Научная статья на тему 'Теоретико-концептуальный анализ феномена злоупотребления властью в сфере государственных и муниципальных закупок'

Теоретико-концептуальный анализ феномена злоупотребления властью в сфере государственных и муниципальных закупок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / STATE PURCHASES / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ / ABUSE OF POWER / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / MUNICIPAL PURCHASES / ПРОКЬЮРИМЕНТ / КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / CONTRACT SYSTEM / PROCURIMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коженко Я.В.

В статье проводится теоретико-концептуальный анализ феномена злоупотребления властью сфере государственных и муниципальных закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETIC-CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF THE ABUSE OF POWER IN THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL PURCHASES

The article is devoted to the theoretical and conceptual analysis of the abuse of power in the sphere of state and municipal purchases

Текст научной работы на тему «Теоретико-концептуальный анализ феномена злоупотребления властью в сфере государственных и муниципальных закупок»

Раздел IV. Экономика и право

Я.В. Коженко

ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ВЛАСТЬЮ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

Аннотация. В статье проводится теоретико-концептуальный анализ феномена злоупотребления властью сфере государственных и муниципальных закупок.

Ключевые слова: государственные закупки, муниципальные закупки; злоупотребление властью, прокьюримент, контрактная система.

Y.V. Kozhenko

THEORETIC-CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF THE ABUSE OF POWER IN THE SPHERE OF STATE AND MUNICIPAL PURCHASES

Abstract. The article is devoted to the theoretical and conceptual analysis of the abuse of power in the sphere of state and municipal purchases.

Key words: state purchases, municipal purchases; abuse of power, procuriment, contract system.

Актуальность исследования злоупотребления властью в сфере государственных закупок определяется состоянием развития и спецификой функционирования современной российской экономики, существующими противоречиями, связанными с процессами импорт замещения, преодоления технологического отставания, обновления национальной, системы государственного управления, возникшими в рамках этого процесса деформациями традиционных институтов, а также первоочередными задачами государственного социально-экономического строительства, обеспечения экономической безопасности [6, 78-81].

В ходе развития контрактной системы, реформирования системы заключения договоров прокьюримента, трансформации государственной политики в направлении укрепления основ экономической безопасности, совершенствования нормативно-правовой базы регулирования отношений между властью и бизнесом, выявились «болевые точки», серьезные негативные явления, подрывающие систему частно-публичных отношений, искажающие смысл и нивелирующие значение контрактной системы как важнейшего элемента устойчивого развития экономики [7, 62-65].

Злоупотребление властью в сфере прокьюримента представляет собой разновидность известных форм злоупотребления публичной властью. В этой связи, в системе государственного управления важнейшее значение играет разработка и внедрение эффективных юридических технологий противодействия тенивизации данных отношений, как со стороны государственной власти, так и со стороны бизнеса. Как справедливо отмечает А.Ю. Мордовцев, П.В Пашковский, первоочередные задачи экономической стабильности современной России заключаются в минимизации административных барьеров, борьбе с злоупотреблениями властью и коррупцией. В юридической науке проблемы сублимации отдельных видов злоупотреблений правом уходят своими корнями еще в диалоги Платона, труды Аристотеля, Аврелия Августина и Марсилия Падуанского. Стратегические и динамические закономерности политико-правового и философского дискурса злоупотребления властью находят свое отражение в трудах Дж. Локка и Т. Гоббса. В исследованиях представители западноевропейской и американской правовой науки Т. Джефферсон, Ш. Монтескье, Ж. Руссо, А. Гамильтона и Дж. Мэдисона повышенное внимание уделено политическим аспектам механизма противодействия злоупотреблениям государственной властью. В XX веке проблемы злоупотребления властью, исследуют не только специалисты в области политологии, юриспруденции и экономики, но и исследователи в области психологии, культурологи и социологии ( Р. Драйера, Б. Свенсона, К. Поппер, П. Шоню). В начале XXI века научном сообществе постсоветского пространства, происходит процесс гипостазирования злоупотреблений властью с коррупцией (А. Ю. Мордовцев, О. И. Цыбулевская, А.Ю. Мамычев, П. П. Баранов, В. Ю. Верещагин, А. И. Овчинников). Объектом исследований многих правоведов, политологов, социологов стала коррупция в системе публичной власти и управления. В этой связи, разработке концептуальных оснований изучения механизма противодействия этому виду злоупотреблений посвящены труды В. А. Затонского, Г. А. Сатарова, В. Е. Чиркина, А.Ш. Юсуфова и др.

