Опыт европейских банков в борьбе с легализацией незаконных доходов
Кузьменко Екатерина Борисовна
аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, [email protected]
На текущий момент проблема легализации (отмывания) денег стала одной из важных глобального характера, к решению которой привлечены многие ведущие страны мира. Поэтому все больше значения придается данной проблеме и негативного влияния этой деятельности на макроэкономические процессы, распределение финансовых ресурсов и кредитоспособность финансового сектора. В статье рассмотриваются проблемы, связанные с легализацией незаконных доходов, а также негативные последствия для экономики различных стран, связанные с данным видом преступной деятельности. Описаны предпринятые необходимые меры к повышению эффективности банковских систем европейских стран, что может быть предложено в качестве рекомендаций для компетентных российских контролирующих и правоохранительных организаций. Для предотвращения проблем легализации незаконных средств необходимо изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Также необходимо проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым и юридическим вопросам, а также проблемам в сфере законодательства в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
Ключевые слова: отмывание денег, противодействие легализации, налоговые правонарушения, перемещение капитала, международные организации, финансовые преступления, ФАТФ
На текущий момент проблема легализации (отмывания) денег стала одной из важных глобального характера, к решению которой привлечены многие ведущие страны мира. Поэтому все больше значения придается данной проблеме и негативного влияния этой деятельности на макроэкономические процессы, распределение финансовых ресурсов и кредитоспособность финансового сектора.
ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег - Financial Action Task Force, FATF) учреждена «семеркой» при участии Европейской комиссии в ходе Парижской встречи G7 в июле 1989 года.1
Создание Группы стало ответом на возросшие объемы отмываемых преступных доходов во всем мире. С учетом сложности работы по выявлению грязных денег в международной финансовой системе возникло понимание неотложности разработки коллективных мер противодействия финансовым преступлениям. В настоящее время в ФАТФ входят 35 страны-участницы и две международные организации. Российская Федерация принята в члены в июне 2003 года. ФАТФ поддерживает партнерские отношения с региональными группами по типу ФАТФ (РГТФ), объединяющими страны, готовые к выполнению 40 рекомендаций и взаимной оценке своих национальных систем ПОД/ФТ:
1. Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ - MONEYVAL);
2. Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ - eAG);
3. Азиатско-Тихоокеанская группа борьбы с отмыванием денег (АТГ-APG);
4. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Ближнего Востока и Северной Африки (МЕНАФАТФ - MENAFATF);
5. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег государств Латинской Америки (ГАФИЛАТ - GAFILAT);
6. Межправительственная группа по борьбе с отмыванием денег в Западной Африке (ГИАБА - GIABA);
7. Группа по борьбе с отмыванием денег государств Восточной и Южной Африки (ЕСААМЛГ - ESAAMLG);
8. Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (СИФАТФ - CFATF);
9. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег в Центральной Африке (ГАБАК - САВАС).
В июне 2003 года с учетом обобщенного международного опыта ФАТФ приняла новую редакцию 40 Рекомендаций. В октябре 2004 года была принята 9 Специальная рекомендация о контроле над перемещением наличных денежных средств физическими лицами. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005) 40+9 рекомендаций ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами-членами ООН. В феврале 2012 года утверждены обновленные стандарты - 40 Рекомендаций, являющиеся компиляцией 40+9 старых Рекомендаций, а также включающих новые положения, касающиеся, в частности, противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и применения риск-ориентированного подхода на национальном уровне.
Деятельность ФАТФ проявилась и в содействии созданию в различных странах мира подразделений финансовой разведки (ПФР), предназначенных для выявления случаев злоумышленного использования в преступных целях их финансовой системы и обеспечения соблюдения законодательства в области борьбы с финансовыми правонарушениями.
