Научная статья на тему 'Зарубежный опыт конституционно-правового регулирования ограничений прав и свобод человека и гражданина (на примере стран СНГ)'

Зарубежный опыт конституционно-правового регулирования ограничений прав и свобод человека и гражданина (на примере стран СНГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1549
431
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / СОРАЗМЕРНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайцев Андрей Андреевич

В статье представлен анализ конституция стран СНГ на предмет выявления в их норм, регулирующих ограничение прав и свобод человека и гражданина. Автором предложено разделить искомые нормы на центрально-собирательные, ограничительно-конкретизирующие, контекстуально-базовые, специфически-субъектные и неординарные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL EXPERIENCE CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATORY RESTRICTIONS HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND CITIZEN (ILLUSTRATED CIS )

The article presents an analysis of the constitution of the CIS countries to identify their rules governing the rights and freedoms of man and citizen. Author proposed to divide the required standards in the Central collective, restrictive and specifying contextually-base, specifically-subjective and imaginative.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт конституционно-правового регулирования ограничений прав и свобод человека и гражданина (на примере стран СНГ)»

5.5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (НА ПРИМЕРЕ СТРАН СНГ)

Зайцев Андрей Андреевич, аспирант кафедры конституционного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ»

Аннотация: В статье представлен анализ конституция стран СНГ на предмет выявления в их норм, регулирующих ограничение прав и свобод человека и гражданина. Автором предложено разделить искомые нормы на центральнособирательные, ограничительно-конкретизирующие,

контекстуально-базовые, специфически-субъектные и неординарные.

Ключевые слова: ограничение, права и свободы человека и гражданина, соразмерность, специальный режим

INTERNATIONAL EXPERIENCE CONSTITUTIONAL LEGAL REGULATORY RESTRICTIONS HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS AND CITIZEN (ILLUSTRATED CIS )

Zaitsev Andrei,graduate student of the Department of Constitutional and Municipal Law National Research Institute of Legal «BSU»

Annotation: The article presents an analysis of the constitution of the CIS countries to identify their rules governing the rights and freedoms of man and citizen. Author proposed to divide the required standards in the Central collective, restrictive and specifying contextually-base, specifically-subjective and imaginative.

Keywords: limiting the rights and freedoms of man and citizen, proportionality, a special mode.

Построение оптимальной модели, коррелирующей предоставление свободы каждому человеку и гражданину и разумное ограничение этой свободы на основе интересов государства и общества1 является в настоящее время одной из актуальных задач российского конституционного строительства. Конституция Российской Федерации для этих целей также использует такой термин как «ограничение»2. Отметим, что это теоретическая категория, и она не имеет официальной легальной интерпретации, что и обусловило наличие множества научных подходов к определению ограничения. Вместе с тем, уточним, что исследование однопорядковых норм заявленного правового феномена в конституциях зарубежных государств позволит расширить доктринальные

1 См.: Вышкварцев В.В. Теоретико-нормативные аспекты ограничения прав и свобод гражданина в Российской Федерации // Современный юрист. 2013. № 2(3). С. 60-67.

2 Конституция Российской Федерации: принята всенародным

голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных

законами Российской Федерации о поправках к Конституции

Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30

декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

представления об ограничении субъективных прав личности. В данной связи представляется целесообразным рассмотреть опыт конституционноправового регулирования ограничений прав и свобод человека и гражданина на примере стран СНГ ввиду наличия их общей правовой истории с Россией. Считаем, что исследование такого опыта может способствовать интеграции его положительных сторон в законодательство и практику отечественной модели ограничения прав личности.

Итак, рассмотрение конституций стран СНГ на предмет выявления в них норм, закрепляющих ограничение прав личности, позволил сделать вывод, что соответствующие положения в различном объеме присутствуют во всех учредительных актах фокусной группы. Для решения дальнейших задач исследования на основе осуществленного анализа, по мнению автора, целесообразно совокупность всех привлеченных конституционных норм разделить на следующие группы.

1. Центрально-собирательные нормы содержат общие абстрактные установления относительно ограничения прав и свобод личности в государстве. Как правило, выражены в одной или двух статьях и включают в себя такие параметры как адресат-субъект ограничения, цели и механизм ограничения, соразмерность, а также обособление специальных режимов.

