Научная статья на тему 'Просветительское служение посредством работы приходского православного киноклуба'

Просветительское служение посредством работы приходского православного киноклуба Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
просветительское служение / приходское служение / православный киноклуб / Санкт-Петербургская епархия / киноклуб «Остров» / художественный фильм / документальный фильм. / educational ministry / parish ministry / Orthodox film Club / St. Petersburg Diocese / «Ostrov» Film Club / feature film / documentary.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балабейкина Ольга Александровна, Павлова Надежда Олеговна

Статья посвящена организационным и содержательным аспектам просветительского служения посредством работы приходского православного киноклуба. Примером для детальной сосредоточенности выбран киноклуб «Остров» прихода Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии. С помощью метода системного анализа были обработаны данные о состоявшихся просмотрах за период с 2014 по 2023 гг. Осуществляющий просветительское служение «Остров» является примером православного киноклуба, где демонстрируются самые разнообразные по тематике, странам-производителям и периодам выхода на экран кинофильмы. Представленный в описании опыт заслуживает внимания при организации приходского служения с задействованием содержательного потенциала кинокадра для обсуждения вопросов духовно-нравственного и историко-церковного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational ministry through the work of the parish Orthodox film club

The article is devoted to the organizational and substantive aspects of educational ministry through the work of the parish Orthodox film club. The Ostrov Cinema Club of the parish of the Savior of the Uncreated Image in Pargolovo, St. Petersburg Diocese, was chosen as an example for detailed concentration. Using the method of system analysis, data on the views held for the period from 2014 to 2023 were processed. Ostrov Cinema Club, which carries out educational service, is an example of an Orthodox film club, where films of a wide variety of subjects, producing countries and periods of release on the screen are shown. The experience presented in the description deserves attention when organizing parish services with the use of the substantial potential of the film frame to discuss issues of a spiritual, moral, historical and ecclesiastical nature.

Текст научной работы на тему «Просветительское служение посредством работы приходского православного киноклуба»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2024. №3. С. 168-176

УДК 261.6 Балабейкина О. А., кандидат географических наук,

доцент. Павлова Н. О., бакалавр.

Просветительское служение посредством работы приходского православного киноклуба

Аннотация. Статья посвящена организационным и содержательным аспектам просветительского служения посредством работы приходского православного киноклуба. Примером для детальной сосредоточенности выбран киноклуб «Остров» прихода Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии. С помощью метода системного анализа были обработаны данные о состоявшихся просмотрах за период с 2014 по 2023 гг. Осуществляющий просветительское служение «Остров» является примером православного киноклуба, где демонстрируются самые разнообразные по тематике, странам-производителям и периодам выхода на экран кинофильмы. Представленный в описании опыт заслуживает внимания при организации приходского служения с задействованием содержательного потенциала кинокадра для обсуждения вопросов духовно-нравственного и историко-церковного характера.

Ключевые слова: просветительское служение; приходское служение; православный киноклуб; Санкт-Петербургская епархия, киноклуб «Остров», художественный фильм, документальный фильм.

Традиции просветительской приходской и епархиальной деятельности, которые стали складываться в практике Русской Церкви в последние предреволюционные годы, были прерваны общественно-политическими реалиями, продиктованными основами коммунистической идеологии. Вновь возможности направлять усилия на формирование христианского мировоззрения православное духовенство получило уже в условиях постсоветской России. Когда в начале 1990-х гг. государственно-правовые препятствия для реализации просветительской, социальной и иных видов деятельности религиозными организациями перестали существовать, остро стал вопрос о способах, оптимальных формах, средствах и методах работы с паствой.

Постепенно стали открываться церковно-приходские воскресные школы для детей и взрослых, появились первые православные радиостанции, расширился крайне скудный в советское время перечень церковной периодики. На этом фоне в 1990-х гг. был предпринят и опыт вовлечения художественного кадра в просветительское и миссионерско-катехизическое служение. В ходе реализации этого опыта произведения кинематографа выступали наглядным материалом и содержательной основой для рассмотрения и обсуждения вопросов историко-церковного и духовно-нравственного характера.

