Научная статья на тему 'Противодействие финансированию терроризма как элемент системы борьбы с терроризмом на национальном и международном уровне '

Противодействие финансированию терроризма как элемент системы борьбы с терроризмом на национальном и международном уровне Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
терроризм / международный терроризм / противодействие финансированию терроризма / борьба с терроризмом / terrorism / international terrorism / countering the financing of terrorism / combating terrorism

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Э.В. Богмацера, А.А. Жамборов

в статье рассматриваются актуальные вопросы борьбы с терроризмом, в частности обосновывается тезис о том, что первоочередным звеном построения универсальной системы противодействия терроризму является выработка и реализация правового и институционального механизма противодействия финансированию террористической деятельности, включающего как национальный, так и международный уровни. Авторами анализируются отдельные предпосылки распространения терроризма и экстремизма как на постсоветском пространстве, так и на международном уровне. Указывается, что данные предпосылки опосредованы особенностями национального государственно-правового и социально-экономического развития, а также ситуацией на международной арене, включая характер межгосударственного общения отдельных государств. В работе акцентируется внимание на необходимости консолидации усилий мирового сообщества в направлении построения единой системы противодействия именно финансированию терроризма, как материальной основы распространения данного негативного явления, основанной на единых стандартах и едином механизме функционирования. Но при этом делается вывод, что современная европейско-американская риторика указывает на нежелание создания консолидированного механизма борьбы с фиксированием террористической деятельности на международном уровне, о чем свидетельствует в том числе и приостановка членства России в группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в феврале 2023 года. Отсутствие конструктивного диалога в рассматриваемом вопросе лишь усугубляет проблему распространения терроризма в мире и в этой ситуации, как указывают авторы, Российской Федерации и ее стратегическим партнерам необходимо выстраивать альтернативную систему противодействия террористической угрозе, в том числе в вопросе противодействия финансированию терроризма с целью обеспечения как национальной, так и региональной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering the financing of terrorism as an element of the national and international counterterrorism system

the article considers topical issues of combating terrorism, in particular, justifies the thesis that the primary link in building a universal system of countering terrorism is the development and implementation of a legal and institutional mechanism for countering the financing of terrorist activities, including both national and international levels. The authors analyze certain prerequisites for the spread of terrorism and extremism both in the post-Soviet space and at the international level. It is indicated that these prerequisites are mediated as features of national state-legal and socio-economic development, as well as the situation in the international arena, including the nature of interstate communication of individual states. The work focuses on the need to consolidate the efforts of the world community in the direction of building a unified system to counter the financing of terrorism, as the material basis for the spread of this negative phenomenon, based on unified standards and a single mechanism of functioning. But at the same time, it is concluded that modern European-American rhetoric indicates a reluctance to create a consolidated mechanism to combat the fixation of terrorist activities at the international level, as evidenced, among other things, by the suspension of Russia’s membership in the FATF group in February 2023. The lack of constructive dialogue on this issue only aggravates the problem of the spread of terrorism in the world and in this situation, as the authors point out, the Russian Federation and its strategic partners need to build an alternative system to counter the terrorist threat, including in the issue of countering the financing of terrorism in order to ensure both national and regional security.

Текст научной работы на тему «Противодействие финансированию терроризма как элемент системы борьбы с терроризмом на национальном и международном уровне »

публично-правовые (государственно-правовые) науки

противодействие финансированию терроризма как элемент системы борьбы с терроризмом на национальном и международном уровне

countering the financing of terrorism as an element of the national and international counterterrorism system

УДК 343.34

Э.В. БОГМАЦЕРА,

кандидат юридических наук, доцент (Московский областной филиал РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Россия, Красногорск) gospd406@mail.ru

А.А. ЖАМБОРОВ,

кандидат юридических наук (Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета

МВД России, Россия, Нальчик) Jamborow@mail.m

EDUARD V. BOGMATSERA,

Candidate of Law, Associate Professor (Moscow regional branch of the RANEPA under the President of the Russian Federation, Krasnogorsk, Russia)

