Научная статья на тему 'Правовые основы предупреждения взяточничества в Соединенных Штатах Америки'

Правовые основы предупреждения взяточничества в Соединенных Штатах Америки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
590
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ / БОРЬБА СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА / ИМПИЧМЕНТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЛИФИЦИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / UNITED STATES OF AMERICA / ANTI-BRIBERY / TRANSPARENCY / GLOBALIZATION / OFFICIALS / IMPEACHMENT / LEGISLATIVE BRANCHES OF GOVERNMENT / LEGISLATIVE ACTIVITY / QUALIFYING FEATURES / INTERSTATE ACTIVITIES / CRIME PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Актуальность рассматриваемой проблематики состоит в том, что борьба с распространением взяточничества занимает приоритетное место в повестке дня национальных и международных директивных органов и правоохранительных органов большинства стран. В этой связи в ряде государств ужесточились антикоррупционные законы. Кроме того, правоохранительные органы многих стран определили борьбу с рассматриваемым явлением своим прямым приоритетом. В этой связи автор в качестве объекта исследования выбрал анализ генезиса деятельности законотворческих органов США по совершенствованию законодательных основ противодействия взяточничеству. Методологическую основу работы составили современные достижения в сфере законодательных основ предупреждения и противодействия взяточничеству. В процессе исследования автор пришел к выводу о том, что з аконодательные основы США по противодействию взяточничеству направлены в первую очередь на борьбу с коррупцией среди должностных лиц. Они распространяются на широкий круг должностных лиц, работающих в судебной, исполнительной и законодательной ветвях власти, а также на частных лиц, работающих в организациях, получающих средства от федерального правительства, на свидетелей в различных федеральных судебных процессах и на федеральных присяжных заседателей. В качестве новизны проведенного исследования выступают выводы автора, которые свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация в сфере противодействия взяточничеству в США способствует тому, что коррупционные проявления становятся менее устойчивыми и изощренными. Практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть использованы при подготовке информационных и аналитических материалов, в процессе выстраивания системной организационно-управленческой работы по борьбе со взяточничеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR PREVENTING BRIBERY IN THE UNITED STATES

The relevance of this issue is that the fight against the spread of bribery is a priority on the agenda of national and international decision-making bodies, and law enforcement agencies in most countries. In this regard, a number of States have tightened anti-corruption laws. In addition, law enforcement agencies in many countries have identified the fight against this phenomenon as their direct priority. In this regard, the author chose the analysis of the Genesis of the activities of us legislative bodies to improve the legal framework for combating bribery as the object of the study. The methodological basis of the work was made up of modern achievements in the field of countering the legislative framework for preventing bribery. In the course of the study, the author came to the conclusion that the us legislative framework for combating bribery is primarily aimed at fighting corruption among officials. They apply to a wide range of officials working in the judicial, Executive, and legislative branches of government, as well as to individuals working in organizations that receive funds from the Federal government, to witnesses in various Federal trials, and to Federal jurors. As a novelty of the conducted research, the author's conclusions are poured out, which indicate that the current situation in the sphere of combating bribery in the United States contributes to the fact that corruption manifestations become less stable and sophisticated. The practical significance lies in the fact that these studies can be used in the preparation of information and analytical materials, in the process of building a system of organizational and managerial work to combat bribery.

Текст научной работы на тему «Правовые основы предупреждения взяточничества в Соединенных Штатах Америки»

Кобец П. Н. Правовые основы предупреждения взяточничества в Соединенных Штатах Америки // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). C. 26-33.

Kobets P. N. Legal framework for preventing bribery in the United States. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1 (85). Pp. 26-33. (In Russ.)

УДК 343.3

П. Н. Кобец

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ

Кобец Петр Николаевич — доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник.

