110
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 4(50)
УДК 343.352.4
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
С.Н. Матросов, Д.В. Змиевский
Актуальность статьи обусловлена тем, что коррупция в системе государственного управления представляет социальную угрозу обществу. Именно поэтому в последние десятилетия в России пристальное внимание со стороны органов публичной власти уделяется профилактике и борьбе с проявлениями коррупции.
В статье рассмотрены вопросы противодействия коррупции в органах публичной власти. Авторами проанализирована система мер, направленная на предупреждение и профилактику коррупции в органах публичной власти. Указано основное направление деятельности органов публичной власти в противодействии коррупции - широкое привлечение общественности путем развития независимых неправительственных общественных объединений и средств массовой информации, развитие доступности и независимости судебной системы, а также широкого участия граждан и институтов гражданского общества.
Авторы приходят к заключению, что и в практическом, и в методологическом плане феномен коррупции и меры противодействия нуждаются в дальнейшем исследовании, поскольку коррупция затронула практически все структуры публичной власти. Решение проблемы коррупции в системе государственного управления повлияет на предупреждение и снижение преступности, улучшение работы государственного аппарата, связанного с распределением государственного бюджета и финансовых ресурсов, а также социально-экономической ситуации в стране в целом.
Ключевые слова: противодействие коррупции; органы публичной власти; профилактика и предупреждение коррупции; общественный и государственный контроль.
S.N. Matrosov, D.V. Zmievsky. COUNTERING CORRUPTION IN PUBLIC AUTHORITIES
The relevance of the article is due to the fact that corruption in the public administration system poses a social threat to society. That is why in recent decades in Russia close attention on the part of public authorities has been paid to the prevention and fight against manifestations of corruption.
The article deals with the issues of combating corruption in public authorities. The authors analyzed the system of measures aimed at the prevention and prevention of corruption in public authorities. The main direction of activity of public authorities in combating corruption is indicated - the wide involvement of the public through the development of independent non-governmental public associations and the media, the accessibility and independence of the judiciary, as well as the broad participation of citizens and civil society institutions.
The authors come to the conclusion that both in practical and methodological terms, the phenomenon of corruption and countermeasures need further research, since corruption has affected almost all public authorities. Solving the problem of corruption in the public administration system will affect the prevention and reduction of crime, improve the work of the state apparatus related to the distribution of the state budget and financial resources, and the socio-economic situation in the country as a whole.
Keywords: anti-corruption; public authorities; prevention and prevention of corruption; public and state control.
Проблема коррупции является серьезной угрозой безопасности личности, государства и общества. Коррупция разрушает нормальное функционирование многих институтов публичной власти, негативно отражается на работе правоохранительной и судебной системы.
В современных условиях проблемы, связанные с противодействием коррупции в органах публичной власти, выходят на новый уровень и становятся объектом пристального внимания ученых всех направлений. Поэтому перед
Российской Федерацией, как и перед другими странами, стоит задача по решению вопросов, связанных с набирающей обороты коррупцией в системе государственного управления.
Актуальность исследования заключается в том, что коррупция в системе государственного управления представляет социальную угрозу обществу. Противодействие коррупции - одно из важнейших направлений работы не только отдельного государства, но и всего мирового сообщества.
Решение проблемы коррупции в системе государственного управления повлияет на предупреждение и снижение преступности, улучшение работы государственного аппарата, связанного с распределением государственного бюджета и финансовых ресурсов, а также социально-экономической ситуации в стране в целом.
В нормативных правовых актах содержатся исходные начала борьбы с коррупцией, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, способы снижения и устранения последствий коррупционных правонарушений.
Так, в ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» описаны меры профилактики и противодействия коррупции:
- создание атмосферы неприятия коррупции в гражданском обществе;
- проверка правовых актов на коррупционность;
- принятие мер в правоприменительной практике для профилактики и предупреждения коррупции;
- представление достоверной информации гражданами, претендующими на замещение муниципальных и государственных должностей, а также рассмотрение информации, поступившей от граждан;
- определение требований для освобождения от занимаемой должности государственного и муниципального служащего или увольнения в связи с передачей ложных или неточных данных о личных доходах или доходах родственников первой категории;
- усиление роли общественного и государственного контроля по противодействию коррупции в органах публичной власти [2].
