ПРОТЕСТ КАК ПРАВОВОЙ АКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО СОДЕЙСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
ПАНЧЕНКО Владислав Юрьевич,
доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: panchenkovlad@mail.ru;
МАКАРЧУК Иван Юрьевич,
старший преподаватель кафедры Истории России Сибирского федерального университета. E-mail: faler2007@yandex.ru
Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации № МД-721.2018.6.
Краткая аннотация: в статье на основе анализа законодательства и правоприменительной практики рассматриваются существенные и отличительные признаки протеста как правового акта государственного юридического содействия реализации прав и законных интересов, формулируется его дефиниция.
Abstract: The essential and distinguishing features of protest as a legal act of state law assistance in the realization of rights and legitimate interests are considered in the article on the basis of the analysis of legislation and law enforcement practice. The definition of protest is formulated.
Ключевые слова: ненормативный правовой акт, государственное юридическое содействие реализации прав и законных интересов, протест, органы государственной власти.
Keywords: non-regulatory legal act, state law assistance in the realization of rights and legitimate interests, protest, public authorities.
Этимологически слово «протест» восходит к латинскому слову «protestor», обозначающее публичное требование, открытое заявление. В общеупотребительном смысле протест - решительное возражение против чего-нибудь (заявить протест, демонстрация протеста), заявление о несогласии с каким-нибудь 1
решением .
В правой жизни рассматриваемое правовое средство обнаруживает себя в следующих видах и сферах: протест прокурора, морской протест, протест векселя (нотариусы совершают протесты векселей в неакцепте, неплатеже и недатировании акцепта), протест как одно из условий инкассового поручения, протест в спортивном праве, а также патентном праве (т.н. протест против регистрации международного товарного знака). Наибольшее распространение протест получил в прокурорской деятельности. Протест является не только самым «популярным», но и, безусловно, самым «старинным» документом прокурорского реагирования. Впервые в России правом «протеста-ции» прокурор наделяется Указом Петра I от 12 января 1722 года. Об обязанности прокуроров «протестовать» в случае «неправедного и лицемерного поведения Сената» говорится в статье 3 Регламента Адмиралтейств - коллегии и Инструкции обер-прокурору
Святейшего Синода .
Отметка о протесте векселя появилась в период дореволюционного вексельного законодательства, но была введена в вексельный оборот и в нотариальную практику не сразу, а в ходе разделения протеста векселя на одноименное нотариальное действие как процедуру и ряд действий, проводимых нотариусом в целях обеспечения доказательства неисполнения вексельного обязательства должником от документального доказательства самого протеста векселя в виде акта о протесте векселя. В целях обеспечения подтверждения совершения протеста векселя и составления акта о протесте векселя нотариусы проставляли отметку на векселе о протесте3.
В спортивном праве положения о протестах содержатся в правилах конкретного вида спорта, утверждаемого Министерством спорта РФ, причем степень проработки оснований, субъектного состава, порядка подачи и рассмотрения протестов крайне различна, что, очевидно, объясняется техническими особенностями того или иного вида спорта, а также историческими и организационными аспектами.
Если ранее протесты в порядке надзора мог-
1 Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М., 1996. С. 613.
2 См. подр.: Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 52 - 59.
3 Масленникова О.Л. Правовое значение отметки о протесте векселя // Нотариус. 2014. № 7. С. 42.
ли выносить Председатель и заместители председателя Высшего арбитражного суда РФ (надзорный протест являлся по своей сути особым процессуальным инструментарием (средством), используемым именно по той причине, что объектом пересмотра в порядке надзора являлись вступившие в законную силу судебные решения: выраженная в подобных решениях государственная воля требовала особых правил для временного приостановления ее действия1), то новый Арбитражный процессуальный кодекс предусматривает переход на международные стандарты, переход на судебную процедуру рассмотрения заявлений2. В соответствии со ст. 181 ныне не действующего Арбитражного процессуального кодекса РФ от 05.05.1995 № 70-ФЗ протесты были вправе приносить: Председатель Высшего Арбитражного Суда на решения и постановления любого арбитражного суда, за исключением постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда; заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда и на решения и постановления любого арбитражного суда, за исключением решений и постановлений Высшего Арбитражного Суда3.