В соответствии с целями, обозначенными в программных документах ФАТФ придерживается курса на увеличение числа своих членов путем привлечения стратегически значимых стран, которые могли бы использовать своё влияние в регионах с целью повышения эффективности борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
О
ю
5
* 2
сч cJ £
Б
а
2 ©
В 2008 году прошел третий раунд взаимной оценки соответствия российской системы ПОД/ФТ международным стандартам, который проводился экспертами ФАТФ, МАНИВЭЛ и ЕАГ. Ранее Российская Федерация уже прошла две такие оценки - в сентябре 2002 года и в апреле 2003 года. По результатам этих оценок в октябре 2002 года Россия была исключена их «черного» списка ФАТФ и в 2003 г. стала ее полноправным членом. В отличие от предыдущих оценок, в рамках третьего раунда оценивалось не только формальное соответствие организационно-правовых основ системы ПОД/ФТ рекомендациям ФАТФ, но и эффективность реализации этих рекомендаций на всех уровнях: в ПФР, надзорных, правоохранительных и судебных органах, финансовых и иных сообщающих организациях. Начиная с 2010 г. Россия регулярно отчитывалась о прогрессе в совершенствовании национальной системы ПОД/ ФТ на пленарных заседаниях. В октябре 2013 г. Был представлен шестой отчёт, по результатам которого наша страна была снята с мониторинга до проведения нового раунда взаимных оценок (выездная миссия в Москву намечена на конец 2018 года).
В 2013-2014 гг. российский представитель (В.Нечаев) впервые в истории ФАТФ стал ее президентом. Итоги нашего председательства получили высокую оценку международного сообщества и способствовали дальнейшему укреплению авторитета России в сфере пОд/ФТ.
С 1 июля 2016 года пост Президента ФАТФ занял Х.М. Вега (Испания), а Вице-президентом стал представитль Аргентины С. Отаменди.
Список членов ФАТФ: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Гонконг, Китай, Греция, Дания, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Российская Федерация, Сингапур, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, ЮАР, Республика Корея, Япония
Большинство стран ЕС борются с отмыванием денег от таких видов преступлений (чаще всего тяжких), как, торговля оружием, наркотиками, людьми, предметами старины, человеческими органами; терроризм; проституция; мошенничество; нелегальная игра; похищение людей; шантаж и грабеж. В частности, Уголовный Кодекс Австрии объявляет преступлением отмывание всех акти-
вов, полученных от совершения серьезных преступлений, влекущих заключение в тюрьму на срок более трех лет.
В Великобритании отмывание денег относится к серьезным преступлениям, связанным с торговлей наркотиками, терроризмом, кражей и обманом, грабежом, мошенничеством, вымогательством, нелегальным пользованием депозитов, шантажом.
В Испании Уголовный Кодекс ст. 301 относит отмывание денег к разделу о взятках и сходных преступлениях. В него включены все серьезные преступления со сроком тюремного заключения более трех лет. Закон об отмывании денег включает борьбу с доходами от организованных преступлений, терроризма, торговли наркотиками.
Швейцария - это страна, которая является наиболее привлекательной для «отмывания грязных денег»
и доходов от преступлений, совершаемых за рубежом.
Доклад об оценке страновых рисков по отмыванию денег и финансированию терроризма в Швейцарии, который был представлен межведомственной рабочей группой, присвоил Швейцарии среднюю степень риска во всех сферах, в том числе и банковской. Доклад был составлен на фоне коррупционного скандала вокруг ФИФА.
В докладе говорится, что в целом законодательство соответствует существующим требованиям. Но также в докладе предлагается принятие мер к повышению эффективности банковской швейцарской системы в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Федеральный совет признал первый доклад о национальной оценке рисков по отмыванию денег и финансированию терроризма в Швейцарии. В Правительстве заявили, что представят свои рекомендации в Парламент.
В докладе отмечается, что главные угрозы для национального финансового сектора с точки зрения видов мошенничеств исходят от растраты, коррупции и участия в ОПГ.
Отмечено, что риск приходится на долю «универсальных банков», несмотря на то, что банками были предприняты необходимые меры по борьбе с отмыванием. То же самое и в отношении таких видов деятельности как: частный банкинг и доверительное управление, предоставление консалтинговых услуг, и денежные переводы.