Государственные и муниципальные служащие обладают широкими властными полномочиями (возможность распоряжаться собственностью, бюджетными средствами, государственными заказами). Следовательно, они могут быть субъектами коррупционной деятельно с-ти, принимающими решения или действия, которые могут привести к проявлению коррупции.
В.Н. Андриянов отмечает, что виды коррупции в органах публичной власти разнообразны. Они могут проявляться в виде вознаграждения за получение выгодных контрактов; оплаты за якобы оказанные консультационные услуги; выплат непомерно высокого гонорара за публикации или лекции; служебного мошенничества и различных видов хищения; получения «комиссионных» за размещение государствен-
ных заказов; оказания государственному служащему разного рода услуг и других «знаков внимания»; оплаты поездки в заграничную командировку, на отдых или лечение за счет средств заинтересованного в решении вопроса партнера; скрытого вымогательства взяток, в частности незаконного вознаграждения за быстрое решение служебного вопроса, выдачу документов и др. [3].
В последнее время в России развернута полномасштабная антикоррупционная борьба на всех уровнях публичной власти, однако её результаты ещё далеки от желаний государства и общества.
Для предупреждения и предотвращения преступлений коррупционной направленности в органах публичной власти следует более тщательно осуществлять проверку за ежегодными сведениями имущественного характера, предоставляемыми государственными и муниципальными служащими. Крайне важна работа по выявлению и оценке эффективности антикоррупционной деятельности в органах публичной власти, которые наиболее подвержены преступлениям коррупционного характера. Также необходимо активизировать работу правоохранительных органов по предупреждению преступлений коррупционной направленности при реализации проектов социально-экономического характера, поднимать престиж службы в органах публичной власти. Следует разработать комплекс мер по предупреждению коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [1], а также проводить работу по выявлению личной заинтересованности служащих при осуществлении закупок. Потребность в обязательной отчетности государственных и муниципальных служащих должна стать неотъемлемой частью антикоррупционной политики государства.
В освещении коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами, большую роль должны играть средства массовой информации. Институтам гражданского общества необходимо принимать участие в процессе мониторинга деятельности органов публичной власти на предмет коррупции.
Зачастую при предоставлении сведений налоговой декларации нарушения допускаются вследствие халатности самих служащих. Так, к примеру, не отражаются старые банковские счета после погашения кредитов или выплат за покупки в рассрочку (эти счета не закрываются автоматически, их нужно закрывать, обратившись с заявлением в банк), даже если этими счетами не пользовались; неверно указывается
112
вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4(50)
площадь объекта недвижимости (например, в свидетельствах о праве собственности указана одна площадь, а в Росреестре - другая, без учета балкона), а также доходы по выплатам Фонда социального страхования за больничные листы (ее нужно указывать до вычета налога на доходы физических лиц) и т. д.
Для недопущения таких правонарушений необходимо разработать комплекс мероприятий по повышению качества предоставления обязательных сведений государственными и муниципальными служащими. При этом важно проводить семинары и обучающие занятия для государственных и муниципальных служащих с участием представителей правоохранительных органов.
На сегодняшний день главной задачей российской антикоррупционной политики является не только неотвратимость наказания, но и профилактика и предупреждение коррупционных преступлений. Контроль публичной власти над финансовыми ресурсами открывает дополнительный прибыльный источник коррупционной деятельности государственных и муниципальных служащих в форме взятки и путем вымогательства. Одной из проблем остается отсутствие у служащих страха наказания за участие в коррупционных схемах, хотя законодательство предусматривает довольно строгие меры ответственности.
Опыт борьбы Китая с коррупцией показывает, что даже высшие меры наказания не могут в полной мере исключить зарождение коррупционных преступлений [5].
В случае выявления коррупционного преступления мерой наказания должно быть не только лишение свободы коррупционера, а лишение такого лица и его близких родственников некоторых имущественных прав, т. е. конфискация всего имущества, добытого преступным путем (включая то имущество, что было приобретено ранее на законно заработанные деньги), лишение материальных и иных благ, права занимать должности государственной и муниципальной службы, а также права выезда за границу.
Важное значение в борьбе с коррупцией имеет доверие общества государству. Первостепенная роль в вопросах профилактики и противодействия коррупции в Российской Федерации принадлежит Президенту Российской Федерации. Такое его положение связано с тем, что Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, которые входят в единую систему публичной власти [4].
