«Грязные деньги»: риски вовлечения банков в сомнительные схемы отмывания
сч
СП £
Б
а
2 ©
Кузьменко Екатерина Борисовна,
аспирант, Финансовый Университет при Правительстве РФ
«Грязные деньги»: риски вовлечения банков в сомнительные схемы отмывания
В данной статье были рассмотрены проблемы, связанные с незаконным выводом капитала, что такое «грязные» деньги, и каковы масштабы их распространения и «отмывания» в мире. Ключевой особенностью «грязных» денег является то, что это - почти исключительно наличные деньги в виде бумажных денежных знаков. «Отмывание» «грязных» денег осуществляется как с участием банков, так и без их участия. Риск вовлечения банка в сомнительные финансовые схемы, а также схемы легализации преступных доходов является новой категорией для российской банковской системы, в которой отсутствует опыт регулирования и управления подобными процессами, что придает вопросам разработки механизмов выявления, оценки и управления данным риском особую актуальность. Для сохранения деловой репутации, стабильной и непрерывной работы банкам во всем многообразии финансовых транзакций необходимо оперативно выявлять операции, имеющие признак сомнительных, т.е. направленных на легализацию преступных доходов, их обналичивание и вывод за пределы страны, финансирование терроризма. Банковское дело сегодня является той сферой деятельности, где степень разного рода рисков остается довольно высокой Противодействие отмыванию доходов, полученных преступных путем, является одной из приоритетных задач мирового сообщества на современном этапе развития, в статье также приведены примеры борьбы со схемами отмывания таких стран, США, Великобритания и Китай. Ключевые слова: отмывание денег, противодействие легализации, незаконное предпринимательство, офшоры, перемещение капитала, служба внутреннего контроля, Росфинмони-торинг, ФАТФ
Работа кредитно-финансовых учреждений зависит от макроэкономических показателей, уровня госрегулирования и качественного состава клиентской базы. Банки становятся объектом пристального внимания со стороны контролирующих органов в условиях противодействия теневой экономике, отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), уходу от уплаты налогов.
В рамках сотрудничества с ФАТФ1 в стране были сформированы: антиотмывочное законодательство и органы мониторинга финансовых операций, отвечающие международным требованиям. Основой правового регулирования в этой сфере является федеральный закон № 115-ФЗ 2 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также нормативно-правовые акты в области валютного и банковского контроля. Законом на кредитно-финансовые организации возлагается обязанность по выявлению сомнительных операций и представлению в надзорные органы информации о сделках, подлежащих особому контролю. Несоблюдение этих требований может стать основанием для применения регулятором мер нормативного воздействия, вплоть до отзыва банковской лицензии, в отношении провинившегося банка. Так, по официальным данным ЦБ РФ, в 2013 г. восемь кредитных организаций лишились лицензий за несоблюдение требований федерального закона № 115-ФЗ .
Идентификация клиентов банка
В целях оперативного контроля законности и экономико-правовой обоснованности финансовых сделок в банках функционирует система внутреннего контроля, позволяющая идентифицировать клиентов кредитных организаций, собирать и передавать уполномоченным органам информацию о проводимых ими транзакциях. Прием банком клиента на обслуживание предполагает прохождение последним процедуры идентификации в данной системе, т.е. установления достоверности предоставленных данных в соответствии с подтверждающими документами. В отношении физлица проверяется информация об имени, фамилии и отчестве, гражданстве, дате рождения, адресе проживания и регистрации, реквизитах удостоверяющих личность документов, индивидуальном номере налогоплательщика. В отношении организаций устанавливается достоверность фирменного наименования, ИНН, сведений о госрегистрации, фактического и юридического адреса. В ряде случаев для проведения идентификации банкам, помимо получения сведений о клиентах, необходимо получить информацию о выгодоприобретателях сделки и их бенефициарных владельцах (лицах, имеющих возможность контролировать действия клиента).
Законом установлены случаи, когда идентификация клиентов (физлиц) может не проводиться:
■ при купле-продаже ими валюты, номинал которой в эквиваленте не превышает 15 тыс. руб.;
■ при осуществлении платежей без открытия банковского счета на сумму не более 15 тыс. руб.
Черные списки клиентов
Помимо установления достоверных данных о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах, банки проверяют клиентов на причастность к экстремизму, терроризму и к легализации преступных доходов. Такая проверка проводится путем сверки информации о клиенте с данными Перечня террористов и экстремистов, опубликованного Росфинмонито-рингом, а также черными списками Банка России и других компетентных органов.
При появлении подозрений у банка относительно причастности клиентов(организаций и физлиц) к противоправным операциям в рамках закона о ПОД/ФТ банк вправе отказать клиенту в обслуживании, проведении транзакции, приостановить ее исполнение, затребовать дополнительные, подтверждающие целесообразность сделки, документы. А всю документально зафиксированную информацию о подобных клиентах и сделках банки обязаны передавать в Федеральную службу по финансовому мониторингу. При всем этом попадание организаций или лиц в черный список для банков является лишь поводом внимательнее присмотреться к тому или иному клиенту, а не выносить категоричный отказ в обслуживании.
