Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в системе мер, обеспечивающих стратегические национальные приоритеты Российской Федерации'

Противодействие коррупции в системе мер, обеспечивающих стратегические национальные приоритеты Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
184
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
коррупция / законодательное регулирование / информационное обеспечение / правовая идеология / правоохранительная деятельность / corruption / legislative regulation / information support / legal ideology / law enforcement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иван Александрович Коннов

Автором затрагиваются основные направления, которые подлежат развитию в контексте разрешения вопроса эффективного противодействия коррупционным проявлениям: надлежащее законодательное внимание, скоординированная правоохранительная деятельность, правовая идеология. В статье дается оценка данных направлений, а также проводится анализ зависимости их становления от конкретных факторов и сфер влияния. Кроме того, автор акцентирует внимание на взаимосвязи данных направлений, указывая одновременно на то, что в определенном смысле они составляют единое целое, как, например, государство и право.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Action against corruption in the system of measures ensuring the strategic national priorities of the Russian Federation

The author touches upon the main areas that are subject to development in the context of resolving the issue of effective counteraction to corruption manifestations: proper legislative attention, coordinated law enforcement, legal ideology. The article gives an assessment of these areas, as well as an analysis of the dependence of their formation on specific factors and spheres of influence. In addition, the author focuses on the relationship of these directions, pointing out at the same time that in a certain sense they form a single whole, such as, for example, the state and law.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в системе мер, обеспечивающих стратегические национальные приоритеты Российской Федерации»

Закон и право. 2022. № 4. С. 42-47. Law and legislation. 2022;(4):42-47. Научная статья УДК 342.57

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-42-47

NIION: 1997-0063-4/22-190 MOSURED: 77/27-001-2022-4-390

Противодействие коррупции в системе мер, обеспечивающих стратегические национальные приоритеты

Российской Федерации

Иван Александрович Коннов

Нижегородский институт управления — филиал РАНХиГС,

Нижний Новгород, Россия, konnov-ia@mail.ru

Аннотация. Автором затрагиваются основные направления, которые подлежат развитию в контексте разрешения вопроса эффективного противодействия коррупционным проявлениям: надлежащее законодательное внимание, скоординированная правоохранительная деятельность, правовая идеология. В статье дается оценка данных направлений, а также проводится анализ зависимости их становления от конкретных факторов и сфер влияния. Кроме того, автор акцентирует внимание на взаимосвязи данных направлений, указывая одновременно на то, что в определенном смысле они составляют единое целое, как, например, государство и право.

Ключевые слова: коррупция, законодательное регулирование, информационное обеспечение, правовая идеология, правоохранительная деятельность.

Для цитирования: Коннов И.А. Противодействие коррупции в системе мер, обеспечивающих стратегические национальные приоритеты Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 4. С. 42—47. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-42-47.

Original article

Action against corruption in the system of measures ensuring the strategic national priorities of the Russian Federation

Ivan A. Konnov

Nizhny Novgorod institute of management, branch of RANEPA,

Nizhny Novgorod, Russia, konnov-ia@mail.ru

Abstract. The author touches upon the main areas that are subject to development in the context of resolving the issue of effective counteraction to corruption manifestations: proper legislative attention, coordinated law enforcement, legal ideology. The article gives an assessment of these areas, as well as an analysis of the dependence of their formation on specific factors and spheres of influence. In addition, the author focuses on the relationship of these directions, pointing out at the same time that in a certain sense they form a single whole, such as, for example, the state and law.

Keywords: corruption, legislative regulation, information support, legal ideology, law enforcement.

For citation: Konnov I.A. Action against corruption in the system of measures ensuring the strategic national priorities of the Russian Federation // Law and legislation. 2022;(4): 42—47. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2022-4-42-47.

Введение

Современные научные исследования, затрагивающие, прежде всего, вопрос определения, что такое коррупция в целом и каковы эффек-

© Коннов И.А. М., 2022.

