Т. Г. Гасанкадиев, Д. В. Бойко,
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ
ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье представлено общее понимание термина «экстремизм». Перечисляются социальные, психологические и экономические факторы, которые ведут к конфликтам между социальными группами.
Аргументируется тезис о том, что главным очагом распространения фундаменталистских идей в виде ваххабизма на Северном Кавказе на рубеже 80—90-х гг. стал Дагестан.
Противодействие экстремизму — задача комплексная, которая предполагает использование идеологических, экономических, социальных и иных мер. Важную роль играют правовые средства и правовая политика. Они должны предлагать научно обоснованную стратегию противодействия экстремизму.
Изучаются некоторые правовые акты, которые действуют в Германии, США, Италии, Индии и направлены на запрещение любых форм экстремизма.
Противодействие экстремизму рассматривается как одно из важнейших направлений государственной политики России в сфере национальной безопасности.
Анализируются некоторые положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Перечисляются факторы, оказывающие негативное влияние на качество и эффективность противодействия экстремизму в нашей стране.
Ключевые слова: экстремизм, правоприменение, политика, правоприменительная политика, правовой анализ, противодействие экстремизму, радикализм, экстремизм на Кавказе, борьба с экстремизмом за рубежом.
T. G. Gasankadiev, D. V. Boyko
COUNTERING EXTREMISM AS ONE OF THE AREAS OF LAW
ENFORCEMENT POLICY OF MODERN RUSSIA
In the article it is presented the general understanding of the term extremism. Social, psychological and economic facts that encourage conflicts between different social groups are recited.
The reasons are given for Dagestan being the main place of extending of fundamental ideas in the form of Wahhabism in North Caucasus on the cups of 80—90 years.
Countering extremism is a complex task that supposes the use of ideological, economic, social and other actions. Legal arrangements and juridical policy are quiet important. They must suggest scientifically grounded strategy of countering extremism.
Some legal acts that are functionate in Germany, USA, Italy, and India are being studied. They restrict any forms of extremism. Countering extremism considered to be one of the main parts of public policy of Russia in national safety.
Some states of Strategy of national safety of Russian Federation up to 2020 year are analyzed. Facts that exert negative influence on the quality and effectiveness of countering extremism in our country are recited.
Keywords: extremism, law enforcement, policy, enforcement policy, legal analysis, radicalism, extremism in Caucasus, countering extremism, Struggle against Extremis in foreign countries.
Развитие современной России происходит в условиях нарастания различных внутренних и внешних угроз, эффективное противодействие которым является залогом социальной стабильности и безо-
пасности в нашей стране. К числу факторов, оказывающих наиболее серьезное деструктивное воздействие на процессы государственно-правового развития в нашей стране, относится экстремизм.
Экстремизм в самом общем виде означает приверженность к крайним взглядам и мерам (прежде всего в политике) [1, с. 577]. Как свидетельствуют современные исследования, экстремизм в тех или иных формах присущ практически всем историческим эпохам [2, с. 16]. Но особую социальную остроту проблема экстремизма приобретает на различных переломных этапах общественного развития, которые сопровождаются трансформацией соответствующих ценностных систем. В данной ситуации случаи эскалации напряжения между этническими группами либо группами по социальному признаку являются вполне предсказуемыми. В их основе лежат соответствующие социально-психологические и социально-экономические факторы [3].
К первой группе, в частности, относятся:
1. Отсутствие государственной идеологии (в демократическом государстве).
2. Сложившееся мнение большинства населения о невозможности влиять на процессы внутри государства.
3. Пассивная пропаганда средствами массовой информации деструктивного поведения либо насилия и единственно допустимого решения проблем всех уровней — силовое решение.
4. Острое социальное неравенство и крайне пессимистичное настроение по поводу своего будущего.
5. Феномен радикализма и фундаментализма.
Второй блок факторов:
1. Кризисные явления в экономике, такие, например, как отсутствие развития малого бизнеса.
2. Отсутствие здоровой оппозиции.
3. Отсутствие массового интереса молодежи к процессам, происходящим внутри государства [4].
После распада СССР Россия по ряду причин стала эпицентром крайне сложных проблем, краеугольным камнем которых стало развитие экстремистских течений [5].
Первостепенную угрозу представляет нарушение единого правового поля, что напрямую влияет на национальную безопасность страны. Это характеризуется деятельностью местных нормо-творцев и высокопоставленных чиновников, что дает почву сепаратистским настроениям и пренебрежению по отношению к федеральному законодательству и отдельным этносам. Эпицентром сложившейся ситуации являются Северный Кавказ и регионы СКФО [6].
