Научная статья на тему 'Сравнительный анализ стратегий противодействия экстремизму и радикализации в Российской Федерации и Финляндской Республике'

Сравнительный анализ стратегий противодействия экстремизму и радикализации в Российской Федерации и Финляндской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
684
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / НАСИЛЬСТВЕННАЯ РАДИКАЛИЗАЦИЯ / НАСИЛЬСТВЕННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОФИЛАКТИКА / VIOLENCE / VIOLENT RADICALIZATION / VIOLENT EXTREMISM / PREVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгошеин Пётр Сергеевич

В настоящей статье проводится сравнительный анализ различных программ по предупреждению экстремизма и радикализма: «Национального плана действий по предупреждению развития насильственного экстремизма и радикализма в Финляндской Республике» и «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [2] (далее Стратегия). Основная задача выявить общие тенденции и различия в подходе к решению поставленных задач по противодействию экстремизму и радикализму. Будут проанализированы: цели, задачи, определения, даваемые в программах, и принимаемые профилактические меры. Более полный сравнительный анализ будет дан в последующих статьях, посвящённых изучению этих же программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative analysis of strategies for the prevention of the extremism and radicalization in the Russian Federation and the Finland Republic

This article compares various programs for the prevention of extremism and radicalism: National Action Plan for the Prevention of Violent Radicalization and Extremism in the Republic of Finland and the «Strategy to counter extremism in the Russian Federation until 2025». The main task is to identify common trends and differences in the approach to solving the set tasks to counter extremism and radicalism. Analyzed: goals, objectives, definitions, given in the programs, and preventive measures taken. A more complete comparative analysis in subsequent articles devoted to the study of the same programs.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ стратегий противодействия экстремизму и радикализации в Российской Федерации и Финляндской Республике»

Он

m

н

Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность с^ Представляется, что способ совершения рассматрива- 2. По территории:

2 емого преступления с использованием для этого нелегально - в пределах законно функционирующих торговых

^ расположенной торговой точки даёт ещё более ощутимый точек;

прирост количества невыявленных и, соответственно, нерас- - вне пределов законно функционирующих торговых

^ крытых преступлений по розничной продаже алкогольной точек.

^ продукциинесовершеннолетним,посколькувнастоящеевремя 3. По предметупреступления:

^ ст.151.1УКРФнеподразумеваетответственностизарознич- - алкогольная продукция, которая подпадает под

^ ную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции определение закона;

у посредством нелегально существующей торговой точки. - алкогольная продукция, которая не подпадает под

о II. Способ совершения рассматриваемого преступле- определение закона, т.е. так называемая фальсифицирован-

ния можно также классифицировать следующим образом: ная алкогольная продукция.

- непосредственная розничная продажа алкогольной Названные критерии классификации отражены

продукции; в ст. 151.1 УК РФ.

се - опосредованная (дистанционная) розничная про- Таким образом, способ совершения розничной продажи

дажа алкогольной продукции. несовершеннолетним алкогольной продукции можно назвать

§ Несмотря на то, что законом запрещена дистанционная полноструктурным. Его элементы отражены непосредственно

продажа алкогольной продукции, в сети Интернет можно найти в ст. 151.1 УК РФ. Однако в указанную статью необходимо ^ немало интернет-магазинов, торгующих алкогольной продук- внести изменения, предусматривающие ответственность за 8 цией. Некоторые из таких сайтов, правда, сначала предлагают розничную продажу алкогольной продукции несовершен-^ покупателю подтвердить своё совершеннолетие простым на- нолетним вне пределов времени совершения преступления, ° жатием соответствующей кнопки. В дальнейшем за товаром указанных в уголовной статье; вне пределов законно функцией может прийти в т.ч. и несовершеннолетний, и далее алгоритм онирующих торговых точек; алкогольной продукцией, которая сг действий продавца может совпадать с действиями при роз- не подпадает под определение закона, т.е. так называемой ^ ничной продаже алкогольной продукции обычным способом. фальсифицированной алкогольной продукцией. Как предке Классифицировать способ совершения рассматривае- ставляется, перечисленные элементы способа совершения &1 мого преступления можно также по следующим основаниям. рассматриваемого преступления дают очень высокий процент 5 1. По времени его совершения: латентности при розничной продаже несовершеннолетним ал-^ - в пределах времени совершения, указанных в уго- когольной продукции и являются причинами низкой выявля-^ ловной статье, емости правоохранительными органами таких преступлений. Я - вне пределов времени совершения, указанных в и уголовной статье. к

^ Список литературы

Ц 1. Белкин, Р. С. Избранные труды. - М., 2008.

2. Васильев, А. Н. Проблемы методики расследования отдельных видов преступлений. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 71 с.

3. Зуйков, Г. Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления : дис. ... докт. юрид. наук. - М., 1970.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 1.

5. Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / под ред. Р. С. Белкина, Т.В. Аверьяновой. - М.: Новый юрист, 1997. - 400 с.