Так, в Конституции Республики Армения3 содержится две искомые нормы (ст.ст. 44 и 45). Здесь следует отметить, что ограничения указаны в отношении прав и свобод человека и гражданина. Относительно права на свободу мысли, совести, вероисповедания, собственного мнения, права на объединения, собираться мирно, без оружия, для проведения митингов, шествий и демонстраций, права участвовать в управлении государством отмечено, что они могут быть ограничены только законом. При этом определены условия: если это необходимо для защиты государственной и общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности общества, защиты прав и свобод, чести и доброго имени других лиц (ст. 44).

В ст. 45 установлено, что отдельные права и свободы человека и гражданина, за исключением личных, могут временно ограничиваться в установленном законом порядке в период военного положения или в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю.

В качестве комментария по перечисленным конституционным нормам укажем, что положительным здесь видится установление прав личности в качестве объекта ограничения. Также считаем, позитивным отображение механизма ограничения - на основе закона для различных групп субъективных прав с предусмотрением соответствующих оснований и условий. Также заметим, что это одна из немногих конституций, в которых центрально-собирательные нормы включают в себя информацию ограничительно-конкретизирующих норм.

Следует обратить внимание на ст. 23 Конституции Республики Беларусь, где также установлена

3 Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

возможность ограничения прав и свобод личности только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности,

общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Таким образом, определен соответствующий

законодательный механизм и зафиксированы определенные цели. Но далее в ст. 63 того же акта наряду с ограничением вводится в оборот конструкция «приостановление осуществления прав и свобод личности» только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом с ремаркой, что при осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться отдельные личные права. Полагаем, наличие ряда таких смежных конституционных формулировок не может повлиять на их эффективное правоприменение, ввиду терминологической неопределенности.

Далее уместно указать ст. 14 и 47 Конституции Таджикистана4. В первой из них предусмотрено ограничение прав и свобод только граждан в определенных целях (обеспечение прав и свобод других граждан, общественного порядка, защита конституционного строя и территориальной целостности республики). Но не указан механизм такого ограничения.

В ст. 47 Конституции Таджикистана перечислены личные права, которые не могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения.

Здесь же интересно рассмотреть положения Конституции Украины5. В ее ст. 66 определено, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Таким образом, предусмотрен только конституционный механизм. Последовательно отмечено, что в условиях военного или чрезвычайного положения могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием срока действия этих ограничений. Также не могут быть ограничены личные права и свободы. Отметим, что указанная формулировка по сравнению с иными имеет более узкий перечень условий, в которых ограничиваются конституционные права.

Интересна формулировка ч.ч. 1 и 3 ст. 39 Конституции Казахстана6, в которой также предусмотрено ограничение прав и свобод человека и гражданина в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

В ч. 3 заявленной статьи перечислены личные права и свободы, которые не подлежат ограничению.

В качестве оригинальной и положительной здесь следует заметить использованную формулировку, что не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. Вместе с тем учредительный акт не предусматривает ни природы механизма ограничения права, ни обособления специальных режимов.

4 Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. // Ьійр/Л«\№Л/. spinform.ru/isp.htm

5 Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

6 Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

Аналогичны приведенным в плоскости объектов установления ч. 2 ст. 20 Конституции Киргизии7. Более широк только перечень целей ограничения: защита национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Полезна конструкция данной статьи, указывающая на то, что вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям.

В этой же норме отображен запрет на принятие подзаконных нормативных правовых актов, которые ограничивают права и свободы человека и гражданина.

Следует обратить внимание и на ч. 3 ст. 20 Конституции Киргизии. В несколько иной формулировке, чем в Конституции Казахстана здесь указано на невозможность установления ограничения прав и свобод в иных целях и в большей степени, чем это предусмотрено Конституцией.

Отметим, что рассматриваемая норма отличается от иных аналогичных норм фокусной группы учредительных актов тем, что в ней наиболее детальной отображены и консолидированы положения относительно ограничения прав личности.

