5.3. ПРОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИРНЫХ МАНИФЕСТАЦИЙ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ПОСТСОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК
Доронина Ольга Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правового обеспечения государственного и муниципального управления
Место работы: Институт государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации
Аннотация: в статье на основе анализа конституций постсоветских республик охарактеризованы варианты закрепления в них свободы собраний с учетом их разновидностей, включая манифестации, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Сделан вывод, что в указанной группе стран свобода мирных манифестаций солидарного или протестного характера конституционно введена в определенные границы с учетом интересов безопасности личности, общества и государства, а также в русле принципа недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих. Ограничения свободы манифестаций выражаются в процессуальных и субъектных, но не содержательных формах. Поэтому возможно их проведение в поддержку публичной власти, а также в протестном ключе. Субъектами реализации свободы манифестаций определены, как правило, граждане.
Ключевые слова: конституция, свобода собраний, мирные манифестации, права человека, протест, ограничения прав и свобод, постсоветские государства.
PROTEST POTENTIAL PEACEFUL MANIFESTATION: CONSTITUTIONAL FORMATS OF THE PAST-SOVIET REPUBLICS
Doronina Ol'ga N, PhD in Law, associate professor, associate professor of legal support of the public and municipal administration
Place of employment: Institute of Public Service and Management of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
Abstract: in article on the basis of the analysis of the constitutions of the past-Soviet republics is characterized by variants of fastening to them of the freedom of Assembly with regard to their varieties, including manifestations, rallies, demonstrations, marches, picketing. It is concluded that in this group of countries freedom of peaceful demonstrations of joint or protest character is constitutionally introduced into certain borders, taking into account the interests of security of the individual, society and the state, as well as in line with the principle of inadmissibility of violation of the rights and freedoms of other persons in the implementation of their own. Restrictions on freedom of demonstration are expressed in procedural and subjective, but not meaningful forms. Therefore, it is possible to hold them in support of the public authorities, as well as in a protest key. The subjects of the exercise of freedom of demonstrations is defined as rule by the citizens.
Keywords: constitution, freedom of Assembly, peaceful manifestations, human rights, protest, restrictions of rights and freedoms, post-Soviet States.
Право на свободу мирных собраний в полной мере можно признать ценностью демократического общества, сопряженной и с политической, и с социальной сферами. Данное право - право на свободу мирных собраний - закреплено в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека1, адресовано каждому и сопряжено со свободой ассоциаций. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г2., по сути, воспроизвела положение, касающееся именно свободы собраний (ч. 1 ст. 11), сделав принципиально важное уточнение, что свобода в данном (и иных случаях) не есть вседозволенность (ч. 2 ст. 11). Указано, что, несмотря на недопустимость ограничения данного права, все-таки законом «в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц» могут вводиться необходимые в демократическом обществе ограничения. Специально отмечено, что данная статья «не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих
1 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1998, 10 декабря.
2 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) // http://legalacts.ru/doc/konventsija-o-ЕазИсЬйе-ргау-сИеЬуекан-озпоупукИ/
прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства».
В этой связи уместно привести обоснование Европейской комиссии по поводу реализации ч. 2 ст. 11 Конвенции 1950 г.: «Право на свободу мирных собраний гарантируется каждому, кто имеет намерение организовать мирную демонстрацию... Возможность контрдемонстраций с применением насилия или же возможность того, что к демонстрации присоединятся экстремисты, имеющие намерение применить насилие, которые не являются членами ассоциации, организующей ее, не может сама по себе отменить это право3».
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г4. также на универсальном уровне перевел данное право из декларативного в конвенционный формат. В отличие от первых двух источников праву на мирные собрания отведена самостоятельная статья (ст. 21), где право на мирные собрания «признается», пользование им «не подлежит никаким ограниче-
3 Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. - М.: Изд-во МНИМП, 1998. С. 393.
4 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_ сопу/сопуепйопв/ра^ро!
Доронина О. Н.
ПРОТЕСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИРНЫХ МАНИФЕСТАЦИЙ: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ФОРМАТЫ ПОСТСОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК
ниям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе» в тех же интересах, которые указаны в ранее принятой Конвенции.
С учетом приведенных положений была принята Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г5.), в ст. 12 которой право на свободу мирных собраний адресовано каждому человеку, пользование им не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые названы в ранее рассмотренных документах.