Е-mail: pkobets37@rambler.ru

Актуальность рассматриваемой проблематики состоит в том, что борьба с распространением взяточничества занимает приоритетное место в повестке дня национальных и международных директивных органов и правоохранительных органов большинства стран. В этой связи в ряде государств ужесточились антикоррупционные законы. Кроме того, правоохранительные органы многих стран определили борьбу с рассматриваемым явлением своим прямым приоритетом. В этой связи автор в качестве объекта исследования выбрал анализ генезиса деятельности законотворческих органов США по совершенствованию законодательных основ противодействия взяточничеству. Методологическую основу работы составили современные достижения в сфере законодательных основ предупреждения и противодействия взяточничеству. В процессе исследования автор пришел к выводу о том, что законодательные основы США по противодействию взяточничеству направлены в первую очередь на борьбу с коррупцией среди должностных лиц. Они распространяются на широкий круг должностных лиц, работающих в судебной, исполнительной и законодательной ветвях власти, а также на частных лиц, работающих в организациях, получающих средства от федерального правительства, на свидетелей в различных федеральных судебных процессах и на федеральных присяжных заседателей. В качестве новизны проведенного исследования выступают выводы автора, которые свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация в сфере противодействия взяточничеству в США способствует тому, что коррупционные проявления становятся менее устойчивыми и изощренными. Практическая значимость состоит в том, что данные исследования могут быть использованы при подготовке информационных и аналитических материалов, в процессе выстраивания системной организационно-управленческой работы по борьбе со взяточничеством.

Ключевые слова: Соединенные Штаты Америки, борьба со взяточничеством, прозрачность, глобализация, должностные лица, импичмент, законодательные ветви власти, законотворческая деятельность, квалифицирующие признаки, межгосударственная деятельность, предупреждение преступности.

P. N. Kobets

National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation, Moscow, Russia

LEGAL FRAMEWORK FOR PREVENTING BRIBERY IN THE UNITED STATES

Kobets Peter N. - Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher.

Е-mail: pkobets37@rambler.ru

The relevance of this issue is that the fight against the spread of bribery is a priority on the agenda of national and international decision-making bodies, and law enforcement agencies in most countries. In this regard, a number of States have tightened anti-corruption laws. In addition, law enforcement agen-

cies in many countries have identified the fight against this phenomenon as their direct priority. In this regard, the author chose the analysis of the Genesis of the activities of us legislative bodies to improve the legal framework for combating bribery as the object of the study. The methodological basis of the work was made up of modern achievements in the field of countering the legislative framework for preventing bribery. In the course of the study, the author came to the conclusion that the us legislative framework for combating bribery is primarily aimed at fighting corruption among officials. They apply to a wide range of officials working in the judicial, Executive, and legislative branches of government, as well as to individuals working in organizations that receive funds from the Federal government, to witnesses in various Federal trials, and to Federal jurors. As a novelty of the conducted research, the author's conclusions are poured out, which indicate that the current situation in the sphere of combating bribery in the United States contributes to the fact that corruption manifestations become less stable and sophisticated. The practical significance lies in the fact that these studies can be used in the preparation of information and analytical materials, in the process of building a system of organizational and managerial work to combat bribery.

Keywords: United States of America, anti-bribery, transparency, globalization, officials, impeachment, legislative branches of government, legislative activity, qualifying features, interstate activities, crime prevention.

Взяточничество было предметом различного рода правовых запретов с самого начала записанной истории права. Сегодня, несмотря на значительные различия в уровне правоприменения, взяточничество признается уголовным преступлением почти в каждой стране мира [1, с. 170]. Действительно, трудно представить себе современную политическую или правовую систему, которая хотя бы не претендовала на осуждение такой практики.

По мнению зарубежных исследователей, анализирующих моральное содержание взяточничества, взятки концептуализируются как двусторонние соглашения между двумя сторонами (взяткодателем и взяткополучателем), в которых взяткодатель дает или предлагает что-то ценное в обмен на согласие взяткополучателя действовать от его имени. Принимая участие в таком соглашении, взяткополучатель нарушает обязательство лояльности, вытекающее из его должности, положения или участия в какой-либо практике. Взяткодатель, в свою очередь, совершает морально неправомерное деяние, побуждая другого быть нелояльным. Исследователи рассматриваемого феномена также полагают, что понимание взяточничества в этом контексте полезно для разрешения ряда запутанных практических проблем в законодательстве о взяточничестве [10].

