Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КНР: МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОНТРОЛЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КНР: МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшие учебные заведения / борьба с коррупцией / КНР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КНР: МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОНТРОЛЯ»

Вэй Лиянь1

кандидат управленческих наук, доцент Сямэньского университета КНР

weiliyan7691@xmu.edu.cn

Чжао Сяомэн

аспирант Института государственного управления Сямэньского университета, государственный служащий

Организационного отдела города Цзясин провинции Чжэцзяна

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КНР: МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОНТРОЛЯ2

Ключевые слова: высшие учебные заведения, борьба с коррупцией, КНР.

В XXI веке китайские университеты вступили в период быстрого развития: начала расширяться автономность университетов при зачислении студентов, учреждении и регулировании дисциплин и специальностей, при использовании фондов, направленных на научные исследования, и учреждении институциональных структур. Однако в условиях, когда своевременно не принимаются необходимые меры по контролю и регулированию, легко превратить полномочия в инструмент личного обогащения небольшой группы людей. Большое число высших учебных заведений в процессе быстрого развития оказались не в состоянии создать комплексный и эффективный механизм раннего предупреждения, контроля и профилактики рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата, что привело к увеличению числа коррупционных инцидентов в высших учебных заведениях, а также к повышению рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата. Поскольку университет выполняет особые социальные функции и обладает особым социальным статусом, это приводит к тому, что коррупционные случаи в высших учебных заведениях оказывают негативное социальное воздействие, превосходящее воздействие коррупционных дел среди государственных служащих. В настоящее время КНР проводит работу по созданию университетов мирового уровня, поэтому срочно требуется совершенствование механизмов профилактики и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата, усиление исследований, касающихся данных механизмов, которые будут способствовать совершенствованию работы по предотвращению и контролю рисков, эффективному предотвращению и наказаниям за факты коррупции в высших учебных заведениях, формированию некоррумпированного управленческого аппарата университетов, а значит, и повышению качества высшего образования в Китае.

1. Необходимость профилактики и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений Китая

1) Понятие предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений Китая

В Китае термин «честность и неподкупность управленческого аппарата» впервые появился в трактате «Вёсны и осени Яньцзы» (У-1У в. до н.э.). Противоположностью неподкупности является коррупция. Неподкупность относится к характеристикам лиц, обладающих соответствующими полномочиями. Термин «риск» (иероглифы «ветер» и «опасность») был впервые применен к рыболовству. Усиление ветра для рыбаков означало приближение опасности, Таким образом, объединение иероглифов «ветер» и «опасность» выражает неопределенность будущего. И эта неопределенность зачастую предполагает потенциальную опасность. По мере развития общества люди стали под рисками подразумевать неопределенность ожидаемых затрат или ожидаемой прибыли. Таким образом, риски в области честности и неподкупности управленческого аппарата относятся к возможности совершения ряда коррупционных деяний, при которых лица, обладающие полномочиями, в погоне за личной выгодой наносят ущерб общественным интересам, а также к неопределенности последствий причиненного ущерба.

Исходя из этого, мы можем полагать, что профилактика и контроль рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений - это принятие мер предосторожности, касающихся коррупционных деяний, в отношении лиц, обладающих полномочиями в процессе осуществления этих полномочий. С помощью разработанных схем проверки и контроля ключевых моментов управленческой деятельности можно уменьшить вероятность совершения коррупционных деяний и, в конечном итоге, сформировать рабочие механизмы по предотвращению коррупции в колледжах и университетах.

1 Профессиональные интересы: качество государственного управления, социальная политика и др.

2 Данная статья подготовлена при поддержке проекта Государственного фонда социальных наук КНР (проект 19БОЬ219), а также при поддержке проекта развития философии и социальных наук Сямэньского университета.

2) Форма проявления рисков честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных

Существуют различные формы проявления рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных, однако у них есть некоторые общие черты.

а. Риски при капитальном строительстве

Как всем известно, инфраструктурные проекты высших учебных заведений являются капиталоемкой областью высокого риска. Инфраструктурные проекты высших учебных заведений в основном касаются геологоразведки, проектирования, надзора, проведения тендеров и др. Если эти этапы не будут находиться под надлежащим контролем, они могут стать пространством для многих незаконных манипуляций. Например, если в процессе проведения торгов не будут приняты строгие меры для обеспечения справедливости, беспристрастности и открытости, это легко приведет к таким незаконным действиям, как представление заявок, основанных на предварительном сговоре, ценовой сговор и др., что превратит инфраструктурный проект университета в инструмент получения личной выгоды небольшой группы людей.

Таблица 1

Риски в сфере инфраструктуры

Точки риска Анализ факторов риска

Оформление процедур, связанных с капитальным строительством Своевременно ли происходит оформление всех процедур, связанных с созданием инфраструктуры

Расходы ранних периодов Соответствуют ли регламентам, поданы ли заявления на освобождение или снижение налогов согласно регламентам

Выбор объекта для геологоразведочных изысканий Выбран ли объект для геологоразведочных изысканий согласно установленным регламентам

Расходы на геологоразведочные изыскания Соответствуют ли расходы на геологоразведочные изыскания нормативам взимания платы и льготным требованиям

Выбор проектной организации Произведен ли выбор проектной организации согласно установленным регламентам

Взимание расходов на проектирование Соответствует ли взимание расходов на проектирование нормативам взимания платы

Утверждение тендера Зафиксированы ли нарушения при утверждении тендера

Подготовка тендерных документов Проходила ли подготовка тендерных документов на недобросовестных условиях

Продажа тендерной документации Соответствует ли финансовым регламентам вуза

Публикация информации о тендере Соответствует ли регламентам публикация информации о тендере

Тендерные процедуры Соответствует ли регламентам осуществление тендерных процедур

Подписание контрактов Соответствуют ли условия контракта условиям торгов или переговорам между двумя сторонами, имеют ли условия контракта явную тенденцию к выгоде одной из сторон, представлен ли контракт на утверждение в соответствии с установленными регламентами

