Научная статья на тему 'Практические аспекты использования методики SWOT-анализа для принятия управленческих решений на телекоммуникационных предприятиях'

Практические аспекты использования методики SWOT-анализа для принятия управленческих решений на телекоммуникационных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА SWOT-АНАЛИЗА / SWOT ANALYSIS METHODOLOGY / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / MANAGEMENT DECISIONS / ПОРТФЕЛЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ / ALTERNATIVE STRATEGIES PORTFOLIO / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / TELECOMMUNICATION ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стаханов Д.В., Грищенко О.В.

В статье рассмотрены вопросы применения методики SWOT-анализа как инструмента для формирования соответствующих управленческих решений. В частности данная методика адаптирована к телекоммуникационным предприятиям. На основании приведенных расчетов, был сформирован портфель альтернативных стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ASPECTS OF USING THE SWOT-ANALYSIS METHOD FOR ADOPTING MANAGERIAL DECISIONS ON TELECOMMUNICATION ENTERPRISES

The article discusses the application of the SWOT analysis methodology as a tool for the formation of appropriate management decisions. In particular, this technique is adapted to telecommunications enterprises. Based on these calculations, a portfolio of alternative strategies was formed

Текст научной работы на тему «Практические аспекты использования методики SWOT-анализа для принятия управленческих решений на телекоммуникационных предприятиях»

ние) как некомпетентность или механизм вымогательства средств. б) по потоку доходов с негативным результатом их занижения можно выделить: упущенные выгоды (недостатки планирования); заниженные доходы; снижение потенциала получения доходов в результате недоработанных действий [2, 718]; перераспределение общественных благ в пользу узких групп злоумышленников (открытые и завуалированные формы у коррупционного мошенничества).

В целом, вышерассмотренные подходы сводятся к тому, что злоупотребление публичной властью и должностными полномочиями в сфере прокьюримента - это политико-правовая форма властной деятельности, не соответствующая функциональной природе властных институтов и оказывающая деструктивное и вредоносное влияние на развитие национальной экономики и системы государственного управления как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых политических, юридических, социально-экономических, духовно-нравственных, компонентов и отношений.

Злоупотребление властью в сфере контрактной системы имеет трехуровневую структуру инсттуционально-правовой уровень (правомерный или противоправный характер властного произвола), функционально-телеологический (цели, которые преследует власть, интересы субъектов властных отношений) и ценностно-мировоззренческий (нравственные, правовые, экономические ориентиры властвующих, влияющие на их деятельность). В этой связи, к основным формам злоупотребления властью следует отнести легальное злоупотребление властными полномочиями, когда «публичный партнер» (т.е. субъект властеотношений своими нецелесообразными решениями и их реализацией ) нарушают равновесие и сбалансированность всей институциональной системы государства либо ее отдельных сфер, публичных, корпоративных и частных интересов, права и свободы личности и различных социальных групп.

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-311-00313 мол а «Формы и методы совершенствования управления в сфере государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации: проблемы институционального развития и противодействия коррупции»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Коженко Я.В. Особенности институционализации лоббизма в постсоветской России // Юристъ - Правоведъ. 2003. № 3. С. 12-15.

2. Коженко Я.В. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. N° 2-2. С. 718.

3. Коженко Я.В. Правовые основы сервисной деятельности государственно-частных партнерств в России // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10 (89). - С. 288-290

4. Коженко Я.В. Условия и направления формирования государственной политики по развитию государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2016. № 8 (140). - С. 134-137.

5. Коженко Я.В. Проблемы злоупотребления властью и управления рисками при реализации проектов государственно-частного партнерства в России (на примере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) // Аграрное и земельное право. 2016. № 10 (142).- С. 73-76.

6. Коженко Я.В. Научно-исследовательский опыт изучения правового регулирования государственно-частного партнерства: теоретико-концептуальный анализ // Аграрное и земельное право. 2016. № 12 (144).- С. 78-81.