Так, в ее ч. 4 содержится перечень неподлежащих ограничению конституционно установленных гарантий запрета, а в ч. 5 определены соответствующие субъективные права.

Уточним, что в Конституции Киргизии в наибольшем объеме по сравнению с иными актами фокусной группы перечислены параметры ограничения прав и свобод человека и гражданина (см. Таблица 1).

Далее уделим внимание Конституции Молдавии8. В ней имеется отдельная статья 54 с наименованием «Ограничение осуществления прав или свобод Конституции Молдавии». В ч. 1 указанной нормы предусмотрено ограничение прав на основе закона с определением широкого перечня целей такого ограничения: защита национальной безопасности, охрана общественного порядка, общественного здоровья или морали, прав и свобод граждан, проведение уголовного расследования, для предупреждения последствий стихийного бедствия или аварии.

В ч. 2 заявленной статьи также сделан акцент на соразмерности ограничения обстоятельству, вызвавшему его и невозможность затрагивания существование права или свободы.

Следует указать серию норм Конституции Туркменистана9. Так, в соответствии со ст. 18 никто не вправе лишить человека каких-либо прав и свобод или ограничить его права и свободы иначе как в соответствии с Конституцией и законами.

Аутентичным образом здесь изложен принцип соразмерности (ст. 23): человек не может быть ограничен в правах или лишен принадлежащих ему прав, осужден или подвергнут наказанию иначе как в точном соответствии с законом.

7 Конституция Киргизии от 27 июня 2010 г. // Ь|йр://а^кд.ш/Ыех.рЬф?ор^оп=согт1_со^е^&

8 Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. // Ь|йр/Л«\№Л/^рт^ггт.ш^р.Мгт

9 Конституция Туркменистана 2008 г. // http://www.ng.ru/courier/2008-09-15/15_Turkmeniya.html

Часть II ст. 71 Конституции Азербайджана10 определила, что осуществление прав и свобод человека и гражданина никто не может ограничить. В ч. III той же статьи конкретизировано: осуществление прав и свобод человека и гражданина может быть частично и временно ограничено лишь при объявлении войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизации, но с учетом международных обязательств Азербайджанской Республики. При этом конституционно подчеркнуто заблаговременное объявление населению об ограничении осуществления прав и свобод.

В приведенном конституционном установлении ограничение «адресовано» не правам, а осуществлению прав (но стоит заметить, что имеются ввиду права человека и гражданина). Что, на наш взгляд, является нетипичным среди рассматриваемых конституционных формулировок. Также перечислены основания такого ограничения (военное и чрезвычайное положение, мобилизация),

хронологические рамки этого явления. Но не определен механизм ограничения (каким образом осуществляется - путем принятия закона, указа главы государства и др.).

Оригинальной в заявленной сфере представляется ст. 19 Конституции Узбекистана11. В ней отмечено, что права и свободы граждан, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми, и никто не вправе без суда лишить или ограничить их. Таким образом, данная лаконичная установка предполагаем наличие только судебного механизма ограничения прав граждан.

2. Ограничительно-конкретизирующие нормы в своих установлениях детализируют порядок ограничения отдельных субъективных прав. В исследуемых конституциях перечень таких прав различен, но в целом фигурируют такие их разновидности, как:

- право на свободу и личную неприкосновенность. В

ч. II ст. 28 Конституции Республики Азербайджан определено, что право на свободу можно ограничить только в предусмотренном законом порядке путем задержания, ареста или лишения свободы.

Относительно права на личную неприкосновенность в ч. IV ст. 32 Конституции Азербайджана указано, что таковое в определенном законом порядке ограничивается для предотвращения преступления или выявления истины во время расследования уголовного дела.

В ст. 25 Конституции Республики Беларусь более детально отмечено, что государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом;

- право на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений. К примеру, в ч. 2 ст. 29 Конституции Киргизии обозначено, что ограничение права на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных, электронных и иных сообщений допускается только в соответствии с

законом и исключительно на основании судебного акта.

В ст. 20 Конституции Армении также предусмотрено право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которые могут быть ограничены только по решению суда.