Исполнение контракта Ведется ли работа в соответствии с условиями контракта

Контроль изменения проекта Являются ли изменения проекта эффективными, рациональными

Визирование на месте Является ли действительным визирование на месте

Заготовка и приемка материалов Соответствует ли закупка материалов согласованным требованиям контракта, произведены ли изменения в соответствии с процедурой обращения в вышестоящие инстанции, были ли материалы рекомендованы

Качественная приемка инженерных работ Соответствует ли приемка качества работ согласованным стандартам

Промежуточные платежи за строительные работы Соответствуют ли промежуточные платежи за строительные работы установленным договором

Выбор марки строительных материалов Определены ли временно три и более марок строительных материалов, соответствует ли марки материалов стандарту качества, прошли ли комплексную проверку и утверждение предварительно определенные марки материалов

Проверка бюджетной цены или контрольной цены Завышена или занижена бюджетная цена или контрольная цена

Измерения на месте На основании фактической ли ситуации проведено увеличение/уменьшение измерений

Проверка расчетов На основании фактической ли ситуации проведено увеличение/уменьшение при проверке расчетов

Управление финансированием Соответствуют ли расходы финансовым требованиям вуза

Закупка оргтехники и расходных материалов Проведена ли закупка в соответствии с регламентом

Источник информации: разработано в соответствии с должностными обязанностями Управления капитального строительства X вуза

б. Риски при закупках товарно-материальных ценностей

Закупки вузов стали неотъемлемой частью совершаемых коммерческих операций. Объем закупок постоянно расширяется, а количество закупок постоянно повышается, при этом риски честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений также увеличиваются. В последние годы по причине растущих инвестиций вузов, широкого ассортимента закупок товарно-материальных ценностей, большого объема, многообразия форм, закрытых процессов, недостатка контроля, в сфере закупок участились случаи коррупции. Стандартизация процедуры закупок в высших учебных заведениях позволит повысить качество и эффективность закупок, а также усовершенствовать механизм надзора в сфере закупок, улучшит структуру управления, а также будет содействовать профилактике и контролю рисков честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений. В настоящее время большинство высших учебных заведений в Китае уже создали относительно совершенную систему управления материальными закупками, однако в ходе реального аудита выяснилось, что управление контрактами на закупки недостаточно стандартизировано. Например, помимо специалистов по закупкам, не хватает сторонних независимых должностей для проверки подписанных контрактов, а также создания единого и унифицированного журнала учета, что создает определенные трудности для надзора и регулирования закупок материальных ценностей.

Таблица 2

Риски в закупках товарно-материальных ценностей

Точки риска Анализ факторов риска

Составление плана закупок Произвольное представление плана закупок. Недостаточно строгая проверка подаваемого плана закупок, отсутствие механизма многостороннего аудита плана закупок, отсутствие специальной системы мотивировки для большого объема средств и плана чрезвычайных закупок

Отчеты о закупочных ценах Доклад о завышенных, несоответствующих рыночной конъюнктуре ценах

Подписание закупочного контракта Неверный выбор методов закупок, недостаточная конкуренция, ситуации, когда экономическую эффективность закупок трудно гарантировать, непрозрачность процесса подписания контракта, получение комиссии ответственным лицом по закупкам, контракт на закупку не вовремя сдан в архив.

Выполнение закупочного плана Отсутствие строгих мер при проведении приемочной проверки или вход в сговор соответствующих сотрудников для совершения злоупотреблений, что приводит к отклонениям от соответствующих показателей фактических закупочных материалов.

Управление издержками при осуществлении закупок Информация о закупке не была проверена вовремя, в результате чего сумма покупки не соответствует фактической сумме.

Источник информации: разработано в соответствии с должностными обязанностями Управления капитального строительст-

ва X вуза

в. Риски управления материально-техническим обеспечением

Управление материально-техническим обеспечением в высших учебных заведениях является важной гарантией обеспечения учебной среды и среды жизнедеятельности для преподавателей и студентов вузов, которая включает в себя множество экономических звеньев, таких как управление фондом недвижимости в университетах, управление обеспечением продуктами питания, домоуправление, и управление обучающим и офисным оборудованием и т.д. Тенденция к развитию социализации в сфере логистики в вузах, которая стала популярной в последние годы, сделала управление материально-техническим обеспечением связующим звеном между высшими учебными заведениями и социумом и стала одним из важных факторов содействия модернизации управления университетами. Тем не менее, процессы управления материально-техническим обеспечением в некоторых высших учебных заведениях непрозрачны, соответствующие системы контроля и утверждения не являются строгими, что часто приводит к увеличению рисков честности и неподкупности в управлении материально-техническим обеспечением.

Таблица 3

Риски в области управления материально-техническим обеспечением

Точки риска Анализ факторов риска

Приглашение и отбор кандидатов подразделения по управлению материальными ресурсами Процесс утверждения может быть сопряжен с риском халатности и личных симпатий

Управление коммерческими операциями Возможны перенаправление прибыли, откаты, коммерческое взяточничество, риски халатности и личных симпатий при проверке и утверждении.

Перемещение преподавательского состава и продажа жилья Риски халатности и личных симпатий при проверке и утверждении.

Организация жилья для преподавательского состава Риски халатности и личных симпатий при проверке и утверждении.

Управление качеством инженерного строительства Недостаточно строгие требования к качеству строительства, недобросовестное выполнение строительных работ, подмена материалов некачественной и дешевой продукцией.

Управление изменениями в процессе проектирования или строительства Утверждение изменений, которые не соответствуют регламентам, несанкционированное согласие на проведение строительных работ и последующее оформление изменений проекта, что приводит к невозможности точной проверки объема строительства на площадке.

Управление приемкой проекта Скрытые проблемы качества проектирования, снижающие приемочные стандарты

Управление расходами за воду и электричество Отсутствие строгого контроля над расходами за воду и электричество, что приводит к перерасходу средств.