В большей степени информация о клиентах и их включении в число сомнительных является рабочей и закрытой. Однако Росфинмониторингом рассматривается возможность формирования публичных межбанковских списков сомнительных клиентов, которые позволят повысить эффективность всей системы ПОД/ФТ и перейти от постреагирования к своевременному выявлению и предотвращению сомнительных сделок и, как следствие, сокращению их числа.
Операции клиентов, подлежащие особому контролю
Статьей 6 закона № 115-ФЗ определен довольно широкий
перечень операций, проводимых с денежными средствами и другим имуществом клиентов, в отношении которых необходим особый банковский контроль. Основой включения операций в контролируемую группу является критерий стоимостной оценки транзакции и ее экономического характера. Так контролю подлежат:
■ операции с денежными средствами и иным имуществом как в рублях, так и в валюте в сумме, равной (эквивалентной) либо превышающей 600 тыс. руб.;
■ операции, обслуживающие сделки с недвижимостью стоимостью от 3 млн руб., подразумевающие переход права собственности на нее;
■ операции некоммерческих организаций на сумму от 100 тыс. руб.;
■ операции по счетам и аккредитивам организаций, имеющих стратегическое значение для безопасности страны, ее оборонно-промышленного комплекса, на сумму от 50 млн руб.
Также особому контролю подлежат операции по сделкам, участники которой (хотя бы один) признаны в установленном порядке причастными к экстремистской деятельности и терроризму, т.е. включены службой Росфинмониторинга в Перечень террористов и экстремистов. Сведения о перечисленных транзакциях банки направляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Сомнительные операции
Как следует из определения, данного Банком России, под сомнительными операциями понимают сделки, имеющие запутанный и необычный характер, не несущие экономического смысла и исполнения правовых законных целей. Положениями ЦБ установлено отнесение к сомнительным операциям транзакций следующего вида:
■ систематическое снятие клиентом банка (как физлицом, так и организацией) крупных сумм наличных денег, особен-
но если объем снятия превышает 80 % всего оборота по счету;
■ регулярное поступление средств от третьих лиц на счета физлиц с последующим их обналичиванием, переводом на банковские (в т.ч. карточные) счета третьих лиц, покупка валюты и ценных бумаг;
■ перевод резидентом крупных сумм (100 % аванса) в пользу нерезидентов по долгосрочным импортным договорам, договорам страхования и оказания услуг;
■ переводы организациями-резидентами средств на счета, открытые в уполномоченных банках-нерезидентах за пределами страны;
■ неправомерное возмещение НДС по экспортным операциям;
■ операции с векселями.
При проведении операций
подобного рода банки имеют право запросить дополнительные документы, подтверждающие законностьсделки, ее экономическое обоснование и источники поступления средств на счета.
Таким образом, обслуживание клиентов банком связано с риском его вовлечения в проведение сомнительных операций, а отсутствие надлежащего уровня внутреннего контроля может грозить кредитной организации потерей репутации и отзывом банковской лицензии. Поэтому исполнение банками требований антиотмывочного законодательства является если не залогом, то предпосылкой их стабильного существования.
Знай своего клиента: как это выглядит в России3
Прогнозные оценки развития банковской сферы не сулят кризисных ситуаций системного характера. Однако есть угрозы, которые подрывают доверие к национальным банкам.В числе основных проблем - вовлеченность определенного количества российских банков в систематическое проведение сомнительных операций, направленных на обслуживание
О
ю i
*
es
2 е
6
сч
СП £
б
а
2 о
интересов теневиков и криминалитета. В принципе, это более 200 банков, которые не попали в систему страхования и не заняты обслуживанием реальных процессов в российской экономике. Кроме того, мы видим противоправные действия ряда руководителей кредитных организаций по выводу активов банков, как правило, в период, предшествующий отзыву у них лицензий на осуществление банковской деятельности, рост числа посягательств при кредитовании, а также с использование поддельных ценных бумаг, расчетных документов и пластиковых карт. В целях противодействия этим угрозам спланирован и реализуется комплекс различных мероприятий, обязательным условием которых является установление взаимодействия с различными институтами банковского сообщества. С апреля 2005 г. совместно с Банком России проводится целый ряд мероприятий, которые направлены на противодействие схемам незаконного вывода денежных средств из легального оборота путем их обналичивания. Интересы теневиков и криминалитета, возвращение сверхприбыли путем сокрытия доходов, осуществление незаконных экспортно-импортных операций, совершение, как правило, хищений средств бюджета генерируют и поддерживают высокий спрос на эти услуги. Растет число операций с обналичкой, хотя мы знаем, что рост реального сектора экономики несколько иной. Выведенные из государственного оборота, неконтролируемые, огромные наличные денежные массы (более $8 трлн. в 2015 г.), превосходящие в разы бюджет страны, стимулируют инфляционные процессы, формируя повышенный спрос на недвижимость, землю, золотовалютные ценности. То есть оказывают влияние уже на макропроцессы в российской экономике. Не меньшую опасность представляет дальнейшее использование этих огромных не-