Анализ в докладе показал, что низкая степень уязвимости в таких областях
как страхование и кредитование. А иных проанализированные отраслях (розничные банковские услуги, ценные бумаги, драгметаллы, валютно-обменные операции и платежные системы) подвержены среднему риску.
Эти меры по предотвращению риска преступных деяний соответствуют степени выявленных рисков. Отмечено, что рассмотренная практика отмывания денег и ее использование спортивными организациями не было частью данного доклада.
В докладе еще говорится об ограниченном риске по проведению через Швейцарию операций по финансированию терроризма, которые могут оказать существенное влияние на рост странового риска страны. Отмечается, что постоянное использование альтернативных систем денежных переводов в Швейцарии террористическими организациями тоже потенциально увеличит риски страны в данной области.
Финансовые посреднические организации наиболее подвержены угрозе риска совершения преступных деяний и могут быть использованы для финансирования терроризма. Таким образом рабочая группа предложила восемь мер по укреплению существующей финансовой системы, в том числе содействуя диалогу между разными секторами, и через развитие и улучшение существующий системы статистики.
В докладе также обращается внимание на такие сектора как свободные порты (Freeports) и сырьевые отрасли. В докладе упоминается, что Управление по борьбе с отмыванием денег и отчетности Швейцарии (MROS) уведомлено о подозрительных сделках в сфере торговли сырьевыми товарами. Швейцария - самый крупный центр торговли нефтью и рудой. Две трети сделок совершены компаниями, которые распологаются не в Швейцарии. Группа сообщила о проблемах при отслеживании сделок, которые относятся к категории red-alert deals - повышенное внимание.
Швейцария принимает меры, направленные на приведение своего законодательства в налоговой сфере к соответствию требованиям Группы по разработке финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF). В 2014 года Парламент Швейцарии издал Федеральный закон для осуществления пересмотренных в 2012 году рекомендаций FATF. В ноябре правительство Швейцарии выпустило постановление, согласно которому с 1 января этого года наличные платежи на
сумму более ОТ 100,000 надлежат обязательной и тщательной проверке личности покупателя. 2
Нововведение, вступившее в силу в 2017 году, об ужесточении наказания за налоговые правонарушения и мошенничества. С 1 января 2017 года эти правонарушения являются предварительным условием для отмывания, если размер неуплаченного налога в год превысит швейцарских франков 300,000 (более 22 млн рублей).
Швейцария и рекомендации РДТР
Правила, содержащиеся в постановлении, касающиеся выполнения рекомендаций РДТР, содержат ряд обязательств, которые возлагают на банки и финансовых посредников. Таким образом, они обязаны выполнять следующие требования:
■ Осуществлять более пристальный контроль над юридическими лицами, в том числе, определять конечного бенефициара;
■ Проверять, не осуществляло ли лицо в прошлом квалифицированные налоговые преступления, что теперь рассматривается как фактор, обуславливающий отмывание денег;
■ Распространять понятие «политически значимое лицо», в том числе, на местных и региональных чиновников;
■ Соблюдать положения законодательства о противодействии отмыванию денег, проводить всестороннюю проверку личности клиента при платеже наличными на сумму более СНР 100,000 3;
■ Соблюдать правила по увеличению объема необходимой отчетности в Швейцарскую службу надзора за отмыванием денег (MROS), если возникают подозрения при совершении каких-либо финансовых операций.
Кроме того, громкие терористичес-кие акты последнего времени заставили мировую общественность уделить особое внимание проблеме финансирования терроризма, и новые рекомендации РДТР содержат более строгие санкции, которые направлены на борьбу с этим явлением.
Квалифицированные налоговые правонарушения
В законах Швейцарии есть разница между идентичными налоговыми преступлениями. Одно это занижение суммы налога, налогоплательщик не задекларировал часть имущества, дохода. Его ожидает штраф, в размере незадекларированного дохода.