В Соединенных Штатах Америки (далее — США, Соединенные Штаты) запреты на взяточничество относятся к самым ранним дням существования государства. В этой связи необходимо отметить, что Соединенные Штаты не сразу смогли создать одну из эффективных законодательных основ противодействия данному феномену. Эта работа проводилась властями США на протяжении многих десятилетий. В начале XIX века власти США начали распространять на территории страны систему патронажа, которая позволила их региональным и провинциальным партийным начальникам, имея большое число различных должностей на местном уровне, укрепить положение в регионах. Впоследствии на протяжении всей своей истории США активно противодействовали тяжелому коррупционному наследию и к настоящему времени добились очень неплохих результатов в этой сфере деятельности.

Положительный опыт противодействия взяточничеству в США является ярким свидетельством того, что реальные положительные результаты по противодействию рассматриваемому явлению можно получить реализуя целую систему мероприятий, которая включает в себя в первую очередь деятельность по разработке и совершенствованию законодательных мер по борьбе со взяточничеством. В США организацией борьбы со взяточничеством занимаются различные субъекты и общественные институты, их деятельность в

данной работе рассматриваться не будет, поскольку она достаточно хорошо освещена в научно-исследовательской литературе. Основной акцент в нашем исследовании будет сделан на рассмотрении вопросов противодействия взяточничеству в США на законодательном уроне.

Взяточничество — это одно из двух преступлений (второе — государственная измена), за которое Конституция Соединенных Штатов (United States Constitution, ст. 2 разд. 4) конкретно предусматривает импичмент должностных лиц. Акт подкупа — это выплата чего-либо ценного лицу, находящемуся во власти или пользующемуся доверием, с целью повлиять на его поведение. Конституция США считается старейшей из действующих письменных и кодифицированных национальных конституций. Разд. 4, ст. 2 устанавливает, что президент США и другие должностные лица могут быть отстранены от должности посредством процедуры импичмента, которая описывается в ст. 1 Конституции. По мнению исследователей, ст. 1 разд. 9 Конституции можно рассматривать как ранний законодательный акт по борьбе со взяточничеством, поскольку он запрещал принимать подарки и другие услуги от иностранных правительств и их представителей1.

В соответствии с Конституцией США отдельные ее положения применялись к различным категориям должностных лиц, таким, как члены Конгресса США, судьи и сотрудники административных учреждений. Таким образом, уже в самом начале существования Соединенных Штатов были проведены дискуссии о возможности предотвращения взяточничества, что привело к повышению уровня осведомленности о взяточничестве и, соответственно, его предупреждения.

В двадцатом столетии попытки противостоять взяточничеству в США с помощью законодательных основ были приняты после окончания Второй мировой войны. «Закон Хоббса» (The Hobbs Act), названный в честь конгрессмена Сэма Хоббса (D-AL), 18 U. S. C. § 1951, является федеральным законом США, принятым в 1946 году. Он кодифицирован в Кодексе законов Соединенных Штатов Америки (Code of Laws of the United States of America; встречаются различные сокращения — Кодекс законов Соединенных Штатов, Кодекс Соединенных Штатов, кодекс США, U. S. C. или USC), последний представляет собой официальную компиляцию и кодификацию общих и постоянных федеральных законов Соединенных Штатов; в литературе данный процесс называется «сводная кодификация федерального законодательства США». U. S. C. содержит 53 названия (названия с 1 по 54, за исключением названия 53, оно зарезервировано). Основное издание публикуется каждые шесть лет канцелярией юрисконсульта Палаты представителей по пересмотру законов, а совокупные дополнения публикуются ежегодно. Официальную версию этих законов, не кодифицированных в Кодексе Соединенных Штатов, можно найти в уставах Соединенных Штатов [3, с. 174].

