Научная статья на тему 'ПРОТЕСТЫ В ИНДИИ: ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ'

ПРОТЕСТЫ В ИНДИИ: ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
427
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИЯ / ПРОТЕСТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЗАКОН О ГРАЖДАНСТВЕ / ФЕРМЕРСКИЕ ПРОТЕСТЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захаров Алексей Игоревич

Протесты в Индии - распространенное явление, возникающее как стихийно, так и в результате комплекса причин политического и социально-экономического характера. Широкую мобилизацию масс, как правило, провоцирует резонансное событие, вызывающее негодование населения и побуждающее его на активные действия, направленные на привлечение внимания к проблеме. С одной стороны, индийцам присуще острое чувство справедливости, а в общественнополитической практике исторически закрепилась традиция борьбы за права и свободы, сопротивления и неповиновения попыткам угнетения. С другой стороны, заложенная в индуизме кастовая система определяет иерархичность общественного устройства и покорность низших слоев населения, а закрепленные этические и философские установки объясняют превалирование мирных форм выражения недовольства. В статье анализируются особенности социального протеста в Индии: причины и факторы, влияющие на социальные движения населения; характерные методы достижения требований и политические последствия протестной активности. Дается характеристика основным социально-экономическим показателям развития Индии и выделяются наиболее острые проблемы: бедность; экономическое неравенство; разделения по кастовому, половому, религиозному и региональному признакам; ущемления индивидуальных прав человека и отдельных групп населения. Автор подробно рассматривает два кейса масштабных социальных протестов в период нахождения у власти правительства Нарендры Моди: протестные выступления после принятия парламентом Индии в 2019 г. поправок к закону о гражданстве и фермерские протесты 20202021 гг. и на их основе выводит тенденции развития общественнополитической ситуации в стране. Автор приходит к выводу, что для Индии характерна политизация зародившихся на основе социально-экономических причин протестов, а окончание выступлений далеко не всегда способствует решению исходной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTESTS IN INDIA: FORMS, REASONS AND CONSEQUENCES

Protests in India are a common phenomenon, arising both spontaneously and in response to a complex of political and socio-economic factors. A broad mobilization of the masses, as a rule, is provoked by a high-profile incident or a government's landmark decision that arouses indignation among the population encouraging them to take active steps to draw attention to the problem. On the one hand, Indians have a keen sense of justice, and the tradition of struggle for rights and freedoms. The resistance and disobedience to oppression has historically been entrenched in socio-political practice. On the other hand, the caste system system inherent in Hinduism determines the hierarchy of the social structure and the obedience of the lower strata of the population, while the particular ethical, religious and philosophical attitudes explain the prevalence of peaceful forms of expression of discontent. The article explores the features of social protest in India in attempt to identify causes and factors influencing different social movements; peculiar methods of achieving demands and political consequences of protest activity. The author outlines India's major socio-economic indicators and identifies several problems like poverty, inequality, infringements of individual and group rights. The author examines in detail two cases of large-scale social protests during the period of Narendra Modi's government in power: the protests after the adoption of the Citizenship (Amendment) Act, 2019 and farmer protests in 2020-2021 and uses them to draw trends in the development of the sociopolitical situation in the country. The author comes to the conclusion that the protests in India caused by socio-economic reasons are prone to politization while the end of protest movement does not always lead to solving the original issue.

Текст научной работы на тему «ПРОТЕСТЫ В ИНДИИ: ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

Б01: 10.31249/аре/2023.03.13

© Захаров А.И.1

Протесты в Индии: формы, причины и последствия2

Аннотация. Протесты в Индии - распространенное явление, возникающее как стихийно, так и в результате комплекса причин политического и социально-экономического характера. Широкую мобилизацию масс, как правило, провоцирует резонансное событие, вызывающее негодование населения и побуждающее его на активные действия, направленные на привлечение внимания к проблеме. С одной стороны, индийцам присуще острое чувство справедливости, а в общественно-политической практике исторически закрепилась традиция борьбы за права и свободы, сопротивления и неповиновения попыткам угнетения. С другой стороны, заложенная в индуизме кастовая система определяет иерархичность общественного устройства и покорность низших слоев населения, а закрепленные этические и философские установки объясняют превалирование мирных форм выражения недовольства.

В статье анализируются особенности социального протеста в Индии: причины и факторы, влияющие на социальные движения населения; характерные методы достижения требований и

1 Захаров Алексей Игоревич - кандидат исторических наук, научный сотрудник, Международная лаборатория исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ «Высшая школа экономики»; (azaharov@hse.ru

2Данная статья подготовлена в рамках проекта «Индия и вызовы глобальной политики», выполненного на основании конкурса проектных групп факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

политические последствия протестной активности. Дается характеристика основным социально-экономическим показателям развития Индии и выделяются наиболее острые проблемы: бедность; экономическое неравенство; разделения по кастовому, половому, религиозному и региональному признакам; ущемления индивидуальных прав человека и отдельных групп населения.