Центром распространения радикализма на Северном Кавказе стал Дагестан. Территории, на которых проживает этническое мусульманское население, позволяют радикалам создавать сеть, управляемую и функционирующую на средства, поступающие из-за границы. Зона их интересов распространяется на всю территорию СКФО, ЮФО и крупные города центральной части России: Ставропольский край, Астраханскую область, Волгоградскую область, Воронеж, Тулу, Москву и т. д. Особую группу риска представляют и другие регионы, на территории которых проживают большие группы мусульман: Татарстан, Башкортостан, Поволжье, Мордовия и другие области. А. А. Яр-лыкапов, в частности, отмечает, что благоприятные условия для новообращенных способствуют ускорению процесса распространения радикализма, в т. ч. и из-за денежных поощрений, т. е. имеет место прозелитизм [7, с. 2].
Противодействие экстремизму — задача комплексная, предполагающая использование мер идеологического, экономического, социального и иного характера. В числе последних важная роль принадлежит правовым средствам и соответствующей правовой политике, которая должна предлагать научно обоснованную стратегию противодействия экстремизму на всех этапах правового воздействия [8].
Практически во всех странах, столкнувшихся с проблемой экстремизма, действуют соответствующие правовые акты, направленные на запрещение любых форм экстремистских проявлений. В частности, в Германии с 1985 г. вступили в силу специальные акты законодательства и правоприменительные акты, запрещающие любую экстремистскую деятельность. Акцент делается на том, что никто не может получить ущерб или выказать предпочтение по факту вероисповедания или политических притязаний. Свобода совести и религиозных взглядов неприкосновенны; Бундестаг гарантирует создание условий для выполнения религиозных обрядов. Под запретом объединения и организации, деятельность которых вступает в конфликт с уголовным законом или подрывает конституционный строй и идеи взаимопонимания и дружбы народов.
В Соединенных Штатах Америки первостепенным приоритетом политики национальной безопасности также является противодействие экстремизму.
Так, например, в Италии создание и функционирование обществ и движений, ратующих за национальную и/или религиозную вражду, строго запрещены. Регламентированы меры принуждения для организаторов, членов и пособников, а также введена ответственность, причем именно уголовная, за демонстрацию на шествиях, митингах и просто в общественных местах запрещенной символики и жестов.
Индии также не чужды вышеописанные проблемы. И законодательство этой страны включает 5 уголовных законов, предусматривающих санкции в виде тюремного заключения до 5 лет за разжигание межнациональной розни [9].
Правовая основа противодействия экстремизму в РФ сегодня представлена целым рядом нормативно-правовых актов, базовое значение в системе которых принадлежит Конституции РФ, отраслевому законодательству (прежде всего, Уголовному кодексу РФ), а также Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» [10].
Противодействие экстремизму сегодня рассматривается как одно из важнейших направлений государственной политики России в сфере национальной безопасности. Так, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. [11] определено, что Российская Федерация в ходе обеспечения национальной безопасности исходит из необходимости непрерывного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию фактов терроризма и экстремизма. Одним из основных источников угроз государственной и общественной безопасности называется экстремистская деятельность неонацистских, религиозных, этнических и других организаций, направленная на подрыв территориальной целостности Российской Федерации, нарушение стабильности внутриполитической и социальной ситуации в стране [12].
Вместе с тем в настоящее время существует проблема эффективной организации практических мер в сфере противодействия экстремизму. В числе факторов, оказывающих негативное воздействие на качество и эффективность противодействия экстремизму в нашей стране, в частности, указываются: 1) борьба с преступностью экстремистской и террористической направленности ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления; 2) отсутствие совместной работы по предупреждению преступных посягательств, разрушению международных и межрегиональных
связей преступных группировок, и, как следствие, ликвидации экстремистских и террористических организаций; 3) еще не создан совместный и полноценный информационный банк данных обо всех ранее совершенных экстремистскими и террористическими группами преступлениях и участниках этих групп; 4) негативно сказывается ведомственная разобщенность в вопросах учета, регистрации преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом. В результате искажается достоверность статистической информации, нарушается порядковая регистрация уголовных дел, что приводит к дублированию следственных и оперативных мероприятий, лишает возможности оперативного обмена информацией; 5) вне поля зрения остаются многие лица, отбывшие наказание за совершение преступлений экстремистского и террористического характера. Ряд этих граждан продолжают заниматься антиобщественной деятельностью, хранят огнестрельное оружие, укрывают лиц, находящихся в розыске; 6) многочисленные обыски, проводимые по инициативе органов внутренних дел по месту жительства предполагаемых членов экстремистских и террористических группировок, оказываются безрезультатными [13].
