Кобец Петр Николаевич
Противодействие коррупции
в Российской Федерации:
опыт, проблемы, пути совершенствования
Анализируются отдельные законодательные акты в сфере противодействия коррупции, изучается ряд отечественных научных работ, освещающих вопросы развития некоторых частных подходов в исследуемой области. Проведенное исследование позволило сделать вывод о необходимости совершенствования уже имеющихся, но недостаточно эффективных средств противодействия преступности рассматриваемого вида, причем не только правовых, но и тех, которые направлены на развитие правового сознания и правовой грамотности общества. Доказывается, что в процессе противодействия указанному виду преступности карательные меры воздействия следует использовать в последнюю очередь, чаще применяя профилактические. Вносятся предложения, нацеленные на совершенствование предупреждения коррупции как правовыми, так и иными средствами воздействия.
Ключевые слова: национальная безопасность, коррупционные проявления, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, предупреждение преступности, совершенствование законодательства, правовое регулирование, меры профилактики.
Anti-corruption in the Russian Federation: experience, problems, ways to improve
The author analyzed several legislative acts in the area under consideration, and studied a number of domestic scientific works that highlight the need for the development of individual approaches in the area under study. The conducted research allowed us to conclude that we should think about improving existing but insufficiently effective means of combating the crime in question, not only of a legal nature, but also those aimed at intensifying the legal consciousness and legal literacy of society. The author proved that in the process of countering the crime in question, it is necessary to use punitive measures last, and more often use preventive ones. It is proposed to improve the prevention of corruption, both legal and other means of influence.
Keywords: national security, manifestations of corruption, anti-corruption activity, anti-corruption policy, crime prevention, improvement of legislation, legal regulation, preventive measures.
Снижение отрицательного коррупционного воздействия на общество, а также минимизация основных факторов, детерминирующих рассматриваемый вид преступности, является важнейшей составляющей современной российской антикоррупционной политики. Данный вопрос актуализирован и в рамках Указа Президента РФ В.В. Путина от 16 августа 2021 г. № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы» [1], в котором поставлена задача по повышению эффективности формирования антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризации в обществе антикоррупционных стандартов и развитию общественного правосознания. На сегодня в Российской Федерации противодействие коррупционным проявлениям рассматривается как одна из приоритетных задач, причем для ее решения
на системной основе проводится ряд государственных и управленческих мероприятий в сфере противодействия преступлениям исследуемого вида.
Важно отметить, что в этих целях постоянно совершенствуется нормативно-правовая база, реализуются меры карательного воздействия в отношении рассматриваемых преступных проявлений. Так, действующее уголовное законодательство дополнено рядом новых составов преступлений, которые установили самостоятельные виды ответственности, предусмотренные в случаях «посредничества взяточничеству, мелкого взяточничества и мелкого коммерческого подкупа, подкупа работников контрактных служб и др.» [2, с. 37]. Кроме того, существенно усилены меры наказания за совершение рассматриваемых деяний. В частности, за совершение взяточничества применяются санкции, предусматривающие до
12
пятнадцати лет лишения свободы [3, с. 101]. Увеличение степени ответственности за исследуемые составы по большей части связано как с повышением верхних границ наказаний, так и с введением дополнительных санкций, закрепляющих обязательные дополнительные виды наказаний за совершение коррупционных деяний, согласно которым виновные лишаются права быть назначенными на установленные уголовным законодательством должности либо заниматься определенными законом видами деятельности. В качестве санкций предусмотрены также различные виды штрафа [4, с. 182].
Большое значение имеют и создание Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции [5], принятие ряда федеральных законов и указов Президента РФ, утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции на 2021-2024 годы [1]. Кроме того, совершенствуются меры контроля за доходами и расходами, которые в государственных структурах реализуются повсеместно, создается система по предупреждению различных коррупционных проявлений, на системной основе проводятся мероприятия по антикоррупционной пропаганде. В свою очередь, законодательная основа противодействия коррупции, проводимые на всех уровнях необходимые организационные мероприятия по ее минимизации оказывают существенное влияние на активизацию работы правоохранителей по профилактике данных преступных проявлений [6, с. 300].
