ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В РОССИИ
Нестерук Никита Олегович
студент Воркутинского филиала Университета Российской Академии
Образования, РФ, г. Воркута E-mail: vorkuta @urao. edu Непомнящая Наталья Григорьевна
заведующая кафедрой права Воркутинского филиала Университета Российской Академии Образования, РФ, г. Воркута
FIGHTING CORRUPTION IN RUSSIA
Nesteruk Nikita
student of the Vorkuta branch University of Russian Academy of Education, Russia
Vorkuta
Nepomnyashchaya Natalia
head of the Department of law of the Vorkuta branch University of Russian Academy
of Education, Russia Vorkuta
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается одна из самых актуальных проблем современности — коррупция. Проведен анализ мер, направленных на противодействие коррупции. Отмечено, что имеющиеся сегодня правовые средства противодействия коррупции эффективны, но не безупречны.
ABSTRACT
The paper discusses one of the most burning problems of the present — corruption. The analysis of measures aimed at combating corruption. Noted that the existing legal means of combating corruption are effective but not perfect.
Ключевые слова: государственный; закон; коррупция; преступление; противодействие.
Keywords: state; law; corruption; crime counteraction.
Термин коррупция произошел от латинского слова "corrumpere" — растлевать и латинского слова "corruptio" — подкуп, порча.
Мишин Г.К. считает, что латинский термин «corruptio» произошел от двух корневых слов cor (сердце, душа, дух, рассудок) и ruptum (портить, разрушать,
развращать). Таким образом, corruptio — это развращать и разрушать душу. Поэтому в данном случае речь идет не в подкупе и продажности публичных и иных служащих, а в дезинтеграции и разложении определенного объекта, в том числе государственной власти [7, с. 4].
Легальное определение термина коррупции закреплено в статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Согласно указанной статье коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также признаются вышеуказанные деяния от имени или в интересах юридического лица.
В интервью газете The Financial Times 25 марта 2008 г. Дмитрий Медведев, являясь Президентом РФ, пояснил, что необходимо составить план борьбы с коррупцией, который должен включать в себя минимум три раздела:
Первый — изменение законодательства в России в области уголовного права. Это не самое сложное. «Коррупцию невозможно задушить изменениями законов», — пояснил Дмитрий Медведев.
Второй — создание антикоррупционных стимулов, которые зависят от очень значительных параметров: от общего уровня жизни в стране, уровня заработной платы, от того насколько безусловно и жестко применяются законы в отношении тех, кто нарушает закон. Создание мотивации, когда преступнику становится понятно, что не следует это делать, так как это может разрушить всю его жизнь. Именно эта мотивация останавливает полицейских и государственных служащих других стран от того, чтобы совершать подобные действия.
Третий — изменение правосознания и мышления людей.
Таким образом, это законы, система стимулирования и общее улучшение экономического климата в стране, и формирование современного правосознания [6].
Принятый в 2008 году Федеральный закон «О противодействии коррупции» предусматривает основные принципы противодействия коррупции. К ним относятся:
1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2. законность;
3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Также в указанном Федеральном законе имеется такая мера противодействия коррупции как предоставление государственными служащими сведений о своих доходах и расходах. Здесь необходимо отметить, что данная мера должна основываться не только на предоставлении сведений, но и обязательной их проверке. Такую проверку уполномоченные органы государственной власти должны осуществлять с учетом дохода отчитывающегося лица, а также доходов членов его семьи. Кроме того, необходимо проверять лицо или организацию, которые продали имущество в собственность отчитывающемуся лицу на предмет соответствия цены проданного имущества рыночной стоимости.
Данная мера эффективна, но только с обязательным контролем и проверкой предоставляемых сведений со стороны уполномоченного органа государственной власти.
В Федеральном законе «О противодействии коррупции» также предусмотрена такая санкция, как увольнение (освобождение от должности) государственного служащего в связи с утратой доверия. Случаи утраты доверия четко предусмотрены в законе.
Преступления коррупционной направленности, а также санкции за их совершения перечислены в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. К таким преступлениям относятся: получение взятки — ст. 290 УК РФ; дача взятки — ст. 291 УК РФ; посредничество во взяточничестве — ст. 291.1 УК РФ.
Однако кроме данных статей Уголовного кодекса РФ, к преступлениям коррупционной направленности можно отнести и такие преступления как: мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения — ч. 3 ст. 159 УК РФ; присвоение или растрата — ст. 160 УК РФ; злоупотребление полномочиями — статья 201 УК РФ; коммерческий подкуп — ст. 204 УК РФ; злоупотребление должностными полномочиями — ст. 285 УК РФ; нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов — ст.ст. 285.1 и 285.2 УК РФ; превышение должностных полномочий — ст. 286 УК РФ; служебный подлог — ст. 292 УК РФ.
