Научная статья на тему '«Проталина»: «Толстый» литературный журнал в новом формате'

«Проталина»: «Толстый» литературный журнал в новом формате Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
222
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / "ТОЛСТЫЙ ЖУРНАЛ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевцова Н. В.

Автор статьи описывает тенденции развития современного «толстого журнала» на примере анализа рубрик и основных авторов журнала «Проталина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Проталина»: «Толстый» литературный журнал в новом формате»

методов научного изучения явлений культуры: «Анализ, дельный анализ - вот что нам теперь нужно. Пора уже отказаться от общих поверхностных взглядов, от умозрительных теорий, основанных на каком-то предчувствии. Пора остановить нам взоры на чем-нибудь, анализировать предметы, а не скользить по ним. Верный анализ может нас привести к тому высокому синтезу, который утверждается на положительном основании всех эмпирических исследований» [2. С. 260].

Опираясь на свой собственный богатый опыт ученого и преподавателя высшей школы, Шевырев обоснованно считал, что только строго научный подход к вынесению объективных оценок в профессиональной работе обозревателей по культуре и критиков, сознательно, а не случайно сосредоточившихся на культурно-просветительской тематике, постепенно «истребит в нас дух сомнения, всё потрясающий,

даст уму нашему направление более положительное и, с распространением истинного, национального образования, водворит и дух благородного уважения» [2. С. 261].

Как представляется, эти методологические одного из крупнейших деятелей отечественной журналистики XIX века до сих пор сохраняют свою актуальность и должны быть обязательно учтены в процессе организации системы современного журналистского образования.

Список литературы

1. Шевырев, С. П. Перечень «Наблюдателя» / С. П. Шевырев // Московский наблюдатель. 1836. Ч. VI. Март. Кн. 1. С. 77-105.

2. Шевырев, С. П. Перечень «наблюдателя»: «Джулио Мости». - «Воспоминания о Сицилии». Издание русских классиков : Кантемир/ С. П. Шевырев // Московский наблюдатель. 1836. Ч. VI. Март. Кн. 2. С. 242-266.

н. Б. Шевцова

«проталина»: «ТОЛСТЫЙ» ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ Б НОБОМ ФОРМАТЕ

Автор статьи описывает тенденции развития современного «толстого журнала» на примере анализа рубрик и основных авторов журнала «Проталина».

Ключевые слова: литературная критика, «толстый журнал».

В современном медиапространстве, заполненном молодежной, женской, деловой, спортивной и т. п. прессой, журнал «Проталина» (издается в Екатеринбурге с апреля 2008 года) как «первый литературный глянцевый антигламурный» (А. Волынцев) выгодно отличается.

Раньше, с февраля 1994 до середины 2006 года, «Проталина» была литературным приложением (в две полосы) к газете «Тюменские известия». Его создателем и редактором (до 1999 года) был поэт Александр Гришин. После его смерти «газету в газете» на протяжении шести лет редактировала Елена Минакова и около года Ирина Тарабаева. Когда Ю. Бакулина на должности главного редактора «Тюменских известий» сменил В. Кузнецов, «Проталина» как издание, печатающее материалы на острые темы, перестала вписываться в формат областной газеты и вскоре прекратила свое существование. Тем не менее идея «Проталины» не пропала, Елена Минакова воплотила ее на новом уровне, в виде журнала.

Сегодня «Проталина» - это ежеквартальный литературно-художественный и публи-

цистический журнал, зарегистрированный на федеральном уровне; он входит с апреля 2009 года в объединенный каталог «Пресса России». «Проталина» уже приобрела вес в интеллектуальных кругах, о чем сообщается в прессе Екатеринбурга («областная газета), озерска (Единый озерск), Тюмени («Тюменские известия», «Вечерняя Тюмень») и даже в старейшей украинской газете «Донбасс».

После появления первого номера издание обсуждали на заседании исполкома русского ПЕн-центра, а его вице-президент Алексей Симонов, откликнувшийся на предложение «Проталины» о сотрудничестве, разместил подборку материалов в следующем номере. На региональном конкурсе «Книга года-2008», проходившем в Тюмени (здесь было представлено более 350 печатных изданий из восьми городов), «Проталина» в одной из основных номинаций стала журналом года. В октябре 2009 года журнал удостоился главной премии всероссийского конкурса «Патриот России» на лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания.

Елена Минакова называет свой проект, приносящий пока одни финансовые убытки, «подарком энтузиастов энтузиастам». «Проталина» ориентируется на вдумчивого, эрудированного и требовательного к слову читателя. Среди целей и задач «Проталины» «объединение талантливых, самобытных авторов России», «утверждение духовно-нравственных ценностей в жизни общества, сохранение красоты и чистоты русского языка», «отражение наиболее полного спектра мнений и взглядов людей, которых волнуют вопросы культуры, литературы и искусства»1.