«Закон Хоббса» представляет из себя нормативно-правовой акт, который является законом, часто применяемым американскими прокурорами в делах о борьбе со взяточничеством [11]. Менее часто используются законы «Статут о мошенничестве с почтой» и «Закон об ответственности за ложные заявления», также преследующие взяточничество [12].

«Закон Хоббса» запрещает такие преступления (фактические или покушение), как грабеж или вымогательство, затрагивающие межгосударственную или внешнюю торговлю в любом виде или степени. Вымогательство квалифицируется как получение имущества под видом официального права государственными должностными лицами, так и получе-

1 Constitution of the United States. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/GPO-CONAN-1992/pdf/GPO-CONAN-1992-7.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

ние имущества частными субъектами с согласия жертвы, вызванного неправомерным применением фактической или угрожающей силы, насилия или страха, включая страх перед экономическим ущербом. Поэтому «Закон Хоббса», принятый в 1946 году для борьбы с рэкетом в трудовых спорах, часто используется в связи с делами, связанными с коррупцией в обществе, коммерческими спорами и коррупцией, направленной против членов профсоюзов1.

В соответствии с Конституцией США отдельные положения относительно взяточничества применялись к различным категориям должностных лиц — таким, как члены Конгресса, судьи, сотрудники административных учреждений и др. В 1962 году эти положения были объединены в единый закон — «Закон о взяточничестве» (Bribery Act; P.L. 87-849, 76 Stat. 1119). «Закон о взяточничестве» 1962 года регулирует санкции за подкуп национальных должностных лиц, соответственно, принятие взяток национальными должностными лицами и злоупотребление властью в своих личных интересах [5].

Ст. 201 «Закона о взяточничестве» квалифицирует в качестве преступления совершение подкупа (наказывается лишением свободы на срок до пятнадцати лет) и менее тяжкого преступления, связанного с выплатой или получением должностным лицом денежного вознаграждения или чаевых за какую-либо услугу (наказывается лишением свободы на срок до двух лет и штрафом). Оба преступления требуют доказательств того, что нечто ценное было запрошено, предложено или передано федеральному должностному лицу. В отличие от преступления дарения, преступление подкупа требует, чтобы что-то ценное было передано в обмен на оказание влияния на соответствующее должностное лицо, и чтобы такая вещь была дана или получена с коррупционными намерениями [6].

«Закон о взяточничестве» направлен в первую очередь на борьбу с коррупцией среди должностных лиц федерального правительства. Он распространяется на широкий круг должностных лиц, работающих в судебной, исполнительной и законодательной ветвях власти, а также на частных лиц, работающих в организациях, получающих средства от федерального правительства, на свидетелей в различных федеральных судебных процессах и на федеральных присяжных заседателей. Закон не распространяется на должностных лиц штатов США и местных органов власти, а также на сотрудников частных фирм, хотя на таких лиц распространяется ряд соответствующих федеральных и государственных положений о коррупции.

В 1977 году США приняли «Закон о коррупции за рубежом» (Foreign Corrupt Practices Act of 1977) с поправками, 15 U.S.C. § 78dd-1, et seq. (далее — FCPA), федеральный закон Соединенных Штатов, который запрещает гражданам и организациям США подкупать иностранных государственных должностных лиц в интересах их бизнеса [7]. В частности, положения FCPA о борьбе со взяточничеством запрещают умышленное использование почты или любых других средств межгосударственной торговли коррупционным путем. С 1977 года положения FCPA о борьбе со взяточничеством применяются ко всем гражданам США и некоторым иностранным эмитентам ценных бумаг.

Этот закон был впервые изменен «Сводным законом о торговле и конкурентоспособности» 1988 года (Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988). Он ввел такое понятие, как стандарт для выявления нарушений закона. Другие поправки касались добросовестных и законных подарков по законам иностранного государства. Внесенные в 1988 году поправки повышали уровень доказывания факта взяточничества [13].