6. Криминалистическое понятие и значение способа сокрытия преступления // Труды ВШ МООП СССР. - 1967. -Вып. 1. - С. 53-75.

7. Панов, Н. И. Основные проблемы способа совершения преступления в советском уголовном праве : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Харьков, 1987.

8. Попелюшко, В. А. Способ совершения преступления как элемент предмета доказывания // Советское государство и право. - 1984. - № 1. - С. 122-125.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

10. Шавер, Б. М., Винберг, А. И. Криминалистика. - М.: Юриздат, 1950.

m

© Ильина И. Я., Шкурихина Н. В., 2017

УДК 378

П. С. Долгошеин

ДОЛГОШЕИН Петр Сергеевич

Заместитель представителя МВД России в Финляндской Республике

Адрес: 00140 Finland Helsinki Tehtaankatu, 18 Russian Embassy

Тел.: + 3 (585) 03583782 E-mail: [email protected]

DOLGOSHEIN Peter Sergeevich

Deputy representative of the MIA of Russia in the Republic of Finland

Address: 00140 Helsinki Finland Tehtaankatu, 18 Russian Embassy

Ph.: + 3 (585) 03583782 E-mail: [email protected]

Сравнительный анализ стратегий противодействия экстремизму и радикализации в Российской Федерации и Финляндской Республике

Comparative analysis of strategies for the prevention of the extremism and radicalization in the Russian Federation and the Finland Republic

В настоящей статье проводится сравнительный анализ различных программ по предупреждению экстремизма и радикализма: «Национального плана действий по предупреждению развития насильственного экстремизма и радикализма в Финляндской Республике» и «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [2] (далее - Стратегия). Основная задача - выявить общие тенденции и различия в подходе к решению поставленных задач по противодействию экстремизму и радикализму. Будут проанализированы: цели, задачи, определения, даваемые в программах, и принимаемые профилактические меры. Более полный сравнительный анализ будет дан в последующих статьях, посвященных изучению этих же программ.

Ключевые слова: насилие, насильственная радикализация, насильственный экстремизм, профилактика.

This article compares various programs for the prevention of extremism and radicalism: National Action Plan for the Prevention

- 114 -

Долгошеий П. С. Сравнительный анализ стратегий противодействия экстремизму и радикализации..

of Violent Radicalization and Extremism in the Republic of Finland and the «Strategy to counter extremism in the Russian Federation until 2025». The main task is to identify common trends and differences in the approach to solving the set tasks to counter extremism and radicalism. Analyzed: goals, objectives, definitions, given in the programs, and preventive measures taken. A more complete comparative analysis in subsequent articles devoted to the study of the same programs.

Keywords: violence, violent radicalization, violent extremism, prevention.

Нет на Евразийском континенте государства, которое бы в той или иной степени не затрагивала проблема развития экстремисткой идеологии и радикальных групп. Причины возникновения экстремизма и радикализма могут быть самыми разнообразными: экономическими, политическими, религиозными, экологическими, этническими - и это далеко не полный их перечень. Каждая страна определяет свой индивидуальный путь противодействия экстремизму и радикализму, следуя установленному алгоритму, в первую очередь, даёт определения негативным явлениям; закрепляет понятийный аппарат на законодательном уровне; намечает объекты, на которые будут направлены действия по предотвращению экстремизма и радикализма; субъектов, которые займутся воплощением превентивных мер; инструментарий и механизмы реализации поставленных целей. Для противодействия экстремизму как крайне негативному социальному явлению необходимо выработать его понятие, дать определение и выработать соответствующий инструментарий, который будет зависеть от характеристик объекта воздействия (экстремизма). При этом реализуется методологический постулат «Чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который предстоит воздействовать» [3]. Для противодействия некоему социальному явлению (которым, несомненно, является экстремизм), необходимо выработать соответствующий инструментарий, который будет зависеть от характеристик того объекта, на который он и должен воздействовать (от определяющих характеристик и обязательных признаков экстремизма как социального явления). Именно для этого и необходимо выработать его понятие и дать определение, чтобы было понятно, чему и как противодействовать. Интересен прежде всего подход различных государств к решению данной проблемы. В настоящей статье мы попробуем дать сравнительный анализ «Национального плана действий по предупреждению развития насильственного экстремизма и радикализма в Финляндской Республике» [1] (далее - План) и «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» [2] (далее - Стратегия), выявить общие тенденции и различия в подходе решения поставленных задач по противодействию экстремизму и радикализму

Стратегия (др. греч. атратг^а - «искусство полководца») - наука о войне, в частности, наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени [4].

Стратегия - это наука о ведении войны, искусство ведения войны. Теория военной стратегии. Общий план ведения войны, боевых операций. Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах [5].

Стратегия - наиболее общий план действия [6].

