Научная статья на тему 'Вопросы теории и практики коррупционной деятельности государственной власти: сельскохозяйственный аспект'

Вопросы теории и практики коррупционной деятельности государственной власти: сельскохозяйственный аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
коррупция / противодействие коррупции / антикоррупционное правосознание / государственный и муниципальный служащий / антикоррупционный мониторинг / борьба с коррупцией / антикоррупционная политика / corruption / anti-corruption / anticorruption sense of justice / state / and municipal employee / anticorruption monitoring / anti-corruption / anti-corruption policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакаляс Александра Сергеевна, Тепляшин Иван Владимирович

В статье рассматривается сущность и характерные черты коррупции, раскрывается содержательная характеристика коррупции. Показывается, какие последствия несет такое общественное явление как коррупция. Автором указывается, что противодействие коррупции является стратегической задачей российского государства. Исследуется понятие и особенности антикоррупционного механизма, анализируются нормативные основы антикоррупционного механизма на современном этапе развития нашего государства. Характеризуются меры, направленные на противодействию коррупции, которые в российском государстве реализованы. Обосновывается, что антикоррупционные меры, содержащиеся в различных нормативных актах, не носят комплексного характера. Выделяется ряд мер, направленных на противодействие коррупции в России. Делается вывод о том, что необходимо для эффективного противодействия коррупции. Предложены меры, направленные на совершенствование российской системы противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the essence and characteristic features of corruption, reveals a substantial characteristic of corruption. Shows what the implications of such a social phenomenon as corruption. The author States that anti-corruption is a strategic task of the Russian state. Explores the concept and characteristics of the anti-corruption mechanism, analyzes the regulatory framework of anti-corruption mechanism at the present stage of development of our state. Characterized by measures aimed at countering corruption, which the Russian state implemented. It is reasoned that anti-corruption measures contained in the various regulations, is not comprehensive. A number of measures aimed at combating corruption in Russia. It is concluded that it is necessary for the effective combating of corruption. The proposed measures aimed at improving the Russian system of counteraction of corruption.

Текст научной работы на тему «Вопросы теории и практики коррупционной деятельности государственной власти: сельскохозяйственный аспект»

В ходе следственных действий по делу, связанному с квартирной кражей, необходимо уделить пристальное внимание отражению в протоколе месторасположению обнаруженных предметов, которые могут быть приобщены к делу. Следует в мельчайших деталях описать место, где они хранились, и способ, которым они были обнаружены. К примеру, находились ли предметы, которые могут быть приобщены к делу о квартирной краже, на открытой поверхности или же они были спрятаны в тайнике, к которому был ограниченный доступ.

Список литературы:

[1] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2009 г. № 383-ФЗ) // СПС «Консультант Плюс».

[2] Белкин Р.С., Лифшиц Е.М. Тактика следственных действий. - М.: Новый юрист, 1997. - С. 81

[3] Филиппов АТ. Криминалистика. - М.: Юрлитформ, 2005. - С 308.

УДК 342.723

Б01 10.24411/2409-3203-2018-11603

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ КОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АСПЕКТ

Бакаляс Александра Сергеевна

магистрант 3 курса теории и истории государства и права ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ

Россия, г. Красноярск Тепляшин Иван Владимирович к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Россия, г. Красноярск

Аннотация: В статье рассматривается сущность и характерные черты коррупции, раскрывается содержательная характеристика коррупции. Показывается, какие последствия несет такое общественное явление как коррупция. Автором указывается, что противодействие коррупции является стратегической задачей российского государства. Исследуется понятие и особенности антикоррупционного механизма, анализируются нормативные основы антикоррупционного механизма на современном этапе развития нашего государства. Характеризуются меры, направленные на противодействию коррупции, которые в российском государстве реализованы. Обосновывается, что антикоррупционные меры, содержащиеся в различных нормативных актах, не носят комплексного характера. Выделяется ряд мер, направленных на противодействие коррупции в России. Делается вывод о том, что необходимо для эффективного противодействия коррупции. Предложены меры, направленные на совершенствование российской системы противодействия коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное правосознание, государственный и муниципальный служащий, антикоррупционный мониторинг, борьба с коррупцией, антикоррупционная политика.