Анализируя научную литературу можно сделать вывод о том, что к настоящее время отечественная наука находится в состоянии гомеостазиса, базирующегося на определенных традициях изучения такого феномена, как злоупотребление властью в допустимых пределах. Однако, данный

подход не позволяет провести объективные исследования по злоупотреблению властью в сфере контрактной системы. В этой связи значительный массив злоупотреблений в сфере прокьюримен-та в настоящее время не проводятся. Обобщение сложившихся социально-экономических и политико-правовых научно-исследовательских традиций и достижений отечественных и зарубежных авторов, позволяет в рамках исследований социально-экономической природы злоупотребления властью в сфере контрактной системы выделить несколько подходов [4, 134-137].

Так функциональный подход основан на методологии оценки принятия рациональных своевременных управленческих решений. Сложности исследования феномена «злоупотребления властью» в сфере контрактной системы связаны с тем, что на практике отсутствуют административные регламенты позволяющие исследовать и конкретизировать полный объем функций и полномочий «публичного партнера» в сфере государственных закупок. Анализ регионального опыта РФ позволяет выделить следующий конгломерат проблем злоупотребления властью:

• произвол власти, проявляющийся не только в незнании норм права, но и в спланированном их нарушении, в целях личного обогащения;

• использование метода запутывания частного партнера ГЧП проекта;

• в условиях совершения коррупционных деяний возложение ответственности за них на жертв коррупции и на форс-мажор, обстоятельства непреодолимой силы (погодные условия, мировые кризисы);

• оценка качества выполненной работы не потребителями ГЧП проектов, а формальными отчетами должностных лиц;

• круговая порука при выполнении служебных обязанностей;

• закрытый характер работы, ограничивающий доступ к необходимой информации в сфере ГЧП широкому кругу лиц;

• демонстрация силы «частным партнерам» концессионных и ГЧП соглашений на основе запугивания и негласных договоренностей;

• внутри коррупционный подкуп должностных лиц с целью урегулирования конфликтных вопросов, расширение коррупционных возможностей.

Системный подход в исследовании злоупотребления властью в сфере контрактной системы зиждется на представлении объекта и субъекта управления в виде системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. Таким образом, качество управления сферой государственных закупок как социальной системой можно проконтролировать при реализации полного цикла всех его функций: а) целеполагания (при коррупции реальное целеполагание - обогащение узких групп лиц или единоличное обогащение отдельно взятых персон, чаще всего незаконным, обманным путем - отличается от установленного документально); б) планирования - (в коррупционных схемах обогащение, как правило, фиктивное); в) организация (в коррупционных схемах, чаще всего репрессивная, нацеленная в реальности на унижение и эксплуатацию наемных работников, низкую культуру труда, многократное занижение оплаты труды); г) мотивации (номинально в документах, декларативно присутствует, а по факту, заменяется системами вымогательства, негласными изменениями условий труда, при которых меры мотивации заменяются негативными неформальными санкциями.); д) координации (при коррупционных связях существует на уровне межличностных отношений, не предполагает какие-либо оздоровительные мероприятия, связанные с созданием наиболее эффективных координационных связей); е) контроля (носит дискриминационных характер, в рамках коррумпированных организаций, разделяя работников на лиц вне внутреннего контроля и лиц, подверженных постоянному контролю как методу запугивания; по коррупционным отношениям по вертикали - между организациям - носит не систематизированный, некомпетентный, фиктивный, характер) основанный на злоупотреблении властью, мошенничестве, подкупе различных должностных лиц; ж) оценки результатов (в коррумпированных средах не проводится или имеет черты выборочного фиктивного, внешнего контроля, недостоверного само обследования).

Комплексный подход учитывает оценку взаимодействия внутренней и внешней среды в сфере заключения государственных и муниципальных контрактов. Особое значение в комплексном подходе играет факторный анализ как метод определения приоритетов противодействия коррупции и злоупотребления властью. По мнению Л.И. Бородкина в основе факторного анализа заложена идея о том, что за сложными взаимосвязями измеренных признаков стоит определенная структура, отражающая наиболее существенные черты изучаемой системы, а измеренные признаки являются конкретными проявлениями скрытых общих факторов, определяющих эту структуру^, 110-113].

