УДК 328.185 ББК 323
Парфиненко Игорь Петрович Parfinenko Igor Petrovich
доцент кафедры правового обеспечения национальной безопасности Байкальского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
Associate Professor, the Department of Legal Support of National Security, Baikal State University, PhD in Law, Associate Professor. E-mail: [email protected]
КОРРУПЦИЯ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК УГРОЗА ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Corruption in public authorities as a threat to the national security
В статье проанализирован зарубежный опыт борьбы с коррупцией, приоритетные технологии противодействия коррупции в современной России, на основании чего сформированы предложения, задача которых направлена на предупреждение и пресечение коррупции в органах государственной власти. Способы повышения результативности противодействия коррупции представляются авторами, как в решении социальных проблем в обществе, так и в законодательном закреплении дополнительных мер, ставших эффективными в мировой практике.
Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, противодействие коррупции, угроза национальной безопасности, органы государственной власти.
Одним из важных направлений деятельности всех государств, начиная с древности, остается борьба с коррупцией. В современном обществе коррупция рассматривается как одна из глобальных проблем нашей страны, создающая препятствие эффективному развитию общества и государства в целом. Актуальной проблемой для развития современного государства становится разработка системы юридических средств, предназначенных для борьбы с коррупцией. Какие бы усилия не принимало современное государство, коррупция будет содержать в себе реальную угрозу национальной безопасности. Безопасности общества, а также стабильному развитию государства она наносит ущерб, последствия которого приводят к нарушениям в процессах повышения уровня жизни населения, а также в способности политической системы эффективно адаптироваться к новым образцам поведения в данной сфере на международном уровне.
The article analyzes the foreign experience of combating corruption, priority technologies for combating corruption in the modern Russia, on the basis of which there are proposals, the task of which is aimed at preventing and suppressing corruption in public authorities. Ways to improve the effectiveness of combating corruption are presented by the authors, both in solving social problems of the public and in the legislative consolidation of additional measures that have become effective in the world practice.
Keywords: corruption, anti-corruption, fight against corruption, threat to the national security, elected government bodies.
Именно поэтому мировое сообщество рассматривает подготовку противодействия данной угрозе главным показателем склонности государства ценностям, связанным с современной демократией и его цивилизованности.
Термин коррупция, дошедший до нас, берет свое начало еще в ХУ-ХУ1 вв. Макиавелли тогда ставил коррупцию наравне с чахоткой. Вебер, являясь классиком немецкой социологии, подтверждал, что основой любого государства является заложенное в нем господство чиновников, вследствие чего предупреждал о возможности перерастания бюрократии в так называемую неконтролируемую «тайную» организацию, использование которой будет осуществляться в личных целях.
Коррупция входит в категорию самых часто встречающихся явлений нынешней политической действительности, при этом нося эпохальные корни. Затрагивание коррупции в системе государственной службы впервые было
отражено в архивах Древнего Вавилона. Царем Лагашей было произведено реформирование государственного управления, преследовавшего своей целью прерывание преступного использования своих прав чиновниками и судьями, а также понижение вымогательства вознаграждений, носящих незаконный характер, у персонала храма со стороны царской администрации [1, с. 94]. Известные законы Хаммурапи также отражают существование коррупции чиновников того времени. Наряду с этим, отсталость политических отношений, связанных с исполнением властных полномочий, надлежащим образом влияла и на выражение коррупции. На прогресс в данных обществах значительного влияния коррупцией оказано не было, так как она носила эпизодический характер. Наиболее масштабное проникновение, вместе с одним из первых определений, коррупция приобрела в Древней Греции. Именно тогда вместе с формированием процедур строительства государства активно обнаруживались негативные процессы, взаимосвязанные с коррумпированностью органов власти.
В наше время документами, в которых определяется концепция осуществления задач органов государственной власти, являются: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3, Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы» [5, с. 108]. Направленность противодействию коррупции является одной из составных угроз государственной и общественной безопасности, входящих в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации [9]. Борьба с коррупцией рассмотрена законодателем как одно из важных политических направлений государства в сфере обеспечения национальной безопасности страны на долгую перспективу. Коррупция также относится к числу главных угроз экономической сферы [2].
Одним из критических вызовов развитию человечества является коррупция. Суверенитет, а также безопасность государства подвержены ею риску, традиции человеческой культуры переживают подрыв, нарушается обычное развитие всех областей жизни людей
[6, с. 5-7.], подрывая веру в возможность народа управлять государством, уничтожаются любые инициативы власти.
Невзирая на принимаемые меры, коррупция затрудняет функционирование всех механизмов общества и является препятствием для проведения социальных преобразований национальной экономики, вызывая серьезную тревогу государственных институтов у российского общества. Имидж России на международной арене медленно возрастает, так, согласно статистике, опубликованной международным антикоррупционным движением Transparency International, в 2020 г. Россия заняла 129 место из 180, с результатом индекса равном 30, который на несколько баллов больше, чем в 2018 и 2019 гг.