Автор подробно рассматривает два кейса масштабных социальных протестов в период нахождения у власти правительства Нарендры Моди: протестные выступления после принятия парламентом Индии в 2019 г. поправок к закону о гражданстве и фермерские протесты 20202021 гг. и на их основе выводит тенденции развития общественно-политической ситуации в стране.

Автор приходит к выводу, что для Индии характерна политизация зародившихся на основе социально-экономических причин протестов, а окончание выступлений далеко не всегда способствует решению исходной проблемы.

Ключевые слова: Индия, протесты, социальные проблемы, закон о гражданстве, фермерские протесты.

Введение

Многие особенности протестного движения в Индии уходят корнями в первую половину XX в., в период борьбы за независимость от английского колониального господства, когда произошел рост национального самосознания и появились характерные формы неповиновения представителям власти. Именно во времена развития национально-освободительного движения в индийской общественно-политической традиции закрепилось использование ненасильственного сопротивления, получившего свое отражение в сатьяграхе (дословно «упорство в истине») - методе политической борьбы, разработанном Махатмой Ганди. Практика ахимсы (ненасилие, непричинение зла) - универсальная добродетель в индийской культуре - упоминается еще в древних индуистских текстах -упанишадах - и является базовой этической установкой в философии джайнизма и буддизма [Лунев, 2015, с. 199].

Многие формы социального протеста, использовавшиеся в Индии еще со Средних веков, закрепились во времена выступле-

ний против английских властей в 1920-1930 гг. К таковым можно отнести закрытие лавок и магазинов (хартал), прекращение любых видов работы (бандх), массовые голодовки и марши, бойкотирование деятельности государственных учреждений. В парадигме ненасильственных способов протестных движений считалось, что нанесение экономического ущерба - наиболее эффективный метод достижения целей. По этой причине во время выступлений и акций неповиновения в жертву приносилось имущество, реже -человеческие жизни [там же].

Важно отметить, что принятая в 1950 г. Конституция Индии заложила законодательную базу для социальных движений. В Основном законе страны защищаются основополагающие права и свободы граждан. Статья 19 гарантирует свободу слова и самовыражения; возможность проведения мирных собраний без оружия; формирование ассоциаций и союзов; свободное перемещение по территории Индии [The Constitution of India, 2022, p. 9]. Сочетание этих прав позволяет организовывать протесты и марши несогласия, а также объединяться группам населения для реализации своих требований. Конституция, однако, содержит и ряд оговорок. Ограничения права на свободу слова и самовыражения могут вводиться в интересах территориальной целостности и суверенитета Индии; безопасности государства; дружеских отношений с зарубежными странами; поддержания общественного порядка, благопристойности и морали; или в связи с нарушением закона, очернением репутации или поощрением совершения преступления [ibid., p. 10].

Интересны рассуждения о народных протестах одного из главных «архитекторов» Основного закона Индии, видного политического деятеля Б.Р. Амбедкара в его выступлении накануне официального принятия текста Конституции Учредительным собранием. Говоря о будущем демократии в Индии, Амбедкар предупреждал, что в нем нет места ни кровавым революциям, ни ган-дистским методам ведения протеста. По его мнению, необходимо было «оставить в прошлом метод гражданского неповиновения, несотрудничество и сатьяграху» - их использование было оправдано при авторитарном режиме, а не когда «доступны конститу-

ционные методы достижения своих требований» (цит. по: [Guha, 2019, p. 99]).

Конституция Индии официально не признает кастовые различия и какие-либо привилегии и подчеркивает равенство граждан перед законом. Однако для индийского общества по-прежнему характерна иерархия, которая обусловлена, прежде всего, закрепленной в индуизме кастовой системой. С одной стороны, иерархичность общественного устройства определяет покорность низших слоев, с другой - поиск методов борьбы против социальной дискриминации. Одной из таких мирных форм протеста далитов (бывших неприкасаемых) стало отречение от индуизма и переход в другую религию для защиты своих конституционных прав [Юрлова, 2003, с. 258].

В Индии сохраняется значительное число форм и видов социального протеста. Для понимания причин возникновения крупномасштабных протестных движений необходимо кратко рассмотреть основные социальные проблемы в Индии.

Показатели социально-экономического развития Индии

Развитие глобализации и постепенное увеличение доступа индийского населения к Интернету1 привели к распространению информации о транснациональных социальных движениях, выступающих, например, за расширение прав женщин. Тем не менее, несмотря на рост влияния общемировых тенденций на индийскую общественно-политическую повестку, в Индии сохраняются особенности как форм выражения несогласия с какими-либо явлениями или принятыми решениями, так и исторически сложившихся способов донесения своих требований до представителей государственной власти.