В этой связи, к базовым этапам проведения факторного анализа относятся: выявление и систематизация факторов злоупотребления властью в сфере государственных закупок, которые влияют на результативные показатели; обоснование формы зависимости между факторами и результативными показателями; применение математической модели взаимосвязей, между результатом и факторными показателями; расчет влияния различных факторов на изменение величин ре-

зультативного показателя, оценка данного влияния; составления прогноза и разработка методики профилактики злоупотребления властью в сфере государственных закупок.

Рассматривая многообразие исследовательских позиций, в оценке факторов способствующих злоупотреблению властью в сфере государственных закупок, целесообразно выделить две группы факторов. Как справедливо отмечает Е.Е. Румянцева первая группа институциональных факторов, характеризует внешние условия и обстановку способствующую развитию коррупции. В свою очередь институциональные факторы делятся на политические, экономические, административные, гражданской активности и компитентности всего общества. Вторая группа поведенческих факторов раскрывается через призму системы воспитания, профессионального образования, профессиональной пригодности; правовой культуры.

В 2016 году экспертами Всемирного банка в рамках исследований был применён комплексный подход, который позволил выделить следующие причины развития коррупции в сфере государственных закупок: неэффективность работы систем управления; латентность; неэффективность и слабость законодательства; плохая работа и слабость правоохранительных органов по выявлению и профилактике; низкая мотивация труда служащих и специалистов со стороны публичного партнера; низкий уровень правовой культуры в обществе, правовой нигилизм участников контрактной системы.

Ситуационный подход исследует злоупотребления властью в сфере заключения контрактов применительно к различным сферам, ситуациям и областям. Например, отличие злоупотребления властью: в сфере образования; здравоохранения и ЖКХ и т.д.

Процессный подход предусматривает исследований возможных злоупотреблений властью на каждой стадии планирования, заключения и реализации контрактов. Процессный подход основан на исследовании цепи последовательных юридических и экономических операций.

Поведенческий подход основывается на криминологической методологии в оценке причин злоупотребления властью отдельными служащими и специалистами работающими в сфере контрактной системы. Криминологи исследуют причинно-следственные связи властного основанного на мировозрении валюнтаризма (в сфере закупок как форму злоупотребления властью и должностными полномочиями) со стороны государственных и муниципальных чиновников и должностных лиц, стремящихся обеспечить частные или корпоративные интересы. В этой связи, в рамках поведенческого подхода выло выявлено такое явление, как «клиентелизм» стимулирующий рост коррупциогенных факторов в сфере государственных и муниципальных закупок в современной России.

В законодательстве РФ понятие «клиентелизм» и «валюнтаризм» отсутствует, однако в науке под термином «клиентелизм» можно понимать социальное и политико-правовое явление, характеризующееся формированием отношений доминирования, господства и подчинения, зависимости и независимости по принципу патрон-клиент. В этих отношениях одна из сторон - патрон - является покровительствующей, а вторая - клиент - покровительствуемой. Статус сторон этих отношений весьма ситуативен и изменчив. Например, патроны и клиенты взаимозависимы, но в некоторых случаях, например, клиенты имеют возможность вынудить патрона действовать в их интересах, ущемляя его собственные. Важной характеристикой патрон-клиентских отношений является предоставление сторонам услуг друг другу, причем обычно услуг, не дифференцированных по типам и видам, а так называемых комплексных, оказываемых как по символическому принуждению, так и добровольно. Как правило, патроны осуществляют защиту своих клиентов на основании соответствующих гласных или негласных договоренностей, клиенты же в той или иной степени обеспечивают деятельность своих патронов. Клиентелизм не исчерпывает всего содержания организации и структуры российской коррупции, но именно патрон-клиентские отношения составляют наиболее устойчивые социальные механизмы, обеспечивающие существование и расширение коррупционной практики. В частности, на местном уровне право на заключение муниципальной закупки можно получить исключительно от соответствующего чиновника, который фактически и становится патроном предпринимателя. Эта ситуация почти всегда приводит к взяткам чиновнику за благоприятное решение. Патрон-клиентские отношения формируют своеобразные сети личных отношений, своеобразные неформальные институты коррупции, связывающие чиновников с конкретными частными и корпоративными интересами в сферах государственного прокьюримента. Иногда такие связи предполагают подкуп конкретного чиновника в интересах одной конкретной структуры, но гораздо чаще он вынужден включаться в сеть взаимных услуг без получения и передачи взяток, поскольку иначе не сможет продолжать занимать свою должность. При этом принуждение к вовлечению в коррупционную сеть для чиновника сопровождается корыстным интересом: как правило, он получает определенную долю доходов коррупционной сети в виде нелегальных выплат пропорционально своему статусу и роли в коррупционных сделках. Деятельность коррупционных сетей проявляется в складывающихся неформальных и нелегальных взаимосвязях и взаимозависимостях между чиновниками по вертикали управления в одном ведом-