В конституционно-правовой доктрине и практике право на свободу мирных собраний, с одной стороны, конкретизировалось в видовом спектре - наряду с собраниями стали выделяться митинги и демонстрации, шествия и пикетирование в том числе как коллективные формы самозащиты , с другой, - велись поиски адекватного понятия, охватывающего собой все виды мирных массовых мероприятий. В этом смысле, на наш взгляд, больше всего подходит манифестация.
Обращение к словарным источникам позволило выявить их единодушие к трактовкам слова манифестация, одно из которых означает «массовое выступление, шествие для выражения солидарности или протеста ». Манифестация определяется также как «уличное шествие для выражения сочувственного отношения к каким-нибудь фактам политического характера или протеста против них, демонстрация8».
Выделение и солидарного, и протестного характера манифестаций, на наш взгляд, должно отразиться на конституционном закреплении их свободы в новейших конституциях стран постсоветского пространства9. Рассмотрим конституции всех двенадцати государств, которые получили суверенитет после распада СССР.
Прежде всего, отметим, что конституции постсоветских стран по степени конкретизации права на свободу мирных собраний можно разделить на две группы. Большая из них осуществила конкретизацию, наряду с мирными собраниями указав митинги, демонстрации, уличные шествия/шествия, ...пикеты/пикетирование» (Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия). В конституциях Таджикистана, Узбекистана и Украины не указано пикетирование.
Судя по формулировкам, представленным в конституциях Азербайджана (ст. 49 «Свобода собраний»), Молдовы (ст. 40 «Свобода собраний»), собрание выступает базовым понятием, а все остальное - его разновидности. При этом в Молдове (ст. 40 «Митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые иные собрания») и Туркменистане (ст. 43 «.гарантируется свобода собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий.») представлены открытые видовые перечни - «.и любые иные собрания», «.и других массовых мероприятий.». Отметим, что что в
5 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/1119744/chapter/b6e0 2е45са70с11 ^Ю019Ь9Ге339с70/
6 Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Монография. М., 2004. С. 53.
7 Большой энциклопедический словарь // http://slovorus.rU/i ndex.php?ID=37812&pg=18&w=%CC%C0%CD%C8%D4%C5%D1% D2%C0%D6%C8%DF&s=%CC&a=
8 Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова // http://slovorus.ru/index.php?ID=37812&pg=18&w=%CC%C0%CD%C 8% D4%C5% D1 % D2%C0% D6%C8%DF&s=%CC&a=
9 Конституции государств (стран) мира: Интернет-библиотека Романа Пашкова // http://worldconstitutions.ru/
Туркменистане интегрирующим понятием выступают «массовые мероприятия», а все остальное - их разновидности, куда вполне может быть включена и манифестация. В Конституции Узбекистана (ст. 33) «митинги, собрания и демонстрации» определены в качестве форм «общественной активности».
В Конституции Грузии указаны две разновидности массовых мероприятий - «собрание или манифестация» (ч. 2, 3 ст. 25). При этом отмечено, что это может быть «как в помещениях, так и под открытым небом» (ч. 1 ст. 25).
Меньшая группа постсоветских государств - Армения (ст. 29) и Кыргызстан (ст. 34) - в своих конституционных текстах ограничилась упоминанием о мирных собраниях.
Дальнейший анализ конституционных текстов постсоветских государства позволил выявить общее и особенное по поводу характеристики массовых шествий/мероприятий. Так, указание на их «свободу» получило закрепление в конституциях Азербайджана (ч. 1 ст. 49), Беларуси (ст. 35), Молдова (ст. 40), Туркменистана (ст. 43). В конституциях Таджикистана (ст. 29) свобода собраний, митингов, демонстраций, мирных шествий изложена через недопустимость принуждения - «никто не может быть принудительно привлечен к участию в них», Кыргызстана (ч. 1 ст. 34) предусмотрена свобода только «мирных собраний».
Отметим, что свобода манифестаций получила в конституциях постсоветских стран обоснованные, на наш взгляд, ограничения в русле общего принципа недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих. Так, в конституциях Беларуси (ст. 35) установлено, что собрания, митинги, демонстрации и пикетирования не должны нарушать «правопорядок и права других граждан», Казахстана (ст. 32) - возможно ограничение законом «в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц», Украины (абз. 2 ст. 39) - ограничение может устанавливаться судом в соответствии с законом «.для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей».
Ограничения в отношении манифестаций в конституциях нередко связываются с вопросами безопасности. Так, в конституциях Узбекистана (ст. 33) допускается приостановление или ограничение таких мероприятий «только по соображениям безопасности», Украины (абз. 2 ст. 39) - «только в интересах национальной безопасности и общественного порядка - с целью предупреждения беспорядков и преступлений. В Конституции Грузии (ч. 3 ст. 25) допускается ограничение, если «они принимают противозаконный характер».