Bakalyas Alexandra Sergeevna

Third year master student theory and history of state and law Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk Teplyashin Ivan Vladimirovich, Associate Professor, Head of the Department of Theory and History of State and Law of the

Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Krasnoyarsk

Abstract. The article considers the essence and characteristic features of corruption, reveals a substantial characteristic of corruption. Shows what the implications of such a social phenomenon as corruption. The author States that anti-corruption is a strategic task of the Russian state. Explores the concept and characteristics of the anti-corruption mechanism, analyzes the regulatory framework of anti-corruption mechanism at the present stage of development of our state. Characterized by measures aimed at countering corruption, which the Russian state implemented. It is reasoned that anti-corruption measures contained in the various regulations, is not comprehensive. A number of measures aimed at combating corruption in Russia. It is concluded that it is necessary for the effective combating of corruption. The proposed measures aimed at improving the Russian system of counteraction of corruption.

Key words: corruption, anti-corruption, anticorruption sense of justice, state, and municipal employee, anticorruption monitoring, anti-corruption, anti-corruption policy.

В современной российской действительности тема коррупции, без преувеличения, является одной из самых актуальных и часто обсуждаемых. Особого внимания заслуживает тот факт, что сегодня высшие органы государственной власти впервые за долгие десятилетия начали признавать тот факт, что коррупция в стране, во-первых, существует, а, во-вторых, достигла таких масштабов, что борьба с нею требует принятия активных мер на уровне законотворческой и исполнительской деятельности.

На сегодняшний день основными российскими законами, регламентирующими борьбу с коррупцией в нашей стране, являются Уголовный кодекс Российской Федерации

[1], Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»

[2] и «Национальная стратегия противодействия коррупции», утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 [6].

Согласно УК РФ, любое коррупционное действие - это преступление против государственной власти, которое, в зависимости от характера такого действия, может караться исправительными работами, лишением свободы, штрафом, лишением определённых прав. Тяжесть совершённого коррупционного правонарушения обусловливает тяжесть меры наказания: лишение свободы варьирует от 1 года до 2 лет, лишение свободы - до 15 лет, штраф - от 200 тысяч рублей до 5 миллионов рублей или в размере, кратном взятке (при этом размер штрафа может достигать 90-кратного размера), лишение права занимать государственные должности и/или должности, сопряжённые с определёнными видами деятельности - от 2 до 15 лет.

Что касается Федерального закона «О противодействии коррупции» и «Национальной стратегии противодействия коррупции», то в них особое внимание уделяется профилактическим мерам, в частности, просветительской деятельности среди

населения в целях формирования активной и, главное, конструктивной гражданской позиции, предполагающей деятельное противодействие коррупции, ведь люди, уверенные в том, что результативное общение с чиновниками возможно только через взятку, не просто не содействуют борьбе с коррупцией, а, напротив, усугубляют ситуацию.

Значительный вклад в дело борьбы с коррупцией внесло принятие федеральных законов № 44-ФЗ [4] и № 223-Ф3 [3], предельно точно регламентирующих размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Представленные законы установили приоритет открытых аукционов на электронных площадках перед запросами котировок. Это позволило сделать процедуры государственных и муниципальных закупок гораздо более прозрачными, чем были раньше, а также свести к минимуму риск подмены котировочных заявок поставщиков коррумпированными сотрудниками отделом госзакупок.

Помимо закона о госзакупках, по инициативе Президента РФ, была создана коалиция общественно-политических организаций «Общероссийский Народный Фронт», чья деятельность уже принесла много пользы. Представители Фронта системно отслеживают процессы и результаты государственных и муниципальных закупок, регулярно проверяют значительное количество государственных и муниципальных контрактов, финансовую отчётность об их исполнении, проводят экспертизы качества товаров и услуг, приобретаемых на бюджетные деньги для государственных и муниципальных нужд. На сегодняшний день усилиями рабочих групп ОНФ в бюджеты всех уровней возвращено более 236 миллиардов бюджетных средств, которые были освоены либо не по назначению, либо с нарушением действующего законодательства, либо с нарушением технических условий и спецификаций контрактов [8].