стве или иной структуре, а также по горизонтали на различных уровнях управления между разными ведомствами и иными структурами. Эти взаимосвязи и взаимозависимости используются для систематического совершения коррупционных сделок, как правило, с целью личного обогащения, распределения бюджетных средств в пользу структур, входящих в коррупционную сеть, для повышения ее нелегальных доходов или для получения конкурентных преимуществ финансово -кредитными и коммерческими структурами, входящими в коррупционную сеть, с целью последующего получения таких доходов. Таким образом, в результате государственные служащие в своей работе руководствуются обязательствами перед коррупционными сетями не меньшими, чем интересы государства. В этом основная причина неэффективности государственного аппарата управления в сфере контрактной системы [3, 288-290]. Главную опасность представляет система взаимных обязательств, формирующаяся через предоставление взаимных услуг и в коррупционных сетях, и в организованных преступных сообществах. Этот признак их объединяет. Возможно, чиновникам представляется, что бизнесмены, приносящие им взятки или оказывающие те или иные услуги, всегда будут у них в подчинении. Однако в определенный момент продолжение такого рода неформальных отношений заставляет чиновников выполнять требования этих бизнесменов или представителей других лоббистов, поскольку чиновники через установление неформальных отношений включаются в систему взаимных обязательств. Как правило, взаимные услуги оказываются по добровольному соглашению сторон, но в крайних случаях одна из сторон может прибегнуть к шантажу, угрозам применения компромата и другим средствам давления. Такие практики способствуют разрушению системы нормативного государственного управления контрактной системой, подрывают правовой порядок и режим законности в данной сфере, а поэтому должны быть признаны коррупционными.

Подводя итоги достоинств и недостатков поведенческого подхода в исследовании коррупционных отношений в сфере контрактной системы, необходимо подчеркнуть следующее: главный недостаток определений коррупции и в российском и международных актах смешение всех фигурантов коррупционных деяний с созданием фактически коррупционного начала (возможность вариативности работы правоохранительных органов в условиях устойчивых коррупционных связей, которые могут признавать виновными как публичных должностных лиц). Общая картина законности деятельности и отношений обеих сторон (публичного и частного партнера) не исследуется.

Механизменный подход. В статье 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273 «О противодействии коррупции» определен комплекс мер по противодействию коррупции». Проведенный нормативно-правовой анализ отечественного и зарубежного законодательства в области противодействия коррупции и злоупотребления властью в сфере государственных и муниципальных закупок позволяет охарактеризовать определение мер противодействия коррупции как деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий. К мерам относятся: а) предупреждение и профилактики коррупции, посредством ликвидации причин ее возникновения; б) по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений. в) ликвидация последствий коррупционных правонарушений. На основе проведенных исследований, в сфере противодействия коррупции можно выделить следующие области механизменного подхода. Во-первых, это комплексное представление источников выявления коррупционных нарушений в сфере государственных закупок. Приоритетное значение приобретает обработка обращений граждан в форме заявлений и жалоб, внутриведомственных расследований, информации поступающей из источников СМИ, различных отчетов о проведенных уголовных, административных расследованиях, вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях, судебных решениях по уголовным делам. Как справедливо отмечает Е.Е. Румянцева, в настоящее время такого детализированного анализа, исключающего искажение сведений о реальной борьбе с правонарушениями и преступностью в сфере ГЧП нет. Во-вторых, необходима полная идентификация и оценка количественного объема коррупционной составляющей в сфере государственных закупок, с целью принятия своевременных мер в сфере сложившейся противозаконной практики искусственного завышения цен по различным закупкам. Механизменный подход позволяет выявить пробелы и недостатки контроля в сфере государственной контрактной системы, выявить проблемные сферы и обеспечить адресность работы в сфере противодействия коррупции и злоупотребления властью [5, 73-76].

