DOI 10.47576/2712-7516_2023_2_34 УДК 338.242.2
КАРТЕЛЬ В ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Васильева Ольга Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в строительстве, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г. Москва, Россия, e-mail: VasilyevaOV@ mgsu.ru
Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме борьбы с картельными сговорами, в том числе в инвестиционно-строительной сфере. Приведены результаты анализа данных антимонопольных и правоохранительных органов, официальной статистики в отношении нарушений антимонопольного законодательства в инвестиционно-строительной сфере. Систематизированы основные изменения нормативной правовой базы в части совершенствования мер противодействия деятельности картелей и монополизации экономики. В перспективе важным является продолжение работы по развитию конкуренции в России, включая инвестиционно-строительную сферу, и разработка комплекса мер, направленных на противодействие картельным сговорам. Развитие конкурентного законодательства, использование современных технологий и взаимодействие компетентных надзорных структур позволят повысить эффективность антикартельной политики.
Ключевые слова: картель; антиконкурентное соглашение; сговоры на торгах; контрактная система; государственные закупки; антимонопольная служба; антимонопольное законодательство; антикартельная политика; конкуренция; злоупотребление доминирующим положением; «большой цифровой кот»; картелизация строительства.
UDC 338.242.2
CARTEL IN THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION SECTOR
Vasilyeva Olga Viktorovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management in Construction, National Research Moscow State University of Civil Engineering (NRU MGSU), Moscow, Russia, e-mail: VasilyevaOV@ mgsu.ru
The article is devoted to the current problem of combating cartel collusion, including in the investment and construction sector. The results of the analysis of data from antimonopoly and law enforcement agencies, official statistics on violations of antimonopoly law in the investment and construction sector are presented. The main changes in the regulatory legal framework in terms of improving measures to counter the activities of cartels and the monopolization of the economy are systematized. In the future, it is important to continue work on the development of competition in Russia, including the investment and construction sector, and the development of a set of measures aimed at countering cartel collusion. The development of competition legislation, the use of modern technologies and the interaction of competent supervisory structures will make it possible to increase the effectiveness of the anti-cartel policy.
Keywords: cartel; anticompetitive agreement; bid rigging; contract system; state procurements; antimonopoly service; antimonopoly law; anti-cartel policy; competition; abuse of a dominant position; «big digital cat»; cartelization of construction.
Серьезную угрозу конкуренции представляют антиконкурентные соглашения, которые наносят вред потребителям, не стимулируют производителей к снижению цен, повышению качества и ассортимента продукции и услуг, развитию инноваций, приводят к росту цен на соответствующих рынках, увеличению бюджетных расходов в связи со снижением реальной конкуренции на аукционах и конкурсах.
В связи с чем важнейшим направлением конкурентной политики в России на современном этапе является ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов.
Согласно российскому законодательству соглашение - это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Основными типами антиконкурентных соглашений являются:
- горизонтальные соглашения - картели, которые заключаются между конкурентами;
- недопустимые вертикальные соглашения, которые заключаются между продавцом и покупателем;
- антиконкурентные соглашения с участием органов власти;
- антиконкурентные соглашения между организаторами, заказчиками и участниками торгов;
- иные недопустимые антиконкурентные соглашения.
Под картельным сговором обычно подразумевается неформальное соглашение участников одной рыночной отрасли продавать или покупать товары или услуги по определенной цене.
Картель - форма монополии, при которой предприниматели строительной отрасли или промышленности для обеспечения максимальной прибыли и господства на рынке объединяются в союзы и путем сговора завышают, например, стоимость строительных материалов или стоимость строительства и др.
Картельные соглашения проявляются в следующих формах:
1. Ценовой сговор - договоренность поддерживать определенную цену на товар.
2. Сговор на торгах - соглашение конкурентов об отказе одного из них участвовать в торгах в пользу другого.
3. Сговор о разделе рынка.
4. Сговор о создании дефицита товаров.
5. Сговор об отказе покупать или продавать товар.
Наряду с открытыми соглашениями могут заключаться также тайные, или скрытые, соглашения, как устные, так и письменные, к которым относятся заключенные в устной форме ценовые картели, картели по квотированию производства и т. п., отличительной чертой которых служит сложность доказательства факта их существования при весьма существенном негативном воздействии подобных соглашений на конкуренцию [1].
