Научная статья на тему 'Миграция, экстремизм и террористическая угроза в Финляндии '

Миграция, экстремизм и террористическая угроза в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
693
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
БЕЖЕНЦЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИЩУЩИЕ УБЕЖИЩА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИЯ / РАДИКАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ФИНЛЯНДИЯ / EXTREMISM / MIGRATION / MIGRATION POLICY / RADICALISM / REFUGEES / SECURITY / FINLAND

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вирккунен Йони, Гаджимурадова Гюльнара Ильясбековна

В статье рассматривается миграционная политика Финляндии в свете противодействия экстремизму и террористическим угрозам. Авторы статьи обращают внимание на угрозы внутреннего и внешнего порядка, как то: правые и левые экстремистские группировки и угроза религиозно-радикального экстремизма. Эти проблемы стали актуальными в течение и после так называемого миграционного кризиса 2015-2016 годов. Поначалу некоторые из этих групп активистов классифицировались как экстремистские, что стало важным элементом общей концепции угрозы экстремизма и терроризма. Выводы статьи заставляют задуматься над миграцией и безопасностью в целом и опасностью экстремизма и радикальных идей, которые можно и нужно решать в широком диапазоне внутреннего и международного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миграция, экстремизм и террористическая угроза в Финляндии »

ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ

УДК 341.16

Йони ВИРККУНЕН

Гюльнаца ГАДЖИМУРАДОВА

МИГРАЦИЯ, ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА В ФИНЛЯНДИИ

Аннотация. В статье рассматривается миграционная политика Финляндии в свете противодействия экстремизму и террористическим угрозам. Авторы статьи обращают внимание на угрозы внутреннего и внешнего порядка, как то: правые и левые экстремистские группировки и угроза религиозно-радикального экстремизма. Эти проблемы стали актуальными в течение и после так называемого миграционного кризиса 2015-2016 годов. Поначалу некоторые из этих групп активистов классифицировались как экстремистские, что стало важным элементом общей концепции угрозы экстремизма и терроризма. Выводы статьи заставляют задуматься над миграцией и безопасностью в целом и опасностью экстремизма и радикальных идей, которые можно и нужно решать в широком диапазоне внутреннего и международного сотрудничества.

Ключевые слова: беженцы, безопасность, ищущие убежища, миграционная политика, миграция, радикализм, экстремизм, Финляндия.

Введение

Локальные и международные конфликты в Северной Африке и Азии стали катализатором миграционной ситуации в Европе. Конкуренция во власти, радикаль-

© Вирккунен Йони, доктор географических наук, научный руководитель Карельского института Университета Восточной Финляндии (Иоэнсуу, Финляндия) Адрес: P.O. Box 111 (Yliopistokatu 2), FI-80101 Joensuu, Finland. E-mail: j oni.virkkunen@uef.fi

Гаджимурадова Гюльнара Ильясбековна, кандидат философских наук, доцент кафедры демографической и миграционной политики Московского государственного института международных отношений (университет) МИД РФ. Адрес: 119454, Россия, г. Москва, пр-кт Вернадского, 76; в.н.с. Института социально-политических исследований РАИ. Адрес: 119333, Россия, г. Москва, ул. Фотие-вой, 6, стр. 1, E-mail: gadzhimuradova7@gmail.com DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52018131141

ный исламизм, эскалация насилия и борьба с исламистскими организациями оказали непосредственное влияние на жизнь в странах, находящихся в состоянии конфликта, например, Ираке, Сирии и Афганистане. Эти конфликты приобрели статус международных и усилили глобальные процессы миграции, что стало также основанием для "миграционного кризиса" и различных форм экстремизма, с которым столкнулись европейские государства в 2015-2016 годах.

Несмотря на то что эти конфликты были относительно далеко от стран Европы, "миграционный кризис" вызвал интенсивные и довольно чувствительные политические дебаты по вопросам безопасности и характера "кризиса" [Вирккунен 2018; Кроли и др. 2018; Пинел-Йменес 2016]. Авторы статьи делают попытку ответить на вопрос: представляют ли миграция, экстремизм и терроризм угрозу для финского общества? Как предотвратить экстремистские и террористические угрозы в Финляндии? Статья представляет собой дискурс и попытку ответить на эти вопросы более подробно на примере Финляндии, которая в период "кризиса беженцев" 2015-2016 г. стала одной из стран Северной Европы, которая принимала просителей убежища.

