Вопросы конституционного, муниципального, административного и финансового права
УДК 342.729
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СВОБОДЫ СОБРАНИЙ В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
© Колмаков С. Ю., 2017
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
В статье представлены результаты сравнительно-правового исследования конституционных основ свободы собраний в странах постсоветского пространства. В частности, описываются общие и особенные черты в используемой терминологии, формы реализации, системы организации, принципы реализации свободы собраний. Кроме того, выявлены и раскрыты признаки свободы собраний как естественного, политического и относительного права.
Ключевые слова: постсоветское пространство, постсоветский регион, свобода собраний, право собраний, публичные мероприятия, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.
Новые государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, приняли собственные конституции, в которых была провозглашена свобода собраний. Большой интерес вызывает опыт регулирования свободы собраний на конституционном уровне в данных государствах, поскольку каждая из стран вложила в это право собственное понятие и значение, предусмотрела различные формы реализации, системы организации публичных мероприятий и многое другое.
Различия в конституционном регулировании свободы собраний уже проявляются при сравнении понятийного аппарата. Так, половина конституций стран постсоветского пространства для обозначения права на организацию и участие в публичных мероприятиях использует термин «свобода собраний». Например, в ст. 49 Конституции Азербайджана, ст. 44 Конституции Армении, ст. 40 Конституции Молдовы закреплена «свобода собраний», а конституции таких стран, как Туркменистан (ст. 29), Киргизия (ст. 34), Беларусь (ст. 35), Латвия (ст. 103) в своих текстах провозглашают гарантии свободы собраний.
Вместе с тем конституции Грузии, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, России, Украины и Эстонии не содержат термина «свобода собраний», а прописывают правомочия её реализации. Например, ст. 31 Конституции РФ предусматривает,
что «граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование»; ст. 47 Конституции Эстонии гласит, что «все имеют право без предварительного разрешения мирно собираться и проводить собрания».
Однако термины «свобода собраний», «право собираться мирно» и другие, схожие с ними по содержанию, обозначают одно и то же и закрепляют право людей организовывать и участвовать в публичных мероприятиях для обсуждения общественно важных вопросов и выражения мнений. Разница заключается лишь в традиции обозначения — например, понятие «свобода собраний» используется на международном уровне. Так, И. С. Полянская отмечает: «...основные международно-правовые акты называют право на проведение публичных мероприятий «свободой собраний».» [1].
Из анализа конституций рассматриваемых стран мы приходим к выводу, что свобода собраний — это право на организацию и участие в свободных, добровольных, мирных, без оружия публичных мероприятиях с целью обсуждения общественно важных вопросов, формирования мнений и позиций, донесения их до общества и государства.
Совершенно по-особому свобода собраний регулируется в Литве. Ни в одной из стран постсоветского пространства не встре-
тишь такой формулировки провозглашения свободы собраний: «Нельзя запрещать или препятствовать гражданам собираться без оружия на мирные собрания» (ст. 36 Конституции Литвы). Ее особенность в том, что свобода собраний не провозглашается на конституционном уровне, а защищается государством, не будучи декларированной, что соответствует естественно-правовой концепции, которая предполагает, что права и свободы не предоставляются государством, а существуют в природе.
Данное предположение подтверждается тем, что Литва — единственная из стран бывшего СССР, которая на конституционном уровне провозглашает основные права и свободы естественными. Так, ст. 18 Конституции Литвы гласит: «Права и свободы человека являются естественными». Другие страны постсоветского пространства в своих конституциях не провозглашают права и свободы естественными. Вместе с тем это не означает, что в этих странах не воспринята концепция естественных прав.
Особенность естественных прав заключается в том, что они существуют вне зависимости от их провозглашения в конституциях и законодательстве [2]. Поэтому перечень прав, гарантированных конституцией, не может быть исчерпывающим, так как существуют иные права.
