Научная статья на тему 'Противодействие экстремизму территориальными органами внутренних дел'

Противодействие экстремизму территориальными органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
665
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИНИСТЕРСТВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абазов Андемиркан Борисович

В противодействии проявлениям политического, националистического, религиозного, экологического и стихийного экстремизма большие задачи стоят перед органами внутренних дел, ибо все формы экстремизма по своей сущности направлены на нарушение прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTING EXTREMISM THE TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

In counteraction to manifestations of political, nationalist, religious, environmental and natural extremism of the great tasks facing the internal Affairs bodies, for all forms of extremism in its essence aimed at violating the rights and freedoms of man and citizen, public order and security.

Текст научной работы на тему «Противодействие экстремизму территориальными органами внутренних дел»

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ

Абазов А.Б.

12.6. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Абазов Андемиркан Борисович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях. E-mail: [email protected]

Аннотация: В противодействии проявлениям политического, националистического, религиозного, экологического и стихийного экстремизма большие задачи стоят перед органами внутренних дел, ибо все формы экстремизма по своей сущности направлены на нарушение прав и свобод человека и гражданина, общественного порядка и безопасности.

Ключевые слова: противодействие, экстремизм, территориальные органы внутренних дел, министерств внутренних дел, взаимодействия.

COUNTERACTING EXTREMISM THE TERRITORIAL BODIES OF INTERNAL AFFAIRS

Abazov Andamerican Borisovich, PhD at law. Position: Associate Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian advanced training Institute. Department: activities of internal affairs agencies in special conditions. E-mail: [email protected]

Annotation: In counteraction to manifestations of political, nationalist, religious, environmental and natural extremism of the great tasks facing the internal Affairs bodies, for all forms of extremism in its essence aimed at violating the rights and freedoms of man and citizen, public order and security.

Keywords: opposition, extremism, territorial bodies of internal Affairs, ministries of internal Affairs, cooperation.

Противодействие экстремизму территориальными ОВД МВД России - есть комплекс организационных, информационно-аналитических, оперативно-розыскных, профилактических, следственных, отдельных мер государственного принуждения, технических, специальных и других мероприятий сил и средств подразделений органов внутренних дел по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений и иных правонарушений экстремистской направленности, отнесенных к компетенции МВД России.

Пункт 1 ст. 7 Федерального закона «О полиции» от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ подчеркивает: « полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».

Пункт 16 ст. 12 этого же Закона гласит, что полиция обязана «принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан».

Таким образом, в соответствии с российским законодательством органы внутренних дел МВД России участвуют в противодействии экстремизму, они обязаны

выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать, а также расследовать преступления и иные правонарушения экстремистской направленности, отнесенные к компетенции МВД России.

Для выполнения данных задач Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 « О некоторых вопросах МВД» в органах внутренних дел были образованы подразделения по противодействию экстремизму. В настоящее время в центральном аппарате действует Главное управление по противодействию экстремизму МВД России; на окружном уровне -центры по противодействию экстремизму главных управлений МВД России по федеральным кругам. На межрегиональном уровне - подразделения, осуществляющие противодействие экстремизм, Восточно - Сибирского, Забайкальского управлений МВД России на транспорте. На региональном уровне - центры (группы) по противодействию экстремизму министерств внутренних дел по республикам, главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации.

Интересы пресечения и противодействия проявлениям экстремизма требуют эффективного взаимодействия органов внутренних дел со всеми правоохранительными органами, органами местного самоуправления, с передовой общественностью.

Задачи ОВД по противодействию экстремизму Выявление преступлений и иных правонарушений экстремистской направленности включает вскрытие (анализ) причин, условий и факторов, способствующих совершению и подготовке данных преступлений и иных правонарушений; выявление лиц, групп, организаций, объединений имеющих намерения совершать преступления и иные правонарушения экстремистской направленности, в том числе осуществление оперативно - розыскной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют большие возможности на стадии регистрации политических партий, организаций, объединений тщательно изучить их программы, уставы. Это позволяет установить, намерено ли руководство организации придерживаться действующего законодательства, демократического политического порядка.

Особого внимания со стороны органов внутренних дел требует анализ и изучение практической деятельности экстремистских организаций.