Комплексный подход. Компетентный подход противодействия коррупции и злоупотреблению властью в сфере ГЧП, указывает на необходимость использования целого массива мер базирующихся на применении многих научных подходов и достижений в сфере экономической и юридической науки. Данный подход основан на заимствовании зарубежного опыта и адаптации его практик к современным реалиям контрактной системы в Российской Федерации. Так в основе сингапурского опыта акцент противодействия коррупции направлен на ликвидацию условий и причин злоупотребления властью. Во-первых, привязка оплаты труда государственных служащих к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе. Во-вторых, контроль и еже-

годная отчетность государственных должностных лиц о доходах и расходах, возникновении долговых обязательств и т.д. В третьих, создание системы обеспечивающей реализацию принципа «неотвратимости наказания», базирующейся не только на строгости закона, но стимулирование роста право-культурных и марально-этических стандартах жизнедеятельности всего общества. В четвертых, в сфере развития контрактной системы, ликвидация административных барьеров. В Нидерландах, основной мерой наказания за выявленное коррупционное деяние, является запрет работать в государственных органах и утрата всех социальных льгот. Комплексные меры противодействия включают в себя: гласность в вопросах обнаружения коррупционных деяний; мониторинг сфер и возможных причин роста коррупции; введения кодексов этики для служащих; создание систем внутренней безопасности в органах государственной власти; совершенствование системы обучения и тщательного подбора лиц назначаемых на должности, обладающие риском кор-рупциогенности; расширение возможностей общественного контроля и надзора. Радикальные меры противодействия коррупции в сфере ГЧП применяются в Китае, они зиждутся на применении высшей меры наказания в виде смертной казни. По мнению Е.Е. Румянцевой, комплексный метод доказывает заимствование какой либо одной меры зарубежного опыта не даст эффективных результатов. В России развитие института прокьюримента не имеет длительной истории, в этой связи, для создания комплекса эффективных мер в сфере противодействия коррупции и злоупотребления властью необходимо проведение глубоких многолетних научных исследований, позволяющих в динамике увидеть результаты применения тех или иных мер, эффективность которых будет доказана временем.

Междисциплинарный подход исследования коррупции и злоупотреблению власти в сфере государственных закупок, объединил труды специалистов из различных областей научного познания. Междисциплинарный дискурс сводится к вопросам совершенствования законодательства в сфере контрактной системы; классификации видов коррупции и причин ее возникновения; определения рисков и объема ущерба от коррупции. Таким образом, с позиции государственного управления, ряд проблем связанных с злоупотреблением властью в процессе реализации государственных закупок быть решены с применением управленческих подходов и законов. Так, например первый закон - приоритетности гуманистических ценностных ориентаций, предусматривающий, в частности, согласование интересов различных сторон процессов управления (они не исполняются и не поддерживаются в коррупционных схемах управления). Второй - закон минимизации ресурсов - времени и затрат (он не действует, так как, трактовка производительности труда для управленческих кадров почти не применяется, поскольку главным является принцип угождения руководству, лоббисту, а не соблюдение законности и правопорядка, эффективности управления). Третий - закон доминирования генеральной цели системы управления, как правило, приоритета целей развития организации, согласующегося с ценностными ориентациями развития всего общества, государства в целом (по отчетам и в реальной жизни отличается в коррупционных средах). Очевидно, что в условиях коррупции эти законы не действуют, замещаясь негласными правилами со стороны преступных сообществ

