КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
Н.А. Молчанов*, Е.К. Матевосова**
Протестная активность современного российского общества: реализуемая демократия или угроза национальной безопасности?
Аннотация. Политическая активность общества является одним из показателей демократического строя, единственным источником власти при котором является сам народ. В современных экономических, политических и культурных реалиях развития РФ протестная активность населения возрастает в силу как объективных, так и субъективных факторов. В статье обосновывается наличие тесной взаимосвязи между протестной настроенностью российских граждан и уровнем их правовой и политической культуры. Институты гражданского общества не выполняют должным образом свои функции, в том числе по установлению конструктивного диалога населения и власти. В настоящее время средства массовой информации не способствуют правопорядку, оказывая подчас прямое негативное влияние на общественное сознание. Формулируется вывод о необходимости разработки новейшей методики комплексного мониторинга общественного мнения для определения специфики социальной среды, вызывающей протестные настроения, а также прогнозирования формы и посыла протестныхреакций с учетом стратегических целей и задач обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: протестная активность, социальная стабильность, гражданское общество, национальная безопасность, общественное мнение, правовой нигилизм, политическая культура, средства массовой информации, права человека.
В борьбе за демократические идеалы по- Согласно Конституции РФ2, носителем сувере-
литическая активность любого общества нитета и единственным источником власти в Рос-способна перерасти в протестную. Как сийской Федерации является ее многонациональ-
наивысшая форма непримиримого несогласия ный народ, осуществляющий свою власть непо-
протест является выражением явного противоре- средственно, а также через органы государственной
чия между представлениями населения и власти о власти и органы местного самоуправления. должном и допустимом. «Общественный протест» как форма выраже-
04.12.2014 г. в Послании Федеральному Со- ния недоверия действующей власти может рас-
бранию Президент РФ В.В. Путин отметил, что сматриваться как в рамках конституционно-пра-
«мы должны значительно расширить возможности вовых основ участия населения в политической
площадок, на которых идет диалог государства и жизни страны, так и за их пределами, в зависимо-
общества... если государство и общество действуют сти от того, какие средства и способы используют
в одной повестке, в атмосфере сотрудничества и до- небезразличные к судьбе своего Отечества стара-
верия, — это гарантия достижения успеха»1. тельные граждане.
Российская газета. 2014. 5 дек. 2 Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
© Молчанов Н.А., 2015
* Молчанов Николай Андреевич — доктор военных наук, профессор кафедры интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный деятель науки РФ. [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. © Матевосова Е.К., 2015
** Матевосова Елена Константиновна — кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). [[email protected]]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9. DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.029-033
Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. в качестве условий для предотвращения угроз национальной безопасности называет такие, как обеспечение социальной стабильности, этническое и конфессиональное согласие, повышение мобилизационного потенциала и роста национальной экономики, повышение качества работы органов государственной власти и формирование действенных механизмов их взаимодействия с гражданским обществом. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются в том числе сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
Геополитическое обострение как один из вызовов современности, которое привело к повышению экономической и политической неопределенности, определяет сегодня основные направления деятельности Правительства РФ3 и других органов государственной власти.
Совет Федерации Федерального Собрания РФ, обращая внимание на комплекс проблем, требующих от правоохранительных органов принятия незамедлительных системных мер, в своем Постановлении от 20.11.2013 № 438-СФ «О мерах по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в Российской Федерации»4 указывает на то, что нерешенность таких проблем, как коррупция, организованная преступность, незаконная миграция, межэтническое и межконфессиональное противостояние, приводит к тому, что российские граждане ощущают неуверенность в своей защищенности. Это вызывает их возмущение и в конечном счете проявление про-тестных настроений.
Утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти5 гласит, что в условиях нарастающей сложности социальных процессов и новых экономических вызовов серьезной задачей для федеральных органов исполнительной власти является необходимость формирования моделей принятия решений и реализации государственных функций, основанных на активном участии гражданского общества в управлении государством, а также на использовании современных механизмов общественного контроля.
02.08.2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»6, которым установлены правовые основы органи-
3 Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года (новая ред.), утв. Правительством РФ 14.05.2015. URL: http://government.ru (дата посещения: 15.05.2015).
