ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
DOI: : 10.14515/monitoring.2015.1.09 УДК 323.22:316.654(470+571-3)
И.Н. Дементьева ПОТЕНЦИАЛ ПРОТЕСТА НАСЕЛЕНИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
ПОТЕНЦИАЛ ПРОТЕСТА НАСЕЛЕНИЯ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕРРИТОРИИ
PUBLIC PROTEST POTENTIAL AS A THREAT TO NATIONAL TERRITORY SECURITY
ДЕМЕНТЬЕВА Ирина Николаевна - младший научный сотрудник Института социально-экономического развития РАН. E-mail: irinka @mail.ru
DEMENTIEVA Irina Nikolaevna - Junior Researcher, Institute of Socio-Economic Development of Territories of RAS. E-mail: irinka @mail.ru
Аннотация. Социальная напряженность представляет потенциальную угрозу национальной безопасности в масштабах страны и с точки зрения возможности возникновения деструктивных форм социального взаимодействия, конфликтов, социально-политических взрывов, т.е. резкого перехода скрытых протестных настроений в открытые действия. Одно из проявлений социальной напряженности - формирование протестного потенциала населения, под которым понимают намерение (склонность) граждан участвовать в протестных акциях. Институт социально-экономического
развития территорий РАН отслеживает основные тенденции динамики протестных настроений жителей региона в рамках регулярного мониторинга общественного мнения, проводимого на территории Вологодской области с 1996 г. Выявлено, что в среднем в 2014 г. протестный потенциал жителей Вологодской области составил 19%. Группами риска являются жители области в возрасте от 30 до 55 лет и старше, представители 20%-ной категории наименее обеспеченных, в территориальном разрезе - жители Череповца. В данных категориях протестный потенциал превышает среднеобластной показатель.
Многолетние регулярные исследования показали, что основными детерминантами потенциальной протестной активности в
Abstract. Social strain represents a potential threat to national security at the national level and can induce destructive forms of social interaction, conflicts, socio-political explosions, i.e. abrupt transition of latent protest moods into the open protest actions. One of the manifestations of social strain is the formation of the public protest potential referred to as an intention (propensity) of citizens to participate in protests. Institute of socio-economic development of territories (RAS) has been monitoring the major trends in region's population protest moods through regular monitoring of public opinion in Vologda region since 1996. It was revealed that the public protest potential in the Vologda region was 19% on the average in 2014. The risk groups involve residents of the region aged 30-55 and over, representatives of the poorest population which makes up 20%, and residents of Cherepovets. The protest potential among representatives of these categories exceeds the regional average.
Long-term regular sociological studies show that the main determinants of potential protest activity in the region is negative social and political moods related to the disapproval of the authorities; socio-economic indicators reflecting dissatisfaction of the population with personal financial situation and the general economic situation in the country and the region; social well-being which includes social patience and emotional and
регионе являются негативные общественно-политические настроения, связанные с неодобрением деятельности властей; социально-экономические индикаторы, отражающие неудовлетворенность
населения материальным положением и общей экономической ситуацией в стране и области; социальное самочувствие населения, которое включает в себя социальное терпение и эмоционально-психологическое состояние. Невысокий, но стабильный уровень протестного потенциала в регионе создает определенный резерв «горючего» материала, который представляет потенциальную угрозу национальной безопасности регионального сообщества.
psychological state of the population.
Low but stable level of protest potential in the region establishes a certain reserve of "fuel" that poses a potential threat to national security at the regional level.
Ключевые слова: социальная
напряженность, потенциал протеста, национальная безопасность, социальный конфликт, социальное самочувствие
Keywords: social strain, protest potential, national security, social conflict, social well-being
Проблема обеспечения национальной безопасности вызывает серьезную озабоченность общественных и государственных деятелей, ученых, граждан России. Многоаспектность и комплексность этой проблемы сделали ее предметом исследования специалистов практически всех отраслей знания: философии, социологии, права, психологии, экономики, математики, экологии, биологии, здравоохранения и т.д. В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. термин «национальная безопасность» формулируется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [Стратегия...]. Основу национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и территориальной целостности страны, высокий уровень дееспособности перед лицом внешних угроз, обеспечение гражданам необходимых условий для нормальной жизни и развития. Национальная безопасность имеет политический, экономический, военный, социальный, правовой, информационный и духовно-нравственный аспекты.
В литературе, посвященной проблематике национальной безопасности, в качестве одной из ее возможных угроз рассматриваются социальные конфликты, негативно сказывающиеся на жизнедеятельности нации, ставя под удар само ее существование. Следует обратить внимание на такое явление, как социальная напряженность, представляющая собой начальную фазу социального конфликта, является его скрытой, пассивной формой.