тивные средства в противодействии ее формированию в той или иной сфере, очень часто сводятся к тому, что указанное явление есть следствие слабости (недостаточности развития) системы государственно-правового регулирования общественных отношений. Такие выводы, как

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

правило, основаны на том, что коррупционная деятельность представляет собой не организованный деструктив, способный эффективно наносить вред социальному развитию, а что-то вроде исключения из установленных правил сосуществования, в основу которого положено алогичное (крайне непрогрессивное) представление о сущности фрагментарного влияния человеческих пороков на устройство общества [14].

На это, в частности, указывает и законодательная логика, и правовая идеология современного понимания проявления коррупционных рисков, где основное место в борьбе с указанным пагубным явлением отводится не всему обществу в целом, а отдельным его представителям.

Материалы и методы

Благодаря методу анализа социальной политики нашего государства и синтезирования основ ее реализации нам удалось выявить основные особенности тех форм, которые используются на современном этапе для противодействия коррупции, а также дать оценку их состояния. В качестве материала мы используем научные исследования в данной области и через призму теоретико-правового понимания сущности коррупционных проявлений указываем на основные недостатки в противодействии им.

Основные факторы, определяющие направления противодействия коррупции в России

Так, М.Н. Кулакова констатирует, что исследование криминологической составляющей коррупционных правонарушений наглядно доказывает: добиться высоких результатов в борьбе с ними можно только тогда, когда общественная заинтересованность в истреблении коррупции станет общенациональной идеей. В то же время сегодня эта идея нашла свое распространение исключительно в официальной риторике тех, кто обязан данные идеи делегировать обществу, и получила некоторое развитие на уровне служебного долга в деятельности ряда государственных структур (органов), как правило, отвечающих за охрану правопорядка (полиция, прокуратура, ФСБ и др.) [11].

Подчеркивая некоторые особенности детер-минической основы коррупционных правонарушений и учитывая, что большинство мер, принимаемых в борьбе с коррупцией, непосредственно в России носит скорее паллиативный

характер, которые де-факто подкрепляются правоприменительной теорией о возможности искоренить ее исключительно при помощи жесткой политики санкционного характера, можно наглядно убедиться в том, что логика причин проявления коррупционных факторов не всегда является столь посредственной и понятной, какой на первый взгляд представляют ее законодательные органы, а также суды, когда отражают мотивацию совершения коррупционного преступления в своих решениях [13].

Правовое регулирование противодействия коррупции

Одним из указанных направлений логично было бы признать необходимость формирования эффективного национального законодательства, не просто координирующего действия правоохранительных органов по части применения допустимой силы, но и разграничивающего действительно коррупционные правонарушения от иных, схожих с ними. Только за последние десять лет в нашей стране было принято достаточное количество законов и подзаконных актов различного уровня, где вопросу противостояния коррупции было уделено самое пристальное внимание [1; 2; 3]. Однако, как показывает практика, количество правонарушений подобного типа не только не сократилось, но и по некоторым направлениям возросло [8].

Отметим, что роль этого направления крайне важна, поскольку именно с законодательного представления о коррупции как о правовом понятии (явлении), нормативного закрепления ее основных факторов, выделения сфер влияния (распространения), а также определения правовых субъектов ее реализации и начинается построение эффективного заслона противодействия.

Как справедливо отметил исследователь H.A. Тютюнник, помимо перманентного контроля со стороны органов законодательной власти за социальными сферами, поглощенными коррумпированными отношениями, и оперативного внесения в действующие нормативные источники соответствующих изменений, главной задачей данных органов является еще и общая систематизация антикоррупционного законодательства [15].

Так, последним актом, определяющим систематичное отношение к рассматриваемому вопросу, стал Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 г. № 478 «О Националь-

LAW & LEGISLATION • 04-2022

ном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы» (далее — Указ) [4], где так же, как и в предыдущих президентских распоряжениях относительно реализации Национальной стратегии по противодействию коррупции, говорилось о роли каждого конкретного органа или должностного лица по части законодательной координации антикоррупционной деятельности.