4 Собрание законодательства РФ. 2013. № 47. Ст. 6004.
5 Там же. 2014. № 5. Ст. 547.
6 Российская газета. 2014. 23 июля.
зации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.
Задачами общественного контроля являются в том числе формирование и развитие гражданского правосознания, повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества, содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов.
В современной России средства массовой информации, несмотря на свое истинное предназначение, не исполняют роль института гражданского общества. Конституционное положение о гарантии свободы массовой информации и запрете цензуры получает сегодня излишне вольное толкование. Представляется, что причины тому имеют как объективный, так и субъективный характер, в числе которых и отсутствие соответствующих профессиональных и в особенности личных качеств лиц, причастных к выполнению «журналистского» долга. Отнесение средств массовой информации к «четвертой» ветви власти уже утрачивает свою актуальность, если, разумеется, рассматривать власть в качестве созидающего социального явления. В настоящее время средства массовой информации, с учетом подходов к осуществлению своей деятельности, способны усилить протестные настроения граждан, публикуемые материалы подчас лишены должного уровня объективности и достоверности, утверждения заменяют факты, убеждения — доказательства, а эмоции автора и погоня за сенсацией подменяют смысловое содержание сообщаемой информации. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации7 называет информационные и телекоммуникационные технологии локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, однако сетевые Интернет-издания однозначно лидируют в лавинообразном обрушении на читателей информации деструктивного порядка.
В последние годы интерес российских граждан к политической жизни страны резко возрастает. Однако в большей степени это объясняется не столько повышением уровня политического или правового сознания, сколько формированием некой общественно-политической группы, не имеющей реального доступа к действующей власти и выступающей в противовес ей, что, в свою очередь, способно привести к открытой конфронтации с выдвижением тех лозунгов и требований, которые, несмотря на целый ряд системных не-
Российская газета. 2008. 16 февр.
доработок в социальной, экономической и иных сферах, не согласуются с общепризнанными представлениями об участии граждан правового государства в принятии государственно важных, в том числе политических, решений. Усиление общественно-политических протестных настроений, отсутствие конкретной программной цели и невнятность выдвигаемых требований «ни с чем не согласных» есть яркий пример правового нигилизма.
Основы государственной политики РФ в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан8, утвержденные в 2011 г., впервые на официальном уровне признавая сам факт правового нигилизма российского общества, указывают на то, что без высокой правовой культуры не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов. А недостаточный уровень правовой культуры российских граждан, к сожалению, характеризует соответствующий уровень их культуры политической.
В ежегодном Докладе Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин, оценивая состояния протестной активности населения в 2013 г., заключил, что «прерванный было диалог государства и наиболее активной части общества возобновился, пусть и с переменным успехом»9.
Данные социологических исследований ВЦИОМа, Левада-Центра и ФОМа свидетельствуют об относительном ослаблении протестной активности населения в 2014—2015 гг. Однако усиление или спад такой активности имеет прямую связь с тем или иными политическими событиями, масштабными реформами и другими государственными мерами, лишенными преобразующего эффекта, а оттого и вызывающими резкую критику со стороны общества, казалось бы, политически пассивного, но благодаря усилиям оппозиционных вдохновителей, способного на жесткий диалог с властью, переходящий в монолог угроз.
Американский исследователь И. Анденес отмечает, что «неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям»10. Но
все же подозрения в бесчестности, продажности и беззаконии могут быть вполне основательны, хотя отрицать, что такие подозрения и неверие не служат основой для возникновения правового нигилизма, бессмысленно.
Крайний субъективизм может быть присущ определенному субъекту или социальным группам, но формирование общественного мнения, выражающего позицию и отношение большинства членов общества, происходит совсем не случайно, что вполне может сигнализировать о политических, правовых, нравственных или иных проблемах общества.
Общественное мнение по различным вопросам государственной и правовой действительности является той «лакмусовой бумажкой», которая демонстрирует нам не только то, что тот или иной вопрос становится объектом повышенного общественного внимания, но и то, насколько такое мнение устойчиво и категорично в конкретный отрезок времени.