Отталкиваясь от данных понятий, можно сделать вывод, что и финский план действий по противодействию развитию насильственного экстремизма и радикализма, и российская стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, являются набором конкретных мер, ориентированным на те группы и людей, которые подвержены риску стать радикалами и экстремистами. Паттерн, или план, интегрирует главные цели государств, их политику и действия в некое согласованное целое, а также набор принципов и инициатив высшего руководства, которые позволяют достичь цели с наименьшими потерями или определить цель. Цель - это борьба с проявлениями экстремизма в рассматриваемых нами странах. В данном случае понятия План действий и Стратегия противодействия можно считать равноупотребимыми, и проведение сравнения между двумя документами логично и возможно.

Российская Стратегия отличается от финского Плана именно статусом - Стратегия как генеральная линия и План как перечень более конкретных мероприятий. Каждый пункт Стратегии предполагает свой план действий, и не один.

И российский, и финский планы противодействия рассчитаны на достаточно длительный срок, в обеих страте-

гиях обозначена конечная дата - 2025 год, в котором должны быть достигнуты поставленные в этих документах цели.

В российской Стратегии указано: «Целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз» [2].

Цель финского Плана действий: «Финляндия в будущем -безопасная и благополучная страна, жители которой принимают непосредственное участие в развитии общества без насилия».

По существу, любая стратегия - это набор правил для принятия решений, которыми государство руководствуется в своей деятельности. Она включает общие принципы, на основе которых должны приниматься решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.

В основе достижения поставленных целей заложены главенствующие принципы, в соответствии с которыми и будут реализованы планы. Исходя из текста российской стратегии, можно вычленить принцип защиты, направленный на сохранение основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Как мы видим, эта стратегия направлена на защиту исключительно государства, общественной безопасности и граждан Российской Федерации. Возникает закономерный вопрос к авторам Стратегии: каким образом остальные категории населения России - лица без гражданства, апатриды, иностранцы -получат право на защиту в соответствии с поставленной целью? В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» установлено, что настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление [7]. Возможно, что разработчики не учли этот момент в тексте Стратегии, но, вероятно, имели в виду все категории лиц, без каких-либо исключений по гражданству и подданству. Кроме того, в Цель заложен императив, что экстремизм не просто существует, а постоянно наносит вред государству, общественной безопасности и гражданам, и по факту стратегия уже защищает, т.е. постфактум борется с самим явлением, а не препятствует его возникновению. В п. «б» ст. 27 Стратегии прописана «реализация принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности». Безусловно, в плане действий заложены и профилактические меры: п. «д» ст. 26 Стратегии - разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности. Однако необходимо признать, что самих мер профилактики, т.е. общего предупредительного воздействия на причины и условия, способствующие генезису экстремистской деятельности, и индивидуального - на лиц, в неё вовлечённых, ни Стратегия, ни указанный Федеральный закон не содержат.

Если рассматривать финский План, то его цель - это благополучная страна, где население живёт и развивается в обществе без насилия. Главенствующий принцип достижения поставленной в Плане цели - это жизнь без насилия в благополучном государстве. Наши страны имеют несопоставимый опыт борьбы с проявлениями экстремизма, а также различные причины возникновения радикальных течений. До определённого времени Финляндия не сталкивались с проявлениями экстремизма в тех же масштабах, как Российская Федерация. Для того чтобы понять, в чём разница в подходе в противодействия экстремизму и радикализму, рассмотрим понятийный аппарат двух стран.

В российской Стратегии используются следующие основные понятия:

- идеология экстремизма (экстремистская идеология) - система взглядов и идей, представляющих насильственные

(33 гъ

0

н

1

s *

С

р *

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1 S X

а tt

р

о о г s

S

о

о

СЧ

и и с с о

О!

«

ер

о к с

г р

р

т к н а

и

к и н

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ер

Криминалистика, криминология и оперативно-розыскная деятельность

должны быть чётко проработаны с правовой точки зрения, без возможности свободного толкования и использования литературных гипербол.

и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов;

- проявления экстремизма (экстремистские проявления) - общественно опасные и противоправные деяния, совершаемые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также деяния, способствующие возникновению или обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов;

- радикализм - глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации».

В финском Плане противодействия содержатся понятия:

- идеология - это вид общего мировоззрения, а также соответствующие убеждения, которые составляют моральный компас для человека. Взгляды людей на мир, религию, отношения между людьми и государствами, человеческое достоинство;

- насильственный экстремизм - это использование, угроза, поощрение или оправдание насилия по идеологическим соображениям. Понятие насильственного экстремизма концептуально не закреплено в уголовном праве Финляндии. Впервые это понятие введено в данном Национальном плане действий по предотвращению насильственной радикализации и экстремизма. Преступления, мотивированные ненавистью или расизмом, также могут быть отнесены к категории экстремистских преступлений. Предупреждение экстремистского насилия важно для социальной гармонии, а также для обеспечения безопасности среди населения. Повышенная наглядность насильственного экстремизма в обществе может не только привести к увеличению прямой угрозы насилия, но и запугать людей настолько, что они не смогут свободно и без боязни пользоваться своими конституционными правами, такими как свобода слова и выражения или свобода передвижения;

- насильственная радикализация - это процесс, посредством которого люди прибегают к насилию или угрозе, побуждают кого-либо совершать акты насилия или оправдывать его по идеологическим соображениям;

- терроризм - это всегда насильственный экстремизм. Определение террористического преступления закреплено в Уголовном кодексе Финляндии. Террористическое насилие является повстанческим, нацеленным на государство и международные организации.