В частности, в п. 4 данного Указа говорится о том, что регионам, в случае отсутствия в представленном плане каких-либо вопросов, предлагается внести в него (изменения) замечания путем предоставления своих личных региональных антикоррупционных программ (планы противодействия коррупции).

Немаловажным будет отметить и то, что законодательная логика последнего времени относительно правильности трактовки тех или иных позиций по вопросам законодательного представления об антикоррупционном поведении представителей государственной службы неоднократно менялась. Подтверждением этому служат последние предложения относительно необходимости исключения ответственности за нарушение установленных антикоррупционных запретов при условии, что причиной отклонения от нормы является факт влияния на поведение нарушителя определенных обстоятельств, к которым законодателем предлагается относить чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства [9].

Такой законодательный посыл приводит нас к мысли о том, что современная идеологема о детерминизме совершения коррупционных правонарушений намного глубже представления, строящегося исключительно на корысти и жажде насыщения материальными ресурсами со стороны человека. Кроме того, наверное, впервые за долгие годы апологеты антикоррупционной логики пытаются идти по пути представления о коррупции, как о явлении социальном, а не асоциальном, вследствие чего стараются более детально изучать особенности отличия коррупционного нарушения от другого, схожего с ним, но по своей объективной составляющей не представляющего собой действительно нечто социально опасное.

Национальное планирование противодействия коррупции как стратегическая основа для определения направлений и целей в борьбе с ней

Частично затронув основные моменты, связанные с необходимостью качественного законодательного регулирования вопросов противо-

действия коррупции в нашей стране, нельзя не отметить тенденции, которые складывались по пути развития такого регулирования на примере принятия важнейших стратегических актов федерального значения.

Забегая немного вперед, следует сказать, что окончательное уничтожение коррупции как пагубного явления впервые было выдвинуто в рамках принятой в 2010 г. Национальной стратегии противодействия коррупции [5].

В свою очередь, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., введенной в действие Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [6], коррупция наравне с такими негативными явлениями, как преступления против личности, собственности, а также общественной и экономической безопасности, рассматривается в качестве основного источника возможных угроз национальной безопасности страны.

Закономерным стало и то, что коррупция начинает рассматриваться как основной фактор нарушений некоторых процессов в экономическом секторе (п. 55) и инструмент, непосредственно влияющий на развитие экономики в целом. В дополнение ко всему стоит отметить, что в последующем стратегическом планировании оценка коррупционным проявлениям в обществе дается с учетом правильности определения конкретных причин и условий. Примером реализации таких принципов становится ряд поправок к основным законодательным актам, в частности, регулирующим такие направления государственного и общественного интереса, как доходы государственных служащих, социальное обеспечение, государственные и муниципальные закупки, налогообложение и др. [10].

В новой Стратегии национальной безопасности, принятой в 2021 г. [7], искоренение коррупции представлено в группе таких направлений долгосрочного планирования и развития государства, как поддержание гражданского мирного сосуществования, укрепление законности и правопорядка, а также защиты любых форм собственности, и определяется как стратегический национальный интерес (приоритет) страны (подп. 3 п. 25 раздел III).

Таким образом, мы можем увидеть устойчивую тенденцию в развитии законодательного конструктива, цель которого наиболее точно и полно отразить концепцию национальной стратегии антикоррупционного общественного развития. Важно отметить, что в настоящее время стратегический интерес России по части определения

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

целей развития и тех факторов, которые указанное развитие сдерживает, все больше и больше смещается в сторону антикоррупционного мышления, постепенно настраивая всю законодательную ветвь власти на путь борьбы с ней.

Формирование правовой идеологии как средство эффективного противодействия коррупции на национальном уровне

Как мы уже отмечали, коррупция некоторыми исследователями воспринимается как явление искусственное, а точнее, противоестественное, а потому основную роль в ее общественном искоренении играют различные органы власти. Однако такой подход не совсем объективно охватывает представление о коррупции как об идее. В свою очередь, самым мощным и прежде всего эффективным идеологическим оружием в руках правоприменителя в борьбе с коррупцией может быть только одно — правовая идеология.