Скрытая социальная напряженность негативно воздействует на общество, вызывая значительные структурно-функциональные деформации на микроуровне в виде мелкой межличностной и межгрупповой вражды. Возможной формой реализации социальной напряженности, а также формой современного социального конфликта являются массовые и
но _
организованные акции протеста, которые могут угрожать социальной и политической стабильности государства.
Социальная напряженность на определенной территории нередко выражается в формировании протестного потенциала населения, под которым понимают намерение (склонность) граждан участвовать в протестных акциях.
Институт социально-экономического развития территорий РАН отслеживает основные тенденции динамики протестных настроений жителей региона в рамках регулярного мониторинга общественного мнения, проводимого в Вологодской области с 1996 г.1. Потенциал протеста составляют респонденты, отвечающие на вопрос: «Что Вы готовы предпринять в защиту своих интересов?» - следующим образом: «выйду на митинг, демонстрацию»; «буду участвовать в забастовках, акциях протеста»; «если надо, возьму оружие, выйду на баррикады»2. Таким образом протестную группу составляют индивиды, отличающиеся определенным эмоциональным настроем, не обязательно тождественным активному социальному поведению.
Данные опросов общественного мнения позволяют проследить динамику потенциала протеста в регионе, выявить группы лиц, отличающихся определенным эмоциональным настроем и допускающих возможность своего участия в протестных выступлениях, проанализировать факторы формирования протестной активности [Гулин, 2011; Стратегия.].
Таблица 1 Динамика потенциала протеста в Вологодской области, %
Годы 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Изменение (+/-) 2014
к 2013 г. к 2000 г.
Потенциал протеста 24,3 32,2 26,3 20,7 19,6 21,9 20,0 19,8 20,1 17,3 18,6 +1 -6
Выйду на митинг, демонстрацию 8,0 13,9 11,0 9,6 9,7 10,8 9,6 10,9 10,3 9,3 10,7 +1 +3
Буду участвовать в забастовках, акциях протеста 7,7 10,8 9,0 5,7 5,4 6,0 6,1 4,7 5,7 4,2 3,9 0 -4
Если надо, возьму оружие, пойду на баррикады 8,6 7,5 6,3 5,3 5,1 5,0 4,3 4,3 4,2 3,8 4,0 0 -5
Анализ регулярных наблюдений по Вологодской области показал, что в 2014 г. протестные настроения высказывали 19% жителей (табл. 1). Склонность населения региона к
1 Опросы проводятся 6 раз в год. В каждом опросе участвуют 1500 респондентов в городах Вологда и Череповец и 8 районах области. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения области. Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Ошибка выборки не превышает 3%.
2 Методика расчета предложена ИСПИ РАН.
участию в акциях протеста несколько возросла по сравнению с 2013 г. (17%) и приблизилась к показателям 2010-2012 гг. (20%). По сравнению с 2000 г. протестный потенциал в области заметно снизился (на 6 п.п.).
В зависимости от форм протеста в протестной группе преобладает доля приверженцев «мирных» протестных действий («выйду на митинг, демонстрацию» - 11%).
Анализ данных мониторинга позволяет выделить категории лиц, которые отличаются определенным социально-психологическим настроем и имеют предрасположенность к активным действиям в случае возникновения социального конфликта.
Намерение участвовать в акциях протеста значительно сильнее выражено у мужчин (в среднем за 2014 г. - 22%), чем у женщин (16%).
Таблица 2 Динамика потенциала протеста в различных социально-демографических группах населения,%
Годы 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Изменение (+/-) 2014 г.
к 2013 г. к 2000 г.
