УДК 341.213 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10277
ББК 67 © М.М. Алексеева, П.С. Долгошеин, 2020
Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ В ГОСУДАРСТВАХ-ЧЛЕНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА (НА ПРИМЕРЕ ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)
Маргарита Михайловна Алексеева, доцент кафедры прав человека и международного права, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Петр Сергеевич Долгошеин, заместитель представителя МВД России в Финляндской Республике E-mail: [email protected]
Аннотация. Анализируется нормативно-правовая и институциональная база, регулирующие сферу противодействия экстремизму и радикализму в Европейском Союзе, а также на национальном уровне в государствах-членах (на примере Финляндской Республики). Научная новизна работы заключается в изучении нормативно-правого регулирования деятельности Европейского Союза и Финляндской Республики в области борьбы с экстремизмом. Исследуются механизмы противодействия радикальным проявлениям в ЕС и Финляндии. Освещается деятельность экстремистских групп на территории Финляндии; профилактические меры, направленные на нейтрализацию экстремистов. Оценивается эффектность деятельности финских властей с точки зрения международных организаций.
Ключевые слова: договорно-правовое и институциональное противодействие экстремизму, насильственная радикализация, насильственный экстремизм, профилактика.
COUNTERING EXTREMISM IN THE MEMBER STATES OF THE EUROPEAN UNION (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF FINLAND)
Margarita M. Alekseeva, Associate Professor of the Human Rights and International Law Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Petr S. Dolgoshein, Deputy Representative of the MIA of Russia in the Republic of Finland E-mail: [email protected]
Abstract. Analyzed the regulatory and institutional framework governing the field of countering extremism and radicalism in the European Union, as well as at the national level of the member states (for example, the Republic of Finland). The scientific novelty of the work is to study the legal regulation of the activities of the European Union and the Republic of Finland in the field of combating extremism. The mechanisms of counteracting radical manifestations in the EU and Finland are investigated. The activities of extremist groups in Finland are highlighted. Preventive measures aimed at neutralizing extremists. The effectiveness of the activities of the Finnish authorities is assessed from the point of view of international organizations.
Keywords: legal and institutional tackling of extremism, violent radicalization, violent extremism, prevention.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Алексеева М.М., Долгошеин П.С. Противодействие экстремизму в государствах-членах Европейского Союза (на примере Финляндской Республики). Вестник Московского университета МВД России. 2020;(5): 130-135.
Введение. Экстремизм — глобальная угроза. В настоящее время экстремизм — одно из наиболее страшных явлений для безопасности мирового сообщества, представляющее угрозу как совершаемыми преступлениями, так и разрушением общепризнанных норм морали, человеческих ценностей.
Прямо или косвенно деструктивные последствия экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни — политическую, экономическую, социальную, что выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия экстремизму на всех уровнях и по всем направлениям.
От терроризма к экстремизму доктринальные документы ООН и ЕС. Принятая Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2013 г. подтверждает, что насильственный экстремизм вызывает серьезную общую обеспокоенность всех государств-членов, поскольку ставит под угрозу безопасность и благополучие человеческого сообщества.
Противодействие экстремизму является одним из приоритетных направлений деятельности институтов и учреждений Европейского Союза. В Европе происходит подъем ультраправых идей от неолиберального глобализма и неоконсерватизма до национализма и экстремизма. В настоящее время можно с уве-
ренностью говорить о том, что Европейским Союзом четко осознается проблема экстремизма, требующая скорейшего разрешения. Формы и методы противодействия экстремизму и радикализму должны быть своевременными и нейтрализовать возможные негативные проявления на начальном этапе, что, прежде всего, продиктовано необходимостью защиты власти и обеспечения безопасности граждан. Отметим, что вопросам сотрудничества в борьбе с экстремизмом и терроризмом в европейском регионе пристальное внимание стало уделяться в 1960-1970-х гг. Противодействие терроризму и экстремизму относилось к одному из основных направлений правотворческой деятельности Совета Европы. Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г. лежит в основе правового регулирования противодействия терроризму и экстремизму, а также вопросам выдачи лиц, которые причастны к указанным преступлениям. Дополняет данный механизм Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г., которая расширяет компетенцию государств-членов по предупреждению терроризма, в основном, благодаря принятию дополнительных мер в области экстрадиции и правовой помощи по уголовным делам, а также Дополнительный протокол — Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма, принятый в 2005 г.