Наряду с другими странами Северной Европы, такими как Швеция или Дания, например, Финляндия десятилетиями характеризовалась как государство с высоким уровнем благосостояния, которое стремилось обеспечить высокий уровень жизни и социальное равенство для всех слоев населения, в том числе иммигрантов и "менее удачливых" соотечественников. В контексте глобализации, социальных изменений и увеличения сегрегации иммигрантов, а также террористических актов в Турку (Финляндия) и Стокгольме (Швеция) в 2017 г., дискуссии об экстремизме и терроризме приобрели большую актуальность. Они были связаны не только с процессами миграции и обеспечением безопасности в Финляндии, но в значительной степени с функционированием и будущим государства "всеобщего благосостояния".

"Миграционный кризис" 2015-2016 гг.

По данным аналитического статистического агентства Eurostat, в 2016 г. число ищущих убежища (asylum seekers) в ЕС достигло 1,26 миллиона1. При этом общее число мигрантов, въехавших за этот год во все 28 стран ЕС, составило 4,3 миллиона человек2. Большинство ищущих убежища в Европе использовали так называемый средиземноморский маршрут из Турции или государств Северной Африки в Италию, Грецию, Кипр и Испанию. В 2016 г. количество мигрантов, прибывших в ЕС по этому маршруту, сократилось до 364 504 и в 2017 г. до 171 6353, но ситуация эта далека от завершения. Агентство Европейского Союза по безопасности внешних границ Frontex, помимо регулярных фактов обнаружения и пресечения попы-

1 Asylum applications (non-EU) in the EU-28 Member States, 2006-2017. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Asylum_statistics

2 Migration and migrant population statistics, p. 1. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/pdfscache/1275.pdf

3 MOM (2018) Mediterranean Migrant Arrivals Reached 171,635 in 2017; Deaths Reach 3,116. URL: https://www.iom.int/news/mediterranean-migrant-arrivals-reached-171635-2017-deaths-reach-3116

ток нелегального пересечения границы, напоминает, что непредвиденные события могут сыграть большую роль в формировании новых миграционных потоков1. По мнению Потемкиной О.Ю., большое значение для урегулирования миграционного кризиса имеет "повышение эффективности легальных каналов иммиграции в страны - члены ЕС. ... в условиях кризиса управление миграционными потоками признано составной частью внешней политики ЕС и реализуется посредством диалогов со странами исхода мигрантов, поиска каналов легальной миграции и противодействия контрабанде и торговле людьми" [Потемкина 2016].

Из-за своего периферийного положения и ранее очень ограничительной иммиграционной политики Финляндия никогда не была страной назначения для иммигрантов. В 2016 г. до 60 процентов граждан с иным, нефинским происхождением, то есть родившихся за пределами страны проживания, в Финляндии составляли европейцы (большинство из них - граждане Эстонии, России, Швеции) и только 33 процента - азиаты (большинство из них - граждане Ирака, Китая, Таиланда и Афганистана) и 7 процентов - граждане других национальностей, большинство из которых граждане Сомали)2. Это означает, что, несмотря на сильные стереотипы "культурно отличных" иностранцев, внушительная часть иностранного населения в Финляндии являлась европейцами христианского вероисповедания.

Вышеописанный состав иностранных граждан оказал непосредственное влияние на то, как "миграционный кризис" в Европе отразился на Финляндии. В Финляндии самый большой поток просителей убежища просуществовал менее года, с июня 2015 г. по февраль 2016 г. Всего в Финляндии в 2015-2016 гг. было подано 38 127 ходатайств о предоставлении убежища3, из которых примерно 95% просителей убежища прибыли в Финляндию из Швеции через шведский город-побратим Хапаранда-Торнио4 без пограничного контроля и только 1756 (4,6%) из России5. По данным Еиго81а1 заявки на получение убежища в Финляндии в 2015 г. подали 32342 человека (по данным migri.fi 32477) и в 2016 г. - 5605 человек (по данным migri.fi 5606)6. Несмотря на относительно небольшое число иммигрантов по сравнению с некоторыми другими государствами Европы, "кризис" оказал большое влияние на то, как иммиграция была представлена и обсуждалась в финском обществе, и, что важно, как она разделила общество политически и идеологи-

1 Фронтекс (2018) Risk Analysis 2018. URL: http://frontex.europa.eu/publications /?c=risk-analysis

2 Statistics Finland (2018) Population. URL: https://www.tilastokeskus.fi/tup/suoluk/suoluk_vaesto.html

3 Это значительно меньше, чем в Швеции, где до 191 816 иностранных граждан подали заявки на убежище в течение двух лет, см. Swedish Migration Agency (2018) Facts and statistics. URL: https://www.migrationsverket.se

4 Авт. Торнио (фин. Tornio, швед. Tornea) — городская коммуна в Финляндии, в провинции Лаппи. Хапаранда (швед. Haparanda, фин. Haaparanta) - населённый пункт на севере Швеции.