Как видим, понятийный аппарат, закреплённый в российской и финской стратегиях противодействия, отличается.

В российской стратегии даётся понятие идеологии экстремизма, а в финской - общефилософское. Отличия в данном случае только в окраске идеологии, а содержание одно - система взглядов, которые составляют моральный компас человека.

В российской стратегии закреплено понятие экстремизма, а в финской введено понятие насильственного экстремизма, поскольку сам экстремизм, без применения насилия, не является угрозой обществу. Тот же постулат касается радикализма - только насильственный радикализм является опасным, радикальная идеология сама по себе не несёт угрозы обществу и не должна преследоваться на законодательном уровне. Ключевое слово в финском понятийном аппарате - это насилие или побуждение к насилию, либо процесс, который завершится насилием.

В Стратегии радикализм определён, как глубокая приверженность идеологии экстремизма. Поскольку данный термин является оценочным и допускает субъективную интерпретацию, возникают вопросы к разработчикам Стратегии: каким образом измеряется глубина приверженности, где и кем на законодательном уровне определена шкала глубины и дано само понятие глубины как явления, каким образом глубина соотносится с радикализмом и способствует совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации? Если вопросы касаются безопасности страны, а в данном случае целью данной стратегии является, как указывалось ранее в тексте, является «защита основ конституционного строя Российской Федерации, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз», то определения

Анализ определения приверженности, данного в Стратегии, свидетельствует о полемичном характере используемой терминологии. Джеймс Брайан Куинн охарактеризовал приверженность как состояние, при котором человек становится привязанным к убеждениям, которые поддерживают его действия и собственную вовлечённость [8]. Ключевое слово в определении - это состояние человека. Разработчики Стратегии вновь использовали субъективную правовую оценку, но не разработали критерии для оценки состояния приверженности.

В итоге мы получаем разложенное на составляющие, с юридической точки зрения, понятие радикализма: не-измеряемая глубина неопределённого состояния системы взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения социальных, расовых, национальных, религиозных и политических конфликтов, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Под данную трактовку может подпадать любая система взглядов и идей: всё будет зависеть от субъективной оценки лица, принимающего решение, что именно считать глубокой приверженностью.

В российской Стратегии дано определение «проявление экстремизма», которое трактуется как общественно опасное и противоправное деяние, совершаемое по различным мотивам ненависти или вражды. В финском Плане понятия проявление экстремизма не содержится, и поэтому данное определение не будет рассмотрено с точки зрения сравнительного анализа.

В Стратегии определены основные источники угроз экстремизма в современной России:

- неоднородный состав экстремистских организаций, которые угрожают национальной безопасности Российской Федерации;

- деятельность международных экстремистских и террористических организаций, приверженных идеологии экстремизма;

- экстремистская деятельность радикальных общественных, религиозных, неформальных объединений, некоммерческих организаций и отдельных лиц;

- участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма;

- преступления экстремистской направленности, совершаемые на территории Российской Федерации, являются преступлениями, каждое из которых вызывает повышенный общественный резонанс и может дестабилизировать социально-политическую обстановку как в отдельном регионе, так и в стране в целом;

- распространение призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет, и вовлечение отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов;

- информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет;

- источники и каналы распространения этой идеологии;

- распространение экстремистских идей, в частности, мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности в Российской Федерации ввиду усиления агрессивности идеологии экстремизма и увеличения масштабов её пропаганды в обществе;

- привлечение различных групп населения к участию в протестных акциях, в т.ч. несогласованных, которые впоследствии умышленно трансформируются в Массовые беспорядки;

- использование религии как инструмент вовлечения в свои ряды новых членов, средство для разжигания и обострения межконфессиональных и межэтнических конфликтов, которые создают угрозу территориальной целостности Российской Федерации;

- проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения;

Долгошеин П. С. Сравнительный анализ стратегий противодействия экстремизму и радикализации...

- межнациональные отношения в обществе, а также порождающие экстремистские проявления;

- неконтролируемая (в т.ч. незаконная) миграция и недостаточно регулируемые на региональном и муниципальном уровнях миграционные процессы, зачастую нарушающие сложившийся в отдельных регионах и муниципальных образованиях этноконфессиональный баланс населения;

- вовлечение молодёжи в ряды спортивных группировок, провоцирование её на совершение преступлений экстремистской направленности, в т.ч. в ходе проведения спортивных и культурных мероприятий;

- деятельность отдельных иностранных некоммерческих неправительственных организаций, ряда общественных и религиозных объединений и их структурных подразделений, связанная с распространением экстремистской идеологии.

