Научная статья
УДК 343.01:343.13
https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-67-72
Правовые и организационные основы борьбы с коррупционными проявлениями на глобальном и региональном уровнях в сфере предпринимательской деятельности
Кобец Петр Николаевич1, Ильин Игорь Вячеславович2
всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия, pkobets37@ rambler.ru
2Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия, igor_ilyin@mail.ru
Аннотация. В статье наряду с анализом международных правовых основ борьбы с коррупцией в сфере предпринимательства рассмотрены вопросы учета международных рекомендаций, которые компании могут применять для создания эффективных программ противодействия коррупции и соблюдения этических норм. Сделан акцент на решающей роли субъектов предпринимательской деятельности в качестве союзников государства в противодействии коррупции в сфере предпринимательской деятельности.
В процессе проведенного исследования авторами убедительно доказано, что только активное использование различных практических руководств, инициатив, стандартов и принципов по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности позволит на практике укреплять коллективные усилия по поддержке предпринимательской деятельности и искоренению угрозы коррупции.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, проявления коррупции, бизнес-принципы, борьба со взяточничеством, противодействие коррупции, малый и средний бизнес, работа с персоналом, комплаенс-менеджмент, международное сотрудничество, конвенции, риск взяточничества
Для цитирования: Кобец П. Н., Ильин И. В. Правовые и организационные основы борьбы с коррупционными проявлениями на глобальном и региональном уровнях в сфере предпринимательской деятельности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2021. № 4 (56). С. 67—72. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-67-72.
Original article
Legal and organizational framework for combating corruption at the global and regional levels in the field of business
Peter N. Kobets1, Igor V. Ilyin2
1Russian research Instituteof Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, pkobets37@rambler.ru
2Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation, igor_ilyin@mail.ru
Abstract. The article, along with an analysis of the international legal framework for combating corruption in the field of entrepreneurship, examines the issues of taking into account international recommendations that companies can use to create effective anti-corruption programs and compliance with ethical standards. The emphasis is made on the decisive role of business entities as allies of the state in combating corruption in the field of entrepreneurial activity.
In the course of the study, the authors have convincingly proved that only the active use of various practical guidelines, initiatives, standards and principles for combating corruption in the field of entrepreneurial activity will make it possible in practice to strengthen collective efforts to support entrepreneurial activity and eradicate the threat of corruption.
© Кобец П. Н., Ильин И. В., 2021
Keywords: entrepreneurship, corruption, business principles, anti-bribery, anti-corruption, small and medium-sized businesses, HR management, compliance management, international cooperation, conventions, risk of bribery
For citation: Kobets P. N., Ilyin I. V. Legal and organizational framework for combating corruption at the global and regional levels in the field of business. Legal Science and Practice: Journal of Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021, no. 4 (56), pp. 67—72. (In Russ.). https://doi.org/10.36511/2078-5356-2021-4-67-72.
То, что коррупционные проявления не являются локальной проблемой, мировое сообщество осознало давно и сразу же начало противодействовать этому явлению [1, с. 46]. Мы полагаем, что не стоит конкретизировать, на каком уровне, какое государство стало принимать законодательные акты и другие нормативные правовые основы по борьбе с коррупцией, наоборот, следует дать характеристику совместных правовых организационных основ мирового сообщества, направленных на снижение коррупционных проявлений в сфере предпринимательской деятельности.
В начале XXI столетия была разработана международная правовая основа для борьбы с коррупцией. Она включает главные документы в сфере противодействия коррупционных проявлений на глобальном уровне — Конвенцию ООН против коррупции (далее — UNCAC) [2, с. 184] и Конвенцию о борьбе с подкупом иностранных публичных должностных лиц в международных коммерческих сделках (Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions). Пересмотренная рекомендация была принята в 2009 году [3].
UNCAC, наряду с другими нормативными правовыми актами, является самой всеобъемлющей правовой основой по противодействию коррупционным проявлениям в сфере предпринимательства. Кроме перечисленных нормативных правовых актов, к международно-правовым источникам антикоррупционной направленности относят и другие конвенции, декларации, резолюции и законы: Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности [4]; Конвенцию Организации экономического сотрудничества и развития в Европе о борьбе с дачей взяток (далее — ОЭСР); Конвенцию по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций (Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business) [5]; Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173) [6]; Декларацию ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих
организациях [7]; Резолюцию Комитета министров Совета Европы «О двадцати принципах борьбы с коррупцией» и другие документы.