Нередко рассматривая данный элемент системы законодательного влияния через призму чего-то невозможного, мы крайне скептически относимся к его способности оказывать благотворное воздействие на сознание человека по части формирования в нем позитивных (право-послушных) идей. Между тем во многом эффективность государственной антикоррупционной политики в системе юстиции России связана с наличием связи с общегосударственными подходами, одним из которых является подход формирования правовой морали. В свою очередь, во многом такая эффективность зависит от правильного понимания сущности основного объекта воздействия — коррупции.

Следует сказать, что феномен правопослуш-ного поведения есть часть удачно продуманной и реализованной национальной концепции по воспитанию будущего поколения. Ведь указывая на основные причины появления коррупционных правонарушений, мы очень часто забываем, что причиной их совершения является поведение как минимум двух субъектов взаимоотношений, а не одного, т.е. не только государственного служащего.

В свою очередь, задача стратегического плана — сформировать в обществе заведомо негативное отношение к коррупции, какой бы силой материального интереса, а также широтой человеческой корысти существующие отношения не обладали. Таким образом, именно правовая

культура становится главной движущей силой в борьбе с ней.

Как отмечает Б.Н. Нескородов, именно правовая культура может служить главным отчетным признаком в борьбе с коррупцией. Если нет культуры — формируется коррупция, есть культура — результат будет противоположным.

Следовательно, одно является первопричиной для образования другого, и наоборот. В государстве, где нет эффективной системы воспитательного воздействия по части формирования устойчивых правовых взглядов, но при этом создана мощная правоохранительная система, сложно ожидать серьезных успехов по искоренению коррупции [12].

По нашему мнению, правовая идеология индивида должна совпадать с правовой идеологией государства, в этом основной стратегический замысел, который и будет определять правильность совершения всех последующих действий. В Национальном плане по противодействию коррупции [4] этому также уделяется внимание, но очень мало говорится о том, каким именно образом может быть реализовано такое начало. Следовательно, это вопрос реализации региональных концептов. А с учетом того, что на современном этапе развития антикоррупционных мер цель уже не может оправдывать используемые средства, именно от усилий в данном направлении и будет зависеть последующее стратегическое развитие всего антикоррупционного пути.

Результаты и заключение

В представленном на обозрение общественности Национальном плане противодействия коррупции в нашей стране затронуты такие вопросы, как конфликты интересов, экономический фактор, сфера информационного противодействия и защиты населения, правовое просвещение и многое другое. Однако все же правильным будет констатировать, что указанные вопросы не смогут быть решены, если в государстве будет отсутствовать соответствующая социально-правовая основа для их реализации. Направления, которые мы рассмотрели выше, дают возможность понять, каким образом элементы данной основы могут формироваться. Кроме того, стоит отметить и то, что представленные направления тесно взаимосвязаны между собой и в определенном смысле составляют единое целое, как, например, государство и право.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 04-2022

Список источников

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О противодействии коррупции» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

2. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-Ф (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

4. Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Утратил силу) // http: / / www. c onsultant. ru / document/cons_doc_ LAW

7. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

8. Генпрокурор заявил о росте числа откатов и взяток в России: Сайт РБК // https:// www.rbc.ru/society/17/06/2020/5eea5b6b 9a79474fceae0507. (Дата обращения: 18.02.2022)

9. В Госдуму внесли законопроект об условии освобождения от ответственности за коррупцию: Сайт ТАСС // https://tass.ru/politika/ 10300077 (Дата обращения: 17.02.2022)

10. Губенко Е. С. К вопросу о противодействии коррупции в публичных закупках // Конкурентное право. 2015. № 3. С. 31—33.

11. Кулакова М.Н. Предупреждение коррупционных преступлений: правовые и организационно-управленческие основы: Дис. ... канд. юрид. наук. Казань. 2021. 272 с.

12. Нескородов Б.Н. Коррупция как индикатор деградации правовой культуры индивида // Актуальные проблемы правовой и духовной культуры современного общества: Сб. матер. конф. с международным участием. Владимир:

Владимирский филиал Рос. академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2020. С. 146-159.