На протяжении последних пяти лет в России действует федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», который обязывает не только самих чиновников, но и членов их семей публично отчитываться о своём имуществе, доходах и расходах [5]. Это также повышает качество антикоррупционного законодательства и реализуемых мер. Последние изменения в законодательстве о государственной и муниципальной службе повлекли за собой активную деофшоризацию российской экономики за счёт введения для представителей государственной власти, местного самоуправления запретов на владение имуществом, в том числе банковскими счетами, за рубежом.

Общеизвестным является тот факт, что преступления коррупционной направленности относятся к категории экономических преступлений, а наиболее благоприятными для реализации коррупционных схем являются те сектора экономики, которые переживают либо стадию глубокого кризиса, либо стадию активного посткризисного роста. В этом смысле не является исключением и агропромышленный сектор экономики.

С начала 2000-х годов российское сельское хозяйство, пережившее тяжёлые для всей отечественной экономики 1990-е года, является одной из наиболее активно и успешно развивающихся отраслей российской экономики. Вопреки распространённым мифам, сельское хозяйство в стране не только выгодно и рентабельно, о чём можно судить по регулярному появлению на прилавках магазинов отечественной сельскохозяйственной продукции новых производителей и торговых марок, но и практически полностью обеспечивает продовольственную безопасность России, а также позволяет экспортировать значительные объёмы сельскохозпродукции за рубеж. По информации Министерства сельского хозяйства, по главным продуктам - зерну, картофелю, растительному маслу и сахару - Россия обеспечивает себя полностью. По мясу страна почти достигла безопасного уровня производства, прежде всего, за счёт мяса птицы. Некоторые проблемы остаются с молоком - наше производство закрывает 80 % потребностей, тогда как по плану нужно закрывать 90 % [11].

Как отмечают экономисты Минсельхоза, в полной мере компенсировать поставки зарубежного мяса удастся не ранее чем через семь лет. Столько же потребуется на обеспечение всех потребностей россиян в молоке. Немного лучше обстоят дела с плодоовощной продукцией - здесь нехватка будет в полной мере ликвидирована примерно через 5 лет.

После того как российское правительство в ответ на ограничительные меры западных стран ввело продовольственное эмбарго, в стране активно проходит кампания по импортозамещению. В этом контексте совершенно очевидным решением властей было увеличить помощь агропромышленному сектору РФ. Только в 2016 году государственная поддержка сельхозпроизводителей достигла практически 240 миллиардов рублей [11].

С целью ускорения развития аграрного сектора экономики, сельского хозяйства, российские власти подготовили перечень стимулирующих мер, с помощью которых происходит поддержка сельхозпроизводителей по всей России: субсидирование займов; компенсационные выплаты при строительстве объектов на фермах; субсидирование лизинга при покупке средств механизации; выдача помощи в виде грантов крестьянско-фермерским хозяйствам [11]. Но многие меры государственной поддержки отечественных сельхозпроизводителей реализуются при непосредственном участии должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, часть которых оказывается замешанной в коррупционных схемах.

К сожалению, в нашей стране статистика экономических преступлений до настоящего времени не дифференцируется по секторам экономики, поэтому говорить о наличии точных и максимально достоверных данных о состоянии коррупции в сельском хозяйстве было бы некорректным. Вместе с тем, сбор, обобщение и систематизация отдельных блоков статистической информации о состоянии экономической преступности в стране, публикуемых на правовом портале Генеральной прокуратуры РФ [12], Министерства внутренних дел РФ [10], Общероссийского народного фронта [8] и Счётной Палаты РФ [14], позволяет оперировать количественными данными, характеризующими коррупционную деятельность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в сельскохозяйственной сфере.

На рисунке 1 отображена динамика показателей зарегистрированных экономических преступлений в сфере сельского хозяйства за последние три года.

