Научная статья на тему 'Противодействие финансированию экстремистской деятельности как метод оперативно-розыскной профилактики преступлений экстремистской направленности'

Противодействие финансированию экстремистской деятельности как метод оперативно-розыскной профилактики преступлений экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
экстремистская деятельность / профилактика преступлений экстремистской направленности / финансирование экстремизма / источники финансирования экстремистских организаций / extremist activity / prevention of extremist crimes / financing of extremism / sources of financing for extremist organizations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Валерьевна Сергеева, Роман Николаевич Изусин

В статье авторы обосновывают необходимость осуществления мер, направленных на противодействие финансированию экстремистской деятельности, как одного из основных направлений предупреждения преступлений экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Countering the financing of extremist activities as a method of preventing extremist crimes

In the article, the authors substantiate the need to implement measures aimed at countering the financing of extremist activities as one of the main directions of preventing extremist offenses.

Текст научной работы на тему «Противодействие финансированию экстремистской деятельности как метод оперативно-розыскной профилактики преступлений экстремистской направленности»

Закон и право. 2021. № 11. С. 249-252. Law and legislation. 2021;(1 1):249-252.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-249-252 NIION: 1997-0063-11/21-001 MOSURED: 77/27-001-2021-11-200

Противодействие финансированию экстремистской деятельности как метод оперативно-розыскной профилактики преступлений экстремистской направленности

Юлия Валерьевна Сергеева1, Роман Николаевич Изусин2

11 2 Академии управления МВД России, Москва, Россия

1 Sergeeva.73@yandex.ru

2 izusin-roman@mail.ru

Аннотация. В статье авторы обосновывают необходимость осуществления мер, направленных на противодействие финансированию экстремистской деятельности, как одного из основных направлений предупреждения преступлений экстремистской направленности.

Ключевые слова: экстремистская деятельность, профилактика преступлений экстремистской направленности, финансирование экстремизма, источники финансирования экстремистских организаций.

Для цитирования: Сергеева Ю.В., Изусин Р.Н. Противодействие финансированию экстремистской деятельности как метод оперативно-розыскной профилактики преступлений экстремистской направленности // Закон и право. 2021. № 11. С. 249—252. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-11-249-252

Original article

Countering the financing of extremist activities as a method of preventing extremist crimes

Yulia V. Sergeeva1, Roman N. Izusin2

1 2 Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow, Russia

1 Sergeeva.73@yandex.ru

2 izusin-roman@mail.ru

Abstract. In the article, the authors substantiate the need to implement measures aimed at countering the financing of extremist activities as one of the main directions of preventing extremist offenses.

Keywords: extremist activity, prevention of extremist crimes, financing of extremism, sources of financing for extremist organizations.

For citation: Sergeeva Yu.V., Izusin R.N. Countering the financing of extremist activities as a method of preventing extremist crimes // Law and legislation. 2021;(11): 249—252. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2021-11-249-252

© Сергеева Ю.В., Изусин Р.Н. М., 2021 ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

В системе профилактических мер, направленных на уменьшение доли преступлений экстремистской направленности, на наш взгляд, стоит уделить особое внимание противодействию финансированию рассматриваемого вида правонарушений как одному из ключевых.

На государственном уровне уже есть четкое понимание настоящей природы и реальной сущности экстремизма; кроме того, учитывается серьезность влияния финансового обеспечения экстремистской деятельности на безопасность Российской Федерации и ее населения. Данные положения нашли свое отражения в таких документах стратегического планирования, как Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. [1] и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2].

Одним из видов экстремистских проявлений в Российской Федерации является привлечение различных групп населения к участию в несогласованных протестных акциях, которые впоследствии умышленно трансформируются в массовые беспорядки с целью дестабилизации общественно-политической обстановки. Для организации противоправных действий используются как легальные, так и нелегальные финансовые потоки, в том числе поступающие из-за рубежа.

12 июля 2021 г. Министром МВД России генералом полиции В. А. Колокольцевым подписан приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации № 528 «О форме и сроках представления отчета о расходовании собранных в целях организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества» [3]. Издание данного правового акта вносит большой вклад и имеет существенное значение для формирования системы обеспечительных мер, направленных на профилактику финансирования экстремистской деятельности.

Конечно, данный правовой акт не является единичным в системе мер государственного воздействия на предупреждение экстремистских проявлений, однако в складывающейся общественно-политической обстановке является логическим этапом по укреплению правовых позиций в данном направлении.