Чтобы не умалять тех прав, которые не закреплены на конституционном уровне, но существуют в природе, конституции таких государств, как Грузия (ст. 39), Киргизия (ст. 17), Туркмения (ст. 18), Украина (ст. 22), Эстония (ст. 10), содержат формулировку о том, что перечисленные в них права и свободы не являются исчерпывающими и не исключают иные. Данный факт подтверждает приверженность этих стран естественно-правовой концепции прав, а свобода собраний, как указывают многие учёные, является естественным правом [3].
Существуют и другие признаки естественных прав, прослеживаемые в конституциях постсоветских стран. В науке в качестве существенных признаков выделяют их принадлежность человеку с рождения и неотчуждаемость [4]. О том, что права и свободы, в том числе и свобода собраний, принадлежат человеку и гражданину с момента рождения и неотчуждаемы, говорится в конституциях Азербайджана (ст. 24), Армении (ст. 80),
Казахстана (ст. 12), Киргизии (ст. 16), Туркменистана (ст. 18), России (ст. 18) и Украины (ст. 21).
На основании изложенного мы приходим к выводу, что постсоветские страны признают концепцию естественных прав, а свобода собраний является естественным правом.
Большинство учёных относят свободу собраний к политическим правам [5]. Вместе с тем, например, А. О. Иванов считает, что право собраний имеет дуалистический характер: «Оно предоставляет возможность субъекту права использовать его как в политических, так и в неполитических интересах...» [6].
Дуалистическое понимание свободы собраний нашло отражение в законодательстве Беларуси. Хотя ст. 36 Конституции Республики Беларусь провозглашает свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, т. е. декларирует только свободу политических мероприятий, тем не менее Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2014 г. № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» регулирует и свободу неполитических массовых мероприятий, приравнивая их к политическим [7].
Из всех стран постсоветского пространства только Узбекистан в своей конституции предусматривает деление прав человека на различные виды, такие как личные, политические, экономические и социальные. Свобода собраний, закреплённая в ст. 33 Конституции Узбекистана, отнесена к главе VIII «Политические права».
Основным признаком политического права является то, что оно может принадлежать только гражданам того государства, к которому они относятся. Политические права в первую очередь предназначены для пользования гражданами с целью участия в управлении делами государства и в общественно-политической жизни. Считается, что особая связь в управлении делами государства возникает между государством и гражданами этого государства [8]. В конституциях Казахстана (ст. 32), Таджикистана (ст. 39), Узбекистана (ст. 33), Туркменистана (ст. 29), России (ст. 31), Литвы (ст. 36), Украины (ст. 39), Беларуси (ст. 36), законодательных актах Латвии (п. 2 ст. 4 Закона о проведении собраний) и Грузии (п. 2 ст. 5 Закона о собраниях) указано на принадлежность свободы собраний только своим гражданам.
Однако принадлежность этого права всем без исключения, а не только своим гражданам, предусматривается в конституциях и законодательных актах Азербайджана (ст. 49), Армении (ст. 44), Киргизии (ст. 34), Эстонии (ст. 47 Конституции), Молдовы (ст. 6, 7 Закона о собраниях) и
Гарантия свободы собраний всем без исключения не означает, что это право не является политическим. По нашему мнению, это указывает на его естественно-правовую природу, потому что оно принадлежит всем людям от рождения. Такого же мнения придерживаются и некоторые авторы [9].
Если обратиться к законодательным актам государств, гарантирующих свободу собраний независимо от гражданства, можно найти подтверждение довода о том, что здесь это право рассматривается как политическое. Например, согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Армения от 22 апреля 2011 г. № ЗР-72 «О свободе собраний» собрание проводится «с намерением формирования или выражения общего мнения по вопросам, представляющим общественный интерес».
На основании изложенного мы приходим к выводу, что свобода собраний в большинстве стран постсоветского пространства воспринимается как политическое право, исключением является Республика Беларусь, которая восприняла дуалистическую концепцию свободы собраний, потому что включает в это право неполитические публичные мероприятия.