В качестве специальной разновидности скрытых соглашений выделяются молчаливые сговоры. Это понятие объединяет такие формы кооперации, участники которых не заключают ни устных, ни письменных соглашений. Эти сговоры сложно идентифицировать, но они оказывают значительное воздействие на конкурентные условия вследствие установления сверхвысоких цен, ограничения выпуска продукции или присвоения избыточных прибылей.
Антиконкурентные соглашения, включая картели, широко распространены во всех секторах российской экономики, в том числе и в инвестиционно-строительной сфере.
Из общего числа возбужденных дел об ан -тиконкурентных соглашениях в 2021 г. 30 % связано с ограничением конкуренции в сфере ремонта и строительства, в том числе автомобильных дорог, соглашения на рынках реализации недвижимости составили порядка 6 % [2].
Антимонопольные и правоохранительные органы ведут системную работу по декартелизации всех сфер экономики страны, а так как строительная сфера является одной из самых картелизированных в стране, цель ФАС - планомерно и поступательно искоренять картели в этой отрасли и дать возможность честным предпринимателям конкурировать друг с другом на прозрачной основе.
В 2021 г. проводились проверки процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями закона о контрактной системе, из которых в 32 % процедур выявлены нарушения [5].
В разрезе отраслей, где госзакупки чаще
'Стротптывл лр*»
• ; ГН7ЦТК1
■
■ 1(1 цктинчнл грп^щнтт» Н ПИЛОН >ГГ.элэсрпсдо ти^ш™
рынки
43 И
Лждогатовнр 2%
Строэгтчмьная отрасль
30%
ЛекарсгвдЕвшх препаратов и
ЩЯСЛНЙ
ыцднщнсюп} пшмлв 12*4
нывкжимосш
6%
ТТ технологии
Продукты ШПННХ
2020 год
1^1рОН1ГЛЫ1В4 1 ФлрШ1ДО1Н<» ■ МСДРННЧНиОСЧЬ ПрВД-р'ИЧРИЫЧНП
2021 год
Рисунок 1 - Доля картелей и антиконкурентных соглашений на товарных рынках в 2020 и 2021 гг. [2]
всего признаются несостоявшимися, первое место занимают услуги в сфере недвижимости - 93 %, доля несостоявшихся закупок в строительстве - 54 %. В разрезе регионов несостоявшиеся закупки в сфере недвижимости распространены по всей стране [2; 5].
Что касается нарушений со стороны заказчиков, то и здесь, по данным ФАС, наибольшее количество в строительной отрасли. Нарушения, приводящие к признанию закупок несостоявшимися, в 30 % случаев при строительстве нежилых зданий и сооружений, в 6 % - при строительстве жилых домов, а в 18 % - при строительстве автодорог [2; 5].
Анализ крупных товарных рынков, в частности строительного, где больше всего выявлено картелей в 2021 г., показал, что чем крупнее лот, тем больше количество несостоявшихся торгов [2; 3; 5].
Из общего числа картелей около половины создают дорожные строители. Так, в 2020 г. в строительстве было 22 дорожных картеля из 51 дела о картелях общей суммой закупок на 8 млрд рублей [2; 3; 5].
Так, антимонопольным управлением по Оренбургской области раскрыт дорожный картель на сумму более 310 млн рублей, признаны нарушителями закона о защите конкуренции пять строительных компаний. По данным регионального УФАС, картельное соглашение было реализовано в девяти закупочных процедурах. Предприятия участвовали в закупках на выполнение общестроительных работ, в том числе по ремонту автомобильных дорог, уличного освещения, благоустройству городской среды и приобретение жилого помещения в период с 2020 по 2021 г. [3]
Признаны нарушившими антимонопольное законодательство компании ООО «Стройдорсервис» и ООО «Хабаров-скдорснаб», вступившие в картельный сговор с целью поддержания цен на торгах по строительству и содержанию автомобильных дорог в Хабаровском и Приморском краях [3].