Источник информации: разработано в соответствии с должностными обязанностями Управления капитального строительства X вуза

г. Риски управления средствами, направленными на проведение научно-исследовательской деятельности

Высшие учебные заведения являются важной движущей силой в области проведения научных исследований, а также важнейшим аппаратом для «производства знаний». По мере развития сферы высшего образования в Китае значительно увеличились объемы финансовых средств, направляемых на научно-исследовательские проекты и в научно-исследовательские фонды, которыми управляют университеты. К тому же успешная заявка на ведение научно-исследовательских проектов является вопросом и престижа, и получения средств. Поэтому большинство университетов не жалеют сил в направлении возмещения средств. Исследовательские проекты постепенно стали важным источником финансирования для высших учебных заведений. Однако некоторые сотрудники университетов успешно используют лазейки в системе возмещения средств научно-исследовательскими фондами, сообщая о ложных расходах на исследовательские работы, таким образом стремясь к личной выгоде.

Таблица 4

Риски в управлении научно-исследовательскими фондами

Точки риска Анализ факторов риска

Управление учреждением проектов Бюджет проекта необоснован, утверждение финансирования происходит не четко, что приводит к излишним тратам и нецелевому использованию средств, направленных на научно-исследовательскую деятельность

Управление контрактами Заинтересованные стороны вступают в сговор друг с другом с целью завышения стоимости контракта или заключают фиктивные соглашения об аутсорсинге с целью вывода средств

Управление счетами, квитанциями Процедуры возмещения расходов по счетам не являются строгими, незаконное обналичивание средств на фиктивные проекты.

Управление остаточными средствами Незаконное использование, присвоение остаточных средств проектов, результатов научных исследований.

Источник информации: разработано в соответствии с должностными обязанностями Управления капитального строительства X вуза

д. Риски при проведении вступительных экзаменов

Вступительный экзамен - это одна из особых функций высших учебных заведений, отличающая вузы от других обычных организаций. Отборочные экзамены - это билеты для поступления в высшее образование, а также важный способ для сферы высшего образования обеспечить качество знаний своих студентов и, таким образом, повысить уровень образования. В этом процессе принцип справедливости является необходимым на протяжении всего испытательного процесса, и различные подтасовки серьезно подрывают имидж беспристрастности и честности высших учебных заведений, приводят к большому количеству рисков, связанных с честностью и неподкупностью, которые вредят высококачественному развитию высшего образования.

Таблица 5

Риски при проведении вступительных экзаменов

Точки риска Анализ факторов риска

Набор учащихся Отсутствие открытости, справедливости, нарушения правил при наборе

Особые виды данных, касающихся набора, для рассмотрения и определения квалификации Несоответствующие стандартам материалы, отсутствие единых регламентов аудита, критерии приема необоснованны

Зачисление в аспирантуру Искажение данных, злоупотребления ради корысти и другие нечестные действия научных руководителей, факультетов и учебных заведений при наборе аспирантов, проведении экзаменов (включая проведение второго тура экзаменов) и также при зачислении

Каталог специальностей для зачисления аспирантов Предоставление неточных данных или разглашение данных при приеме в аспирантуру, касающихся факультета, специальности, направления, сообщение неточных данных о предметах экзаменов.

Прием иностранных студентов из Гонконга, Макао и Тайваня Процесс зачисления непрозрачен, оглашение результатов зачисления не является своевременным, недостаточно строгая проверка степени подготовки к поступлению

Прием иностранных студентов Критерии приема не являются единообразными, предъявляются более низкие требования к поступающим, процесс проверки не стандартизирован, процесс и стандарты выдвижения на получение государственных стипендий не являются научно обоснованными

Контроль списков экзаменационных вопросов Разглашение экзаменационных вопросов

Управление неразглашаемыми данными Разглашение экзаменационных вопросов

Контроль аттестующей комиссии Разглашение списков

Контроль ввода результатов экзаменов

Редактирование результатов

Источник информации: разработано в соответствии с должностными обязанностями Управления капитального строительства X вуза

е. Риски финансового управления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Департамент финансового управления распоряжается средствами, необходимыми для повседневной работы университета, а также отвечает за ежедневную финансовую работу, связанную с аудитом, кассовыми операциями, отчетностью, перечислениями средств, бухгалтерским учетом, включая фонды образования, офисные расходы и финансирование исследований. По мере расширения масштаба операций действующих вузов, объемы фондов в области финансового управления университетами также стали расширяться, однако соответствующие системы регулирования все еще остаются несовершенными, поэтому сотрудники некоторых отделов финансовых управления бессовестно идут на риск, пользуясь своим положением, растрачивают государственные средства и создают небольшие частные фонды, занимаются незаконным возмещением средств и другими финансовыми манипуляциями, что приводит к значительным потерям государственных ресурсов высших учебных заведений.

Таблица 6

Риски финансового управления

Точки риска Анализ факторов риска

Контроль финансового бюджета Проблемы, связанные с формированием бюджета учебного заведения в соответствии с регламентами, проблемы, связанные со строгим исполнением бюджета

Управление платой за обучение Отсутствие общей информационной системы, позволяющей отделу финансового управления состыковать данные, касающиеся статуса учащихся и стандартов оплаты, что приводит к неточной и несвоевременной информации, предназначенной для студентов, касающейся оплаты

Управление счетами на оплату Пользование счетами на оплату недостаточно стандартизировано, что может привести к тому, что возмещение происходит несвоевременно, а статьи расходов и стандарты являются неверными

Управление финансированием исследований После получения аванса некоторыми преподавателями, отсутствует возможность своевременно зачислить средства на счета учебного заведения, что может привести к тому, что средства на исследования не смогут поступить вовремя

Управление безопасностью фондов Строго ли контролируются различные системы управления платежами в университетах?

