Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
62
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОСОБ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ (ОТМЫВАНИЕ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / МЕХАНИЗМ СЛЕДООБРАЗОВАНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ОПЕРАЦИИ / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МИРОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стешич Елена Сергеевна, Осяк Валентина Владимировна, Бондарева Галина Викторовна

В статье рассматриваются способы легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем с использованием электронных расчетных операций. Обосновывается ключевая роль кредитно-финансовых организаций в противодействии криминальной легализации и потребность дальнейшего нормативно-правового регулирования мер предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING THE USE OF ELECTRONIC SETTLEMENT OPERATIONS FOR THE PURPOSE OF LEGALIZATION (LAUNDERING) FUNDS AND OTHER PROPERTY ACQUIRED BY CRIMINAL MEANS

The article considers the methods of legalization (laundering) of funds and other property obtained by criminal means using electronic settlement operations, which determine the features of the tactics of investigative actions. The article substantiates the key role of credit and financial organizations in countering criminal legalization and the need for further normative and legal regulation of preventive measures.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

УДК 343.985.7 : 343.37 : 004 ББК 67.629

© 2021 г. Стешич Елена Сергеевна,

профессор кафедры уголовного права и криминологии Ростовского юридического института МВД России, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Южно-Российского института управления - филиала РАНХиГС доктор юридических наук, доцент. E-mail: esteshich@mail.ru

Осяк Валентина Владимировна,

заведующий кафедрой криминалистики Ростовского филиала Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации кандидат юридических наук, доцент. E-mail: osyak.v@mail.ru

Бондарева Галина Викторовна,

доцент кафедры криминалистики и оперативно-разыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: gbon2018@mail.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, ПРИОБРЕТЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

В статье рассматриваются способы легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем с использованием электронных расчетных операций. Обосновывается ключевая роль кредитно-финансовых организаций в противодействии криминальной легализации и потребность дальнейшего нормативно-правового регулирования мер предупреждения.

Ключевые слова: способ преступления, легализация (отмывание) денежных средств, противодействие, механизм следообразования, электронные расчетные операции, кредитно-финансовые организации, мировое сотрудничество.

Steshich Elena Sergeevna - Professor, the Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Law Institute

of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Professor, the Department of Criminal Law Disciplines, the South

Russian Institute of Management - branch of RANEPA, Doctor of Law, Associate Professor.

Osyak Valentina Vladimirovna - head of the Department of Criminalistics, the Rostov Branch of the St. Petersburg

Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor.

Bondareva Galina Viktorovna - Associate Professor, the Department of Criminalistics and Operational

Investigative Activities, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

COUNTERING THE USE OF ELECTRONIC SETTLEMENT OPERATIONS FOR THE PURPOSE

OF LEGALIZATION (LAUNDERING) FUNDS AND OTHER PROPERTY ACQUIRED BY CRIMINAL MEANS

The article considers the methods of legalization (laundering) of funds and other property obtained by criminal means using electronic settlement operations, which determine the features of the tactics of investigative actions. The article substantiates the key role of credit and financial organizations in countering criminal legalization and the need for further normative and legal regulation ofpreventive measures.

Keywords: method of crime, money laundering, counteraction, the mechanism of trace formation, electronic settlement operations, credit and financial organizations, global cooperation.

Неотъемлемой частью экономического и социального благосостояния государства является его экономическая безопасность. В современном мире в условиях глобализации и повсеместной информатизации нарастает опасность новых вызовов и угроз национальной экономической безопасности. Получили широкое распространение в мировом масштабе транснациональная преступность, терроризм, наркобизнес.

Пандемия СОУГО-19 захлестнула весь мир и внесла дополнительные коррективы. Сегодня трудно сказать, в каком мире мы живем, в пандемическом или постпандемическом. Представители ООН утверждают, что вирус может остаться с нами навсегда. При этом очевидно, что масштабы пандемии следует оценивать не только из гуманитарных соображений, но и юридических: виртуализация общественной жизни увеличивает риск

эксплуатации телекоммуникационных сетей в противоправных целях. Только за последние три года количество таких преступлений выросло в три раза (со 175 до 510 тыс.).

По данным Росфинмониторинга РФ в 2020 г. выявлялись многочисленные факты отмывания и обналичивания денег под видом борьбы с пандемией СОУГО-19. Банки зафиксировали сомнительные операции в медицинской сфере на 34 млрд руб. [1]. Несмотря на то, что объем сомнительных транзитных операций в 2020 г. снизился до 600 млрд рублей (в 2019 г. - 720 млрд рублей), а вывод денежных средств - до 52 млрд (в 2019 г. - 66 млрд рублей), данные показатели на фоне незначительного количества зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 174 и 1741 УК РФ, выглядят весьма существенными. Так, в 2020 г. было зарегистрировано 25 преступлений, предусмотренных ст. 174 УК РФ, а по ст. 1741 УК РФ - 925 [2], что позволяет говорить о проблемах противодействия преступности в исследуемой сфере.