Ряд авторов указывает на недостатки законодательной дефиниции «коррупция», в результате которых отдельные правонарушения остаются вне поля зрения правоохранителей в процессе учета статистических данных, а возможности разработки антикоррупционных механизмов используются не в полной мере. В связи с этим некоторые правоведы полагают, что в действующие законодательные нормы необходимо вносить изменения, отмечая конкретные характеристики деяний, которые признаются коррупционными [7, с. 136].
Однако, хотя отечественными законодателями усиливается работа по совершенствованию антикоррупционных законодательных норм, анализ статистических данных о состоянии изучаемого вида преступности, а также сведений из официальных информационных источников позволяет утверждать, что пока значительных изменений в противодействии рассматриваемому феномену достичь не удается [8, с. 95].
В процессе противодействия коррупционным деликтам чрезвычайно важно принимать
во внимание, что данный вид преступной деятельности, с одной стороны, обладает высокой латентностью, а с другой - проникает в каждую сферу госрегулирования [9, с. 327]. При этом ряд отдельных регулятивных мер, внесенных в отечественное законодательство в процессе участия в международных конвенциях, в действительности имеют декларативный характер и не могут выступать в качестве эффективного механизма противодействия коррупционной преступности.
Поэтому в средствах массовой информации все чаще появляется информация о коррупционных скандалах в различных сферах деятельности, даже включающих государственный оборонный комплекс.
Перечисленные негативные явления не должны помешать разработке комплекса мер, направленных на противодействие коррупционным деяниям, в том числе посредством совершенствования отечественных законодательных норм, реализации грамотной государственной политики в сфере экономики, развития и усиления мер контроля в сфере финансовой деятельности, а также создания в российском обществе обстановки непримиримости с коррупцией.
По нашему мнению, коррупционные проявления должны рассматриваться в широком смысле, не только как противоправные деяния. Помимо юридической, они имеют еще и социальную, экономическую, политическую составляющие и др. С точки зрения ряда отечественных экспертов, данный факт свидетельствует о том, что коррупционные проявления необходимо рассматривать «не как совокупности единичных фактов воздействия на принятие управленческих решений посредством дачи взяток должностным лицам, а как устоявшуюся систему со своей структурой и взаимосвязями, являющуюся серьезнейшей из угроз национальной и экономической безопасности государства» [10, с. 351].
В связи с этим считаем необходимым проведение научного исследования, на основе которого было бы принято законодательное определение коррупционных преступных проявлений с перечислением всех их критериев. В процессе подобного научного исследования требуется обобщить различные позиции по рассматриваемой проблеме как представителей научного сообщества, так и практиков и выделить все характерные признаки данного явления, закрепив их в соответствующей норме Уголовного кодекса РФ.
Отечественные ученые указывают на необходимость проработки вопроса о введении
13
в уголовное законодательство нормы, предусматривающей ответственность за незаконное обогащение. Можно предположить, что это оказало бы серьезное профилактическое воздействие и снизило стремление должностных лиц обладать дорогой собственностью, законное происхождение которой им сложно будет доказать [11, с. 115].
Очевидно, что в противодействии коррупционным правонарушениям ведущая роль отводится законодательным мерам. И подойдя достаточно критично к их состоянию, можно с уверенностью признать, что в целом они вполне актуальны. Между тем автор полностью солидарен с позицией многих отечественных ученых, согласно которой необходимо дальнейшее углубленное совершенствование законодательных антикоррупционных мер. В частности, необходимы законодательная регламентация осуществления общественного контроля в процессе проведения антикоррупционной работы, определение его основных принципов, форм и методов. Ввиду отсутствия таких норм данный институт остается малоэффективным [12, с. 58].
В отечественном уголовном и административном законодательстве можно использовать наиболее удачные зарубежные законодательные положения, при этом обеспечивая дифференцированные подходы к установлению ответственности за ряд рассматриваемых деяний и «расширяя содержание понятия предмета взятки за счет включения в него благ неимущественного характера» [13, с. 215]. В то же время представителями законодательной ветви власти ставка должна делаться на совершенствование не только законодательных карательных мер, направленных на ужесточение наказаний, связанных с коррупционными проявлениями, но в первую очередь мер общегосударственного и специально-криминологического предупреждения коррупции. Также следует расширять надзорную работу за представителями госаппарата, усиливая общественный контроль со стороны граждан.