7. Коженко Я.В. Государственно-частное партнерство: антикризисный инструмент или современная угроза национальной безопасности России // Аграрное и земельное право. 2017. № 2 (146). - С. 62-65.

8. Коженко Я.В., Каменева П.В. Риски и особенности правового режима территорий опережающего социально-экономического развития в контексте экономической безопасности Российской Федерации // Аграрное и земельное право. 2017. № 1 (145).- С. 110-113.

Д.В. Стаханов, О.В. Грищенко

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ SWOT-АНАЛИЗА ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы применения методики SWOT-анализа как инструмента для формирования соответствующих управленческих решений. В частности данная методика адаптирована к телекоммуникационным предприятиям. На основании приведенных расчетов, был сформирован портфель альтернативных стратегий.

Ключевые слова: методика SWOT-анализа, управленческие решения, портфель альтернативных стратегий, телекоммуникационные предприятия.

D.V. Stakhanov, O.V. Grischenko

PRACTICAL ASPECTS OF USING THE SWOT-ANALYSIS METHOD FOR ADOPTING MANAGERIAL DECISIONS ON TELECOMMUNICATION ENTERPRISES

Abstract. The article discusses the application of the SWOT analysis methodology as a tool for the formation of appropriate management decisions. In particular, this technique is adapted to telecommunications enterprises. Based on these calculations, a portfolio of alternative strategies was formed.

Keywords: SWOT analysis methodology, management decisions, alternative strategies portfolio, telecommunication enterprises.

Использование мощных микропроцессоров широкого применения позволяет применять последние достижения информационных технологий. Одни и те же функциональные блоки применяются для построения станций различного размера и назначения, что приводит к малому количеству типов печатных плат. Это в свою очередь упрощает обслуживание оборудования и сокращает объемы запасных частей. Благодаря этому, достигается высокая экономическая эффективность в диапазоне от очень малых до очень больших станций. Если необходимо увеличить емкость цифровой станции или ее трафик, достаточно добавить ограниченное количество компонентов. В настоящее время разработкой цифровых АТС и устройств коммутации занимается ряд отечественных и зарубежных компаний. Они выпускают такие станции-конкуренты как: «Квант--Е», «Элком», «Омега», ТОС-120, М-200, «Мультиком D4000», АЛС, АТСЦ-90 и др. [1]. Одним из таких предприятий является ООО НПП «Спецстрой-связь» г. Таганрог. Научно-производственное предприятие «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ» создано в 1996 году на базе отдела средств связи ОПБ Таганрогского Государственного Радиотехнического Университета (ТРТУ). В коллективе предприятия объединились специалисты высокой квалификации с большим практическим опытом в области электросвязи (выделившиеся из научно-технического центра корпорации «Атлант», г. Донецк, Украина) и опытные специалисты в области разработки и внедрения программно-аппаратных систем связи (сотрудники ТРТУ).

Направления деятельности компании:

- разработка телекоммуникационного оборудования;

- производство оборудования марки «Протон-ССС»;

- продажа телекоммуникационного оборудования;

- выполнение проектных работ;

- выполнение монтажно-наладочных работ оборудования связи;

- обучение персонала заказчиков;

- гарантийное и послегарантийное обслуживание оборудования «Протон-ССС».

НПП «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ» - обладатель 20 дипломов всероссийских и международных выставок, на которых компания достойно представляла свою продукцию и город Таганрог. Разработка таганрогских ученых и специалистов - «Протон-ССС» - внесла существенный вклад в развитие единых электросетей связи. Именно поэтому это оборудование сегодня изучают в высших и средних учебных заведениях России.

К 2009 году НПП «СПЕЦСТРОЙ-СВЯЗЬ» заняло лидирующие позиции в сфере разработки и одно из ведущих мест на рынке отечественного телекоммуникационного оборудования. Среди его заказчиков - крупнейшие операторы электросвязи России и СНГ, альтернативные операторы, министерства силовых структур, крупные промышленные и транспортные предприятия, учреждения науки, образования и культуры, муниципальные структуры, банковские и финансовые организации.