Анализ конституционных текстов постсоветских стран позволил выявить формы ограничения манифестаций. В их числе оповещение (Азербайджан), предварительное уведомление (Грузия), заблаговременное уведомление (Азербайджан, Украина), уведомление (Грузия, Кыргызстан). При этом в Конституции Кыргызстана установлено, что отсутствие уведомления, несоблюдение формы уведомления, его содержания и сроков подачи не могут стать основанием запрета или ограничения проведения мирного собрания.
За конституционной возможностью ограничения манифестаций логично возникает вопрос о том, кто полномочен делать это. Согласно конституций Азербайджана (ч. II ст. 49) - это «соответствующие государственные органы», Грузии (ч. 3 ст. 25) - «власти», Кыргызстана (ст. 32) и Узбекистана (ст. 33) - «органы вла-
сти», Украины (ст. 39) - «органы исполнительной власти или органы местного самоуправления».
Порядок ограничения также находит конституционное закрепление. Например, в конституциях Беларуси, Грузии, Таджикистана, Туркменистана это осуществляется законом/только законом, Узбекистана - «законодательством Республики», Украины - «судом в соответствии с законом».
Обращает на себя внимание «ограничительные» подходы, реализованные в конституциях Армении и Грузии и касающиеся конкретизации круга субъектов, в отношении которых могут вводиться ограничения. Так, в Конституции Армении (ст. 29) установлено, что в отношении служащих «Вооруженных Сил, полиции, органов национальной безопасности, прокуратуры», а также судей и членов Конституционного Суда, они могут предусматриваться только законом. В Конституции Грузии (ч. 1 ст. 25) по этому поводу предложены изъятия: «Все, кроме лиц, находящихся на службе в Вооруженных Силах, полиции и службе безопасности.».
Помимо вышеозначенного критерия «свободные» к манифестациям в конституциях Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Украины применен критерий «мирные/мирные и без оружия». В Конституции Молдовы (ст. 40) это требование получило дополнительное лексическое подчеркивание -«только мирно и без какого бы то ни было оружия». В Конституции Таджикистана определение «мирные» коснулось только шествий (ст. 29).
В ходе анализа конституционных текстов постсоветских стран выявлено, что свобода манифестаций представлена в связи с правами «граждан» (Казахстан, Россия, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан, Украина), «каж-дого»/«всех» (Азербайджан, Армения, Грузия, Кыргызстан), а также безадресно (Беларуси и Молдовы).
Подытоживая, отметим, что в постсоветских странах свобода мирных манифестаций солидарного или про-тестного характера конституционно введена в определенные границы с учетом интересов безопасности личности, общества и государства, а также в русле принципа недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при реализации своих.
Ограничения свободы манифестаций выражаются также в процессуальных и субъектных, но не содержательных формах. Поэтому возможно их проведение в поддержку публичной власти, а также в протестном ключе.
Видовой ряд массовых мероприятий в конституциях данной группы стран представлен от лаконичного «собрание» до вариативного собрания, митинги, демонстрации, шествия, манифестации, пикетирования и другие в различных сочетаниях.
Субъектами реализации свободы манифестаций определены, как правило, граждане и каждый. При этом наличествуют и безадресные варианты.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,28%.
Список литературы:
1. Большой энциклопедический словарь // 1пПр://з!оуогиз.ги/Ыех. р1пр?Ю=37812&рд=18&\«=%СС%С0% С0%С8°/004%С5%01%02%С0%06%С8%0Р&з=%СС&а=
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Российская газета. 1998, 10 декабря.
3. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. - М.: Изд-во МНИМП, 1998.
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) // ЬМр^Леда^з.гиМос/копуе^зуа-о-ЕазЬюЬйе-ргау-сИе!оуека-1-озпоупукИ/
5. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.) // http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/ 1119744/с1^ег/Ь6е02е45са70^ 10df0019Ь9fe339c70/
6. Конституции государств (стран) мира : Интернет-библиотека Романа Пашкова // http://worldconstitutions.ru/
7. Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в России. Монография. М., 2004.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // http://www.un.org/ гиМосите^зМес!_сопу/сопуепйопз/ра^ро!
9. Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова // 1пПр://з!оуогиз.ги/Ыех. р1лр?Ю=37812&рд=18&\«=%СС%С0% С0%С8%04%С5%01%02%С0%06%С8%РР&з=%СС&а=