Положения ч. 2 ст. 18 Конституции Казахстана идентичны указанным выше. Только здесь ограничения заявленных прав допускаются только в случаях и в порядке, прямо установленных законом (то есть исключено влияние суда);

- право на неприкосновенность жилища. Гарантии и ограничения относительно заявленного права определены в ч. 4 ст. 30 Конституции Киргизии;

- свобода слова. В ст. 29 Конституции Республики Узбекистан определено, что каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Свобода мнений и их выражения может быть ограничена законом по мотивам государственной или иной тайны;

- свобода вероисповедания. В ст. 23 Конституции Армении отмечены ограничения относительно свободы религии и выражения мысли только посредством закона на основе предусмотренных в ст. 45 Конституции оснований (таковые - период военного положения, а также в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю).

Специфически отображены аналогичные положения в ч. 2 ст. 22 Конституции Республики Казахстан: «осуществление права на свободу совести не должно обусловливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством».

В соответствии со ст. 35 Конституции Украины осуществление права на свободу мировоззрения и вероисповедания может быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.

Таким образом, во всех представленных конституциях для ограничения свободы вероисповедания предусмотрены различные основания;

- свобода труда. В ст. 35 Конституции Таджикистана отмечено, что всякие ограничения в трудовых отношениях запрещаются;

- право собственности. Ограничительные процедуры в отношении такового предусмотрены ст. 32 Конституции Таджикистана. Так, никто не вправе лишать и ограничивать право гражданина на собственность;

- право на свободное перемещение. В ст. 28 Конституции Узбекистана указано, что гражданин Республики имеет право на свободное передвижение по территории республики, въезд в Республику Узбекистан и выезд из нее, за исключением ограничений, установленных законом.

10 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

11 Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

Таблица 1

Конституционные параметры, содержащиеся в центрально-собирательных нормах, регулирующих ограничение прав и свобод человека и гражданина

Конституция страны СНГ Адресат ограничения Механизм ограничения Цели ограничения Соразмерность Обособление режимов

Азербайджан права и свободы человека и гражданина (ч. Ист. 71) - - - объявление войны, военного и чрезвычайного положения, а также мобилизация (ч. III ст. 71)

Армения права и свободы человека и гражданина (ст. 44) закон (ст. 45) необходимость защиты государственной и общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности общества, защита прав и свобод, чести и доброго имени других лиц - военное положение (ст. 45)

Белоруссия права и свободы личности (ст. 23) закон (ст. 23) интересы национальной безопасности, общественного порядка, защита нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (ст. 23) - военное и чрезвычайное положение (ст. 63)

Казахстан права и свободы человека и гражданина (ч. 1 ст. 39) - защита конституционного строя, охрана общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения (ч. 1 ст. 39) - -

Киргизия права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 20) конституция (ч. 3 ст. 20) защита национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 20) (ч. 3 ст. 20) -

Молдавия права и свободы гражданина (ч. 1 ст. 54) - защита национальной безопасности, охрана общественного порядка, общественного здоровья или морали, прав и свобод граждан, проведение уголовного расследования, для предупреждения последствий стихийного бедствия или аварии (ч. 1 ст. 54) (ч. 2 ст. 54) -

Таджикистан права и свободы граждан (ст. 14) - обеспечение прав и свобод других граждан, общественного порядка, защита конституционного строя и территориальной целостности республики (ст. 14) - чрезвычайное положение (ст. 47)

Туркмения права и свободы человека (ст. 18) конституция и закон (ст. 18) - (ст. 23) -

Узбекистан права и свободы граждан (ст. 19) суд (ст. 19) - - -

Украина конституционные права и свободы человека и гражданина (ст.66) конституция (ст. 66) - - военное и чрезвычайное положение (ст. 66)

В ст. 26 Конституция Туркменистана отмечено, что ограничения въезда на отдельные территории, передвижения по этим территориям могут устанавливаться также только на основании закона.

Содержательно аналогична и норма ст. 33 Конституции Украины: каждому, кто на законных основаниях находится на территории государства, гарантируется свобода передвижения, свободный выбор места жительства, право свободно покидать территорию Украины, за исключением ограничений, устанавливаемых законом;

- избирательное право. В ч. III ст. 56 Конституции Азербайджана предусмотрена возможность ограничения избирательного права.