Данные рисунка 2 наглядно демонстрируют тот факт, что доля экономических преступлений, совершаемых в сельском хозяйстве, в общей численности зарегистрированных преступлений данной категории составляет в среднем 40 %.

47000 46000 45000 44000 43000 42000 41000 40000 39000 38000 37000

46772

¿3(15?

/

2014 год 2015 год 2016 год

Рис. 1. Динамика совершения экономических преступлений в сельском хозяйстве РФ за

2014-2016 гг.

■ Экономические преступления в сфере сельского хозяйства □ Экономические преступления в остальных сферах экономики

Рис. 2. Доля экономических преступлений, совершаемых в сфере сельского хозяйства, в общей численности экономических преступлений, регистрируемых в Российской Федерации

По данным специалистов в области выявления и расследования экономических преступлений в агропромышленном секторе экономики, основными видами коррупционных преступлений, совершаемых в сельскохозяйственной сфере должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, являются: получение взятки; злоупотребление служебным положением путём заключения договоров на закупку сельхозтехники без проведения тендеров с фирмами-посредниками; злоупотребление служебным положением путём превышения авансирования объемов заказов; занижение таможенных пошлин и злоупотребление служебным положением при поставке импортной сельскохозяйственной техники [9].

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что коррупционные преступления, совершаемые должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления в сельскохозяйственной сфере, всё чаще доходят до суда и вынесения обвинительного приговора [7]. Так, например, Следственным комитетом РФ по Рязанской области завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Геннадия Ноздрина, обвиняемого в совершении 4-х преступлений, предусмотренных ч. 2, п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ. Фигурант дела получил от руководителей трёх рязанских сельскохозяйственных предприятий взяток на общую сумму в 640 тысяч рублей за осуществление действий, адресованных на свободное предоставление этим предприятиям государственных субсидий. Объём уголовного дела составил 24 тома. Наложен арест на имущество обвиняемого на сумму свыше 4 миллионов рублей. Обвиняемый признал свою вину [13].

Подобных примеров в судебной практике с каждым годом становится всё больше, что позволяет сделать вывод о том, что меры по борьбе с коррупцией в сфере сельского хозяйства приносят определённые положительные результаты. При этом заметим, что борьба с преступлениями в данной сфере позволит повысить качество продовольственной безопасности, обеспечивающая население России экологически чистыми, полезными и безопасными для здоровья продуктами питания [15].

В итоге, учитывая тот факт, что из года в год доля экономических преступлений, совершаемых в сфере сельского хозяйства, в общей численности преступлений данной категории не снижается, можно говорить о необходимости усиления мер антикоррупционной политики в этом секторе экономики.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

5. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

6. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 г. № 460 «Об утверждении «Национальной стратегии противодействия коррупции»» // СПС «КонсультантПлюс». Версия ПРОФ.

7. Азарян А.Г. Борьба с коррупцией в агропромышленном комплексе / А.Г. Азарян // Направления повышения стратегической конкурентоспособности аграрного сектора экономики: материалы Международной научно-практической конференции; М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. А.А. Бурмистрова]. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. - С. 8-12.

8. Коалиция общественно-политических организаций «Общероссийский Народный Фронт». Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://onf.ru

9. Мельников К.Н. Особенности выявления и раскрытия преступлений в сфере агропромышленного комплекса / К.Н. Мельников // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - № 19. - С. 75-80.

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Официальный сайт. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: Ы^://мвд.рф

11. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mcx.ru

12. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://crimestat.ru/

13. Соловьёва Ю. Разработка предложений по обеспечению экономической безопасности сельского хозяйства России / Ю. Соловьёва, С.В. Харченко // Направления повышения стратегической конкурентоспособности аграрного сектора экономики: материалы Международной научно-практической конференции; М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; [отв. ред. А.А. Бурмистрова]. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. - С. 228-233.

14. Счётная палата Российской Федерации. Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru

15. Власов В.А. Государственная продовольственная политика современной России в области обеспечения продовольственной безопасности (политико-правовой анализ) // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2011. № 5. С.171-183.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.