На предприятии трудится около 300 ученых и специалистов, которые обладают широкими знаниями и большим опытом в области разработки и изготовления компьютерного, сетевого и телекоммуникационного оборудования, современных информационных технологий. Более 200 из них - разработчики новой техники и программного обеспечения.

Одним из инструментов управления изменениями является анализ инновационных возможностей предприятия. Анализ наличного и будущего научно-технического потенциала может показать его несоответствие предполагаемым целям. Такая оценка проводится с помощью методов экспертной оценки [2]. Сначала был выбран перечень основных сфер деятельности предприятия «СПЕЦСТРОЙ - СВЯЗЬ» и определен набор параметров для их оценки. После этого группа экспертов из данной организации определили значимость отдельных параметров и их оценку по 100 % шкале. По группе критериев экспертными методами были рассчитаны коэффициенты весомости (Zi), а по каждому уровню измерения критерия - коэффициенты значимости (Wi). Количественная оценка состояния инновационных возможностей предприятия определяется методом взвешенной суммы по формуле:

p = X X Zi ( Wij Xij ),

(1)

Где:

P - общая оценка инновационных возможностей организации;

Zi - коэффициент относительной важности j-группы критериев;

Wij - коэффициент относительной важности i-го критерия j-й группы;

Xij - значимость i-го критерия в % в j-й группе критериев.

Анализ инновационных возможностей предприятия представлен в таблице 1.

Интегральная оценка инновационных возможностей ООО «СПЕЦСТРОЙ - СВЯЗЬ» рассчитывается следующим образом:

P=0,4 (0,13^60+0,20 • 70+0,10 • 30+0,20 • 80+0,37 • 90)+0,2(0,40 • 90+0,30 • 80+0,20 •

20+0,10 • 10)+0,1(0,20 • 60+0,40 • 20+0,40 • 40)+0,3(0,30 • 60+0,40 • 40+0,20 • 30+0,10 • 20) = 29,64+13+3,6+12,6 = 68,84%.

Для практической реализации выявленных инвестиционных возможностей предприятия необходимо принять соответствующее управленческое решение с использованием методики SWOT-анализа.

Согласно методике SWOT-анализа были отобраны характеристики внешней и внутренней среды деятельности предприятия. Характеристики внешней среды были разделены на факторы возможностей и факторы угроз, а характеристики внутренней среды - на сильные и слабые стороны. Распределение факторов производилось методом ранжирования с последующим агрегированием для факторов внешней среды и методом простого ранжирования для факторов внутренней среды. На основе экспертной оценки были выбраны показатели, получившие наиболее высокие оценки по степени значимости и ставшие материалом для построения матрицы SWOT [3].

В таблице 2 перечислены сильные и слабые стороны деятельности предприятия, а также угрозы и возможности его развития. Ранжирование факторов внешней среды экспертами и их бальная оценка позволили рассчитать весовые значения каждого фактора. По полученным таблицам были рассчитаны средние значения и составлены таблицы для анализа сильных и слабых сторон деятельности компании.

Анализ сильных сторон компании представлен в таблице 3. Сильными сторонами профессиональной деятельности ООО НПП «Спецстрой-связь» являются: известность компании на рынке (1,14), полная компетентность в ключевых вопросах (1,09) и стабильное финансовое положение (0,55). Анализ слабых сторон компании представлен в таблице 4.

Анализ сильных сторон компании представлен в таблице 3. Сильными сторонами профессиональной деятельности ООО НПП «Спецстрой-связь» являются: известность компании на рынке (1,14), полная компетентность в ключевых вопросах (1,09) и стабильное финансовое положение (0,55). Анализ слабых сторон компании представлен в таблице 4.

Слабыми сторонами профессиональной деятельности ООО НПП «Спецстрой-связь» являются: недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии (1,26), низкая эффективность НИОКР (0,63), средняя эффективность продаж и низкая производительность из-за нехватки времени на решение организационных вопросов (0,53).