В настоящее время необходима разработка новейшей методики комплексного мониторинга общественного мнения, который позволил бы определить специфику социальной среды, вызывающей конкретные «общественные протестные реакции», а также спрогнозировать ту или иную общественную оценку, в том числе и в особенности ее резкую смену. Однако, характеризуя свободу общественного мнения, нельзя отрицать и того, что «публичный протест может быть не только средством выступления против власти, но и средством осуществления власти»11.
Полученные в ходе мониторинга конкретные выводы, подкрепленные соответствующими данными социологических исследований, проводимых на постоянной основе, являются ценнейшим материалом для конструирования наиболее эффективного механизма взаимодействия власти и общества, а главное — для преобразования правотворческой, правоприменительной и правоохранительной сфер. И как более века назад писал Г. Лебон: «знание психологии толпы составляет в настоящее время последнее средство, имеющееся в руках государственного человека, — не для того, чтобы управлять массами, так как это уже невозможно, а для того, чтобы не давать им слишком много воли над собой»12.
Следует согласиться с оценкой состояния политического протеста, данной С.А. Авакьяном, который исходит из того, что протестные отношения имеют право на существование и реально могут конструктивно способствовать совершенствованию конституционного строя страны.
8 Российская газета. 2011. 14 июля.
9 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 г. // Российская газета. 2014.
9 апр.
10 Анденес И. Наказание и предупреждение преступле-
ний. М.: Прогресс, 1979. С. 186.
11 См.: Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 12-21.
12 См.: Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995.
Исследуя протестные настроения в современной России, ученый выделяет основные организационно-правовые средства выражения таких отношений: 1) личностно-спонтанный путь, то есть проявление протеста как публичного самовыражения человека, его позиции; 2) право на обращение; 3) действия групп людей, то есть коллективные действия; 4) использование права на свободу информации; 5) право на создание объединений; 6) выражение своей позиции в ходе выборов, референдумов, публичного обсуждения проектов законов и иных важных общегосударственных, региональных и местных решений; 7) использование парламентских форм для легального и демократического выражений про-тестных отношений; 8) судебное оспаривание правовых актов и действий13.
В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 г. Э.А. Памфиловой можно найти такие слова: «Права человека — это не роскошь, а средство на пути к ответственному гражданскому обществу, достойный ответ на вызовы современности. Несмотря на сложности внешнеполитического и экономического характера, разумно не экономить на людях, а, напротив, инвестировать в права человека, культуру, образование и здравоохранение, приумножая человеческий капитал — основной ресурс и источник развития России»14. Именно выбор властью курса «экономии» или «инвестирования» во многом и определит благосостояние российского народа, а значит, и уровень его протестной активности.
28.04.1994 г., 21 год назад, был подписан Договор «Об общественном согласии», читая который, мы невольно примеряем его к сегодняшней российской действительности, признавая актуальность многих его положений. Так, Преамбула Договора гласит: «Слишком сложны и трудны задачи, стоящие перед обществом, чтобы расточать его силы в политическом противоборстве. Диалог, поиск точек соприкосновения и общих позиций, разумные компромиссы должны стать фундаментальной нормой общественной и политической жизни».
Ставя общие интересы выше групповых, партийных, ведомственных, региональных, исключая возможность разрешения возникающих в обществе проблем через насилие в каких бы то ни было формах, Договор предусматривал планомерную работу по ключевым направлениям — это достижение политической стабильности в обществе, преодоление социально-экономического
13 См.: Авакьян С.А. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3-17.
14 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2014 год // Российская газета. 2015.
7 мая.
кризиса, упрочение федеративного устройства, национальные отношения, безопасность гражданина и общества, нравственность, наука, образование и культура.
Представляется, что в настоящее время принятие подобного по своему посылу, концептуального нормативного акта во многом способствовало бы обеспечению национальной безопасности, политической стабильности общества, предупреждению его протестных настроений.