Как отмечают многие учёные, свобода собраний не является абсолютным правом [10]. На возможность ограничений, а значит, на относительный характер свободы собраний прямо указывают конституции Казахстана (ст. 32), Узбекистана (ст. 33), Литвы (ст. 36), Эстонии (ст. 47), Армении (ст. 44) и Украины (ст. 39). К примеру, ст. 42 Конституции Эстонии гласит: «Это право может быть ограничено в установленных законом случаях и порядке в целях обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, нравственности, безопасности дорожного движения и участников собраний, а также для пресечения распространения инфекционных заболеваний».
Судебная практика постсоветских стран также придерживается позиции, что свобода собрания является относительным правом [11].
В странах постсоветского пространства на конституционном уровне предусматриваются принципы реализации свободы собраний. Одним из главных принципов является мирный характер собраний. Этот принцип нашёл отражение практически во всех конституциях рассматриваемых государств. Например, ст. 32 Конституции Казахстана устанавливает, что граждане вправе мирно и без оружия собираться, ст. 34 Конституции Киргизии провозглашает, что каждый имеет право на свободу мирных собраний.
Однако принцип мирных собраний не декларируется в конституциях Узбекистана и Туркменистана. Этот принцип здесь находит отражение на законодательном уровне [12].
В Таджикистане и Киргизии на конституционном уровне закрепляется принцип добровольного участия в публичном мероприятии. Так, ст. 29 Конституции Таджикистана устанавливает: «Гражданин вправе участвовать в установленных законом собраниях, митингах, демонстрациях и мирных шествиях, никто не может быть принудительно привлечён к участию в них». Часть 1 ст. 34 Конституции Киргизии закрепляет: «.Никто не может быть принуждён к участию в собрании». В других постсоветских странах принцип добровольности отражён на законодательном уровне.
В некоторых постсоветских странах мы выделяем принцип свободной реализации права мирных собраний, например: ч. 1 ст. 49 Конституции Азербайджана содержит следующее: «Каждый обладает правом на свободу собраний»; ч. 1 ст. 44 Конституции Армении устанавливает, что «каждый имеет право на свободное участие и организацию мирных собраний без оружия»; ч. 1 ст. 34 Конституции Киргизии гласит: «Каждый имеет право на свободу мирных собраний.»; в ст. 49 Конституции Молдовы указано: «Митинги, демонстрации, манифестации, шествия или любые иные собрания являются свободными.»; ст. 103 Конституции Литвы провозглашает: «Государство защищает свободу предварительно заявленных миролюбивых собраний, шествий, а также пикетов».
Как мы указывали ранее, свобода собраний и есть право собираться мирно. Вместе с тем из анализа приведённых положений конституций получается некая путаница. Если учитывать, что право на собрания и есть свобода собраний, то как можно устанавливать,
что люди имеют право на свободу собраний. То есть получается некая тавтология, понимаемая как «я обладаю правом на право организовывать и проводить собрания».
Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, является то, что под термином «свобода собраний» стоит понимать не только право собираться мирно, но и принцип, который гарантирует наиболее эффективную реализацию права на организацию и участие в публичных мероприятиях без каких-либо существенных, неправомерных ограничений (принцип свободных собраний), который и предусмотрен в конституциях указанных стран.
Существуют и иные принципы реализации свободы собраний, но они закреплены на законодательном уровне. Например, в Таджикистане выделяют принципы: законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; прозрачности принятия решений [13].
Как правило, конституции не используют собирательного понятия, включающего все формы собраний. Эту задачу выполняют законодательные акты. Например, в Таджикистане, Туркменистане и Беларуси на законодательном уровне применяется понятие «массовое мероприятие», в Эстонии и России понятие «публичное мероприятие», а в Азербайджане под собранием подразумевается как одна из форм реализации свободы собраний, так и собирательное понятие, в которое включается и эта форма реализации свободы собраний.
Практически везде формами реализации свободы собраний являются собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, а также в различных сочетаниях этих форм акции. Все страны одинаково понимают указанные формы публичных мероприятий, исключение составляет пикетирование.