5 Migri (2016-2017) Statistics on Asylum and Refugees. URL: http://migri.fi/en/statistics; Finnish Border Guard (2015-2016) News from the Border Guard. URL: http://www.raja.fi/tietoa/tiedotteet.

6 Eurostat. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/data/database

чески. Ни одна концепция угрозы экстремизма и терроризма или политики в отношении мигрантов не нашла понимания между противоборствующими группами финских граждан. Финская полиция безопасности SUPO заявила об увеличении угрозы всех форм экстремизма и радикализма, включая угрозу терроризма.

Угрозы экстремизма и терроризма

Вопрос экстремизма и терроризма очень актуален в современной Европе. Теракты во Франции, Германии, Великобритании и других странах ЕС, включая Финляндию, показали, насколько уязвимы открытые европейские общества. Как упоминалось выше, они также создали определённую атмосферу страха, когда пограничный контроль и антииммигрантские лозунги, погромы в Центрах временного размещения беженцев и физическое насилие стали более явными, провокационными и агрессивными. Помимо иммигрантов как внешних угроз, правые и противостоящие им проиммигрантские группы, в том числе левые анархисты, стали внутренними проблемами служб безопасности, которые всеми силами пытаются поддерживать безопасность в обществе.

Министерство внутренних дел Финляндии, рассматривает экстремизм как процесс, в ходе которого люди используют, поощряют, поддерживают или угрожают насилием1. Экстремизм и терроризм связаны с внутренними политическими вопросами, такими как социальная интеграция и устойчивое развитие, миграционная политика и внутреннее разделение общества.

Из-за растущей социальной и экономической сегрегации общества можно говорить о существовании чёткой связи между современной неолиберальной политикой и усилением внутренних разногласий относительно того, как "богатства страны" должны быть распределены в обществе. Сюда входят также вопросы доступа к услугам, предоставляемым государством. Оценка SUPO и министерства внутренних дел угроз экстремизма основана на довольно инклюзивной концепции, которая включает в себя действия, которые интерпретируются как часть "нормальной" политики и социальной активности. Угроза экстремизма и терроризма в стране возросла к 2014 г.2, и, по данным министерства внутренних дел3, усилившаяся радикализация, экстремизм и экстремистские организации стали более заметными в Финляндии, чем раньше.

Такие метафоры, как "волны миграции" и "наблюдатели социального обеспечения", характеризуют критическую точку зрения, которая опирается на национализм и быстрый рост популистских партий. Во время экономического кризиса и социальной незащищённости и как следствие растущего неравенства, обусловленного в том числе и глобализацией, националистические лозунги, такие как "Финляндия принадлежит финнам, Сомали принадлежит сомалийцам" и "Вы не можете контро-

1 Ministry of the Interior (2016a) Kansallinen vakivaltaisen radikalisoitumisen ja ekstremismin ennaltaehkaisyn toimenpideohjelma. Sisaministerio 15/2016. URL:

http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle /10024 /74921/Toimenpideohjelma_final.pdf?

2 Там же.

3 Ministry of the Interior (2017) Vakivaltaisen ekstremismin tilannekatsaus 1/2017. URL: http://urn.fi/URN:ISBN:978-952-324-123-7

Современная Европа, 2018, №5

лировать иммиграцию в ЕС", - не редкость. Так называемые Солдаты Одина, Движение сопротивления Финляндии и движение Raj at kiinni ("Закрытые границы") становятся одними из самых заметных антииммигрантских движений в Финляндии. Они тесно связаны с образом миграции как угрозой стабильности и пытаются защитить местных (финских) женщин от страха, вызванного "преступными иммигрантами"1, и защитить родину от "исламизации", "культурного вторжения" и "угроз терроризма".

