РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
RETROSPECTIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL LEGAL MECHANISMS FOR COUNTERING THE LEGALIZATION (LAUNDERING) OF PROCEEDS FROM CRIME AND THE FINANCING OF TERRORISM
Аннотация: в данной статье приведен анализ развития международных механизмов противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, и финансированию терроризма, обобщен современный международный опыт и предложены направления совершенствования предупредительной деятельности.
По мнению автора, в настоящее время отмывание денег и финансирование терроризма являются проблемами наднационального уровня, которые требуют совместных усилий международного сообщества. Юрисдикции со слабым антиотмывочным контролем потенциально будут подвержены влиянию и интеграции преступности в национальную экономику, учитывая отсутствие комплексной системы банковского надзора и недостаточную имплементацию в национальные законодательства требований и стандартов, установленных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
Кроме того, мировая глобализация и развитие современных информационно-телекоммуникационных технологий усиливают транснациональный характер легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, таким образом, в первоочередном порядке необходима модернизация антиотмывочного законодательства на международном и национальном уровнях.
Ключевые слова: легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем; финансирование терроризма, риск-ориентированный подход.
Для цитирования: Лащенко РА. Ретроспективный анализ международно-правовых механизмов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 4. С. 33-37.
Abstract: this article provides an analysis of the development of international mechanisms for countering the legalization (laundering) of funds or other property acquired by criminal means and the financing of terrorism, summarizes modern international experience and suggests ways to improve preventive activities.
According to the author, money laundering and terrorist financing are currently supranational problems that require joint efforts of the international community. Jurisdictions with weak anti-money laundering controls will potentially be exposed to the influence and integration of crime into the national economy, given the lack of a comprehensive banking supervision system and insufficient implementation of the requirements and standards established by the Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF) into national legislation.
In addition, global globalization and the development of modern information and telecommunication technologies strengthen the transnational nature of the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism, thus, modernization of anti-laundering legislation at the international and national levels is urgently needed.
УДК 343.79
Р.А. ЛАЩЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) [email protected]
ROMAN A. LASHCHENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)
Keywords: legalization (laundering) of funds or other property acquired by criminal means, financing of terrorism, risk-based approach.
For citation: Lashchenko R.A. Retrospective analysis of international legal mechanisms for countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and the financing of terrorism // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 4. P 33-37.
По оценкам МВФ, масштабы операций, связанных с отмыванием денег, составляют от 2% до 5% мирового ВВП, что эквивалентно примерно от 800 млрд до 2 трлн долларов США в год [9].
Последствия отмывания денег и потенциальные риски, связанные с ним на микроэкономическом уровне, способны привести к внезапным изменениям качества функционирования финансовых институтов, более высокой степени волатильности международных потоков капитала и валютных курсов.
Незаконная торговля наркотиками считается наиболее прибыльным сектором, на долю которого приходится 50% доходов от транснациональной преступности и пятая часть всех доходов от преступной деятельности. Из незаконных средств, проходящих через глобальную финансовую систему, арестовывается и замораживается менее 1%. По словам Юрия Федотова, исполнительного директора УНП ООН, «отслеживание потоков незаконных средств, полученных в результате незаконного оборота наркотиков и других транснациональных организованных преступлений, и анализ того, как они отмываются через мировые финансовые системы, остаются сложными задачами» [10].
Отмывание денег является насущной проблемой из-за возросшей простоты и скорости перевода денег по всему миру. Также рост «теневой экономики», либерализация финансовых рынков и распространение оффшоров значительно усложняет деятельность правоохранительных органов в розыске, замораживании и конфискации активов, полученных в результате преступной деятельности.
По данным УНП ООН, отмывание денег - это финансовое преступление, которое имеет глобальный трансграничный характер, совершенное с использованием транзакций нескольких финансовых учреждений, расположенных в разных иностранных юрисдикциях. Мировую глобализацию кроме участников легальной экономики умело использует и преступность. Например, разработка новых финансовых инструментов и возможностей в торговле и банковской сфере позволяет преступности совершенствовать системы отмывания денег.
Усилия государств по борьбе с трансграничным отмыванием денег в последние годы заметно активизировались. За последнее десятилетие, по-видимому, сложился широкий политический консенсус в пользу проведения эффективной политики борьбы с отмыванием денег, по крайней мере, в большинстве развивающихся стран.