13. Паницков А.С. Международно-правовое понимание коррупции и позиция Конституционного Суда России / А.С. Паницков, А.К. Тихонов // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы: Сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. Саратов, 12 — 15 февраля 2018 / Саратовский гос. аграрный ун-т им. Н.И. Вавилова. Саратов: ООО «ЦеСАин», 2018. С. 501—504.

14. Россошик С.Л. Транснациональная коррупция в условиях глобализации как вызов мировой системе безопасности / С.Л. Россошик, Н.Р. Шайдуллина // Закон и право. 2021. № 3. С. 139—140.

15. Тютюнник Н.А. Систематизация отечественного законодательства о противодействии коррупции: формирование и основные этапы развития // Систематизация законодательства и динамика источников права в исторической ретроспективе (к 370-летию Соборного уложения): Сб. науч. тр. конф. Москва, 16 мая 2019. М.: Инфра-М, 2020. С. 227—229.

References

1. Federal Law № 273-FZ of 25.12.2008 (as amended on 31.07.2020) «On Combating Corruption» // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW

2. Federal Law № 172-F of 17.07.2009 (as amended on 11.10.2018) «On anti-corruption expertise of Regulatory Legal acts and Draft Regulatory Legal acts» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

3. Decree of the President of the Russian Federation № 925 dated 21.07.2010 «On measures to implement certain provisions of the Federal Law «On Combating Corruption» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Decree of the President of the Russian Federation № 478 dated 08/16/2021 «On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024» // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW

5. Decree of the President of the Russian Federation № 460 dated 13.04.2010 «On the National Anti—Corruption Strategy and the National AntiCorruption Plan for 2010 — 2011» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Decree of the President of the Russian Federation № 537 dated 12.05.2009 «On the National

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

Security Strategy of the Russian Federation until 2020» (Expired) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

7. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

8. The Prosecutor General announced an increase in the number of kickbacks and bribes in Russia: RBC website // https://www.rbc.ru/society/ 17/06/2020/5eea5b6b9a79474fceae0507 . (Accessed: 02.18.2022)

9. The State Duma introduced a bill on the condition of exemption from liability for corruption: TAS website // https://tass.ru/politika/10300077 (Accessed: 02.17.2022)

10. Gubenko E.S. On the issue of combating corruption in public procurement // Competition Law. 2015. № 3. Pp. 31-33.

11. Kulakova M.N. Prevention of corruption crimes: legal and organizational and managerial foundations: Dis ... candidate of legal sciences. Kazan. 2021. 272 p.

12. Neskorodov B.N. Corruption as an indicator of the degradation of the individual's legal culture // Actual problems of the legal and spiritual culture of modern society: a collection of materials from

conferences with international participation, Vladimir, February 28 — 20, 2020. Vladimir: Vladimir branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation. 2020. Pp. 146—159.

13. Panitskov A.S. International legal understanding of corruption and the position of the constitutional court of Russia / A.S. Panitskov, A.K. Tikhonov // Agrarian science in the XXI century: problems and prospects: collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Saratov, February 12 — 15. 2018 / Saratov State Agrarian University N.I. Vavilov. Saratov: TseSAin LLC, 2018. Pp. 501—504.

14. Rossoshik S.L. Transnational corruption in the context of globalization as a challenge to the global security system / S.L. Rossoshik, N.R. Shaidu-llina // Law and legislation. 2021. № 3. Pp. 139—140.

15. TyutyunnikN.A. Systematization of domestic legislation on combating corruption: formation and main stages of development / / Systematization of legislation and dynamics of sources of law in historical retrospective (to the 370th anniversary of the Cathedral Code): Collection of scientific proceedings of the conference. Moscow. May 16, 2019. Moscow: Infra-M, 2020. Pp. 227—229.

Информация об авторе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коннов И.А. — кандидат политических наук, доцент, Почетный работник сферы образования Российской Федерации

Information about the author

Konnov I.A. — PhD in political science, associate professor, Honorary worker of education of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.

LAW & LEGISLATION • 04-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.