К наиболее выраженным угрозам относятся высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла предприятия (1,53) и выход на рынок новых конкурентов (1,13), что представлено в таблице 5.

Анализ возможностей компании представлен в таблице 6. Анализ возможностей показал, что фактором первого порядка организация производства инновационного оборудования (1,19), фактором второго порядка является расширение производственных мощностей (0,86).

Анализ инновационных возможностей предприятия

№ Критерий Шкала измерения критерия. %

1 6 13 25 32 45 58 75 90 100

1 Научное производство 0.40

1.1 Новизна объектов промышленной 0.13

собственности,%

1.2 Перспективность 0.20

1.3 Патентование 0.10

1.4 Уровень производственного оборудования 0.20

1.5 Обеспеченность производственным оборудованием 0.37

2 Организационная структура и менеджмент 0.20

2.1 Обеспеченность кадрами 0.40

2.2 Профессиональный уровень 0.30

2.3 Творческий уровень 0.20

2.4 Текучесть кадров 0.10

3 Маркетинг 0.10

3.1 Затраты на исследование рынка 0.20

3.2 Затраты на патентные исследования 0.40

3.3 Затраты на стимулирование сбыта 0.40 \

4 Финансы 0.30

4.1 Рентабельность организации 0.30

4.2 Финансовая обеспеченность организации 0.40

4.3 Рост бюджета 0.20

4.4 Заемные средства 0.10

Для выработки стратегических альтернатив развития предприятия были рассчитаны коэффициенты корреляции между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами. Рассчитанные значения коэффициента корреляции Спирмена для названных параметров представлены в таблицах 7-10.

Выводы. ООО «НПП Спецстрой-Связь» является разработчиком и производителем цифровых АТС серии Протон-ССС: Алмаз и Вектор. Финансовый анализ показал, что платежеспособность предприятия находится на уровне выше удовлетворительного. Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет говорить о значительном запасе прочности, обусловленном высоким уровнем собственного капитала, который на конец анализируемого периода составил 0,92. Сильными сторонами профессиональной деятельности ООО НПП «Спецстрой-связь» являются: известность компании на рынке (1,14), полная компетентность в ключевых вопросах (1,09) и стабильное финансовое положение (0,55). Слабыми сторонами профессиональной деятельности ООО НПП «Спецстрой-связь» являются: недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии (1,26), низкая эффективность НИ-ОКР (0,63), средняя эффективность продаж и низкая производительность из-за нехватки времени на решение организационных вопросов (0,53). Анализ возможностей показал, что фактором первого порядка организация производства инновационного оборудования (1,19), фактором второго порядка является расширение производственных мощностей (0,86).

Сильные и слабые стороны, возможности и угрозы

Сильные стороны Слабые стороны

известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка стабильное финансовое положение высокотехнологичное современное оборудование научные разработки на территории предприятия широкий ассортимент продуктов и решений полная компетентность в ключевых вопросах низкая эффективность НИОКР средняя эффективность продаж плохая информированность на рынке о компании низкая реакция на изменение рыночной ситуации недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии низкая производительность из-за нехватки времени на решение организационных вопросов

Возможности Угрозы

расширение производственных мощностей повышение профессионального уровня персонала организация производства инновационного оборудования использование нового сырья и материалов выход на новые сегменты рынка за счет ослабления конкурентов появление новых технологий выход на рынок новых конкурентов неблагоприятное изменение курсов иностранных валют высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла предприятия риск брака потеря кадров ухудшение платежеспособности населения

Таблица 3.