Построение инфраструктуры, техническое обслуживание и управление финансовыми расчетами Несвоевременное оформление финансовой отчетности после приемки и ввода в эксплуатацию части строительных проектов. По некоторым проектам после их окончания не составлен вовремя перечень проведенного объема работы, однако часть средств согласно контракту, уже была оплачена

Управление стипендиями, грантами и субсидиями В отделе учебного управления отсутствует информационная система, касающаяся выдачи различных видов студенческих премий, стипендий и управления обучением студентов, что может привести к неверно произведенным платежам

Жилищная реформа, субсидии на аренду жилья, распоряжение фондами, платежами Расчеты, сверки, касающиеся реформы управления жилищным фондом, субсидий на аренду жилья и расчетов резервных фондов производятся и проверяются финансовым департаментом в одностороннем порядке, без сотрудничества с другими отделами

Источник информации: разработано в соответствии с должностными обязанностями Управления капитального строительства X вуза

3) Специфика рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата

высших учебных заведений

Сравнивая риски в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений с другими государственными учреждениями, можно обнаружить как общие признаки, так и особенности. С одной стороны, поскольку в настоящее время высшие учебные заведения все еще не могут избавиться от административных оков, административная составляющая процессов все еще относительно сильна. С другой стороны, по мере экономического и социального развития, интересы вузов постепенно дифференцируются и становятся едиными и специфическими. Поэтому необходимо разобраться с характеристиками рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений, чтобы целенаправленно предложить соответствующие контрмеры.

Во-первых, это расширение сферы рисков. Судя по коррупционным инцидентам в университетах, выявленным за последние годы, риски в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений уже не ограничиваются традиционными проектами капитального строительства, закупками материалов, управлением фондами научных исследований и другими «интенсивно финансируемыми» областями с большими экономическими рисками и постепенно распространяются на такие области, как процесс зачисления студентов, материально-техническое обеспечение, управление персоналом и др. Это свидетельствует о том, что задача по предотвращению и контролю рисков является очень серьезной, риски честности и неподкупности управленческого аппарата распространяются на другие сферы, и это требует пристального внимания с точки зрения идеологии и понимания ситуации.

Во-вторых, это разнородность форм рисков. Общий смысл коррупции в большинстве случаев выражается в использовании должностными лицами своего служебного положения. В высших учебных заведениях, в дополнение к

этому виду коррупции, также встречается коррупция в области учебного процесса, преподавания и исследований, а также махинации при проведении вступительных экзаменов. Поскольку риски честности и неподкупности управленческого аппарата этого типа являются более скрытыми, они создают определенные трудности для надзорных органов, и вызываемые ими серьезные последствия не уступают традиционным видам экономической коррупции.

В-третьих, это наличие множества видов рисков. Подобно ситуации в государственных органах, типы рисков честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений также становятся все более разнообразными, это незаконное присвоение государственных средств, растраты, получение взяток, небрежное отношение к работе, лень и др. Можно даже сказать, что количество рисков, которыми страдают государственные учреждения, столь же велико, как и в высших учебных заведениях. Поэтому институциональные механизмы предотвращения и контроля рисков в университетах могут быть заимствованы из соответствующего антикоррупционного опыта государственных учреждений.

2. Существующие проблемы механизмов предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений

1) Уровень системы управления а. Несовершенство сети управления

Согласно теории управления, система предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений должна в полной мере реализовываться всеми заинтересованными сторонами, ей необходим многоплановый надзор. Однако в реальности большинство университетов на ранней стадии предотвращения и контроля рисков проводят работу только в университетах, степень открытости соответствующей информации ограничена. Проводимые симпозиумы и конференции ограничены сотрудниками данного университета, не хватает внешнего персонала и организаций-участников. За весь объем работы по предотвращению и контролю рисков несут ответственность только ответственные лица или вышестоящее руководство, к проведению проверок не привлекаются независимые третьи лица. Таким образом, в целях предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата еще не создана стабильная внутренняя сеть управления, включающая граждан, общественные организации и другие субъекты, которая могла бы влиять на конечные результаты надзора.

б. Недостаточная интеграция информации

Внедрение современных технологий в механизмы предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата является необходимой гарантией повышения эффективности и результативности работы по профилактике и контролю. В последние годы университеты адаптировались к развитию Интернета, в различных функциональных подразделениях были созданы собственные системы управления информацией, такие как система финансового управления, система управления активами, система управления научными исследованиями, система управления образованием, система управления персоналом и т.д., что повысило эффективность административного управления, а также благоприятствовало информатизации механизмов построения системы предотвращения и контроля рисков. Однако на уровне университетов еще не создано единой системы или единой платформы для интеграции информации от различных функциональных отделов. Поскольку информационные системы отделов независимы, и обмен информацией между ними затруднен, это приводит к невозможности полного раскрытия преимуществ информатизации, к отсутствию возможности аналитической обработки больших объемов данных, а также в определенной степени препятствует координации на уровне университетов работы по предотвращению и контролю рисков.

в. Отсутствие беспрепятственной связи систем

После того, как высшие учебные заведения дифференцировали работу по предотвращению и контролю рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата, отдельные подразделения все еще не полностью осознали важность предотвращения и контроля рисков. Инспекция и предотвращение рисков в данных подразделениях проводятся лишь поверхностно, система предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности не очень качественно связана с системами оперативного управления подразделений, что приводит к разрыву данных между системой предотвращения и контроля рисков и повседневной оперативной деятельностью, и даже к рассмотрению предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата в качестве непосильной задачи. Кроме того, система предотвращения и борьбы с коррупционными рисками и создание культуры неподкупности не являются системно интегрированными. Опросы выявили, что часть университетов в работе по предотвращению и контролю рисков ограничивается выявлением точек риска, разрабатывает меры по предотвращению и контролю, однако мало занимается формированием культуры честности и неподкупности. В этом направлении требования, критерии оказываются «мягкими», а система предотвращения и борьбы с коррупционными рисками и создание культуры неподкупности недостаточно интегрированы.

