Научная статья на тему 'Научные и правоприменительные тренды совершенствования системы контрактного управления в сфере государственных закупок'

Научные и правоприменительные тренды совершенствования системы контрактного управления в сфере государственных закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
государственные закупки / федеральная контрактная система / прокьюремент / кор-рупция / контрактные отношения / государственное управление / сервисный подход / government procurement / federal contract system / pro-government / corruption / contractual re-lations / government / service approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коженко Я. В.

В статье рассматриваются аномалию контрактной системы в сфере управления государствен-ными закупками, анализируются научные и правоприменительные подходы совершенствования кон-трактных отношений в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федера-ции. Рассматриваются особенности сервисного подхода в системе регулирования отношений возникаю-щих между субъектами прокьюремента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND LAW ENFORCEMENT TRENDS IMPROVEMENT OF THE CONTRACT MANAGEMENT SYSTEM IN THE SPHERE OF PUBLIC PURCHASES

The article discusses the anomaly of the contract system in the field of public procurement management, analyzes the scientific and law enforcement approaches to improve contractual relations in the context of the reform of control and supervisory activities in the Russian Federation. The features of the service approach in the system of regulation of relations arising between the subjects of procurement are considered.

Текст научной работы на тему «Научные и правоприменительные тренды совершенствования системы контрактного управления в сфере государственных закупок»

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / JURISPRUDENCE

119

УДК 342.

Коженко Я. В.,

к.ю.н., доцент

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ)

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10095 НАУЧНЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Kozhenko Y. V.

ph.d., associate professor

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Rostov State Economic University"

(RINH)

SCIENTIFIC AND LAW ENFORCEMENT TRENDS IMPROVEMENT OF THE CONTRACT MANAGEMENT SYSTEM IN THE SPHERE OF PUBLIC PURCHASES

Аннотация

В статье рассматриваются аномалию контрактной системы в сфере управления государственными закупками, анализируются научные и правоприменительные подходы совершенствования контрактных отношений в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Рассматриваются особенности сервисного подхода в системе регулирования отношений возникающих между субъектами прокьюремента.

Abstract

The article discusses the anomaly of the contract system in the field of public procurement management, analyzes the scientific and law enforcement approaches to improve contractual relations in the context of the reform of control and supervisory activities in the Russian Federation. The features of the service approach in the system of regulation of relations arising between the subjects ofprocurement are considered.

Ключевые слова: государственные закупки, федеральная контрактная система, прокьюремент, коррупция, контрактные отношения, государственное управление, сервисный подход.

Key words: government procurement, federal contract system, pro-government, corruption, contractual relations, government, service approach.

В каждом государстве существуют свои научные и правоприменительные подходы по организации и регулированию контрактной системы в сфере государственных закупок. С позиции философии, контрактная система, как и любая другая общественная система находится в постоянном процессе трансформации в силу изменяющихся социальных, политических, экономических факторов. В этой связи, претерпевая постоянные изменения, процесс правового регулирования возникающих в сфере прокьюремента частно-публичных отношений вынужден сталкивается с аномалиями и деформациями управления, которые нивелируют результаты его осуществления.

В оценке значимых управленческих аномалий, представляющих угрозу для всей федеральной контрактной системы считаю целесообразным выделить: a) низкий уровень профессионализма контрактных управляющих, Ь) коррупцию, лоббизм, развитие «телефонного права», ф пробелы и коллизии нормативно-правового регулирования контрактной системы, d) отсутствие прозрачной системы межведомственного взаимодействия между различными уровнями органов государственной власти и местного самоуправления, e) отсутствие эффективной системы контрольно-надзорной деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок.

Обзор научной литературы и исследовательской традиции, присущих ученым постсоветского политико-правового пространства позволяет констатировать тот факт, что осмысление комплексных проблем формирования и функционирования контрактных служб и управлений в период с 2000 г. по настоящее время только начинается. Обобщая многообразие научных исследований и выделенных управленческих аномалий в сфере контрактной системы, считаю необходимым выдвинуть гипотезу о том, что реальная возможность их устранения будет обеспечена реформой контрольно-надзорной деятельности, которая началась в России в 2016 году [4, а 73-76]. Так, Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам принял Паспорт приоритетной Программы «Реформа контрольно-надзорной деятельности» (Протокол от 21 декабря 2016г №12) рассчитанной до 2025 года.

