Научная статья УДК 343.97
О МЕРАХ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
Еремин Роман Владимирович
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел,
Россия
er3 mar@yandex. ru
Аннотация. Статья посвящена вопросам методики борьбы с коррупционными преступлениями в Российской Федерации. В работе выявлены наиболее актуальные проблемы рассматриваемого правового института, анализируется законодательство о противодействии коррупции и различные точки зрения o его эффективности. Автор описывает основные правовые технологии, нацеленные на
активизацию антикоррупционного потенциала акторов российского общества в сфере противодействии коррупции. Рассматриваются предложения о возможности совершенствования системы уголовно-правовых мер, направленных на противодействие коррупции.
Ключевые слова: методы борьбы с коррупцией, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, деятельность правоохранительных органов.
Для цитирования: Еремин Р.В. О мерах по борьбе с коррупцией // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 114-120.
ON MEASURES TO COMBAT CORRUPTION
Roman V. Erjomin
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia
er3 mar@yandex. ru
Abstract. The article is devoted to the issues of methods of combating corruption crimes in the Russian Federation. The paper identifies the most pressing problems of the legal institution under consideration, analyzes the legislation on combating corruption and various points of view on its effectiveness. The author describes the main legal technologies aimed at activating the anti-corruption potential of the actors of the Russian society in the field of combating corruption. Proposals on the possibility of improving the system of criminal law measures aimed at combating corruption are being considered.
Keywords: anti-corruption methods, anti-corruption policy, anti-corruption, law enforcement activities.
For citation: Erjomin R.V. Оп measures to combat corruption // Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2023. № 2(95). Р. 114-120.
Уже не первое столетие внимание общественности обращено к теме борьбы с коррупцией. Происходит это не просто так. Должностная преступность (коррупция), стала массовым социально-правовым явлением, включающим в себя совокупность должностных преступлений и лиц, их совершивших. Должностная преступность (коррупция) стала представлять угрозу для российского общества, ослабляя и даже изменяя направления государственного влияния на многие сферы жизни общества.
Коррупционные преступления являются одними из самых сложных социальных явлений. История их зарождения прослеживается в летописях глубокой древности, античные цивилизации в своих нормативно-правовых актах уже пытались урегулировать данную сферу общественных-отношений и привлекать к ответственности лиц, использующих своё положение в личных целях. Так в правовых источниках Древнего Рима упоминается слово «corтumpere» имеющее значение разрушение, подкуп, растлевать, порча1. По своей общественно-опасной оценке коррупционные преступления, на первый взгляд, не являются столь опасными, если ставить их в сравнение с убийством или терроризмом. Однако если рассмотреть данный вопрос более глубоко, то станет ясно, что коррупция-это очень серьезная проблема всех стран мира, она подрывает легитимность деятельности государственных органов, причем на всех уровнях и любых видов. Данное преступление наносит сильный удар по устоям общепринятых принципов, правосудию и многим другим институтам общества. Многие страны вкладывают в решение данной проблемы большие бюджеты и создают специальные государственные программы, которые призваны искоренить или свести к минимуму данное негативное общественное явление. Коррупция пустила свои корни так глубоко, что стала несомненно влиять не только на эффективность работы государственных органов и их должностных лиц, но и на моральные ценности. Именно поэтому проблема коррупции остаётся важной и актуальной на сегодняшний день и правоохранительные органы создают новые механизмы борьбы с коррупционными преступлениями и методы её профилактики.