«Проталина» имеет своих подвижников, чьи имена чтит особенно. Это Александр Гришин, ее основатель, чьей памяти был посвящен дебютный номер, и Владимир Мишин, рано ушедший из жизни поэт, не издавший при жизни ни одного сборника стихов.

Что касается названия журнала, ассоциирующегося с наступлением весны, обновлением природы, то его также связывают с хрущевской оттепелью. «Проталина» стремится помочь начинающим талантливым авторам пробиться к читателю.

Свой девиз «Проталина» позаимствовала из Евангелия: «Дух дышит, где хочет». Елена Минакова комментирует его так: « дух мудр, всеведущ и от него разрослась вся культура человечества. Разумеется, в этой культуре нет и не может быть понятия - провинция»2.

«Проталина» выходит четыре раза в год, ибо, по словам ее главного редактора, «литература на потоке не живет». Журнал сейчас завоевывает региональные рынки Урала и Сибири, но планируется выход за рамки данных регионов.

«Проталина» внешне выглядит как глянцевый журнал, но «несет разумное, доброе, вечное». Елена Минакова утверждает, что они продолжают традиции эстетически сложившегося феномена «толстый журнал», но приспосабливают его к веяниям времени. «Проталина» выходит на 142, а не на 250 страницах, как старые «толстые журналы». Оригинальный дизайн, современная верстка, иллюстрации, портреты авторов, рисунки, высокое качество печати и бумаги - все это входит вразрез с устоявшимся понятием «малобюджетный литературный журнал на плохой газетной бумаге» и обусловлено борьбой за читателя

Рубрики «Проталины» по своей сути те же самые разделы традиционного «толстого журнала», но развернутые, подробно прописанные.

«Проза и поэзия»

«Нестоличная Россия»

«непрошедшее»

«Исторические чтения»

«Мой письменный верный стол» - проза, поэзия

«Проба крыла» - творчество юных «Страна, которой нет» - фантастика «далеко от Москвы» - зарисовки из глубинки

«Российский пейзаж» - путешествие по большим и малым городам страны

«Долги наши» - забытое поколение, раздумья

«Терновый венец» - судьбы наших писателей, подвижников культуры

«Белые пятна истории» - о неизвестном прошлом и т. д

Своеобразное визуальное воплощение нашла в «Проталине» рубрика «однажды в «Знамени»», рассказывающая об экспозициях картин, фотографий и т. п., регулярно проводящихся в редакции «Знамени». В «Проталине» выставки и фотовернисажи размещаются непосредственно в рубрике «неравнодушный взгляд», и читатели журнала уже могли познакомиться с творчеством художника-мариниста Е. Пинаева, работами фотографов Д. Филипов-ского о школе грузинского народного танца и и. Зиганшина о цыганских диаспорах свердловской области.

Всего на сайте «Проталины» заявлено девятнадцать рубрик, но далеко не все из них присутствуют в вышедших номерах, например, еще не было рубрики «Спиной к Парнасу»

- критика, иронические обзоры текущей литературы (кстати, литературная критика вообще никак не представлена в журнале).

новыми являются рубрики «Глубокий след»

- краеведение и «Гуттаперчивый мальчик» - литература о детях и для детей. Региональная тематика занимает в «Проталине» значительное место. Для уральцев интересными будут интервью с инженером атомной станции в озерске, рассказывающем, сколько Чернобылей было за время его работы, материалы о Сатке. «Проталина» не замыкается в региональных рамках. В рубрике «Романтика дальних странствий»

можно найти материалы, посвященные другим странам (Австралии, Корее)

В рубрике «Гуттаперчивый мальчитк» печатаются произведения о детях (А. Папченко «Мы инкубаторские», «Когда возвращается детство»), для детей (И. Тарабаева «Заяц, который обскакал весь мир», Ю. Кукирина «Воробушек». «Добренькая сказка», А. Прокофьев «Маленькая рыбка») и написанные детьми (рассказ 11-летнего Севастьяна Кудина «Волк»).

«Проталина» имеет своих подвижников, чьи имена чтит особенно. Это Александр Гришин, ее основатель, чьей памяти был посвящен дебютный номер, и ВладимирМишин, рано ушедший из жизни поэт, не издавший при жизни ни одного сборника стихов.

