УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10106
НОВЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Алексей Александрович ПАНЬКИН,
сотрудник Центра исследования проблем российского права «Эквитас» (г. Москва), кандидат юридических наук E-mail: AA_Pankin@rambler.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье рассмотрены основные положения Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года; показана важность названной Стратегии в формировании правовой основы противодействия экстремизму; определены направления совершенствования правового обеспечения деятельности государственных органов обеспечения безопасности в области противодействия экстремизму.
Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, административно-политическая сфера государственного управления, экстремизм, экстремистская деятельность, противодействие экстремизму, уголовная ответственность, административная ответственность, органы государственной безопасности.
Annotation. The article discusses the main provisions of the Strategy to Combat Extremism in the Russian Federation until 2025; The importance of this Strategy in the formation of the legal framework for countering extremism is shown; directions for improving legal support for the activities of state security agencies in the field of countering extremism are identified.
Keywords: national security, state security, administrative and political sphere of public administration, extremism, extremist activity, countering extremism, criminal liability, administrative responsibility, state security agencies.
Несмотря на большую загрузку правотворческих органов, связанную с выработкой организационных мер и правовым обеспечением противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, продолжается работа по совершенствованию правового регулирования отношений в области национальной безопасности. Примером этому является Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»1 (далее — Стратегия).
В.М. Редкоус справедливо отмечает, что совершенствование правового регулирования участия органов национальной безопасности в противодействии экстремистской деятельности является важнейшим условием эффективного обеспечения национальной безопасности нашей страны2.
По мнению автора, в современных условиях противодействие экстремизму в Российской
Федерации в большей степени должно рассматриваться в контексте обеспечения государственной безопасности.
Рассматриваемая Стратегия является важной составляющей сформированной в нашей стране правовой основы противодействия экстремизму, в которую входят: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф33, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-Ф34, Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. № 114-Ф35, Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»6, а также иные нормативные правовые акты.
Противодействие экстремизму в рассматриваемой Стратегии определено как деятельность субъектов противодействия экстремизму, на-
№ 2/2020
правленная на выявление и устранение причин экстремистских проявлений, а также на предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений экстремистской направленности, минимизацию и (или) ликвидацию их последствий (п. 4).
Стратегия содержит семь разделов:
I. Общие положения.
II. Основные источники угроз экстремизма в современной России. I
II. Цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму.
IV. Инструменты и механизмы реализации настоящей Стратегии.
V. Основные этапы реализации настоящей Стратегии.
VI. Целевые показатели реализации настоящей Стратегии.
VII. Ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности. Экстремизм является одной из наиболее сложных проблем современного российского общества, что связано в первую очередь с многообразием его проявлений, неоднородным составом экстремистских организаций, деятельность которых угрожает национальной безопасности Российской Федерации
Установлено, что целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.
Задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются: создание единой государственной системы мони-
торинга в сфере противодействия экстремизму; совершенствование законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики в сфере противодействия экстремизму; консолидация усилий субъектов противодействия экстремизму, институтов гражданского общества и иных заинтересованных организаций; организация в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет, информационного сопровождения деятельности субъектов противодействия экстремизму, а также реализация эффективных мер, направленных на информационное противодействие распространению экстремистской идеологии; разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.
В пункте 32 Стратегии определены основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму в области законодательной деятельности; в области правоохранительной деятельности; в области государственной национальной политики; в области государственной миграционной политики; в области государственной информационной политики; в области образования и государственной молодежной политики; в области государственной культурной политики; в области международного сотрудничества; в области обеспечения участия институтов гражданского общества в реализации государственной политики в сфере противодействия экстремизму7.
Ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются: сокращение количества экстремистских угроз в Российской Федерации; уменьшение доли преступлений насильственного характера в общем количестве преступлений экстремистской направленности; недопущение распространения экстремистских материалов в средствах массовой информации и сети Интернет; повышение уровня взаимодействия субъектов противодействия экстремизму; активное участие институтов гражданского общества в профилактике и предупреждении экстремистских проявлений; формирование в обществе, особенно среди молодежи, атмосферы нетерпимости к экстремистской деятельности, неприятия экстремистской идеологии; повышение уровня защищенности граждан и общества от экстремистских проявлений.
В заключение можно сделать некоторые выводы.
№ 2/2020
Принятие Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года — важный шаг по укреплению правовой основы противодействия экстремизму в нашей стране, обеспечения легитимности деятельности соответствующих государственных органов.
Развитие концептуальных положений в области противодействия экстремизму в Российской Федерации с неизбежностью повлечет корректировку задач и направлений деятельности государственных органов обеспечения безопасности, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности (органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и ряда иных органов). Будут внесены соответствующие изменения и дополнения в ведомственную правовую базу, регламентирующую деятельность названных органов в данной области обеспечения национальной безопасности; уточнена подготовка специалистов, осуществляющих противодействие экстремизму с целью недопущения нарушений законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности8.
Противодействие экстремизму зачастую связано с применением сотрудниками уполномоченных органов мер административного воздействия, включающих меры административного предупреждения, административного пресечения и меры административной ответственности. При этом применение первых двух групп мер воздействия может осуществляться как в целях предупреждения9 и пресечения10 совершения административных правонарушений, так и в целях противодействия угрозам безопасности, связанным с проявлениями экстремизма.
По нашему мнению, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года должна дать толчок и для совершенствования института административной ответственности в области обеспечения национальной безопасности. Все это важно в преддверии принятия новых кодифицированных актов в
области административной ответственности в Российской Федерации11.
1 Офиц. интернет-портал правовой информации // http: www.pravo.gov.ru
2 Редкоус В.М. Совершенствование правового регулирования участия органов национальной безопасности в противодействии экстремистской деятельности / / Право и государство: теория и практика. 2009. № 4 (52). С. 72—77.
3 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
4 Там же. 2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
5 Там же. 2002. № 30. Ст. 3031.
6 Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // www.pravo.gov.ru)
7 Подроб. см.: Вороное А.М. Институты гражданского общества в системе обеспечения национальной безопасности современной России // Науч. портал МВД России. 2016. № 2 (34). С. 132—136:
Редкоус В.М., Сергеее А.В. Вопросы взаимодействия правоохранительных органов и институтов гражданского общества в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Закон и право. 2016. № 2. С. 154—156; и др.
8 См.: Редкоус В.М. Административно-правовое регулирование подготовки специалистов для федеральных органов исполнительной власти // Военное право. 2019. № 6 (58). С. 77—81;
Редкоус В.М. Актуальные вопросы правового регулирования службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации // Гос. служба и кадры. 2019. № 4. С. 208—211; и др.
9 См., напр.: Ноеохатский А.Г., Редкоус В.М. Понятие и правовая основа профилактики административных правонарушений, подведомственных органам государственной безопасности // Закон и право. 2019. № 3. С. 134—137; и др.
10 См., напр.: Высоцкий ДА, Редкоус В.М. Актуальные проблемы правового регулирования применения мер административного пресечения в деятельности национальных органов безопасности государств — участников СНГ // Закон и право. 2017. № 5. С. 123—126; и др.
11 См., напр.: Редкоус В.М. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности: опыт России и государств — участников СНГ // Вестник Владимирского юрид. ин-та. 2019. № 4 (53). С. 84—88.
№ 2/2020