Пол
Мужской 29,4 36,2 28,3 23,6 23,2 25,1 22,2 22,6 23,0 19,3 21,7 +2 -8
Женский 20,9 28,9 24,8 18,3 16,8 19,3 18,3 17,5 17,7 15,7 16,1 0 -5
Возраст
До 30 лет 25,2 34,9 26,0 20,2 20,2 20,7 20,4 19,7 18,7 17,4 17,6 0 -8
30-55 лет 27,2 33,0 27,3 20,8 20,0 22,6 21,6 20,7 21,3 17,3 19,3 +2 -8
Старше 55 лет 18,0 28,6 25,2 20,9 18,5 21,7 17,0 18,3 19,2 17,4 18,3 +1 0
Образование
Н/среднее и среднее 20,9 22,8 24,3 19,2 20,7 20,7 20,2 20,6 22,8 17,3 21,8 +5 +1
Среднее специальное 25,9 32,6 26,7 21,0 20,9 23,6 19,9 19,7 20,0 18,2 17,2 -1 -9
Н/высшее и высшее 22,9 33,6 28,4 20,4 16,8 21,3 19,9 19,2 17,5 16,5 16,7 0 -6
Доходные группы
20% наименее обеспеченных 27,5 33,4 29,6 23,9 24,8 24,3 23,9 27,2 25,0 21,7 22,4 +1 -5
60% среднеобеспеченных 24,6 34,5 26,6 21,2 19,9 22,3 21,1 19,0 20,4 16,4 19,3 +3 -5
20% наиболее обеспеченных 21,1 28,6 24,0 16,1 14,0 19,8 15,1 14,7 13,9 13,6 9,9 -4 -11
Территории
Вологда 24,8 39,8 28,5 21,4 21,9 23,5 22,4 21,6 23,3 20,3 18,9 -1 -6
Череповец 21,1 31,4 23,0 20,3 17,2 21,2 22,1 19,7 18,5 17,6 22,4 +5 +1
Районы 25,9 29,1 27,1 20,6 19,8 21,4 18,0 19,0 19,3 15,7 16,4 +1 -10
Склонность к участию в протестных акциях в большей степени свойственна представителям лиц от 30 до 55 лет (19%), а также тем, кто имеет неполное среднее и среднее 112 _
образование (22%). В зависимости от уровня доходов наиболее высокий показатель социального недовольства отмечается в 20%-ной группе наименее обеспеченных (22%) и в 60%-ной категории людей со средним достатком (19%); в разрезе территорий области - в Череповце (22%). По сравнению с 2013 г. доля протестующих в данных категориях несколько возросла.
Многолетние регулярные исследования, проводимые ИСЭРТ РАН на территории Вологодской области, позволяют проанализировать социально-экономические и общественно-политические детерминанты потенциальной протестной активности в регионе. Были выделены три группы факторов:
1 Негативные общественно-политические настроения, связанные с неодобрением деятельности властей.
2 Социально-экономические индикаторы, отражающие неудовлетворенность населения собственным материальным положением и общей экономической ситуацией в стране и области.
3 Социальное самочувствие населения, которое включает в себя социальное терпение и эмоционально-психологическое состояние граждан.
Как показывают данные измерений, первым фактором накопления скрытой протестной активности является отношение населения к деятельности различных структур и институтов власти.
Жители области, характеризующие политическую обстановку в России как «напряженную, критическую, взрывоопасную», более склонны к протестным проявлениям, чем те, кто считает ее благополучной, спокойной (в среднем за 2014 г. - 27% против 11%; табл. 3).
Не исключают возможности своего участия в протестных акциях в среднем в 2014 г. 45% жителей области, негативно оценивающих деятельность Президента РФ, и только 10% населения, «полностью и в основном одобряющего» политику главы государства. При этом среди тех, кто негативно относится к деятельности Президента, протестные настроения по сравнению с 2013 г. усилились.
В среднем в 2014 г. 40% населения Вологодской области, отрицательно относящегося к деятельности Правительства РФ, допускают возможность своего участия в массовых выступлениях протеста. Показатель протестного потенциала в данной категории имеет восходящую динамику. В категории жителей области, придерживающихся противоположного мнения, протестная группа почти в 6 раз меньше (7%).
Наиболее высокий уровень протестного потенциала в зависимости от оценок деятельности региональных и местных органов власти отмечается среди жителей, неодобрительно отзывающихся о работе губернатора, глав местных администраций. Доля протестующих в соответствующих категориях - по 34%. Среди жителей региона, полностью и в основном одобряющих работу главы области и глав местных администраций, протестный потенциал составляет 7 и 8% соответственно.
Таким образом, наиболее существенным фактором, детерминирующим усиление социальной напряженности в регионе, является неодобрение деятельности властных структур, в большей степени - федерального уровня.
Таблица 3 Потенциал протеста в группах населения в зависимости от оценок политической ситуации и деятельности властей, %
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1. Как бы Вы оценили в целом политическую обстановку в России?
Благополучная, спокойная
16,8 31,3 25,5 17,8 16,2 15,1 11,8 10,1 12,2 9,9 11,1
Напряженная, критическая, взрывоопасная
28,8 37,2 29,9 29,0 27,1 32,9 32,9 32,6 30,4 26,7 27,4
2. Как Вы оцениваете в настоящее время деятельность Президента РФ?
Полностью и в основном одобряю
24,0 29,8 25,8 18,6 17,9 18,7 13,5 7,9 11,4 7,9 9,9
Полностью и в основном не одобряю
36,0 45,9 37,5 38,5 36,6 42,8 45,7 52,2 38,9 40,1 44,9
3. Как Вы оцениваете в настоящее время деятельность Правительства РФ?