Угрозы в Стратегии перечислены достаточно подробно: в основном это действия различных организаций, в т.ч. религиозных, НКО и совершение преступлений экс-тремисткой направленности. Слово «действия» означает, что вся российская Стратегия, прежде всего нацелена на противодействие уже свершившимся деяниям. В качестве источников и каналов распространения экстремисткой идеологии упомянуты информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть Интернет.

В финском Плане определены причины, которые приводят к радикализации и экстремизму. Как правило, они связаны с людьми, их жизненными ситуациями и обществом. Наиболее важными причинами являются:

- чувство социальной изоляции;

- дискриминация;

- проявления расизма;

- стеснённость в средствах к существованию;

- маргинализация.

Вышеперечисленные причины, по мнению финнов, могут лишь способствовать радикализации, но сами по себе не порождают этот процесс. Всегда есть несколько причин, лежащих в основе радикализации, и возникновение радикализированной идеологии не может быть спровоцировано одним фактором. Причины, которые приводят к радикализации, связаны с людьми, их жизненными ситуациями и обществом. Ситуационные факторы оказывают большое влияние на то, почему одни люди становятся радикальными, а другие - нет. Насильственная радикализация - это индивидуальный процесс, который может привести к тому, что человек присоединится к насильственным экстремистским группам или начнёт действовать под влиянием радикальных взглядов. Крайняя насильственная радикализация может привести к террористическим актам. Следует отметить, что, к сожалению, российская Стратегия не содержит аналогичного перечня причин радикализации и конкретных мер по их устранению, хотя российское научное сообщество активно их обсуждает [9].

Российская Стратегия направлена на борьбу с последствиями, а финский План - с порождающими это явление причинами, т.е. в перспективе оба государства надеются нейтрализовать проявления экстремизма и радикализма, что в итоге позволит достичь огромных экономических и политических выгод.

Профилактические меры. В настоящее время в Финляндии на всех уровнях государственных институтов существует понимание, что выявление, противодействие или расследование насильственных, или террористических преступлений больше не является достаточным, в первую очередь необходима профилактика. Явления и угрозы, связанные с экстремистским насилием, развиваются ускоренными темпами и затрагивают все сферы общественных отношений в государстве.

В финском Плане указано, что важно предотвращать преступления, беспорядки и несчастные случаи, а также влиять на причины их возникновения. Особенно важно предотвращать насильственную радикализацию и экстремизм. Предупреждение насильственной радикализации и экстремизма важно для обеспечения безопасности людей и общества, для достижения социальной гармонии. Эффект идеологически мотивированного насилия более вреден для ощущения безопасности и социальной гармонии, чем непосредственные последствия самих актов насилия. Угроза применения насилия направлена не только на жертву, но и на его окружение: семью, друзей и на группы населения, которые они представляют. Страх, создаваемый угрозой, может за-

пугать людей до такой степени, что они перестанут свободно пользоваться своими конституционными правами, такими как свобода слова и выражения, вероисповедания или передвижения. В действительности, экстремистское насилие подрывает демократическую систему. Насильственный экстремизм усугубляет напряжённость среди разных групп населения и может даже привести к социальной дестабилизации. Можно уменьшить угрозу терроризма и массовых убийств, предотвратив насильственный экстремизм. Важно привлечь виновных в серьёзных преступлениях к ответственности. В последние годы Финляндия пересмотрела своё законодательство, связанное с террористическими преступлениями и сговором с целью совершения нападения с отягчающими обстоятельствами. Тем не менее, согласно исследованиям, уголовная система и страх наказания не снижают уровень насилия. Это особенно верно в отношении идеологически мотивированного насилия, поскольку в его крайних формах даже смерть самого преступника не выступает в качестве сдерживающего фактора. Примерами таких действий являются нападения террористов-смертников и массовые убийства, когда преступники в конечном итоге убивают себя. Практика показала, что предполагаемые тюремные заключения редко удерживают людей от приверженности к жестоким идеалам или идеологиям» [10]. В Финляндии считают, что как юридически, так и экономически невозможно контролировать людей, которые идеологически подвержены идеям насилия. Поэтому необходимо попытаться влиять на общество таким образом, чтобы оно не побуждало отдельных лиц присоединяться к таким группам. Как показали исследования, предотвращение насилия - крайне выгодное мероприятие. Ежегодные расходы, связанные с предотвращением насилия в Финляндии, составляют около 850 миллионов евро. Расходы, связанные с экстремистским насилием, были рассчитаны в Швеции [11]. По словам шведских учёных, один человек, участвующий в насильственных экстремистских действиях, в течение 10-15 лет расходует на себя общую сумму в 6-30 миллионов шведских крон. Ультраправая экстремистская группа из 15-20 членов обходится обществу примерно 290 млн. шведских крон в течение 15 лет. Экстремистское насилие самопропагандируется. Оно поощряет аналогичные группы к насилию и провоцирует другие насильственные экстремистские движения к противодействию. Рост экстремистского насилия часто порождает порочный круг, который чрезвычайно трудно разорвать, поскольку разные стороны подталкивают друг друга к насильственному поведению. Министерство внутренних дел Финляндии регулярно публикует обзоры ситуации, в которых оцениваются события, угрозы и соответствующие факторы насильственного экстремизма. Уровень возможных угроз вырос за последнее время в Финляндии. Одна из угроз экстремистского насилия связана с конфликтом в Сирии и Ираке и, как следствие, со значительным увеличением числа лиц, ищущих убежище, которые усугубили поляризацию среди населения.