контролируемых сумм наличных средств. Как правило, они направляются на расширение теневой экономики, укрепление экономической базы организованной преступности, подпитку коррумпированного чиновника. В материалах ряда уголовных дел установлены факты использования таких денег на материальное и финансовое обеспечение террористических и экстремистских организаций. Возможность использования банковских технологий для совершения манипуляций с безналичными и наличными средствами в условиях встроеннос-ти отечественных банков в систему международных платежей может привести к тому, что Россия станет восприниматься «прачечной» сомнительных денег со всего мира. Не стоит удивляться, когда зарубежные партнеры для защиты своей банковской системы вводят ограничения на открытие корреспондентских отношений с российскими банками, имеющими сомнительную репутацию. Такие действия уже имели место как в прошлом году, так и в текущем, когда некоторые кредитные организации США отказались от сотрудничества с рядом наших банков. В результате отечественные банки не могут в полной мере удовлетворить требования клиентов. Наиболее перспективные клиенты вынуждены переходить на обслуживание в иностранные банки, что и происходит сегодня в России, в том числе с федеральной сетью западных банков. Известно, что более 20 из 50 крупнейших российских банков - это уже зарубежные кредитные организации. Вытеснение российских банков из сектора крупного кредитования заставит их расширять операции с мелкими клиентами. Это только часть угроз, которые несет деятельность инфраструктуры рынка обналичивания. В частности, в Москве пресечена незаконная банковская деятельность незарегистрированного дополнительного офиса Индустриального сбербанка, где
ежедневно обналичивались средства на сумму более 100 млн. руб. в день. И это не самые крупные операции. В указанном филиале Индустриального сбербанка, по поддельным документам открывались счета юридическим лицам, заказчикам обналичивания присваивались условные имена и выдавались пластиковые идентификационные карточки, при предъявлении которых клиенты получали наличные средства. Всего подобным способом только в данном банке незаконно было выведено в нелегальный оборот 13 млрд. руб. С учетом информации о фактических обстоятельствах проводимых банками сделок этой направленности, в 2015 по октябрь 2016 г. Банком России были отозваны у 191 кредитных организаций лицензии 4 на осуществление банковской деятельности. Мониторинг ситуации показывает, что активные действия правоохранительных органов и Банка России в отношении московских кредитных организаций такой категории привели к перераспределению потоков безналичных средств, которые для обналичивания стали направляться в региональные банки или филиальную сеть крупных федеральных российских банков. В первую очередь, в Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа. Были приняты соответствующие меры, согласованные с Центральным банком, по организации мероприятий в российских регионах. В активную отработку взяты заказчики операций по выводу денежных средств из легального оборота. Преступники также стали использовать почтовую связь России. Это совершенно новая схема, где размер уплаты за обналичивание составляет менее процента - 0,5%. С помощью почтовыхуслуг обналичивают огромные суммы через физических лиц.
Противодействие отмыванию доходов, полученных преступных путем, является одной из приоритетных задач миро-
вого сообщества на современном этапе развития. Объемы легализации преступных доходов в настоящее время, по подсчетам экспертов, составляют от 500 миллиардов до триллиона долларов США в год. Чтобы получить более четкое представление об указанных суммах, достаточно заметить, что 500 миллиардов долларов - это годовой оборот бизнеса во «всемирной паутине», или, например, 1 триллион долларов - это внешнеторговый оборот развивающейся бурными темпами экономики Китая в 2004 году. Размах указанного явления вызывает озабоченность мирового сообщества не только из-за уменьшения налоговых поступлений в связи с укрытием части доходов различными организациями и частными лицами, но и из-за того, что значительная доля укрытых доходов, по результатам проведенных исследований, являются доходами, полученными от незаконной деятельности (чаще всего, от торговли наркотиками, людьми и пр.) и поступает в распоряжение террористических группировок по всему миру. Поэтому многие государства, особенно это касается развитых стран мира, принимают меры, направленные на борьбу с легализацией преступных доходов. С развитием экономики совершенствуются не только правовые методы борьбы с экономической преступностью, но и появляются новые методы легализации преступных доходов: применяются все более сложные схемы с участием целой цепочки юридических лиц, созданных, как натерритории одного, так и нескольких государств, разрабатываются все новые модели сокрытия доходов с использованием банковских продуктов, все новые виды деятельности вовлекаются в процесс отмывания преступных доходов. Однако после анализа результатов борьбы с отмыванием отдельных государств стало очевидным, что борьба будет более эффективна, если государства объединят свои