Если приморские строители просто договаривались друг с другом и снижали стоимость по минимуму, то в других регионах популярнее другие технологии, которые больше частью направлены на то, чтобы отвадить от закупок претендентов из других регионов. Фирмы используют известный ме-
ханизм «таран»: участники аукционов действуют совместно, вначале резко снижают цену, чтобы отпугнуть сторонние компании, а затем не заключают контракт, поскольку заявка составлена с нарушениями. В итоге на торгах побеждает заранее установленный победитель [8].
В 2022 г. оштрафована на 33,7 млн рублей за участие в дорожном картеле Иркутская компания «СПБ «Союзстрой». Организация заключила антиконкурентные соглашения с целью поддержания цены на торгах на содержание и ремонт автомобильных дорог в г. Иркутске [3].
Суд также поддержал решение ФАС в деле о дорожном картеле в Липецкой области [3]. Компании заключили антиконкурентное соглашение в рамках электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования в районах Липецкой области. Заявки добросовестных участников организаторы торгов намеренно отклоняли в интересах транспортной компании. Впоследствии муниципальное предприятие привлекало их к исполнению муниципальных контрактов без проведения конкурентных процедур. Однако Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения между региональными органами государственной власти субъектов, иными, осуществляющими их функции органами и организациями, а также хозяйствующими субъектами. В 2022 г. ФАС возбудила дело о дорожном картеле на сумму более 1,7 млрд рублей в Сахалинской области с целью поддержания цен на торгах в сфере дорожного строительства в Сахалинской области. Выявлен дорожный картель на сумму более 20 млрд рублей в Ростовской и Волгоградской областях [3].
Во всех случаях торговые процедуры проходили, признаки нарушения выявлены в том числе и при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Кассация поддержала решение ФАС в отношении строительного картеля в КЧР. Компании реализовали картельное соглашение на 16 торгах. В результате отсутствия реальной конкурентной борьбы начальная максимальная цена контракта снижалась не более, чем на 1 % [3].
На Ставрополье выявлен картельный сговор на сумму более 328 млн рублей при участии московских и дагестанских строителей, членов СРО. Ставропольское Управление Федеральной антимонопольной службы России признало в действиях четырех компаний и одного индивидуального предпринимателя факт картельного сговора при участии в 11 закупочных процедурах. Общая сумма дохода, полученная участниками сговора, составила более 328 млн рублей [7].
Компании согласовали свое поведение при проведении аукционов с целью заключения государственных контрактов с минимальным снижением цены. Хозяйствующие субъекты официально зарегистрированы в различных регионах Российской Федерации. Выявленные 11 закупочных процедур проводились для нужд как Ставропольского края, так и города Москвы и Республики Дагестан.
При этом компания из Республики Дагестан является членом Ассоциации СРО «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа», столичная компания состоит в Ассоциации дорожно-строительных компаний СРО «Капитальный ремонт и благоустройство».
В связи с чем в борьбе с картелями и антиконкурентными соглашениями контроль за договорными обязательствами должен стать одним из важных вопросов в работе любой СРО.
ФАС считает, что необоснованное повышение цен на жилье недопустимо. В соответствии с законом о защите конкуренции запрещено заключение соглашений, направленных на установление или поддержание цен на недвижимость, а также иные действия, которые могут привести к необоснованному повышению цен. Также недопустимы действия, направленные на формирование искусственного ажиотажного спроса на рынке недвижимости.
Обнаружены признаки картельного сговора между несколькими организациями в подорожании строительства жилья. В связи с чем Президент России Владимир Путин на совещании, посвященном итогам реализации его посланий парламенту 2019 и 2020 гг., поручил ФАС разобраться с существенным ростом цен на жилье. Однако рост цен на жилье продолжился и в среднем по России составил на первичном рынке в 2021 г. 126 %, в 2022 г. - 121 %, на вторичном рынке соответ-
ственно 117,2 % и 111,8 %, в некоторых регионах динамика была выше (табл. 1.) [4; 6; 7].