С 2012 г. более 70 человек из Финляндии отправились в боевые зоны в Сирии и Ираке. По имеющимся оценкам, большинство из них присоединились к террористическим организациям. Пропаганда экстремистского насилия становится всё более активной. Резкое увеличение числа просителей убежища осенью 2015 г. стало катализатором увеличения сторонников ультраправых групп, в результате движение правоэкстремистского толка активизировало свою деятельность, стремясь увеличить свою поддержку среди населения. Удивительно, но призыв к ненависти стал распространённым, нацеленным на более широкий круг людей и групп. Ультраправые группы могут вызывать проблемы с точки зрения расистской преступности, поскольку они особенно ориентированы на этнические меньшинства и антифашистов. Одиночки, которые оправдывают своё насилие разными мотивами, представляют наибольшую опасность, их трудно отслеживать или разоблачить их действия. Предотвращение насильственной радикализации и экстремизма нацелено на отдельных лиц и группы. Многие факторы влияют на степень насильственного экстремизма в обществе. Недостатки или проблемы в таких областях социальной политики, как воспитание, образование, равенство, благополучие, обеспечение средствами к существованию и социальное участие, а также слабая социальная сплочённость, обеспечивают потенциал для роста насильственной радикализации и экстремизма. Предупреждение насильственного экстремизма относится к конкретным мерам, ориентированным на те группы и от-117 -

(33 гъ

0

н

1

s *

С

р *

н

СТ\

у тз

м

о «

о м

0 у

1 S X

а »

р

о о г s

S

о

Криминалистика, криминология и оперативно-розыс

дельных лиц, которые рискуют стать радикализированными 2 или уже стали таковыми. Поэтому в этом Плане рассматрива-^ ются вопросы, которые подпадают под социальную политику Zn и существенно влияют на насильственный экстремизм в ^ Финляндии как факторы предупреждения экстремистского ^ насилия. Когда дело доходит до социального дискурса, целью ^ предотвращения насильственного экстремизма является ии распространение информации о самом явлении и о таких сс социальных структурах, которые являются питательной £ средой для него. Основной целью профилактики является сокращение насилия в отношении людей и угрозы его при-^ менения. Что касается людей, цель состоит в том, чтобы убедить человека отказаться от использования или угрозы й идеологически мотивированного насилия, или поощрения 5 его использования, или препятствования любому развитию, g которое в противном случае привело бы к такому поведению.

рс Когда дело доходит до групп, целью оказания влияния явля-^ ется предотвращение формирования радикально настроен-S ных групп и укрепление способности населения противо-^ действовать пропаганде насилия. Профилактика нацелена го на все формы насильственного экстремизма в Финляндии. ° Это включает в себя в противодействие насилия со стороны ^ ультраправых, крайне левых и радикализованных альтернатор тивных социальных движений, религиозно мотивированных ю движений и отдельных субъектов. Одно из сильнейших &1 средств профилактики - работа в сети Интернет. Ситуации ет и проблемы, связанные с насильственной радикализацией ^ и экстремизмом, изменчивы и быстро развиваются, важно кт иметь возможность реагировать и действовать быстро. Я Организации, работающие в сети Интернет, должны чётко U и компетентно реагировать на любые проявления радика-« лизма и насильственного экстремизма. Насильственные ни экстремистские движения умело используют социальные ст медиа- и другие коммуникации в вербовке новых адептов и pq пропаганду насилия. Акторы, ответственные за профилактику, используют коммуникации как важный инструмент профилактики. Неосмотрительные сообщения, несоблюдение терминологии и принципов концепции по предотвращению могут усилить радикализацию.

В октябре 2015 г. и.о. начальника Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД по СКФО Эдуард Рыбинцев сообщил, что на стороне ИГИЛ (организация, запрещённая в России) в Сирии сражаются несколько тысяч граждан РФ, и против них в России заведено 447 уголовных дел. [12]

«По данным "Soufan Group", в ИГИЛ из России по оценкам на 2015 г. воюет 2400 человек. Похоже, что число рекрутов в ИГИЛ из Западной Европы и России продолжает расти, несмотря на различные попытки отдельных стран и международного сообщества остановить этот поток. Исследования, проведённые «SG», показывают, что мотивация прибывающих в ИГИЛ остаёся более личностной, чем политической. Поиски сопричастности, приключений или дружба, по всей видимости, остаются основными мотивами для людей, присоединяющихся к ИГИЛ» [13].