усилия, и в борьбу с этим получившим такое широкое развитие явлением вступят международные организации, способствующие разработке политики по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. С этой целью в 1989 году была создана Международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов (ФАТФ), членами которой в настоящий момент являются 31 страна, включая и Россию. Ежегодно ФАТФ составляет «черный» список государств, не принимающих «достаточных мер» для противодействия легализации преступных доходов. ФАТФ рекомендует «соблюдать особую осторожность» в отношениях с такими государствами, в том числе ограничивая деятельность банков-резидентов «неблагоприятных» стран путем, например, ограничения на открытие корреспондентских счетов. До недавнего времени Россия входила в числотакихстран, но после посещения нашей страны представителями ФАТФ и анализа законодательной базы, а также мер, принимаемых руководством страны для усложнения процесса отмывания денег, на очередном своем заседании ФАТФ приняла решение исключить РФ из «черного» списка, а позднее и принять ее в свои полноправные члены. Согласно процедурам, разработанным целевой группой разработки финансовых мер ФАТФ, для подтверждения политики борьбы с отмыванием государство должно привести свое законодательство в соответствие с требованиями Сорока рекомендаций ФАТФ, разработанными в 1990 году с учетом внесенных в них изменений. Структурно Рекомендации делятся на следующие группы: А. Правовые системы, Б. Обеспечительные меры и конфискация, В. Меры, которые следует принять финансовым учреждениям и нефинансовым предприятиям и лицам определенных профессий в целях предотвращения отмыванию денег и финансиро-
вания терроризма, С. Институциональные и прочие меры, необходимые в системах противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, 6. Международное сотрудничество. Рекомендации группы А касаются, в основном, законотворческой деятельности органов власти, направленной на противодействие отмыванию денег. Основным критерием соответствия законодательства страны международным нормам является отнесение любого способа отмывания доходов к преступным деяниям. За подобные деяния должна быть предусмотрена как уголовная, так и гражданская и административная ответственность. Что касается РФ, то уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем не была предусмотрена вплоть до принятия нового УК в 1996 году. Однако, наличие статьи в УК РФ оказалось недостаточным для эффективной борьбы с отмыванием, поэтому законодательная база и по сей день продолжает пополняться новыми нормативными актами в этой области (о некоторых из них речь пойдет в блоке, касающемся борьбы с отмыванием в нашей стране). Наибольший интерес представляют Рекомендации группы В, относящиеся к деятельности банков. Прежде всего, ФАТФ устанавливает общие принципы организации работы банковских учреждений. Так, по мнению, представителей ФАТФ, поскольку банки являются инструментом, который чаще всего используется при отмывании преступных денег в силу своей доступности при проведении платежных операций, органам власти рекомендуется устанавливать жесткие процедуры регистрации банковских учреждений с обязательным получением соответствующей лицензии. Порядок регистрации и лицензирования подобных учреждений должен предусматривать «прозрач-
© £
Ю
5
5
2 а
6
сч
СП £
б
а
2 о
ность» их деятельности для того, чтобы обеспечить возможность постоянного контроля и мониторинга со стороны контролирующих органов. Надлежащая проверка клиентов заключается в идентификации и подтверждении личности не только самого клиента, но и бенефициара, а также в постоянном отслеживании деловых отношений (в т.ч. сделок) клиента. С целью идентификации бенефициара банку необходимо установить, в чью собственность перейдут денежные средства или имущество. Если бенефициаром является юридическое лицо, следует выяснить, кто является его учредителем, и не являются ли стороны такой сделки взаимозависимыми лицами. Особое внимание предлагается уделять разовым сделкам. Отдельная Рекомендация (6) посвящена регламентации работы банка с клиентами - политическими деятелями. Кроме обычных проверочных мер, в отношении таких клиентов рекомендуется более тщательно подходить к вопросу установления источника денежных средств и порядку накопления капитала. Банковским работникам следует получить разрешение у руководства банка на установление деловых отношений с политическими деятелями, а в случае такого установления -осуществлять постоянный мониторинг их деловых отношений. В целях накопления опыта и сбора информации банкам рекомендуется хранить все сведения, касающиеся деловых отношений своих клиентов, в течение пяти лет. Этот срок - минимальный для хранения подобной информации, государство вправе определить более долгий срок. К сведениям, отнесенных в качестве обязательных для хранения, отнесены: официальные документы, позволяющие идентифицировать личность клиента и его контрагентов по сделкам (паспорта, водительские права, удостоверения личности и пр.), досье по счетам, документы сделок (договоры), а также деловую пере-