Первые серьезные попытки представить работу с кинокадром на систематической и высокой доктринально-содержательной основе были предприняты духовенством Санкт-Петербургской епархии. Этому во многом послужило наличие уникального, не имеющего аналогов в других городах России, специализированного православного кинотеатра «Свет»1. В нем вплоть до закрытия организации в 2006 г. действовало два православных кинолектория, один из которых специализировался на демонстрации художественных фильмов и носил название «Исторические судьбы России в отечественном кинематографе». Проводил авторские кинолекции в рамках заявленной тематики прот. Георгий Митрофанов - клирик Санкт-Петербургской епархии, благодаря деятельности которого просветительская работа с вовлечением художественного кадра стала вызывать высокий интерес среди духовенства и паствы приобретать распространение в церковной практике на разных уровнях.

Если в условиях зарубежного опыта приходские кинолектории и киноклубы появились в середине ХХ в. , то на каноническом пространстве Русской Православной Церкви они стали открываться только спустя несколько десятилетий. Наибольшую популярность эта форма просветительского служения в российских епархиях приобрела около 2010-х гг. Киноклубы в заметном количестве открывались на отдельных церковных приходах, а также в рамках молодежных православных объединений и при духовных учебных заведениях во многих епископиях.

Эта форма просветительской приходской работы постепенно стала столь заметной своей ролью, что в научной литературе нашли опубликование первые результаты попыток осмысления этого феномена . Помимо небольшого числа работ, непосредственно касающихся православных киноклубов, авторами которых выступают, например, иер. Павел Лизгунов и игум. Мелхисидек (Хижняк)4, имеются труды, в которых рассматривается и анализируется содержательный духовно-нравственный потенциал отдельных кинофильмов56

7

или выделенных исследователями тематических групп , в которые по тем или

о

иным признакам объединяются произведения кинематографа .

1 Балабейкина О.А. Санкт-Петербургская епархия в 90-х гг. ХХ в. // Актуальные вопросы церковной науки. 2021. № 2. С.267-272.

2 Соколовский М. Кино и религия в условиях культурной коммуникации XX века // Дисс. на соиск. доктора филос. наук. М., МГПУ, 1999. С. 89.

3Лизгунов Павел (иер.). Формы организации церковно-приходских киноклубов // Церковь и искусство: материалы XII Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Христианские ценности визменяющемся мире: проблема выбора» / Под ред. М.Л. Космовской. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2016. С. 37-42.

4 Хижняк Я. Г. О деятельности киноклуба Пензенской духовной семинарии в 2021/2022 учебном году // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2022. № 4(26). С. 102-104.

5 Гаранов Ю.С. Аксиологический анализ образа героя в фильме В. Хотиненко «Мусульманин» // Теория и практика общественного развития. 2012. №1. С. 22-25.

6

Орищенко С.С. Предательство и прозорливость в художественном фильме Павла Лунгина «Остров» //

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 2-1. С. 176-181.

7

Орищенко С.С. Православное кино в системе культурных ценностей визуального искусства // Креативная

экономика и социальные инновации. 2018. Т. 8, № 4(25). С. 57-65.

8МалерА.М. Христианские мотивы в советском кино // Ортодоксия. 2023. №1. С. 156-245.

На фоне интереса духовенства и паствы к такой форме приходской просветительской работы, как регулярные встречи с обсуждением художественных, анимационных и документальных фильмов через призму христианского мировоззрения, фиксируется недостаток опыта реализации православных киноклубов в длительном периоде. Многие из них, существовавшие на протяжении нескольких лет, не выдержали испытания ограничениями, сопровождавшими период пандемии, и были закрыты. Но и до этого времени исследователи обозначали киноклуб как далеко не самую популярную форму внебогослужебной приходской деятельности9.