На региональном уровне международно-правовое противодействие коррупционным проявлениям также хорошо регламентировано, как и на глобальном [8, с. 56]. Оно представлено Конвенцией Африканского Союза «О предупреждении коррупции и борьбе с ней» [9]; Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, а также [10] Гражданско-правовой Конвенцией Совета Европы — Civil Law Convention on Corruption [11, с. 301].
Среди основных признанных за рубежом инструментов по борьбе с коррупцией в сфере предпринимательства следует отметить: Антикоррупционный кодекс делового поведения Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) [12]; Бизнес-принципы противодействия взяточничеству (Transparency International) — Business Principles for Countering Bribery TI [13]; Руководство по эффективной практике внутреннего контроля, этики и ком-плаенса (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)) — Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics and Compliance (OECD) [14]; Руководящие принципы соблюдения добросовестности (Всемирный банк) — Integrity Compliance Guidelines (World Bank) и др.
На сегодняшний день предпринимательские организации, бизнес-сообщества, фирмы и корпорации, желающие создать системы компла-енс-менеджмента (контроля за соблюдением законодательных и корпоративных требований по борьбе со взяточничеством) или пересмотреть свои существующие системы, могут воспользоваться различными руководящими принципами, предложенными регулирующими органами и неправительственными организациями [15, с. 158].
Бизнес-структуры должны реализовывать программы борьбы со взяточничеством как в качестве выражения основных ценностей честности и ответственности, так и для противодействия риску взяточничества, который будет варьироваться в разных отраслях и конкретных
компаниях, но ни одно предприятие не может быть уверено в том, что оно будет свободно от него. Эффективная программа борьбы со взяточничеством укрепляет репутацию, формирует уважение сотрудников, повышает доверие к ключевым заинтересованным сторонам и поддерживает приверженность организации или компании корпоративной ответственности.
Бизнес-принципы представляют собой модель эффективной практики для корпоративной политики и программ по борьбе со взяточничеством. Они применяются в деятельности по борьбе с подкупом государственных должностных лиц, так и к сделкам между частными лицами. Цель бизнес-принципов состоит в том, чтобы обеспечить практические рекомендации по борьбе со взяточничеством для всех организаций предпринимательской деятельности.
Одной из первых бизнес-принципы противодействия взяточничеству разработала Transparency International (далее — TI), являющаяся международной неправительственной организацией, по методике которой рассчитывается индекс восприятия коррупции [16]. Бизнес-принципы были разработаны в рамках широкого многостороннего процесса с участием компаний, неправительственных организаций и профсоюзов в качестве инструмента оказания помощи предпринимательским организациям в разработке эффективных подходов к противодействию взяточничеству во всех сферах их деятельности.
Чтобы помочь бизнесу в разработке и реализации эффективной политики борьбы со взяточничеством, TI разработала бизнес-принципы противодействия взяточничеству в сотрудничестве с многосторонними заинтересованными сторонами, включая бизнес, академические круги, профсоюзы и другие неправительственные органы. Программа охватывает конфликты интересов, взятки, политические взносы, благотворительные взносы и спонсорство, посреднические платежи, подарки, гостеприимство и расходы.
TI подготовила документ, в котором содержатся обоснование положений бизнес-принципов, некоторые рекомендации по их реализации, а также подробное обсуждение и информация по ключевым темам. Принципы ведения бизнеса были впервые опубликованы в 2003 году.
Издание 2009 года представляет собой его переработанный вариант, предназначенный для учета изменений в передовой практике в нескольких ключевых областях и при необходимости для приведения бизнес-принципов в
соответствие с другими ведущими кодексами борьбы со взяточничеством, такими как правила поведения ICC и принципы PACI по противодействию взяточничеству. Наиболее существенные изменения внесены в расширенные положения о совместных предприятиях и консорциумах. Растущие ожидания в отношении отчетности и повышения доверия к ней воплотились в новом издании 2009 года благодаря тому, что в нем большое внимание было уделено публичной отчетности о системах борьбы со взяточничеством и введен раздел о внешнем обеспечении программ борьбы со взяточничеством.