писку. Что касается деловой переписки, то в целях настоящей Рекомендации, банкам следует хранить переписку в течение установленного срока после прекращения деловых отношений, а не после, например, расторжения договора. В случае возникновения подозрений относительно законности проводимых клиентом операций либо личности самого клиента, законодательство страны, регулирующее банковскую деятельность, должно содержать обязанность банка немедленно сообщать о своих подозрениях в компетентные органы. Рекомендации ФАТФ особое внимание уделяют сохранению банковской тайны. В преамбуле Сорока рекомендаций ФАТФ содержится оговорка на необходимость соблюдения финансовой тайны в соответствии с нормативными актами страны. Поэтому в свете обязанности банка предоставить информацию о подозрительном клиенте в компетентные органы Рекомендация 14 указывает на то, что государство должно обеспечить защиту от уголовного и гражданского преследования банковским работникам, в т.ч. и исключить ответственность за раскрытие информации, признанной законом банковской тайной. Понятно, что для обеспечения экономической безопасности государства и соблюдения Рекомендаций ФАТФ необходим аппарат, наделенный соответствующими полномочиями и способный противостоять отмыванию преступных средств. Поэтому, неудивительно, что Рекомендации группы С касаются создания и функционирования правоохранительных органов, а также создания системы «прозрачности» юридических лиц. По мнению ФАТФ, государству следует позаботиться о том, чтобы предоставить правоохранительным органам достаточно широкий спектр полномочий, которые, с одной стороны, препятствовали бы отмыванию преступных средств, но, с другой стороны, не затрагивали бы законные
права и интересы граждан, предусмотренные международным правом и законодательством страны. С целью исключения коррупции и злоупотребления полномочиями государство должно предоставлять своим органам адекватные людские и технические ресурсы. Для поддержания «адекватности» рекомендуется предусмотреть процедуры, обеспечивающие лояльность и добросовестность работников. Для эффективной работы правоохранительных органов необходима достаточно прозрачная система регистрации и лицензирования юридических лиц, а также доступность получения необходимой информации в базе данных. Особо следует отметить, что, по заключению экспертов ФАТФ, наиболее благоприятными для отмывания денег являются, так называемые, особые экономические зоны или офшоры. Государствам рекомендуется постепенно отказаться от установления каких-либо послаблений в налогообложении и контроле отдельных территорий. Создание и функционирование таких зон оправданно в условиях становления экономики страны либо в государствах, имеющих достаточно большой опыт в противодействии с отмыванием денег. Заключительная группа Рекомендаций (группа 6) касается международного сотрудничества в области борьбы с отмыванием денег. Для эффективной борьбы с этим явлением странам необходимо координировать свою работу и объединить усилия, в т.ч. и правоохранительных органов. Поскольку отмывание денег признается международным преступлением, в законодательстве необходимо предусмотреть возможность экстрадиции обвиняемых лиц, и обязанность компетентных лиц представлять ответы на запросы органов других стран, касающиеся расследования подобных преступлений. Рекомендации ФАТФ являются базовым документом, на основе которого и разрабатывается
национальное законодательство. В следующих блоках будут рассмотрены особенности противодействия отмыванию преступных денег в различных государствах и, отдельно, в России
Во многих государствах отмывание денег, полученных преступным путем, признается уголовным преступлением. Наказанием за такое преступление, как правило, является крупный штраф либо продолжительное тюремное заключение в сочетании с конфискацией имущества. Создание в 1989 году ФАТФ принято считать началом активной борьбы с легализацией преступных средств на международном уровне, однако, основные принципы, которые легли в основу Сорока рекомендаций ФАТФ, были разработаны в национальных законодательствах государств -учредителей ФАТФ. Именно опыт этих государств, насчитывающий не одно десятилетие, позволил создать условия для эффективной борьбы с отмыванием средств. Как было отмечено ранее, способы отмывания средств постоянно совершенствуются. Принятие новых законов, которые ограничивают деятельность лиц, занимающихся легализацией преступных доходов, неизбежно влечет за собой изобретение такими лицами все новых и новых схем и методик. Поэтому в странах, где борьба с отмыванием денег ведется на государственном уровне, законодательство в этой области состоит из нескольких основных законов и принятых в соответствии с ними подзаконных актов. Ярким примером подобной структуры законодательства в области борьбы с отмыванием средств является США.
Законодательство Америки состоит из трех основных актов:
- подраздел «Закон о борьбе с отмыванием денег» Закона по борьбе со злоупотреблениями наркотиками,
- Закон о коррумпированных и находящихся под влиянием рэкетиров организациях,
- Закон о психотропных препаратах.
Вообще, стоит заметить, что в США отмывание денег напрямую связано с таким понятием как «коррупция». Американские законодатели изначально придерживаются той точки зрения, что действия коррупционных чиновников способствуют легализации преступных доходов. Причем, коррупцию они рассматривают не только какзлоупотребления со стороны американских должностных лиц, но и иностранных чиновников. Участившиеся в середине 90-х годов прошлого века случаи отмывания средств с помощью американских институтов подвигнули Конгресс США расширить основания привлечения к уголовной ответственности за легализацию преступных средств. В настоящий момент насчитывается 181 основание, и этот перечень не является исчерпывающим, суд может признать обвиняемого виновным в отмывании средств по дополнительному основанию в случае возникновения у суда подозрений относительно источника формирования средств. Несмотря на то, что преступление (например, вымогательство) было совершено на территории другого государства, участие в схеме по отмыванию средств американского юридического лица влечет за собой привлечение к ответственности всех участников данной сделки.