Подобная норма имеется и в Конституции Белоруссии: «В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством,

избрана мера пресечения - содержание под стражей. Любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и наказывается согласно закону» (ст. 64).

Менее основателен перечень ограничений избирательного права в Узбекистане. В ст. 117 Конституции Узбекистана определено, что не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.

Первой части представленной в Узбекистане норме соответствует ст. 89 Конституция Туркменистана.

Однако далее, наоборот, ограничение избирательных прав граждан в других случаях является недопустимым и влечёт ответственность, установленную законодательством;

- право на объединение. В соответствии со ст. 25 Конституции Армении права на создание объединений, профессиональных союзов и партий могут быть ограничены только законом в отношении служащих Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Более детальна в этом плане формулировка ст. 36 Конституции Украины: граждане этого государства имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и иных интересов, за исключением ограничений, установленных законом в интересах национальной безопасности и общественного порядка, охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.

Далее определено, что никто не может быть принужден к вступлению в какое бы то ни было объединение граждан или ограничен в правах за принадлежность или непринадлежность к политическим партиям или общественным организациям;

- право на собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикетирования. Статьей 32 Конституции Казахстана установлено, что пользование право мирно и без оружия собираться, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование может ограничиваться законом в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья, защиты прав и свобод других лиц.

Аналогичны установления ст. 39 Конституции Украины: ограничение права собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия и демонстрации может устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка

- с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей. Только здесь дополнительно в качестве субъекта, ограничивающего такое право, указан суд.

В ст. 34 Конституции Киргизии указаны кардинально иные основания относительно порядка ограничения соответствующего права: не допускается запрет и ограничение проведения мирного собрания, а также отказ в его надлежащем обеспечении ввиду отсутствия уведомления о проведении мирного собрания, несоблюдения формы уведомления, его содержания и сроков подачи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- право на информацию. В ст. 34 Конституции Республики Беларусь содержится формулировка, в соответствии с которой пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

На основании ст. 34 Конституции Украины осуществление права на информацию может быть ограничено законом в интересах национальной безопасности, территориальной целостности либо общественного порядка с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других людей, для предупреждения разглашения информации, полученной конфиденциально, либо для поддержания авторитета и непредвзятости правосудия. Аналогичная формулировка дается и в отношении права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст. 34). Таким образом, по сравнению с установлениями ст. 34 Конституции Республики Беларусь, в украинском учредительном акте перечислено большее количество оснований для ограничения права на информацию.

Еще более скромными, нежели формулировка Конституции Республики Беларусь выглядят положения

ст. 34 Конституции Молдавии. В нем отмечено, что право лица на доступ к любой информации, касающейся общественных дел, не может быть ограничено и

ст. 29 Конституции Узбекистана. В таковом закреплено, что каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом;

- право на доступ к правосудию предусмотрено ст. 20 Конституции Молдавии;

- право на забастовку. В Конституции Республики Азербайджан выделено ограничение права на забастовку работающих на основе трудового договора только в случаях, предусмотренных законом (ч. II ст. 36).

В ст. 29 Конституции Армении закреплено, что граждане в целях защиты своих экономических, социальных и трудовых интересов имеют право на забастовку. Порядок осуществления и ограничения этого права устанавливается законом.

3. Контекстуально-базовые нормы содержат

положения об ограничениях в рамках формулировок конституционных принципов. Так, в контексте

принципа недискриминации в ч. III ст. 25 Конституции Азербайджана запрещается ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой

принадлежности, принадлежности к полу, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности.

В ст. 24 Конституции Украины также зафиксировано, что граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом и не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам.

4. Специфически-субъектные нормы содержат в себе установления, касающиеся нетипичного субъекта для данного порядка ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, в ч. II ст. 69 Конституции Азербайджана определено, что права и свободы иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих или временно находящихся на территории Азербайджанской Республики, могут быть ограничены только в соответствии с международными правовыми нормами и законами Азербайджанской Республики. Таким образом, норма напрямую касается прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства.