Кроме того, о необходимости более активной деятельности в данном направлении говорит неутешительное количество пресеченных и выявленных фактов данного деяния органами правопорядка. Так по сведениям портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в России, за 2016 год было зарегистрировано 5344 преступлений по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации (получение взятки). В 2017 году виден резкий спад регистрации данных преступлений и вплоть до октября 2021 года прослеживался постепенный рост, в среднем по 500-300 преступлений за год, до отметки в 4480 зарегистрированных преступлений. Анализируя статистику статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации (дача взятки) можно проследить аналогичный спад регистрации преступлений в 2016 году с 4640 тыс. до 2272 тыс. в 2017 году. Однако к октябрю, 2022 года их количество плавно приближается к начальному до 3876 тыс. [1, с. 3]
Необходимо отметить, что в содержательном смысле коррупция более масштабное понятие системообразующего характера, нежели взяточничество, являющееся лишь одним, но наиболее ярким проявлением коррупции. Коррупция предполагает систематический подкуп должностных лиц законодательной, исполнительной и судебной власти, влекущий за собой принятие ими решений, нарушающих закон или неписаные общественные нормы, и их осуществление в пользу коррумпирующей структуры, постановку их в зависимость от указанной структуры. Если рассматривать основные причины появления и развития взяточничества, то стоит отметить, что возникновению данного явления предшествовали различные исторические предпосылки, среди которых можно отметить: слабость государства, наличие в стране развитой «теневой» экономики, использовавшиеся методы приватизации, политическое лоббирование, разрушение прежнего социально-правового контроля за деятельностью госслужащих. Как следствие этих причин можно выделить ряд факторов, определяющих особенности и тенденции развития взяточничества, в том числе политические, экономические, морально-нравственные. К факторам роста коррупционных проявлений в виде взяток можно отнести: слабые стимулы карьерного продвижения госслужащих; отрицательные примеры
1 Юридический образовательный портал [Электронный ресурс]. URL:http://aПstatepravo.ru/slovari/slovar-po-rimskomu-pravu.html (дата обращения: 09.03.2023)
личной жизни чиновников; отсутствие четкой сформулированного представления о коррупции в системе государственного управления, а также ряд иных факторов.
Обнаружению новых фактов совершения коррупционных преступлений в большой степени помогает профилактическая деятельность правоохранительных органов. Профилактические меры, направленные на борьбу с коррупцией-это совокупность организационно-правовых и превентивных мер направленных на устранение детерминантов коррупции, это методы по её обнаружению, пресечению на стадии покушения или разработке многоэтапных планов по выявлению лиц, замешанных в сложные коррупционные механизмы. Как уже было отмечено, основную работу в сфере борьбы с коррупцией осуществляют правоохранительные органы. В Российской Федерации на себя эту ответственность берёт Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности. Координацию над этой деятельностью осуществляет ведомство Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Важно отметить, что и внутри перечисленных органов ведётся работа по пресечению коррупционных преступлений, ведь деятельность правоохранительных органов, которые сами подвержены этой проблеме была бы совершенно не эффективной и безрезультативной. Такой позиции придерживается Кошлев И.Н. Он считает, что коррупция в самих государственных органах и в частности в органах внутренних дел представляет особую общественную опасность. [1, с. 2]
Но говоря о законодательном регулировании, нельзя не сказать о том, что все правоохранительные органы осуществляют свою антикоррупционную деятельность на основе правовых норм Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф32. Данным нормативно-правовым актом определены принципы, организационные основы, профилактическая деятельность, а также основные направления деятельности государственных органов в области противодействия коррупции. Очень важно для обеспечения законной и юридически закрепленной деятельности модернизировать, правильно оценивать и прорабатывать правовые нормы, содержащиеся в этом федеральном законе, для обеспечения его применения в реальных юридических ситуациях. Методы борьбы с коррупцией могут весьма обширными. На сегодняшний день одним из направлений антикоррупционной политики в России является осуществление контроля над государственными служащими, в частности над теми, чьи должности особенно могут быть подвержены данному негативному явлению. Подконтрольным становятся практически все денежные потоки данных лиц, они обязаны предоставлять сведения о своих доходах, имуществе, уведомлять своё непосредственное руководство о любых фактах склонения к совершению коррупционных преступлений, на них также распространяется запрет открывать или иметь вклады и счета в иностранных банках, в частности тех, которые располагаются за территорией Российской Федерации [2, с. 34]. Представляется, что организационно-правовые меры имеют достаточно большой потенциал для совершенствования. Например, имущество, полученное путем совершения коррупционных преступлений может переписываться на несовершеннолетних членов семьи, либо оформляться на жену (как вариант), после чего оформляется развод, хотя фактически люди продолжают жить вместе и вести совместное хозяйство. Данные вопросы никак не регулируются ни федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3, ни другими нормативными актами. В связи с вышеизложенным предлагается внести в них соответствующие изменения.