2) Аспекты процедур профилактики и контроля

а. Инспекция рисков не является всеобъемлющей

Выявление рисков является основой для успешного продвижения работы по предотвращению и контролю рисков честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведениях. Только точно сопоставив риски, мы можем обеспечить целенаправленность мер профилактики и контроля. В настоящее время большинство университетов уже осознали важность инспекции рисков и выпустили соответствующие административные регламенты, однако темпы работ в этом направлении недостаточны. Цели выявления все еще ограничены поиском точек риска, имеется разрыв с реальной ситуацией, форма выявления рисков является поверхностной, что приводит к тому, что работа по выявлению рисков недостаточно интегрирована с самой системой предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений. Кроме того, отсутствие разумной и эффективной классификации определенных рисков и неясность критериев классификации приводят к отсутствию конкретной целенаправленности части работы по профилактике и контролю рисков неподкупности.

б. Работа по предотвращению и контролю рисков не приносит желаемого результата

Согласно результатам инспекции рисков, опорная точка предотвращения и контроля рисков неподкупности заключается в эффективном осуществлении соответствующих мер по предотвращению и контролю рисков и повышению эффективности работы в этом направлении. Однако на данном этапе некоторые университеты по-прежнему рассматривают систему предотвращения и контроля рисков как временное занятие, и не осознают стратегического характера этой работы. Отсутствует регулярный анализ выявленных точек риска, поэтому часто возникают рецидивы в областях, подверженных рискам. Кроме того, динамика работы по предотвращению и контролю рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата недостаточна: невозможно своевременно скорректировать уровень риска неподкупности и факторы риска в соответствии с фактической ситуацией, а затем скорректировать меры предотвращения и контроля.

в. Отсутствие систематичности в проверке и приеме

Посредством исследования и предотвращения точек риска можно сформировать относительно полную процедуру управления рисками, однако предотвращение и контроль неподкупности университетов является чрезвычайно сложной и систематической работой. Соответствующие меры должны своевременно корректироваться. Результаты проверки и приемки будут напрямую определять направление корректировки мер профилактики и контроля. Традиционно ключевые пункты проверки и приемки контроля рисков неподкупности вузов были сосредоточены на тестировании эффективности каждой меры. Такие тестирования больше нацелены на микрофундамент механизма предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности, при этом соответствующая оценка макроподдержки в области ответственности и контроля ответственного органа и системы профилактики и контроля является недостаточной. Это приводит к появлению слепых зон в работе по проверке и приемке, а также к ситуации, когда каждой проблемой занимаются по отдельности, вместо того чтобы искать их глобальное решение.

3. Пути оптимизации механизма предотвращения и контроля рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений

1) Совершенствование механизма управления рисками честности и неподкупности

Механизм управления рисками честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений основывается на системном проектировании и функционировании различных типов учреждений в структурах управления университетами, а также направлен на предупреждение и упорядочивание рисков внутренней власти. Это не только отражает процесс рационализации структуры распределения полномочий в университетах, но также стандартизирует работу системы власти, обеспечивает институциональные гарантии качественного взаимодействия с субъектами управления.

а. Усиление функционирующих механизмов

Во-первых, необходимо создать и усовершенствовать систему научно обоснованного распределения властных структур. При этом право на принятие и исполнение решений является источником рисков честности и неподкупности вузов. В рамках системы управления университетами под руководством партийного комитета эти два полномочия постепенно интегрируются, что однако не способствует формированию современной системы управления университетами. Следовательно, эти два полномочия должны быть эффективно разделены, а структура власти должна быть рационально распределена. Мы можем перенимать опыт других стран в целях дальнейшего совершенствования системы работы совета директоров или педагогического комитета, широко задействовав преподавателей и учащихся в университетах и общественные силы вне университетов. В то же время следует уточнить границы полномочий секре-

тарей парткома и директоров университетов и установить надзор над советом директоров и педагогическим советом. Разделение полномочий по принятию и исполнению решений следует поощрять путем оптимизации структуры власти.

Во-вторых, необходимо создать и улучшать систему надзора над унифицированием властных полномочий. Помимо рациональной структуры распределения власти требуется и эффективная система надзора. С точки зрения теории управления, органы, осуществляющие надзор, должны быть многосторонними. Если субъекты, которые имеют отношения с вузами, будут обладать правами на надзор, то будут достигнуты эффекты предотвращения и контроля рисков неподкупности административного аппарата университетов. Прежде всего, отметим, что университетский комитет по проверке дисциплины является главным ответственным органом, который контролирует работу университетов. Следует изучить вопрос о расширении надзорных полномочий дисциплинарного комитета и предоставить ему больше возможностей для осуществления независимого надзора. Во-вторых, университетский комитет или педагогический совет должны предоставить надзорные функции директору учебного заведения. Роль надзорной работы заключается в усилении контроля и подотчетности университетов в области рисков честности и неподкупности за счет усиления мониторинга работы университетов в области управления наиболее частыми рисками, за счет создания сети управления университетами, открытой информационной системы и активного принятия социального надзора.

В-третьих, необходимо создать и усовершенствовать систему контроля над информацией о рисках честности и неподкупности. В декабре 2011 года Партийный дисциплинарный комитет издал «Руководящие рекомендации по усилению механизма предотвращения и контроля рисков честности и неподкупности руководящего аппарата», в которых четко требуется «изучение использования информационных технологий для усиления механизма предотвращения и контроля рисков неподкупности в сферах управления людьми, имуществом и материальными благами внутри подразделений организаций». Выдвигаются новые требования, касающиеся информирования правительства, что является неизбежной тенденцией в работе по предотвращению и контролю рисков неподкупности университетов в информационную эпоху.