Нарушение серьезнее - если налогоплательщик подает в налоговую поддель-
ные отчетности и уклоняется от налогов. Тогда ему грозит тюрьма. Уголовная ответственность за такие преступления в Швейцарии уже давно. Но, если раньше правонарушениями считались только серьезные проступки, с наказанием в виде лишения свободы от 3-х лет, то сейчас преступление считается уклонением от уплаты налогов. Единственное условие - сумма превышает CHF 300,000 в год.
Швейцария имеет право открывать дело об отмывании денег на территории своей, даже если деяние, обусловившее совершение этого преступления (например, уклонение от уплаты налогов) произошло за ее пределами.
С 1 января 2016 года ужесточились также требования для банкиров в части оповещения Швейцарской службы надзора за отмыванием денег (MROS) - аналог Росфинмониторинга, о подозрительных операциях. Когда Банк или финансовый посредник знает, что в сделке задействованы средства, полученные незаконным путем, или это подозревает, они должны сразу проинформировать об этом MROS.
В этом случае и банк и его сотрудники могут быть обвинены и привлечены за отмывание денег. Штраф составляет до полумиллиона швейцарских франков. А с 2009 года Швейцария оказывает правовую административную помощь властям других стран, если возникают подозрения, что их налогоплательщики прячут средства в виде в швейцарских банках. Все эти правки вступили в силу с января 2016 года, а значит, новости о громких делах появятся не раньше 2017 года, по окончании отчетного периода. По мнению газеты Neue Z^^cher Zeitung (NZZ), принятую форму Декрета по борьбе с отмыванием денег можно считать компромиссным вариантом. Ранее правительством Швейцарии предлагалось ввести полный запрет на осуществление покупок стоимостью свыше 100 тысяч франков за наличный расчет. Обусловлено это желание тем, что по мнению правительства нет обоснованной причины отказа от оплаты крупных покупок безналичным расчетом. Парламент страны эту идею не поддержал. В окончательном варианте документа осталось множество неточностей и обобщенных моментов, поэтому при необходимости грамотный юрист легко сможет найти в нем лазейку. По мнению представителей профессионального объединения сетей розничной торговли Швейцарии (IG DHS) и РБК, все это спровоцирует появление еще более серьезных ограничений. Особый протест у
представителей Ю DHS вызвали непосредственно определение понятия «продавец» в документе и необходимость создания и содержания собственной ревизионной комиссии. Закон не дает защиты посредникам, получающим за свои услуги комиссию в размере более 100 тысяч франков, что по мнению представителей Ю DHS уже является ошибкой. Вопросы вызвало и то, что Декрет не дает понятия, какие именно организации учреждают ревизионную комиссию для контроля за крупными транзакциями. Небольшие магазны, в которых не осуществляет таких дорогих разовых покупок, могут понести от этого серьезные траты.
Отказ от создания таких комиссий опять может понести за собой финансовые потери - если продавец отказывается предоставить отчет, ему грозит штраф в двести тысяч франков.
Мнение продавцов люксовых товаров4.
Особо недовольны законопроектом продавцы предметов роскоши. Большую часть населения Швейцарии (свыше 5%) составляют миллионеры, таким образом и продажи предметов роскоши в этой стране довольно высоки.
В 2016 году руководитель союза арт-дилеров Швейцарии С.Фуррер сказала о том, что большая часть взаиморасчетов в области торговли искусством в настоящее время происходит с помощью безналичного расчета, при этом для оформления крупных транзакций (от 25 тысяч франков и выше) банки требуют предоставлять наиболее полную информацию о покупателе и некоторые подтверждающие документы. Также С.Фуррер отметила, что по данным отчета правоохранительных органов, сделанного в июне, ни одного случая отмывания денег через приобретение предметов искусства не было обнаружено.
В Германии, как и в других развитых европейских странах, развернута серьезная борьба с банкирами, которые участвуют в отмывании средств и помогают клиентам скрывать доходы от налогообложения.