Ещё одной, достаточно радикальной мерой является реформирование уголовного кодекса РФ в сторону ужесточения применения института конфискации имущества к лицам, совершившим коррупционные преступления. В настоящее время для того, чтобы применить конфискацию имущества (глава 15.1 УК РФ), необходимо доказать, что оно
2 О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: Фед. закон Рос. Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
(имущество) получено преступным путём. В значительном количестве случаев это сделать крайне затруднительно, т.к. коррупционеры применяют сложные схемы по маскировке преступно полученного имущества (перевод денег на оффшорные счета, прогоняют финансы через фирмы однодневки и т.д.). В связи с этим можно было бы вернуться к тому виду конфискации имущества, который применялся в изначальной редакции УК РФ, т.е. как вид уголовного наказания, а не иная мера уголовно-правового воздействия. Предполагается, что это облегчило бы работу по изъятию имущества, а также оказало бы соответствующее предупредительное воздействие на неустойчивых лиц [3, с. 515].
Взяточничество не только довольно распространенное, но и довольно сложное для раскрытия и расследования преступление. Сложности его расследования обусловлены целым рядом обстоятельств. Во-первых, его участники - взяткополучатель и взяткодатель, заинтересованы в тщательном сокрытии следов своих преступных действий, ибо каждый из них несет уголовную ответственность в случае разоблачения. Во-вторых, нередко взятки дают за совершение законных действий для их ускорения или маскируют под внешне законные способы получения имущественных выгод и т.п. При отсутствии свидетелей это обстоятельство еще более затрудняет процесс раскрытия взяточничества. В-третьих, по этим делам зачастую преобладают косвенные доказательства, требующие многоступенчатой процедуры доказывания с использованием самых различных связей между расследуемым событием и явлениями действительности (причинных, временных, пространственных и т.д.).
Однако не только государственный контроль может помогать противодействовать коррупции, по мнению кандидатов юридических наук Уральского и Санкт-Петербургского вузов МВД России Богатовой Е.В. и Стебеневой Е.В. В своей работе они обратились к опыту борьбы с коррупцией иностранных государств, и отметили, что важную в этом процессе роль играют независимые средства массовой информации [4, с. 70]. Как известно, деятельность СМИ может являться мощным инструментом пропаганды. Большая направленность на освещение фактов пресечения преступлений и привлечения коррупционеров к юридической ответственности благоприятно сказывается на общем уровне противоправных деяний в данной области общественных отношений. Такая взаимосвязь появляется неспроста, поднятие коррупционной проблемы в широкой аудитории воспитывает в правовом сознании граждан нетерпимость к неправомерному использованию своего должностного положения в личных целях и их более доверительное отношение к правоохранительным органам, что также дополнительно развивает среди них занятие более активных позиций и «плодородной почвы»
в сфере антикоррупционного просвещения и деятельности по профилактике.
Проблема коррупции в России, к сожалению, остаётся актуальной, однако уже на данный момент предпринято множество мер, в сфере совершенствования законодательства, создания специальных подразделений в правоохранительных органах которые выявляют и пресекают коррупционные преступления. Можно с уверенностью сказать, что данная проблема является одной из важнейших и не простых явлений в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Сфера общественных отношений регулируется и обеспечивается на уровне международного законодательства, поэтому совершенствование должно проводится как со стороны ученых, так и со стороны субъектов правоприменения.