Социально-экономическая обстановка в современной Индии характеризуется комплексом нерешенных проблем, которые вызывают периодический всплеск напряженности в отношениях государства и населения, между различными группами населения и внутри определенных общин. К числу вызовов для экономическо-

1 Доступ к Интернету в Индии по-прежнему имеют менее 50 % населения страны [Вавыгоу, 2023].

го развития Индии и общественно-политической стабильности в стране можно отнести следующие проблемы: бедность, безработица, коррупция, неравенство, сохранение кастовой системы, нарушения индивидуальных свобод и несоблюдение прав и интересов отдельных социальных групп - религиозных общин, профессиональных объединений и т.д. Важно отметить, что исследования и оценки развития страны по этим показателям, проводящиеся мировыми и национальными институтами, вызывают дискуссии по поводу используемой методологии и приведенных данных. Тем не менее представляется, что эти работы демонстрируют определенные тенденции и позволяют оценить масштабы имеющихся проблем.

Бедность остается наиболее острой и неразрешенной проблемой в Индии, несмотря на усилия правительств разных лет. Индия - одна из самых быстрорастущих экономик мира. По данным Всемирного Банка, в период с 2019 по 2021 г. ВВП Индии (в текущих ценах) увеличился с $2,8 до $3,2 трлн [GDP ..., 2021]. В 2022 г. ВВП Индии вырос на 6,8%, по прогнозу МВФ, в 2023 и 2024 гг. он продолжит расти, увеличившись на 5,9% и 6,3% соответственно. Высокие темпы роста ВВП не соотносятся, однако, с развитием благосостояния населения. По индексу многомерной бедности, 16,4% населения (229 млн человек в 2020 г.) являются бедными, а еще 18,7% (261 млн человек в 2020 г.) могут стать бедными [Global Multidimensional ..., 2022, p. 20].

Индия остается одной из стран мира с высочайшим уровнем неравенства с точки зрения соотношения доходов представителей элиты и беднейших слоев населения. Согласно исследованию группы известных экономистов Л. Шанселя, Т. Пиккети, Э. Саэса, Г. Зукмана, на 1% богатых в Индии приходится 22% общего национального дохода населения, 10% «верхушки» контролируют 57%, а на половину населения, находящегося внизу социальной лестницы, приходится лишь 13%. Сохраняются значительные разрывы в гендерном неравенстве: доля доходов трудящихся женщин в Индии составляет всего 18%, что является одним из самых низких показателей в мире и ниже среднего значения для Азии (21 % для всего региона, кроме Китая) [World Inequality ..., 2022, p. 197-198].

Экономическое неравенство в Индии только усиливает разделение общества по другим критериям, таким как: каста, религия, пол, регион происхождения.

По индексу социального прогресса, оценивающему способность государства удовлетворять базовые потребности граждан (обеспеченность питанием и медицинской помощью, водой и жильем; уровень санитарии и личная безопасность), Индия находится на 110-м месте в мире [Kapoor, Green, 2022, p. 27]. Согласно последнему исследованию, за период с 2011 по 2021 г. Индия улучшила свои показатели по ряду критериев: доступ к информации и средствам коммуникации (мобильной связи и Интернету), обеспечение населения жильем, улучшение санитарных условий и доступ к воде. За указанный период ситуация в области доступа населения к образованию и знаниям, а также показатель личной безопасности граждан практически не изменились. Наконец, отмечается небольшое ухудшение показателей с точки зрения насилия и дискриминации в отношении меньшинств; качества окружающей среды и загрязнения воздуха; обеспечения религиозной свободы, свободы собраний и защиты индивидуальных прав граждан [ibid., p. 32-33].

Часто именно нарушения прав и свобод определенных групп населения и меньшинств - со стороны государства или связанных с государством организаций - становятся фактором дестабилизации общественно-политической ситуации и движущим фактором организации протестного движения. Поводом для роста недовольства могут стать резонансные решения, имеющие последствия с точки зрения ущемления личной безопасности или экономических интересов граждан. В качестве примеров предлагается проанализировать два кейса крупномасштабных социальных протестов в период нахождения у власти правительства Нарендры Моди: 1) протестные выступления после принятия поправок к Закону о гражданстве (2019) и 2) фермерские протесты 2020-2021 гг.

Протестные выступления против поправок к Закону о гражданстве

В декабре 2019 г. парламент Индии принял поправки к Закону о гражданстве (англ. Citizenship Amendment Act, CAA), которые

261

облегчили получение индийского гражданства всем прибывшим в Индию до 31 декабря 2014 г. из Афганистана, Пакистана и Бангладеш. Новое правило получения гражданства распространялось на индусов, сикхов, буддистов, христиан, парсов и джайнов; упоминание мусульман в тексте законопроекта отсутствовало [The Citizenship ..., 2019]. Правительство преподнесло данную инициативу в качестве гуманистического шага, как поддержку мигрантов, вынужденно покинувших соседние страны вследствие религиозного преследования. Однако в сочетании с другими инициативами Бхаратия джаната парти (БДП) принятие закона интерпретировалось не только как попытка предоставить убежище, но и как шаг по избавлению от «лишних» нарушителей границ.