'18 U.S. Code, § 1951. Interference with commerce by threats or violence. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/ text/18/1951 (дата обращения: 24.02.2020).

Второй поправкой был «Международный закон о борьбе со взяточничеством 1998 года» {International Anti-Bribery Act of 1998; Pub.L. 105-366, 112 Stat. 3302, enacted November 10, 1998). Данный нормативно-правовой акт был разработан для осуществления Конвенции ОЭСР о борьбе со взяточничеством, то есть для включения определенных иностранных лиц и расширения сферы действия за пределами границ США. Закон запрещает гражданину или корпорации Соединенных Штатов, или лицу, или корпорации, действующим в пределах Соединенных Штатов, оказывать влияние, давать взятки либо добиваться выгоды от государственного должностного лица либо другой страны [8].

С принятием некоторых поправок в 1998 году положения FCPA о борьбе со взяточничеством теперь также применяются к иностранным фирмам и лицам, которые непосредственно или через агентов совершают действия, способствующие такому коррупционному платежу на территории Соединенных Штатов [15].

«Закон о коррупции за рубежом» криминализировал коррупционное взаимодействие с иностранными должностными лицами [2, с. 58]. С момента его введения закон служил для преследования отечественных и иностранных компаний, которые давали взятки должностным лицам за пределами Соединенных Штатов. Поскольку до 1990-х годов ни одна другая страна не применяла подобный закон, американские компании столкнулись с недостатками в своей глобальной деятельности. В дополнение к правовому статусу коррупции за рубежом многие страны также рассматривали взятки как не подлежащие налогообложению.

Считается, что FCPA — первый в мире закон, запрещающий подкуп иностранных должностных лиц, но в прошлом столетии он применялся довольно редко. FCPA является предметом продолжающихся научных дискуссий и дискуссий в Конгрессе США относительно его влияния на международную торговлю. Зарубежные исследователи рассматриваемой проблемы обнаружили, что его применение препятствует инвестициям американских фирм в иностранные рынки, особенно те, где широко распространены взяточничество и другие формы коррупции [9]. Это совпадает с хорошо известным наблюдением о том, что компании, участвующие в слияниях и поглощениях на развивающихся рынках, сталкиваются с уникально повышенным уровнем регулятивного и коррупционного риска.

«Закон о коррупции за рубежом» активно применяется Министерством юстиции США (Department of Justice, далее — DOJ) и Комиссией по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, далее — SEC). Комиссия по ценным бумагам и биржам и Министерство юстиции несут совместную ответственность за обеспечение соблюдения FCPA. SEC применяет закон к компаниям, деятельность которых она курирует, в то время как Министерство юстиции применяет закон против всех других американских компаний. В 2010 году SEC создала специализированное подразделение для обеспечения соблюдения FCPA. Было создано новое управление рыночной разведки, которое отвечает за сбор, анализ и мониторинг жалоб и обращений, ежегодно получаемых SEC [14]. В 2012 году SEC и DOJ выпустили свое первое совместное руководство по применению FCPA.

Наряду с FCPA были приняты дополнительные законы, непосредственно влияющие на снижение в США взяточничества, например, Закон Додда — Фрэнка «О реформе УоллСтрит и защите прав потребителей» (обычно называемый Dodd-Frank). Это федеральный закон Соединенных Штатов, принятый 21 июля 2010 года1. Закон изменил финансовое ре-

1 Dodd-Frank Wall Street Reform and Consumer Protection Act. URL: https://legcounsel.house.gov/Comps/Dodd-Frank20Wan%20Street20Refoim20and20Consumer20Protection20Act.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

гулирование после Великой рецессии и внес изменения, затрагивающие все федеральные органы финансового регулирования и почти каждую часть национальной индустрии финансовых услуг. Он расширяет действие Закона «О фондовой бирже» 1934 года новым разделом 21F, который защищает информаторов от возмездия и предоставляет им финансовые награды при сотрудничестве с Комиссией по ценным бумагам и биржам.