Коррупция является многогранной и сложной конструкцией, которая обладает множеством характерных признаков, различных тонкостей в понимании. Изучение проблемы коррупции как преступного и социального явления вызывает у ученых и юристов множество споров, так как отождествляется с другими смежными понятиями. Классификация правовых норм, которые определяют методы антикоррупционной деятельности регламентирована нормами процессуального законодательства и может даваться по различным основаниям [5, с. 4].
Коррупционная преступность в России имеет ряд закономерностей, особенностей и тенденций. Для нее характерны: абсолютный (к численности населения) рост количества коррупционных преступлений; стабильное возрастание удельного веса этих преступлений в общем объеме преступности; всевозрастающая латентность, групповой характер совершения этих преступлений [6, с. 57].
Поэтому возникает необходимость совершенствования механизма противодействия коррупции, который должен включать: совершенствование мер уголовно-правового воздействия, законодательное определение системы специализированных субъектов борьбы с коррупцией, введение антикоррупционных стандартов, создание механизма определения и поддержания численности государственного аппарата в зависимости от численности населения, разработка и реализация на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и коррупционной преступностью, совершенствование работы государственного аппарата и процедур решения ими вопросов, четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников, повышение социальной защищенности государственных и муниципальных служащих, усиление антикоррупционной составляющей при преподавании учебных дисциплин, предусматривающих изучение правовых и морально-этических аспектов управленческой деятельности в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования.
Также, на государственном уровне, рекомендуется принять следующие меры:
1. Урегулировать лоббистскую деятельность путем содействия открытому и осмысленному процессу принятия решений в органах власти.
2. Защищать активистов, а также заявителей о коррупционных преступлениях.
3. Упростить законодательную базу и проведение ликвидации правовой безграмотности населения.
4. Регламентировать трудовую деятельность чиновников. Все решения и полномочия служащих должны быть регламентированы нормативными правовыми актами.
5. Постараться максимально уменьшить количество нормативных актов, которые регулируют ту или иную сферу деятельности. Чем больше количество законов, приказов, инструкций и т.д., тем выше вероятность появления коррупционных злоупотреблений.
6. Проводить работу над выявлением и урегулированием конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления [7, с. 147].
Также необходимо противодействовать негативной политике самих властей. Здесь можно выделить два аспекта. Во-первых, представительные и исполнительные органы власти всех уровней крайне неохотно предоставляют общественности информацию о своей деятельности, о механизмах принятия властных решений, о бюджетном процессе; крайне ревниво относятся к попыткам контроля за своей деятельностью со стороны некоммерческих общественных организаций. При этом отказы в предоставлении информации, в проведении общественных слушаний, в допуске на заседания всякого рода комиссий чаще всего мотивируются чиновниками, во-первых, некомпетентностью этих организаций, во-вторых, их неорганизованностью, т.е. невозможностью добиться от них толковых предложений, выполненных по определенной форме и в определенный срок [8, с. 52].
Таким образом, совершенствование деятельности по борьбе с коррупцией следует связывать с комплексным осуществлением правовых, политических, организационных, технических и финансовых мероприятий, обеспечивающих развитие необходимых механизмов, реализация которых позволит создать серьезные предпосылки для коренного изменения ситуации в сфере противодействия масштабным проявлениям коррупции. Следует также помнить, что методы и инструменты антикоррупционной политики государства должны быть направлены не только на предотвращение и искоренение существующих
коррупционных процессов, но и на выявление и предотвращение потенциальных или вновь создаваемых форм и методов коррупционных проявлений [9, с. 114].
В связи со всеми этими аспектами, а также исследованными проблемами изучение данной области остается актуальным и на сегодняшний день. Сегодня необходимо провести немалую работу, по определению порядка направленному на более эффективную борьбу с коррупционными проявлениями в целом. Законодательные системы создают множество других нормативных актов, для использования и правильного понимания этого правового института.