Так, в Таджикистане к пикетированию приравнивают голодовку [14]. В Казахстане наряду с голодовкой пикетированием является возведение юрт, палаток, иных сооружений [15]. В России к пикетированию относят политические акции с использованием быстровозводимых сборно-разборных конструкций [16]. Особенностью пикетирования в Беларуси является то, что современные акции в виде флешмобов входят в это понятие [17].
Существуют и особые формы свободы собраний. В Киргизии, Азербайджане [18] предусмотрены контрсобрания и параллель-
ные собрания, в Молдавии одновременные собрания, в Литве процессии, в России встреча депутата государственной власти с избирателями.
Одновременное (параллельное) собрание — это «собрание, которое проходит в то же время и в том же месте, что и другое собрание, но при этом никак не связано с этим другим собранием» [19]. Так, в соответствии со ст. 3 Закона Киргизской Республики от 23 мая 2012 г. № 64 «О мирных собраниях» «параллельное собрание — собрание, одновременно проводимое с другим собранием на данной территории и не имеющее целью выражение мнения, отличного от мнения участников другого собрания».
Контрдемонстрация (контрсобрание) является разновидностью одновременного собрания, участники которого хотят выразить своё отношение к идеям первоначального собрания. Так, согласно ст. 3 Закона Киргизской Республики от 23 мая 2012 г. № 64 «О мирных собраниях», «контрсобрание — собрание, проводимое по тому же поводу, но с целью заявить о противоположной позиции независимо от места и времени проведения этих собраний».
В соответствии со ст. 3 Закона Литовской Республики от 2 декабря 1993 г. № 1-317 «О собраниях» организаторы собраний могут проводить в том числе процессии. Согласно Большому энциклопедическому словарю, процессия от латинского pгocessio — торжественное, обычно многолюдное шествие [20]. Например, в Литве отмечают праздник трёх королей, который проходит в форме процессии-маскарада по улицам Вильнюса.
В России выделяют такую форму собраний, как информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями [21]. В науке отмечают свободную, уведомительную и разрешительную системы организации публичных мероприятий [22]. Первый вид предполагает, что организатору не требуется подавать уведомление и получать разрешение государства. При втором виде для проведения собрания требуется информативное уведомление государства. Третий вид подразумевает обязательный запрос на проведение собрания и санкционирование его государством.
На постсоветском пространстве были восприняты уведомительная и разрешительная системы организации публичных мероприятий. Но в пяти странах присутствует смешанная система.
Разрешительную систему реализации свободы собраний применяют Казахстан [23], Таджикистан [24], Узбекистан [25] и Беларусь [26].
Уведомительная система организации публичных собраний установлена в Туркменистане [27], Латвии [28], Литве [29], России [30], Украине [31] и Грузии [32]. Эти страны на конституционном или законодательном уровне предписывают обязательную подачу уведомлений о проведении собраний.
Смешанная система организации массовых мероприятий применяется в Киргизии, Эстонии, Армении, Азербайджана и Молдовы. Здесь свободно-уведомительная система.
По общему правилу в этих странах используют уведомление, однако законодательство предусматривает либо его добровольную подачу, либо его использование в исключительных случаях. Так, ч. 2 ст. 34 Конституции Киргизии устанавливает: «В целях обеспечения проведения мирного собрания каждый вправе подать уведомление в органы власти. Не допускается запрет и ограничение проведения мирного собрания, а также отказ в его надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков подачи». Статья 7 Закона Эстонской Республики от 26 марта 1997 г. № ИТ I 1997, 30, 472 «О публичных собраниях» предусматривает подачу уведомления только в случаях, если проведение публичного собрания требует «реорганизации движения транспорта; установки палаток, сцены или трибуны либо возведения другой крупногабаритной конструкции или использования звукового или осветительного оборудования». В Армении [33], Молдове [34] и Азербайджане [35] также применяются уведомления, однако в случае проведения спонтанных и стихийных собраний его не требуется.