После принятия Лиссабонского Договора 2007 г. противодействие терроризму было выделено в отдельное направление уголовной политики ЕС. Институтами Европейского Союза были приняты правовые акты, стратегии, программы, планы действий, направленные на противодействие терроризму. Система и основные направления соответствующих мер были определены в Общей позиции 2001/930/0ВПБ Совета 2001 г. о борьбе с терроризмом и в иных политических документах: «Стокгольмская программа», «План действий по борьбе с терроризмом», «Стратегия ЕС по борьбе с терроризмом», «Стратегия борьбы с финансированием терроризма» и др. Однако, меры, принимаемые ЕС для борьбы с терроризмом, оказались недостаточными для противодействия насильственному экстремизму, в связи с чем в Европейском Союзе приняты административно-правовые механизмы противодействия радикализму и экстремизму.
Проблемы противодействия экстремизму на уровне ЕС и возможные пути их решения на примере Финляндской Республики. Очевидным становится факт отсутствия в Европейском Союзе нормативно-
правовой базы противодействия экстремизму как отдельному преступлению. Важным шагом на пути решения данной проблемы стало принятие в 2015 г. в рамках Совета Европы Плана действий по борьбе с насильственным экстремизмом и радикализацией, ведущей к терроризму, рассчитанного на период 20152017 гг., который, помимо укрепления правовой базы, преследовал цель предотвращения насильственной радикализации в школах, тюрьмах и Интернете. В это же время была принята Декларация Комитета Министров Совета Европы, в которой подчеркивается трансграничный характер экстремизма.
При отсутствии в Европейском союзе единой нормативно-правовой базы противодействия экстремизму основная нагрузка ложится на самостоятельные действия государств-членов1 в указанной области. В качестве примера противодействия экстремизму на национальном уровне рассмотрим пример Финляндской Республики.
Предотвращение насильственных радикализации и экстремизма является общей ответственностью, разделяемой между различными органами власти и гражданским обществом. Только таким образом можно будет противостоять многогранной и меняющейся угрозе и поддерживать Финляндию как открытое общество, в котором разные люди могут мирно сосуществовать2. Для противодействия насильственному экстремизму в Финляндии принят ряд нормативных документов, который «дает определения негативным явлениям; закрепляет понятийный аппарат на законодательном уровне; намечает объекты, на которые будут направлены действия по предотвращению экстремизма и радикализма, субъектов, которые займутся воплощением превентивных мер; инструментарий и механизмы реализации поставленных целей» [4].
По мнению финских властей, не существует единого международно признанного определения насильственной радикализации и экстремизма3. Определения насильственного экстремизма и радикализации концептуально не закреплены в уголовном праве Финляндии. Однако, термины насильственная радикализация и экстремизм закреплены в Национальном
1 High-Level Commission Expert Group on Radicalisation (HLCEG-R) Final Report 18 May 2018.
2 Kansallinen vakivaltaisen radikalisoitumisen ja ekstremismin en-nalta ehkaisyn toimenpideohjelma 2019-2023 — Национальная программа действий по предотвращению профилактики насилия и экстремизма 2019-2023. Финляндия. С. 4.
3 Там же. С. 3.
плане действий по предупреждению насильственной радикализации и экстремизма, который принят в апреле 2016 г. [5, с. 143-148]. Насильственный экстремизм — это использование, угроза, поощрение или оправдание насилия по идеологическим соображениям. Насильственная радикализация — это процесс, посредством которого люди прибегают к насилию или его угрозе, побуждают кого-либо совершать акты насилия или оправдывать его на основании своего собственного взгляда на мир или на идеологических основаниях. Идеология — это вид общего мировоззрения, а также соответствующие убеждения, которые составляют моральный компас для человека (взгляды людей на мир, религию, отношения между людьми и государствами, человеческое достоинство).
Все идеологически мотивированные преступления, связанные с использованием, угрозой или подстрекательством к насилию или другими преступлениями, оправданными идеологическими мотивами, рассматриваются в Финляндии как экстремистские преступления4.
