмечается существование двойных стандартов оценки коррупции: с одной стороны, население негативно относится к фактам взяточничества со стороны чиновников, всегда с интересом и одобрением относится к публичным обвинениям в коррупции, к мерам противодействия этому злу, а с другой стороны, для решения свои личных проблем многие непременно прибегают к дарению подарков, а бывает, и даче взятки должностному лицу, от которого зависит принятие решения по важному для человека вопросу.

Таким образом, если верхушечная деятельность взяточников вызывает неприятие и требует мер противодействия, то внизу, на бытовом уровне, коррупция воспринимается скорее толерантно, грань между социальной нормой и отклонением от нее практически стирается [5]. В органах внутренних дел, как и в обществе в целом, наблюдается снижение требований к моральным и этическим критериям поведения самих сотрудников. «Откаты», взятки и подарки за исполнение своих должностных обязанностей становятся нормой, обыденностью.

Помимо рассмотренных нами основных факторов, способствующих совершению коррупционных преступлений сотрудниками органов внутренних дел, можно выделить и другие. Так, политические факторы заключаются в отсутствии эффективного политического механизма, подмене политической воли политическими лозунгами борьбы против коррупции, «фиктивной» политической жизни (отсутствие возможностей оппозиции реально влиять на ситуацию в основных сферах жизнедеятельности). Основой наличия в политической жизни страны коррупциогенных факторов является неэффективность работы правовых и законодательных норм (отчасти складывающаяся благодаря лоббизму), отсутствие политической добросовестной конкуренции, в конечном итоге приводящее к аномии и, как следствие, равнодушию к политической жизни общества, отсутствию активной гражданской позиции.

К организационно-управленческим коррупциогенным факторам относятся слабость институтов гражданского общества, призванных осуществлять социальный контроль, способствующий

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012

ограничению коррупции. Отсутствие действенного социального контроля в органах внутренних дел снижает эффективность работы данной системы (как и иной другой государственной системы), максимально возможную прозрачность деятельности (насколько это возможно, учитывая специфику службы в органах внутренних дел). Также к организационно-управленческим факторам, способствующим коррупции в органах внутренних дел, можно отнести низкое качество отбора кандидатов на службу, недостатки учетно-регистрационной дисциплины и т.п. Немаловажным является низкий уровень воспитательной работы руководителей с подчиненными сотрудниками, формальное отношение к правовой подготовке личного состава, к работе наставников с молодыми сотрудниками, что непосредственно является условиями совершения сотрудниками коррупционных преступлений.

Идеологические факторы коррупциогенного характера непосредственно связаны с системой концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к существованию коррупции. Примером могут служить бессистемные, непродуманные мероприятия по борьбе с коррупционерами, широко освещаемые в средствах массовой информации. В первую очередь они преследуют цель не борьбы с коррупцией, а достижения других результатов (например, создание благоприятного имиджа во время предвыборной компании) — т.е. имеет место манипулирование сознанием людей, их отношением к коррупции, к деятельности должностных лиц и, как следствие, создание негативного образа в целом (например, растиражированный образ «оборотня в погонах»), что приводит к снижению авторитета, утрате доверия населения к государственной власти.

Итак, к специфическим коррупциогенным факторам в органах внутренних дел можно отнести: некачественный отбор и расстановку кадров; низкий уровень проведения воспитательной, наставнической работы, правовой, морально-психологической подготовки сотрудников; повышенную стрессогенность службы; стремление к искажению реальных статистических данных, отражающих результаты деятельности органов внутренних дел; затрудненность социального контроля в связи со спецификой службы; отсутствие обстановки нетерпимости среди сотрудников к коррупционным проявлениям в органах внутренних дел.

Учитывая основные коррупциогенные факторы, можно предложить ряд следующих мер по противодействию коррупции в органах внутренних дел. На общесоциальном уровне: совершенствование российского антикоррупционного и уголовного законодательства: декларирование государственными служащими расходов, расширение перечня родственников государственного служащего, чьи доходы подлежат декларированию; дополнение перечня составов преступлений, по которым возможна конфискация имущества, нажитого преступным путем; создание обстановки нетерпимости в обществе к коррупции, оздоровление социальной среды; повышение в целом качества жизни российских граждан.

На специально-криминологическом уровне меры по противодействию коррупционным преступлениям в органах внутренних дел возможно подразделить на имеющие ведомственный и вневедомственный характер.