В связи с этим следует создать информационный архив, касающийся рисков неподкупности. В соответствии с результатами исследования рисков и оценки их уровня, соответствующая информация будет вводиться в базу данных о рисках, точки риска будут указываться в соответствии с рабочими процессами. После того, как возникнет определенный риск неподкупности, соответствующие файлы риска смогут автоматически подниматься для упрощения процедур наведения справок и отслеживания. Следует также использовать информационные технологии для создания системы раннего предупреждения о возникновении рисков неподкупности. Как только методы ведения операций отклоняются от нормальных процессов, автоматически срабатывает предупреждение о возникновении рисков неподкупности, и информация немедленно передается на терминал мониторинга, чтобы соответствующий субъект мониторинга мог в первую очередь отреагировать в целях контроля рисков. Требуется также открытый доступ в систему контроля рисков для внешних департаментов. Необходимо полагаться на внешние силы надзора по координации контроля рисков неподкупности, соответствующая отчетная информация касательно рисков должна обрабатываться и обновляться своевременно в соответствии с текущей ситуацией. Наконец, это унифицированный сбор информации. Созданная операционным департаментом платформа управления информацией, сможет осуществлять обмен информацией о рисках неподкупности и повысить эффективность предотвращения и контроля рисков неподкупности и честности.

б. Укрепление механизмов предотвращения и контроля рисков

Во-первых, это надежный механизм раннего предупреждения о возникновении рисков. Посредством матрицы рисков планируется установить уровень риска для каждой точки риска, а затем выполнять различные процедуры раннего предупреждения в соответствии с уровнем риска. Обязательно следует отметить, что традиционная матрица рисков недостаточно учитывает фактор общественного мнения. В целях упорядочивания также необходимо включить в матрицу рисков степень социального внимания: чем выше уровень социальной озабоченности, тем выше уровень риска и т.д. Для точек риска с низким уровнем риска неподкупности, производится отправка письма-запроса и предупреждающего уведомления, функцией которых является предостережение. Для точек риска со средним уровнем риска неподкупности, производится беседа с руководством, публично сообщается о необходимости исправления ситуации и установлении ограничений, при необходимости направляется надзорный персонал для осуществления контроля. Для точек риска с высоким уровнем риска коррупции, когда уже были сформированы коррупционные составляющие, главным образом проводится проверка нарушений регламентов и дисциплины, а также привлекаются к ответственности руководство и лица, которые несут непосредственную ответственность.

Во-вторых, оптимизация механизмов аттестации и оценки. Значение предотвращения и контроля рисков неподкупности университетов состоит в том, чтобы стандартизировать работу университетов, содействовать научно обоснованному управлению и разработке соответствующих механизмов аттестации и оценки. Только при аттестации возможны поощрения и наказания. Только при наличии вознаграждений и наказаний возможна мотивация, стимулирование. Только наличие мотивации гарантирует непрерывный процесс предотвращения и контроля рисков неподкупности. Придерживаясь оценки механизма контроля и профилактики рисков, а также оценки соответствующего персонала, на данном этапе большинство университетов обращают внимание только на последующие данные, при этом игнорируя важность предшествующих.

Прежде всего, основной метод аттестации и оценки системы состоит в том, чтобы регулярно проводить сортировку и анализ хозяйственных процессов и механизма контроля и профилактики рисков, проверять уровень связи между степенью контроля и профилактики с деятельностью, а также своевременно проводить корректировку. Кроме

того, необходимо ликвидировать систему, которая не отвечает новым требованиям предотвращения и контроля рисков неподкупности, в соответствии с фактическим функционированием и регулированием хозяйственных процессов, тем самым обеспечить динамику и эффективность контроля рисков. Основная идея оценки персонала - начать с проверки выполнения обязанностей, сосредоточиться на оценке осведомленности о возможных рисках и деловой практике и рабочих операциях соответствующего персонала. Наконец, необходимо включить оценку системы и персонала в годовую систему оценки деятельности подразделений и отдельных лиц. Таким образом, можно добиться ситуации, когда каждая мера по предотвращению и борьбе с коррупцией станет эффективной, а каждый сотрудник будет выполнять свои обязанности с полной ответственностью.

В-третьих, следует оптимизировать научно-технические механизмы предотвращения и контроля рисков. Из-за обширной области деятельности университетов, разнородных деловых отношений и изобилующих деталями хозяйственных процессов, требуется большой объем работы по предотвращению и контролю рисков в университетах. Временные противоречия между ежедневной хозяйственной деятельностью и работой по профилактике и контролю, недостаточная активность персонала в конечном итоге приводят к тому, что результаты работы по предотвращению и контролю рисков неподкупности не являются приемлемыми. По этим причинам, чтобы снизить объем работы по предотвращению и контролю рисков неподкупности в университетах, а также повысить эффективность работы, необходимо внедрять научно-технические средства, представленные информационными технологиями. Это необходимо проводить не только в целях обеспечения информатизации рисков, упомянутых выше, но и в целях осуществления процессов от предварительного предупреждения до последующей обработки информации.

В частности, первое - это создание информационной платформы для отображения информации о рисках. Информация о рисках, собираемая из различных функциональных подразделений, должна быть своевременно упорядочена и проанализирована. В то же время необходимо наладить систему внешнего надзора, активно задействовать общественное мнение, использовать каналы обратной связи о рисках неподкупности в университетах. Второе - создание платформы для анализа информации о рисках неподкупности, на которой будут всесторонне анализироваться собранные данные о рисках, результаты анализа будут передаваться в систему принятия решений, чтобы облегчить работу органу, принимающему решения, для точного прогнозирования соответствующих тенденций риска неподкупности и своевременного принятия мер контроля. Третье - использование информационных технологий для стандартизации хозяйственных процессов, которые будут объединять информацию о точках риска в таких областях, как развитие инфраструктуры, распределение расходов на научные исследования, управление финансовой деятельностью, закупка материальных ценностей и др. Необходимо внедрить систему электронного одобрения действий, организовать обмен служебной информацией между департаментами, сохранять информацию о проведенных проверках и утверждениях, таким образом, осуществляя полное синхронное покрытие профилактики и контроля рисков неподкупности с использованием научно-технических средств.