Механизмы противодействия экстремизму в Финляндской Республике. Основными политическими документами, направленными на противодействие насильственному экстремизму и радикализму, в Финляндской Республике являются:
1) Национальный план действий по предотвращению насильственной радикализации и экстремизма в Финляндской Республике» (далее — План), принятый в 2016 г., в котором изложены цели, задачи, механизмы реализации профилактических мер по противодействию насильственным радикализму и экстремизму [5, с. 143-148];
2) насильственный экстремизм в Финляндии — обзор ситуации 1/2018 — Оценка угрозы насильственного экстремизма в Финляндии в 2017 г. и тенденции5 (далее — Обзор), в котором дана оценка эффективности профилактических мер, указанных в Плане, и общая ситуация с экстремизмом и сопутствующими этому негативному явлению преступлениями;
3) Национальная программа действий по предотвращению профилактики насилия и экстремизма в Финляндии6 (далее — программа), рассчитанная на 2019-2023 гг., которая определяет мероприятия по реализации профилактических мер, направленных на противодействие распространению радикализма и экстремизма на территории Финляндской Республики.
Формы проявления экстремизма. Мнение финских властей. С точки зрения финских властей, правые экс-
тремисты, использующие насилие против предполагаемых противников, оказывают наибольшее влияние на повседневную безопасность7. Их деятельность в основном проявляется в форме стихийного уличного насилия. Например, национал-социалистическое «Северное движение сопротивления», ранее известное как финское движение сопротивления, является наиболее заметной группой правых экстремистов в Финляндии. Основные цели движения — создание Северной Социалистической Республики Северных стран и защита превосходящей «северной расы» путем сопротивления иммиграции, мультикультурализму и «межрасовому смешению»8. «Северное движение сопротивления» на сегодняшний день хорошо организовано и проводит качественную пропагандистскую деятельность, например, раздает еду и одежду для бедных через собственный бренд «Finnish Aid», регулярно организует спортивные мероприятия, соревнования по боевым искусствам, призывает своих членов не употреблять наркотики и выступает защитником финской природы (деятельность этого движения официально запрещена в Финляндии по решению суда).
Левый экстремизм в Финляндии рассматривается как деятельность анархистов и антифашистских радикалов. Эти группы в основном занимаются провоцированием правых экстремистов и подрывом их деятельности. «Северное движение сопротивления» остается их главным противником.
Религиозно мотивированный насильственный экстремизм в разных странах оценивается по-разному. В настоящее время религиозно мотивированный насильственный экстремизм в Европе в основном связан с радикальным исламизмом, который действует в идеологических рамках, допускающих применение насилия. События в зонах конфликта, таких как Израиль и палестинские территории, а также вооруженный конфликт в Сирии, который продолжался в течение многих лет и привел к гибели гражданского
4 Violent extremism in Finland — situation overview 1 /2018 Threat assessment of violent extremism in Finland in 2017 and trend Ministry of the Interior publications 17/2018 s. Насильственный экстремизм в Финляндии — обзор ситуации 1/2018 Оценка угрозы насильственного экстремизма в Финляндии в 2017 г. и тенденции. Министерство внутренних дел. 2018. N° 17. С. 3.
5 Там же.
6 Kansallinen vakivaltaisen radikalisoitumisen ja ekstremismin en-nalta ehkaisyn toimenpideohjelma 2019-2023 — Национальная программа действий по предотвращению профилактики насилия и экстремизма 2019-2023. Финляндия.
7 Там же. С. 4.
8 SuomenVastarintaliike — финское движение сопротивления // URL://https://yle.fi/uutiset/3-9176988
населения, часто рассматриваются как факторы, радикализирующие отдельных лиц и группы и побуждающие их к принятию религиозно мотивированного экстремизма. Вынужденные иммигранты в Финляндии сталкиваются с проявлениями расизма, дискриминации и несправедливости, что порождает чувство отчужденности, кризис идентичности и создает основу для радикализации.
По мнению финнов, основной социальной проблемой, связанной с религиозно мотивированным насильственным экстремизмом и радикальной исламистской идеологией, является нетерпимость к западному образу жизни и оппозиция к западной демократии и верховенству закона. Социальная изоляция может быть одной из причин радикализации, но последователи этой идеологии также характеризуются намеренной неинтеграцией и изоляцией от основного общества. Это проявляется в неучастии в политической и гражданской деятельности и трудовой жизни, а также в том, что женщины и дети не ходят в школу и не используют предоставляемые обществом возможности. В мусульманских общинах нетерпимость и ограничения оправдываются религией и ослабляют их интеграцию в финское общество. Все это оказывает негативное влияние на положение женщин и молодежи.
Растущий уровень радикализации внутри страны, рост числа лиц, готовых к насилию и терроризму, последствия конфликта в Сирии и Ираке являются причинами, по которым повышается уровень террористической угрозы в Финляндии. Финские социальные сети, поддерживающие терроризм, пытаются радикализировать своих сторонников и привлечь новых последователей.