Принятие поправок последовало за объявлением в августе 2019 г. итогов проведения национального реестра граждан (англ. National Register of Citizens, NRC), составленного в штате Ассам. Согласно его результатам, около 2 млн человек (6,5% от общего населения штата), представители разных религий, попали в категорию неграждан, не сумев доказать свою принадлежность к Индии. Ассам не случайно был выбран первым регионом - такой реестр в штате уже создавался в 1951 г. для определения постоянных жителей на фоне массовой иммиграции из Восточного Пакистана (ныне Бангладеш). Количество иммигрантов в штате значительно возросло после индо-пакистанской войны 1971 г., что привело к формированию общественных движений, выступавших за их выявление и депортацию. Верховный суд Индии издал указ об обновлении реестра граждан в Ассаме в 2013 г. И хотя его итоги продемонстрировали несовершенство и настроили против этой идеи и население, и местные власти других индийских регионов, это не изменило намерение правительства создать аналогичный реестр для всей страны, о чем было объявлено в ноябре 2019 г.

Законодательной основой для всеиндийского NRC служили поправки все к тому же закону о гражданстве 1955 г., принятые кабинетом БДП под руководством Атала Бихари Ваджпаи в 2003 г. В этом смысле иммиграционные инициативы правительства Н. Моди стали продолжением партийного наследия предшественников. Поправки 2003 г. вводили понятие «нелегальный мигрант»

и регламентировали «обязательную регистрацию каждого гражданина Индии», выдачу национальных идентификационных карт и поддержание национального реестра граждан [The Citizenship ..., 2004].

Принятие парламентом новых поправок к закону о гражданстве в конце 2019 г. спровоцировало протесты по всей Индии. Основной причиной стали дискриминационные положения нового законопроекта, подразумевавшего использование религии как критерия при выдаче гражданства. Однако в протестных акциях принимали участие не только представители мусульманской об-шины1, исключенные из числа претендентов на получение гражданства в случае религиозного преследования в соседних странах, а совершенно разные социальные группы. Какие факторы способствовали широкой мобилизации населения?

Во-первых, многие индийцы, у которых нет в наличии свидетельств о рождении или других документов, подтверждающих историческую принадлежность к Индии, почувствовали себя в уязвимом положении, и это значительно расширило протестую базу.

Во-вторых, в сознании населения произошла увязка поправок к закону о гражданстве (CAA) с перспективой составления все-индийского реестра граждан (NRC). В фокусе внимания оказалась и другая процедура - национальный реестр населения (англ. National Population Register, NPR), которая, по задумке властей, должна была пройти параллельно с переписью 2021 г. Реестр населения направлен на сбор демографических данных и был впервые проведен в 2010 г., также одновременно с подомовым обходом в рамках всеиндийской переписи. Однако в новой редакции NPR составляется на платформе мобильного приложения, содержит дополнительные вопросы, например, о месте рождения родителей, и связывает воедино данные водительского удостоверения, идентификационный номер избирателя и систему цифровой идентификации Aadhaar, которая в свою очередь содержит биометрические данные и привязана к сим-картам, банковским счетам,

1 Согласно переписи населения 2011 г., мусульмане в Индии составляют 14% населения, или около 200 млн человек.

системам социального и пенсионного обеспечения и другим сервисам.

Правительство указывало, что составление реестров населения и граждан позволит более точно определять категории нуждающихся и эффективно распределять государственные средства поддержки. Правозащитники же отмечали, что помимо проблем с защитой персональных данных (отсутствия проработки законодательства для сбора всех данных граждан в единую систему) у этих процедур могли возникнуть бюрократические издержки, ведь решение о «неприемлемости» того или иного гражданина в ходе составления ЫРЯ должен принимать переписчик.

В-третьих, протестную волну на местном уровне возглавили такие штаты, как Западная Бенгалия, Керала, Панджаб и Раджастхан, где у власти находились оппозиционные силы и законодательные ассамблеи которых приняли резолюции против поправок к закону о гражданстве.

В-четвертых, расширение протеста было вызвано жесткими действиями полицейских в отношении мирных демонстраций студентов Университета Джавахарлала Неру, Джамия Миллия Исла-мия и Алигархского мусульманского университета. Серия «чисток» в университетах со стороны полиции добавила к протестующим студентов со всей Индии, выразивших солидарность с ведущими центрами мирного протеста.