Современными авторами отмечается, что в настоящее время отсутствует комплексная теория
4
правовых актов , нет единства в походах к определению нормативных и ненормативных правовых актов. Поэтому для целей настоящей статьи будем исходить из понимания ненормативного правового акта в качестве правового акта, принятого уполномоченным лицом в пределах его компетенции, содержащим индивидуальные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц, рассчитанным на строго ограниченное применение5.
Юридическое содействие реализации прав и законных интересов следует рассматривать как осуществляемую в предусмотренных позитивным правом видах и формах различными субъектами в качестве
1 Кац С.Ю. Судебный надзор в гражданском производстве. М., 1980. С. 136.
2 Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 3: Арбитражные суды: становление и развитие. М.: Статут, 2013 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Регламент рассмотрения таких протестов устанавливался распоряжением ВАС РФ от 14.07.1995 № 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов».
4 См. напр.: Иванов В.В. Общая теория договора. М., 2006. С. 161; Гайворонская Я.В. Система правовых актов Российской Федерации // Lex russica. 2013. № 8. С. 838.
5 Подр. см.: Дивин И.М. Определение объекта оспаривания в делах, рассматриваемых арбитражными судами в порядке главы
24 АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 4. С. 15 - 21.
основной, либо дополнительной функции, не принудительную в отношении получателя профессиональную юридическую деятельность, способствующую средствами юридического характера реализации правовых возможностей (прав, свобод и законных интересов) в целях наиболее полного и беспрепятственного удовлетворения интересов субъекта права6.
Синтез высказанных в юридической науке положений теории правовых актов и теории юридического содействия реализации прав и законных интересов позволяет обнаружить особую разновидность правовых актов, лишенных принудительных и (или) карательных начал, способствующих реализации правовых возможностей, направленных на стимулирование правомерного поведения субъектов права, характеризующуюся наличием «позитивных» (неюрисдикцион-ных) свойств, которые позволяют субъекту права выбирать модель юридически значимого поведения (исполнять или не исполнять акт, право его обжаловать в вышестоящей инстанции, органах прокуратуры или суде, направить возражения в орган, вынесший такой акт и т.п.) Указанную разновидность правовых актов в силу их двойственной юридической природы предлагаем именовать «правовыми актами государственного юридического содействия реализации прав и законных интересов».
Межотраслевой характер использования протеста в качестве правового акта государственного юридического содействия реализации прав и законных интересов делает актуальным его рассмотрение именно с позиций общей теории права.
Остановимся на признаках, характеризующих рассматриваемый правовой акт.
Во-первых, протест является письменным документом (актом) реагирования, подготавливаемым по соответствующей форме и выносимым (подаваемым, предъявляемым, направляемым) при наличии (обнаружении) нарушений закона, несогласия с имеющимся фактом.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на про-
6 Подр. см.: Панченко В.Ю. Публичные юридические услуги как форма юридического содействия реализации прав и законных интересов // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 10. С. 6 - 11; Он же. Публичная юридическая помощь как форма юридического содействия реализации прав и законных интересов // История государства и права. 2014. №13. С. 10 - 15.
тиворечащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд. Форма принесения протеста является письменной. Опротестованию подлежит правовой акт (нормативный или индивидуального применения), противоречащий закону - федеральному либо субъекта РФ1. Обязательными реквизитами протеста являются наименование документа - «Протест», указание на орган или должностное лицо, издавшее правовой акт, наименование опротестуемого акта и его исходящие данные. Описательно-мотивировочная часть должна включать цитирование положений, противоречащих закону, юридическое обоснование протеста, раскрывающее суть допущенного противоречия. Заключительная часть содержит требование об отмене акта полностью или только в части, противоречащей закону, указание на необходимость рассмотрения протеста не позднее 10 дней с момента поступления и письменного уведомления прокурора о результатах рассмотрения акта прокурорского реагирования2.
Под вексельным протестом понимается официально удостоверенное требование платежа и его неполучение. Протест векселя в неплатеже, в неакцепте, в недатировании акцепта - нотариальные действия, имеющие целью обеспечить защиту интересов субъектов вексельного обязательства. Протест векселя составляет обязательный элемент вексельного правоотношения, которое без него по общему правилу превращается в обычное обязательственное правоотношение, а его субъекты не могут реализовать преимущества векселя как ценной бумаги3. Иными словами, нотариальный протест представляет собой официальное письменное удостоверение компетентным лицом указанных законом фактов ради опреде-
„4
ленных юридических последствий .