2) Построение сети управления рисками неподкупности в высших учебных заведениях

В целях модернизации управления университетами необходимо существенно изменить методы управления, обращать особое внимание на заинтересованные стороны, связанные с университетами, предоставить им платформы и достаточные возможности для поддержки развития университетов различными способами, а также частично передать им ответственность и права в области предотвращения и контроля рисков неподкупности в университетах. Объединенные усилия различных участников могут не только способствовать повышению эффективности работы университетов, но и удовлетворить потребности нынешней реформы «де-администрирования» китайских университетов.

а. Оптимизация сети политической власти

Статья 39 Закона о высшем образовании Китайской Народной Республики (поправка от 2018 года) четко регламентирует: «Государственные высшие учебные заведения осуществляют систему ответственности ректора под руководством местных комитетов Коммунистической партии Китая. Местные комитеты Коммунистической партии Китая, в соответствии с уставом Коммунистической партии Китая и соответствующими нормативными актами, централизованно руководят работой университетов и поддерживают ректоров университетов в осуществлении их независимых полномочий».

Это свидетельствует о том, что КПК, как руководящее всей работой ядро, также находится в центре сети управления университетами. Это институциональное устройство, которое соответствует характерной обстановке в Китае и фактическому развитию китайских университетов. И этого устройства необходимо придерживаться. Университеты должны и далее продвигаться под партийным руководством в направлении социализма, осознанно принимая надзор и указания КПК. В то же время партийные комитеты в университетах, будучи центральными органами сети управления, должны беспрерывно улучшать стиль руководства и усиливать макроуправление. В целях профилактики и контроля рисков неподкупности административного аппарата высших учебных заведений мы должны исследовать институциональные инновации, опираясь на стратегии и идеи по предотвращению и контролю рисков, исходящие от руководства партийных комитетов, осуществлять надзор и реализацию программ.

б. Укрепление сети административной власти

В сети административной власти высших учебных заведений присутствуют два основных органа: один из них -это высший правительственный департамент университета, а другой - внутренний административный департамент университета в лице ректора. Будучи наиболее важным «инвестором» для университетов, вышестоящее правительство обладает правом направлять и контролировать механизмы предотвращения и контроля рисков в университетах. Однако в современную эпоху университет, будучи независимым юридическим лицом, также должен постепенно начинать согласовывать работу и осуществлять совместное управление вместе с правительством. Не должно быть одностороннего контроля только со стороны правительства. Работа по предотвращению и контролю рисков в университетах обладает как общими чертами с идеей построения некоррумпированного правительственного аппарата, так и спецификой самих университетов. В целях создания оптимальной сети по предотвращению и контролю рисков правительство не должно слишком сильно вмешиваться в конкретное развитие работы по предотвращению и контролю неподкупности в университетах. Вместо этого оно должно осуществлять надзор над университетами, другими соответствующими заинтересованными сторонами, направлять соответствующие стороны для участия в сети управления университетами. С другой стороны, административный отдел университета, представленный ректором, должен предотвращать риски неподкупности, связанные с чрезмерной концентрацией власти, создаваемой партийным и правительственным аппаратами, не допускать концентрации власти в высшем руководстве, что обычно приводит к недостатку рабочего энтузиазма у сотрудников среднего и низшего звена, а также усложняет работу по предотвращению и контролю рисков. На фоне правительственной децентрализации власти в университетах, руководство внутренних департаментов университетов должно также децентрализовать свои полномочия, особенно в целях расширения надзора на нижнем уровне и усиления надзора, направленного снизу вверх, чтобы стимулировать энтузиазм сотрудников среднего и низшего звена в отношении предотвращения и контроля рисков неподкупности.

в. Придание особого значения сети академической власти

Академическая власть является наиболее характерной сетью управления в университетах. Являясь структурой, сочетающей в себе процесс преподавания и научные исследования, университет занимает передовые позиции в области теоретических ресурсов и обширных человеческих ресурсов. Данные преимущества необходимо в полной мере использовать при реализации механизмов предотвращения и контроля рисков неподкупности, предоставив академическому персоналу университетов соответствующие полномочия. Таким образом, университеты обладают возможностью использовать собственные знания и ресурсы для участия в управлении, внесения вклада в профилактику и контроль рисков, а также для непосредственного перехода на уровень принятия решений. В частности, необходимо содействовать управлению экспертами, придерживаться управленческой идеи «администрация уступает дорогу научным специалистам», обеспечить необходимую представленность академических талантов в руководстве университетов, открыть двусторонний канал связи между академическими и административными работниками, стимулировать энтузиазм и творческий подход академического персонала в области административного управления делами в университетах, создать специальную экспертную группу, отвечающую за предварительные обоснования, промежуточный надзор, последующие итоговые исследования в работе по профилактике и контролю рисков неподкупности. Необходимо предоставить им соответствующие полномочия в работе по профилактике и контролю рисков неподкупности в университетах. Таким образом академический персонал станет движущей силой максимально эффективной работы.

г. Внедрение социальной сети

Если мы определим совокупность субъектов трех вышеупомянутых сетей как «сеть обладающих полномочиями», то так называемая сеть социальной власти будет представлять из себя «не обладающую полномочиями сеть», но это «отсутствие власти» относится к праву принятия решений и их исполнения, однако соответствующие субъекты социальной сети обладают правом надзора. Это также является ключом к созданию полной сети управления университетами, в противном случае система предотвращения и контроля рисков неподкупности будет оставаться замкнутой в рамках университета, и невозможно будет говорить о полноценном управлении. Соответствующие субъекты сети социальной власти, упомянутые здесь, в основном включают общественность и организации, которые заинтересованы в развитии университетов, в профилактике и контроле рисков неподкупности высших учебных заведений. Система правления в университетах является основным каналом участия сетей социальной власти в управлении университетами. Правление использует социальные силы и общественную мудрость, чтобы способствовать профилактике и контролю рисков неподкупности в высших учебных заведениях. После присоединения к университетам социальных сил, выступающих в качестве членов правления университетов, играющих важную роль в консультировании и контроле над предотвращением и контролем рисков, и в основном ведущих работу по надзору, все подразделения университета обязаны представлять ежегодный отчет о выполнении работ по предотвращению и контролю рисков неподкупности. Правление отвечает за рассмотрение и принятие решения о его прохождении. В отношении подразделений, которые не смогли пройти проверку, правление представляет соответствующему руководству заключение по устранению недостатков и привлечению к ответственности.