Полностью и в основном одобряю
22,9 31,0 24,5 16,4 16,7 18,8 12,4 6,3 8,8 6,1 7,4
Полностью и в основном не одобряю
33,7 41,6 36,4 34,0 34,1 39,5 39,2 46,1 38,2 37,1 40,2
4. Как Вы оцениваете в настоящее время деятельность губернатора области?
Полностью и в основном одобряю
23,5 29,6 24,9 17,5 16,0 18,9 12,0 6,3 10,1 7,3 6,9
Полностью и в основном не одобряю
35,8 42,5 35,0 32,1 32,9 36,5 39,3 47,2 38,3 37,4 34,1
5. Как Вы оцениваете деятельность глав местных администраций?
Полностью и в основном одобряю
22,3 29,7 24,8 17,8 16,9 18,6 11,8 6,8 10,3 5,8 8,4
Полностью и в основном не одобряю
33,5 40,2 33,1 26,5 26,9 33,3 34,5 41,0 35,6 35,4 33,7
Следующую группу факторов, влияющих на изменение протестного поведения, составляют индикаторы, отражающие оценки экономической ситуации в стране и регионе, а также материальное положение населения.
Наиболее высоким уровнем потенциальной протестной активности отличаются жители области, негативно оценивающие экономическое положение России (в среднем в 2014 г. -34%) и области (30%; табл. 4). Среди тех, кто считает экономическую ситуацию в стране и регионе «очень хорошей и хорошей», доля «протестующих» составляет только 5 и 4% соответственно.
Протестные настроения чаще присущи жителям области с негативными характеристиками материального положения своей семьи (в среднем в 2014 г. - 36%). В группе населения, считающего собственное материальное благосостояние «очень хорошим и хорошим», протестный потенциал находится на более низких отметках (6%). Причем если в 2005-2006 гг. разрыв между этими категориями по уровню потенциала протеста был несущественным, то в 2010 г. он составил уже 2,2 раза, в 2013 г. - 4,7 раза, в 2014 г. - 6,4 раза.
Потенциал протеста наиболее высок среди населения, относящего себя к категориям «бедных» и «нищих» (в среднем в 2014 г. - 29%). В группе «богатых» и «среднеобеспеченных» только 9% жителей области допускают возможность своего участия в протестных
выступлениях. На протяжении всего периода измерений потенциал протеста среди «бедных и нищих» превышал соответствующий показатель среди «богатых и среднеобеспеченных» в 1,21,5 раза. В 2010 г. разрыв составил 2,5 раза, в 2013 г. - 2,7 раза, в 2014 г. - 3,1 раза. Это произошло благодаря увеличению доли «протестующих» среди лиц с низким экономическим статусом.
Наибольшая склонность к протестным проявлениям отмечается среди жителей региона, отличающихся низким уровнем покупательной способности доходов («денег хватает в лучшем случае на еду» - 33%). В 2014 г. протестные настроения в данной категории усиливались.
В целом фактор материального положения менее значим по сравнению с политико-идеологическим недовольством. Недовольство, имеющее экономическую, материальную природу, в первую очередь находит выход в конструктивных социальных действиях.
Таблица 4 Потенциал протеста в группах населения в зависимости от оценок социально-экономической и политической ситуации, материального положения, %
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1. Как бы Вы оценили экономическое положение России?
Очень хорошее и хорошее
н.д. 32,7 32,0 22,6 18,6 19,0 11,1 11,5 16,5 7,9 5,3
Очень плохое и плохое
н.д. 37,3 33,4 33,5 31,7 28,1 33,0 30,7 36,1 30,1 33,5
2. Как бы Вы оценили экономическое положение области?
Очень хорошее и хорошее
н.д. 39,7 31,7 20,1 17,9 19,7 10,1 11,6 13,9 7,6 3,8
Очень плохое и плохое
н.д. 34,9 35,6 35,3 30,5 27,9 32,7 36,0 34,7 28,7 30,4
3. Как бы Вы оценили материальное положение Вашей семьи?
Очень хорошее и хорошее
н.д. 39,9 29,5 17,2 18,1 26,7 14,2 10,8 13,7 6,0 5,7
Очень плохое и плохое
н.д. 33,3 33,0 33,0 32,5 32,8 30,8 33,9 35,9 33,1 36,2
4. Какая из приведенных ниже оценок наиболее точно характеризует Ваши денежные доходы?