Правовые рамки борьбы с отмыванием денег в Германии необходимо рассматривать в международном контексте. Попытки предотвратить отмывание денег были впервые воплощены в Конвенции Совета Европы о выявлении и конфискации доходов от уголовных преступлений от 8 ноября 1990 года. 10 июня 1991 года Совет ЕС принял Директиву о предотвращении использования финансовой
О
ю
S
* 2
сч сч £
Б
а
2 ©
системы в целях отмывания денег. 22 сентября 1992 года вступила в силу статья 261 Уголовного кодекса Германии, предусматривающая за участие в отмывании денег наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет или денежный штраф. 29 ноября 1993 года вступил в силу Закон о выявлении доходов от тяжких уголовных преступлений (Закон об отмывании денег), имеющий отношение не столько к сфере уголовного права, сколько к административному и банковскому надзору. Согласно закону банк обязан самостоятельно проводить расследование подозрительных случаев и сообщать о них властям. Сделав такое уведомление, банк получает право не выполнять соответствующую финансовую операцию. Примечательно, что банк сам определяет, является ли случай подозрительным или нет. Банки добросовестно выполняют требование сообщать о всех подозрительных операциях клиентов. Только правоохранительными органами земли Гессен за 1994-1996 годы было получено от банков 1300 таких сообщений, но лишь в 4 случаях подозрения удалось доказать. В связи с этим силовые структуры Германии, подвергнув жесткой критике положения закона, предложили отказаться от принципа презумпции невиновности и перенести на самих подозреваемых бремя доказательства легитимности происхождения своего капитала. В результате 19 июня 1996 года правительство Германии одобрило проект Закона о совершенствовании борьбы с отмыванием денег. Отныне об открытии уголовного дела по подозрению в отмывании денег автоматически информируются налоговые органы, которым подозреваемый обязан предоставить сведения о происхождении денег. Если он отказывается сделать это, то сумма облагается дополнительным налогом. Таким образом, удалось сохранить принятый в уголовном судопроизводстве принцип презумпции невиновности притом, что государство сможет через налоговые органы получить доступ к подозрительным активам до доказательства их криминального происхождения. Вместе с тем закон содержит норму, позволяющую земельному ведомству уголовной полиции до решения суда накладывать арест и даже конфисковывать имущество при наличии «высокой вероятности» того, что его источником являются серьезные уголовные преступления. Также закон предусматривает более активное участие таможенных и пограничных служб в контроле за потоками наличных денег. В то же время
банки обязаны сообщать правоохранительным органам о всех денежных операциях на сумму свыше 30000 марок. В Германии ежегодно отмывают до 100 миллиардов евро. «Меккой по отмыванию денег» назвали Германию немецкие СМИ после того, как стали известны истинные размеры финансовых средств, которые «прополаскиваются» ежегодно в различных секторах экономики. Сто миллиардов евро - эта колоссальная сумма прозвучала в отзыве ученых университета имени Мартина Лютера (Халле-Виттенберг), выполненном для министерства финансов ФРГ. Приблизительный объем отмываемых средств, о которых не известно следственным органам, колеблется между 20 и 30 миллиардами евро, гласит отзыв. «Общий объем отмывания денег в финансовом и нефинансовом секторе Германии, вероятно, превышает 50 миллиардов евро и находится на уровне 100 миллиардов евро в год», -констатируют ученые. Наибольшая часть денег поступает из-за рубежа. Наибольшая часть «грязных» денег в Германии «отмывается» через торговлю недвижимостью и автомобилями. Министерство финансов ФРГ недавно прилюдно признало «наличие лакун» в борьбе против отмывания денег на уровне федеральных земель. В Германии именно в их компетенции находится преследование и контроль сделок с недвижимостью, строительством, торговлей автомобилями, лодками, яхтами, а также продажи украшений и предметов искусства. Кроме того, интенсивно ведется отмывание нечестным путем заработанных финансовых средств в гостиничном и ресторанном секторе. За раскрытие преступлений в этой области несут ответственность земельные органы. В общефедеральном компетенции находится лишь контроль денежных потоков из финансовых сделок. Исследование показало, кроме того, что Германия благодаря своей экономической привлекательности в целом выказывает повышенный риск отмывания денег. Кстати, основная часть средств для «стирки» поступает из-за границы. Поэтому минфин ФРГ подумывает о таких мерах, как фиксация максимальной суммы для наличных платежей. Кроме того, во всех 16 землях Германии «предупреждение сделок по отмыванию денег в нефинансовом секторе» должно получить наивысочайший приоритет. Странно только, что германский минфин лишь сейчас решил устроить борьбу с нелегальными финансовыми потоками из этой области уголовного бизнеса.