В научной литературе профилактика экстремизма в широком смысле обозначается как деятельность по его предотвращению, а также работа над тем, чтобы какие-либо люди не имели возможности и желания совершать такие преступления.

Второй смысл данного понятия, узкий, раскрывается как работа по нахождению причин, по которым они совершаются, а также условий, им способствующих. Кроме того, данная деятельность включает выявление конкретных людей, которые могут вести экстремистскую деятельность, и проведение профилактических мероприятий, которые позволят ее предотвратить или остановить [5].

Основной целью профилактических мероприятий по противодействию финансированию правонарушений экстремистской направленности является снятие общественной напряженности, связанной с кризисными явлениями в экономике, обусловленными введением санкций западными странами, сложной эпидемиологической обстановкой, неэффективностью работы госаппарата, коррупцией, непропорциональным распределением материальных благ.

Следствием этого становится падение уровня жизни населения, ухудшение предоставления услуг социальной сферы, и прежде всего медицинского обслуживания, образования, а также иные социально-экономические негативные факторы [6].

Складывающаяся ситуация умело используется иностранными государствами, в том числе включенными в список недружественных стран (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 мая 2021 г. № 1230-р) [4], для дестабилизации общественно-политической обстановки.

Негативное влияние на социально-экономические и политические процессы внутри страны осуществляется через аффилированные организации, список которых довольно обширен и состоит из коммерческих и некоммерческих структур, в том числе общественных фондов, правозащитных организаций, иностранных лиц, прибывающих на территорию России, а также некоторых граждан Российской Федерации.

Одним из главных инструментов деструктивного поведения перечисленных субъектов является сетевое финансирование экстремисткой деятельности как наиболее продуктивное для достижения своих противоправных целей.

Источники формирования данных финансовых средств могут быть различны, условно их можно разделить на две группы: легальные и нелегальные.

К категории легальных мы относим личные пожертвования, прибыль от предприятий и благотворительных организаций, иногда это может быть финансирование от иностранных нацио-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

нальных правительств, поддерживающих экстремизм в своих политических целях.

Категорию нелегальных обычно формирует прибыль, полученная от торговли оружием, наркосодержащими веществами и препаратами, вымогательства, работорговля и т.д.

Полученная прибыль распределяется между участниками экстремистских организаций целенаправленно по сетевому принципу, в зависимости от возникающих потребностей и расходов. Зачастую данные расходы связаны с проживанием и содержанием членов организаций, арендой офисов и квартир, подготовкой и обучением новых завербованных членов, пропагандой, подготовкой баннеров, транспарантов, изготовлением листовок, запрещенной религиозной литературы, закупкой противогазов, легального гражданского оружия и т.д. [7].

Эффективное противодействие финансированию экстремистской деятельности невозможно без осуществления международного сотрудничества в сфере перекрытия мировых финансовых потоков, направляемых на поддержку экстремистских и террористических организаций, и без качественного взаимодействия между государственными структурами, созданными для обеспечения экономической безопасности государства.

Ключевую роль в этом процессе играют субъекты, наделенные правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности. Именно от правильной и планомерной организации этой деятельности зависит результативность и качество проводимых профилактических мероприятий.

По нашему мнению, организация оперативно-розыскной профилактики финансирования экстремизма должна включать деятельность оперативных подразделений государственных органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, и быть направлена на упорядочение этой деятельности посредством принятия управленческих решений, содержащих комплекс оперативно-розыскных и иных мер по предупреждению преступлений, связанных с финансированием экстремистской деятельности, а также по выявлению и устранению причин и условий, им способствующих [8].

В качестве одного из примеров эффективной деятельности государственных структур, в том числе и субъектов оперативно-розыскной деятельности, по применению такой меры профилактического воздействия, как противодействие финансированию экстремистской деятельности, можно привести введение ограничительных мер

в отношении ряда некоммерческих организации и подконтрольных им лиц, участвующих в несанкционированных протестных движениях.

В результате принятых мер указанные организации снизили активную общественно-политическую деятельность, требующую значительных финансовых затрат, минимизировали мероприятия по организации проведения масштабных протестных акций, истиной целью которых являлось нарушение общественного порядка.