Принятие данного документа прямо регламентирует начало в России не реформы контрольно-надзорной власти, а косвенно совершенствование системы контрактного управления в сфере государственных закупок. В качестве приоритетных задач реформы обозначены такие как: а) минимизация ущерба охраняемым законом ценностям; Ь) снижение административной нагрузки государственного и муниципального контроля на физических и юри-

ГОМБРЯГОЕЖЕ / <<Ш^ШМУМ~^®УГМа1>#Щ29)),2(0]9

120

дических лиц; с) уменьшение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков; ф рост индекса качества администрирования контрольно-надзорной функцией посредством оптимизации трудовых, материальных, финансовых ресурсов. Согласно отчетам и дорожной карте реформы контрольно-надзорной деятельности в 2018 году внедрена «динамическая модель» управления категориями риска, основанная, прежде всего на данных статистики внешних факторов и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами; внедрены стандарты кадрового менеджмента; реализован механизм самодекларирования и доступа информации о проведенных и планируемых мероприятиях в личных кабинетах поднадзорных субъектов; внедрен стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно -надзорной деятельности разработаны общие требования к управлению контрольно-надзорными органами, включая переход на принципы «умного регулирования».

Позитивные оценки экспертов получает введение механизма по ограничению формирования новых избыточных и дублирующих обязательных требований и реализуется принцип принятия новых обязательных требований только после отмены двух устарелых. Инновации в сфере контрольно-надзорной деятельности и организации работы публичных служащих, позволят вывести на качественно новый уровень отношения в сфере государственных и муниципальных закупок[ 5, с.31-35.]. Считаю, что данная мера станет одной из действенных в механизме противодействия коррупции. В целом, реформа направлена на повышение уровня профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, расширения массива необходимых знаний, умений и навыков представителей административного аппарата управления. В этой связи, в сфере приоритетных по-прежнему лидируют юридические, экономические, управленческие знания, умения и навыки публичных служащих. Особое значение играет информационная и компьютерная грамотность и компетентность, выступающая залогом успеха реализации всей реформы. Анализ паспорта реформы контрольно-надзорной деятельности в России показывает, что ряд обозначенных нововведений соответствуют сервисному подходу, который получил большую популярность в системе государственного управления западных стран.

Однако сервисный подход к организации государственного управления требует и формирования сервисной правовой культуры государственного и муниципального бюрократического аппарата, основанной на изменении правовой психологии и идеологии не только служащих, но и представителей частных партнеров субъектов контрактных служб государственных закупок. Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствуют системные проекты по комплексной подготовке субъектов контрактных отношений, а имеющиеся программы повышения квалификации и переподготовки кадров в настоящее время неспособны в необходимых

объемах ликвидировать кадровый голод и достаточно далеки от реальной практики. Очевидно, что обеспечить приток профессионалов в сферу прокь-юремента (согласно сервисному подходу управления) способны финансовые методы стимулирования, которые регионы не в силах обеспечить без федеральной поддержки. [6, с. 73-76.]

В настоящее время появляются научно-исследовательские работы, посвященные организации контрактных служб в отдельных отраслях и сферах. Например, особенности отраслевого управления на примере государственных закупок инновационной продукции рассмотрены в работах С.Г Белова, О.Е. Болдарева, А.Б. Золотарева, И.А. Соколов, вопросам организации контрактной службы в учреждениях здравоохранения подробно исследовал С.В Кичанов[1].

Общие направления развития контрактного управления с позиции эволюции контрактной системы, а также трансформации государственных и общественных институтов рассматривают в своих работах В.Е. Белова, В.В. Мельникова, В.В. Попов, И.Ю. Федорова, А.В. Фрыгин [2; 7, с. 373-375]. С позиции контрактных отношений исследованию субъектного состава контрактного управления в сфере государственных закупок посвящены труды А.Н. Байкова, Н.А. Курц, Н.А. Мамедова, О.Н. Тру-шанова, Р.Н. Шпакова. С точки зрения сравнительного правоведения особое внимание контрактной службе уделяется в монографии Ф. А. Тасалова (Контрактная система в сфере государственных закупок России и США) и А.Н. Захарова (международные конкурсные торги в современных мирохозяйственных отношениях)[3, с. 379 ]. Особый интерес с позиции теории договорного права представляет собой исследование Е.В. Блинковой, Б.Е. Кошелюк (Договор поставки товаров для государственных нужд), которое раскрывает содержание контрактных отношений и их субъектного состав сфере государственных и муниципальных закупок.

