Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КАРТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КАРТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРТЕЛЬ / ЦИФРОВОЙ КАРТЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / АНТИКОНКУРЕНТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басынина Е.К., Яковлева Д.А.

Картели являются одним из наиболее серьезных нарушений антимонопольного законодательства во всем мире. Эпоха цифровой экономики создала возможность для заключения и реализации картелей на новом технологическом уровне, к чему антимонопольные органы на настоящий момент еще не готовы. В данной работе анализируются теоретические и практические аспекты обозначенной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING CARTELS IN THE DIGITAL ECONOMY

Cartels are one of the most serious violations of antitrust laws worldwide. The era of the digital economy has created an opportunity for the conclusion and implementation of cartels at a new technological level, which the Antimonopoly authorities are not yet ready for. This article analyzes the theoretical and practical aspects of this problem.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КАРТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 349

Басынина Е.К. студент ВСФ ФГБОУВО «РГУП» г. Иркутск Яковлева Д.А. студент ВСФ ФГБОУВО «РГУП» г. Иркутск

научный руководитель: Власова Е.Л., к.п.н.

доцент

ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск Российская Федерация, г. Иркутск

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КАРТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ

ЭКОНОМИКИ

Аннотация: Картели являются одним из наиболее серьезных нарушений антимонопольного законодательства во всем мире. Эпоха цифровой экономики создала возможность для заключения и реализации картелей на новом технологическом уровне, к чему антимонопольные органы на настоящий момент еще не готовы. В данной работе анализируются теоретические и практические аспекты обозначенной проблемы.

Ключевые слова: картель, цифровой картель, цифровая экономика, антиконкурентные соглашения.

Basinina E.K. student

ESB FSBEIHE RSUJ Irkutsk Yakovleva D.A. student

ESB FSBEIHE RSUJ Irkutsk

Scientific adviser: Vlasova E.L., candidate of Pedagogic Sciences

associate professor ESB FSBEIHE RSUJ, Irkutsk Russian Federation, Irkutsk

COUNTERING CARTELS IN THE DIGITAL ECONOMY

Abstract: Cartels are one of the most serious violations of antitrust laws worldwide. The era of the digital economy has created an opportunity for the conclusion and implementation of cartels at a new technological level, which the Antimonopoly authorities are not yet ready for. This article analyzes the theoretical and practical aspects of this problem.

Keywords: cartel, digital cartel, digital economy, anti-competitive agreements.

В современных условиях глобализации экономических процессов и набирающей обороты цифровизации картели зачастую утрачивают локальный характер, становятся международными, при этом все чаще антимонопольные органы сталкиваются с использованием цифровых технологий при создании и деятельности картелей.

Цифровизация экономики неизбежно приводит к противостоянию технологий. Все больше нарушений, направленных на получение антиконкурентных преимуществ, осуществляется при помощи программного обеспечения. Одним из наиболее масштабных и распространенных видов подобных нарушений является картель. [3]

В России, как и в большинстве развитых рыночных экономик, картель - серьезное правонарушение. Отдельные юрисдикции квалифицируют картель как особую форму мошенничества. Это неудивительно, поскольку антиконкурентные соглашения приводят к росту цен на рынках товаров, поддержанию цен на торгах, устранению конкурентов - «вытягиванию» прибыли из потребителей и «закрытию» новых рынков для предпринимателей, готовых предложить низкую цену.

Новое воплощение картельного сговора - цифровой картель - несет угрозу государству, так как в России ежегодный объем государственных закупок достигает 30 % ВВП. Подобного рода сговоры зачастую возникают на рынках товаров, спрос на которые не зависит от цены, - это товары первой необходимости, лекарства и медицинское оборудование. Цифровые картели реализуются при помощи аукционных роботов - специального программного обеспечения, которое интегрируется в интерфейс электронной торговой площадки или существует без привязки к ней. [1]

С одной стороны, их поведение на рынке имеет негативные последствия. Так, картели снижают уровень конкуренции на отраслевом рынке, нарушают принципы свободного предпринимательства, приводят к сокращению объема выпуска и росту цен, имеют меньше стимулов к инновациям для снижения издержек производства. Тем самым картели уменьшают потребительский излишек и увеличивают потери общественного благосостояния.

С другой стороны, сильные картели в национальной экономике, особенно в экспортных отраслях, являются своего рода локомотивами

производства, способствуя созданию новых рабочих мест и, в конечном счете, росту благосостояния.

К позитивным последствиям картельных сговоров относятся снижение рисков деятельности компаний, участвующих в соглашении, защита участников от внешних и внутренних угроз, повышение эффективности за счет сокращения затрат на рекламу и издержек конкуренции. Поэтому отношение государства к картельным сговорам двойственное.

Так, управление по борьбе с картелями, созданное в ФАС России, отмечает, что общественная опасность картелей состоит в ограничении конкуренции путем заключения тайных незаконных соглашений между конкурентами, направленных на ущемление интересов потребителей и извлечение несправедливых сверхприбылей.

В этих условиях необходимо создание эффективных национальных и наднациональных систем борьбы с картелями, отвечающих вызовам современности, важное место в которой занимает международное сотрудничество антимонопольных органов.

С развитием цифровизации новые технологии все активнее внедряются во все сферы экономической и социальной жизни, в том числе в сферу государственных закупок.

ФАС России был подготовлен документ в рамках реализации межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы.[2][4]

Выполнение мероприятий программы позволит обеспечить исполнение указов Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" и от 21декабря 2017г. № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в части противодействия картелям, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, надлежащий уровень профилактики ограничивающих конкуренцию соглашений, экономию бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поступление в бюджет сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, привлечение виновных к административной и уголовной ответственности, а также возмещение ущерба, причиненного картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями.

Рекомендации посвящены наиболее распространенным видам цифровых доказательств антиконкурентных соглашений, складывающейся на сегодняшний день практике выявления «цифровых» картелей, в которых правонарушители в целях реализации соглашений используют различные программные продукты, квалификации таких действий, а также содержат

статические данные Федеральной антимонопольной службы по соответствующей категории дел.

Цифровые технологии интенсивно проникают во все сферы нашей жизни. Этим обусловлена необходимость правового регулирования отношений, связанных с недобросовестным, а порой, преступным использованием достижений четвертой промышленной революции, в том числе, участниками антиконкурентных соглашений. Мы продолжаем планомерно обобщать имеющуюся практику по использованию различных алгоритмов, роботов и иных программ для реализации антиконкурентных соглашений, и вырабатываем подходы к анализу и оценке таких действий. Методические рекомендации - еще один шаг на этом пути.

Резюмируя, можем сделать вывод о том, что многие компании, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке, используют новейшие инструменты цифровой экономики. Новые виды антиконкурентных соглашений, заключенные без участия людей, стали современной реальностью. В то же время использование этих инструментов - алгоритмов - создает только новые формы ограничительной практики, при этом суть антимонопольных нарушений и их последствия для экономики и потребителей остаются неизменными.

Использованные источники:

1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 -ФЗ (последняя редакция) [Режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

2. Приказ ФАС от 9 ноября 2017 года N 1485/17 "Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы" [Режим доступа: СПС КонсультантПлюс]

3. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху / А. Цариковский, Н. Галимханова, А. Тенишев, М. Хамуков, А. Иванов, Е. Войниканис, Е. Семенова. - М.: Высшая Школа Экономики, 2018. - 312с

4. Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/ (дата обращения 2.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.