Апогеем протестов в разных регионах Индии стали межконфессиональные столкновения в Дели в конце февраля 2020 г. между протестующими против поправок к Закону о гражданстве, преимущественно мусульманами, и представителями индусских националистических организаций. Всего за три месяца протестов и столкновений между сторонниками и противниками законопроекта погибли 83 человека.

Поправка к Закону о гражданстве должна была вступить в силу 10 января 2020 г., однако волна протестных акций вынудила правительство отложить этот процесс. Начало пандемии в марте 2020 г. отвлекло внимание от поправки, заставив и население, и правительство сосредоточиться на других проблемах.

Принятая в начале 2023 г. поправка до сих пор не превратилась в действующий закон, а МВД Индии в очередной, седьмой раз, воспользовалось правом отсрочки на формирование официального уведомления о правилах применения законопроекта. Выступая перед журналистами в ноябре 2022 г., один из главных идеологов поправки, министр внутренних дел Индии Амит Шах, связал задержку в реализации CAA c периодом пандемии и пообещал, что в конечном счете «она будет исполнена» (цит. по: [Singh, 2023]).

Можно предположить, что правительство не станет обострять социальную обстановку в преддверии начала предвыборной кампании 2024 г. и отложит этот вопрос до окончания голосования. В пользу этого сценария говорит и решение правительства не проводить перепись 2021 г., во время которой, помимо обновления демографических данных, планировалось составление реестра населения с биометрической информацией и данными об «исторической принадлежности к Индии». Изначально перенос был вызван серией локдаунов, но даже после окончания острой фазы пандемии, несмотря на заявление о намерениях, подготовка к проведению переписи населения так и не началась.

Стоит отметить, что перенос создал исторический прецедент, поскольку до этого перепись в Индии проводилась без задержек и отмены с 1881 г. Это заставило индийских обозревателей говорить об «уклонении» правительства от проведения новой переписи из тактических соображений. Помимо нежелания возвращаться к теме поправок в Закон о гражданстве и составления реестра населения, перенос может быть вызван нежеланием публиковать в преддверии парламентских выборов чувствительную для электората БДП информацию относительно темпов роста определенных религиозных групп, данных о коэффициентах рождаемости и показателей достижений в области человеческого развития, а также результатов некоторых социальных программ правительства (таких как обеспечение доступа населения к необходимой социальной инфраструктуре) [Rajalakshmi 2023].

Реформа сельского хозяйства и фермерские протесты

Сельское хозяйство - один из ключевых секторов индийской экономики. Доля отрасли в ВВП страны - 18%, а в общей структуре валовой добавленной стоимости Индии (с учетом лесного хозяйства и рыболовства) - 24%. Сельское хозяйство является источником дохода для более чем 150 млн человек [Minhas, 2023].

Необходимость в проведении реформы сельского хозяйства обсуждалась в Индии еще с периода либерализации экономики 1990-х годов, однако это решение требовало политической воли и постоянно откладывалось. Начало общенационального «локдауна» в период с марта по май 2020 г. привело к сбоям в цепочках поставок и обнажило инфраструктурные пробелы и проблемы управления в индийском сельском хозяйстве [Рабей, 2021, с. 95].

Правительство БДП включило сельское хозяйство в число приоритетных отраслей, которым должна быть оказана помощь в преодолении вызванного пандемией кризиса, о чем было заявлено премьер-министром Н. Моди 12 мая 2020 г. во время опубликования одного из крупнейших в мире пакетов финансовой поддержки экономики в размере 20 трлн рупий (примерно $265 млрд). Уже 15 мая министр финансов Н. Ситхараман объявила детали антикризисных мер в сельскохозяйственном секторе: финансовые вложения в объеме 150 млрд рупий ($1,9 млрд) и ряд управленческих и административных реформ в отрасли [Finance Minister ..., 2020].

Таким образом, помимо предложения мер по преодолению кризиса правительство в разгар пандемии COVID-19, к удивлению многих экспертов, инициировало долгосрочные решения, нацеленные на развитие сельского хозяйства и рост доходов фермеров. Стоит отметить, что без какого-либо обсуждения со специалистами и представителями отрасли предложенные меры в короткий срок были оформлены в виде законопроектов и уже в сентябре 2020 г. приняты на уровне нижней и верхней палат парламента (c интервалом всего в три дня), а затем одобрены президентом Индии Р.Н. Ковиндом, несмотря на обращение к нему 18 оппозиционных партий, заявивших о нарушении парламентских процедур и несоответствии предлагаемых инициатив Конституции. В результате

появились три новых закона, призванных изменить процесс ценообразования и механизм реализации сельхозпродукции.

1. Закон о продвижении и облегчении торговли и коммерции сельхозпродукции (англ. The Farmers' Produce Trade and Commerce (Promotion and Facilitation) Bill) имел целью «обеспечить создание экосистемы, в которой фермеры и торговцы пользуются свободой выбора в отношении продажи и покупки фермерской продукции [для содействия] выгодным ценам через конкурентоспособные альтернативные торговые каналы» [The Farmers' Produce ..., 2020]. Предлагалось поощрение прямого взаимодействия фермеров с покупателями их продукции, освобождение фермеров от сборов и транспортных расходов, создание платформы электронной торговли.