Еще одной формой проявления экстремизма, по мнению Финляндских властей, является участие женщин в террористических организациях. Их деятельность включает в себя сбор средств, вещей, содействие поездкам и широкий спектр различных логистических и курьерских мероприятий. Теракты, совершаемые женщинами-самоубийцами, являются крайней формой этого явления9.
Daesh — первая радикальная исламистская террористическая организация, которой удалось привлечь большое количество женщин из разных частей света в районы, находящиеся под ее контролем. Роль женщин сосредоточена на ведении домашнего хозяйства и воспитании детей, но многие женщины также все больше заинтересованы в выполнении других
задач, таких как пропаганда или вооруженная деятельность. В стратегии Daesh женщины играют ключевую роль в усилиях по обеспечению непрерывности насильственной радикальной исламистской идеологии и деятельности.
В продолжение этой идеологии детям прививается аскетический образ жизни и их учат стремиться к жизни после смерти. С раннего возраста они должны привыкать видеть оружие, взрывчатку и другую военную технику в своих домах. Детей учат любить вооруженную борьбу, показывая им жестокие видео с моджахедами и побуждая их активно следить за пропагандой Daesh, доступной в печатном виде и в виде записей10. В своих школах Daesh обеспечивает мальчиков физическим воспитанием и обучает их пользоваться оружием (дети-солдаты), а девочек обучают навыкам ведения домашнего хозяйства, чтобы они были готовы к браку в раннем возрасте.
Финская разведывательная служба безопасности была одной из первых организаций в ЕС, которая обратила внимание на феномен женщин, путешествующих в контролируемые Daesh районы в Сирии и Ираке11. По экспертным оценкам финских специалистов от общего числа боевиков, отправившихся из Финляндии, женщины составляют более 20%.
Поездка в зоны конфликта с целью присоединения к террористической организации является показателем насильственной радикализации. Другими словами, можно сказать, что если человек принимает насилие по религиозным мотивам в определенных ситуациях, даже если он не планирует совершать насильственные нападения, то он воспринял радикальную идеологию и готов к конфликтам. Если женщины долгое время находились в зонах боевых действий, это означает, что они подвергались насильственной идеологии в течение нескольких лет и смогли создать обширную международную сеть пропаганды терроризма и экстремизма12.
9 SuomenVastarintaliike — финское движение сопротивления // URL://https://yle.fi/uutiset/3-9176988. С. 24-27.
10 Violent extremism in Finland — situation overview 1/2018 Threat assessment of violent extremism in Finland in 2017 and trend Ministry of the Interior publications 17/2018 s. Насильственный экстремизм в Финляндии — обзор ситуации 1/2018 Оценка угрозы насильственного экстремизма в Финляндии в 2017 г. и тенденции. Министерство внутренних дел. 2018. № 17. С. 27.
11 Там же. С. 28, 29.
12 Женщины-джихадисты, опасность, которую нельзя недооценивать. С. 8. Служба общей разведки и безопасности Нидерландов. Гаага. Ноябрь 2017. General Intelligence and Security Service: Jihadist women, a threat not to be underestimated, The Hague November 2017, p. 8.
Религиозно мотивированный насильственный экстремизм проявляется как угроза возникновения терроризма и связанных с ним преступлений на религиозной почве. Повсеместно отмечается увеличение расследований, связанных с радикальным исламистским терроризмом. В основе повышенного уровня угрозы лежит конфликт в Сирии и Ираке и связанные с ним явления. Нападения и незаконные угрозы, совершаемые мужчинами-мусульманами в отношении мусульман, принявших христианство, были доминирующей характеристикой в статистике преступности по признаку насилия на религиозной почве13.
Для реабилитации лиц, вернувшихся с территории Daesh, а также членов их семей, «в Финляндии создана и введена в действие уникальная программа по предотвращению насильственной радикализации и экстремизма. Ее основой стала межсекторальная модель раннего вмешательства Anchor («Якорь»), действующая в полицейских участках, направленная на предотвращение насильственной радикализации и экстремизма посредством индивидуального раннего вмешательства. В этой программе участвуют различные организации и представители общин, полиции, социальных служб, а также медсестры психиатрических клиник и молодежные работники. Кроме того, в Финляндии эффективно функционирует программа Radinet (Радинет) — EXIT (выход), которая позволяет вырваться радикализированным лицам из сферы влияния насильственных и радикальных групп. Каждый член общества, сумевший вырваться из сетей радикальной идеологии, получает шанс стать полноценным членом общества. Сервис Radinet обеспечивает систематическое действие, направленное на личность, и его цель заключается в том, чтобы человек, воспользовавшийся данной программой, отказался от идеологически мотивированного насилия или отстранился от него» [5, с. 143-148].