Из анализа конституционных основ свободы собраний стран постсоветского пространства мы пришли к выводу, что одни страны используют для обозначения исследованного права термин «свобода собраний», другие, в том числе и Россия, назы-
вают его «право на организацию и участие в публичных мероприятиях». Свобода собраний является естественным, относительным и политическим правом, однако в Республике Беларусь оно применяется не только для политических целей.
Конституции стран постсоветского пространства предусматривают принципы реализации свободы собраний, в том числе принцип мирности, добровольности и неизвестный отечественному законодательству принцип свободных собраний. Как правило, формами реализации свободы собраний являются собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, а также в различных сочетаниях этих форм акции. Существуют редкие формы, такие как одновременные собрания, контрсобрания, стихийные собрания, процессии, они также неизвестны отечественному законодательству. В некоторых странах под пикетированием понимаются политические акции с возведением юрт, палаток, сборно-разборных конструкций, проведение флешмобов.
Свобода собраний в странах постсоветского пространства реализуется посредством таких систем организации публичных мероприятий, как уведомительная, разрешительная, смешанная (свободно-уведомительная). Е
1. Полянская И. С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 21.
2. Конт-Спонвиль А. Философский словарь / пер. с фр. Е. В. Головиной. М., 2012. С. 180.
3. Дмитриев Ю. А. Правовое обеспечение свободы манифестаций в условиях правового государства : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1991. С. 26-27; Яковенко М. А. Конституционное право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий: теоретические и практические аспекты : дис. . канд. юрид. наук. М., 2015. С. 25.
4. Упоров И. В. Признаки естественных прав человека как разновидности субъективных прав / / Теория и практика современ. науки. 2016. № 2(8). С. 420.
5. Гаглоев Д. В. Конституционно-правовое регулирование института публичных мероприятий в Российской Федерации и странах Европы на современном этапе: сравнительно-правовое исследование : дис. . канд. юрид. наук. М., 2015. С. 72; Нудненко Л. А. Проблемы правого регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия // Конституц. и муниципал. право. 2006. № 6. С. 6-7; Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс. Алматы, 2006. С. 126.
6. Иванов А. О. Пределы ограничения права на публичные мероприятия в Российской Федерации : дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2015. С. 33.
7. Статья 2 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республики Беларусь».
8. Головистикова А. Н., Грудцына Л. Ю. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права // Адвокат. 2006. № 6. С. 86.
9. Яковенко М. А. Конституционное право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий: теоретические и практические аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 36.
10. Нудненко Л. А. Проблемы правового регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия / / Конституционное и муниципальное право. 2006. № 6. С. 39; Яковенко М. А. Конституционное право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий: теоретические и практические аспекты : дис. . канд. юрид. наук. М., 2015. С. 36.
11. Постановление Пленума Конституционного суда Азербайджанской Республики от 21 октября 2005 г. «О толковании статьи 49 Конституции Азербайджанской Республики»; Решение Конституционного суда Латвийской Республики от 23 нояб. 2006 г. по делу № 2006-03-0106; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февр. 2013 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации."».
12. Преамбула Закона Туркменистана от 28 февр. 2015 г. «Об организации и проведении собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий».
13. Статья 3 Закона Республики Таджикистан от 31 дек. 2014 г. «О Собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях».
14. Статья 1 Закона Республики Таджикистан от 31 дек. 2014 г. «О Собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях».
15. Статья 1 Закона Республики Казахстан от 17 марта 1995 г. «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан».
16. Пункт 6 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
17. Статья 2 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республики Беларусь».
18. Часть 2 статьи 9 Закона Азербайджанской Республики от 13 нояб. 1998 г. № 537-IQ.
19. Руководящие принципы по свободе мирных собраний (2-е изд.). Варшава, 2007. С. 148.
20. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/51037/.
21. Часть 1 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
22. Иванов А. О. Понятие и классификация систем организации публичных мероприятий // Социология и право. 2015. № 1. С. 97-106.
23. Статьи 2, 4 Закона Республики Казахстан от 17 марта 1995 г. «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан».