Аналогичное положение, касающиеся граждан с двойным гражданством, но в преломлении их политических прав, имеется в ч. 5 ст. 52 Конституции Киргизии: граждане Кыргызской Республики, имеющие иное гражданство, не вправе занимать политические государственные должности и должности судей. Данное ограничение может быть установлено законом и для других государственных должностей.

В ст. 42 Конституции Украины установлено ограничение прав депутатов, должностных и

служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, предпринимательская деятельность депутатов, должностных и служебных лиц органов

государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом.

Указывается также осужденный в качестве адресата ограничений прав. В ст. 63 Конституции Украины осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений,

определенных законом и установленных приговором суда.

Оригинальным адресатом являются Вооруженные Силы. В ст. 17 Конституции Украины отражено положение, в соответствии с которым Вооруженные Силы Украины и иные воинские формирования никем не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан либо с целью свержения конституционного строя, устранения органов власти или препятствования их деятельности.

5. Неординарные нормы содержат нетипичные для конституционного порядка ограничения прав и свобод человека и гражданина установления. Например, ст. 18 Конституции Молдавии с наименование «Ограничение гражданства и защита граждан»

определила, что граждане Республики Молдова не могут быть гражданами других государств, за исключением случаев, предусмотренных

международными соглашениями, одной из сторон которых является Республика Молдова.

В качестве оригинальной укажем на формулировку ст. 157 Конституции Украины. В ней одним из оснований, запрещающих изменение Конституции, выступает критерий ограничения прав и свобод человека и гражданина.

В качестве резюме проведенного исследования укажем, что заявленные нормы Конституций стран СНГ являются многочисленными. Безусловно, это связано с аксиологическими приоритетами государств, а также необходимостью их обеспечения. Несмотря на различный состав конституционных параметров ограничения прав и свобод человека и гражданина, следует констатировать их достаточный объем, позволяющий не допустить нарушение прав личности. Полагаем, что задача государства в данной связи заключается в выработке точного механизма по реализации уже длительное время существующих норм.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации: принята

всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.

2. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

3. Конституция Киргизии от 27 июня 2010 г. // http://russkg.ru/index.php?option=com_content&

4. Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

5. Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

6. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

7. Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

8. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

9. Конституция Туркменистана 2008 г. // http://www.ng.ru/courier/2008-09-15/15_Turkmeniya.html

10. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. // http//www.spinform.ru/isp.htm

11. Вышкварцев В.В. Теоретико-нормативные аспекты ограничения прав и свобод гражданина в Российской Федерации // Современный юрист. 2013. № 2(3). С. 60-67.

Reference list:

1. The Russian Constitution: adopted by popular vote on December 12, 1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 number and 6-FKZ of December 30, 2008 № 7 - FcL ) // Rossiyskaya Gazeta. -1993, December 25, 2009, January 21.

2. The Constitution of the Republic of Azerbaijan on November

12. 1995 // http // www.spinform.ru/isp.htm

3. Constitution of Kyrgyzstan from June 27, 2010 // http://russkg.ru/index.php?option=com_content &

4. The Constitution of the Republic of Armenia on July 5, 1995 // http // www.spinform.ru/isp.htm

5. Constitution of the Republic of Belarus of 24 November 1996 // http // www.spinform.ru/isp.htm

6. Constitution of the Republic of Kazakhstan dated August 30, 1995 // http // www.spinform.ru/isp.htm

7. Constitution of the Republic of Moldova on July 29, 1994 // http // www.spinform.ru/isp.htm

8. Constitution of the Republic of Uzbekistan dated December

8. 1992 // http // www.spinform.ru/isp.htm

9. The Constitution of Turkmenistan 2008 //

http://www.ng.ru/courier/2008-09-15/15_Turkmeniya.html

10. The Constitution of Ukraine on June 28, 1996 // http // www.spinform.ru/isp.htm

11. Vyshkvartsev V.V. Theoretic aspects of the regulatory restrictions on rights and freedoms of citizens in the Russian Federation // Modern lawyer. 2013. Number 2 (3). P. 60-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.