Профилактические меры, закреплённые в российской Стратегии:

- разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности;

- проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию идеологии экстремизма;

- реализация принципа неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;

- проведение мониторинга межрасовых, межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, социально-политической ситуации в Российской Федерации в целях предотвращения возникновения

ая деятельность

конфликтов либо их обострения, а также выявления причин и условий экстремистских проявлений и минимизации их последствий;

- проведение социологических исследований по вопросам противодействия экстремизму, а также оценка эффективности действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по профилактике экстремизма.

В названиях двух планов уже заложено семантическое различие - российская «Стратегия противодействия» и финский «План действий по предупреждению». Противодействие может включать в себя в т.ч. и превентивные меры, т.е. это более широкое явление, нежели одно только предупреждение. Соответственно, могут и должны расходиться цели и задачи воплощения, закреплённые в программах главенствующих принципов. Основная цель обеих программ - это обеспечение жизни страны без экстремизма и радикализма, насколько это возможно. Финляндия - это страна достаточно спокойная с точки зрения криминогенной обстановки. Население составляет чуть более 5 миллионов, точек постоянного напряжения относительно экстремизма фактически нет. Но тем не менее государственные институты, отвечающие за безопасность, приняли План действий по противодействию развития экстремизма и радикализма, с учётом прибытия эмигрантов из Ближнего Востока и Африки, которые просят в Финляндии политического убежища, по факту являющиеся носителями радикальной идеологии и прибывших из конфликтных зон, где большинство вопросов любого уровня решаются с помощью насилия. Прежде чем принять сам План, его проект был апробирован и одобрен всеми указанными в программе субъектами противодействия насильственному экстремизму и насильственному радикализму. Примерно 32 000 лиц, ищущих убежище, прибыли в Финляндию в 2015 году. По оценкам, число просителей убежища в Европе будет оставаться высоким и в ближайшие годы, если не будет устранена основная причина проблем - войны, конфликты на Ближнем Востоке и Африканском континенте. Из-за уязвимого статуса и неопределённости в будущем просители убежища могут быть особенно восприимчивы к экстремистской пропаганде. Финляндия будет эффективно содействовать в интеграции, снижению чувства социальной изоляции среди молодёжи и обеспечению безопасного пути роста и образования, особенно для несовершеннолетних.

В российской Стратегии основной принцип разрешения назревших проблем - это неотвратимость наказания. Источники экстремизма и радикализма, указанные в Стратегии, - это совершённые действия, явления, которые носят законченный характер, и лица, совершившие данные деяния, подлежат наказанию и изоляции от общества. Фактически работает сложившийся алгоритм: общественно-опасное деяние, выявление лиц, его совершивших, и применение наказания. Нет фокуса на профилактических мерах, участие общественности носит декларативный характер. Ранее в работах по изучению международного опыта нами было предложено использовать британский опыт, который заключается в участии общественности в выявлении и обнаружении в сети Интернет, контента, содержащего сцены насилия и экстремизма [14].

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод: несмотря на отсутствие опыта противодействия экстремизму и радикализации у финских институтов государственной власти, принятый План является серьёзной попыткой повлиять на первопричины возникновения насильственного экстремизма и насильственного радикализма. Положения финского Плана могут быть рассмотрены как возможные перспективные направления доработки и оптимизации российской Стратегии противодействия экстремизму.

Список литературы

1. National Action Plan for the Prevention of Violent Radicalisation and Extremism MINISTRY OF THE INTERIOR PUBLICATIONS 17/2016 Internal security.

2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : [утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753] [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_194160/.

3. Маркс, К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам // Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения. - 2-е изд. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. - Т. 16. - С.194-203.

4. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М. : ООО «А ТЕМП», 2006. - 944 с.

5. Стратегия [Электронный ресурс] // Legislation. - Режим доступа : http://legislation.su/dictionary/25149/.

Карпов Н. О. Предмет неправомерного оборота средств платежей (правовой и криминалистический аспекты)

н

о\ у

^

о «

О м

о у

S

6. Энциклопедии & Словари : Коллекция энциклопедий и словарей [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// w enc-dic.com/marketing/Strategija-1949.html. с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. О противодействии экстремистской деятельности : [Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ] [Электрон- н ный ресурс] // Российская газета. - 2002. - 30 июля. - № 138-139 (3006-3007). - Режим доступа : https://rg.ru/2002/07/30/ к extremizm-dok.html. С

8. Куинн, Джеймс Брайан. Психологический контракт / James Brian Quinn // НП ЦДО «Элитариум». - Режим доступа р : http://www.elitarium.ru/psikhologicheskijj_kontrakt/. к

9. Тамбовцев, А. И. Некоторые признаки экстремистской маргинализации социальных групп и персоналий / А.И. Тамбовцев // Социально-экономические и политические корни идеологии экстремизма и терроризма: проблемы интерпретации и противодействия : материалы ежегодной международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 19 июня 2015 г. - СПб. : Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. - С 201-206. б

10. Nilsson & Lundmark-Nilsson (2013): Sammanfattning av intoleransens pris, and Nilsson & Lundmark-Nilsson (2012): у Vand dem inte ryggen.