2. Закон о гарантировании цены и фермерских услуг (англ. The Farmers (Empowerment and Protection) Agreement on Price Assurance and Farm Service Bill) наделил фермеров правом «взаимодействовать с сельскохозяйственными фирмами, переработчиками, оптовиками, экспортерами или крупными розничными торговцами для оказания сельскохозяйственных услуг и продажи будущей сельхозпродукции по выгодным ценам» [The Farmers (Empowerment ..., 2020].

3. Поправки в Закон о товарах первой необходимости (англ. The Essential Commodities (Amendment) Bill) определяли в качестве условий для регулирования поставок таких продуктов питания, как зерновые, бобовые, картофель, лук, пищевые масличные семена и масла, только чрезвычайные обстоятельства: войну, голод, резкий рост цен и стихийные бедствия серьезного характера [The Essential Commodities ..., 2020].

Реформа подразумевала изменение традиционной схемы реализации сельхозпродукции, при которой фермер (продавец) и покупатель встречались для совершения сделки на больших оптовых рыынках (манди), а в случаях, когда они не могли договориться о цене, фермер мог продать свои товары регулятору (комитету по рыгнку сельскохозяйственной продукции) по так называемой минимальной цене поддержки. Несмотря на определенные гарантии продажи продукции, эта схема имела свои изъяны: привязку каж-

дого фермера к определенному манди и возникавшие ценовые дисбалансы из-за активного участия посредников, выкупавших у фермеров произведенную продукцию [Рабей, 2021, с. 87].

Принятые законы вызвали широкий общественно-политический резонанс и стали поводом для масштабных протестов фермеров, которые продолжались с сентября 2020 г. по декабрь 2021 г. «Ядром» недовольства стали северные индийские штаты Панджаб и Харьяна, где более 60% фермеров участвовали в схеме минимальной цены поддержки со стороны и выступали против ее отмены. Однако вскоре к протестам присоединились представители отрасли из других регионов: Уттар-Прадеш, Карнатаки, Кералы, Тамил-Наду. Основной формулой протестного движения стало «Закрытие Индии» («Бхарат бандх»), которое воплотилось в перекрытии фермерскими объединениями автомобильных шоссе, железных дорог, закрытии рынков. В акции принимало участие около 60 фермерских объединений, а также некоторые торговые и транспортные профсоюзы.

Правительство БДП старалось, с одной стороны, вести с представителями протестующих переговоры, а с другой - прибегало к использованию административного ресурса для наведения порядка в регионах. В результате многие штаты, имеющие связи с правящей партией, издали запреты на закрытие учреждений и усилили меры по наведению порядка. Регионы же, где у власти находились оппозиционные силы (прежде всего, Индийский национальный конгресс (ИНК)), поддержали продолжение протеста в форме бандха [Shrivastava, 2020]. Более того, законодательная ассамблея Панджаба, где на тот момент большинство мест контролировал ИНК, приняла законопроект с поправками, в котором сохранялись механизм минимальной цены поддержки и работа оптовых рынков.

Не дождавшись реакции на требования отменить принятые законы, протестующие организовали марш на столицу («Дилли чало», букв. «Пойдем в Дели»). Акция была приурочена к 26 ноября - Дню Конституции Индии и собрала тысячи фермеров, направившихся в столичный регион на тракторах, грузовиках, автобусах и пешком. Попытки полиции остановить колонны протестующих

на границах Дели, используя водометы и слезоточивый газ, не увенчались успехом, фермерам удалось прорваться в столицу. После нескольких часов противостояния с полицейскими силами им пришлось отступить к окраине столичного региона, но они продолжили бессрочный протест в форме сидячей забастовки и периодических блокировок транспортных магистралей.

Наиболее ожесточенные столкновения протестующих с полицией произошли 26 января в Дели, во время другого национального праздника, Дня Республики. Колонны тракторов прорвали заграждения полиции и позволили фермерам попасть в центральные районы столицы. Сорвать проведение традиционного для этого дня военного парада им не удалось, но зато они смогли взять штурмом Красный форт - древнюю крепость, бывшую резиденцию Великих моголов - и установить на нем свой флаг.

За год с лишним непримиримого протеста фермерские объединения так и не согласились на предлагаемые компромиссы в виде внесения поправок в три принятых закона и сумели добиться от правительства Н. Моди их полной отмены. 19 ноября 2021 г. индийский премьер-министр объявил об этом решении, а уже 1 декабря закон был отменен обеими палатами парламента Индии. Ключевым фактором, повлиявшим на довольно нехарактерную уступку со стороны правящей партии, вероятнее всего, стали приближавшиеся выборы в местные законодательные собрания Уттар-Прадеш и Панджаба, фермеры из которых составляли значимую часть протестной базы.

