Научная статья на тему 'Основные причины и условия коррупционного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России'

Основные причины и условия коррупционного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1498
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ КОРРУПЦИИ / REASONS AND CONDITIONS OF CORRUPTION / КРИМИНОГЕННАЯ МОТИВАЦИЯ / CRIMINAL MOTIVATION / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / COMBATING CORRUPTION / МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / MIGRATION SERVICE / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудряшова Галина Николаевна, Тимина Татьяна Николаевна, Сахарова Татьяна Александровна

В данной статье проводится системное исследование основных детерминант коррупционного поведения сотрудников в системе Федеральной миграционной службы России. Рассматриваются приоритетные направления антикоррупционной политики, позволяющие оперативно устранять причины и условия, порождающие это негативное антисоциальное явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main causes and conditions of the corrupt behavior of migration departments personnel of the MIA of Russia

Systematic research of the main determinants of corrupt behavior of civil servants of the federal migration service is provided in this article. The priority areas of anti-corruption policy that allows to eliminate quickly the causes and conditions which generate this antisocial negative phenomenon are described.

Текст научной работы на тему «Основные причины и условия коррупционного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России»

Кудряшова Г.Н., Сахарова Т.А., Тимина Т.Н. Основные причины и условия коррупционного поведения.

3. Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ре сурс] // До ступ из http://www.council.gov.ru.

4. Фомина, И. А. Методика расследования незаконной рубки лесных насаждений (по материалам регионов Восточной Сибири) : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 250 с.

5. Каплунов, В. Н. Преступления, посягающие на лесные ресурсы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика (по материалам Дальневосточного федерального округа) : дис. ... канд. юрид. наук. - Хабаровск, 2011. - 208 с.

6. Аверина, К. Н. Правовая охрана лесов сравнительно-правовой анализ : дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 183 с.

7. Селяков, Н. А. Криминологические и уголовно-правовые меры противодействия незаконной рубке, уничтожению или повреждению лесных насаждений : дис. ... канд. юрид. наук. -СПб., 2010.

- 201 с.

8. Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Доступ из www.un.org.ru.

9. Официальный сайт УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс] // Доступ из официального сайта УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области http://78.fsin.su.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2015 г. - Москва: Эксмо, 2015. - 224 с.

11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»: URL: http://www.consultant.ru.

12. Лесной кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект, КноРус, 2014. - 80 с.

13. Острошенко, В. В. Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов.

- Уссурийск: ПГСХА, 2005. - 160 с.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» № 21 от 18 октября 2012 г. // Российская газета. - 2012. - 31 дек. - Вып. № 5924.

15. Балян, Э. В. Специфика противодействия теневым экономическим отношениям и коррупции в сфере природопользования : дис. ... канд. юрид. наук. - Тамбов, 2012. - 242 с.

УДК 340

Г.Н. Кудряшова*, Т.А. Сахарова**, Т.Н. Тимина***

Основные причины и условия коррупционного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России

В данной статье проводится системное исследование основных детерминант коррупционного поведения сотрудников в системе Федеральной миграционной службы России. Рассматриваются приоритетные направления антикоррупционной политики, позволяющие оперативно устранять причины и условия, порождающие это негативное антисоциальное явление.

Ключевые слова: коррупция, причины и условия коррупции, криминогенная мотивация, противодействие коррупции, миграционная служба, криминологическая профилактика.

G.N. Kudryashova*, T.A. Sakharova**, T.N. Timina***. The main causes and conditions of the corrupt behavior of migration departments personnel of the MIA of Russia. Systematic research of the main determinants of corrupt behavior of civil servants of the federal migration service is provided

* Кудряшова, Галина Николаевна, доцент кафедры судебно-экспертной деятельности Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-23-07. [email protected].

** Сахарова, Татьяна Александровна, старший преподаватель кафедры административная деятельность ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 73025-81. E-mail- [email protected].

*** Тимина, Татьяна Николаевна, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры уголовного права ФГКОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет МВД России». Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8 (812) 744-70-19. E-mail: [email protected].