В случае, если во время плавания или стоян-
1 Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие / Е.А. Архипова, А.Ю. Винокуров, Т.Г. Воеводина и др.; под общ. ред. А.Э. Буксмана, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2014 // Доступ из справочной правовой системы «Кон-сультантПлюс».
2 Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантП-люс».
3 Иоффе Г.Л. Протест векселя // Нотариус. 2001. № 4. С. 11.
4 Добрынина Л.Ю. Вексельное право России: Учебное и практи-
ческое пособие. М.: СПАРК, 1998. С. 134.
ки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте. Заявление о морском протесте делается: в порту РФ - нотариусу; в иностранном порту - должностному лицу консульского учреждения РФ или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством соответствующего государства. Нотариус или должностное лицо консульского учреждения на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и в случае необходимости других членов экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью (статьи 394, 395 и 400 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее - КТМ). Таким образом, капитан судна обязан прибыть к нотариусу со свидетелями, которых должно быть по возможности не менее двух из числа лиц командного состава и двух из судовой команды. Нотариус опрашивает по поводу происшествия и связанных с ним обстоятельств капитана и свидетелей. Их показания заносятся в акт о морском протесте. Показания членов экипажа, данные заявления о морском протесте сверяются с представленным капитаном судовым журналом. В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала. В отличие от заявления о морском протесте, акт о морском протесте составляется по определенной форме, которая была принята 19 - 24 сентября 1949 г. в Амстердаме Международным морским комитетом. Она должна соблюдаться в тех случаях, когда об этом сделана специальная оговорка в соглашении сторон, чартере или коносаменте. Акт о морском протесте представляет собой документ, обеспечивающий доказательства, нотариус только фиксирует показания членов экипажа судна, поэтому нотариус не должен определять в акте о морском протесте, имела ли место общая или частная авария, а также нотариус не должен производить оценку представленных ему документов. Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта выдается капитану или уполномоченному лицу. В делах нотариуса остается заявление капитана, выписка из судового журнала и второй экземпляр акта о морском протесте5.
5 Нотариальное право: учебник / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев и др.; под ред. В.В. Яркова. 2-е изд., испр. и доп. М.:
Во-вторых, целью протеста является фиксация соответствующей юридической информации.
Телеологическая сущность протестов может быть продемонстрирована цитатой из работы, посвященной исследованию права на протест в конституционном разрезе: «Целью протеста не может быть получение символического или точечного ответа, который
не решает проблемы по существу; соответствующая
1
реакция не устраняет протестных настроений» .
Целью протеста прокурора является реальное устранение имеющихся в правовом акте противоречий действующему закону (частично или полностью), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене.
Согласно пункту 2 статьи 394 КТМ морской протест имеет целью обеспечить, насколько это возможно, полную информацию относительно обстоятельств происшествия и причин, вызвавших его, в том числе информацию об ущербе и принятых по предотвращению или уменьшению ущерба мерах. Морской протест является доказательством тех фактов и обстоятельств, которые в нем засвидетельствованы. К примеру, морской протест капитана судна подтверждает тот факт, что в ходе плавания судна имел место шторм, но не является доказательством существования причинной связи между штормом и подмочкой груза морской водой2. В прошлые века отсутствие средств связи и надежных судовых приборов делало морской протест одним из серьезных средств закрепления обстоятельств происшествия. В настоящее время значение морского протеста уже не столь велико, хотя при некоторых происшествиях он продолжает играть для судовладельцев серьезную роль3.
Целью совершения вексельного протеста является составление акта, удостоверяющего бесспорные, юридически значимые для вексельного обязательства факты, с которыми законодательство связы-
4
вает определенные юридические последствия , упро-
Статут, 2017 // Доступ из справочной правовой системы «Кон-сультантПлюс».
1 Lipsky M. Protest as a Political Resource // The American Political Science Review. Vol. 62. 1968. No. 4. P. 1156. Цит. по: Троицкая А.А. Право на протест: содержание и эффективность реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 5. С. 41 - 42.
2 Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 81 «Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации».
3 Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / И.И. Баринова, Л.М. Егоров, Г.Г. Иванов и др.; под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Добрынина Л.Ю. Вексельное право России: Учебное и практи-
ческое пособие. М.: СПАРК, 1998. С. 134.
щающие процесс взыскания суммы вексельного долга с должников5. Протест имеет целью предъявление векселя кому следует (насколько это было возможно), и констатирование, что относящееся сюда предъявление не имело надлежащего успеха в смысле совершения того, ради чего вексель предъявлялся6.