* * *

Значительное число протестов в Индии обусловлено комплексом нерешенных социальных проблем. Как правило, про-тестные движения вызваны чувством социальной несправедливости, нарушением прав и свобод или такими экономическими факторами, как коррупция, рост инфляции, неравенство и т.д.

Как показывают рассмотренные кейсы, для начальной фазы протестов характерен мирный характер и ненасильственные методы донесения требований: демонстрации, шествия с лозунгами, сидячие забастовки. Однако по мере нарастания напряжения протестующие могут переходить к более активным действиям по пре-

рыванию работы учреждений, блокировке транспортных маршрутов, закрытию магазинов и рынков, столкновениям с полицией.

Зародившийся на основе социальных или экономических причин протест довольно быстро переходит в политическую плоскость. Во-первых, это связано с попытками оппозиционных сил использовать недовольство населения в своих политических целях. Довольно часто социальная база протеста (фермеры, студенты, представители низших каст и т.д.) представляет электорат, за голоса которого идет борьба. Во-вторых, жесткие действия полицейских сил и резкая реакция представителей власти разжигают про-тестную активность и способствуют формированию солидарности у более широких групп населения, изначально не принимавших участия в движении.

Окончание протестных движений, связанных с принятием поправок к Закону о гражданстве и реформой сельского хозяйства, лишь временно сняло эти проблемы с повестки дня. Вероятнее всего, правительство вернется к продвижению этих законодательных инициатив после окончания парламентских выборов 2024 г.

Литература / References

Лунев С.И. (2015). Социальные протесты в Индии / / Вестник МГИМО-Университета. - Москва. - № 4(43). - С. 198-207 [Lunev S.I. (2015). Social protest in India [Sotsialnye protesty v Indii] // MGIMO rev. of international relations. - Moscow. - N 4(43). - P. 198-207] (In Russian).

Рабей С.Л. (2021). Индия : аграрные реформы правительства Нарендра Моди - сущность, прогнозы и критика / / Аграрные проблемы и новые модели экономического развития в странах Востока : коллективная монография / отв. ред. И.В. Дерюгина ; ИВ РАН. - Москва. - С. 86-96. [Rabey S.L. (2021). India : agrarian reforms of the Narendra Modi government -content, forecasts, critical analysis [Agrarnye reformy pravitelstva Narendra Modi: sushchnost, prognozy i kritika] / / Agricultural problems and new models of economic development in the East : collective monograph / ed. by I.V. Deryugina ; IOS RAS. - Moscow. - P. 86-96] (In Russian).

Юрлова Е.С. (2003). Индия : от неприкасаемых к далитам / ИВ РАН. -Москва. - 394 с. [Yurlova E.S. (2003). India : from untouchables to dalits [Indiya : ot neprikasayemykh k dalitam] / IOS RAS. - Moscow. - 394 p.] (In Russian).

Basuroy T. (2023). Internet penetration rate in India from 2007 to 2022 // Statista. - 31.03. - URL: https://www.statista.com/statistics/792074/india-internet-penetration-rate/ (date of access: 10.05.2023).

Finance Minister announces measures to strengthen Agriculture Infrastructure Logistics, Capacity Building, Governance and Administrative Reforms for Agriculture, Fisheries and Food Processing Sectors. (2020) / Ministry of Finance. Government of India. - 15.05. - Release ID: 1624153. - URL: https:// pib.gov.in/PressReleasePage.aspx?PRID=1624153 (date of access: 10.05.2023).

GDP (current $US) - India. (2021) / The World Bank. - URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=IN (date of access: 10.05.2023).

Global Multidimensional Poverty Index 2022. Unpacking deprivation bundles to reduce multidimensional poverty. (2022) / UNDP. - 40 p. - URL: https://www.undp.org/sites/gZfiles/zskgke326/files/2022-10/2022mpirepor tenpdf.pdf (date of access: 10.05.2023).

Guha R. (2019). India after Gandhi. The history of the world's largest democracy. - London : Pan Books. - 944 p.

Kapoor A., Green M. (2022). Social Progress Index : states and districts of India / Institute for Competiveness. - New Delhi. - 346 p. - URL: https:// eacpm.gov.in/ wp-content/uploads/2022/12/Social_Progress_Index_States_ and_Districts_of_India.pdf (date of access: 10.05.2023).

Minhas A. (2023). Agriculture in India - statistics & facts // Statista. -04.05. - URL: https://www.statista.com/topics/4868/agricultural-sector-in-india/#topicOverview (date of access: 10.05.2023).