Еще одним нормативно-правовым актом, влияющим на снижение взяточничества, является «Закон об этике в правительстве 1978 года» (Ethics in Government Act of 1978). Это федеральный закон Соединенных Штатов, предусматривающий обязательное публичное раскрытие финансовой истории государственных служащих и их ближайших родственников. Он также ввел ограничения на лоббистские усилия государственных должностных лиц в течение определенного периода после ухода с государственной должности. Благодаря этому закону в США было создано Бюро независимых адвокатов (U.S. Office of Independent Counsel), которому было поручено расследовать деятельность правительственных чиновников. Независимый адвокат в американском праве — это назначенный судом следователь по обвинению в преступлениях высокопоставленных правительственных чиновников, первоначально называвшийся «специальный прокурор». Цель закона заключалась в том, чтобы избежать конфликта интересов, который мог бы возникнуть, если бы исполнительная власть расследовала деятельность собственных чиновников1.

Помимо прочего, Соединенные штаты располагают эффективным механизмом по стимулированию лиц, работающих в государственном аппарате и выявляющих факты взяточничества в структурах, где они служат. Эффективность данному механизму обеспечивает «Закон о защите осведомителей 1989 года» (Whistleblower Protection Act of 1989; 5 U. S. C. 2302(b) (8)-(9), Pub.L. 101-12) с внесенными в него поправками. Данный нормативно-правовой акт является федеральным законом Соединенных Штатов, который защищает федеральных осведомителей, работающих на правительство США. Данный закон гарантируют свободу слова для работников в различных ситуациях2.

В соответствии с «Законом о защите осведомителей 1989 года» должностные лица, преследующие подчиненных за информирование ими о совершенных коррупционных правонарушениях в учреждении, где они работают, подлежат привлечению к ответственности по решению специальных советов, которые расследуют подобные факты. Одним словом, институт осведомительства в США представляет из себя важнейший инструмент по выявлению правонарушений, связанных со взяточничеством, и благодаря ему правоохранительные органы имеют возможность оперативно реагировать на подобные случаи и заниматься привлечением населения к совместной работе по реализации государственных программ борьбы с преступностью.

Одно из важных обстоятельств, помогающих властям США активно противодействовать взяточничеству, состоит в том, что они смогли сформировать нетерпимость к рассматриваемому явлению не только среди представителей гражданского общества, но и всего американского социума.

По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, несмотря на то что в США система противодействия коррупции в достаточной степени является отработанной, страна не останавливается на достигнутом [4, с. 330]. На примере США достаточно хорошо продемонстрировано, что в национальном и международном законодатель-

1 Title I-V Ethics in Government Act of 1978. URL: https://legcounsel.house.gov/Comps/Ethics%20In%20Government%20Act% 200f%201978.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

2 Whistleblower protection laws 1989. URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/STATUTE-103/pdf/STATUTE-103-Pg16.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

стве существуют нормативно-правовые акты, трактуемые как законодательство против взяточничества. Законы могут основываться на резолюциях международных организаций, которые осуществляются национальными правительствами, ратифицирующими эти резолюции, или непосредственно издаваться соответствующими национальными законодательными органами.

В заключение можно отметить, что в условиях начала 20-х годов XXI столетия Соединенные Штаты обладают сводной кодификацией антикоррупционного законодательства, в которой прописаны различные виды ответственности за прямые либо косвенные требования, предложения или дачу различных ценностей материального и нематериального характера взамен противоправных действий или бездействий должностных лиц. Помимо этого, судебная практика США характеризуется назначением наказания лишь только в том случае, когда должностное лицо получило взятку, причем взятка должна в обязательном порядке носить имущественный либо материальный характер.

Также необходимо отметить, что Соединенными Штатами был принят важный нормативно-правовой акт, запрещающий подкуп иностранцев — «Закон о коррупции за рубежом» 1977 года, ответственность за нарушение которого ложится не только на компании, но и на граждан США, причем вне зависимости от места совершения преступления субъекта, совершившего подкуп. Данный нормативно-правовой акт играет важную роль в предотвращении взяточничества не только в Соединенных Штатах, но и за рубежом.