Как пример успешного противодействия коррупции, мы можем привести Гонконг, набравший в 2020 году 77 баллов, индекс здесь ранжирует государства по шкале от 0 (самый высокий уровень коррупции) до 100 (самый низкий уровень коррупции).
На протяжении долгих столетий, вплоть до 1974 года в Гонконге взяточничество считалось своего рода традицией и охватывало 94 % всего государства. Так, в государстве было реализовано три меры, которые положили начало эффективного противодействия коррупции и ее сведения до минимума, а именно:
- отмена презумпции невиновности для чиновников;
- создание Независимой комиссии по борьбе с коррупцией;
- контроль указанной выше комиссии общественными организациями.
Коррупция не является национальной особенностью, присущей именно России. Стран свободных от нее не существует, но уровень и масштабы в разных странах отличаются [4, с. 2].
Проанализировав зарубежный опыт борьбы с коррупцией, можно выделить несколько стран, в которых меры противодействия коррупции являются наиболее эффективными. Такими странами являются Китай, Сингапур, Республика Корея, Япония, Германия, Финляндия, Франция. Рассмотрим опыт некоторых стран более подробно.
Финляндия является одним из государств с высоким антикоррупционным рейтингом, такой опыт заслуживает внимания других
государств. Такому уровню в органах государственной власти и управления Финляндии способствует наличие гражданских институтов с большим уровнем развития, а также сведение вмешательства государства в экономику до минимума, нахождение в доступности большого количества подзаконных актов, защита лиц, оказавших помощь в противодействии коррупции, отсутствие кастовости и высокий уровень заработной платы государственных служащих. В стране прерывание коррупции находит свое отражение в «Программе по борьбе с преступлениями в экономической сфере» 1996 г., каких-либо еще проектов и правоохранительных служб для противодействия коррупции страна не имеет. Должностное взяточничество в Финляндии является одним из главных видов коррупции. Законодатель рассматривает этот вид как противозаконную сделку между представителями органов власти с лицом, имеющим интерес в конкретном их поведении.
Японский навык противодействия коррупции указывает, что отсутствие в государстве общего нормализованного акта не может стать причиной решения данной проблемы. Законодатель Японии придает важную ценность табу, направленного на граждан, занимающих политические, государственные и муниципальные должности. Одним из важнейших антикоррупционных направлений в Японии, ровно как и в большинстве других стран, выделяется профессиональная политика. Большая часть внимания уделена Законом Японии
«Об этике государственных служащих» нравственному поведению государственных служащих. Также в стране имеются правила этики государственных служащих, в которых законодателем дается понятие заинтересованных лиц, перечислены действия, нарушающих этику, благодаря чему интерпретация норм в произвольной форме исключена.
Японская политика по противодействию коррупции подразумевает перестройку субсидирования политических партий и избирательных кампаний, содействие влияния государственных служб, гарантирование гражданских свобод [10, с. 30-38].
Анализируя практику Российской Федерации, можно прийти к выводу, что антикоррупционная ситуация в целом улучшается. За последние годы Россия добилась заметных успехов в части предупреждения коррупции. По данным ГИАЦ МВД России (форма 1 - Корр), наблюдается линейное сокращение количества коррупционных преступлений. Если в 2014 г. их объем превышал 41 тыс., то в 2017 г. он сократился на 18 % на фоне снижения числа отказов в возбуждении уголовных дел [3, с. 635].
Следственным комитетом РФ была опубликована статистика коррупционных преступлений за 2020 год [12]. Так, исходя из предоставленных данных, следует, что в указанном году в суды было направлено 15 217 уголовных дел коррупционной направленности, что на 4 % больше, чем в предыдущем году.
Согласно «Отчетам о результатах рассмотрения уголовных дел по отдельным статьям
Рис. Лица, занимающие государственную должность РФ, а также государственную должность субъекта РФ, обвиняемые в преступлениях коррупционной направленности
Уголовного кодекса Российской Федерации по вступившим в законную силу приговорам и другим судебным постановлениям, в том числе по преступлениям коррупционной направленности» с 2017-2020 гг., предоставленным Судебным Департаментом при ВС РФ, количество обвиняемых лиц, занимающих государственную должность Российской Федерации, а также государственную должность субъекта Российской Федерации увеличилось за последние годы, чему свидетельствует представленный график (см. рис.).
Хотелось бы обратить внимание на перечень громких арестов государственных чиновников и депутатов, по данным Следственного Комитета Российской Федерации, а также Русской службы Би-би-си за 2004-2020 год [11].
1. Алексей Улюкаев являлся министром экономического развития в период с 2013-2016 гг. В 2016 г. был приговоренный к восьми годам лишения свободы за получение взятки в размере $2 млн от главы «Роснефти» Игоря Сечина.