ANZOR A. ZHAMBOROV,

Candidate of Law (North-Caucasion institute (branch) of the Krasnodar university of the Ministry of the Interior of Russia, Nalchik, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы борьбы с терроризмом, в частности обосновывается тезис о том, что первоочередным звеном построения универсальной системы противодействия терроризму является выработка и реализация правового и институционального механизма противодействия финансированию террористической деятельности, включающего как национальный, так и международный уровни. Авторами анализируются отдельные предпосылки распространения терроризма и экстремизма как на постсоветском пространстве, так и на международном уровне. Указывается, что данные предпосылки опосредованы особенностями национального государственно-правового и социально-экономического развития, а также ситуацией на международной арене, включая характер межгосударственного общения отдельных государств. В работе акцентируется внимание на необходимости консолидации усилий мирового сообщества в направлении построения единой системы противодействия именно финансированию терроризма, как материальной основы распространения данного негативного явления, основанной на единых стандартах и едином механизме функционирования. Но при этом делается вывод, что современная европейско-американская риторика указывает на нежелание создания консолидированного механизма борьбы с фиксированием террористической деятельности на международном уровне, о чем свидетельствует в том числе и приостановка членства России в группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в феврале 2023 года. Отсутствие конструктивного диалога в рассматриваемом вопросе лишь усугубляет проблему распространения терроризма в мире и в этой ситуации, как указывают авторы, Российской Федерации и ее стратегическим партнерам необходимо выстраивать альтернативную систему противодействия террористической угрозе, в том числе в вопросе противодействия финансированию терроризма с целью обеспечения как национальной, так и региональной безопасности.

Ключевые слова: терроризм, международный терроризм, противодействие финансированию терроризма, борьба с терроризмом.

Для цитирования: Богмацера Э.В., Жамборов А.А. Противодействие финансированию терроризма как элемент системы борьбы с терроризмом на национальном и международном уровне // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 4. - С. 25-30.

Abstract: the article considers topical issues of combating terrorism, in particular, justifies the thesis that the primary link in building a universal system of countering terrorism is the development and implementation of a legal and institutional mechanism for countering the financing of terrorist activities, including both national and international levels. The authors analyze certain prerequisites for the spread of terrorism and extremism both in the post-Soviet space and at the international level. It is indicated that these prerequisites are mediated as features of

2023'4

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

national state-legal and socio-economic development, as well as the situation in the international arena, including the nature of interstate communication of individual states. The work focuses on the need to consolidate the efforts of the world community in the direction of building a unified system to counter the financing of terrorism, as the material basis for the spread of this negative phenomenon, based on unified standards and a single mechanism of functioning. But at the same time, it is concluded that modern European-American rhetoric indicates a reluctance to create a consolidated mechanism to combat the fixation of terrorist activities at the international level, as evidenced, among other things, by the suspension of Russia's membership in the FATF group in February 2023. The lack of constructive dialogue on this issue only aggravates the problem of the spread of terrorism in the world and in this situation, as the authors point out, the Russian Federation and its strategic partners need to build an alternative system to counter the terrorist threat, including in the issue of countering the financing of terrorism in order to ensure both national and regional security.

Keywords: terrorism, international terrorism, countering the financing of terrorism, combating terrorism.

For citation: Bogmatsera E.V., Zhamborov A.A. Countering the financing of terrorism as an element of the national and international counterterrorism system // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 4. - P. 25-30.

Введение. В современных реалиях террористическая деятельность продолжает представлять собой серьезную угрозу безопасности как на внутригосударственном, так и международном уровне, даже несмотря на активные действия участников международного общения, а также активную позицию отдельных государств в данном вопросе. При этом можно отметить, что на современном этапе противодействия терроризму, который уже давно стал транснациональным явлением, приходится разрабатывать и внедрять новые инструменты борьбы с данным явлением, поскольку терроризм, как и любое явление, имеющее социальную основу, постоянно трансформируется. Появляются новые формы организации и взаимодействия террористических организаций и их подразделений, новые формы вербовки членов этих организаций, новые формы и методы непосредственной террористической деятельности и т.д. Сюда также стоит добавить усиление тенденции повышения уровня организованности, трансграничный характер распространения; усиление взаимосвязи террористической и организованной преступности; использование методов и форм террористической деятельности как рычага внутриполитического и международного влияния.

Целью настоящего исследования выступает стремление авторов заострить внимание научного сообщества на проблеме противодействия терроризму, а именно: на ключевом, по мнению авторов, аспекте данной деятельности - противодействии финансированию террористической деятельности, с учетом трансформации межгосударственного взаимодействия в современных условиях, в частности попыток отстранить Российскую Федерацию из международного механизма противодействия террористическим угрозам, в частности путем приостановления членства России в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ) и т.п.