Результаты работы правоохранительных органов свидетельствуют об отсутствии единой методики выявления, раскрытия и расследования исследуемых преступлений, а также судебной практики по уголовным делам. Так, в 2020 г. в суды направлены уголовные дела только о 7 преступлениях, предусмотренных ст. 174 УК РФ. Из 925 зарегистрированных деяний, предусмотренных ст. 1741 УК РФ, в суды поступили уголовные дела о 706 преступлениях. Причем, исходя из данных судебной статистики, в 2020 г. по ст. 1741 УК РФ оправдана треть подсудимых лиц [3].

В свете указанных событий роль правоохранительных органов в обеспечении экономической и социальной безопасности значительно возрастает, что вызывает необходимость применения новых механизмов противодействия легализации преступных доходов. Под легализацией денежных средств, полученных преступным путем, как правило, понимается их перевод из теневой экономики в легальную, с целью последующего беспрепятственного их использования.

Чаще всего в процессе легализации денежные средства проходят ряд преобразований: из наличных в безналичные финансовые инструменты, после чего снова в наличные. Необходимо отметить, что кредитно-финансовые учреждения в вышеописанном алгоритме могут выступать в качестве источника наличных денежных средств наравне с ины-

ми площадками, генерирующими наличность в больших объемах. При этом кредитно-финансовая сфера в Российской Федерации является основной зоной риска, наиболее благоприятной для легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем. На втором месте по степени риска выделяют сферу бюджетных отношений (в том числе налоговую сферу), а на третьем - сферу незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [4; 5].

В структуре операций с признаками обналичивания денежных средств в банковском секторе в 2020 г., как и в предыдущие годы, основную часть составляли выдачи со счетов (включая платежные карты) физических лиц (72 %), включая операции по исполнительным документам и через депозитные счета нотариусов, на долю которых приходилось более 40 %, что подтверждает высокую степень использования электронных расчетных операций в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем. В структуре транзитных операций в категорию повышенного риска попали в большей части операции, проводимые с целью обналичивания денежных средств (40 %), операции, способствующие уклонению от уплаты налогов в секторе закупки и обращения металлолома, лома драгоценных металлов и камней (31 %) и др. [6], что также свидетельствует о высокой степени риска легализации преступных доходов в кредитно-финансовой сфере и требует дополнительной теоретической и практической разработки данного вопроса.

Высокий процент риска легализации преступных доходов посредством банковской сферы обусловлен «популярностью» придания законного вида указанным средствам путем помещения их на счета в различные кредитно-финансовые организации, причем не только на территории РФ, но и за ее пределами, в так называемых «оффшорных зонах». Помимо того, как показывает анализ судебной практики данной категории преступлений, наиболее распространена схема легализации денежных средств, полученных преступным путем, на территории одного государства. Так, организация, посредством которой происходит отмывание, может быть создана и зарегистрирована в одном субъекте Российской Федерации, накопление или прокручивание активов происходит в финансовой организации другого субъекта, перечисление

через корреспондентские счета банка - в третьем субъекте. Таким образом происходит запутывание источников прохождения доходов, что в свою очередь затрудняет выявление подобных предприятий в масштабе государства [7, с. 53-58; 8, с. 123-125].

Росфинмониторингом вскрыта новая схема обналичивания денег, при которой фиктивные фирмы перечисляют налоговые или таможенные платежи вместо реальных компаний в обмен на их наличную выручку (чаще всего в таких схемах участники автомобильного, строительного и продуктового секторов, где сохраняется большой оборот «живых денег»), а сами денежные средства от заказчиков наличных перечисляются на счета компаний или связанных с ними лиц через большое число посредников, обладающих признаками фиктивности [9].

В качестве самостоятельного способа совершения рассматриваемых преступлений следует рассматривать использование банковских карт и проведение операций по ним в целях легализации преступных доходов в банковский сфере. Как показывает анализ су-дебно-следственной практики, легализация денежных средств с использованием банковских карт осуществляется посредством следующих этапов:

1. Получение карты в банке, на которую вносятся средства, подлежащие легализации. 2. Денежные средства с данной карты обналичиваются, при этом сущность подобного обналичивания заключается в том, что владелец банковской карты получает свое вознаграждение (лишь определенную часть денежных средств), а большая часть достается заказчику в виде легального капитала [10, с. 147-153].

В ходе расследования встречаются сложности организационного-тактического характера, среди которых: 1) необходимость проведения специальных исследований с привлечением криминалистов, а также лиц в области финансового анализа. Значительный объем бухгалтерской документации, получения запрашиваемой информации (о движении денежных средств по банковским счетам и пр.) способствует нежелательному увеличению сроков расследования; 2) трудоемкость в установлении места выемки оригиналов финансово-хозяйственной документации, подтверждающей криминальную деятельность; 3) противодействие расследованию, обусловленное сокрытием или уничтожени-

ем документов, имеющих значение для уголовного дела, вуалирование источника происхождения имущества, добытого преступным путем, его преобразование.