Закон Гамма-Вассали (1990 г.) установил уголовную ответственность за операции по «отмыванию» и переводам на сумму свыше 20 млн. лир и впервые в мировой правовой практике определил понятие «преступная организация типа мафия»5. Уголовный кодекс Италии предусматривает наказание в виде лишения свободы от 7 до 12 лет и денежный штраф от 2 до 30 млн. лир в отношении лиц, занятых легализацией доходов и имущества, добытого преступным путем. Наказание может быть увеличено, если такие же действия совершают должностные лица, используя при этом свое служебное положение. В результате изменения законодательства в 1990 году государство теперь обязано осуществлять мониторинг по обнаружению и пресечению попыток легализации преступных денег. Система, мониторинга предусматривает, что перевод любой суммы за рубеж сопровождается одновременным декларированием дохода. Согласно закону № 143 от 03.05.91 переводы сумм более 20 млн. лир разрешаются только через агентства уполномоченных посредников, которые осуществляют регистрацию и идентификацию клиента. Лица же, отказывающиеся сообщать об операции или от чьего имени они осуществляют данную операцию, либо дающие фальшивую информацию, наказываются лишением свободы на срок от 6 месяцев и штрафом от 1 до 10 млн. лир. В законе описан механизм обязательного оповещения банковской системой компетентных органов о каждом переводе более 20 млн. лир. Существует и механизм извещения о подобных операциях министра финансов (закон № 689 от 24.11.84) Предусмотрен достаточно широкий спектр ответственности для уполномоченных посредников как уголовной так и административно-финансовой. Банки и другие посреднические организации обязаны иметь подробную документацию о проведенных резидентами валютных операциях, чтобы судить о попытках «отмывания» денег. Информация о личности человека, социальном положении, адресе валютного счета, на чье имя переводятся денежные средства, дате совершения операции, количестве денег на валютном счету до и после совершения операции также представляется в органы финансового контроля. Срок хранения информации в банках от 5 до 10 лет. Италия и Ватикан подписали соглашение об обмене банковской информацией, сообщило министерство экономики и финансов Италии. С этого времени итальянские
власти смогут получать информацию о владельцах счетов в ватиканском банке, который носит название Институт религиозных дел (ИРД, ЮR), в рамках борьбы с уклонением от уплаты налогов.