11. Minister: Finland expects situation in trade with Russia to improve [Электронный ресурс] // TASS: Russian News Agency. к - 2016. - July 16. - Режим доступа : http://tass.com/economy/888790.

12. Выходцы с Кавказа в рядах ИГ (ИГИЛ) [Электронный ресурс] // Кавказский Узел. - Режим доступа : http://www. kavkaz-uzel.eu/articles/251513. И

13. Сколько террористов и из каких стран воюет в рядах ДАИШ : отчет The Soufan Group [Электронный ресурс] // Ин- в формационное агентство Eurasia Daily (EADaily). - 2016. - 26 марта. - Режим доступа : https://eadaily.com/ru/news/2016/03/26/ р skolko-terroristov-i-iz-kakih-stran-voyuet-v-ryadah-daish-otchet-the-soufan-group.

14. Долгошеин, П. С. Специфика противодействия проявлениям экстремизма и терроризма в сети Интернет в Евро- е пейском Союзе и Российской Федерации / П.С. Долгошеин // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского а университета МВД России. - 2017. - № 2 (48). -С. 64-67. ^

В

© Долгошеин П. С., 2017 tt

УДК 343.985.7 §

S

Н. О. Карпов 3

КАРПОВ Никита Олегович 5

Старший следователь СО Санкт-Петербург-Витебского ЛО МВД России на транспорте, 2

адъюнкт заочной формы обучения кафедры криминалистики о

Санкт-Петербургского университета МВД России 7 Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1 Тел.: 8 (952) 204-26-01 E-mail: [email protected]

KARPOV Nikita Olegovich

Senior investigator of the Saint-Petersburg-Vitebsk division of the Ministry of Internal Affairs of Russia on transport,

post-graduate correspondence courses of the Department of Criminalistics

of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, LetchikaPilyutov str., 1

Ph.: +7 (952) 204-26-01 E-mail: [email protected]

Предмет неправомерного оборота средств платежей (правовой и криминалистический аспекты)

The subject of illegal circulation of means of payments (legal and forensic aspects).

В статье рассмотрены вопросы о предмете неправомерного оборота средств платежей, возникшие в результате изменений, внесённых в ст. 187 УК РФ.

Ключевые слова: неправомерный оборот средств платежей, ст. 187 УК РФ, предмет преступного посягательства, поддельные платежные карты, поддельные распоряжения о переводе денежных средств, поддельные документы и средства оплаты, электронные средства платежа.

In the article the questions about the subject of illegal circulation of means of payments, resulting from the changes to article 187 of the criminal code.

Keywords: illegal circulation of means of payments, article 187 of the criminal code of the Russian Federation, the subject of a criminal assault, forged payment cards, forged orders for the transfer of funds, false documents and means of payment electronic means of payment.

Общественные отношения в области оборота средств платежей прежде всего охраняются уголовным законом, а именно, ст. 187 УК РФ, которая предусматривает ответственность за неправомерный оборот платежей: за «... изготовление, приобретение, хранение, транспортировку в целях использования или сбыта, а равно сбыт поддельных платежных карт, распоряжений о переводе денежных средств, документов или средств оплаты (за исключением случаев, предусмотренных ст. 186 настоящего Кодекса), а также электронных средств, электронных носителей информации, технических устройств, компьютерных программ, предназначенных для неправомерного осуществления приёма, выдачи, перевода денежных средств.»

Диспозиция ст. 187 УК РФ в таком виде появилась в результате изменений, внесенных Федеральным законом от 8 июня 2015 г. № 153-Ф3 [14], и статья стала называться

«Неправомерный оборот средств платежей», а предмет данного преступления значительно расширился. В связи с вышеуказанным правоприменитель сталкивается с трудностями в ходе расследования данного преступления, т.к. на первоначальном этапе расследования необходимо правильно квалифицировать действия лица, что невозможно сделать без понимания содержания предмета преступления.

Вопросы об элементах криминалистической характеристики широко обсуждаются в научной литературе. Также учеными неоднократно отмечалась значимость такого элемента, как предмет преступного посягательства. Так, В.Г. Танасевич включает в содержание криминалистической характеристики «такие взаимосвязные элементы, как: способ совершения преступления, обстановка совершения преступления, непосредственный предмет преступного посягательства, условия охраны его от посягательства (включая 119 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.