Необходимо отметить, что, несмотря на растущую популярность среди ученых тематики посвя-щённой контрактной системе (за исключением единичных фундаментальных исследований) в качестве объекта исследования, большая часть научно-исследовательских работ имеет описательный характер или устарели, перестали быть актуальными в связи с изменением отечественного законодательства в сфере прокьюремента.

Таким образом, анализируя достижения в сфере теории управления, юридической и экономической науки можно сделать вывод о том, что в настоящее время комплексные - междисциплинарные исследования проблем функционирования и эффективности контрактных служб и контрактных управляющих отсутствуют. Большая часть работ освещает вопросы контрактной службы только лишь сквозь призму противодействия коррупции. В этом направлении особо ценными представляются работы С.Н. Братановского и М.Ф. Зеленова (административно-правовые аспекты борьбы с коррупцией в системе органов исполнительной власти в

<<Ш11ШетиМ~^®и©Ма1>#Щ29)),2(0]9 / .Тим БРКиБЕМСЕ

РФ), исследования С.Г. Аксенова, А.П. Гудкова, О.И. Лосенкова, А.А. Тимошенко, Р.Р. Яруллина анализирующих проблемы юридической ответственности в сфере государственных закупок. Однако текущие, злободневные проблемы организации контрактной службы ее процессов функционирования и развития, исключающие фактор злоупотребления властью и коррупции остаются, не исследованы.

В этой связи, не теряют своей актуальности при формировании эффективной модели управления государственными закупкам проблемы мотивации субъектов контрактной системы. Идеальная модель управления не только стремиться к гармоничному сочетанию положительных и отрицательных стимулов мотивации субъектов контрактной системы (прежде всего государственных служащих, контрактных офицеров, контрактных управляющих), но и повышению уровня правовой культуры и грамотности всех участников закупочной деятельности. Необходимо отметить, что в федеральной контрактной системе современной России положительные стимулы в большинстве случаев не находят своей формализации (в виде поощрений или премий за достигнуты результаты), в то время как отрицательные стимулы доминируют и пестрят своим санкционным многообразием (административная, уголовная, дисциплинарная, материальная ответственность).

Подводя итоги исследования, считаю целесообразным сделать вывод о том, что современные научные исследования в области совершенствования контрактного управления закупками существенно отстают от запросов правоприменителей. Отсутствие комплексных и системных научных исследований, не позволяет в процессе реформирования контрактной системы опираться на результаты научной доктрины, современная отечественная юридическая и экономическая наука не может дать важную для правоприменителей оценку происходящим деструктивным аномалиям в сфере отечественного прокьюремента. В этой связи, правоприменитель вынужден осваивать новые экономические, юридические и информационно-технологические реалии постоянно трансформирующейся контрактной системы посредством проб и ошибок. В данных условиях особую актуальность приобретает судебная практика и обобщение правоприменительной практики ФАС и других контрольно-надзорных органов.

121

В рамках перспектив развития отечественной юридической науки считаю, что назрела необходимость выделения в рамках новой под отрасли административного права («контрактного права») объединившего в себе исследования в сфере частно-публичных отношений: государственно-частного партнерства, аутсорсинга, аутсаффинга, государственных и муниципальных закупок, лоббизма и иных административных договоров[4, с. 718].

Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского фонда фундаментальных исследований № 18-311-00313 мол_а «Формы и методы совершенствования управления в сфере государственных и муниципальных закупок Российской Федерации: противодействия коррупции»

Список литературы

1. Блинковой Е.В., Кошелюк Б.Е. Договор поставки товаров для государственных нужд: монография. М.: Проспект, 2017. С.136.

2. Белов В.Е. Концептуальные проблемы формирования и функционирования контрактной системы в сфере закупок в России: монография. М.: Юстицинформ, 2018. С.472.

3. Захаров А.Н. Международные конкурсные торги в современных мирохозяйственных отношениях: монография. М.: -МГИМО-Университет, 2017. С. 379.

4. Коженко Я.В. Проблемы и перспективы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 718.

5. Коженко Я.В. Проблемы и перспективы развития сервисного подхода в системе государственного управления (на примере электронного правительства) // Юристъ - Правоведъ. 2012. № 1 (50). С. 31-35.

6. Коженко Я.В. Проблемы злоупотребления властью и управления рисками при реализации проектов государственно-частного партнерства в России (на примере контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) // Аграрное и земельное право. 2016. № 10 (142). С. 73-76.

7. Попов В.В., Музыка О.А., Максимова С.И. Альтернативистика в контексте социального развития // Евразийский юридический журнал. 2017. № 4 (107). С. 373-375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.