2. Евгений Адамов являлся министром Российской Федерации по атомной энергии (1998-2001 гг.), членом Совета Безопасности Российской Федерации (1998-2000 гг.), а так же Советником Председателя Правительства (2002-2004 гг.). В 2005 году он был арестован в Берне по запросу из США, где его обвиняли в присвоении 9 миллионов долларов, предоставленных России Министерством энергетики США в качестве помощи для улучшения безопасности на ядерных объектах, позже был экстрадирован в Россию, где
Литература
1. Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977.
2. Борьба с коррупцией - главное условие национальной безопасности. URL: http:// pravo.gov.ru/artides/borba-s-korruptsiey.
3. Бытовая коррупция в России: основные криминологические параметры / С.В. Иванцов [и др.] // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 5.
4. Левченко И.В. Историко-правовые аспекты борьбы с коррупцией в российском государстве в начале ХУШ века // Обеспечение национальной безопасности Росси в современном мире: материалы Международной научно-практической конференции, г. Иркутск, 2627 мая 2016 г. Иркутск, 2016.
его обвинили в мошенничестве и превышении полномочий.
3. Вячеслав Дудка являлся губернатором Тульской области с 2005- 2011 гг. В 2011 г. был освобожден от должности, а спустя месяц помещен под домашний арест по подозрению в получении взятки от компании «ГРИНН» за предоставление в долгосрочную аренду земельного участка для строительства гипермаркета.
И этот список можно продолжить.
Таким образом, для снижения уровня коррупции, как угрозы национальной безопасности, в стране требуется совершенствование законодательства и закреплении дополнительных мер по противодействию коррупции, а именно:
1. Создание независимой комиссии по борьбе с коррупцией, а также возможность осуществления контроля за ее деятельностью общественными организациями.
2. Проведение информативных бесед о вреде коррупции, а также по недопущению поведения, которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку либо как требование ее и наказаниях, последующих за действия данного характера.
3. Осуществление контроля за выполнением указанных выше бесед для государственных и гражданских служащих.
4. Составление единых общедоступных сведений о доходах и расходах государственных служащих, а также их супругов.
5. Совершенствование законодательства, в том числе регионального.
Bibliography
1. The Great Soviet Encyclopedia. Vol. 27. Moscow, 1977.
2. The fight against corruption - the main condition of national
security. URL: http://pravo.gov.ru/articles/ borba-s-korruptsiey.
3. Household corruption in Russia: basic criminological parameters / S.V. Ivantsov [et al.] // All-Russian Criminological Journal. 2018. Vol. 12. № 5.
4. Levchenko I.V. Historical and legal aspects of the fight against corruption in the Russian state at the beginning of the XVIII century // Ensuring national security of Russia in the modern world: materials of the International Scientific and Practical Conference, Irkutsk, May 26-27, 2016. Irkutsk, 2016.
5. Лепа Т.П. Предупреждение коррупции в органах исполнительной власти в современных условиях: учебное пособие. Иркутск, 2018.
6. Нарышкин С.Е. Международное сообщество в борьбе с коррупцией // Журнал Российского права. 2012. № 7.
7. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3: редакция от 26. 07. 2019: принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года: одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года. СПС «КонсультантПлюс».
8. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы: Указ Президента РФ от 29 июля 2018 года № 378. ЭПС «Система Гарант».
9. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683. СПС «Консуль-тантПлюс».
10. Противодействие коррупции в Российской Федерации: проблемы, приоритеты, технологии / Под ред. А. П. Кошкина. Вып. 3. М., 2015.
11. Сведения о самых громких арестах государственных чиновников, мэров и депутатов в период с 2004-2019 год. URL: https://www. bbc.com/russian/russia/2015/03/150304.
12. Статистика коррупционных преступлений за 2020 год. URL: https://sledcom.ru.
5. Lepa T.P. Prevention of corruption in executive authorities in modern conditions: training manual. Irkutsk, 2018.
6. Naryshkin S.E. International community in the fight against corruption // Journal of Russian Law. 2012. № 7.
7. On Combating Corruption: Federal Law № 273-FZ of25.12.2008: Revision of26. 07. 2019: adopted by the State Duma on December 19, 2008: approved by the Federation Council on December 22, 2008. LRS «ConsultantPlus».
8. On the National Anti-Corruption Plan for 2018-2020: Decree of the President of the Russian Federation of July 29, 2018 № 378. ERS «System Garant».
9. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 31, 2015 № 683. LRS «ConsultantPlus».
10. Anti-corruption in the Russian Federation: problems, priorities, technologies / Ed. by A.P. Ko-shkin. Issue 3. Moscow, 2015.
11. Information about the most high-profile arrests of state officials, mayors and deputies in the period from 2004-2019. URL: https://www. bbc.com/russian/russia/2015/03/150304.
12. Statistics of corruption crimes for 2020. URL: https://sledcom.ru.