3) Улучшение среды управления рисками неподкупности в университетах

Оптимальная среда управления способствует более эффективным профилактике и контролю рисков в высших учебных заведениях, а также может обеспечить университетам институциональные и культурные гарантии в области предотвращения и контроля рисков неподкупности. Поэтому для улучшения среды управления колледжами и университетами необходимо заняться следующими двумя аспектами.

а. Улучшение институциональной среды

Что касается профилактики и контроля рисков неподкупности, большинство университетов все еще выполняют временные задачи в форме документации, отправляемой в адрес университетов. В результате этого большое число сотрудников рассматривают их как новый вид надзора, однако не ощущают, что профилактика и контроль рисков неподкупности являются составной частью всей хозяйственной деятельности университетов. Поэтому университеты должны как можно скорее разработать и внедрить регламенты по профилактике и контролю рисков неподкупности, а также включить работу по предотвращению и контролю рисков в систему управления университетами, чтобы данная работа стала частью повседневного управления университетами, чтобы углубились идеологические познания соответствующих кадров, чтобы взаимно продвигались профилактика, контроль рисков и различные рабочие проекты, а также произошла интеграция с университетской системой управления. В то же время, правительство должно также как можно скорее ввести систему государственного руководства по предотвращению и контролю рисков неподкупности, а также обеспечить для этого авторитетную институциональную базу.

б. Улучшение культурной среды

Прежде всего, необходимо повысить информированность руководства и сотрудников высших заведений о рисках, а также организовать тренинги и коллоквиумы, помогающие сотрудникам университетов глубоко уяснить универсальность и деструктивность рисков неподкупности, тем самым приковать большее внимание к данной проблеме и помочь осознать сложность и долгосрочный характер работы по профилактике и контролю рисков неподкупности в высших учебных заведениях. Построение культуры честности и неподкупности - это долгосрочная стратегия в направлении предотвращения и контроля рисков честности и неподкупности руководящего аппарата. Только когда в идеологии кадров будут отсутствовать стремление к наживе, можно будет считать, что в работе по предотвращению и контролю рисков честности и неподкупности достигнуты существенные результаты. Однако из-за относительно медленного процесса культурного строительства невозможно достичь очевидных результатов работы в краткосрочной перспективе. Важность данного факта была проигнорирована многими университетами. В целях стимулирования построения культуры честности в университетах, мы должны воспользоваться учебной платформой и усилить темпы обучения культуре честности в университетах. Для этого необходимо использовать такие методы, как специальные лекции, общественные мероприятия и социальную платформу WeChat. Укрепление идеологической и моральной основы для противодействия коррупции будет способствовать тому, что наделенные полномочиями лица станут пользоваться своей властью с осмотрительностью и четкостью, в чем и заключается смысл системы предотвращения и контроля честности и неподкупности руководящего аппарата.

в. Оптимизация политической среды

Улучшение институциональной среды и культурной среды гарантирует ценностную ориентацию в области предотвращения и контроля рисков неподкупности в университетах, в то время как необходимого идеологического уровня следует достигать через оптимизацию политической среды, так как политическая среда воплощает в себе характер правящей партии и общественный облик. Поэтому оптимизация политической атмосферы имеет стратегическое значение в сфере предотвращения и контроля рисков в университетах. Нам необходимо от начала и до конца придерживаться принципов и политики управления страной в соответствии с законом и строгими партийными установками, что обеспечит упорядоченность политической жизни, соблюдение нравственных норм, а также четко очертит границы политической власти. Руководство высших учебных заведений располагает большим количеством ресурсов. И если их не контролировать, то с большой вероятностью можно столкнуться с явлением погони за личной выгодой. В рыночной экономике моральные ограничения сталкиваются с риском быть уничтоженными экономическими интересами. Поэтому, совершенствуя антикоррупционную систему в целях укрепления воспитания добросовестности, также необходимо использовать свод политических правил, которые смогут заполнить пробелы в законодательстве, касающемся надзора, содействовать взаимоограничению и взаимозависимости соответствующих политических субъектов и сплачивать сердца людей, тем самым мы сможем достигнуть ощутимых успехов в работе по профилактике и контролю неподкупности административного аппарата высших учебных заведений.

Заключение

Перед лицом все более серьезно проводящейся антикоррупционной борьбы университеты должны в полной мере использовать свои преимущества в области знаний для поиска оптимальных способов профилактики и контроля рисков неподкупности, тем самым способствовать эффективному развитию высшего образования. Надлежащее, спра-

789

ведливое управление является конечной целью системы управления. В этом направлении необходимо исследовать, каким образом изменить закрытость власти с ее линейным управлением и претворить в жизнь гармоничную структуру, основанную на согласованной работе множества субъектов. Это является идеалом, которого необходимо достигнуть высшим учебным заведениям в работе по профилактике и контролю рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата. Для совершенствования структуры управления механизмами предотвращения и контроля рисков, необходимо оптимизировать управленческий потенциал университетов в области профилактики и контроля рисков, создать сеть управления с целью укрепления каналов управления рисками, продолжать оздоровление управленческой среды для получения устойчивых результатов в работе по профилактике и контролю рисков в области честности и неподкупности управленческого аппарата высших учебных заведений, Таким образом, работа по профилактике и контролю рисков в китайских университетах шаг за шагом углубляется, усиленно ведется борьба с коррупцией. Необходимо непрерывно содействовать совместному ведению работы по профилактике, контролю рисков и управленческой работе в университетах, а также продвигать далее построение и модернизацию системы управления и создание управленческого потенциала в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.