Эти опасения имеют основания и связаны с явным разделением общества, а также возможной конфронтацией и угрозой внутренней безопасности. Более критически настроенная часть общества стремится защитить свою родину от "исламизации", "культурного вторжения" и "угроз терроризма" путём закрытия национальных границ. Несмотря на явные разногласия, такие партии, например как Партия финнов (Финляндия), основывают свою идеологию на "политическом предательстве" правящих элит и обывательщине (common man) [Асемогли 2013]2. В то же время другие группы предпочитают гуманитарный подход в политике предоставления убежища и требуют справедливости в процессе предоставления убежища. Они борются против расизма и атмосферы ксенофобии и, что более значимо, пытаются обеспечить конкретную социальную, юридическую и моральную поддержку просителям убежища в таких вопросах, как жильё, юридическая поддержка и борьба с принудительным возвращением, или депортацией. Для многих финнов помощь нуждающимся в убежище во многом является отражением морального аспекта, связанного с их личной семейной историей, когда эвакуированные во время и после Второй мировой войны семьи получили помощь от правительства Финляндии (продукты, наделы земли для строительства жилья и ведения сельского хозяйства) [Вирккунен 2016].

Экстремизм и террористическая угроза в Финляндии

По данным Финской полиции безопасности (SUPO), вышеупомянутые группы оказали влияние на внутреннюю безопасность Финляндии не только посредством физической активности, но и с использованием ненавистного и оскорбительного языка в средствах массовой информации и в интернете3. Были организованы ряд правых экстремистских и анархистских демонстраций для выражения несогласия с

1 см. Faiola A. (2016), 'Soldiers of Odin: The far-right groups in Finland "protecting women" from asylum seekers', Independent, 1.2.2016. URL: http://www.independent.co.uk/news/world /europe/soldiers-of-odin-the-far-right-groups-in-finland-protecting-women-from-asylum-seekers-a6846341.html

2 По мнению Асемоглу, Егорова и Сонина (2013), слово "популист" часто используется, чтобы подчеркнуть, что политики используют риторику, которая агрессивно защищает интересы простого человека против привилегированной элиты". Цель популистской политики (часто управляемой харизматическими лидерами) и основным электоратом - это так называемый медианный избиратель.

3 Supo (2015) Supo's yearbook 2015. URL: http://www.supo.fi/brochures; Ministry of the Interior (2016b). Valtioneuvoston selonteko sisaisesta turvallisuudesta", Sisaministerion julkaisu Sisainen turvallisuus, 8. URL: http://urn.fi/URN:ISBN:978-952-324-085-8

Современная Европа, 2018, №5

политикой руководства страны. Общее число преступлений на почве ненависти и расизма в 2015 г., который был вторым годом "миграционного кризиса", не увеличилось1. Но фатальная смерть прохожего на демонстрации в Хельсинки в октябре 2016 г. и теракт в Турку 18 августа 20 1 72 г. усилили публичные дебаты о внутренней безопасности. Они также оказали влияние на законодательство страны с целью защиты Финляндии от внутреннего и внешнего экстремизма и терроризма.

В связи с этим директор Финской полиции безопасности Антти Пельттари заявил, что "террористическая угроза в Финляндии сейчас больше, чем когда-либо прежде"3. В середине 2017 г. Radicalisation Awareness Network подсчитала, что около 30% из более чем 5000 иностранных террористов (Foreign Terrorist Fighters, FTF), которые проживали в Европе и выехали в Сирию, Ирак или Ливию, вернулись обратно в свои страны4. Из 40 000 бойцов ДАИШ (организация запрещена в России, Финляндии) есть пять стран, граждане которых пополнили ряды наемников (FTF) в конфликтных зонах в Сирии и Ираке: Россия (3417, 400 вернулись), Саудовская Аравия (3244, 760 вернулись), Иордания (3000, 250 вернулись), Тунис (2926, 800 вернулись) и Франция (1910, 271 вернулись)5. Лишённые денег, работы и социальных связей люди становятся жертвой экстремистов, часто существующих под крышей благотворительных организаций.

Примеры недавних нападений в Стокгольме, Манчестере и в Лондоне указывают на то, что процесс радикализации намного сложнее, и многие из нападавших на самом деле являются "доморощенными" иммигрантами второго поколения или "коренными" новообращенными (неофитами), родившимися на Западе6. Многие из них образованные одиночки, которые переняли экстремистскую идеологию и хотят отомстить за политику настоящую и прошлую по отношению к мигрантам (имеется в виду колониальная политика или участие европейцев в военных конфликтах в мусульманских странах и т.п.). Как подчёркивают шведские службы безопасности (Swedish Security Services), этих одиночек трудно вычислить, и часто следы их обнаруживаются уже после совершения ими очередного преступления7. Несмотря на

1 Там же.