Упрощенные платежи добавлены в издание 2013 года, что связано с изменениями в корпоративной практике и отсутствием исключений для упрощенных платежей в новом законодательстве о взяточничестве, таком как Закон Великобритании о взяточничестве (UK Bribery Act) [17, с. 535]. Компания должна признавать посреднические платежи взятками и запрещать их.
Последняя версия представляется одновременно всеобъемлющей и практичной. В нем рассматриваются несколько важных аспектов политики борьбы со взяточничеством, которые отсутствовали в предыдущих версиях [18].
Как видим, предложенные принципы были сначала разработаны в 2003 году, но потом тестировались и пересматривались на протяжении многих лет.
Данная программа противодействия взяточничеству основана на двух принципах ведения бизнеса: важно запретить взяточничество в любой форме, прямой или косвенной. Бизнес принимает обязательство по реализации программы по противодействию взяточничества. Программа должна отражать усилия всех видов организаций предпринимательской деятельности по борьбе со взяточничеством, включая кодекс поведения, подробную политику и процедуры, управление рисками, внутреннюю и внешнюю коммуникацию, обучение и руководство, внутренний контроль, надзор и мониторинг. В качестве примера необходимо привести опубликованное Организацией экономического сотрудничества и развития в Европе, но не имеющее обязательной юридической силы Руководство по эффективной практике в области внутреннего контроля, этики и комплаенса — Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics and Compliance [19], которое адресовано компаниям для предупреждения и выявления взяточничества в бизнесе.
Следующей разработкой в области противодействия взяточничеству в сфере предпринимательства является Руководство по соблюдению требований группы Всемирного банка — World Bank Group Integrity Compliance Guidelines; (далее — Руководство) [20]. Этот документ направлен на предоставление практических рекомендаций организациям, отстраненным от участия в системе санкций группы Всемирного банка (банковской группы), освобождение которых от отстранения обусловлено реализацией программы этики и комплаенса, приемлемой для группы банка. В Руководстве описываются компоненты программы обеспечения добросовестности, целями которой являются предотвращение, выявление и устранение коррупции, сговора, принуждения и мошенничества и неправомерных действий. Эти руководящие принципы — прямое отражение признанных за рубежом стандартов корпоративной этики и комплаенса. Группа банков намерена постоянно обновлять эти руководящие принципы, чтобы отразить развивающуюся передовую практику в этой области. Содержание руководящих принципов основывается на многих нормативных актах, в частности рекомендации ОЭСР по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных государственных должностных лиц в международных коммерческих сделках.
Управление ООН по наркотикам и преступности также не осталось в стороне и подготовило практическое руководство «Программа антикоррупционной этики и комплаенса для бизнеса», основанное на UNCAC, Антикоррупционным кодексом делового поведения (AntiCorruption Code of Conduct for Business); Правилах Международной торговой палаты по борьбе с коррупцией; OECD; Деловых принципах TI по борьбе со взяточничеством. Основное внимание в нем уделено проблемам и возможностям предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме того, дается практическая информация для всех компаний и корпораций относительно публичного совершенствования их антикоррупционных усилий.
Мы надеемся, что и все субъекты предпринимательской деятельности активно включатся в рассмотренную работу. Руководители бизнес-организаций предприятий должны активно использовать эти руководства и тем самым укреплять коллективные усилия по борьбе с коррупцией.
В заключение важно подчеркнуть, что в представленной работе, кроме анализа правовых
основ противодействия коррупции в сфере предпринимательской деятельности, основное внимание было уделено исследованию антикоррупционной этики и комплаенс-программам, проанализировано не только международное и региональное законодательство по борьбе с коррупцией в сфере предпринимательства, но и несколько региональных и международных инициатив, разработанных с целью дать компаниям и корпорациям рекомендации по борьбе с коррупцией в их деловой повседневной деятельности. Наши основные посылы направлены на необходимость приверженности бизнес-сообщества делу предотвращения коррупции; важность разработки антикоррупционных программ и установлению надлежащего надзора; необходимость принятия четкой, видимой и доступной политики, запрещающей коррупцию; понимание важности внутреннего контроля, ведения учета, коммуникации и работе с персоналом.