В ходе практической деятельности раскрываются подлинные намерения руководства партии, организации. Здесь необходимо обратить внимание прежде всего на пропагандистскую деятельность, которую они вынуждены проводить среди населения для расширения своих рядов и влияния. Внимательному и постоянному анализу подлежат печатные издания, листовки, выступления лидеров и активистов на митингах, радио, телевидении и т. д. Необходимо изучать националистическую пропаганду ряда партий и группировок. Призывы к предоставлению преимущественных прав и свобод представителям той иди иной национальности прямо нарушают законы России, что может привести к взрыву хрупкого общественного порядка.

Специфика выявления преступлений и иных правонарушений экстремистской направленности заключается в том, что необходим анализ и прогнозирование состояния и развития социально-политической, межнациональной и межрелигиозной ситуации, а также правопорядка на подведомственной территории. На этой основе определяются «точки напряжения» в сис-

5'2017

Пробелы в российском законодательстве

теме общественных отношений с органами государственной власти и местного самоуправления, с другими правоохранительными органами. Особого внимания заслуживает деятельность радикальных организаций, склонных к экстремизму.

Для понимания истинного лица и намерений организаций необходимо вскрыть, проанализировать и установить: личности лидеров организаций; их связи с криминальными слоями, их убеждения; психологические характеристики активистов организаций; изучить расстановку радикальных и умеренных группировок среди руководящего ядра и актива; организационное строение, распространение ячеек, их численность на периферии; источники и размеры финансирования организации, как внешние, так и внутренние. Членские взносы не могут рассматриваться как источник существования организации, это признается всеми специалистами; каналы поступления оружия, боеприпасов, боевой техники и т. д.; наличие складов оружия, боеприпасов, боевой техники, места их расположения; участие в деятельности организации военных специалистов различного профиля, особенно специалистов по организации и проведению террористических акций; взгляды руководства организации, ее «боевого ядра» на тактик и методы террористической деятельности; организацию так называемых военно-спортивных лагерей, разного рода спортивно-боевой, психологической и т. п. подготовки; контакты активистов экстремистских организаций с молодежной средой как в учебных заведениях, так и по месту жительства: связи руководства экстремистских организаций, их активистов с воинскими частями, научно-исследовательскими учреждениями, ведущими работы по оборонной тематике; с персоналом оборонных заводов, важнейшими объектами народного хозяйства (атомные, гидроэлектростанции и т. п.); «уличный потенциал» организации (степень реальной способности к масштабным противоправным действиям).

Практика показывает необходимость формирования «паспорта» подобных организаций, объединений и создание «банков данных» на различных уровнях на основе использования в установленном порядке оперативно-справочных, розыскных, криминалистических и иных информационных систем.

При изучении деятельности организаций и объединений необходимо так же руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 г. № 27 « Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом » (с изменениями от 24 октября, 30 декабря 2005 г.; 19 ноября, 8 декабря 2008 г.; 24 марта 2011 г.).

Предупреждение преступлений и иных правонарушений экстремистской направленности органами внутренних дел включает: участие в разработке и реализации региональных и межрегиональных программ противодействия терроризму и экстремизму; принятие мер к устранению причин и условий, способствующих совершению данных правонарушений, посредством внесения предложений по их устранению в государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения и организации: осуществление оперативно-розыскной деятельности с целью предупреждения правонарушений экстремистской на-

правленности; проведение профилактической работы с гражданами, устойчивыми группами, организациями, объединениями, когда имеются данные о возможности совершения ими данных правонарушений; перекрытие каналов финансирования и материально-ресурсного обеспечения организаций, групп и граждан; ликвидацию военно-спортивных баз, лагерей организаций и объединений; мероприятия по предупреждению и пресечению распространения печатной продукции, аудио и видео-материалов экстремистского содержания; участие сотрудников органов внутренних дел в информировании населения об истинных намерениях лидеров, активистов организаций, объединений, склонных к экстремистской деятельности; разработку и осуществление мероприятий по усилению охраны общественного порядка и общественной безопасности с целью недопущения преступлений террористического характера, правонарушений экстремистской направленности. Органы внутренних дел могут инициировать вынесения прокурором мер превентивного реагирования.

Список литературы:

1. Абазов И.С. «Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях» Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 75-78.

2. Абазов А.Б. «Некоторые аспекты квалификации деятельности лиц участвующих в террористических организациях» Общество: Политика, Экономика, Право. 2016. № 8. С. 97-98.

3. Какупшева М.М. Актуальные проблемы противодействия экстремистской деятельности органами внутренних дел: фондовая лекция. Москва, 2016. С. 711. С.23-30.

4. Факов А.М. Территория терроризма и профилактика террористических актов // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5. С. 165-166.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат», Оригинальность текста - 77,68%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.