Анализ показал, что ежегодно растет средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м жилых помещений и средние цены на рынках жилья. Так, в 2021 г. средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилых помещений составила 49 200 рублей, а средняя цена на первичном рынке жилья - 98 909 рублей, то есть почти в два раза выше [4; 6; 7], по итогам 2022 г. средняя цена на первичном рынке 1 кв. м общей площади составила 122,3 тыс. рублей, или 123,6 %.
В Минстрое считают, что рост цен на жилье может продолжиться из-за увеличения стоимости стройматериалов.
По итогам проверки обоснованности роста цен на жилье в России ФАС были обнаружены признаки картельного сговора производителей металлопроката. ФАС был заподозрен картель на рынке арматуры. Резкий рост цен на металлургическую продукцию во всем мире, в том числе в России, начался в 2020 г. и составил на сталь арматурную в 2021 г. 155 % [3]. Однако после существенного роста показателя в прошлом году в 2022 г. наблюдалось снижение индекса цен на сталь арматурную - 99,3 % [8].
Кроме того, еще одним фактором роста цен на жилье рядом ведомств и ЦБ называется программа льготной ипотеки под 6,5 %. Однако Правительство планирует на полтора года продлить программу льготной ипотеки, повысив ставку до 8 % [5].
Таблица 1 - Индексы цен на жилье по Российской Федерации [4; 7]
Год Индексы цен на первичном рынке жилья Индексы цен на вторичном рынке жилья
2018 106,3 104,1
2019 108,0 103,8
2020 112,0 109,5
2021 126,0 117,2
2022 121,0 111,8
Начиная с 2020 г. для строительной отрасли характерно снижение затрат на рубль сто -имости работ, выполненных строительными организациями. При этом наибольшая доля затрат в себестоимости в строительстве приходится на материальные затраты: в 2021 г. 54,6 % [4; 7].
Сальдированный финансовый результат в строительстве в 2021 г. составил 171,5 млрд рублей и вырос на 44 % по сравнению с 2020 г., в январе-ноябре 2022 г. соответственно 473 млрд рублей и 2,5 раза; в промышленности строительных материалов в январе-ноябре 2022 г. - 240,3 млрд рублей, или 141,2 % по сравнению с 2021 г. [4; 7]
Уровень рентабельности в строительстве в 2021 г. составил 5,1 % (в 2020 г. - 4,2 %). При этом структура работ с 2018 по 2022 г. изменяется незначительно [4; 7].
В ФАС России регулярно поступают обращения о росте цен на стройматериалы. Опрос руководителей строительных организаций показал, что основные факторы, которые ограничивали производственную деятельность во 2 квартале 2022 г., это высокая стоимость материалов, конструкций, изделий - 56 % (в 4 квартале 2021 г. - 47 %) и высокий уровень налогов - 31 % (в 4 квартале 2021 г. - 31 %) [4; 7].
Индексы цен производителей в 2022 г. составили на строительную продукцию 112,1 % (в 2021 г. - 110,2); в промышленности стро-
ительных материалов - 122,6 % (в 2021 г. -118,4); в производстве готовых металлических изделий соответственно - 117,7 % (в 2021 г. - 118,4). [4; 7; 8].
Индексы цен производителей на отдельные виды строительных материалов в 2021 г.: пиломатериалов хвойных пород - 151,3 %, плит древесно-стружечных - 140,8 %, плит древесно-волокнистых - 164,8 %, окон и их коробок деревянных - 113,2 %; стекла листового - 136,8 %; стеклопакетов 137,9 %, кирпича керамического - 126,8 %, конструкций фундаментов сборных железобетонных -124,4 %; материалов рулонных, кровельных и гидроизоляционных - 131,6 % и т. п. [4; 7; 8].
Индексы цен на основные виды строительных материалов, деталей и конструкций, приобретаемых строительными организациями, в 2022 г. составили: бетон - 110,9 %, цемент - 113,5 %, кирпич - 112,4 %, пиломатериалы - 116,2 %, стекло листовое - 111,0 %, материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные - 118,2 %, материалы лакокрасочные - 115,1 % [4; 7; 8].
Таблица 2 - Индексы цен на отдельные виды продукции, приобретаемые строительными
организациями в 2018-2021 гг.