Как массовое преступное явление отмывания денег привлекло международное внимание в 1980-х годах из-за взаимосвязи с незаконным оборотом наркотиков. Вызывали обеспокоенность значительные доходы, полученные от преступной деятельности, в сочетании с эпидемией употребления наркотиков в современном обществе, что и послужило стимулом для развития международного сотрудничества, выраженного в принятии Конвенции Организации Объединенных Наций 1988 года (Венская конвенция). Это было первое крупное международное соглашение, призывающее все страны осуществлять координированное противодействие международной торговле наркотиками путем принятия единых законов о борьбе с отмыванием денег. Венская конвенция требует, чтобы каждая страна-участница приняла законодательство, предусматривающее выявление и конфискацию отмытых денег, полученных от продажи наркотиков. В нем также изложены процедуры взаимной правовой помощи в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и отмыванием денег, начиная с обмена информацией, вплоть до мер уголовно-правового воздействия.
В июле 1989 года, когда антинаркотическая риторика продолжала усиливаться, особенно в развитых странах, главами государств Большой семерки на пятнадцатом ежегодном экономическом саммите, состоявшемся в Париже (Франция), была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Цель создания ФАТФ заключалась в оценке результатов существующих мер по предотвращению отмывания денег с помощью банковских систем и финансовых учреждений, а также выработке превентивных мер, включая нормотворческие и правовые, усиления международного сотрудничества по борьбе с отмыванием денег [1].
Ключевым моментом Венской конвенции и Рекомендаций ФАТФ является то, что они предназначены для снижения данных преступлений не только внутри страны, но и за рубежом. Тот факт, что отмывание денег часто происходит за пределами юрисдикции, где выращиваются, обрабатываются или продаются наркотики, привел к международным усилиям по принятию законодательства по борьбе с отмыванием денег.
В то время как импульсом для принятия Венской конвенции и первого набора из 40 рекомендаций ФАТФ являлись отдельные государственные стратегии борьбы с наркотиками, сфера применения, по крайней мере, некоторых национальных законов о борьбе с отмыванием денег не всегда ограничивалась незаконным оборотом наркотиков как таковым.
В конце 1980-х годов, когда внимание все еще было в значительной степени сосредоточено на проблеме наркотиков, как национальные, так и международные организации по борьбе с преступностью отмечали, что международная организованная преступность занимается не только наркотиками, но и другими формами незаконной деятельности, включая азартные игры, вымогательство, проституцию, контрафакцию и торговлю оружием. Они также отметили, что другие формы незаконной деятельности, такие как промышленный шпионаж и кража интеллектуальной собственности, хотя обычно и не совершаются традиционной организованной преступностью, также приносят значительные суммы денег, нуждающиеся в отмывании.
Согласно решению Совета Европейской конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступлений (Европейская конвенция) 1990 г. законы о борьбе с отмыванием денег не обязательно должны ограничиваться наркодоходами. В преамбуле Европейской конвенции отмечено, что она направлена против «тяжких преступлений», а определение того, какие преступления ею охватываются, остается за принимающим государством. Директива Европейской конвенции гласит, что «поскольку отмывание денег происходит не только в отношении доходов от преступлений, связанных с наркотиками, но и в отношении доходов от другой преступной деятельности (например, организованной преступности и терроризма), государства-члены должны осуществить модернизацию своего законодательства».
В отчете ФАТФ за 1990 г. подчеркивается, «что, хотя большая часть отмытых денег приходится на доходы от наркотиков, каждая страна должна рассмотреть возможность альтернативного подхода, заключающегося в кри-
минализации отмывания денег на основании всех серьезных преступлений».
Таким образом, фокус политики по борьбе с отмыванием денег сместился с незаконного оборота наркотиков на другие преступления, в первую очередь финансирование терроризма и экономические преступления [2].
Впервые понятие «финансирование терроризма» было упомянуто в резолюции 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в октябре 1970 года, а позднее было закреплено резолюцией 1189 Совета Безопасности ООН 13 августа 1998 года. Однако только после трагических событий 11 сентября 2001 года, которые произошли в Нью-Йорке, терроризм оказался в центре внимания международного сообщества. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций на своем 4385 заседании, состоявшемся 28 сентября 2001 года, занял твердую позицию в отношении терроризма, что привело к расширению мандата ФАТФ и включению в него борьбы с финансированием терроризма [3].