Не умаляя пресекательной целевой направленности протеста (прекратить нарушение прав и законных интересов), следует отметить также наличие профилактического вектора, который отражает проявление юридического содействия правовой деятельности субъекта права, которому оно адресовано. Протест призван указать на неправомерность действия (бездействия), т.е., с одной стороны, протест объявляется государственными органами в официальной форме и процессуальном порядке, а с другой - содержит юридическую и фактическую информацию о деянии, его оценку в качестве недопустимого.
В-третьих, в законодательстве нормативно определены требования к содержанию протеста и сроки устранения допущенных нарушений.
Так, особенностью морского протеста является необходимость заявления его в установленный законом срок, пропуск этого срока лишает капитана судна права на оформление морского протеста. Сроки устанавливаются статьей 396 КТМ - заявление о морском протесте делается, если происшествие произошло: в порту в течение 24 часов с момента происшествия; во время плавания судна в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Существует возможность подачи заявления о морском протесте по радиотелеграфу, что делается в случаях, когда, например, нотариус не работает в течение срока, определенного законом для подачи заявления (выходные, праздничные дни). Время отправления радиограммы о морском протесте рассматривается как юридический акт, равносильный представлению заявления о морском протесте. При оформлении акта о морском протесте в нотариальном порядке фиксируются те события и факты, обстоятельства, которые сопутствовали происшествию, явились юридическим фактом, вызвавшим возникновение обязательств из причинения вреда. Акт о морском протесте - документ, в котором лаконичные записи судового журнала изложены в более раскрытой форме, имеют пояснения,
5 Масленникова О.Л. Правовое значение отметки о протесте векселя // Нотариус. 2014. № 7. С. 47.
6 Федоров А.Ф. Вексельное право. Одесса, 1906. С. 458.
1
подтверждены показаниями свидетелей .
В-четвертых, протест характеризуется нормативно определенным составом субъектов, от которых оно может исходить, и адресатов, которым он может объявляться.
Так, согласно статье 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) в рамках надзора за исполнением законов прокурору (или его заместителю) предоставлено право принесения протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо право обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ, при этом протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Протест векселя есть публично-правовой акт, осуществляемый по законодательству РФ нотариусом, имеющим целью удостоверить юридически значимые для вексельного обязательства факты. Поэтому такой акт выносится лицом, выполняющим юрис-дикционную функцию2.
Протест векселя и морской протест совершаются нотариусами в установленном порядке. Информация о наличии векселя у заявителя устанавливается нотариусом только при предъявлении его оригинала или копии, выданной в порядке, установленном вексельным законодательством РФ. Информация о соответствии представленного для протеста документа требованиям вексельного законодательства для квалификации его в качестве векселя; о наличии у заявителя статуса законного держателя векселя, наступлении или пропуске срока для совершения протеста; месте предъявления требования по векселю устанавливается нотариусом из предъявленного векселя. Информация об отказе обязанного по векселю лица произвести платеж, акцепт или совершить иные предусмотренные законодательством действия устанавливается нотариусом лично и непосредственно со слов такого лица. Информация о необходимости вынесения протеста устанавливается нотариусом и фиксируется письменным заявлением векселедержателя. При предъявлении требования обязанному по векселю лицу лично нотариусом информация об отказе и
1 Нотариальное право: учебник / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев и др.; под ред. В.В. Яркова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2017 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 Иоффе Г.Л. Протест векселя // Нотариус. 2001. № 4. С. 11.
мотивы отказа исполнения по векселю фиксируются в тексте протеста. При неисполнении требования по векселю ввиду отсутствия обязанного по векселю лица или недопуска нотариуса к обязанному по векселю лицу указанная информация фиксируется в протоколе фиксирования информации и в тексте протеста3.
Информация о соблюдении установленного законодательством РФ срока подачи капитаном судна заявления о морском протесте или причинах пропуска указанного срока устанавливается нотариусом из судового журнала и заявления капитана судна о морском протесте, а в случае гибели судового журнала -из заявления капитана судна о морском протесте. Информация о происшествии и обстоятельствах происшествия, в связи с которыми заявлен морской протест, о мерах, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества, устанавливается нотариусом на основании заявления капитана судна, данных судового журнала, опроса капитана судна и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды. Результаты опроса капитана судна, свидетелей из числа командного состава судна и судовой команды могут быть дополнительно зафиксированы нотариусом в виде письменных объяснений, которые помещаются в дела нотариуса. Информацию о причинах невозможности опроса свидетелей из числа командного состава судна и судовой команды, а также о причинах пропуска срока для заявления о морском протесте, о факте гибели судового журнала нотариус фиксирует в акте о морском протесте4.