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Цементы общестроительные 105,2 103,5 104,7 106,4 113,5
Кирпич керамический строительный 100,5 103,3 103,5 109,6 112,4
Щебень 106,4 103,1 97,5 113,0
Панели стеновые наружные железобетонные 107,5 102,6 108,4 117,3
Плиты покрытий железобетонные 101,9 103,5 109,1 116,3
Сталь арматурная горячекатанная 110,9 95,2 108,5 155,0 99,3
Пиломатериалы хвойных пород 102,7 99,5 101,6 130,2 116,2
Материалы и изделия минеральные тепло и звукоизоляционные 105,2 102,3 100,3 122,7 108,0
Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные 114,0 101,8 100,0 114,6 118,2
Стекло листовое 134,3 110,5 110,4 118,8 111,0
В целях контроля за ценами ФАС скорректировала принципы экономического анализа практик ценообразования. В соответствии с новым подходом доминирующие субъекты при ценообразовании в первую очередь должны исходить из интересов отечественного потребителя, учитывая баланс спроса и предложения на внутреннем рынке.
Оперативно контролировать ценообразование крупных производителей основных и вспомогательных стройматериалов, выяв-
лять необоснованный рост цен и принимать соответствующие меры должна позволить также созданная демоверсия реестра крупных производителей стройматериалов.
ФАС России было возбуждено дело на рынке линолеума. Так, в действиях компании АО «Таркетт Рус» содержались признаки нарушения антимонопольного законодательства: организация включала в договоры с дистрибьюторами запрет на реализацию линолеума других производителей, применяла
штрафные санкции за несоблюдение этого запрета, а также сокращение представленности продукции конкурентов [3].
АО «Национальная нерудная компания (ННК)» получила отказ в согласовании ходатайства о приобретении ООО «Барзасский карьер», так как осуществление этой сделки могло привести к ограничению конкуренции на рынке щебня и возникновению доминирующего положения группы лиц «ННК» [3].
Анализ рынка листового стекла показал, что данный рынок является высококонцентрированным. По данным Росстата, цена на листовое стекло в 2021 г. по сравнению с 2020 г. увеличилась на 18,8 %. При этом цена на листовое стекло увеличивалась более быстрыми темпами, в то время как рост себестоимости был незначительным, что свидетельствует о наличии необоснованно высокой наценки на производимую компаниями продукцию [3].
ФАС России отказала компаниям АО «Актуальные инвестиции», ОАО «Новоросце-мент» (ОАО «НЦ») в приобретении «Атакай-цемент». В случае совершения заявленной в ходатайстве сделки совокупная доля компаний на рынке цемента в Южном и СевероКавказском федеральных округах превысит 50 %, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке [3].
Также получен отказ в совершении сделки «ГлаЦем/Квинта», так как совокупная доля группы лиц компаний «ГлаЦем» и «Квинта» в Северо-Западном федеральном округе превысила бы 35 %, что приведет к возникновению у компании доминирующего положения на рынке общестроительного цемента в географических границах округа [3].
В 2022 г. антимонопольная служба возбудила дело в отношении группы лиц «Бо-нолит» - производителей газобетонных блоков, широко используемых в жилищном строительстве. Было установлено, что цены на газобетонные блоки на внутреннем рынке значительно превышали расходы компаний, необходимые для их производства и реализации [3].
В 2022 г. раскрыт картель поставщиков инженерного, технологического и иного оборудования и товаров для строительства железнодорожной инфраструктуры, в том числе на БАМе и Транссибе, на 2,8 млрд рублей [3].
На стоимость строительной продукции влияют и затраты на транспортировку строительных конструкций и материалов. В связи с тем что затраты на внешний транспорт строительных конструкций и материалов составляют в себестоимости строительно-монтажных работ значительную долю, достигающую 25 %, и с учетом роста в 2022 г. индексов тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом на 14,8 % и автомобильным транспортом на 14,3 %, необходимо усилить контроль за ростом транспортных тарифов, а также добиваться их снижения посредством сокращения расстояний перевозки и применения более рациональных транспортных средств.