2 18 августа 2017 выходец из Марокко, ищущий убежище в Турку (Юго-западная Финляндия), ранил ножом 10 человек (двоих смертельно)

3 YLE (2018). Ykkosaamu. 27.1.2018. URL: https://areena.yle.fi/1-4256969; Ministry of the Interior (2018a). The fight against terrorism is spearheaded by cooperation between authorities. URL: http://intermin.fi/en/police /counter -terrorism

4 Фронтекс (2018) Risk Analysis 2018. URL: http://frontex.europa.eu/publications /?c=risk-analysis

5 Там же.

6 Malkki L. (2017) Johtuuko radikalisoituminen syrjaytymisesta? / Politiikasta.fi 1.6.2017. URL: http://politiikasta.fi/johtuuko-radikalisoituminen-syrjaytymisesta/; Sajan I. & Idicula T. (2017) Decoding Europe's homegrown terror. / The Hindu Business Line. 2.6.2017 URL: https://www.thehindubusinessline.com/opinion /decoding-europes-homegrown-terror/article9718569.ece

7 Swedish Security Services (2018). Sweden as a potential attack target. URL: http://www.sakerhetspolisen.se/en /swedish-security-service/counter-terrorism/threats-and-threat-assessment/sweden-as-a-potential-attack-target.html

Современная Европа, 2018, №5

то что они даже не могут полностью осознавать более глубокие смыслы поддерживаемых ими идеологий, стимулируемые иностранными примерами и пропагандой, эти фанатики-одиночки представляют наибольшую угрозу для внутренней безопасности Финляндии1.

Финская полиция безопасности напоминает нам, что сегодня меняется структура и уменьшаются возможности исламистских организаций по рекрутированию новых последователей2. Эпоха глобального общения и интернета открывает новые возможности для одиноких "волков". Новые средства коммуникации устанавливают новый стандарт взаимодействия между экстремистами, обмен информацией и распространение материалов террористической направленности. Frontex напоминает, что "угроза "вдохновленных" или целенаправленных террористических атак растет, будь она вдохновлена местными экстремистами, джихадистами, которые не смогли достичь зоны конфликта, или вернувшимися из зон конфликтов моджахедами"3.

В последние годы террористические атаки стали частой темой финских СМИ, что создало у людей чувство незащищенности, а уровень риска всё ещё находится на второй отметке. В этом контексте Финляндия ввела четырёхуровневую шкалу для определения уровня террористической угрозы: низкий, повышенный, высокий и наивысший (критический)4. Примерно 80 человек отправились из Финляндии в зону конфликта (в том числе около 20 женщин)5, и многие из них приняли участие в деятельности радикальных исламистских террористических групп, особенно ИГИЛ (запрещена в России, Финляндии). В связи с этим около 370 человек были идентифицированы SUPO в качестве так называемых контртеррористических лиц, которые находятся под постоянным наблюдением6. В Финляндии, где 20 человек вернулись из зоны боевых действий, действующее законодательство не даёт инструментам власти реагировать на это. Это количество значительно меньше, чем в Швеции, где, по словам Пельттари7, были выявлены и поставлены на контроль до 3000 человек, входящих в группу риска, 2000 из которых имели контакты с радикальными исламистскими группами, а 1000 человек были членами других экстремистских групп, таких как правые экстремисты и левые анархисты. Очевидно, что "последствия участия граждан ЕС в военных действиях на Ближнем Востоке вновь

1 Ministry of the Interior (2017) Väkivaltaisen ekstremismin tilannekatsaus 1/2017. URL: http://urn.fi/URN:ISBN:978-952-324-123-7;

2 Supo (2018) International radical Islamist terrorism and phenomena related to it. URL: http://www.supo.fi/supo-counterterrorism/supo-counterterrorism/supo-counterterrorism

3 Фронтекс (2018) Risk Analysis 2018. URL: http://frontex.europa.eu/publications /?c=risk-analysis

4 Supo (2017) Terrorist threat assessment 14.6.2017. URL: http://www.supo.fi /counterterrorism/terrorism _threat_assessment

5 Mäntymaa E. (2018) Suomesta lähtenyt Isiksen riveihin arviolta 20 naista - nyt sisäministeriö miettii, mitä heidän lapsilleen tulisi tehdä. / YLE, 16.4.2018. URL: https://yle.fi/uutiset/3-10159107

6 Supo (2017) Terrorist threat assessment 14.06.2017. URL: http://www.supo.fi /counterterrorism/terrorism _threat_assessment

7 YLE (2018). Ykkösaamu. 27.1.2018. URL: https://areena.yle.fi/1-4256969

Современная Европа, 2018, №5

вывели на первый план угрозу терроризма в европейских государствах, а также традиционную связь между иммиграцией и безопасностью" [Потемкина 2015: 1026].