В-пятых, правовая природа протеста предполагает его обязательное рассмотрение (исполнение), устранение выявленных нарушений.
Пунктом 2 статьи 23 Закона о прокуратуре предусмотрено, что «протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем засе-
3 Пункты 75 - 79 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017 № 10/17, приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156).
4 Пункты 84 - 86 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017 № 10/17, приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156).
дании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме». Таким образом, протесты являются государственно-властными актами прокурора, обязательными к рассмотрению (Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс»).
Векселедержатель, не получивший платежа по векселю, имеет право на взыскание судебным порядком причитающихся ему денег. Причем это право ограничивается временными пределами, пропуск которых лишает векселедержателя возможности получить удовлетворение по векселю. Период времени,
назначаемый по закону для осуществления судебного взыскания по векселю, носит название вексельной давности (Иоффе Г.Л. Протест векселя // Нотариус. 2001. № 4. С. 11).
Таким образом, рассмотренные выше признаки позволяют квалифицировать протест в качестве ненормативного правового акта государственного юридического содействия реализации прав и законных интересов субъектов права и определить его следующим образом: протест - есть ненормативный правовой акт уполномоченных органов, направляемый индивидуально определенному субъекту права в установленном процедурном порядке при наличии конкретно указанных в законодательстве оснований в пресекательных и (или) профилактических целях, содержащий властное предписание, неисполнение которого влечет применение иных юридических мер.
Библиография:
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. 21.
22. 23.
Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. М., 1996. С. 613.
Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 52 - 59.
Масленникова О.Л. Правовое значение отметки о протесте векселя // Нотариус. 2014. № 7. С. 42. Кац С.Ю. Судебный надзор в гражданском производстве. М., 1980. С. 136.
Яковлев В.Ф. Избранные труды. Т. 3: Арбитражные суды: становление и развитие. М.: Статут, 2013 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Распоряжение ВАС РФ от 14.07.1995 № 14 «О некоторых вопросах рассмотрения заявлений о принесении протестов». Иванов В.В. Общая теория договора. М., 2006. С. 161.
Гайворонская Я.В. Система правовых актов Российской Федерации // Lex russica. 2013. № 8. С. 838.
Дивин И.М. Определение объекта оспаривания в делах, рассматриваемых арбитражными судами в порядке главы 24
АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 4. С. 15 - 21.
Панченко В.Ю. Публичные юридические услуги как форма юридического содействия реализации прав и законных интересов // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 10. С. 6 - 11.
Панченко В.Ю. Публичная юридическая помощь как форма юридического содействия реализации прав и законных интересов // История государства и права. 2014. №13. С. 10 - 15.
Образцы документов прокурорской практики: практич. пособие / Е.А. Архипова, А.Ю. Винокуров, Т.Г. Воеводина и др.; под общ. ред. А.Э. Буксмана, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. М.: Юрайт, 2014 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). М.: Проспект, 2018 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Иоффе Г.Л. Протест векселя // Нотариус. 2001. № 4. С. 11.
Добрынина Л.Ю. Вексельное право России: Учебное и практическое пособие. М.: СПАРК, 1998. С. 134.
Нотариальное право: учебник / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев и др.; под ред. В.В. Яркова. 2-е изд., испр. и
доп. М.: Статут, 2017 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Троицкая А.А. Право на протест: содержание и эффективность реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 5. С. 41 - 42.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 81 «Обзор практики применения арбитражными судами Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации».
Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (постатейный) / И.И. Баринова, Л.М. Егоров, Г.Г. Иванов и др.; под ред. Г.Г. Иванова. М.: Спарк, 2000 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Федоров А.Ф. Вексельное право. Одесса, 1906. С. 458.
Нотариальное право: учебник / Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцева, И.Г. Медведев и др.; под ред. В.В. Яркова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2017 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (утв. решением Правления ФНП от 28.08.2017 № 10/17, приказом Минюста России от 30.08.2017 № 156).
Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. М.: Городец, 2007 // Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».