Задачи исследования обусловлены поставленной целью и предполагают анализ причин и условий распространения терроризма как социального феномена и определения места среди таковых фактора финансирования, а также рассмотрение системы противодействия финансированию терроризма в России.

Методологическую основу работы составили традиционные методы научного познания, оптимальное сочетание которых позволило обеспечить объективность, комплексность и всесторонность проведенного исследования и полученных результатов. В частности, диалектический метод позволил исследовать терроризм как явление и деятельность по противодействию ему в контексте социальных, политических и экономических процессов, системно-структурный и метод анализа позволили выявить отсутствие единой комплексной системы противодействия терроризму на международном уровне.

Результаты. В ходе исследования выявлено, что проблема противодействия преступлениям террористической направленности является комплексной, в том числе и по причине многоаспект-ности самого рассматриваемого социально неприемлемого феномена. Решение данной проблемы в современных условиях распространения терроризма и экстремизма, включая радикальные религиозные их формы [5], должно выступать одной из основных функций современных государств.

Как представляется, содержание рассматриваемого вопроса носит многоаспектный характер, включающий праворегулятивный, пра-вореализационный, идеологический и другие аспекты, что, в свою очередь, позволяет говорить о том, что и причины, и условия, оказывающие влияние на распространение терроризма, лежат в плоскости самых разнообразных социальных и государственно-правовых процессов и явлений.

публично-правовые (государственно-правовые) науки

История борьбы с терроризмом [8], равно, как и история самого этого негативного явления, имеют глубокие корни [7]. На его распространение оказывают влияние многочисленные внутри- и внешнеполитические факторы, опосредованные как особенностями национального государственно-правового и социального развития, а также ситуацией на международной арене, так и характером межгосударственного общения отдельных государств [6].

В частности, на постсоветском пространстве и в возникших здесь государствах, включая Российскую Федерацию, на содержание и характер проявлений терроризма и экстремизма, их формы и динамику этих форм определяющее влияние оказали:

- отказ от единой идеологии, внедрение многочисленных ранее чуждых общественному сознанию и восприятию принципов организации общества и управления государством;

- разрыв хозяйственных и технологических связей в рамках ранее существовавшего единого экономического пространства и переход от государственно регулируемой к рыночной экономике; внедрение прозападных ценностей, товаров и услуг;

- быстротекущая деградация социальной и культурной сфер общественной жизни;

- беспрецедентно возросшая социальная дифференциация и социальное расслоение населения по уровню доходов, доступу к социальным благам и образу жизни;

- перманентно повторяющиеся экономические кризисы, рост безработицы и преступности.

Среди внешнеполитических факторов можно выделить:

- пассивность и нежелание отдельных государств осуществлять активную деятельность по борьбе с терроризмом, видимо, по причине боязни «привлечь внимание» террористов;

- нежелание некоторых участников межгосударственного общения сотрудничать по вопросам противодействия терроризму, обусловленное различными внешнеполитическими и геополитическими факторами, а в некоторых случаях откровенное противодействие этой деятельности, как, например, в случае с ситуацией в Сирии;

- политика «двойных стандартов» в этом вопросе и нежелание замечать и реагировать на очевидные вещи и т.п., что в конечном итоге закономерно приводит к укреплению позиций террористических организаций и распространению их влияния. Сюда можно добавить еще и то, что до сих пор даже нет единой консолидированной позиции мирового сообщества в вопросе определения понятия «терроризм» и «международный терроризм» [1; 3], что объективно приводит к разным подходам в квалификации террористической деятельности и признании различных действий таковыми;

- предполагается поддержка в различных формах некоторыми государствами террористических организаций, обусловленная стремлением дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в отдельно взятом регионе или государстве с целью достижения определенных геополитических и иных целей, «играя», так сказать, на чужой территории.

Несмотря на множество факторов, детерминирующих распространение терроризма, разнообразие форм и методов террористической деятельности и т.д., очевидно одно: без финансовой составляющей террористическая организация долго не просуществует, поскольку без материальной основы практически любая деятельность осуществляться не может и закономерно прекратит свое существование. Именно поэтому противодействие финансированию терроризма является основным направлением антитеррористической деятельности. Соответственно, особое внимание должно уделяться разработке и внедрению системы мер противодействия финансированию терроризма, что позволит устранить ряд факторов, обуславливающих развитие и распространение международного терроризма. В их числе можно назвать нехватку природных ресурсов, например таких как нефть, газ, пресная вода и др.; конфликты интересов крупных транснациональных корпораций, оказывающих внешнеполитическое влияние на позицию некоторых государств; беспрецедентное увеличение в Европе миграционных потоков из стран Ближнего Востока, что, в свою очередь, порождает опасность создания региональных отделений различных террористических организаций; затяжные вооруженные конфликты как внутригосударственного, так и международного характера; отсутствие жестких границ в отдельных регионах (например, в ЕС и СНГ), что способствует свободному перемещению ресурсов, в том числе и финансов, для осуществления террористической деятельности и др.

