ПРЕСЕЧЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Абазов А.Б.
1.31. АНАЛИЗ И ЗАДАЧИ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Абазов Андемиркан Борисович, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо-Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра деятельности ОВД в особых условиях. E-mail: [email protected]
Аннотация: Анализ работы правоохранительных органов говорит о необходимости разработки четырех, пятиступенчатого режима деятельности этих органов. По мере возрастания опасности совершаемых экстремистских действий режим противодействия им должен принимать более жесткий и решительный характер.
Ключевые слова: противодействие, экстремизм, территориальные органы внутренних дел, министерство внутренних дел, взаимодействия.
ANALYSIS AND OBJECTIVES THE POLICE DEPARTMENT IN THE PREVENTION AND SUPPRESSION OF EXTREMIST ACTIONS IN MODERN RUSSIA
Abazov Andamerican Borisovich, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Institute of advanced training. Department: activities of internal affairs agencies in special conditions chair. E-mail: [email protected]
Annotation: Analysis of the work of law enforcement agencies suggests the need to develop a four -, five-step mode of activity of these bodies. As the danger of extremist actions increases, the regime of counteraction to them should become more rigid and resolute. Keywords: opposition, extremism, territorial bodies of internal affairs, ministries of internal affairs, cooperation.
Действия правоохранительных органов должны комплексно сочетаться с действиями местного самоуправления и органами государственной власти. Это непосредственно является частью комплекса экономических, социально-политических, пропагандистских и собственно силовых средств разрешения и пресечения экстремистских, межнациональных, межэтнических конфликтов.
В начальном этапе развития конфликта главной задачей правоохранительных органов является предупреждение экстремистских проявлении, а также межнациональных и межрелигиозных конфликтов, снижение уровня накаленности возникающих конфликтных ситуаций, перевод насильственных форм противоречия в конституционально-законодательные переговорные рамки.
Существуют определенные мероприятия в таких случаях, а именно:
- анализ экономического, социально-политического и культурного положения национально-этнических и религиозных групп;
- изучение национально-этнического и религиозного состава населения в данном населенном пункте, регионе, стране, национально-этнического сознания каждой нации, группы (своеобразие национального характера, мироощущения, мировосприятия, миропонима-
ния, традиций, обычаев, представлений о территории проживания, о государственно-историческом развитии своего этноса и т. д.);
- изучение истории межнациональных и межрелигиозных отношений, их современного состояния в населенном пункте, районе, регионе; содержания национальной политики, проводимой государством, органами власти и управления; анализ ее возможных отрицательных последствий для национально-этнических групп, проживающих на территории района и субъекта Российской Федерации;
- определение экстремистских организаций, лидеров, анализ их финансовых ресурсов, наличия оружия и боеприпасов, степени реальной способности к противоправным действиям, масштабов влияния среди населения;
- организация работы (в пределах разрешенного законом) по снижению их активности; изъятие оружия и боеприпасов у физических и юридических лиц, не имеющих права на их приобретение;
- выявление прогрессивных организаций, движений, активистов, лидеров с каждой из противоборствующих сторон, анализ степени их влиятельности, готовности к поиску компромиссных решений; установление контактов с этими организациями, лидерами, с советами старейшин, религиозными кругами с целью изоляции экстремистских организаций и лидеров;
- пресечение в средствах массовой информации выступлений, направленных на разжигание вражды и недоверия между национально -этническими группами;
- предотвращение вовлечения в политическую деятельность экстремистских группировок и лиц с уголовным прошлым, проведение оперативных и других мероприятий по их дискредитации в общественном мнении;
- сбор информации о формировании групп граждан, имеющих агрессивные намерения в отношении лиц другой национальности, приверженцев других конфессий, органов власти и управления, принятие всех возможных мер с целью склонения их к отказу от незаконных действий;
- своевременная локализация и решительное пресечение возникающих на бытовой почве инцидентов между представителями разных национальностей и религий, слежение за последующим развитием событий;
- участие представителей органов внутренних дел в деятельности согласительных комиссий, советов старейшин, руководящих органов религиозных организаций;
- проведение тщательных служебных расследований фактов нарушений законности и профессиональной этики сотрудниками органов внутренних дел с доведением результатов таких расследований до заинтересованных лиц и широкой общественности;
- организация встреч сотрудников ОВД с гражданами по месту работы и жительства с целью изучения общественного мнения и проведения контрпропагандистской работы совместно с органами власти и управления, информирование об истинных причинах возникновения проблем в межнациональных отношениях (особое внимание необходимо уделить молодежи). Создание специальных групп по работе с населением, в задачи которых входит: укрепление контактов с населением, разоблачение ложных слухов, снятие напряженности между населением и работниками органов внутренних дел;
- подготовка и направление информации в инстанции о необходимых мерах по оперативному устранению
3'2018
Пробелы в российском законодательстве
причин, порождающих напряженность в межнациональных, межэтнических и межрелигиозных отношениях;
- осуществление мероприятий, обеспечивающих эмоциональную, профессиональную, материально-техническую, организационную готовность личного состава ОВД к решительным действиям резкого обострения межэтнического или межрелигиозного конфликта.
Главной целью действий органов внутренних дел, внутренних войск во время конфликтных действий экстремистского характера резкое воздействие и подавление массовых беспорядков, конфликтов между различными представителями национально-этнических и межрелигиозных групп, органами власти и управления, создание критерий для организации переговоров между членами межнационального инцидента или же конфликта.
При организации действий на всех стадиях конфликта, как показывает практика и опыт, нужно принимать во внимание ряд событий.
В первую очередь, можно ожидать ослабление эффективности правоохранительных органов, по причине того что в их составе немало представителей конфликтующих национально-этнических групп, религиозных общностей. Часто интересы, симпатии превосходят верх над чувством служебного долга.
Во-вторых, в составе местных органов власти, которым подчинены действия ОВД, также немало представителей конфликтующих национально-этнических групп и религиозных общностей. Поэтому часть принимаемых органами власти решений может противоречить интересам сглаживания и разрешения конфликтов.
И последним событием может быть, все конфликтующие стороны стремятся использовать сотрудников органов внутренних дел в своих интересах.
Каждая оплошность, некорректность в действиях правоохранительных органов мгновенно снижают авторитет того органа которого они представляют в глазах представителей общественности.
Таким образом, можно сделать вывод, противодействие экстремизму эффективно только при соблюдении ряда условий: обеспечение устойчивого экономического, социального и культурного развития страны.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 89%
Список литературы:
1. Абазов И.С. «Особенности и специфика тактических действий подразделений ОВД при обеспечении охраны общественного порядка на массовых мероприятиях» Теория и практика общественного развития. 2016. № 2. С. 75-78.
2. Абазов А.Б. «Некоторые аспекты квалификации деятельности лиц участвующих в террористических организациях» Общество: Политика, Экономика, Право. 2016. № 8. С. 97-98.
3. Какупшева М.М. Актуальные проблемы противодействия экстремистской деятельности органами внутренних дел: фондовая лекция. Москва, 2016. С. 711. С.23-30.
4. Факов А.М. Территория терроризма и профилактика террористических актов // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №5. С. 165-166.