Так, согласно аналитической информации, размещенной на интернет-портале «Левада-центр» в июле 2021 г., менее трети россиян считают вероятными какие-либо протесты в своем городе, 28% россиян считают вероятными протесты с политическими требованиями, 30% — вероятными протесты против снижения уровня жизни.

Это заметно ниже, чем в январе текущего года: тогда протесты считали возможными 45% и 43% респондентов соответственно [9]. Снижение про-тестной активности приводит к снижению общественно-политической напряженности.

Таким образом, по нашему мнению, реализация такой меры профилактики, как противодействие финансированию экстремизма, особенно в рамках оперативно-розыскной деятельности, является одним из продуктивных рычагов воздействия органов государственной власти на борьбу с правонарушениями экстремистского характера, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую обстановку в государстве.

Список источников

1. Указ Президента РФ от 29.05.2020 № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // http://kremlin.ru/acts/bank/45555

2. Указ Президента РФ от 02.07.2020 № 344 «О Стратегии национальной безопасности в Российской Федерации» // http://kremlin.ru/acts/ bank/45555

3. Приказ МВД РФ от 12.07.2021 № 528 «О форме и сроках представления отчета о расходовании собранных в целях организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества» // http:// base.garant.ru/

4. Распоряжение Правительства РФ от 13.05.2021 № 1230-р. «Об утверждении перечня иностранных государств, совершающих недру-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

жественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, в отношении которых применяются меры воздействия (противодействия)» // http://base.garant.ru/

5. Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984. С. 339.

6. Иноземцев В.Л. Терроризм как антипод глобализации // Независимая газ. 2005. № 206.

7. Повышение эффективности форм и методов распространения среди населения знаний по вопросам экономической и финансовой безопасности России, борьбы с теневыми доходами, противодействию финансированию терроризма, экстремизма, антигосударственной и деструктивной деятельности: Матер. Всерос. науч.-практ. конф.(г. Москва, 20 апреля 2017 г.) / Отв. ред. А.Г. Забелин. М.: МФЮА, 2017. 248 с.

8. Сергеева Ю.В. Некоторые аспекты организации оперативно-розыскного противодействия финансированию терроризма // Междунар. науч.-исслед. журнал. 2020. № 9 (99). Часть 2. С. 25-27.

9. Интернет-сайт «Левада-Центр»: Аналитические данные от 08.06.2021 // https://www. levada.ru/

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated 29.05.2020 № 344 «On approval of the Strategy for countering Extremism in the Russian Federation until 2025» // http://kremlin.ru/acts/ bank/45555

2. Decree of the President of the Russian Federation № 344 dated 02.07.2020 «On the National

Информация об автора

Сергеева Ю.В. — кандидат юридических наук

Изусин Р.Н. — слушатель

Security Strategy in the Russian Federation» // http:// kremlin.ru/acts/bank/45555

3. Order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 528 dated 12.07.2021 «On the form and timing of submitting a report on the expenditure of funds and (or) other property collected for the organization and holding of a public event. // http://base.garant.ru/

4. Decree of the Government of the Russian Federation № 1230-r of 13.05.2021 «On approval of the List of foreign States Committing unfriendly acts against the Russian Federation, Citizens of the Russian Federation or Russian Legal Entities against whom measures of influence (counteraction) are applied» // http://base .garant.ru/

5. Avanesov G.A. Criminology. M., 1984. P. 339.

6. Inozemtsev V.L. Terrorism as the antipode of globalization // Independent newspaper. 2005. № 206.

7. Improving the effectiveness of forms and methods of disseminating knowledge among the population on issues of economic and financial security of Russia, combating shadow incomes, countering the financing of terrorism, extremism, anti-state and destructive activities: Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Moscow, April 20, 2017) / Ed. A.G. Zabelin. M.: MFUA, 2017. 248 p.

8. Sergeeva Yu.V. Some aspects of the organization of operational-investigative counteraction to the financing of terrorism // International Research Journal. 2020. № 9 (99). Part 2. Pp. 25-27.

9. Levada Center website: Analytical data from 08.06.2021 // https://www.levada.ru/

Information about the authors

Sergeeva Yu.V. — candidate of law Izusin R.N. — listener

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.08.2021; одобрена после рецензирования 12.09.2021; принята к публикации 25.09.2021.

The article was submitted 24.08.2021; approved after reviewing 12.09.2021; accepted for publication 25.09.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.