В дальнейшем необходимо стремиться к совершенствованию отечественной антикоррупционной политики и не подменять ее имитацией активной антикоррупционной деятельности. Поскольку коррупционные проявления представляют собой комплексное многофакторное явление, совершенствовать отечественную антикоррупционную политику необходимо на основе совокупности разнообразных нормативных правовых и институциональных мероприятий и средств.
Особое внимание следует уделить государственной политике, направленной на нейтрализацию основных детерминант данного явления, в рамках которой должно быть предусмотрено не только устранение причин и условий, способствующих реализации коррупционной преступности, но и формирование необходимого уровня нравственности, сознательности, правовой культуры среди российских граждан. Вместе с правовыми мерами, которые при помощи законодательных и юридических способов позволяют проводить активную работу по противодействию коррупционной преступности, немаловажное значение должно отводиться нравственному воспитанию общества, грамотному профессиональному отбору и подготовке чиновников различных уровней.
Для более эффективного противодействия коррупции необходимо использовать методы, связанные с активизацией антикоррупционной экспертной деятельности законодательных актов, которые принимают органы законодательной власти. Важность антикоррупционной экспертной деятельности доказана рядом отечественных экспертов. По их мнению, антикоррупционные акты любого уровня в обязательном порядке должны проходить этап экспертизы, поскольку тексты законопроектов могут содержать различные коррупциогенные факторы [14, с. 81]: нечеткое определение компетенций; отсутствие мер ответственности за различные противоправные деяния; различные возможные варианты деятельности должностных лиц; неточное определение условий принятия решений; разделение мер ответственности при совершении действий региональными органами или служащими и др. Важно отметить, что антикоррупционная экспертиза строится на детальном анализе всех правовых норм.
В процессе планирования различных антикоррупционных мер чрезвычайно важен комплексный подход, причем необходимо учитывать их взаимосвязь с мерами, направленными на развитие госуправления, совершенствование рентабельности и продуктивности работы государственных служащих, с действиями, предпринимаемыми для внедрения системы открытости в работе сотрудников управленческого аппарата. В рассматриваемой сфере в контексте совершенствования государственно-частного партнерства представляются наиболее значимыми меры, связанные с введением типовых антикоррупционных программ для юридических лиц, которые в обязательном порядке должны быть основаны на следующих требованиях и принципах: абсолютная
14
прозрачность поступления и расхода бюджетных средств, конкурентоспособность, полная подотчетность.
В сложившихся условиях чрезвычайно важно стремиться к сокращению наличного оборота среди хозяйствующих субъектов, тем самым повышая прозрачность осуществляемых сделок; оптимизировать налоговую нагрузку как на представителей бизнес-сообщества, так и на остальное население, что позволит увеличить отечественную налоговую базу; продвигать в оборот цифровой рубль и государственный блокчейн, повышая возможности отслеживания движения денежной массы и увеличивая транспаретность. Минимизация бюрократических процедур также будет способствовать сокращению коррупционных мотивов. А повышение эффективности системы государственного управления посредством изменения ее иерархичности даст возможность существенно снизить коррупционную уязвимость данной структуры. Кроме того, снизить число коррупционных правонарушений также позволит перевод всех государственных услуг в интерактивный режим, поскольку это будет способствовать сокращению личных контактов среди субъектов рассматриваемой деятельности.
Не менее важно проработать вопрос о декларировании активов госслужащих в электронном виде. Не обойтись и без разработки новых механизмов оплаты труда госслужащим, которые в числе прочего должны предусматривать их периодическое премирование за высокие результаты работы. В немалой степени актуальны и меры, связанные с ротацией госслужащих, не допускающие образования различных коррупционных связей. Важно совершенствовать деятельность, связанную с повышением имиджа госслужащих, формировать восприятие коррупционных проявлений среди массового сознания населения в качестве негативного и преступного явления.