Иными словами, основные проблемы противодействия экстремизму в современной России лежат в плоскости реализации действующего законодательства. Антиэкстремистской деятельности различных государственных структур и ведомств часто недостает организованности, целенаправленности, единства, плановости и ряда других качеств, обеспечивающих ее эффективность. Все это говорит о том, что в настоящее время существует настоятельная потребность в формировании и реализации в нашей стране соответствующей правоприменительной политики.
Основное назначение указанной политики видится в выработке и проведении в жизнь научно обоснованной стратегии и тактики российского государства в сфере реализации антиэкстремистского законодательства [9]. Правоприменительная политика призвана выражать официальную позицию Российской Федерации по вопросам противодействия экстремизму и обеспечивать ее последовательную и законную реализацию в деятельность всех органов и должностных лиц (федеральных, региональных, местного самоуправления).
Правоприменительная политика в сфере противодействия экстремизму, в частности, должна: определять государственно значимые приоритеты
в указанной области; ориентировать государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации, средства массовой информации и иные институты государства и гражданского общества на их проведение в жизнь; формулировать основные принципы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов российского государства и институтов гражданского общества в сфере противодействия экстремизму; осуществлять координацию указанной деятельности; вырабатывать систему мер, направленных на стимулирование правоохранительной, правовоспитательной и иной деятельности, направленной на противодействие экстремизму; предлагать инновационные формы, методы, средства противодействия экстремизму; формулировать научно обоснованные критерии эффективности антиэкстремистской деятельности; обеспечивать развитость правовых коммуникаций, доступность информации о проводимых в стране мероприятиях по противодействию экстремизму, их целях и достигнутых результатах; решать другие задачи.
Список библиографических ссылок
Целью правоприменительной политики в сфере противодействия экстремизму является поддержание законности и правопорядка, а также защищенности основ существования Российской Федерации от внешних и внутренних угроз экстремистской направленности.
В качестве базовых принципов рассматриваемой политики можно выделить следующие основополагающие начала: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; соответствие международным стандартам; законность; обеспечение национальной безопасности Российской Федерации; приоритет мер предупреждения; неотвратимость ответственности за правонарушения экстремистской направленности; единство; системность; комплексный характер.
В целом же следует подчеркнуть, что формирование научно обоснованной правоприменительной политики в сфере противодействия экстремизму — это один из серьезных резервов, грамотное использование которого позволит вывести антиэкстремистскую деятельность в нашей стране на качественно новый уровень.
1. Словарь иностранных слов. 9-е изд., испр. М., 1982.
2. Томалинцев В. Н. Сущность экстремизма. Особенности его явных и скрытых форм // Феномен экстремизма / под ред. А. А. Козлова. СПб., 2000.
3. Корнилов Т. А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Рос. следователь. 2011. № 17. С. 23—25.
4. Ещенко С. А. Экстремизм: понятие и причины распространения // Общество и право. 2008. № 3.
5. Бойко Д. В. Виды правоприменительного усмотрения // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 1.
6. Мальцев В. В., Белокобыльский М. Е. Правовые основы деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел, осуществляющих борьбу с преступлениями экстремистского характера // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. № 2.
7. Соколова А. А., Бабошина Е. В. Современные проблемы противодействия экстремистской деятельности в сфере конфессиональных отношений. Кизляр, 2012. С. 2.
8. Бойко Д. В. Правоприменительное усмотрение, законность и произвол // Общество и право. 2009. № 3.
9. Рудковский В. А. Правоприменительная политика: теория и практика // Правоприменительная политика в современной России: проблемы формирования и осуществления: материалы междунар. круглого стола / редкол.: И. В. Ростовщиков [и др.]. Волгоград, 2013. С. 36—52.
10. О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.07.2013) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 12.05.2009. № 537. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Канубриков В. А. Понятие принципа законности в российском уголовном законодательстве // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 2.
13. Фастов А. Г., Бойко Д. В. Специально-юридические гарантии обеспечения законности в дискреционном правоприменении // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1.
© Гасанкадиев Т. Г., Бойко Д. В., 2015
* * *