УДК 349
Басынина Е.К. студент ВСФ ФГБОУВО «РГУП» г. Иркутск Яковлева Д.А. студент ВСФ ФГБОУВО «РГУП» г. Иркутск
научный руководитель: Власова Е.Л., к.п.н.
доцент
ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск Российская Федерация, г. Иркутск
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КАРТЕЛЯМ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Аннотация: Картели являются одним из наиболее серьезных нарушений антимонопольного законодательства во всем мире. Эпоха цифровой экономики создала возможность для заключения и реализации картелей на новом технологическом уровне, к чему антимонопольные органы на настоящий момент еще не готовы. В данной работе анализируются теоретические и практические аспекты обозначенной проблемы.
Ключевые слова: картель, цифровой картель, цифровая экономика, антиконкурентные соглашения.
Basinina E.K. student
ESB FSBEIHE RSUJ Irkutsk Yakovleva D.A. student
ESB FSBEIHE RSUJ Irkutsk
Scientific adviser: Vlasova E.L., candidate of Pedagogic Sciences
associate professor ESB FSBEIHE RSUJ, Irkutsk Russian Federation, Irkutsk
COUNTERING CARTELS IN THE DIGITAL ECONOMY
Abstract: Cartels are one of the most serious violations of antitrust laws worldwide. The era of the digital economy has created an opportunity for the conclusion and implementation of cartels at a new technological level, which the Antimonopoly authorities are not yet ready for. This article analyzes the theoretical and practical aspects of this problem.
Keywords: cartel, digital cartel, digital economy, anti-competitive agreements.
В современных условиях глобализации экономических процессов и набирающей обороты цифровизации картели зачастую утрачивают локальный характер, становятся международными, при этом все чаще антимонопольные органы сталкиваются с использованием цифровых технологий при создании и деятельности картелей.
Цифровизация экономики неизбежно приводит к противостоянию технологий. Все больше нарушений, направленных на получение антиконкурентных преимуществ, осуществляется при помощи программного обеспечения. Одним из наиболее масштабных и распространенных видов подобных нарушений является картель. [3]
В России, как и в большинстве развитых рыночных экономик, картель - серьезное правонарушение. Отдельные юрисдикции квалифицируют картель как особую форму мошенничества. Это неудивительно, поскольку антиконкурентные соглашения приводят к росту цен на рынках товаров, поддержанию цен на торгах, устранению конкурентов - «вытягиванию» прибыли из потребителей и «закрытию» новых рынков для предпринимателей, готовых предложить низкую цену.
Новое воплощение картельного сговора - цифровой картель - несет угрозу государству, так как в России ежегодный объем государственных закупок достигает 30 % ВВП. Подобного рода сговоры зачастую возникают на рынках товаров, спрос на которые не зависит от цены, - это товары первой необходимости, лекарства и медицинское оборудование. Цифровые картели реализуются при помощи аукционных роботов - специального программного обеспечения, которое интегрируется в интерфейс электронной торговой площадки или существует без привязки к ней. [1]
С одной стороны, их поведение на рынке имеет негативные последствия. Так, картели снижают уровень конкуренции на отраслевом рынке, нарушают принципы свободного предпринимательства, приводят к сокращению объема выпуска и росту цен, имеют меньше стимулов к инновациям для снижения издержек производства. Тем самым картели уменьшают потребительский излишек и увеличивают потери общественного благосостояния.
С другой стороны, сильные картели в национальной экономике, особенно в экспортных отраслях, являются своего рода локомотивами
производства, способствуя созданию новых рабочих мест и, в конечном счете, росту благосостояния.
К позитивным последствиям картельных сговоров относятся снижение рисков деятельности компаний, участвующих в соглашении, защита участников от внешних и внутренних угроз, повышение эффективности за счет сокращения затрат на рекламу и издержек конкуренции. Поэтому отношение государства к картельным сговорам двойственное.
Так, управление по борьбе с картелями, созданное в ФАС России, отмечает, что общественная опасность картелей состоит в ограничении конкуренции путем заключения тайных незаконных соглашений между конкурентами, направленных на ущемление интересов потребителей и извлечение несправедливых сверхприбылей.
В этих условиях необходимо создание эффективных национальных и наднациональных систем борьбы с картелями, отвечающих вызовам современности, важное место в которой занимает международное сотрудничество антимонопольных органов.
С развитием цифровизации новые технологии все активнее внедряются во все сферы экономической и социальной жизни, в том числе в сферу государственных закупок.
ФАС России был подготовлен документ в рамках реализации межведомственной программы мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы.[2][4]
Выполнение мероприятий программы позволит обеспечить исполнение указов Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" и от 21декабря 2017г. № 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" в части противодействия картелям, защиту конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, надлежащий уровень профилактики ограничивающих конкуренцию соглашений, экономию бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, поступление в бюджет сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, привлечение виновных к административной и уголовной ответственности, а также возмещение ущерба, причиненного картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями.
Рекомендации посвящены наиболее распространенным видам цифровых доказательств антиконкурентных соглашений, складывающейся на сегодняшний день практике выявления «цифровых» картелей, в которых правонарушители в целях реализации соглашений используют различные программные продукты, квалификации таких действий, а также содержат
статические данные Федеральной антимонопольной службы по соответствующей категории дел.
Цифровые технологии интенсивно проникают во все сферы нашей жизни. Этим обусловлена необходимость правового регулирования отношений, связанных с недобросовестным, а порой, преступным использованием достижений четвертой промышленной революции, в том числе, участниками антиконкурентных соглашений. Мы продолжаем планомерно обобщать имеющуюся практику по использованию различных алгоритмов, роботов и иных программ для реализации антиконкурентных соглашений, и вырабатываем подходы к анализу и оценке таких действий. Методические рекомендации - еще один шаг на этом пути.
Резюмируя, можем сделать вывод о том, что многие компании, чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке, используют новейшие инструменты цифровой экономики. Новые виды антиконкурентных соглашений, заключенные без участия людей, стали современной реальностью. В то же время использование этих инструментов - алгоритмов - создает только новые формы ограничительной практики, при этом суть антимонопольных нарушений и их последствия для экономики и потребителей остаются неизменными.
Использованные источники:
1. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135 -ФЗ (последняя редакция) [Режим доступа: СПС КонсультантПлюс]
2. Приказ ФАС от 9 ноября 2017 года N 1485/17 "Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы" [Режим доступа: СПС КонсультантПлюс]
3. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху / А. Цариковский, Н. Галимханова, А. Тенишев, М. Хамуков, А. Иванов, Е. Войниканис, Е. Семенова. - М.: Высшая Школа Экономики, 2018. - 312с
4. Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/ (дата обращения 2.12.2020)