Поскольку финансовая основа является неотъемлемой составляющей терроризма, то для ее ликвидации необходим особый комплекс мер, который в итоге дополняет всю систему противодействия терроризму в целом. Результативность террористической деятельности во многом зависит от финансовой составляющей, которая позволяет решать задачи по обеспечению данной деятельности всем необходимым (оружием, амуницией, взрывчатыми веществами, местом проживания, продуктами питания и др.). Формирование такой основы предполагает использование террористами различных источников легального и нелегального характера, а

публично-правовые (государственно-правовые) науки

также обращение к ресурсам организованной преступности и др. Поэтому финансирование террористической деятельности находится чуть ли не в диалектическом единстве с таким явлением, как легализация незаконных доходов, что в итоге и обуславливает необходимость создания эффективной системы борьбы с отмыванием незаконных денежных средств, а соответственно, и с финансированием террористической деятельности.

В настоящее время вопрос о повышении эффективности системы противодействия финансированию терроризма не теряет своей актуальности как для мирового сообщества, так и для Российской Федерации, хотя по итогам Второго регионального саммита по противодействию финансированию терроризма, проходившего в августе 2016 года, она признана одной из передовых в мире. Также на данном саммите было принято важное решение о необходимости разработки рекомендаций, направленных на обеспечение оперативного и эффективного сотрудничества государств в вопросах борьбы с финансированием терроризма1.

Для России одной из ключевых проблем, требующих активного вмешательства со стороны государства, является обращение внутренних террористических группировок к ресурсам в первую очередь денежного и имущественного характера, принадлежащих международным террористическим организациям. Данный внешний фактор финансирования терроризма, способствующий его возникновению и распространению, определяет специфику подходов к противодействию финансирования терроризма в нашей стране. Поэтому российская система противодействия финансированию терроризма построена с учетом достигнутых международных соглашений в данной области, сочетает в себе различные формы и способы воздействия, основана на активном межгосударственном сотрудничестве.

Именно поэтому в России борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, отводится особая роль в системе противодействия финансированию терроризма. Среди главных субъектов, осуществляющих эту деятельность, следует назвать Росфинмониторинг, в задачи которого наряду с прочими также входит составление списка организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, куда в 2022 году в национальную

1 Антитеррористический форум на Бали принял предложения России [Электронный ресурс]. - URL: https://ria. ru/20160812/1474193280.html (дата обращения: 01.09.2022).

часть включено 545 организаций и 13 172 человека2.

Объектами профессионального внимания указанных субъектов являются прежде всего кредитные и иные организации, выполняющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые в силу специфики своей деятельности выступают потенциальным объектом воздействия криминальных групп и отдельных личностей, имеющих целью легализовать полученные доходы, а также осуществить финансирование террористической деятельности. В данном аспекте велика роль Банка России, который осуществляет контроль и надзор за законностью деятельности элементов российской банковской системы. Также стоит отметить и обязанность предоставления сведений в Росфинмониторинг о подозрительных финансовых операциях, возложенную на кредитные организации [9, с. 36].

В рассматриваемом контексте нельзя не упомянуть и фактор развития современных цифровых технологий, вследствие действия которого цифровизации подвергаются практически все сферы жизни общества и функционирования государства, что позволяет террористическим и экстремистским организациям использовать легальные способы (создание благотворительных фондов, сбор пожертвований, получение денег на гуманитарную деятельность и т.п.) для получения финансовых средств на противоправную деятельность [10]. Все это ставит задачи перед государством по поиску новых способов, средств и методов борьбы с финансированием преступной деятельности, прежде всего террористической и экстремистской.

Стоит добавить, что деятельность Росфин-мониторинга является лишь частью механизма противодействия финансированию терроризма, куда входят как международные организации, так и региональные.

В частности, главным субъектом противодействия финансированию террористической деятельности международного уровня является созданная в 1989 году группы ФАТФ.