Поэтому необходимо и дальше работать в направлении достижения сплоченной деятельности органов государственной власти по сотрудничеству в сфере борьбы с коррупцией.
1. Кошлев И.Н. Административно-правовой механизм противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации: дис. ... канд.юрид.наук. М., 2019. 191 с.
2. Нечевин Д.К. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в РФ: административно-правовые аспекты: монография., 2017. 144 с.
3. Коррупция-качественный портрет явления в количественном измерении. Везломцев В.Е., Везломцева С.Г. 2022 // Евразийский юридический журнал. № 9(172). С. 514-518.
4. Богатова Е.В., Стебенева Е.В. Антикоррупционная политика в современной России // Вестник Уральского юридического института МВД России, 2019, № 1, С. 70-72.
5. Коррупция: подходы к изучению и преодолению. Карапетян Р.В., Липатова Л.Н. / 2022 / Управление городом: теория и практика. № 3(45). С. 3-7.
6. Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: М.: Проспект, 2019. 224 с.
7. Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления: учебное пособие. М.: Проспект, 2018. 256 с.
8. «Бытовая» коррупция: специфика регионального восприятия. 2022. Евразийское пространство: экономика, право, общество. № 2. С. 49-53.
9. Восприятие масштабов распространения коррупции региональным сообществом. Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В., Полухин О.Н. Власть. № 6. С. 112-117.
1. Koshlev I.N. Administrativno-pravovoj mexanizm protivodejstviya korrupcii i obespecheniya sobstvennoj bezopasnosti organov vnutrennix del Rossijskoj Federacii: dis. ... kand.yurid.nauk. M., 2019. 191 s.
2. Nechevin D.K. Polnomochiya prokuratury' po protivodejstviyu korrupcii v RF: administrativno-pravovy'e aspekty': monografiya., 2017. 144 s.
3. Korrupciya-kachestvenny'j portret yavleniya v kolichestvennom izmerenii. Vezlomcev V.E., Vezlomceva S.G. 2022 / Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. № 9(172). S. 514-518.
4. Bogatova E.V., Stebeneva E.V. Antikorrupcionnaya politika v sovremennoj Rossii // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii, 2019, № 1, S. 70-72.
5. Korrupciya: podxody' k izucheniyu i preodoleniyu. Karapetyan R.V., Lipatova L.N. Upravlenie gorodom: teoriya i praktika. № 3(45). S. 3-7.
6. Organizacionno-pravovy'e mexanizmy' protivodejstviya korrupcii v sub''ektax Rossijskoj Federacii: M.: Prospekt, 2019. 224 s.
7. Konflikt kory'stny'x interesov na gosudarstvennoj i municipal'noj sluzhbe: priroda i sposoby' preodoleniya: uchebnoe posobie. M.: Prospekt, 2018. 256 s.
8. «By'tovaya» korrupciya: specifika regionaFnogo vospriyatiya. 2022. Evrazijskoe prostranstvo: ekonomika, pravo, obshhestvo. № 2. S. 49-53.
9. Vospriyatie masshtabov rasprostraneniya korrupcii regional'ny'm soobshhestvom. Zalivanskij B.V., Samoxvalova E.V., Poluxin O.N. Vlast'. № 6. S. 112-117.
Информация об авторе
Роман Владимирович Еремин. Преподаватель кафедры физической подготовки и спорта.
Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Россия, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.
Information about the author
Roman V. Erjomin. Teacher of the chair of Criminal Law, Criminology and Psychology. PhD in law.
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 302027, Russia, Orel, st. Ignatova 2.
Статья поступила в редакцию 09.01.2023; одобрена после рецензирования 07.04.2023; принята к публикации 05.05.2023.
The article was submitted January 9, 2023; approved after reviewing April 7, 2023; accepted to the writing of the article for publication May 5, 2023.