Развитие различных национальных проектов, активная нормотворческая работа законодателей, совершенствование организационных, правоохранительных и правоприменительных подходов по противодействию рассматриваемому явлению являются существенными и весомыми шагами к снижению уровня коррупционной преступности, однако устойчивые стереотипы, присущие общественному сознанию отдельных граждан, оказывают значительное влияние на результативность всего остального комплекса реализуемых меро-
приятий в сфере противодействия коррупции. Очевидно, что большинство мер, направленных на противодействие коррупционной преступности, не достигнут результата без должных широкомасштабных антикоррупционного воспитания и пропаганды. В то же время анализ большинства научных работ свидетельствует о том, что, не привлекая к участию граждан и институты гражданского общества, государство не способно самостоятельно уменьшить масштабы коррупционной преступности [15, с. 108].
Следует отметить и такой важнейший фактор, которым определяется уровень коррупционности общества, как деформация общественного сознания. Даже обладая необходимым арсеналом всех средств, вести работу по противодействию коррупции будет крайне нелегко, пока не удастся изменить отношение большинства граждан к данным преступным проявлениям. Кроме того, наличие низкой правовой культуры у отдельных групп общества по большей части обусловлено незнанием собственных прав и поэтому является хорошей почвой для процветания коррупционной преступности. Этому также способствует ошибочное мнение населения, что большинство вопросов можно решить незаконными способами при помощи коррупции. Поэтому в дальнейшем необходимо приступить к проведению активной политики, направленной на привлечение общества к противодействию коррупции.
Кроме того, без разработки и последующей реализации программ по антикоррупционному предупреждению достичь желаемых положительных результатов будет крайне сложно. Причем рассматриваемые проблемы могут быть успешно решены только в процессе реализации мер, связанных с серьезной научной проработкой всех возникающих проблемных аспектов. В связи с этим возникает вопрос необходимости комплексной системы мер противодействия рассматриваемому явлению, которые будут обязательно взаимосвязаны с профилактикой преступных деяний; системного контролирования и оценки всех социальных, экономических и политических условий; совершенствования нормативной правовой базы; законодательного совершенствования действующих правовых норм и разработки новых, которые будут направлены непосредственно на противодействие коррупционным правонарушениям; при необходимости, с учетом полной проработки всех проблем, - реформирования отдельных элементов в системе госуправле-
15
ния. Противодействие коррупционным проявлениям необходимо вести во всех направлениях, в том числе совершенствуя деятельность правоохранителей и судебной системы, разви-
1. О Национальном плане противодействия коррупции на 2021-2024 годы: указ Президента Рос. Федерации от 16 авг. 2021 г. № 478. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
2. Лисюков С. И. Вопросы совершенствования ответственности за мелкое взяточничество // Энигма. 2021. № 34-1. С. 34-41.
3. Ведерникова О.Н. Изъятие «необъяснимого богатства» как способ борьбы с элитно-властной коррупцией и легализацией преступных доходов в Великобритании //Уголовное право. 2020. № 4. С. 99-104.
4. Запольский С. В. Незаконное обогащение лиц, находящихся на государственной службе, - правовая оценка // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. С. 170-186. DOI 10.24412/1608-8794-2022-2-170-186.
5. Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета: указ Президента Рос. Федерации от 13 февр. 2020 г. № 117 (с изм. и доп. от 03.11.2020, 25.10.2021, 26.06.2023). Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
6. Вьюнов П.Н. Антикоррупционная политика России на примере Национального плана противодействия коррупции // Решение. 2022. Т. 1. С. 298-301.
7. Никитенко М.Г., Стебнев Е.А. Проблемы правового регулирования борьбы с коррупцией в Российской Федерации // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2023. № 3(113). С. 135-138. DOI 10.38161/2618-9526-2023-3-135-138.
8. Сафонова Н.А. Статистические данные как мера оценки эффективности антикоррупционных программ таможенных органов Российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10, № 8-1. С. 93-100. DOI 10.34670/AR.2020.67.75.013.
9. Грачев А.В., Сикорская Л.В. Латент-ность как фактор коррупции в системе государственных закупок // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 5. С. 326329. DOI 10.24412/2073-0454-2022-5-326-329.
10. Баранов Д.А. Феномен коррупции как угроза национальной безопасности: специфика и формы противодействия // Тамбовские
вая законодательные меры в данной сфере и воспитывая в обществе нетерпимость к любым формам таких проявлений - от бытовых до политических.