Примером неудачной иммиграционной политики может служить Швеция, где, несмотря на давнюю традицию мультикультурализма государства "всеобщего благоденствия", неудачная интеграция и политика властей Швеции привели к сильной социальной и территориальной сегрегации общества, где чувство отчуждённости материализовалось в заброшенных пригородах в культуру этно-конфессиональных банд. Для предотвращения таких событий и, конечно же, нераспространения насильственных экстремистских и террористических акций в Финляндии финский закон о разведке в настоящее время обсуждается парламентом Финляндии с целью его изменения.

Предотвращение экстремизма и терроризма

Вышеописанные угрозы были серьёзно восприняты финской SUPO. Национальный план действий Министерства внутренних дел Финляндии по предотвращению насильственного экстремизма предусматривает усиленный план действий по борьбе с экстремизмом и терроризмом в Финляндии1. Начинается с чёткого разграничения, что терроризм всегда является насильственным экстремизмом, но не весь насильственный экстремизм это терроризм.

Основой плана действий является наблюдение и предотвращение экстремистских и террористических атак, с одной стороны, и недопущение экстремистских идеологий - с другой. Согласно плану, исключенность из общества, или самосегрегация и маргинализация могут способствовать радикализации, но этого недостаточно для объяснения появления радикализма. Поскольку экстремистская и террористическая деятельность имеют свои корни как в международных связях, так и на местном уровне, ответ тесно связан с международным и межсекторальным сотрудничеством между различными правительственными и неправительственными субъектами. Здесь местные власти, неправительственные и религиозные организации (в том числе мечети) играют важную роль в помощи и создании условий для скорейшей интеграции мигрантов. Очевидно, что "для того, чтобы успешно интегрироваться, [...] нужно претерпеть серьёзные изменения своей идентичности" [Гаджимурадова, 2016: 3-7].

В целом профилактическая работа начинается с идеи, что права человека и демократия, действия против радикализации и экстремизма усиливают друг друга. Уважение и соблюдение прав человека, открытое и хорошо функционирующее управление и недискриминационное общество, уменьшают основания для насилия. Поэтому работа не может быть реализована только государством, но при активном взаимодействии с другими уровнями, такими, как сообщество участников с одинаковыми целями и эффективными коммуникациями.

1 Ministry of the Interior (2016a) Kansallinen vakivaltaisen radikalisoitumisen ja ekstremismin ennaltaehkaisyn toimenpideohjelma. Sisaministerio 15/2016. URL:

http://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024 /74921/Toimenpideohjelma_final.pdf?

Современная Европа, 2018, №5

Важнейшими направлениями политики в области предотвращения радикализации и экстремизма являются такие сектора, как образование, социальная сфера и здравоохранение, политика в области занятости, интеграция и жильё. Конкретным планом действий по предотвращению экстремизма является сотрудничество и координация между различными его участниками. Цель состоит не только в том, чтобы изучить различные аспекты экстремизма, чтобы получить полную картину явления, но и расширить знания, опыт и ноу-хау среди профессионалов. Для людей, которые были втянуты в сети религиозных экстремистов, для их семей и знакомых, а также для их жертв, план действий предлагает программы выхода из трудной жизненной ситуации, помощь и поддержку. В связи с иммиграцией особое внимание будет уделяться интеграции, предотвращению маргинализации и расширению коммуникаций в общественном пространстве.

Прекрасным примером совместной работы и внутренней коммуникации между различными лицами, действующими против экстремизма, является страница Facebook Eroon ekstrimismistä ("Исчезновение экстремизма"). Здесь представители органов власти, неправительственных организаций и сообществ могут делиться информацией о своей работе, направленной против радикализации и насильственного экстремизма, делиться передовым опытом и обсуждать, а также информировать друг друга о конкретных вопросах и событиях, связанных с их работой. Разумеется, это отличается от надзора и жёсткой профилактики, проводимой полицией безопасности.