Одним из наиболее удачных примеров государств, законодательство которых подробно регулирует вопросы противодействия отмыванию средств, является Великобритания. Привлекательность этой страны для подобных операций объясняется наличием офшорных зон в сочетании с развитой банковской системой. Поток нелегальных денежных средств, хлынувший в страну, в том числе и из России, заставил Великобританию выступить инициатором создания ФАТФ и усовершенствовать национальное законодательство в этой области. Ито-
гом работы законодателей стало Положение о противодействии отмыванию денег, вступившее в силу в 1994 году. Система, созданная в Великобритании, является одной из самых эффективных за счет своей детализации. Поэтому не случайно, что российские законодательные и правоохранительные органы при разработке системы противодействия отмыванию преступных доходов за основу взяли систему именно этой страны. Как и в большинстве стран - участниц ФАТФ, основная обязанность по выявлению противоправных действий с целью легализации преступных доходов лежит на финансовых учреждениях. В Великобритании на законодательном уровне закреплено существование такой должности, как «инспектор по заявлениям об отмывании денег». Как правило, функции инспектора выполняют по совместительству юрисконсульт, контролер либо управляющий отделением банка. Само по себе существование такой должности показывает, какое важное значение придает английская система сбору сведений о подозрительных лицах. Более того, законодателями была разработана форма справки, подача которой является обязанностью инспектора. Наличие в штате банка инспектора не освобождает других служащих от обязанности отслеживать, так называемые, «нетипичные» операции или операции с крупными сумами. В вышеупомянутом Положении полномочия инспектора и остальных банковских служащих четко разграничены. Так, если служащий банка обязан тщательно отслеживать осуществляемые его клиентом операции и представлять инспектору отчет обо всех подозрительных, по его мнению, сделках, то в обязанности инспектора входит проверка предоставленных отчетов и составление, в случае подтверждения опасений служащего, справки. Проверка сведений, указанных в отчетах служащими, осуществляется
О £
ю
5
со
2 е
6
сч
СП £
б
а
2 о
инспектором с использованием базы данных банка, в которой он может отследить все движения по счету, а также контрагентов клиента. Таким образом, инспектор имеет самые широкие полномочия, и не случайно, что на эту должность назначаются столь ответственные лица, ведь доступ к секретной банковской информации предполагает раскрытие банковской тайны. Поэтому лицо, выбранное на должность инспектора, подвергается тщательной проверке, а также подписывает обязательство о неразглашении ставших ему известными в процессе работы сведений. Кроме установленных в большинстве стран - участниц ФАТФ оснований для внесения данных по клиенту в отчет, законодательство Великобритании предусматривает и такое, как совершение операций лицом, в отношении которого банковский служащий осведомлен либо имеет основания предполагать, что он содействует отмыванию средств. Что касается, так называемой «пороговой» суммы, в Великобритании она составляет сумму приблизительно равную 20 тысячам долларов США. Разовое поступление на счет клиента суммы, превышающей «порог», либо зачисление в течение короткого промежутка времени такой суммы становится объектом пристального внимания со стороны инспектора банка. Однако есть одно исключение, наличие которого свидетельствует о тщательной проработке английскими законодателями всех деталей. Осуществление операций по суммам свыше 20 тысяч долларов клиентами, для которых получение или уплата таких сумм является типичной операцией в силу своей профессиональной деятельности, не является основанием для возникновения подозрений в отмывании средств. Справки, составленные инспекторами, направляются по специальным каналам связи в Управление экономических преступлений Национальной службы крими-
нальной разведки. По данным Управления, ежегодно в него для дальнейшей обработки поступает до 30 тысяч справок из банковских учреждений. Поскольку борьба с отмыванием средств ведется на международном уровне, то в справки инспекторов заносятся и сведения, касающиеся деятельности иностранных юридических и физических лиц. Как было отмечено в начале, Великобритания является привлекательной для регистрации на ее территории компаний благодаря, в том числе, и существованию свободных экономических зон. С целью упрощения контроля за компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах, а, следовательно, и повышения эффективности борьбы с легализацией преступных средств, предусмотрена открытая база данных учредителей таких компаний. Особое внимание британские контролирующие органы уделяют международному сотрудничеству. В рамках заключенных с другими государствами соглашений, а также Рекомендаций ФАТФ, в обязанности служащих Управления входит обработка запросов и выдача необходимой информации иностранным спецслужбам. Законодатели Великобритании ставят во главу борьбы с отмыванием средств взаимодействие с органами других государств, основой которого должна стать прозрачность сведений о юридических лицах и всех банковских операциях. Еще одно государство, на примере которого хотелось бы остановиться при освещении вопроса борьбы с отмыванием средств, - Китай. Национальные традиции наложили свой отпечаток на законодательство этой страны. Информационные агентства обошло известие о том,что в Китае казнены четверо сотрудников банка, признанных виновными в отмывании 15 миллионов долларов США. А также приговорен ксмертной казни чиновник высокого уровня5. Несмотря на строгость наказания, предусмотренного за данное пре-
ступление в УК, по мнению самих правоохранительных органов Китая, меры, принимаемые ими в целях противодействия отмыванию доходов, отстают от требований современного мира. Кроме того, в Китае отсутствует как таковой перечень общих оснований для признания операции подозрительной. Это остается на усмотрение самого банка. Однако существуют признаки, закрепленные в законодательстве, при наличии которых банк обязан поставить в известность контролирующий орган. Причем указанные признаки различны для операций, совершаемых в национальной и иностранной валюте. Так, для операций в юанях установлены 13 признаков, среди которых: несоответствие направления операций предприятия особенностям его деятельности, перемещение через личный счет в банке суммы свыше 1 миллиона юаней за короткий период времени, частое открытие и закрытие счетов и пр.. Для операций в наличной иностранной валюте установлено 11 подозрительных признаков, а для безналичных операций - 20. Особое внимание банковским служащим следует уделять операциям в иностранной валюте, если сумма операций за 1 день (либо сумма одной операция) превышает при наличном расчете 10 тысяч долларов США, а при безналичном между физическими лицами - 100 тысяч долларов США, а между юридическими лицами - 500 тысяч долларов США. Как видно, «пороговая» сумма в Китае достаточно высока, и многие, в том числе и в ФАТФ, рассматривают это как фактор, способствующий притоку нелегального капитала в страну.