Были также обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов местного самоуправления, выявлен сговор заказчиков и участников при проведении торгов по приобретению недвижимого имущества, которое будет построено в будущем: объявлялись закупки на приобретение объектов, которые будут построены в будущем. До публикации извещений о проведении торгов компании совершали действия, направленные на исполнение будущих контрактов. Заключались антиконкурентные соглашения, заказчик заранее выбирал наиболее предпочтительного для себя застройщика, а проведенные закупки являлись лишь формальным соблюдением действующего законодательства [3].
Были выявлены антиконкурентные соглашения и при размещении заказов на выполнение работ по капитальному ремонту. Так, региональным управлением ФАС России выявлен картельный сговор в ходе электронных аукционов на сумму 17 млн рублей, объявленных Фондом содействия реформированию ЖКХ Ненецкого АО для работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах. Снижение общей суммы начальной максимальной цены в ходе торгов произошло всего на 0,5 % [3].
В Волгограде УФАС России раскрыло антиконкурентное соглашение при заключении шести госконтрактов на капремонт более чем на 110 млн рублей. Нарушителями признаны как компании, так и госструктуры [3].
Воронежским УФАС выявлен сговор на торгах по инженерно-техническому проектированию дорог. С целью ухода от запрета на
картели компании заключили между собой договор доверительного управления, что не является доказательством подконтрольности таких лиц друг другу и отсутствия между такими лицами картельного соглашения [3].
УФАС по Ростовской области установило, что между администрацией Волгодонского района и ростовской подрядной организацией ООО «Новый проект» произошел сговор при разработке проектно-сметной документации на строительство водопроводных сетей [3].
По мнению ФАС, ООО «Новый проект» включило в ПСД дорогостоящую трубу, не проанализировав рыночные цены на водопроводные трубы и не представив возможности использовать эквивалентный товар. При этом на рынке были полимерные трубы от других производителей, чья стоимость была на 50 % ниже указанных в документации. В результате была ограничена возможность подачи альтернативных предложений по запрошенной продукции, так как в про-ектно-сметной документации содержалось указание на конкретный товарный знак и производителя трубы, что привело к удорожанию закупки [4].
Московским УФАС раскрыт картель в сфере строительства: три компании договорились не снижать цену на оказание услуг по содержанию и эксплуатации административных зданий ЦАО г. Москвы, отказались от конкурентной борьбы на 38 аукционах. В результате снижение начальной цены по рассматриваемым аукционам составило от 0 % до 2,5 %. Общая выручка картеля составила более 373 млн рублей [4].
Для укрепления национальной экономики, дальнейшего развития конкуренции и недопущения монополистической деятельности подписан Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Во исполнения данного указа распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 № 2424-р утвержден Национальный план («дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, которым предусмотрены мероприятия по обеспечению эффективного выявления и пресечения картелей посредством совершенствования законодательства, внедрения автоматизиро-
ванной информационной системы и др. Для отрасли «Строительство» дорожной картой предусмотрен переход к взаимодействию субъектов градостроительных отношений с государственными органами и органами местного самоуправления в единой цифровой среде управления жизненным циклом объекта капитального строительства на основе единых классификаторов, форматов и регламентов информационного обмена, учитывающих возможность использования технологий информационного моделирования; унификация, оптимизация и установление открытых, исчерпывающих нормативно-технических требований в строительстве; обеспечение возможности подачи и получения документов на технологическое присоединение ко всем видам сетей инженерно-технического обеспечения в режиме «одного окна» и др.
В целях оперативного реагирования на нарушения законодательства Российской Федерации, связанные с картелями и иными ограничивающими конкуренцию соглашениями, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.06.2019 № 1314-р утверждена Межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2023 гг.
В 2019 г. ФАС России подготовлена «Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года», предусматривающая создание эффективных механизмов защиты и развития конкуренции на федеральном, региональном и местном уровнях.
Развитию конкуренции способствует также внедрение хозяйствующими субъектами системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Использование антимонопольного комплаенса позволяет своевременно предупреждать нарушения антимонопольного законодательства; достигать соответствия деятельности хозяйствующего субъекта нормам антимонопольного законодательства; соблюдать принципы законности и прозрачности ведения хозяйственной деятельности (Доклад об организации системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации требованиям антимонопольного законодательства, утвержденный Общественным советом при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (протокол заседания от 13 мая 2020 г. № ОС-2020/3.П/3.9).