Согласно договору, Ватикан передаст официальному Риму информацию о счетах, созданных с 1 января 2009 года. Владельцам вкладов предлагается воспользоваться возможностью амнистии капиталов и добровольно заявить о средствах, утаенных от налоговых органов Италии. Официальный Рим уже заключил похожие соглашения с другими государствами, традиционно славящимися своей политикой неразглашения банковской тайны. Итальянские власти уже получают информацию о вкладах своих граждан в банках Швейцарии и княжеств Монако и Лихтенштейн. Ужесточение внешнего контроля над экономической деятельностью стало историческим событием для Ватикана. Институт религиозных дел, созданный в 1942 году по решению папы Римского Пия XII, официально занимался управлением ресурсами религиозных агентств Римско- католической церкви. Финансовая организация обладала исключительными правами инвестировать средства конфиденциально и без уплаты налогов. За чуть более чем 70-летнюю историю IOR успел поучаствовать не в одном скандале. Банк Ватикана часто обвиняют в том, что он служит своего рода «прачечной» для заработанных незаконным путем денег итальянской мафии. До сих пор не угасают споры вокруг дела банкира Микеле Синдона. Банкир работал в нескольких итальянских финансовых структурах, которые долгое время сотрудничали с Институтом религиозных дел и американскими банками. Следствие предполагало, что он помогал итальянским мафиози переправлять деньги в США путем их отмывания в ватиканском банке. Итальянские власти требовали от Вашингтона его экстрадиции, но после того, как суд США приговорил его к пожизненному сроку, он был найден мертвым в своей камере. Официальная версия гласит, что нарушитель закона совершил самоубийство6. В 2013 году финансовая гвардия Италии арестовала епископа Са-лерно Нунцио Скарано, который занимался управлением активами банка, по подозрению в отмывании денег и попытке контрабанды наличными "20 млн на борту частного самолета из Швейцарии в Италию. За этим последовали громкие отставки гендиректора банка Паоло Чип-риани и его заместителя Массимо Тулли. Тогда ватиканский банк отказался связы-
вать смену руководства с делом об отмывании денег, сообщив, что отставка была добровольной. В 2014 году разразился новый скандал. Бывших руководителей IOR Анджело Калойя и Лелио Ска-летти обвинили в нелегальных операциях с недвижимостью в период с 2001 по 2008 года. Тогда, как предполагает обвинение , экс-чиновникам удалось присвоить в общей сложности около "50-60 млн. Взошедший на престол в 2013 году папа Римский Франциск начал активную борьбу с сомнительной финансовой деятельностью, проводимой через счета католического банка. В одном из посланий Франциск обратился к членам калабрий-ского мафиозного клана Ндрангета, обвинив их в «поклонении злу». Понтифик тогда заявил, что они должны считать себя отлученными от церкви - и это на фоне того, как калабрийская мафия традиционно считала своим покровителем архангела Михаила. Отлучение от церкви для итальянских мафиози, исторически считавших себя очень религиозными христианами, стало мощным сигналом того, что нынешние власти Ватикана намерены изменить свою политику в отношении организованной преступности. Тем временем власти Италии, и без Святого престола погрязшей в многочисленных коррупционных скандалах, долгое время стремились перекрыть нелегальные финансовые потоки, поступавшие в банк Ватикана. «Стереть» банковскую тайну между Ватиканом и Италией пообещал ранее итальянский премьер Маттео Рен-ци. Тяжелая экономическая ситуация, в которой уже долгое время находится Италия, требует увеличения бюджетных поступлений. Госдолг Италии последние месяцы демонстрирует рекордные показатели и колеблется в районе "2,166 трлн. Размер госдолга Италии приблизился к 130% ВВП страны еще в 2013 году, говорилось в отчете европейского статистического агентства Еиг^а!. По этому показателю Италия уступает сейчас лишь Греции. Ежегодно итальянская казна недосчитывается порядка "60 млрд из-за взяточничества и коррупции, считают аналитики Еврокомиссии. Ежегодно уклонение от уплаты налогов обходится итальянскому бюджету в "91 млрд. Соглашение между Италией и Ватиканом, основанное на нормах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволит итальянским налоговым органам повысить отчисления в бюджет страны.
В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что многие государ-
ства ведут активную деятельность, направленную на противодействие «отмыванию» преступных доходов, которая проявляется, прежде всего, в принятии нормативно-правовых актов, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства в сфере легализации денежных средств, полученных преступным путем, устанавливают порядок контроля лиц и информирования ими компетентных контролирующих государственных органов при осуществлении различных валютных операций в торговых сделках, а также определяет способы взаимодействия стран в данном направлении. В частности, наиболее развитые европейские страны, в большей или меньшей коррупционной составляющей. Проводятся взаимные оценки в странах-участницах ФАТФ на предмет соответствия национальных законодательств и действующей практики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма рекомендациям ФАТФ. Для предотвращения проблем легализации незаконных средств необходимо изучение ситуации в странах, которые активно используются международной организованной преступностью для отмывания преступных доходов и финансирования терроризма. Также необходимо проведение на регулярной основе в различных странах мира конференций, симпозиумов и семинаров по финансовым и юридическим вопросам, а также проблемам в сфере законодательства в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) .