В настоящий момент граждане России верят, что руководство страны борется как с коррупцией в системе публичной власти, так и с коррупцией в целом как с масштабным негативным явлением. Это говорит о том, что есть часть общества, которая готова наравне с государством противодействовать коррупции, и очень важно начинать ее искоренение с незначительных коррупционных преступлений.
Основной проблемой, которая не позволяет эффективно бороться с проявлениями коррупции, является то, что законодательство Российской Федерации включает в себя широкий перечень лиц, обладающих правовым иммунитетом, что не позволяет в полной мере контролировать законность их действий и усложняет привлечение их к юридической ответственности. Подобное расширение правовых иммунитетов в государстве негативно влияет на создание открытого гражданского общества и нарушает равенство граждан перед законом.
Основное направление деятельности органов публичной власти в противодействии коррупции состоит в том, чтобы шире привлекать общественность, применяя при этом такие формы, как развитие независимых неправительственных общественных объединений и средств массовой информации, доступность и независимость судебной системы, а также широкое участие граждан и институтов гражданского общества.
Дальнейшее исследование специфических условий, причин коррупции и установление факторов коррупционного риска способствуют созданию нормативно-правовой базы и определению конкретных методов воздействия на коррупционные проявления в органах власти.
Таким образом, теоретический анализ специальной литературы, ряда научных работ на тему противодействия коррупции в органах публичной власти показывает, что в практическом и методологическом плане феномен коррупции и меры противодействия нуждаются в дальнейшем исследовании, поскольку коррупция затронула практически все структуры публичной власти. Распространение коррупции настолько широко, что угрожает стабильному развитию страны и ставит под сомнение успех социально-экономических реформ.
Список литературы
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в ред. от 05.12.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 14, ст. 1652.
2. О противодействии коррупции: фе-дер. закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (в ред. от 07.10.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. 1), ст. 6228.
3. Андриянов В.Н. Некоторые современные проблемы противодействия коррупции в органах государственной власти // Всероссийский криминологический журнал. 2013. № 4. С. 58-64.
4. Демидов М.В. Государственные органы и органы местного самоуправления в системе публичной власти // Государственная и муниципальная власть в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития: сб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 декабря 2020 г.). Чебоксары: ЧКИ РУК, 2021. С. 77-82.
5. Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В. Китайский опыт борьбы с коррупцией: состояние и тенденции // Международное публичное и частное право. 2016.№ 4. С. 40-42.
References
1. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov. rabot. uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipalnykh nuzhd [On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs]: feder. zakon ot 05.04.2013
№ 44-FZ (v red. ot 05.12.2022) // Sobr. zakonodatel-stva Ros. Federatsii. 2013. № 14, st. 1652.
2. O protivodeystvii korruptsii [On combating corruption]: feder. zakon ot 25.12.2008 № 273-FZ (v red. ot 07.10.2022) // Sobr. zakonodatelstva Ros. Federatsii. 2008. № 52 (ch. 1), st. 6228.
3. Andriyanov V.N. Nekotoryye sovremennyye problemy protivodeystviya korruptsii v organakh gosudarstvennoy vlasti [Some modern problems of combating corruption in public authorities] // Vse-rossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 2013. № 4. S.58-64.
4. Demidov M.V. Gosudarstvennyye organy i organy mestnogo samoupravleniya v sisteme publi-chnoy vlasti [State bodies and local self-government bodies in the system of public authority] // Gosu-darstvennaya i munitsipalnaya vlast v Rossiyskoy Federatsii: sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya: sb. materialov III Vseros. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 11 dekabrya 2020 g.). Cheboksary: ChKI RUK, 2021. S. 77-82.
5. SukharenkoA.N., Truntsevskiy Yu.V. Kitayskiy opyt borby s korruptsiyey: sostoyaniye i tendentsii [Chinese experience in the fight against corruption: state and trends] // Mezhdunarodnoye publichnoye i chastnoye pravo. 2016. № 4. S. 40-42.
МАТРОСОВ Сергей Николаевич - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: s.n.matrosov@ruc.su.
ЗМИЕВСКИЙ Дмитрий Валерьевич - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой адвокатуры. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Россия. Чебоксары E-mail: zmievsky@yandex. ru.
MATROSOV, Sergey Nikolaevich - Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: s.n.matrosov@ruc.su.
ZMIEVSKY, Dmitry Valerievich - Candidate of Law, Associate Professor, Head of the Department of Advocacy. Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. Russia. Cheboksary E-mail: zmi-evsky@yandex.ru.