Анализ сильных сторон компании

№ пп Сильные стороны Значимость Выраженность Вероятность наступления Взвешенная оценка

1 известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка 5 5 0,23 1,14

2 стабильное финансовое положение 4 3 0,14 0,55

3 высокотехнологичное современное оборудование 3 2 0,09 0,27

4 научные разработки на территории предприятия 2 4 0,18 0,36

5 широкий ассортимент продуктов и решений 1 4 0,18 0,18

6 полная компетентность в ключевых вопросах 6 4 0,18 1,09

Анализ слабых сторон компании

№ пп Слабые стороны Значимость Выражен-ность Вероятность наступления Взвешенная оценка

1 низкая эффективность НИОКР 4 3 0,16 0,63

2 средняя эффективность продаж 5 2 0,11 0,53

3 плохая информированность на рынке о компании 3 3 0,16 0,47

4 низкая реакция на изменение рыночной ситуации 3 2 0,11 0,32

5 недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии 6 4 0,21 1,26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 низкая производительность из-за нехватки времени на решение организационных вопросов 2 5 0,26 0,53

Таблица 5.

Анализ угроз

Угрозы Значимость Выраженность Взвешенная оценка

выход на рынок новых конкурентов 6 3 1,13

неблагоприятное изменение курсов иностранных валют 2 2 0,25

высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла предприятия 5 5 1,56

риск брака 3 2 0,38

потеря кадров 1 1 0,06

ухудшение платежеспособности населения 4 3 0,75

Таблица 6.

Анализ возможностей

Возможности Значимость Выраженность Взвешенная оценка

расширение производственных мощностей 6 3 0,86

повышение профессионального уровня персонала 4 4 0,76

организация производства инновационного оборудования 5 5 1,19

использование нового сырья и материалов 4 4 0,76

выход на новые сегменты рынка за счет ослабления конкурентов 3 2 0,29

появление новых технологий 5 3 0,71

Корреляционный анализ 8^,ОТ-магрицьс сильные стороны в поле угроз

Наименование параметра Угрозы

выход на рынок новых конкурентов неблагоприятное изменение курсов иностранных валют высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла предприятия риск брака потеря кадров ухудшение платежеспособности населения

известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка 0,04 -0,08 0,05 -0,04 -0,15 0,35

стабильное финансовое положение -0,09 0,04 0,06 -0,03 0,24 0,27

высокотехнологичное современное оборудование -0,08 -0,08 -0,03 -0,28 0,00 0,09

научные разработки на территории предприятия -0,10 -0,03 -0,04 -0,14 0,18 0,14

широкий ассортимент продуктов и решений -0,06 -0,20 0,17 -0,10 -0,27 0,44

полная компетентность в ключевых вопросах 0,20 0,18 -0,01 0,21 0,04 0,32

Таблица 8.

Корреляционный анализ 8^ОТ-матрицы: слабые стороны в поле угроз

Наименование параметра Угрозы

выход на рынок новых конкурентов неблагоприятное изменение курсов иностранных валют высокая зависимость от снижения спроса и этапа жизненного цикла предприятия риск брака потеря кадров ухудшение платежеспособности населения

низкая эффективность НИОКР -0,06 -0,29 0,06 0,07 -0,12 -0,15

средняя эффективность продаж -0,18 0,31 0,33 -0,24 -0,24 -0,05

плохая информированность на рынке о компании 0,18 0,15 -0,14 -0,09 0,13 0,29

низкая реакция на изменение рыночной ситуации 0,15 0,12 0,02 0,18 0,12 0,15

недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии -0,18 0,03 -0,22 -0,22 -0,10 0,00

Таблица 9.

Корреляционный анализ SWOT-матрицы: сильные стороны в поле возможности

Наименование параметра Возможности

расширение производственных мощностей повышение профессионального уровня персонала организация производства инновационного оборудования использование нового сырья и материалов выход на новые сегменты рынка за счет ослабления конкурентов появление новых технологий

известность компании на рынке, занимает весомую долю рынка -0,19 0,37 -0,02 -0,03 0,01 -0,01

стабильное финансовое положение -0,11 0,25 -0,23 0,17 -0,03 -0,23

высокотехнологичное современное оборудование 0,04 -0,07 0,29 0,01 -0,12 0,00

научные разработки на территории предприятия -0,27 0,27 -0,19 0,09 -0,06 -0,20

широкий ассортимент продуктов и решений -0,17 0,43 0,13 -0,09 -0,20 0,01

полная компетентность в ключевых вопросах 0,26 0,18 0,09 -0,17 0,07 -0,40

Таблица 10.