24. Статья 12; части 1, 5 статьи 13 Закона Республики Таджикистан от 31 дек. 2014 г. «О Собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях».
25. Статьи 2, 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. № 9306-XI «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».
26. Статьи 5, 6 Закона Республики Беларусь «О массовых мероприятиях в Республики Беларусь».
27. Пункт 1 части 4 статьи 5; часть 1 статьи 7; часть 3 статьи 12 Закона Туркменистана «Об организации и проведении собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий» от 28 февр. 2015 г. № 185-V.
28. Раздел 12 Закона Латвийской Республики «О проведении собраний, митингов и пикетированиях».
29. Статья 9 Закона Литовской Республики от 2 дек. 1993 г. № I-317 «О собраниях».
30. Пункт 1 части 4 статьи 5; часть 1 статьи 7; часть 3 статьи 12 Федерального Закона Российской Федерации от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
31. Статья 39 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. № 254к/96-ВР.
32. Часть 1 статьи 5; часть 1 статьи 11 Закона Грузинской Республики «О собраниях и манифестациях» от 14 авг. 1997 г. № 763.
33. Часть 2 статьи 44 Конституции Республики Армения.
34. Статья 3 Закона Республики Молдова от 22 февр. 2008 г. № 26 «О собраниях».
35. Часть 4 статьи 5 Закона Азербайджанской Республики от 13 нояб. 1998 г. № 537-Q «О свободе собраний».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Азербайджанской Республики от
12 нояб. 1995 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base. spinform.ru/ index.fwx.
Конституция Республики Армения от 5 июня 1995 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Конституция Грузии от 24 авг. 1995 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://legislation line.org/ru/documents/action/popup/id/14157.
Конституция Республики Казахстан от 30 авг. 1995 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г. [Электронный ресурс] // Континент. — URL: http://continent-online.com.
Конституция Латвийской Республики 1922 г. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cvk.lv/ pub/public/29171. html.
Конституция Литовской Республики от 25 окт. 1992 г. [Электронный ресурс] / Литовский Сейм : сайт. — URL: http://www3.lrs.lt/home/ Konstitucij a/ Konstitucija_RU. htm.
Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Конституция Республики Таджикистан от 6 нояб. 1994 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base. spinform. ru/index. fwx.
Конституция Республики Туркменистан от 18 мая 1992 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Конституция Республики Узбекистан от 8 дек. 1992 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Конституция Украины от 28 июня 1996 г. [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Конституция Эстонской Республики от 28 июня 1992 г. [Электронный ресурс] // Сайт Президента Эстонской Республики. — URL: https://www.presi-dent.ee/ru/republic-of-estonia/constitution-of-the-repub-lic-of-estonia/.
Закон Азербайджанской Республики от
13 нояб. 1998 г. № 537-IQ [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — http://base.spin-form. ru/ index. fwx.
О свободе собраний [Электронный ресурс] : закон Республики Армения от 22 апр. 2011 г. № ЗР-72 // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base. spinform.ru/index.fwx.
О массовых мероприятиях в Республики Беларусь : закон Республики Беларусь // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
О собраниях и манифестациях : закон Грузинской Республики от 14 авг. 1997 г. № 763 [Электронный ресурс] // Законодательный Вестник Грузии :
сайт. — URL: https://matsne.gov.ge/ru/document /view/31678.
О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан : закон Республики Казахстан от 17 марта 1995 г. № 2126 // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base. spinform. ru/ index. fwx.
О мирных собраниях : закон Кыргызской Республики от 23 мая 2012 г. № 64 [Электронный ресурс] / / Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
О проведении собраний, митингов и пикетированиях [Электронный ресурс] : закон Латвийской Республики // Офиц. сайт законодат. актов Литовской Республики. — URL: https://likumi.lv/ doc.php?id=42090.
О собраниях [Электронный ресурс] : закон Литовской Республики от 2 дек. 1993 г. № I-317 // Литовский Сейм : сайт. — URL: https://e-seimas.lrs.lt/portal/legalActPrint/lt?jfwid=rivwzvpvg &documentId=TAIS.455909&.