Правила внутреннего контроля - не единственный документ, регулирующий деятельность банка, отдельных его подразделений и служащих по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. Работа службы внутреннего контроля определяется Положением о данной службе.
Служба внутреннего контроля6 является обязательным структурным подразделением банка, в функции которого наряду с проверкой достоверности, полноты и объективности бухгалтерского учета и отчетности входит исключение вовлечения банка и участия его служащих в отмывании денег. Функции службы внутреннего контроля не могут быть переданы сторонней организации и должны осуществляться сотрудниками, входящими в штат банка. Исключение составляют участники банковских групп, в которых допускается передача обязанностей службы службе внутреннего контроля другой кредитной организации - участника банковской группы. Здесь следует заметить, что законодательством допускается передача лишь части полномочий, поэтому оформление такой передачи не влечет за собой снятие с банка обязанности по созданию собственной службы внутреннего контроля. В случае осуществления такой передачи всем участникам данной операции надлежит передать в территориальное отделение ЦБ РФ информацию о перечне передаваемых функций, порядке взаимодействия служб и ответственности каждой из сторон. Противодействие участию банка в схемах по легализации доходов является всего лишь одной из функций службы внутреннего контроля, кроме того, данное структурное подразделение рассматривает свою работу по предотвращению подобных операций как обеспечение безопасности самого банка. Учитывая два этих обстоятельства и опираясь на опыт организации системы противодействия отмыванию денег в Великобритании, в штатном расписании банка должна быть предусмотрена должность ответственного сотрудника (либо структурное подразделение) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Указанное должностное лицо являет-
ся самостоятельным органом банка и не может входить в состав службы внутреннего контроля. Ответственный сотрудник отвечает не только за разработку и реализацию правил внутреннего контроля и других регламентирующих документов в целях борьбы с отмыванием денег, но и за представление в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений, определенных нормативными актами в этой области. К числу таких сведений отнесены, в том числе, Анкеты юридических и физических лиц - клиентов. Особое внимание сотрудникам банка необходимо уделять трем основным критериям: вид деятельности, географический фактор и виды банковских операций, осуществляемых клиентом. В случае возникновения у служащего банка подозрений в осуществлении клиентом операций с целью легализации преступных доходов, основания возникновения таких подозрений необходимо изложить в части 5 Анкеты. Сведения, относящиеся к сфере деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, передаются ответственным сотрудником банка путем направления в территориальное отделение ЦБ РФ. Службу внутреннего контроля и ответственного сотрудника по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма можно рассматривать как звено, связующее остальных сотрудников банка с контролирующими органами в целях противодействия отмыванию денег. Наличие указанных структурных подразделений не уменьшает значение действий служащих банка. Поэтому ЦБ РФ особое внимание в своих указанияхуделяет подготовке и обучению кадров банковской организации в области противодействия отмыванию денег и/ или финансированию терроризма. Для обозначения подобного обучения используется аббревиатура ПОД/ФТ. Руководитель банка утверждает пе-
речень структурных подразделений и сотрудников,которые должны пройти обучение по ПОД/ФТ. Вводный (первичный) инструктаж в области ПОД/ФТ проводится с работником при приеме на работу либо при переводе в структурное подразделение, включенное в вышеуказанный перечень. Целевой инструктаж проводится в процессе работы сотрудников в случае принятия новых или внесения изменения в действующие законодательные акты, внутренние документы банка, при переводе (временном или постоянном) в структурное подразделение, внесенное в указанный перечень. ПОД/ФТ подразумевает проверку полученных в процессе обучения знаний сотрудников, которая проводится регулярно не реже одного раза в год(периодичность определяется внутренними документами банка). В случае проведения вводного инструктажа проверка проводится по истечении месяца с момента проведения инструктажа. Такова, в общих словах, организация системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в российских банковских учреждениях. В осуществлении этой работы большую роль играют указания и методические рекомендации ЦБ РФ. Что касается операций с покупкой - продажей иностранной валюты, ЦБ РФ обращает внимание на следующую последовательность операций клиента: - открытие двух банковских счетов - в валюте РФ и в иностранной валюте; - внесение наличных денег на рублевый счет; - безналичная покупка иностранной валюты путем списания в счет оплаты с рублевого счета; - зачисление приобретенной иностранной валюты на валютный счет лица и снятие наличной иностранной валюты. При помощи таких нехитрых операций лицо избегает обязательного контроля, так как все операции осуществляются безналичным способом. Поэтому служащим банка следует обращать внимание на временной
© £
Ю
I
5
2 а
6
сч ai
S
Б
«а
2 о
промежуток осуществляемых одним лицом банковских операций, а также на периодичность осуществления однотипных операций. Подобные действия расцениваются как операции повышенной степени риска совершения клиентом операций в целях легализации доходов, полученных преступным путем.