Гарантируя каждому свободу мысли и слова, Конституция РФ устанавливает запрет на принуждение кого-либо к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопрос смыслового содержания свободы мысли остается открытым, и, действительно, в отсутствии свободы слова свобода человеческой мысли несколько утрачивает свою значимость. Кроме того, до настоящего времени, на что остается надеяться, у государства нет какой-либо технологической возможности слежки за мыслями людей до тех пор, пока они не выражены в словах. А потому надо признать, что протестные настроения, живущие в мыслях, но до определенного времени никак не выражающиеся в словах и действиях людей, могут вызывать переход аутокоммуникации человека в его реальную протестную активность. Российская политическая действительность и здравость ума при толковании соответствующей конституционной нормы свидетельствуют о том, что принуждение кого-либо к выражению своих мнений и убеждений — не такое частое явление, как принуждение к отказу от них. Но не стоит забывать, что мысли, однажды переставшие быть словами, могут стать ими вновь.
Конфликт протестующих и власти подобен шахматной игре — каждая из противоборствующих сторон должна просчитывать предпринимаемые шаги другой: следовать тактике «вечного шаха», достойно принимать удар при «вилке» или с легкостью решаться на «гамбит». В завершение такой параллели следует отметить, что весьма важно для тех и других не оказаться в состоянии «взаимного цугцванга».
Известный философ и ученый П.А. Флоренский писал, что «мудрость государственного управления — не в истреблении тех или других данностей и даже не в подавлении их, а в умелом направлении, так чтобы своеобразия и противоречия давали в целом государственной жизни нужный эффект»15.
А нужный нам сегодня эффект — обеспечение национальной безопасности, политическая стабильность России при всей противоречивости взглядов на пути ее развития.
15 См.: Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Флоренский П.А. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 647.
Библиография:
1. Авакьян С.А. Демократия протестных отношений: конституционно-правовое измерение // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 1. С. 3—17.
2. Авакьян С.А. Свобода общественного мнения и конституционно-правовые гарантии ее осуществления // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 12—21.
3. Анденес И. Наказание и предупреждение преступлений. М.: Прогресс, 1979. 264 с.
4. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. 311 с.
5. Флоренский П.А. Предполагаемое государственное устройство в будущем // Флоренский П.А. Собр. соч.: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. С. 426-649.
References (transliteration):
1. Avak'jan S.A. Demokratija protestnyh otnoshenij: konstitucionno-pravovoe izmerenie // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 1. S. 3-17.
2. Avak'jan S.A. Svoboda obshhestvennogo mnenija i konstitucionno-pravovye garantii ee osushhestvlenija // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 1. S. 12-21.
3. Andenes I. Nakazanie i preduprezhdenie prestuplenij. M.: Progress, 1979. 264 s.
4. Lebon G. Psihologija narodov i mass. SPb.: Maket, 1995. 311 s.
5. Florenskij P.A. Predpolagaemoe gosudarstvennoe ustrojstvo v budushhem // Florenskij P.A. Sobr. soch.: v 4 t. T. 2. M.: Mysl', 1996. S. 426-649.
Материал поступил в редакцию 5 августа 2015 г.
Protest activities in the modern Russian society: a democratic manifestation or a threat to national security?
MOLCHANOV, Nikolay Andreevich — Doctor of Military Sciences, Professor of the Department of Integration and European Law of the Kutafin Moscow State Law University Merited Scientist of the Russian Federation. [[email protected]]
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
MATEVOSOVA, Elena Konstantinovna — PhD in Law, Lecturer of the Department of Theory of State and Law of
the Kutafin Moscow State Law University.
123995, Russia, Moskva, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9.
Review. The level of political activities in a society is one of the manifestations of a democratic government, when the people itself is a sole source of power. In the current economic, political and cultural realities of development of the Russian Federation the protest activities of the people grow due to both objective and subjective factors. The article substantiates the close connection between the protest attitudes of the Russian people and the level of their political and legal culture. The institutions of the civil society fail to duly perform their functions, including establishment of a constructive dialogue between the people and the government. Currently the mass media do not support legal order, and sometimes they have direct negative influence upon the mass conscience. The conclusion is made on the need to develop the newest method for the complex monitoring of the public opinion in order to reveal the specificities of the social environment, causing protest attitudes and forecasting forms and slogans of the protest reactions taking into account the strategic goals of the national security guarantees. Keywords: protest activities, social stability, civil society, national security, public opinion, legal nihilism, political culture, mass media, human rights.