* Kudryashova, Galina Nikolayevna, associate professor of the department of forensic activities of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, candidate of psychological sciences. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: 744-23-07. E-mail: [email protected].

** Sakharova, Tatiana Alexandrovna, senior lecturer of the department of administrative activities of internal affairs bodies of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia, candidate of law sciences. Address: Russia, 198206, Sankt-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Phone: 730-25-81. E-mail: [email protected].

*** Timina, Tatiana Nikolayevna, Deputy Head of the Criminal Law Department of St. Petersburg University of Ministry of Interior of Russia, PhD. Address: Russia, 198206, Sankt-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Tel.: 8 (812) 744-70-19. E-mail: [email protected].

© Кудряшова Г.Н., Сахарова Т.А., Тимина Т.Н., 2016.

Криминалистика, криминология, ОРД

in this article. The priority areas of anti-corruption policy that allows to eliminate quickly the causes and conditions which generate this antisocial negative phenomenon are described.

Keywords: corruption, reasons and conditions of corruption, criminal motivation, combating corruption, migration service, crime prevention.

Исследование причин и условий коррупционного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России позволяет заключить, что в основе их криминальной активности лежит криминогенная, прежде всего корыстная мотивация [9; 11]. Содержание криминогенной мотивации следует рассматривать, исходя из деления преступников на две категории: 1) обладающие социально-психологическими дефектами (например, в сфере корпоративной этики общей и правовой культуры), недостаточной профессиональной подготовкой и т.д.; 2) руководящие работники (среднего и достаточно высокого уровня), пользующиеся авторитетом в коллективе, не имеющие взысканий; как правило, они имеют несколько высших образований, регулярно повышают свои знания на различных курсах, семинарах и т.д. Кроме того, представители данной категории лиц умело используют «разветвлённые» коррупционные связи, которые складывались годами.

Коррупционные преступления представляют наибольшую опасность для общества, в котором ещё окончательно не сформировались демократические институты, способные осуществлять эффективный контроль государственного аппарата. «Вредность» рассматриваемых преступлений заключается ещё и в том, что они совершаются должностным лицами; в общественном сознании формируется мнение, что взятка - это «дополнительный, полулегальный» доход чиновников, сотрудников различных министерств и ведомств. Таким образом, должностные лица, потворствуя коррупционным процессам, наносят вред правам российских и иностранных граждан, обществу и государству в целом, полностью дискредитируют Закон и культивируют правовой нигилизм.

У коррупционера стремление к незаконному обогащению любой ценой не просто сосуществует с другими потребностями, а пронизывает всю мотивационную сферу, убеждения, определяет направленность интересов, всей поведенческой активности. Со временем у таких людей развиваются выраженные эгоистические потребности, и они начинают игнорировать интересы окружающих, не замечать проблемы своих коллег, не обращать внимания на ущерб, который они наносят. Формирование преступной мотивации - сложный и длительный процесс, который осуществляется под влиянием изъянов воспитания, социальной среды и особенностей психики. При этом следует помнить, что правомерное или преступное поведение личности никогда не определяется только одним мотивом, а имеет причинную совокупность, т.е. связь мотивов. Тот или иной выбор человека зависит как от лично усвоенных норм, внутренних побуждений, так и от особенностей микросоциума, с которым он тесно взаимодействует.

0.В. Старков указывает, что корыстная криминогенная мотивация у должностных лиц может быть отнесена к одному из трех типов.

1. Корысть, которая проявляется в виде устойчивой мотивации (постоянного стремления) к накопительству, стяжательству; как правило, это довольно примитивные. ограниченные индивиды, лишенные широких интересов и духовных запросов.

2. Корысть, характерной чертой которой является стремление быть в центре всеобщего внимания, вызывать зависть, создавать впечатление о собственном финансовом благополучии (сотрудники стремятся покупать дорогие машины, модную одежду, посещать увеселительные заведения, престижные зарубежные курорты). Автор назвал таких лиц «прожигателями». Для данной категории сотрудников свойственна эмоциональная лабильность (т.е. перепады настроения), внушаемость.