Это привело к разработке восьми Специальных рекомендаций ФАТФ, которые впоследствии были расширены до девяти в дополнение к Сорока рекомендациям, разработанным ФАТФ в 1990 году, которые представляют собой набор международных стандартов, направленных на выявление и предотвращение отмывания денег. Эти Рекомендации периодически обновляются и подробно описывают широкий спектр мер, которые включают систему уголовного правосудия и правоохранительную деятельность, финансовую систему и ее регулирование, а также международное сотрудничество. Хотя они не имеют обязательной силы, все чаще страны подвергаются политическому давлению с целью их имплементации в национальные законодательства [4].
Следующий механизм предполагает проведение оценок в рамках коллегиального обзора (так называемых взаимных оценок) на постоянной основе. В этом обзоре содержится подробное описание, а также анализ систем борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, действующих в странах для предотвращения злоупотреблений финансовой системой со стороны преступников.
Третий механизм, используемый ФАТФ, - это мониторинг юрисдикций с высоким риском, не сотрудничающих друг с другом. К таким юрис-дикциям относятся те, которые пренебрегают надлежащим внедрением стандартов ФАТФ и, как следствие, представляют собой риск для глобальной финансовой системы. Этот механизм был разработан для выявления систем-
ных недостатков и поощрения более строгого соблюдения требований. С помощью этого инструмента ФАТФ эффективно оказывает давление на такие юрисдикции с основной целью совершенствования национальных систем противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.
Отраслевые исследования, часто называемые типологическими отчетами, являются четвертым механизмом, используемым ФАТФ. Эти отчеты, по сути, представляют собой исследования, проводимые в конкретных экономических областях и видах деятельности с целью определения текущих и потенциальных уязвимостей, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма. Они также изучают различные каналы, которые потенциально могут быть использованы для незаконного перевода средств, и проводятся соответствующими экспертами в государственном и частном секторах, включая подразделения финансовой разведки, правоохранительные и надзорные органы и т.д. [5].
Другим способом, с помощью которого ФАТФ отслеживает угрозы финансовой системе, является процесс выявления стран и юрисдикций со значительными недостатками в их стандартах ПОД/ФТ, которые считаются высокорискованными или неспособствующими сотрудничеству. В рамках этих исследований ФАТФ выпустила ряд публичных предупреждений, привлекающих внимание к проблемам, касающимся уязвимостей в системах ПОД/ФТ выявленных стран. Из-за этого дополнительного давления такие юрисдикции вынуждены принимать меры по совершенствованию своих систем, чтобы сохранить положение в мировой экономике. Поскольку этот процесс проверки проводится на постоянной основе, ФАТФ продолжает совершенствовать методику работы с юрисдикциями с высоким уровнем риска.
Согласно рекомендациям ФАТФ проверки юрисдикций проводятся на основе угроз, уяз-вимостей или конкретных рисков, исходящих от стран, после чего предоставляется период наблюдения в течение одного года для совместной работы с ФАТФ по устранению недостатков. В процессе проверки принимаются во внимание недостатки ПОД/ФТ, выявленные в отношении технического соответствия и эффективности принятых мер. Если ФАТФ сочтет действия, предпринимаемые юрисдикцией, недостаточ-
ными, разрабатывается план по устранению оставшихся стратегических недостатков. Процесс идентификации осуществляется путем публикации двух заявлений ФАТФ по завершении каждого пленарного заседания, которое проводится в феврале, июне и октябре каждого года. В заявлениях подробно излагаются последние мероприятия, предпринятые в соответствии с планом в каждой юрисдикции, с изложением остающихся недостатков, которые требуют дальнейших действий [6].
В целях дальнейшего содействия применению единых стандартов ПОД/ФТ в развитие своего Заявления о принципах 1988 года, Ба-зельский комитет по Банковскому надзору подтвердил позицию в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, опубликовав измененную версию своих основных принципов эффективного банковского надзора. Его цель состояла в том, чтобы предоставить банкам полномочия по включению рисков, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма для каждого банка, в платформу управления рисками банка международных расчетов (BIS). Комитет также одобрил принятие стандарта ФАТФ в отношении банков и отметил, что они в дополнение к Основным принципам Базеля соответствуют комплексной системе банковского надзора, и банкам было рекомендовано осуществлять национальное внедрение стандартов, установленных ФАТФ [7].
Отмывание денег и финансирование терроризма являются проблемами наднационального уровня, которые требуют совместных усилий международного сообщества. Юрисдикции со слабым антиотмывочным контролем потенциально будут подвержены влиянию и интеграции преступности в национальную экономику. Кроме того, контрмеры, принимаемые международным сообществом, могут привести к сокращению международной финансовой помощи, а также прямых иностранных инвестиций в данные юрисдикции [8].