О собраниях : закон Республики Молдова от 22 февр. 2008 г. № 26 [Электронный ресурс] // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
О Собраниях, митингах, демонстрациях и уличных шествиях : закон Республики Таджикистан от 31 дек. 2014 г. № 1169 // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform.ru/index.fwx.
Об организации и проведении собраний, митингов, демонстраций и других массовых мероприятий [Электронный ресурс] : закон Республики Туркменистан от 28 февр. 2015 г. №185-V // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base. spinform.ru/index.fwx.
О публичных собраниях [Электронный ресурс] : закон Эстонской Республики от 26 марта 1997 г. RT I 1997, 30, 472 // Законодательство Республики Эстония : сайт. — URL: http://estonia.news-city. info/docs/1997/page3.htm.
По делу о проверке конституционности Федерального закона « внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февр. 2013 г. № 4-П // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
О толковании статьи 49 Конституции Азербайджанской Республики : постановление Пленума Конституционного суда Азербайджанской Республики от 21 окт. 2005 г. // Законодательство стран СНГ. — URL: http://base. spinform.ru/ index.fwx.
Решение Конституционного суда Латвийской Республики от 23 нояб. 2006 г. по делу № 2006-030106 // Конституционный суд Латвийской Республики : сайт. — URL: http://www.satv.tiesa. gov.lv/informacija-par-satversmes-tiesu/.
Гаглоев Д. В. Конституционно-правовое регулирование института публичные мероприятий в Российской Федерации и странах Европы на современном этапе: сравнительно-правовое исследование : дис. ... канд. юрид. наук / Д. В. Гаглоев. — М., 2015. — 256 с.
Головистикова А. Н. Права и свободы человека. Трактовка свободы как важнейшего принципа права /
А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына // Адвокат. — 2006. № 6. - С. 86-101.
Дмитриев Ю. А. Правовое обеспечение свободы манифестаций в условиях правового государства : дис. ... канд. юрид. наук / Ю. А. Дмитриев. — М., 1991. — 167 с.
Иванов А. О. Пределы ограничения права на публичные мероприятия в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / А. О. Иванов. — СПб., 2015. — 223 с.
Конт-Спонвиль А. Философский словарь / А. Конт-Спонвиль ; пер. с фр. Е. В. Головиной. — М. : Этерна, 2012. — 752 с.
Нудненко Л. А. Проблемы правого регулирования конституционного права гражданина России на публичные мероприятия // Конституц. и муниципал. Право. — 2006. — № 6. — С. 6—11.
Полянская И. С. Конституционно-правовое регулирование права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов м демонстраций, шествий и пикетирования : дис. ... канд. юрид. наук / И. С. Полянская. — М., 2005. — 185 с.
Руководящие принципы по свободе мирных собраний. — 2-е изд. — Варшава : Sungraf, 2011. — 195 с. — URL: http://www.osce.org/ru/odihr/83237?downlo-ad=true.
Сапаргалиев Г. С. Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс. — Алматы : Юрид. лит., 2006. — 208 с.
Упоров И. В. Признаки естественных прав человека как разновидности субъективных прав / / Теория и практика современной науки. — 2016. — № 2(8). — С. 415—420.
Яковенко М. А. Конституционное право граждан Российской Федерации на проведение публичных мероприятий: теоретические и практические аспекты : дис. . канд. юрид. наук / М. А. Яковенко. — М., 2015. — 242 с.
Constitutional Foundations of Freedom of Assembly in the Countries of the Post-Soviet Space
© Kolmakov S, 2017
The article presents the results of a comparative law study of the constitutional foundations of freedom of assembly in the countries of the post-Soviet space. In particular, general and specific features are described in the terminology used, forms of implementation, organization systems, principles for the realization of freedom of assembly are described. In addition, the signs of freedom of assembly as a natural, political and relative right were revealed and disclosed.
Key words: post-Soviet space, post-Soviet region, freedom of assembly, right of assembly, public events, rallies, demonstrations, marches, pickets.