3. Недостаточность средств к существованию («корысть-нужда») встречается у служащих, не способных обеспечить свои многочисленные долговые обязательства (потребительские кредиты, ипотеку т.д.). Нередко они являются источником различных конфликтов в коллективе. [12, с. 314].

Представители последних двух групп склонны к алкоголизации и азартным играм.

Под внутренними условиями преступного поведения сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России следует понимать доминирующую индивидуально-личностную установку, влияющую на формирование криминогенной мотивации. При этом можно выделить следующие психологические особенности преступников: 1) завышенная самооценка; 2) стандартное мышление; 3) жадность; 4) поверхностность суждений.

Коррупционерам, имеющим недостаточный жизненный и профессиональный опыт, присущи следующие свойства:

- экстравертированностъ (доминирует направленность мыслей, эмоций, всей поведенческой активности «вовне», что проявляется в отсутствии тактичности, неразборчивости в связях, знакомствах;

- отсутствие «морального стержня», что проявляется в стремлении к «сиюминутным» удовольствиям и гедонистическим установкам;

- заискивание перед начальством и наиболее «авторитетными» сотрудниками;

- амбивалентное (двойственное) отношение к исполнению служебных обязанностей: с одной стороны, наблюдается стремление заслужить высокую оценку руководства, с другой - попытки найти личную выгоду, наладить коррупционные отношения;

- затруднённые или недостаточно сформированные прогностические способности.

Представителям второй группы коррупционеров (преимущественно лицам из числа

руководящего состава) также присущи вполне конкретные (специфические) свойства:

Кудряшова Г.Н., Сахарова Т.А., Тимина Т.Н. Основные причины и условия коррупционного поведения...

- среди них преимущественно встречаются личности, которые могут быть отнесены к слабо выраженным интровертам, хотя, безусловно, встречаются и экстраверты;

- эмоционально-волевая сфера отличается стабильностью, стрессоустойчивостью, повышенной адаптированностью к неблагоприятным факторам;

- широкий кругозор, проницательность, высокие оперативные способности интеллекта - всё это производит выгодное впечатление на окружающих;

- нередко указанные сотрудники являются неформальными лидерами, они создают атмосферу групповой сплоченности (а иногда и групповой поруки), формируют жёсткую иерархию в коллективе (каждый подчинённый выполняет отведённую ему роль в системе служебных и межличностных отношений);

- для таких сотрудников характерен рациональный тип поведения, который основывается на тщательно продуманной оценке происходящих событий и выборе того или иного решения. При необходимости они так же умело прибегают к конформизму, угодничеству, чутко улавливают изменяющуюся ситуацию и всегда готовы поддержать позицию начальства;

- в целом их социально-психологические особенности характеризуются высоким честолюбием, уравновешенностью характера, лидерскими качествами, способностью манипулировать окружающими [1, с. 54-57]; [3, с. 3-10].

Говоря о типологии неформальных лидеров-коррупционеров, считаем возможным предложить следующую типологию данной категории лиц:

1) «харизматичный» лидер (вдохновитель) - этот тип, не лишенный внутреннего обаяния, воспитания, интеллекта; его коммуникативные возможности позволяют достаточно близко приближаться к любому члену группы; он прекрасно планирует свои действия, при этом предпринимает все возможные меры для того, чтобы максимально обезопасить себя; подобные люди могут выступать в виде советников или юридических консультантов для представителей организованной преступности, криминальных авторитетов, «воров в законе»;

2) лидер-организатор - это генератор идей, который прекрасно проявляет себя в правовом поле и в криминальной деятельности; к таким людям охотно идут за советом как сотрудники, так и бизнесмены для решения вопросов криминального характера; эти люди относятся к трудоголикам и, находясь под жестким контролем, стремятся «не испытывать судьбу»;