Отмывание денег и финансирование терроризма будет и впредь принимать новые формы под влиянием таких факторов, как динамичная мировая экономика, смещение центров влияния, глобализация и распространение крипто-валют. Национальное и международное анти-отмывочное законодательство, несомненно, будет продолжать развиваться в попытке ответить на эти новые вызовы.
Литература
1. ШкредюкГ.Р. Международные правовые основы противодействия легализации (отмыванию) доходов, приобретенных преступным путем // Вопросы науки и образования. 2018. № 17 (29). С. 48-50.
2. Михайлов Б.П., Тузов Л.Л. Актуальные проблемы противодействия легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5. С. 225-230.
3. Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности ООН. Сайт ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// und0cs.0rg/ru/S/ RES/1373(2001).
4. Сборник материалов ФАТФ по противодействию финансированию терроризма. - Париж: ФАТФ, 2016.
5. Едронова В.Н. Методология финансового мониторинга: оценка национальных рисков // Финансы и кредит. 2016. № 16 (688). С. 27-39.
6. Ответственность за отмывание (легализацию) коррупционных доходов по законодательству зарубежных стран / И. С. Власов, Н. В. Власова, Н. А. Голованова и др. — Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2017. - 310 с.
7. Киризлеева А.С.,Чирах Е.В. Концептуальные основы формирования эффективного банковского надзора в современных условиях развития // Теоретическая экономика. 2020. № 4 (64). С. 62-70.
8. Агрба А.Н. Базель IV: перспективы трансформации банковского надзора // Инновации и инвестиции. 2019. № 5. С. 323-328.
9. «Каковы масштабы отмывания денег в мире» Отчет Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма [Электронный ресурс]. - URL: https://eurasiangroup.org/ru/faq
10. Доклад на заседании ООН. Федотов Ю. заместитель Генерального секретаря ООН, Исполнительный директор Управления по наркотикам и преступности ООН. [Электронный ресурс]. - URL: //https/www.upi.com/Top_News/World-News/UN-Global-money-laundering-may-be-16T/76611319578672/
= References =
1. Shkredyuk G.R. Mezhdunarodnye pravovye osnovy protivodejstviya legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, priobretennyh prestupnym putem // Voprosy nauki i obrazovaniya. 2018. № 17 (29). S. 48-50.
2. Mihajlov B.P., Tuzov L.L. Aktual'nye problemy protivodejstviya legalizacii dohodov, poluchennyh ot nezakonnogo oborota narkotikov // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 5. S. 225-230.
3. Rezolyuciya 1373 (2001) Soveta Bezopasnosti OON. Sajt OON. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// und0cs.0rg/ru/S/ RES/1373(2001).
4. Sbornik materialov FATF po protivodejstviyu finansirovaniyu terrorizma. Parizh: FATF, 2016.
5. Edronova V.N. Metodologiya finansovogo monitoringa: ocenka nacional'nyh riskov // Finansy i kredit. 2016. № 16 (688). S. 27-39.
6. Otvetstvennost' za otmyvanie (legalizaciyu) korrupcionnyh dohodov po zakonodatel'stvu zarubezhnyh stran / I. S. Vlasov, N. V. Vlasova, N. A. Golovanova i dr. — M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii: INFRA-M, 2017. - 310 s.
7. Kirizleeva A.S., Chirah E.V. Konceptual'nye osnovy formirovaniya effektivnogo bankovskogo nadzora v sovremennyh usloviyah razvitiya // Teoreticheskaya ekonomika. 2020. № 4 (64). S. 62-70.
8. Agrba A.N. Bazel' IV: perspektivy transformacii bankovskogo nadzora // Innovacii i investicii. 2019. № 5. S. 323-328.
9. «Kakovy masshtaby otmyvaniya deneg v mire» Otchet Evrazijskoj gruppy po protivodejstviyu legalizacii prestupnyh dohodov i finansirovaniyu terrorizma [Elektronnyj resurs]. - URL: https://eurasiangroup.org/ru/faq
10. Doklad na zasedanii OON. Fedotov Yu. zamestitel' General'nogo sekretarya OON, Ispolnitel'nyj direktor Upravleniya po narkotikam i prestupnosti OON. [Elektronnyj resurs]. - URL: //https/www.upi.com/Top_News/World-News/UN-Global-money-laundering-may-be-16T/76611319578672/
(статья сдана в редакцию 15.11.2022)