Ведомственное противодействие основывается на личных резервах системы органов внутренних дел и должно осуществляться через совокупность мероприятий, направленных на устранение, минимизацию, нейтрализацию негативного влияния факторов, способствующих проявлениям коррупции среди личного состава МВД России. К основным мерам предлагается отнести: эффективное применение антикоррупционного законодательства; разработка дифференцированной оплаты труда и льготного жилищного кредитования; обеспечение высокого уровня социальной защищенности сотрудников и членов их семей; проведение антикоррупционной экспертизы ведомственных нормативно-правовых актов, их проектов, регламентирующих деятельность сотрудников (приказы, распоряжения, должностные инструкции); улучшение качества отбора кандидатов на службу, где приоритетными качествами кандидата на службу должны быть высоконравственные внутренние установки и повышенная стрессоустойчивость; устранение формализма при проведении воспитательной и наставнической работы; внедрение антикоррупционного стандарта поведения; усиление роли психологического сопровождения служебной деятельности в органах внутренних дел.

Вневедомственное противодействие коррупционным преступлениям в органах внутренних дел на специально-криминологическом уровне заключается в деятельности органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, суда и других субъектов противодействия по предупреждению, пресечению, расследованию и привлечению к ответственности сотрудников за совершение общественно опасных деяний коррупционной направленности. При этом особое внимание необходимо уделять ранней профилактике коррупционных преступлений, а также подготовке профессиональных кадров, специализирующихся на противодействии коррупционным преступлениям.

На индивидуальном уровне профилактики коррупционных преступлений предложено осуществлять антикоррупционное воспитание сотрудников с учетом особенностей внутренней организационно-управленческой системы и специфики службы в МВД России по основным направлениям: профессиональное правовое, нравственно-этическое, патриотическое воспитание, морально-психологические подготовка и сопровождение служебной деятельности, наставничество, самовоспитание сотрудников.

Необходимо рассмотреть субъектов противодействия коррупционным преступлениям. К ним относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации

по проблемам стратегического планирования, в экономической и социальной сфере, по общественной безопасности, Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел, Общественный совет при МВД России, органы прокуратуры, следственные и судебные органы, органы юстиции, межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию коррупции и т.д.

Также субъектами противодействия коррупционным преступлениям сотрудников органов внутренних дел являются граждане, представительства различных конфессий, представители бизнес-сообщества, негосударственные общественные фонды, организации, деятельность которых непосредственно направлена на профилактику, борьбу с коррупцией, на мониторинг причин и условий, способствующих коррупции, в том числе и в органах внутренних дел (например, неправительственная организация «Национальный антикоррупционный комитет»). К субъектам противодействия можно отнести и те общественные организации, деятельность которых не связана с противодействием только коррупции, но так или иначе может влиять на факторы, способствующие коррупционным преступлениям, в том числе совершаемым сотрудниками органов внутренних дел (например, фонд «Индем», занимающийся политическими исследованиями, негосударственные благотворительные фонды и т.п.).

На индивидуальном уровне, например, в системе органов внутренних дел субъектами являются руководители подразделений ОВД, сотрудники кадровых подразделений (в том числе отделов морально-психологического обеспечения), правовых отделов; в органах прокуратуры — сотрудники структурных подразделений (прокуроры, помощники прокуроров, следователи.); в судебных органах — председатели судов, судьи; в органах юстиции — сотрудники учреждений исполнения наказаний, подразделений судебных приставов и др.

Также необходимо выделить еще один вид субъектов противодействия — международные организации, фонды, деятельность которых может быть не только от части направлена на противодействие коррупции (например, Организация объединенных наций, Совет Европы и др.), но и непосредственно направлена на борьбу с ней. Так, Советом Европы 01 мая 1999 года была создана группа государств против коррупции ГРЕКО, осуществляющая мониторинг соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-участников антикоррупционным стандартам Совета Европы. Россия стала участником ГРЕКО после ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и в 2008 году наша страна прошла раунды оценки экспертов-оценщиков, по результатам которых, 1—5 декабря 2008 г. в г. Страсбурге была дана оценка соответствующим аспектам российской антикоррупционной системы [2, 4].

Кроме того, в различных странах мира существуют международные общественные организации (например, общественная международная организация Transparency international (Транспаренси интернешенел), чья деятельность также непосредственно направлена на разработку международных программ по борьбе с коррупцией..

Средства массовой информации также являются одним из субъектов противодействия коррупции, так как способны оказывать позитивное влияние на социально-психологический климат в обществе, повышая уровень нетерпимости к фактам коррупции, снижая толерантность к коррупционным проявлениям.

Отметим, что предпринимаемые уголовно-правовые и криминологические меры по противодействию коррупции в России не могут дать быстрого положительного результата. Коррупция и коррупционные преступления как ее составляющая, имеют многовековую историю, и надеяться на позитивные изменения в ближайшие годы было бы не правильным. Изменение и оздоровление всей социальной среды, создание обстановки нетерпимости в обществе к коррупции займет не одно десятилетие. Поэтому, наличие жесткой политической воли в стабильном, постоянном, непрерывном проведении антикоррупционной политики в России, обеспечит положительную тенденцию в устранении, нейтрализации и минимизации негативного влияния основных коррупциогенных факторов.