Преступления, связанные с экстремизмом. В Финляндии более половины всех предполагаемых преступлений, совершенных по экстремистским мотивам, о которых сообщалось в полицию, связаны с насильственным правым экстремизмом14. Нападение было наиболее распространенным правонарушением, совершаемым правыми экстремистами. На территорию г. Хельсинки приходится две трети всех предполагаемых правонарушений со стороны правых экстремистов. Наиболее распространенными преступлениями, связанными с религиозно мотивированным экстремиз-
мом, были нападения и незаконная угроза. Юго-западная Финляндия является регионом с наибольшим числом предполагаемых преступлений, связанных с религиозно мотивированным экстремизмом. На нападения и незаконные угрозы в связи с демонстрациями в г. Хельсинки приходилось большинство преступлений, связанных с насильственным левым экстремизмом.
По мнению финских властей, преступления на почве ненависти мотивируются ненавистью правонарушителя по отношению к одной из характеристик жертвы, но преступления экстремистской направленности более мотивированы идеологией преступника. Различия между преступлениями на почве ненависти и экстремистскими преступлениями связаны с запланированным характером преступления, известными связями между преступником и насильственными экстремистскими движениями и другими факторами, объясняющими мотив15.
В целях эффективного противодействия насильственному экстремизму, в соответствии с решением, принятым Правительством Финляндии в 2016 г., в течение 2017 г. на базе полицейского управления создана группа по расследованию преступлений на почве ненависти, в задачи которой входит целевое выявление и расследование всех случаев этнической агитации в Интернете и нарушений святости религии. Несмотря на то, что этническая агитация считается преступлением на почве ненависти, достаточно трудно установить связь между самим преступным актом и насильственным экстремизмом16.
Выводы. Учитывая общественную опасность вышеизложенных социальных явлений, с целью предотвращения насильственной радикализации и экстремизма в Финляндии проводятся многочисленные исследования. В последние годы публикуются отчеты и обзоры, в которых учитывается информация и выводы, направленные на профилактику возникновения причин и последствий инцидентов, связанных с насильственным экстремизмом и радикализмом, а также рекомендации по улучшению механизмов противо-
13 Женщины-джихадисты, опасность, которую нельзя недооценивать. С. 29.
14 Violent extremism in Finland — situation overview 1/2018 Threat assessment of violent extremism in Finland in 2017 and trend Ministry of the Interior publications 17/2018 s. Насильственный экстремизм в Финляндии — обзор ситуации 1/2018 Оценка угрозы насильственного экстремизма в Финляндии в 2017 г. и тенденции. Министерство внутренних дел. 2018. № 17. С. 9.
15 Там же. С. 16.
16 Там же.
действия маргиналам всех форм17. Министерство внутренних дел по итогам исследований публикует рекомендации по взаимодействию между полицией и другими органами власти в ситуациях, связанных с противодействием насильственной радикализации и экстремизму, и осуществляет контроль по выполнению предложенных мер18. По нашему мнению, подобное взаимодействие между научными кругами и практическим внедрением исследовательских разработок является эффективным механизмом по противодействию экстремизма в Финляндской Республике.
Работа Финляндии по предотвращению насильственной радикализации и экстремизма высоко оценена Организацией Объединенных Наций. В апреле 2019 г. Исполнительный директорат Контртеррористического комитета (ИДКТК) ООН провел страновой анализ, в котором отметил выполнение Финляндией резолюций Совета Безопасности ООН 1373 (2001), 1624 (2005) и 2178 (2014), направленных на «усилия международного сообщества в целях предупреждения терроризма и противодействия ему, в частности на основе разработки международно-правовых документов о борьбе с терроризмом, призванных помочь государствам коллективно бороться с этой угрозой» и на противодействие экстремизму в том числе. Признаны положительными сотрудничество и участие властей, гражданского общества и общин в предотвращении насильственной радикализации в Финляндии. Подчеркнуты как эффективные превентивные действия финских властей, направленные на подготовку программ и структур, которые будут работать с боевиками и их семьями, вернувшимися из зон боевых действий задолго до того, как ситуация усложнилась. Программа Anchor признана лучшей практикой в предотвращении насильственной радикализации и экстремизма. Кроме того, в связи с выполнением рекомендаций по противодействию экстремизму и радикализму, ожидается, что в функционирование структур ЕС будут внесены коррективы, связанные с позитивным опытом противодействия экстремизму в Финляндии и высокой оценкой таковых действий ООН.