Борьба с терроризмом направлена "на выявление и противодействие угрозам Финляндии до их реализации"1. В соответствии с контртеррористической стратегией Европейского Союза главная ответственность за мониторинг и анализ явлений, связанных с терроризмом, лежит на национальных органах, то есть на Финской полиции безопасности. Национальная контртеррористическая стратегия проводит работу в несколько этапов - выявление и предотвращение терроризма, борьба с террористической деятельностью и обеспечение готовности к ликвидации последствий2. Вместо действий сугубо органов безопасности, национальная стратегия требует межсекторального сотрудничества как на национальном, так и на международном уровнях.

Для повышения готовности к отражению террористических атак органы безопасности и часть населения потребовали расширения полномочий как Финской полиции безопасности, так и финских сил обороны. В силу своего конституционного характера новое законодательство гражданской разведки всё ещё находится в правовом и политическом процессе. В случае применения так называемой ускоренной процедуры (без передачи её следующему парламенту) она значительно повысит готовность Финляндии к решению этого вопроса. Заместитель председателя Социал-демократической парламентской группы Johanna Ojala-Niemelä

1 Ministry of the Interior (2018a). The fight against terrorism is spearheaded by cooperation between authorities. URL: http://intermin.fi/en/police/counter-terrorism

2 Ministry of the Interior (2018b). Summary. Preparedness for and Prevention of Terrorism. URL: http://intermin.fi /documents/1410869/3723676/Summary +terrorism+preparedness+and+prevention+31.8.2017/

Современная Европа, 2018, №5

напоминает нам, что Финляндия больше не является "линтукото"1 (фин. "безопасным гнездом") "властям нужны достаточные полномочия для расследования угроз, грозящих нации"2.

Вывод

Раньше Финляндия считалась "линтукото" (фин.), в котором безопасно и которое далеко от злого мира со всеми его проблемами. Углубленная европейская интеграция, прозрачность национальных границ и особенно глобализация изменили это, и страна стала частью большого глобального мира. Последний "миграционный кризис" 2015-2016 гг. и теракты в разных частях Европы, включая Финляндию, стали глобальной реальностью для их осознания финским обществом и поставили перед ним новые вопросы о миграции и безопасности: действительно ли экстремизм и терроризм представляют собой угрозу в Финляндии? Как предотвратить экстремистские и террористические угрозы в Финляндии?

Используя опыт других стран, например Швеции, мы можем сказать, что безуспешная интеграция, плохое образование, высокий уровень безработицы и преступности и социально-территориальная сегрегация - это то, чего следует избегать в Финляндии. Несмотря на то что число иммигрантов в Финляндии меньше, чем во многих других европейских странах, здесь уже есть мигранты во втором и третьем поколениях, появились исламские репатрианты из районов военных конфликтов, которых рассматривают как угрозу политической стабильности общества, а также произошли первые инциденты между правыми и левыми активистами. Все эти явления можно рассматривать как экстремистские угрозы, предотвращение которых может и должно решаться при широком внутреннем и международном сотрудничестве.

Список литературы

Асемоглу Д., Егоров Г., Сонин К. (2013) Политическая теория популизма. // Квартальный журнал по экономике, 128: 2, С. 771-805.

Вирккунен И. (2016). Границы, экстремизм, чувство безопасности: раскрытие связи между миграцией и безопасностью в Финляндии. / Новые ориентиры демографической политики Российской Федерации в условиях экономического кризиса: Материалы II международной научно-практической конференции (8 декабря 2016 г.) / Отв. Ред.-сост. чл.-корр. РАН C.B. Рязанцев и д.соц.н. Е.Е. Письменная. - М.: Изд-во "Экон-Информ". С. 292-301.

Гаджимурадова Г.И. (2016). Интеграция мусульман в Европе: история и современное состояние. -Научное обозрение. Серия 2. Гуманитарные науки № 3. С. 3-7.

Кроли X., Дювелл Ф., Джонс К., МакМахон С., Сигона Н. (2018). Разгадка "миграционного кризиса" в Европе - Путешествие по суше и морю. Бристоль: Политическая печать.

Малкки Л. (2017) Радикализация из-за исключенное™? / Politiikasta.fi 1.6.2017. URL: http://politiikasta.fi/johtuuko-radikalisoituminen-syrjaytymisesta/

Пинел-Именес Г. (2016) Взаимосвязь миграции и безопасности вкратце: инструменты и действия Европейского Союза, Амстердамский Юридический форум, 4: 1: 36-57.

1 Слово lintukoto, "птичье гнездо", является финским идиоматическим выражением для места, которое безопасно, уютно и далеко от злого мира со всеми его проблемами.