У «Проталины» имеются свои страницы в Живом Журнале (http://www.protaHna-ekb.Hve-journal.com/) и на Самиздате lib.rU/z/zhurnal_p/), что позволяет ей поддерживать непосредственную связь с читателями и потенциальными авторами. Авторы Самиздата, желающие разместить свои произведения в «Проталине», могут оставить ссылку на журнал. Их произведения прочитываются редактором, а на Самиздате размещается информация о том, приняты они в редакционный портфель или нет. «Проталина», судя по отзывам на Самиздате, единственный журнал, где отвечают авторам, чьи произведения были отвергнуты, подробно разбирают недостатки присланного текста. Единственным критерием отбора произведений, по словам Елены Минаковой, является талант. Из замечаний, высказываемых начинающим авторам, обращают на себя внимание следующие: «нельзя грубо копировать действительность... для того и придумали бумагу, чтобы жизнь оставалась по ее краям»; «в произведении, претендующем на читательский интерес, не должно быть нагромождений из сложных и осложненных предложений», «слишком большая задумка в слишком маленьком объеме»3 и т. п.

Самой востребованной у молодых авторов, как свидетельствует переписка Самиздата, оказывается рубрика «Страна, которой нет». Ее редактор Тимофей Николайцев постоянно отвечает авторам фантастических рассказов, из чего становятся понятными критерии отбора подобных текстов. Он принимает к рассмотрению только полные и законченные произведения, исключения делаются для мэтров современной литературы (например, в «Проталине» был напечатан фрагмент романа Е. Пинаева «Злоключения «Бродящей кошки»»). Лучше начать, по

мнению. Николайцева, с рассказа или короткой повести, где раскрывается оригинальный мир, обязателен хороший литературный стиль. Не принимаются к рассмотрению ни классическое, ни славянское фэнтези, фантастические боевики и хоррор.

В статье «Охота за идеями» Николайцев изложил свое понимание сегодняшнего состояния фантастической литературы. Он считает, что современная фантастика отказывается от мощного козыря - грандиозных идей, от созерцания коллизий неведомого пока мира. Она сворачивает масштабные исследования и собирается заниматься тонкими нюансами. Нежелание большинства авторов выдвигать гипотезы в своих произведениях выхолащивает фанта-стику4. В «Проталине» предпочтения отдаются фантастике футорологической, исследующей проблемы, которые еще даже не наметились в современном обществе.

Среди авторов «Проталины» Н. Пискулин, С. Киселев, О. Пашук, И. Тарабаева, Б. Галязи-мов., Б. Чичибабин, Кир Булычев, В. Калини-ченко, С. Другаль, Н. Куликов.

Одной из основных задач журнала является реставрация прошлого через малоизвестные, уникальные в своем роде свидетельства как известных, так и обычных, рядовых людей эпохи. В рубрике «Белые пятна истории» были опубликованы дневники Вс. Иванова, в которых речь идет о расстреле семьи Романовых, а также «Дневник танкиста», где Великая Отечественная война показана глазами простого солдата. Из похожих материалов нельзя обойти вниманием дневники школьника Мини Сакси-на, найденные в заброшенном доме в Ростове Великом Ярославской области и относящиеся к началу войны; статью об одной из «барж смерти», на которых в 1919 году колчаковцы перевозили арестантов из Тобольска в Томск, расстреливая их по пути.

Не пренебрегает «Проталина» и таким популярным у широкого читателя жанром, как расследование. Из номера в номер публикуются материалы автора из Барселоны Ирины Филатовой. Она, используя обнаруженные ею в архиве Министерства обороны документы, раскрывает обстоятельства гибели советских летчиков, перегонявших американские самолеты на фронт по секретной авиатрассе, проходившей через маленький городок омской области Калачинск.

В «Проталине» появляются и известные имена, о чем свидетельствуют интервью с

Алексеем Симоновым, Юзом Алешковским, афоризмы лауреата премии «Зололтой теленок» М. Мамчича, редкий автограф Фазиля искандера

журнал рассказывает о судьбах наших соотечественников, самородков; впечатляет материал о бабушке Августе, ткущей великолепные ковры на сюжеты русских народных сказок и былин.

«Проталина» поддерживает связи с другими изданиями провинциального мегаполиса. У нее в гостях побывал литературный авторский журнал Стаса Попкова «Братья по разуму» из Новосибирска.

«Проталина» пока не составляет конкуренцию старым «толстым» журналам, но выглядит весьма многообещающе как оригинальный дизайнерский и литературный проект.

«Проталина» повествует о родной земле и ее талантливых людях, складывается впечатление, что журнал действительно проникает в каждый уголок. «Проталина» заряжает читателя своей энергией и неравнодушием; это на самом деле «мудрый собеседник», как охарактеризовала ее Елена Минакова.

Примечания 1 URL : http://www.protalina.com. 2Там же.

3Наши ответы. URL : http://www.zhurnal.lib.ru/z/ zhurnal_p/nashy_otvety.shtml. 4Николайцев, Т. Охота за идеями [Электронный ресурс]. URL : http://www.zhurnal.lib.ru/z/ zhurnal_p/01_ohotazaideami.shtml.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.