Литература
1. Алексеева М.М. Актуальные проблемы противодействия терроризму в Европейском Союзе: В сб. статей по итогам Междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. Д.Д. Шалягина. М., 2019.
2. Алексеева М.М. Сотрудничество государств в борьбе с терроризмом: сопоставление глобальных и региональных инструментов: Моногр. М., 2019.
3. Вертлиб Ф.О. Международно-правовые основы сотрудничества государств в сфере юстиции. М., 2018.
4. Долгошеин П.С. Сравнительный анализ стратегий противодействия экстремизму и радикализации в Российской Федерации и Финляндской Республике // Вестник Санкт-Петербургского Университета МВД России. 2017. № 3(75).
5. Долгошеин П.С. Национальный план действий по предотвращению насильственной радикализации и экстремизма в Финляндской Республике // Вестник Всерос. Института повышения квалификации сотрудников МВД РФ. 2017. № 4. С. 143-148.
6. Мельшина К.Ю. Международно-правовые аспекты борьбы с экстремизмом на региональном уровне на примере Совета Европы // Евразийский юридический журнал. 2016. № 9.
7. Право Европейского Союза. Т. 2. Особенная часть / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юрайт, 2016.
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2013 г. № 68/127 «Мир против насилия и насильственного экстремизма» // Документ ООН A/RES/68/127.
9. Vertlib F. Request of legal assistance: step-By-Step guide on international cooperation // The materials of 8-th International Policing Forum. Beijing. 2016. P. 48-50.
References
1. Alekseeva M.M. Aktual'nye problemy protivodeitviya terrorizmu v Evropeiskom Soyuze: V sb. statei po itogam Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. / Pod obshch. red. D.D. Shalyagina. M., 2019.
2. Alekseeva M.M. Sotrudnichestvo gosudarstv v bor'be s terrorizmom: sopostavlenie global'nykh i regional'nykh in-strumentov: Monogr. M., 2019.
3. VertlibF.O. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrud-nichestva gosudarstv v sfere yustitsii. M., 2018.
4. Dolgoshein P.S. Sravnitel'nyy analiz strategiy protivo-deystviya ekstremizmu i radikalizatsii v Rossiyskoy Federatsii i Finlyandskoy Respublike // Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta MVD Rossii. 2017. № 3(75).
5. Dolgoshein P.S. Natsional'nyy plan deystviy po predo-tvrashcheniyu nasil'stvennoy radikalizatsii i ekstremizma v Finlyandskoy Respublike // Vestnik Vseros. Instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD RF. 2017. № 4. S. 143-148.
6. Mel'shina K. Yu. Mezhdunarodno-pravovye aspekty bor'by s ekstremizmom na regional'nom urovne na primere Soveta Evropy // Evraziskii yuridicheskii zhurnal. 2016. № 9.
7. Pravo Evropeiskogo Soyuza. T. 2. Osobennaya chast' / Pod red. S.Yu. Kashkina. M.: Yurait, 2016.
8. Rezolyutsiya General'noi Assamblei OON ot 18 dekab-rya 2013 g. № 68/127 «Mir protiv nasiliya i nasil'stvennogo ekstremizma» // Dokument OON A/RES/68/127.
9. Vertlib F. Request of legal assistance: step-By-Step guide on international cooperation // The materials of 8-th International Policing Forum. Beijing. 2016. P. 48-50.
17 Kansallinen vakivaltaisen radikalisoitumisen ja ekstremismin еп-паКа ehkaisyn toimenpideohjelma 2019-2023 — Национальная программа действий по предотвращению профилактики насилия и экстремизма 2019-2023. Финляндия. С. 5.
18 Havaintoja раГуеЬшп ohjauksen rajapinnasta ja suosituksia китт-пап kehittдmiseksi. Sisaministerion julkaisuja 2019:17. Служба по наблюдению за управлением и выполнению рекомендаций по разработке действий. Публикации Министерства внутренних дел. 2019. № 17.