Среди прочего, следует отметить, что в Соединенных Штатах на законодательном уровне определены обязанности декларирования сведений о доходах, различного имущества, обязательств, но помимо этого, в обязательном порядке следует декларировать финансовые интересы. Иммунитетов, которые бы предусматривали непривлечение к ответственности за взяточничество, в США не существует ни для кого. Юридическая ответственность за несоблюдение законодательных норм США грозит любому лицу страны, в том числе и Президенту США. За совершение взяточничества в Соединенных Штатах к административной и уголовной ответственности можно привлечь не только физических лиц, но и юридических лиц. Таким образом, в настоящее время законодательная система США включает в себя нормативно-правовые акты, представляющие эффективные легальные инструменты по противодействию взяточничеству, подобных которым не имеет ни одна страна мира.

Библиографический список

1. Кобец П. Н. О необходимости использования в отечественном законодательстве международного опыта предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. № 1 (9). С. 169-175.

2. Краснова К. А., Кобец П. Н. Особенности предупреждения коррупции за рубежом // Следователь. 2014. № 5. С. 57-59.

3. Шатохин А. В. Сравнительно-правовой анализ опыта борьбы с коррупцией в США // Экономика, управление и право: инновационное решение проблем: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза, 2016. С. 173-175.

4. Шмелева К. Л. Криминологический мониторинг антикоррупционного законодательства США // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 4 (13). С. 329-333.

5. Bribery Act (1962). URL: https://www.encyclopedia.com/history/ encyclopedias-almanacs-transcripts-and-maps/bribery-act-1962 (дата обращения: 24.02.2020).

6. Bribery Act, 1962. URL: http://www.worldheritage.org/articles/Bribery _Act,_1962 (дата обращения: 24.02.2020).

7. Foreign Corrupt Practices Act. URL: https://www.justice.gov/criminal-fraud/foreign-corrupt-practices-act (дата обращения: 24.02.2020).

8. Funk T. M. Meeting (and exceeding) our obligations: Will OECD's Anti-Bribery Convention cause the Dodd-Frank Act's 'Whistleblower Bounty' incentives to go global? // White Collar Crime Report. October 8, 2010. Vol. 5, no. 21. URL: https://www.perkinscoie.com/images/content/2/2/v2/22252/comm-10-06-markusfunkarticle.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

9. Graham B., Stroup C. Does anti-bribery enforcement deter foreign investment? May 11, 2015. URL: https://cpb-us-w2.wpmucdn.com/muse.union.edu/dist/5/317/files/2015/01/11-Graham-and-Stroup-2015-AEL-forthcoming.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

10. Green S. P. What's wrong with bribery // Defining crimes: essays on the criminal law's special part / eds. R. A. Duff & S. P. Green. Oxford University Press, 2005. URL: https://ssrn.com/abstract=650221 (дата обращения: 24.02.2020).

11. Hobbs Act — Generally. URL: https://www.justice.gov/archives/jm/criminal-resource-manual-2402-hobbs-act-generally (дата обращения: 24.02.2020).

12. Mail fraud and false representation statutes URL: https://www.encyclopedia.com/history/ ency-clopedias-almanacs-transcripts-and-maps/mail-fraud-and-false-representation-statutes (дата обращения 24.02.2020).

13. Seitzinger M. V. Foreign Corrupt Practices Act (FCPA): Congressional interest and executive enforcement, in brief. March 15, 2016. URL: https://fas.org/sgp/crs/misc/R41466.pdf (дата обращения: 24.02.2020).

14. SEC names new specialized unit chiefs and head of new office of market intelligence. URL: https://www.sec.gov/news/press/2010/2010-5.htm (дата обращения: 24.02.2020).

15. Spotlight on Foreign Corrupt Practices Act. URL: https://www.sec.gov/spotlight/foreign-corrupt-practices-act.shtml (дата обращения: 24.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.