Литература
1. http://www.fedsfm.ru/activity/fatf Федеральная служба по финансовому мониторингу. Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ)
2. https://offshorewealth.info/offshore-legislation-acts/revised-anti-money-laundering-measures-switzerland/ Ведущий корпоративный портал оффшорной индустрии на русском языке
3. http://business-swiss.ch/2015/11/ nalichny-e-raschety-anonimny-mi/ Интернет портал «Деловая Швейцария»
4. http://swiss-rus.ru/news/econom/ antikorrupcionnaya-politika-ili-kak-shveycariya-budet-borot-sya-s-otmyvaniem-deneg.htmlcurPos=136
5. Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках (Авторы: Павел Ревенков,Александр Дуд-ка,Алексей , Воронин,Михаил Каратаев)
О £
ю
5
2
6. https://www.gazeta.ru/business/ 2015/04/03/6623637^т1
«Ватикан под колпаком у налоговиков»
Ссылки:
1 http://www.fedsfm.ru/activity/fatf
2 https://offshorewealth.info/offshore-legislation-acts/revised-anti-money-laundering-measures-switzerland/
3 http://business-swiss.ch/2015/11/ nalichny-e-raschety-anonimny-mi/
4 http://swiss-rus.ru/news/econom/ antikorrupcionnaya-politika-ili-kak-shveycariya-budet-borot-sya-s-otmyvaniem-deneg.htmlcurPos=136
5 «Финансовый мониторинг: управление рисками отмывания денег в банках» / Павел Ревенков,Александр Дудка-,Алексей Воронин,Михаил Каратаев
6 https://www.gazeta.ru/business/ 2015/04/03/6623637^^
Experience of European Banks in fight with legalization of the illegal income
Kuzmenko E. B.
Financial University under the Government of the Russian Federation
At the moment the problem of legalization (washing) of money became one of important global nature to which solution many leading countries of the world are attracted. Therefore more and more significance is attached to this problem and a negative impact of these activities on macroeconomic processes, distribution of financial resources and creditworthness of financial sector. In article the problems connected with legalization of the illegal income and also the negative consequences for economy of various countries connected with this type of criminal activities are considered. The taken necessary measures to increase in efficiency of bank systems of the European countries are described that it can be offered as recommendations for the competent Russian controlling and law-enforcement organizations. Prevention of problems of legalization of illegal means requires studying of a situation in the countries which are actively used by the international organized crime for laundering of the criminal income and financing of terrorism. Carrying out on a regular basis worldwide of conferences,
symposiums and seminars on financial and legal issues, and also problems in the sphere of the legislation in the field of counteraction to money laundering and financing of terrorism is also necessary
Keywords: money laundering, legalization counteraction, tax offenses, capital flow, international organizations, financial crimes, FATF
References
1. http://www.fedsfm.ru/activity/fatf
Federal Service for Financial Monitoring. Group of development of financial measures for anti-money laundering (FATF)
2. https://offshorewealth.info/offshore-
legislation-acts/revised-anti-money-laundering-measures-switzerland/the Leading enterprise portal of the offshore industry in Russian
3. http://business-swiss.ch/2015/11/
nalichny-e-raschety-anonimny-mi/ Business Switzerland Internet portal
4. http://swiss-rus.ru/news/econom/
antikorrupcionnaya-politika-ili-kak-shveycariya-budet-borot-sya-s-otmyvaniem-deneg.htmlcurPos=136
5. Financial monitoring: risk management of money laundering in banks (Authors: Pavel Revenkov, Alexander Dudka, Alexey, Voronin, Mikhail Karatayev)
6. https://www.gazetaru/business/ 2015/04/03/6623637.shtml
"Vatican under a cap at tax specialists"
сч cJ £
6 a
2 ©