Однако, активизация антикоррупционных процессов в стране, на первых этапах должна повлечь резкое увеличение количества выявленных фактов коррупционных преступлений, что, к сожалению, не отмечается в России. Это свидетельствует о глубоко укоренившейся коррупции, о застарелых коррупционных процессах во всех ветвях власти. Поэтому проводимое реформирование ряда государственных структур, модернизация экономики страны в целом, непосредственно должны способствовать эффективному противодействию коррупции в России.

В связи с этим добросовестное проведение всеми субъектами противодействия полного комплекса мероприятий, направленных на устранение, нейтрализацию и минимизацию негативного воздействия правовых, социально-экономических, нравственно-психологических, политических, идеологических и ряда других коррупциогенных факторов, является залогом успешной борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях.

Список литературы:

1. Айзенк, Г., Айзенк, М. Исследования человеческой психики. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 480 с.

2. Афанасьева, Т. Судимая коррупция // Российская бизнес-газета. — 2010. — № 736 (3). — С. 3.

3. Ъартол, К. Психология преступного поведения. — СПб.: Прайм-ЕВРЗНАК, 2004. — 352 с.

4. Воробьев, В. Россию пригласили в разведку // Российская газета- Центральный выпуск. — 2007. - № 4528. - С. 2.

5. Голик, Ю. В., Карасев, В. И. Коррупция как механизм социальной деградации. — СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — 329 с.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012

6. Кабанов, П. Л. Глава 3 Коррупция: явление, причины, противодействие // Частная криминология. — СПБ.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2007. — С. 155.

7. Митянина, Л. В. Методика выявления в проектах нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией: Сборник материалов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 24.06.2009 г. / под общ. ред. Богданова Л.П. — СПб.: Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, ООО «КОСКО», 2009. - С. 32-35.

8. Митянина, Л. Коррупциогенные факторы устранены // Аргументы и факты. Петербург. — 2010. — № 38. — С. 33.

9. Полетаев, В. Евсюков за Полярным кругом // Российская газета—Федеральный выпуск. — 2010. — 03 ноября. — № 5328 (249). — С. 5.

10. Стенограмма совещания Президента РФ Д.А. Медведева с руководством и следователями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и представителями гражданского общества 23.11.2011 г., 14.00, Московская область, Горки. иКБ: Ьйр//президент. РФ. (дата обращения 01.12.2011).

УДК 343.98 О.В. Челышева*

Соотношение фундаментальных и прикладных знаний в криминалистической науке

Статья посвящена рассмотрению взглядов российских учёных на природу криминалистики с точки зрения её отнесения к фундаментальным или прикладным наукам. Обосновывается авторский взгляд на данную проблему, формулируется вывод об утрате значения деления наук по данному признаку.

Ключевые слова: криминалистика, фундаментальные и прикладные науки, следственная практика.

O.V. Chelysheva*. Correlation of fundamental and applied knowledge in criminalistics. The

article is devoting to the consideration of main views of russian scientists on the nature of criminalistics from the view of its belong to fundamental or applied science. Substantiates the authors view on this problem, formulated a conclusion about the loss of value of the division on the basis of science.

Keywords: criminalistics, fundamental and applied science, investigation practice.

Важнейшей проблемой, связанной с определением сущности криминалистических знаний, является вопрос о прикладном характере данной науки. Надо отметить, что эта проблема всегда находилась в поле зрения как криминалистов, так и учёных смежных отраслей знания, в первую очередь в области уголовно-процессуального права. Особенно интересен тот факт, что на разных этапах развития криминалистики в понятие прикладного характера вкладывалось различное содержание.

Рассмотрим основные подходы к пониманию прикладного характера криминалистики.

Криминалистика стала развиваться из потребностей практики, поэтому именно практическая её сторона находилась как бы на виду и двигала учёных к необходимости изучения собственно закономерностей свойств явлений и процессов, привлечению новых теоретических знаний из других наук.

Особенно активно термин «прикладная наука» стал использоваться с конца 30-х гг. XX в. На этом этапе становления криминалистика определялась как наука о приёмах и средствах раскрытия и расследования преступлений, важнейшей задачей, которой считалось приложение к практике расследования преступлений данных естественных и технических наук.

Таким образом, фактически сформировался один из вариантов определения прикладного характера криминалистики, согласно которому криминалистика является прикладной наукой, поскольку служит «проводником» знаний, полученных в рамках иных наук (естественных и технических) в практику раскрытия и расследования преступлений. Иными словами, криминалистика служит средством «приложения» научных достижений к практической деятельности.

Вторым вариантом является подход, согласно которому под прикладным понимали «вспомогательный», «подсобный» характер науки. При таком подходе должна существовать основная

* Челышева, Ольга Владиславовна, профессор кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. E-mail: [email protected].

* Chelysheva, Olga Vladislavovna, professor of criminalistics department of Saint Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 13 марта 2013 года.

© Челышева О.В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.