За совершение указанных преступлений назначаются различные наказания. Что касается преступлений указанных в ст.ст. 290—291.1 УК РФ, то за их совершение в 2011 году была введена новая санкция — назначение штрафов от пятнадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки в зависимости от совершения определенного преступления. Тут взяткополучателю и взяткодателю придется сто раз задуматься прежде, брать или давать взятку, так как, во-первых, вся карьера «псу под хвост», а во-вторых, придется выплатить государству кругленькую сумму.
Федеральным законом от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрена проверка нормативно-правовых актов на предмет выявления коррупциогенных факторов. Полномочия по проведению антикоррупционных экспертиз предоставлены прокуратуре Российской Федерации, органам юстиции и отдельным должностным лицам. В целом проведение антикоррупционной экспертизы направлено на исключение из нормативно-правовых актов положений, которые приводят к предоставлению государственному органу необоснованно широких полномочий, создающих условия для проявления коррупции.
Таким образом, антикоррупционная политика Российской Федерации направлена на профилактику, радикальное уменьшение проявления и искоренение коррупции во всех сферах жизни общества.
Однако эффективна ли данная политика?
Так в 2012 г., при общем снижении преступности на 6 процентов, было выявлено более 40 тысяч преступлений коррупционной направленности, причем около 8 тысяч из них пришлись на долю взяточников [1].
Согласно докладу Председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина за первое полугодие 2013 г. в суд было передано около пяти тысяч дел коррупционной направленности. Уголовному преследованию подвергнуто 484 лица особого правого статута. В их числе свыше 300 депутатов и выборных глав муниципальных образований, 11 депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, 1 судья, 9 прокурорских работников, 63 адвоката, 50 следователей различных ведомств [1].
В уходящем году по делам, связанным с коррупцией, было осуждено 3,5 тысячи человек, 59 тысяч должностных лиц привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. По данным прокуратуры, количество коррупционных преступлений, выявляемых в результате прокурорских проверок, в 2013 году выросло на 4 %. Размер причиненного ущерба превысил
10 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом показатель вырос в семь с лишним раз [8].
Говорит ли это о сокращении коррупции в России? Представляется, что нет. Здесь указаны факты, которые были выявлены, а сколько не выявлено?
Коррупция относится к латентным преступлениям. Сами граждане умалчивают о фактах коррупции, о том, что они сами давали взятку или у что них ее вымогали. Поэтому правоохранительным органам трудно бороться с коррупцией самостоятельно, здесь необходимо участие народа.
Необходимо и не забывать о таком качестве человека, как жадность. Ведь как говорится в пословице: «Сколько волка не корми, а ему все мало». С повышением заработной платы и пенсий повышаются цены на товары и услуги. Людям хочется попробовать многое и некоторых из них не устраивает, что придется копить средства на покупку определенной вещи.
По статистике, у 83 процентов осужденных за взятки — их размер составил до 50 тысяч рублей, а более 70 процентов осужденных за взятки вполне удовлетворены условным наказанием, штрафами или другими мерами, не связанными с лишением свободы. Можно ли так победить коррупцию?
Увеличение размера наказания за совершение преступлений коррупционной направленности, самих коррупционеров не пугает. Одни, занимая высокопоставленные должности, считают, что они не досягаемы для ока закона, другие берут взятки по принципу: «Почему всем можно, а мне нельзя?», а третьи надеются на русский «авось».
Поэтому государственные меры по противодействию коррупции эффективны, но не безупречны. Возможно только когда за совершение преступлений коррупционной направленности начнут карать смертью и граждане активнее начнут участвовать в противодействия коррупции, то тогда ситуация может измениться.
Противодействуя коррупции, хотелось бы предложить внести некоторые изменения в действующее уголовно-процессуальное законодательство. Так, ни для кого не секрет, что вначале февраля 2011 г. следователями Следственного
комитета России при оперативном сопровождении ФСБ России удалось пресечь деятельность сети подпольных казино, которая действовала на территории Московской области. После задержания владельца сети подпольных казино, следователям удалось выявить, что данную сеть казино «крышевали» высокопоставленные сотрудники Московской областной прокуратуры и сотрудники управления «К» — бюро специальных технических мероприятий МВД РФ. В средствах массовой информации данное дело окрестили «игорное дело» или «дело подмосковных прокуроров» [4].