Создание данной организации было обусловлено необходимостью реакции на рост объемов отмываемых преступных доходов во всем мире. С учетом сложности работы по выявлению «грязных» денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки коллективных мер противодействия финансовым преступлениям.

2 Перечень террористов и экстремистов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.fedsfm.ru/documents/terrorists-catalog-portal-act (дата обращения: 01.09.2022).

публично-правовые (государственно-правовые) науки

Среди региональных групп по типу ФАТФ можно выделить следующие:

1. Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ - MONEYVAL);

2. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ - EAG);

3. Азиатско-Тихоокеанская группа борьбы с отмыванием денег (АТГ - APG);

4. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ -MENAFATF);

5. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Латинской Америки (ГАФИЛАТ - GAFILAT);

6. Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА -GIABA);

7. Группа по борьбе с отмыванием денег государств Восточной и Южной Африки (ЕСААМЛГ -ESAAMLG);

8. Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (СИФАТФ -CFATF);

9. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Центральной Африке (ГАБАК - GABАС).

Поскольку борьба с терроризмом во всех его проявлениях, а также недопущение его распространения является общей задачей всего мирового сообщества, в первую очередь тех стран, которые обладают для этого значительным потенциалом и возможностями, то всестороннее взаимодействие указанных организаций могло бы консолидировать государства и обеспечить эффективность и результативность борьбы с терроризмом как на национальном, так и на международном уровне [4].

При этом в современных условиях со стороны отдельных государств можно наблюдать попытки вести «игру» с террористическими организациями и использовать их для достижения своих целей, что является не только опасным заблуждением, результат которого может ударить по самим «игрокам», но и деструктивным фактором функционирования всей системы противодействия терроризму и его финансированию [2].

Это касается многих современных кризисов, таких как в Украине, Ливии, Сирии, Афганистане и др., преодоление которых должно идти прежде всего политическим путем. Кроме того, в выборе вариантов разрешения подобных кризисов многое зависит от осознания всеми

сторонами необходимости совместной борьбы со всеми проявлениями терроризма и недопустимости деления террористов на «хороших» и «плохих». К сожалению, современная политическая позиция стран Европы и США отражает абсолютное нежелание данных государств сотрудничать с Россией по многим жизненно важным направлениям международной деятельности, в том числе и в направлении противодействия финансированию терроризма, что было подтверждено приостановкой членства Российской Федерации в группе ФАТФ в феврале 2023 года. Но при этом эффективность противодействия терроризму как явлению, а также его финансированию зависит от того, насколько субъекты данной деятельности будут действовать консолидировано, основываясь на единстве правовых подходов.

Заключение. Борьба с финансированием террористической деятельности остается приоритетной задачей не только Российской Федерации, но и всего мирового сообщества. Но в условиях сложившейся международной антироссийской политики приоритетным представляется создание с участием России региональных и межрегиональных систем борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности. В частности, на уровне СНГ представляется целесообразным в рамках функционирующего Антитеррористического центра государств - участников Содружества независимых государств создать организацию по принципу ФАТФ, а также разработать и принять модельный закон «О противодействии финансированию терроризма и борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем», что позволит выделить региональный механизм противодействия финансированию терроризма. Но создание подобной системы невозможно без глубокой теоретической и научной проработки данного вопроса с привлечением научного и практического потенциала стран - участников Содружества, что, в свою очередь, обуславливает необходимость проведения дальнейших научных изысканий в данном направлении.

Кроме того, по нашему мнению, создание подобной региональной системы на уровне СНГ, а также развитие партнерских отношений в аналогичных организациях азиатско-тихоокеанского региона, стран Африки и др. позволит не только снизить уровень террористической угрозы в странах указанных регионов, но и создать новую глобальную комплексную систему противодействия терроризму, исключающую возможность использования двойных стандартов в рассматриваемой сфере.

2023'4

публично-правовые

(государственно-правовые) науки

Литература

1. Bogmatsera E.V. Problems of defining the concept of "terrorism" / E.V. Bogmatsera, P.V. Zhesterov, L.V. Glazkova, V.A. Maltsev // Opcion. T. 34. - 2018. - No. 85. - P. 1618-1627.

2. Lenkovskaya R.R., Bogmatsera E.V., Savtsova N.A. Features of creation of universal system of counteraction measures to the international terrorism // Economic and Social Development Book of Proceedings. - 2019. - Р 520-525.