На совершенствование борьбы с картелями в нашей стране направлен разработанный ФАС России Федеральный закон от 05.12.2022 № 500-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», направленных на пресечение антиконкурентных соглашений и согласованных действий участников рынков.
Одним из законопроектов предлагается внести изменения, предусматривающие усиление ответственности за заключение или участие в картеле. Другим законопроектом ужесточается наказание за воспрепятствование антикартельным проверкам, установив его в виде оборотного штрафа.
ФАС России в последние несколько лет стало чаще сталкиваться с использованием участниками антиконкурентных соглашений различных программных продуктов, позволяющих в том числе скрывать следы правонарушений.
В условиях цифровизации экономики ФАС России должен использовать возможности цифровизации для более качественной и системной борьбы с картелями. Так, проектом «Большой цифровой кот» предусмотрены создание скринингового сервиса «АнтиКартель», автоматизация работы по выявлению и доказыванию картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений, поиск цифровых средств для анализа товарных рынков.
С учетом современных требований необходимы дальнейшие изменения, отражающие реалии формирующейся цифровой эпохи. В данных целях подготовлены и рас-
сматриваются следующие основные новшества:
- новое определение доминирующего положения участника рынка, являющегося обладателем больших массивов данных и располагающего в силу указанного обстоятельства огромной рыночной властью;
- предложение о применении понятия ценового алгоритма, который позволяет использующим эту технологию компаниям анализировать рынки в режиме онлайн и подстраивать цены под изменяющуюся на рынке ситуацию, причем более или менее единообразно, чем создается почва для картельных сговоров в электронном виде;
- вводится понятие сетевых эффектов, проявляющихся в способности интернет-компании при наличии у нее большой базы данных влиять на рынок, в частности, путем координации ценовой политики;
- применение дополнительных критериев для согласования сделок экономической концентрации в случае приобретения технологий, иных нематериальных активов или в случае интеграции самих цифровых платформ, являющихся важнейшими компонентами инфраструктуры цифровой экономики и др.
Совершенствование антимонопольного законодательства должно осуществляться путем устранения административных и нормативных барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности строительных предприятий и распространение в отрасли передовых технологий. Должны быть систематизированы и установлены открытые, исчерпывающие нормативно-технических требования в строительстве, созданы условия для перехода к цифровому регулированию строительной отрасли посредством интеграции и расширения функционала существующих информационных систем с целью осуществления всех процедур в строительстве в электронном виде в единой системе «одного окна».
Список литературы_
1. Пахомова Н. В., Рихтер К. К. Экономика отраслевых рынков : учебник. СПб. : СПбГУ, 2019. 640с.
2. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2021 год. Москва : ФАС, 2022.
3. Федеральная антимонопольная служба России : официальный сайт. URL: fas.gov.ru (дата обращения: 04.01.2023).
4. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: rosstat.gov.ru (дата обращения: 04.01.2023).
5. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации : официальный сайт. URL: ac.gov.ru (дата обращения: 04.01.2023).
6. Цены в России : статистический сборник. М. : Росстат, 2022.
7. Строительство в России : статистический сборник. М. : Росстат, 2022.
8. Доклад. Социально-экономическое положение России. Росстат. Москва. 2022. № 12.
References -
1. Pakhomova N. V., Richter K. K. Economics of industry markets : textbook. St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2019. 640 p.
2. Report on the state of competition in the Russian Federation for 2021. Moscow: FAS, 2022.
3. Federal Antimonopoly Service of Russia: official website. URL: fas.gov.ru (accessed: 04.01.2023).
4. Federal State Statistics Service: official website. URL: rosstat.gov.ru (accessed: 04.01.2023).
5. Analytical Center under the Government of the Russian Federation: official website. URL: ac.gov.ru (accessed: 04.01.2023).
6. Prices in Russia : statistical collection. Moscow: Rosstat, 2022.
7. Construction in Russia : statistical collection. Moscow: Rosstat, 2022.
8. Report. Socio-economic situation of Russia. Rosstat. Moscow. 2022. № 12.