1. On the National Anti-Corruption Plan for 2021-2024: decree of the President of the Russian Federation d.d. Aug. 16, 2021 No 478. Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
2. Lisyukov S.I. Issues of improving liability for petty bribery // Enigma. 2021. No 34-1. P. 34-41.
3. Vedernikova O.N. Seizure of "unexplained wealth" as a way to combat elite-government corruption and money laundering in the UK // Criminal law. 2020. No 4. P. 99-104.
4. Zapolsky S.V Illegal enrichment of persons in public service - legal assessment // Legal policy and legal life. 2022. No 2. P. 170-186. DOI 10.24412/1608-8794-2022-2-170-186.
5. On approval of the composition of the AntiCorruption Council under the President of the Russian Federation and the composition of the presidium of this Council: decree of the President of the Russian Federation d.d. Febr. 13, 2020 No 117 (as amended on 03.11.2020, 25.10.2021, 26.06.2023). Access from the legal reference system "ConsultantPlus".
6. Vyunov P.N. Anti-corruption policy of Russia using the example of the National Anti-Corruption Plan // Resolution. 2022. Vol. 1. P. 298-301.
7. Nikitenko M.G., Stebnev E.A. Problems of legal regulation of the fight against corruption in the Russian Federation // Bulletin of the Khabarovsk State University of Economics and Law. 2023. No 3(113). P. 135-138. DO110.38161/2618-9526-2023-3-135-138.
8. Safonova N.A. Statistical data as a measure of assessing the effectiveness of anti-corruption programs of the customs authorities of the Russian Federation // Questions of Russian and international law. 2020. Vol. 10, No 8-1. P. 93100. DOI 10.34670/AR.2020.67.75.013.
9. Grachev A. V., Sikorskaya L. V. Latency as a factor of corruption in the public procurement system // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No 5. P. 326-329. DOI 10.24412/2073-0454-2022-5326-329.
10. Baranov D.A. The phenomenon of corruption as a threat to national security: specifics and forms of counteraction // Tambov Legal Readings named after F.N. Plevako: proc. of the III Intern. sci. and practical conf.: in 2 vols, Tambov, May 24-25, 2019. Tambov, 2019. Vol. 2. P. 350-353.
16
правовые чтения имени Ф.Н. Плевако: материалы III Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т., Тамбов, 24-25 мая 2019 г. Тамбов, 2019. Т. 2. С. 350-353.
11. Кобец П.Н. Зарубежный опыт ответственности должностных лиц за незаконное обогащение - эффективная мера борьбы с коррупцией // Юристъ-Правоведъ. 2023. № 3(106). С. 114-120.
12. Леонова Т. С. К вопросу о противодействии коррупции в Российской Федерации // NovaUm.Ru. 2022. № 37. С. 57-59.
13. Суханов В. А. Коррупция в органах государственной власти как глобальная проблема // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 4(31). С. 212-218.
14. Кобец П.Н. О важности проведения криминологической экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации // Алтайский юридический вестник. 2022. № 1(37). С. 78-83.
15. Истраков А. А. Проблемы эффективности противодействия коррупции // Academy. 2021. № 1(64). С. 106-110.
11. Kobets P.N. Foreign experience of liability of officials for illegal enrichment - an effective measure to combat corruption // Yurist-Pravoved. 2023. No 3(106). P. 114-120.
12. Leonova T.S. On the issue of combating corruption in the Russian Federation // NovaUm. Ru. 2022. No 37. P. 57-59.
13. Sukhanov V.A. Corruption in government bodies as a global problem // Bulletin of MGIMO University. 2013. No 4(31). P. 212-218.
14. Kobets P.N. On the importance of conducting criminological examination of draft normative legal acts of the Russian Federation // Altai Legal Bulletin. 2022. No 1(37). P. 78-83.
15. Istrakov A.A. Problems of anti-corruption effectiveness //Academy. 2021. No 1(64). P. 106110.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кобец Петр Николаевич, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института МВД России; e-mail: pkobets37@rambler.ru
INFORMATION ABOUT AUTHOR
P.N. Kobets, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Chief Researcher, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation; e-mail: pkobets37@rambler.ru
17