Альтернативный подход оперирует в процессе исследования причин злоупотребления властью разделения их на «интуитивные» и «рациональные». Интуитивный подход предопределяет исследования градуса произвола публичного субъекта в совершении противоправных действий посредством анализа уровня правовой культуры служащих, оценки правовой психологии и уровня правовой идеологии. Произвол проявляется в некомпетентности представителей аппарата управления. Рациональные причины измеряются коррупционным поведением (определением роли: организатор; исполнитель и т.д.), основанном на жажде личного обогащения и алчности[1, 12-15]. Данный подход на практике используется не только для проверки лиц осуществляющих принятие управленческих решений в сфере государственных закупок, но и служащих осуществляющих контрольно-надзорные функции за реализацией данных видов проектов. При проведении контрольно-надзорных мероприятий на разных стадиях управленческого процесса в сфере государственных закупок, осуществляется оценка полезности и значимости принимаемых решений, мониторинг процессов управления. По мнению экспертов, поток доходов при системе эффективного управления контрактной системой должен быть максимизирован, а поток затрат минимизирован. В целях оценки макроэкономических ущербов от злоупотребления властью и коррупции в сфере прокью-римента в юридической литературе сложились следующие позиции последствий выявления противоправных действий коррупционеров: а) по потоку затрат с негативным результатом их завышения и нанесения ущерба выделяются: недоучет ряда факторов развития саморегулирующей роли частного партнера и его самостоятельного возрастания - процессов концентрации производства без отягчающих регулирование со стороны государства; искусственно завышенные затраты (госзакупки); нецелевое использование денежных средств; непроизводительные затраты (вынужденные повышенные затраты бюрократизация движения денежных средств посредством подготовки ненужного документооборота, дублирование управленческих функций, дорогое администрирова-

ние) как некомпетентность или механизм вымогательства средств. б) по потоку доходов с негативным результатом их занижения можно выделить: упущенные выгоды (недостатки планирования); заниженные доходы; снижение потенциала получения доходов в результате недоработанных действий [2, 718]; перераспределение общественных благ в пользу узких групп злоумышленников (открытые и завуалированные формы у коррупционного мошенничества).

В целом, вышерассмотренные подходы сводятся к тому, что злоупотребление публичной властью и должностными полномочиями в сфере прокьюримента - это политико-правовая форма властной деятельности, не соответствующая функциональной природе властных институтов и оказывающая деструктивное и вредоносное влияние на развитие национальной экономики и системы государственного управления как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых политических, юридических, социально-экономических, духовно-нравственных, компонентов и отношений.

Злоупотребление властью в сфере контрактной системы имеет трехуровневую структуру инсттуционально-правовой уровень (правомерный или противоправный характер властного произвола), функционально-телеологический (цели, которые преследует власть, интересы субъектов властных отношений) и ценностно-мировоззренческий (нравственные, правовые, экономические ориентиры властвующих, влияющие на их деятельность). В этой связи, к основным формам злоупотребления властью следует отнести легальное злоупотребление властными полномочиями, когда «публичный партнер» (т.е. субъект властеотношений своими нецелесообразными решениями и их реализацией ) нарушают равновесие и сбалансированность всей институциональной системы государства либо ее отдельных сфер, публичных, корпоративных и частных интересов, права и свободы личности и различных социальных групп.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-311-00313 мол а «Формы и методы совершенствования управления в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации: проблемы институционального развития и противодействия коррупции»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коженко Я.В. Особенности институционализации лоббизма в постсоветской России // Юристъ - Правоведъ. 2003. № 3. С. 12-15.

2. Коженко Я.В. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. N° 2-2. С. 718.

3. Коженко Я.В. Правовые основы сервисной деятельности государственно-частных партнерств в России // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10 (89). - С. 288-290

4. Коженко Я.В. Условия и направления формирования государственной политики по развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2016. № 8 (140). - С. 134-137.

5. Коженко Я.В. Проблемы злоупотребления властью и управления рисками при реализации проектов государственно-частного партнерства в России (на примере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) // Аграрное и земельное право. 2016. № 10 (142).- С. 73-76.

6. Коженко Я.В. Научно-исследовательский опыт изучения правового регулирования государственно-частного партнерства: теоретико-концептуальный анализ // Аграрное и земельное право. 2016. № 12 (144).- С. 78-81.

7. Коженко Я.В. Государственно-частное партнерство: антикризисный инструмент или современная угроза национальной безопасности России // Аграрное и земельное право. 2017. № 2 (146). - С. 62-65.

8. Коженко Я.В., Каменева П.В. Риски и особенности правового режима территорий опережающего социально-экономического развития в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2017. № 1 (145).- С. 110-113.

Д.В. Стаханов, О.В. Грищенко

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения методики SWOT-анализа как инструмента для формирования соответствующих управленческих решений. В частности данная методика адаптирована к телекоммуникационным предприятиям. На основании приведенных расчетов, был сформирован портфель альтернативных стратегий.

Ключевые слова: методика SWOT-анализа, управленческие решения, портфель альтернативных стратегий, телекоммуникационные предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.