3) лидеры смешанного типа - их можно отнести к успешным приспособленцам, у них выражены истероидные черты личности, они прекрасно играют чувствами окружающих, безо всяких проблем могут вызвать у начальства или подчиненных сочувствие, сострадание, получить поддержку. Как правило, они сами разрабатывают планы, организуют и руководят преступными действиями;

4) авторитарные лидеры-коррупционеры - встречаются достаточно редко; в основном это представители эпилептоидного типа личности, т.е. очень сильные, властные, про которых нередко говорят, что «они крайне тяжелы на подъём»; такие люди стараются свести риск до минимума, «не размениваются по мелочам» и, как правило, тщательно готовят какую-либо одну крупную операцию в течение длительного времени. При этом весь период подготовки они позиционируют себя как исключительно честные и порядочные люди, борцы с коррупцией;

5) ситуативный лидер - человек, который занял лидирующие позиции и получил возможность (решать коммерческие вопросы) в силу случайных обстоятельств; такие люди достаточно непредсказуемы, поведение их зависит от внешних обстоятельств и отношения к ним ближайшего окружения.

Внешней причиной преступного поведения коррупционера является криминогенная ситуация. Теоретические представления о ситуации и её месте в механизме конкретного преступления нашли своё отражение в работах отечественных криминологов, которые указывали, что преступник, совершая преступление, всегда действует в определённой «криминальной» ситуации. Однако он привносит в неё (создавая, используя, подчиняясь и т. п.) реальное проявление своих индивидуально-личностных качеств - результата формирующих воздействий опредёленного, «сфокусированного» стечения обстоятельств. Таким образом, возникает «предкриминальная» или вполне определённая жизненная ситуация.

Предкриминальная ситуация представляет собой совокупность внешних взаимосвязанных обстоятельств, которые предопределяют реализацию преступных намерений и непосредственно преломляются в процессе контакта с личностью индивида. В отечественной криминологии ситуации, предшествующие преступлению, принято разделять на криминогенные и некриминогенные (нейтральные). Предкриминальная ситуация объективно создаёт оптимальные условия для совершения преступления. С субъективной стороны она влияет на возникновение преступного умысла и характер поведенческой активности. Однако следует помнить, что в любой криминогенной ситуации за человеком всегда остаётся право выбора - преступить закон или остаться законопослушным гражданином [7, с. 179-189; 10].

По мнению отечественных авторов, совершение преступления возможно лишь при совпадении двух детерминационных векторов: а) антисоциальной настроенности личности б) специфической предкриминальной ситуации (которую в рамках детерминации следует рассматривать одновременно как причину и условие конкретного преступления) [6, с. 306-313].

Причинный комплекс, порождающий криминальную активность служащих подразделений по вопросам миграции МВД России, чётко прослеживается на взаимодействии трёх уровней. Первый уровень затрагивает общественные отношения и объединяет в себе специфику, характерную для причин, генерирующих преступность в целом. На уровне видовой преступности причинный комплекс характеризуется преступлениями, которые совершаются специфическими субъектами. На индивидуальном уровне чётко прослеживается семантика отрицательных социально-психологических,

Криминалистика, криминология, ОРД

морально-нравственных свойств личности. В то же время связь общих причин с причинами, непосредственно порождающими указанную категорию преступлений, носит неоднозначный характер, т.к. общие причины искажаются (преломляются) в каждом отдельном случае. Причинная обусловленность криминальной активности служащих подразделений по вопросам миграции МВД России обладает специфическими особенностями как по форме, так и по содержанию [4; 5, с. 153-168].

По мнению С.А. Алтухова, к формальной стороне можно отнести наличие двух источников криминогенности: один полюс находится внутри ведомства, а другой - за её пределами. При этом более значим второй полюс криминогенности, который кроется во влиянии общих причин. Как правило, анализ причин и условий преступности требует проникновения в глубинные пласты экономических, социальных и других общественных противоречий, изучения скрытых явлений и процессов, распутывания сложных переплетений самых различных связей и отношений [2, с. 19-24].