Денег вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать
20,1 28,4 21,7 15,6 14,2 17,2 13,5 12,1 11,0 6,4 5,6
Денег достаточно для покупки необходимых товаров
23,6 33,2 27,3 20,7 18,7 21,3 16,9 15,6 17,3 13,0 13,3
Денег хватает в лучшем случае на еду
25,3 32,1 26,7 23,3 23,7 25,1 27,1 29,6 28,4 29,2 33,2
5. К какой категории Вы себя относите?
Богатым и среднеобеспеченным
19,0 29,2 22,3 15,5 15,0 19,8 11,8 10,5 12,1 8,8 9,1
Бедным и нищим
28,5 36,3 31,4 28,3 27,0 27,5 29,7 30,7 30,5 27,0 28,5
Третья группа факторов, влияющих на уровень потенциала протеста, относится к социальному самочувствию жителей области. В зависимости от оценок социального настроения, наибольшую потенциальную склонность к участию в массовых выступлениях проявляют люди, испытывающие отрицательные эмоции («напряжение, раздражение, страх,
тоску» - в среднем в 2014 г. - 38%). При этом доля протестующих в данной категории по сравнению с 2013 г. заметно выросла. Удельный вес протестующих среди людей, находящихся в «прекрасном настроении, нормальном, ровном состоянии», составляет в среднем по области 12% и имеет явную тенденцию к снижению (табл. 5).
Потенциальной протестной активностью отличается и довольно значительная часть жителей области с низким уровнем социального терпения («терпеть наше бедственное положение уже невозможно» - в среднем 40%). По сравнению с 2013 г. протестные настроения у них усилились. Протестный потенциал тех, кто высказывает позитивные суждения («все не так плохо и можно жить; жить трудно, но можно и терпеть»), более чем в 2 раза ниже (15%).
Таблица 5 Потенциал протеста в группах населения в зависимости от оценок социального самочувствия, %
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
1. Что бы Вы могли сказать о своем настроении в последние дни?
Прекрасное настроение, нормальное, ровное состояние
20,6 28,6 22,3 16,8 16,1 15,4 13,9 14,3 13,7 11,6 12,1
Испытываю напряжение, раздражение, страх, тоску
30,0 39,3 35,1 31,2 29,0 35,4 32,7 35,6 35,3 33,3 37,6
2. Какое из приведенных ниже высказываний наиболее соответствует сложившейся ситуации?
Все не так плохо и можно жить; жить трудно, но можно и терпеть
21,1 29,6 24,0 18,0 16,2 19,1 14,8 13,3 14,2 14,1 15,4
Терпеть наше бедственное положение уже невозможно
36,9 47,8 43,2 43,5 45,3 41,2 45,3 51,0 51,4 37,0 40,2
Социальная напряженность в обществе представляет потенциальную угрозу национальной безопасности в масштабах страны и на уровне регионов РФ с точки зрения возможности возникновения деструктивных форм социального взаимодействия, конфликтов, социально-политических «взрывов», т.е. резкого перехода скрытых протестных настроений в открытые протестные действия, оказывающие негативное воздействие на систему властных отношений.
В результате социологических измерений было выявлено, что в среднем в 2014 г. протестный потенциал жителей Вологодской области составляет 19%. К группам риска относятся жители области в возрасте от 30 до 55 лет и старше, представители 20%-й категории наименее обеспеченных, жители Череповца. Их протестный потенциал превышает среднеобластной показатель. Более того, протестные настроения усиливаются среди жителей области, негативно характеризующих социально-экономическую и политическую ситуацию в стране и регионе, собственное материальное положение; не одобряющих деятельность властных структур; испытывающих отрицательные эмоции.
Невысокий, но стабильный уровень протестного потенциала в Вологодской области создает определенный резерв «горючего» материала, который при определенных условиях может быть использован для дестабилизации общественной ситуации.
Важность и значимость проблемы формирования и развития протестных настроений в региональном сообществе как потенциальной угрозы национальной безопасности актуализирует ее изучение с точки зрения профилактики деструктивных форм социального
взаимодействия в обществе, а также своевременного предотвращения конфликтов, социально-политических «взрывов», т.е. резкого перехода социальной напряженности в открытые протестные действия, оказывающие негативное воздействие на систему властных отношений.
Литература
1 Гулин, К.А. Основные тенденции протестных настроений жителей Вологодской области / К.А. Гулин, И.Н. Дементьева // Социологические исследования. 2008. № 11. С. 64-71.
2 Гулин, К.А. Протестные настроения населения региона в условиях кризиса / К.А. Гулин, И.Н. Дементьева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 3 (15). С. 53-65.
3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. / Официальный сайт Совета Безопасности РФ [Электронный ресурс]. URL: http:// www.scrf.gov.ru/documents/V99.html