Однако у следствия начались проблемы. Так, в отношении следователя, в производстве которого находится «игорное дело» и оперативников ФСБ России осуществляющих оперативное сопровождение Генеральной прокуратурой РФ проводилась доследственная проверка по статьям 286 и 302 УК РФ (превышение должностных полномочий и принуждение к даче показаний). Далее, многие фигуранты «игорного дела» вышли на свободу, обвинительные заключения в отношении высокопоставленных сотрудников Московской областной прокуратуры были направлены на доследование в связи с «выявленными нарушениями законодательства», а после представления высокопоставленного сотрудника Генеральной прокураты РФ, Судебная коллегия Верховного суда РФ признала незаконным арест фигурантов «игорного дела» — сотрудников управления «К» бюро специальных технических мероприятий МВД РФ. На это следователем, в производстве которого находится «игорное дело» были поданы жалобы на имя Председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева с просьбой возбудить надзорное производство на решения Судебной коллегии Верховного суда РФ по «игорному делу». Данные жалобы поддержал Председатель Следственного Комитета России Александр Бастрыкин. Однако в удовлетворении жалоб было отказано [3].
Поэтому необходимо предоставить право руководителю следственного органа по делам о преступлениях коррупционной направленности, в случае если прокурор неоднократно не утверждает обвинительное заключение и
возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия направить уголовное дело о преступлении коррупционной направленности в суд без утверждении прокурором обвинительного заключения, а судья, в срок предоставленным ему ст. 227 УПК РФ примет одно из двух решений: признает направление уголовного дела в суд без утверждения обвинительного заключения прокурором обоснованным, и назначить судебное заседание, либо возвратит уголовное дело руководителю следственного органа с указанием устранения выявленных нарушений законодательства и направления уголовного дела в общем порядке. Это ни в коей мере не будет приуменьшать роль прокуратуры в уголовном процессе, это лишь позволить быстрее предстать перед судом высокопоставленному государственному служащему, имеющему особый правовой статус. Ведь суд является последней инстанцией в уголовном процессе, и именно он решает, виновен ли человек или нет.
По мнению Савенкова А.Н., для эффективной работы, направленной на борьбу с коррупцией, должна быть создана структура, условно говоря, Главное управление, включающее в себя небольшое следственное подразделение СКР, максимум до 100 человек, представителей Росфинмониторинга, налоговой службы и лучших специалистов в области банковских компьютерных программ. Все прикомандированные специалисты могли бы работать под руководством заместителя Генпрокурора, которого следует наделить особым правовым статусом. У них должна быть мощная современная техническая база [5].
Следует согласиться с мнением, что в вопросе противодействия коррупции «начинать надо всегда сверху».
Президент Владимир Путин создал в своей администрации отдельное управление по противодействию коррупции [9].
Любая попытка правительства на государственном уровне бороться с коррупцией — уже благо. Главное, чтоб создаваемая структура работала и действительно приносила пользу.
Создание нового антикоррупционного управления — это определенный
шаг вперед в борьбе со всероссийским злом — коррупцией. Но начнется ли
реальная борьба с коррупцией в высших эшелонах власти и насколько
эффективна будет работа созданного управления, покажет время.
Список литературы:
1. Бастрыкин А.И. СК: с начала года в суд передано 5 тысяч дел о коррупции [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http : //newsl and .com/news/detail/id/1207466/ (дата обращения 13.12.2013).
2. Гаврилов Ю. Кривая роста // Российская газета. 28 сентября 2012 г. № 5897 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2012/09/27/korruptsia-site.html (дата обращения 13.12.2013).
3. Игорное дело: как у казино съехала прокурорская крыша [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://top.rbc.ru/story/610618.shtml (дата обращения 14.12.2013).
4. «Игорное дело» подмосковных прокуроров на грани полного развала [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kp.ru/daily/25961/2901322/ (дата обращения 14.12.2013).
5. Интервью Александра Савенкова. Взятка с занесением // Российская газета. 28 сентября 2012 г. № 5897 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2012/09/28/korrupciya.html (дата обращения 13.12.2013).
6. Интервью Д. Медведева газете The Financial Times, Великобритания. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.inosmi.ru/inrussia/20080325/240424.html (дата обращения 11.12.2013).
7. Мишин Г.К. Коррупция: понятие, сущность, меры ограничения. М., 1991. — 34 с.
8. Пономарев И. Россия: борьба с коррупцией идет, но не складывается [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tpp-inform.ru/security/4124.html (дата обращения 15.12.2013).
9. Указ Президента РФ от 03.12.2013 г. № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2013 (дата обращения 13.12.2013).
10. Уголовный кодекс Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2013 (дата обращения 11.12.2013).
11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2013 (дата обращения 11.12.2013).
12. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс», 2013 (дата обращения 11.12.2013).