3. Volkova M.A. 2019. Correlation of the concepts of «terrorism», «terrorist act», and «act of terrorism» in obligations in the law of tort (Scopus) / M.A. Volkova, M.M. Turkin, G.N. Kuleshov, E.V. Bogmatsera // International Journal of Recent Technology and Engineering, Volume-8, Issue-3. - 2019. - Р. 7166-7170.

4. Богмацера Э.В. Проблемные вопросы построения универсальной международной системы противодействия терроризму // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2020. - № 2. - C. 19-23.

5. Ерыгин А.А., Римский А.В. Организационно-правовые основы противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации. - Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2021. - 81 с.

6. Ильичев И.Е., Богмацера Э.В. Терроризм: истоки, понятие, угрозы // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2018. - № 3. - С. 12-29.

7. КарагодинА.В. Эффективность федеральных и региональных средств противодействия терроризму / Актуальные проблемы противодействия терроризму: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под ред. И.Ф. Амельчакова, И.Н. Озерова, В.Н. Шарутенко [и др.] - Белгород: Бел юИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2011. С. 193-196.

8. Озеров И.Н., Александров А.Н., Дергилева С.Ю. Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской империи в начале XX века / Российская полиция: три века служения Отечеству: сборник материалов юбилейной Международной научной конференции, посвященной 300-летию российской полиции / под ред. Н.С. Нижник. - Санкт-Петербург, 2018. С. 652-658.

9. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Надзор Банка России за исполнением основных обязанностей кредитных организаций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Административное право и процесс. - 2016. - № 4. - С. 36.

10. Старцев Г.В. Экономические аспекты противодействия финансированию терроризма // Административное право и процесс. - 2013. - № 1. - С. 40.

References

1. Bogmatsera E.V. Problems of defining the concept of "terrorism" / E.V. Bogmatsera, P.V. Zhesterov, L.V. Glazkova, V.A. Maltsev // Opcion. T. 34. - 2018. - No. 85. - P. 1618-1627.

2. Lenkovskaya R.R., Bogmatsera E.V., Savtsova N.A. Features of creation of universal system of counteraction measures to the international terrorism // Economic and Social Development Book of Proceedings. - 2019. - P. 520-525.

3. Volkova M.A. 2019. Correlation of the concepts of «terrorism», «terrorist act», and «act of terrorism» in obligations in the law of tort (Scopus) / M.A. Volkova, M.M. Turkin, G.N. Kuleshov, E.V. Bogmatsera // International Journal of Recent Technology and Engineering, Volume-8, Issue-3. - 2019. - P. 7166-7170.

4. Bogmacera E.V. Problemnye voprosy postroeniya universal'noj mezhdunarodnoj sistemy protivodejstviya terrorizmu // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2020. - № 2. - S. 19-23.

5. Erygin A.A., RimskijA.V. Organizacionno-pravovye osnovy protivodejstviya religioznomu ekstremizmu v Rossijskoj Federacii. -Belgorod: Bel YuI MVD Rossii imeni I.D. Putilina, 2021. - 81 s.

6. Il'ichev I.E., Bogmacera E.V. Terrorizm: istoki, ponyatie, ugrozy // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. -2018. - № 3. - S. 12-29.

7. Karagodin A.V. Effektivnost' federal'nyh i regional'nyh sredstv protivodejstviya terrorizmu / Aktual'nye problemy protivodejstviya terrorizmu: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. I.F. Amel'chakova, I.N. Ozerova, V.N. Sharutenko [i dr.] - Belgorod: Bel YuI MVD Rossii imeni I.D. Putilina, 2011. S. 193-196.

8. Ozerov I.N., Aleksandrov A.N., Dergileva S.Yu. Pravovye i organizacionnye osnovy bor'by s terrorizmom v Rossijskoj imperii v nachale HH veka / Rossijskaya policiya: tri veka sluzheniya Otechestvu: sbornik materialov yubilejnoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchennoj 300-letiyu rossijskoj policii / pod red. N.S. Nizhnik. - Sankt-Peterburg, 2018. S. 652-658.

9. Rozhdestvenskaya T.E., GuznovA.G. Nadzor Banka Rossii za ispolneniem osnovnyh obyazannostej kreditnyh organizacij v sfere protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma // Administrativnoe pravo i process. - 2016. - № 4. - S. 36.

10. Starcev G.V. Ekonomicheskie aspekty protivodejstviya finansirovaniyu terrorizma // Administrativnoe pravo i process. - 2013. -№ 1. - S. 40.

(статья сдана в редакцию 25.05.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.