Корреляционный анализ SWOT-матрицы: слабые стороны в поле возможности

Наименование параметра Возможности

расширение производственных мощ-н стей профессионального уровня пер- организация производства инновационного оборудования использование нового сырья и материалов выход на новые сегменты рынка за счет ослабления конкурентов появление новых технологий

низкая эф-фектив-ность НИ-ОКР 0,19 0,75 -0,11 -0,03 -0,20 0,14

средняя эффективность продаж 0,02 -0,05 0,17 -0,01 0,08 0,39

плохая ин-формиро-ванность на рынке о компании 0,07 -0,21 -0,12 0,28 0,02 -0,01

низкая реакция на изменение рыночной ситуации -0,09 -0,13 -0,11 0,03 0,26 -0,05

Используя результаты приведенных расчетов, был сформирован портфель альтернативных стратегий. В таблице 10 представлены разработанные стратегии. При этом использованы

наиболее значимые факторы. Управленческий анализ методом SWOT-анализа позволил сформировать портфель стратегических альтернатив:

- стратегия развития ориентируется на разработку и предложение новых продуктов;

- стратегия внутренних преобразований - на расширение ассортимента продукции;

- стратегия потенциальных преимуществ - на продвижение.

Таблица 11

Портфель стратегий

Стратегия Базовые мероприятия Резервные мероприятия 1 порядка Резервные Мероприятия 2 порядка

Развития Разработка и предложение новых продуктов Повышение конкурентоспособности предпрития Программа улучшения качества НИОКР

Внутренних преобразований Расширение ассортимента продукции Развитие маркетинга компании Выход на смежный рынок

Стратегия потенциальных преимуществ Продвижение в область, регионы Программа улучшения качества продукции Выход на международный рынок

Подводя итог, принято управленческое решение: формирование стратегии совершенствования производственно- коммерческой деятельности предприятия на основе сбалансированного сочетания стратегий: развития, внутренних преобразований и потенциальных преимуществ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Стаханов Д.В., Жирный Н.В. Система показателей привлекательности инвестиционных проектов, реализуемых в телекоммуникационных системах. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. -2015.-№ 4 (16). - С. 83-88.

2. Стаханов Д.В. Предпринимательские инвестиции и инвестиционные проекты: теоретические и практические аспекты формирования и использования. Закономерности и тенденции формирования системы финансово - кредитных отношений: коллективная монография. Уфа, 2017. - C.32-47.

3. Целых А.Н., Сергеев Н.Е., Целых Л.А., Стаханов Д.В. К вопросу об адаптации экспертных систем для поддержки принятия решений прикладных управленческих задач. Известия ЮФУ. Технические науки. Таганрог, 2014, 8/158.

В.В. Стеценко

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРСЫ: К ВОПРОСУ О СЕМИОТИКЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье описаны некоторые особенности современного педагогического и политического дискурсов. Выделены ключевые концепты, жанрово-стилистические характеристики и ценностные основания рассматриваемых феноменов, репрезентирующих качественные «измерения» социализации личности в когнитивно-смысловом лингвокультурологическом контексте. Автором осуществлена попытка семиотического анализа изучаемых дискурсов актуальных социально-политических коммуникаций в аспекте развития государственной культурной политики.

Ключевые слова: дискурс, политический дискурс, педагогический дискурс, государственная культурная политика, семиотический анализ, социализация, инкультурация, политическая культура.

V.V. Stetsenko

PEDAGOGICAL AND POLITICAL DISCOURSES: TO THE QUESTION OF SEMIOTICS OF SOCIALIZATION OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF MODERN POLITICAL CULTURE

Abstract. The article gives a general description of modern pedagogical and political discourses. Key concepts, genres and value bases of these types of communication are singled out. The phenomena of socialization and inculturation are defined. It is a question of the role of pedagogical and political discourses in the process of human socialization. The author carries out a semiotic analysis of these types of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.