2 Junkkari M. (2017) Sipilän hallitus ajaa tiedustelulakia nopeutetusti voimaan - Rkp:n kanta voi ratkaista asian. / Helsingin Sanomat. 12.4.2017. URL: https://www.hs.fi/politiikka/art-2000005167232.html

Потемкина О.Ю. (2016) "Новое партнёрство" Комиссии ЕС - "амбициозный план" с неясными перспективами, Институт Европы РАН, Аналитическая записка №31, (№61).

Потемкина О.Ю. (2015) Иммиграционная политика Европейского Союза: итоги и новые вызовы // Миграционные проблемы в Европе и пути их решения = Migration in Europe: problems and remedies / [под ред. H.Б. Кондратьевой (отв. ред.), О.Ю. Потемкиной]. - М.: Ин-т Европы РАН , 2015. 144 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Asemoglu D., Egorov G., Sonin K. (2013) Politicheskaya teoriya populizma. // Kvartal'nyj zhurnal po ehkonomike, 128: 2, S. 771-805.

Virkkunen J. (2016). Granicy, ehkstremizm, chuvstvo bezopasnosti: raskrytie svyazi mezhdu mi-graciej i bezopasnost'yu v Finlyandii. / Novye orientiry demograficheskoj politiki Rossijskoj Federacii v usloviyah ehkonomicheskogo krizisa: Materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (8 dekabrya 2016 g.) / Otv. Red.-sost. chl.-korr. RAN S.V. Ryazancev i d.soc.n. E.E. Pis'mennaya. - M.: Izd-vo "EHkon-Inform". S. 292-301.

Gadzhimuradova G.I. (2016). Integraciya musul'man v Evrope: istoriya i sovremennoe sostoyanie. -Nauchnoe obozrenie. Seriya 2. Gumanitarnye nauki № 3. S. 3-7.

Kroli H., Dyuvell F., Dzhons K., MakMahon S., Sigona N. (2018). Razgadka "migracionnogo krizisa" v Evrope - Puteshestvie po sushe i moryu. Bristol': Politicheskaya pechat'.

Malkki L. (2017) Johtuuko radikalisoituminen syrjäytymisestä? / Politiikasta.fi 1.6.2017. URL: http://politiikasta.fi/johtuuko-radikalisoituminen-syrjaytymisesta/

Pinel-Jmenes G. (2016) Vzaimosvyaz' migracii i bezopasnosti vkratce: instrumenty i dejstviya Evropejskogo Soyuza, Amsterdamskij Yuridicheskij forum, 4: 1: 36-57.

Potemkina O.YU. (2016) "Novoe partnyorstvo" Komissii ES - "ambicioznyj plan" s neyasnymi perspektivami, Institut Evropy RAN, Analiticheskaya zapiska №31, (№61).

Potemkina O.YU. (2015) Immigracionnaya politika Evropejskogo soyuza: itogi i novye vyzovy // Mi-gracionnye problemy v Evrope i puti ih resheniya = Migration in Europe: problems and remedies / [pod red. N.B. Kondrat'evoj (otv. red.), O.YU. Potemkinoj]. - M.: In-t Evropy RAN , 2015. 144 s.

Migration, extremism and terrorist threat in Finland

Authors: Virkkunen J., Doctor of Geographical Sciences, Research Manager of the Karelian Institute of the University of Eastern Finland (Joensuu, Finland). Address: P.O. Box 111 (Yliopistokatu 2), FI-80101 Joensuu, Finland. E-mail: joni.virkkunen@uef.fi

Gadzhimuradova G., Candidate of Science (Philosophy), Associate Professor of the MGIMO University of the MFA of Russia, Leading Researcher, Institute for Socio- Political Researsh of the RAS (Moscow, Russia). Address: 76 Vernadskogo Ave, Moscow, Russia, 119454; Leading Researcher of the Institute for Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences Address: bld. 1, 6 Fotievoj St, Moscow, Russia, 119333; E-mail: gadzhimuradova7@gmail.com

Abstract. The article examines the immigration policy of two countries in Finland. A particular focus will be on so-called 'migration crisis' (2015-2016) and the ways that it became manifested in the conceptions of and policies countering extremism and terrorism. The authors draw attention to internal and external character of security, to the ways that external processes are directly reflected in domestic political processes, including violent extremist groups and the threat of religious radicalization and terrorism. The conclusions of the article make one think about migration and security in general and the danger of extremism and radical ideas that can and should be solved in a wide range of domestic and international cooperation.

Keywords: extremism, migration, migration policy, radicalism, refugees, security, Finland.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope52018131141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.