Не вызывает сомнений, что причины коррупционной преступности сотрудников подразделений по вопросам миграции МВД России непосредственно связаны с общей криминогенной обстановкой в обществе, с деструктивными процессами люмпенизации и маргинализации значительных слоёв населения, с кризисом в сфере государственного управления.

Подразделения по вопросам миграции МВД России неоднократно подвергались реформированию, что негативно сказывалось на работе как самих сотрудников, так и самой организации в целом. В определённые годы отмечалась высокая текучесть кадров и, к сожалению, вакансии далеко не всегда занимали специалисты соответствующего уровня и с незапятнанной репутацией. Так, в одном из своих интервью К.О. Ромодановский заявил, что подразделения по вопросам миграции испытывают кадровый голод, но при этом необходимо избавляться от случайных людей. В 2006 г. органы Федеральной миграционной службы объединили паспортно-визовую службу и подразделения по делам миграции органов внутренних дел с выводом их в отдельную структуру прямого подчинения. 5 апреля 2016 г. Указом Президента РФ № 156 было объявлено об упразднении службы и передаче ее функций Главному управлению по вопросам миграции МВД России.

Несмотря на сравнительно небольшую историю существования (имеется в виду - до 2016 г.), подразделениям по вопросам миграции МВД России в определённый период удалось стать особым социальным институтом, в рамках которого объективно формировались и существовали причины, способствующие возникновению и расширению коррупционной составляющей (в первую очередь имеется в виду возможность получения незаконной выгоды за счёт предоставления государственных услуг). Не вызывает сомнений, что некоторые причины актуальны и на сегодняшний день.

Н.В. Муленко абсолютно правильно указывает, что в современном мире проблема коррупции является одной из важнейших в органах исполнительной власти. Особенно остро она стоит там, где осуществляется интенсивное и непосредственное взаимодействие должностных лиц с гражданами и организациями по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг и исполнения государственных функций. Приоритетным направлением в сфере противодействия коррупции в системе подразделений по вопросам миграции МВД России следует считать внедрение системы «электронных административных регламентов». Система нацелена на реализацию конституционных прав граждан по предоставлению им качественных государственных услуг при одновременном повышении эффективности и прозрачности деятельности властных структур. Вместе с тем автор указывает, что необходимо в кротчайшие сроки уделить должное внимание анализу ошибок и пробелов миграционного законодательства, которые нередко приводят к ненадлежащей практике его правоприменения служащими ФМС России [8].

К числу факторов, определяющих противоправное поведение служащих подразделений по вопросам миграции МВД России, следует отнести слабый контроль со стороны руководителей подразделений и недостаточный прокурорский надзор за их деятельностью (об этом свидетельствуют результаты служебных проверок). И. М. Мацкевич писал: «Понятие причинной связи - одно из центральных звеньев в понятийном аппарате криминологии. Без уяснения механизма действия, причин и условий невозможно ни предложить криминологический прогноз, ни (самое главное) вести сколько-нибудь целенаправленную борьбу с преступностью» [13].

Важнейшим условием успешности антикоррупционной политики является неотвратимость ответственности каждого виновного за совершенное им правонарушение (преступление). Ответственность коррупционера должна быть не только неизбежной, но и адекватной (соразмерной) тому вреду, который он причинил личности, обществу, государству.

На основании сказанного представляется возможным сформулировать ряд основных мер, необходимых для борьбы с коррупционными проявлениями в подразделениях по вопросам миграции МВД России:

1) системная подготовка (с учётом изучения современных антикоррупционных стратегий) как борцов с экономическими преступлениями и коррупцией, так и сотрудников Федеральной миграционной службы;

2) переоснащение и модернизация технической базы юридических вузов, обучение молодых сотрудников работе с новейшими средствами массовых коммуникаций;

3) активизация и всестороннее обеспечение деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов;

4) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан, обеспечение их доступа к информации о деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России;

Лейнова О.С., БруевичМ.Ю. Некоторые вопросы назначения и проведения взрывотехнической...