Rajalakshmi T.K. (2023). Why is the government delaying Census 2021 / / Frontline. - New Delhi. - 26.01. - URL: https://frontline.thehindu.com/the-nation/why-is-the-government-delaying-census-2021/article66413377.ece (date of access: 10.05.2023).

Shrivastava R. (2020). Centre takes off gloves to term protests political, rolls out plans to ensure Bharat Bandh doesn't succeed / / India Today. - New Delhi. - 08.12. - URL: https://www.indiatoday.in/news-analysis/story/ bharat-bandh-modi-govt-bjpfarmers-protest-political-plan-nationwide-shutdo wn-success-1747601-2020-12-08 (date of access: 10.05.2023).

Singh V. (2023). Centre seeks six more months to frame Citizenship Amendment Act rules // The Hindu. - 07.01. - URL: https://www.thehi ndu.com/news/national/home-ministry-seeks-another-extension-of-six-months-to-frame-caa-rules/article66350317.ece (date of access: 10.05.2023).

The Citizenship (Amendment) Act, 2003. (2004) // The Gazette of India. -New Delhi. - 08.01. - URL: https://egazette.nic.in/WriteReadData/2004/ E_7_2011_119.pdf (date of access: 03.04.2023).

The Citizenship (Amendment) Act, 2019. (2019) // The Gazette of India. -New Delhi. - 12.12. - URL: https://egazette.nic.in/WriteReadData/2019/ 214646.pdf (date of access: 10.05.2023).

The Constitution of India. (2022). - New Delhi. - 371 p. - URL: https:/ / cdnbbsr. s3waas. gov.in/ s380537a945c7aaa788ccfcdf1b99b5d8f/ uploads /2023/05/2023050195.pdf (date of access: 10.05.2023).

The Essential Commodities (Amendment) Act. (2020) // The Gazette of India. - New Delhi. - 27.09. - URL: https://www.indiacode.nic.in/repealed-act/repealed_act_documents/a2020-022.pdf (date of access: 10.05.2023).

The Farmers (Empowerment and Protection) Agreement on Price Assurance and Farm Service Act. (2020) / / The Gazette of India. - New Delhi. -27.09. - URL: https://egazette.nic.in/writeReadData/2020/222040.pdf (date of access: 10.05.2023).

The Farmers' Produce Trade and Commerce (Promotion and Facilitation) Act. (2020) // The Gazette of India. - New Delhi. - 27.09. - URL: https://egazette.nic.in/WriteReadData/2020/222039.pdf (date of access: 10.05.2023).

World Inequality Report, 2022. (2022) / coordinated by L. Chancel, T. Piketty, E. Saez, G. Zucman ; World Inequality Lab. - 236 p. - URL: https: / / wir2022.wid.world/www-site/uploads/2023/03/D_FINAL_WIL_RIM_ RAPP0RT_2303.pdf (date of access: 10.05.2023).

DOI: 10.31249/ape/2023.03.13

© Zakharov A.I.1 Protests in India: forms, reasons and consequences2

Abstract. Protests in India are a common phenomenon, arising both spontaneously and in response to a complex of political and socio-economic factors. A broad mobilization of the masses, as a rule, is provoked by a high-

1 Zakharov Aleksei Igorevich - PhD in History, Research Fellow, International Laboratory on World Order Studies and the New Regionalism, Faculty of World Economy and International Affairs, National Research University "Higher School of Economics"; azaharov@hse.ru

2 This paper is an output of the research project "India and the Challenges of Global Politics", implemented as part of the HSE University Project Group Competition at the Faculty of World Economy and International Affairs.

profile incident or a government's landmark decision that arouses indignation among the population encouraging them to take active steps to draw attention to the problem. On the one hand, Indians have a keen sense of justice, and the tradition of struggle for rights and freedoms. The resistance and disobedience to oppression has historically been entrenched in socio-political practice. On the other hand, the caste system system inherent in Hinduism determines the hierarchy of the social structure and the obedience of the lower strata of the population, while the particular ethical, religious and philosophical attitudes explain the prevalence of peaceful forms of expression of discontent.

The article explores the features of social protest in India in attempt to identify causes and factors influencing different social movements; peculiar methods of achieving demands and political consequences of protest activity. The author outlines India's major socio-economic indicators and identifies several problems like poverty, inequality, infringements of individual and group rights.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author examines in detail two cases of large-scale social protests during the period of Narendra Modi's government in power: the protests after the adoption of the Citizenship (Amendment) Act, 2019 and farmer protests in 2020-2021 and uses them to draw trends in the development of the sociopolitical situation in the country.

The author comes to the conclusion that the protests in India caused by socio-economic reasons are prone to politization while the end of protest movement does not always lead to solving the original issue.

Keywords: India, protests, social problems, Citizenship (Amendment) Act, farmer protests.

Статья поступила в редакцию (Received) 02.05.2023

Доработана после рецензирования (Revised) 10.05.2023 Принята к публикации (Accepted) 15.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.