Список источников
1. Кобец П. Н. О роли органов государственной власти и местного самоуправления государств Латинской Америки в противодействии коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 2. С. 43—47.
2. Суханов В. А. 10 лет Конвенции ООН против коррупции: успехи и вызовы // Власть. 2013. № 10. С. 181—184.
3. OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. URL: https://www.oecd.org/corruption/oecdanti-briberyconvention.htm (дата обращения: 12.11.2020).
4. United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols Thereto. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/organized-crime/intro/ UNTOC.html (дата обращения: 02.10.2020).
5. OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. URL: https://www.oecd.org/corruption/oecdanti-briberyconvention.htm (дата обращения: 12.11.2020).
6. Criminal Law Convention on Corruption. URL: https://eurasiangroup.org/files/documents/conventions_ eng/CE_20Criminal_20law_20Convention_20on_20corr uption.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
7. Implementation of the United Nations Declaration against Corruption and Bribery in International Commercial Transactions. URL: https://www.unodc.org/pdf/ crime/commissions/11comm/6e.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
8. Кобец П. Н., Бражников Д. А. Противодействие коррупции в странах Организации американских государств // Вестник Московской академии Следственного комитета Российской Федерации. 2020. № 3 (25). С. 54—57.
9. African Union Convention on Preventing and Combating Corruption. URL: https://www.jus.uio.no/ english/services/library/treaties/04/4-04/coiribating-corruption.xml (дата обращения: 12.11.2020).
10. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.11.2020).
11. Ткаченко Н. М., Костенко Р. В. К вопросу о коррупции в сфере предпринимательства в РФ по сравнению со странами ЕС // Вестник современных исследований. 2018. № 9.4 (24). С. 300—302.
12. APEC Anti-corruption Code of Conduct for Business. URL: https://www.apec.org/Publications/2007/09/ APEC-Anticorruption-Code-of-Conduct-for-Business-September-2007 (дата обращения: 02.11.2020).
13. Business Principles for Countering Bribery. URL: https://ru.scribd.com/docuiTient/213790283/Business-Principles-for-Countering-Bribery (дата обращения: 02.11.2020).
14. Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics and Compliance. URL: http://rysslandshandel. se/en/wp-content/uploads/2020/05/Good-Practice-Guid-ance-on-Internal-Controls-Ethics-and-Compliance.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
15. Кобец П. Н., Краснова К. А. Положительный опыт борьбы с коррупцией международных государственных и негосударственных организаций во взаимодействии с представителями гражданского общества // Философия права. 2020. № 3 (94). С. 156—161.
16. Corruption Perception Index. URL: https:// www.transparency.org/cpi 2018 (дата обращения: 12.11.2020).
17. Кобец П. Н. Генезис законодательных основ противодействия взяточничеству в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии Актуальные проблемы экономики и права // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14., № 3. С. 533—544.
18. Transparency International updates its business principles for countering bribery. URL: https://www.lex-ology.com/library/detail.aspx?g=22a716c7-e58b-41b0-b309-2e4a0cc95bf6 (дата обращения: 12.11.2020).
19. OECD Good Practice Guidance on internal controls, ethics and compliance. URL: https://www.lexology. com/library/detail.aspx?g=454324b5-b377-402b-a202-a59bfad51d8b (дата обращения: 12.11.2020).
20. World Bank Grouplntegrity Compliance Guidelines. URL: https://wallensteinlawgroup.com/wp-content/ uploads/2017/12/WBG-Integrity-Compliance-Guide-lines-full.pdf (дата обращения: 12.11.2020).
References
1. Kobets P. N. On the role of public authorities and local self-government in Latin America in combating corruption. State power and local self-government, 2020, no. 2, pp. 43—47. (In Russ.)
2. Sukhanov V. A. 10 years of the UN Convention against corruption: successes and challenges. Power, 2013, no. 10, pp. 181—184. (In Russ.)
3. OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. URL: https://www.oecd.org/corruption/oecdanti-briberyconvention.htm (accessed 12.11.2020).
4. United Nations Convention against Transnational Organized Crime and the Protocols Thereto. URL: https://www.unodc.org/unodc/en/organized-crime/intro/ UNTOC.html (accessed 12.11.2020).
5. OECD Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions. URL: https://www.oecd.org/corruption/oecdanti-briberyconvention.htm (accessed 12.11.2020).
6. Criminal Law Convention on Corruption. URL: https://eurasiangroup.org/files/documents/conventions_ eng/CE_20Criminal_20law_20Convention_20on_20corr uption.pdf (accessed 12.11.2020).
7. Implementation of the United Nations Declaration against Corruption and Bribery in International Commercial Transactions. URL: https://www.unodc.org/pdf/crime/ commissions/11comm/6e.pdf (accessed 12.11.2020).
8. Kobets P. N., Brazhnikov D. A. Anti-corruption in the countries of the Organization of American States. Bulletin of the Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, 2020, no. 3 (25), pp. 54—57. (In Russ.)
9. African Union Convention on Preventing and Combating Corruption. URL: https://www.jus.uio.no/english/ services/library/treaties/04/4-04/combating-corruption. xml (accessed 12.11.2020).
10. Convention on criminal liability for corruption (concluded in Strasbourg of January 27, 1999). Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 12.11.2020). (In Russ.)
11. Tkachenko N. M., Kostenko R. V. on the issue of corruption in the sphere of entrepreneurship in the Russian Federation in comparison with the EU countries. Bulletin of modern research, 2018, no. 9.4 (24), pp. 300—302. (In Russ.)
12. APEC Anti-corruption Code of Conduct for Business. URL: https://www.apec.org/Publications/2007/09/ APEC-Anticorruption-Code-of-Conduct-for-Business-September-2007 (accessed 12.11.2020).
13. Business Principles for Countering Bribery. URL: https://ru.scribd.com/document/213790283/Business-Principles-for-Countering-Bribery (accessed 12.11.2020).
14. Good Practice Guidance on Internal Controls, Ethics and Compliance. URL: http://rysslandshandel. se/en/wp-content/uploads/2020/05/Good-Practice-Guid-ance-on-Internal-Controls-Ethics-and-Compliance.pdf (accessed 12.11.2020).
15. Kobets P. N., Krasnova K. A. Positive experience of fighting corruption of international state and non-state organizations in interaction with representatives of civil society. Philosophy of law, 2020, no. 3 (94), pp. 156— 161. (In Russ.)
16. Corruption Perception Index. URL: https://www.trans-parency.org/cpi 2018 (accessed 12.11.2020).
17. Kobets P. N. Genesis of legislative bases of counteraction to bribery in the United Kingdom of great Britain and Northern Ireland Actual problems of Economics and law. Actual problems of Economics and law, 2020, vol. 14, no. 3, pp. 533—544. (In Russ.)
18. Transparency International updates its business principles for countering bribery. URL: https://www.lex-
ology.com/library/detail.aspx?g=22a716c7-e58b-41b0-b309-2e4a0cc95bf6 (accessed 12.11.2020).
19. OECD Good Practice Guidance on internal controls, ethics and compliance. URL: https://www.lexology. com/library/detail.aspx?g=454324b5-b377-402b-a202-a59bfad51d8b (accessed 12.11.2020).
20. World Bank GroupIntegrity Compliance Guidelines. URL: https://wallensteinlawgroup.com/wp-content/ uploads/2017/12/WBG-Integrity-Compliance-Guide-lines-full.pdf (accessed 12.11.2020).
Информация об авторах
П. Н. Кобец — доктор юридических наук, профессор; И. В. Ильин — доктор юридических наук, доцент.
Information about the authors
P. N. Kobets — Doctor of Law, Professor; I. V. Ilyin — Doctor of Law, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 08.10.2021; одобрена после рецензирования 25.11.2021; принята к публикации 13.12.2021.
The article was submitted 08.10.2021; approved after reviewing 25.11.2021; accepted for publication 13.12.2021.