5) проблемы противодействия коррупции сводятся не только к проблемам управления, но и к решению широкого круга социологических и этических задач. Руководители подразделений по вопросам миграции МВД России всех уровней должны учитывать, что антикоррупционное воспитание и управление поведением сотрудников через их психологию и нравственность значительно более эффективно, чем использование административных и уголовно-правовых воздействий

К сожалению, анализ конкретных уголовных дел, материалы служебных проверок, свидетельствуют, что предупредительный потенциал государственного реагирования на факты коррупционной активности сотрудников используется ещё не в полной мере. Именно безнаказанность и попустительство за дисциплинарные, гражданско-правовые, административные правонарушения коррупционной направленности способствуют возникновению новых негативных явлений в коллективе, а в ряде случаев приводят и к совершению преступлений.

Список литературы

1. Абрамовская, О. Р., Майоров, А. В. Криминологические особенности личности коррупционного преступника // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - № 37 (291). - С. 54-57.

2. Алтухов, С. А. Тенденции преступности и проблемы её предупреждения в условиях реформирования системы МВД России // Актуальные проблемы современного уголовного права и криминологии : сб. науч. трудов, посвященных Дню российской науки / отв. ред. А.Г. Кибальник. -Ставрополь: Сервисшкола, 2010. - С. 19-24.

3. Безродная, Н. В. Особенности личности коррупционера // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2010. - № 2 (53). - С. 3-10.

4. Гончаренко, Г. С. Криминологический анализ личности коррупционного преступника // Сайт Адвокатской палаты Ростовский области [Электронный ресурс]. - URL: http://www.advpalataro. ru (дата обращения 10 марта 2016 г.).

5. Криминологическая характеристика и профилактика отдельных видов преступлений : учебно-методическое пособие / под общ. ред. П.П. Баранова. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - С. 153-168.

6. Криминология : учебник / под ред. Г.Л. Касторского. - СПб.: МИЭП, СПбИГО, ООО «Книжный дом», 2007. - С. 306-313.

7. Криминология : учебник для юридических вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, В.П. Сальникова, С.В. Степашина. - СПб.: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 1999. - С. 179-189.

8. Муленко, Н. В. Роль руководителя территориального органа ФМС России по профилактике коррупционных правонарушений // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2014. - № 1. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10 марта 2016 г.).

9. Саушева, Е. А. Криминологическая характеристика личности преступника, совершающего коррупционные преступления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 5. [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10 марта 2016 г.).

10. Ситковская, О. Д., Андрианов, М. С., Кроз, М. В., Ратинова, Н. А. Криминальная психология : курс лекций. - М.: Проспект, 2015. [Электронный ресурс]. - URL: https://books.google.ru (дата обращения 10 марта 2016 г.).

11. Сорокин, Р. С. Противодействие коррупции в сфере оказания государственных и муниципальных услуг посредством принципа прозрачности // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 2-2 (33). [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения 10 марта 2016 г.).

12. Старков, О. В. Криминопенология : учебное пособие. - М.: Экзамен, 2004.

13. Мацкевич, И. М. Причины и условия преступности военнослужащих: По материалам криминологического исследования // Правоведение. - 1999. - № 2. - С. 165-173.

УДК 343.977

О.С. Лейнова*, М.Ю. Бруевич**

Некоторые вопросы назначения и проведения взрывотехнической экспертизы

В статье рассматриваются вопросы назначения и производства взрывотехнической экспертизы в правоохранительной практике, её виды, предлагаются списки вопросов, ставящихся на разрешение эксперта-взрывотехника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: взрыв, взрывотехническая экспертиза, взрывные устройства, взрывчатые вещества.

O. S. Leinova*, M. Y. Bruevich**. Some issues of the assignment and conduction of the explosive expertise. Issues of the assignment and conduction of the explosive expertise in law enforcement activity and their types are considered in this article. Lists of questions which can be raised before explosives expert are proposed.

Keywords: explosion, explosive expertise, explosive devices, explosives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.