Повышения эффективности раскрытия изучаемых преступлений удалось добиться принятием Федерального закона № 167-ФЗ от 27 июня 2018 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств». Положения данного документа позволяют осуществлять блокировку сомнительных операций по картам, осуществлять антифрод-мониторинг и направлять о попытке проведения сомнительных денежных операций уведомления в Центральный банк РФ.

Одновременно на основании рекомендаций и указаний Центрального банка РФ различные кредитно-финансовые организации разрабатывают свои методы и алгоритмы выявления сомнительных операций, возможно связанных с отмыванием денежных средств. Следует отметить, что банк вправе запрашивать у клиента необходимую документацию, с целью понимания экономического смысла производимой операции, а при отказе в предоставлении таковой - вправе блокировать карты клиента либо иным способом создавать трудности в обслуживании [11].

Таким образом, учитывая изложенное, можно сформулировать следующие основные выводы:

1. Электронные расчетные операции активно используются преступниками в целях легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем. При этом официальная статистика преступлений, предусмотренных ст. 174, 1741 УК РФ, свидетельствует как о высокой латентности деяний, так и о проблемах их раскрытия и расследования (только в 2020 г. по ст. 1741 УК РФ оправдана треть подсудимых лиц).

2. Решению организационных и тактических задач, возникающих в ходе раскрытия и расследования преступлений, будет способствовать более широкое привлечение международных ресурсов. Важным звеном международного сотрудничества является информация, поступающая по каналам Интерпола и в рамках взаимодействия (по линии Росфинмониторинга РФ, налоговых органов).

3. Между правоохранительными органами и Федеральной налоговой службой России

устоялась система взаимодействия, связанная с процессом выявления и доказывания легализации. Тем не менее, оптимизации сроков расследования по уголовным делам может способствовать получение доступа к международной системе автоматизированного обмена финансовой информации, что открывает новые возможности по пресечению каналов легализации преступных доходов.

Литература

1. URL: https://www.rbc.ru/finances/18/02/ 2021/602e8ae29a79479d159b6cc0.

2. Форма 4-ЕГС (494) «Сводный отчет по России о состоянии преступности и результатах расследования преступлений».

3. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id= 79&item=5259.

4. Донской Д.Д., Осяк В.В., Бондарева Г.В. Анализ наиболее актуальных факторов, способствующих распространению терроризма в России и в мире // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 4 (87).

5. Корецкий Д.А., Стешич Е.С. Тенденции борьбы с наркопреступностью: риторика и реальность // Всероссийский криминологический журнал. 2016. № 3.

6. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/.

7. Анапольская А.И., Дворецкий М.Ю. Основные способы и механизм легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем с использованием электронных расчетных операций // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2019. № 1. Т. 13.

8. Осяк В В., Бондарева Г.В., Осяк АН. Актуальные вопросы расследования легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, на современном этапе // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2019. № 10 (113).

9. URL: http://fedsfm.ru/mediaaboutus/4996.

10. Раздорожный К.Б. Противодействие отмыванию денежных средств, полученных с использованием цифровых финансовых активов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7 (59).

11. URL: https://www.sberbank.com/ru/comph-ance/finmonitoring.

12. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

4. В целях оперативной реализации арестованного и конфискованного имущества следует поддержать высказываемую идею о создании электронной площадки для реализации такового на базе сети Интернет. В качестве модели (образца) можно использовать единую информационную систему, электронные площадки и специализированные электронные площадки Росимущества [12].

Bibliography

1. URL: https://www.rbc.ru/finances/18/02/ 2021/602e8ae29a79479d159b6cc0.

2. Form 4-EGS (494) «Consolidated report in Russia on the state of crime and the results of the investigation of crimes».

3. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id= 79&item=5259.

4. Donskoy D.D., Osyak V.V., Bondareva G.V. Analysis of the most relevant factors contributing to the spread of terrorism in Russia and in the world // Yurist-Pravoved. 2018. №» 4 (87).

5. Koretsky D.A., Steshich E.S. Trends in the fight against drug-related crime: rhetoric and reality // All-Russian criminological journal. 2016. № 3.

6. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/.

7. Anapolskaya A.I., Dvoretsky M.Yu. The main methods and mechanism of legalization (laundering) of proceeds from crime using electronic settlement transactions // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2019. №2 1. Vol. 13.

8. Osyak V.V., Bondareva G.V., Osyak A.N. Topical issues of investigation of legalization (laundering) of money or other property obtained by criminal means, at the present stage // Science and Education: Economy and Economy; entrepreneurship; law and governance. 2019. №2 10 (113).

9. URL: http://fedsfm.ru/mediaaboutus/4996.

10. Razdorozhniy K.B. Anti-laundering of funds received using digital financial assets // Bulletin of the University named after O.E. Kutafina (Moscow State Law Academy). 2019. № 7 (59).

11. URL: https://www.sberbank.com/ru/compli-ance/finmonitoring.

12. Federal Law dated 05.04.2013 № 44-FL «On the contract system in the procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs» // LRS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.