Анализ осуществляемых действий, направленных на отмывание денег, позволил ЦБ РФ вывести еще одну схему, при обнаружении признаков которой ответственному сотруднику банка надлежит информировать Федеральную службу по финансовому мониторингу. Суть этой схемы сводится к использованию в расчетах между юридическим лицом - нерезидентом и юридическими лицами - резидентами еще одного дополнительного юридического лица - резидента, на счетах которого аккумулируются все средства по сделкам. Юридические лица - резиденты переводят на счет этого дополнительного лица деньги в счет оплаты по сделкам с юридическим лицом - нерезидентом. Ближе к концу операционного дня дополнительное юридическое лицо переводит все поступившие за день средства на счет юридического лица - нерезидента. Как правило, такие операции осуществляются на основании агентского договора. В последующем юридическое лицо - нерезидент переводит поступившие деньги на счет физического лица - нерезидента, который завершает цепочку схемы, снимая наличные денежные средства со своего счета. Практика показывает, что обнаружить всех участников данной схемы достаточно сложно, как и доказать само существование умысла на легализацию преступных доходов. В случае возникновения подозрений у банка при осуществлении подобных действий, рекомендуется обратить внимание на следующие моменты. Во-первых, зачисление в течение одного операционного дня на счет клиента
платежей с похожим назначением платежа от различных юридических лиц и незначительный (порядка 5%) либо нулевой остаток на счете в конце операционного дня. Во-вторых, зачисление на счет физического лица значительной суммы единовременным платежом либо несколькими платежами в течение дня и снятие наличных денег в один день. И, наконец, в-третьих, стабильный состав участников схемы, проведение нескольких подобных операций и последующее закрытие участниками счетов. Описанные выше схемы являются лишь малой долей разработанного и почерпнутого из мировой практики механизма легализации доходов, полученных преступным путем. К сожалению, приходится отметить, что указания и методические рекомендации ЦБ РФ отстают от действительности и, как правило, содержат описание не возможных в будущем, а уже осуществленных неоднократно, схем. Тем не менее, РФ является, по оценке ФАТФ, государством, борьба с отмыванием денег в котором, ведется на высоком уровне. Деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу, опирающейся в своей работе на деятельность служб внутреннего контроля банков, направлена наусложнение использования злоумышленниками российских финансовых институтов в целях отмывания доходов и финансирования терроризма.
Литература
1. Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов с аудиторами. Рекомендации Базельского комитета по банковскомунадзору № 84, август 2001: Письмо Банка России от13.05.2002 № 59-Т.
2. Информационный портал Банки.ру httр://www.bаnki.ru/ w I к I Ь а п к / 8розоЬу1_о^умап1уа_Ьепед/
3. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 №808
4. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1. Статья 24.
5. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.
6. http://www.fedsfm.ru/ Сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу.
7. Информационный портал lentaru https://lentaru/news/ 2014/10/17/chinabribes/
Ссылки:
1 http://www.fedsfm.ru/ activity/fatf
2 http://www.fedsfm.ru/about/ legal/748
3 https://ru.wikipediaorg/wiki/
4 http://www.banki.ru/banks/ memory/
5 https://lentaru/news/2014/ 10/17/chinabribes/
6 http://bbest.ru/ekosnjvi/ orgvnkonvban/
«Dirty money»: risks of involvement of banks in doubtful schemes of washing Kuzmenko E.B.
Financial University under the Government of the Russian Federation In this article the problems connected with illegal withdrawal of capital what is «dirty» money, and what scales of their distribution and «washing» in the world were considered. Key feature of «dirty» money is that it - is almost exclusive cash in the form of paper bank notes. «Washing» of «dirty» money is performed both with participation of banks, and without their participation. The risk of involvement of bank in doubtful financial schemes, and also schemes of legalization of the criminal income is new category for the Russian bank system in which there is no experience of regulation and management of similar processes that gives to questions of development of mechanisms of identification, assessment and management of this risk special relevance. For preserving business reputation, stable and continuous work banks in all variety of financial transactions need to reveal quickly the transactions having a sign of the doubtful, i.e. directed to legalization criminal income, their cashing in and a conclusion out of borders of the country, terrorism financing. Banking is today that field of activity where any degree of risks remains quite high Counteraction to laundering of income gained criminal in the way is one of priority
tasks of the world community at the present stage of development, in article examples of fight against schemes of washing of such countries, the USA Great Britain and China are also given.
Keywords: money laundering, legalization counteraction, illegal entrepreneurship, offshores, capital flow, service of internal control, Rosfinmonitoring, FATF
References
1. Internal audit in banks and relations of supervisory authorities with
auditors. Recommendations of Basel committee about a bankovskomunadzor No. 84, August, 2001: Letter of the Bank of Russia ot13.05.2002 No. 59-T.
2. Information portal EaHKU.py http://
www.banki.ru/wikibank/ sposobyi_otmyivaniya_deneg/
3. Regulations on Federal Service for
Financial Monitoring, the approved Presidential decree of the Russian Federation of 13.06.2012 No. 808
4. About banks and banking activity:
Federal law of 02.12.1990 No. 3951. Article 24.
5. About the organization of internal
control in credit institutions and banking groups: Provision of the Bank of Russia of 16.12.2003 No. 242-P.
6. http://www.fedsfm.ru/ Website of
Federal Service for Financial Monitoring.
7. Information portal lentaru https://
lenta.ru/news/2014/10/17/ chinabribes/
О À
BS
S
&
to
2 e
6