Перечисленные выше обстоятельства взывают к необходимости актуализации обозначенной тематики и популяризации положительного опыта, связанного с вовлечением кинопроизведений в просветительскую деятельность. В научном обороте на данный момент отсутствуют примеры публикаций, в которых в длительном периоде в разных аспектах рассматривалась работа конкретного православного приходского киноклуба. Имеются только труды, где упоминается данная форма просветительского служения в перечне прочих, осуществляемых на приходах10.

Для детального рассмотрения в представленной работе в качестве исследовательского объекта был выбран киноклуб «Остров», действующий при православном приходе Спасо-Парголовского храма Санкт-Петербургской епархии. Эмпирической базой, содержащей необходимые исходные данные, послужил электронный архив объявлений о проходивших за период кинопросмотрах, размещенный на официальном сайте названного церковного прихода11. Аналитической обработке подвергались сведения, касающиеся периода, ограниченного хронологическими рамками, датируемыми с 2014 г. (год открытия) по 2023 г. Последним охватывается год, завершающий этап, когда на момент вовлечения в исследование количественных данных приходится полная доступная информация о работе рассматриваемого православного киноклуба.

Руководителем «Острова» выступает клирик прихода Спаса Нерукотворного Образа в Парголово свящ. Игорь Ларченко. Помимо непосредственной подготовки и проведения киновстреч, им осуществляется представление кратких содержательных обзоров предлагаемых к просмотру кинофильмов, размещаемых на официальном приходском интернет-сайте. В октябре 2018 г. в радиоэфире официальной радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» было представлено интервью с ним, посвященное организационным и иным вопросам служения посредством работы киноклуба

9 Забаев И. В., Пруцкова Е.В. Факторы формирования общины на основе прихода православного храма в начале XXI века. По данным опроса священнослужителей, социальных работников и активных прихожан храмов г. Москвы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2013. - № 1. С. 120.

10 Румянцев И. А. Духовно-просветительская деятельность приходов Русской православной Церкви Г. Красноярска в молодежной сфере // Северные Архивы и Экспедиции. - 2023. - Т. 7, № 1. - С. 160-169.

11 Киноклуб «Остров» // Школа радости. Официальный сайт Спасо-Парголовского храма. Режим доступа: https://happy-school.ru/publ/our_church/kinoklub_ostrov/241

12

«Остров» . Содержание этого радиоинтервью, доступного в электронном архиве, также можно рассматривать в качестве эмпирической базы представленного исследования.

В работе «Острова» на приходе Спасо-Парголовского храма практически с момента его основания установился режим еженедельных киновстреч. Они традиционно прерываются на летний каникулярный период. Исключение составляли сезоны 2016-2017 гг., когда киноклубовцы задействовали помещение ближайшей расположенной к приходу библиотеки для организации работы круглогодично. В период пандемийных ограничений альтернативы очным киновстречам с помощью привлечений коммуникативных интернет-платформ не предлагались, однако при первой возможности «Остров» возобновил свое служение почти без потерь в численном составе постоянных участников. Количество таковых, в целом, колеблется около 20 человек, среди которых преобладают женщины пенсионного возраста. Однако контингент участников представлен самыми разными категориями лиц. Среди них есть и молодежь, но к ней относится меньшинство.

Согласно установленному изначально порядку, фильмы для последующего просмотра избираются из перечня предложенных руководителем-священнослужителем путем голосования участников. В работу киноклуба «Остров» за период с 2014 по 2023 г. было вовлечено 237 самых разных по жанру, содержанию, ключевой проблематике произведений кинематографа. В среднем при заявленном режиме еженедельных встреч удается проводить 20-27 кинопросмотров.

В объеме, ограниченном рамками научной статьи, невозможно полное описание задействованных за рассматриваемый период 237 кинопроизведений. Но остается альтернатива группировки их по ключевым признакам. Если брать за основу год выхода фильма на экран, то здесь единственного предпочтения не наблюдается. Демонстрировались и обсуждались как произведения исторического кинематографа (до 1940 г. выпуска), так и иных последующих лет. На первые приходится всего 10% (24 фильма), среди которых имеются примеры немого кино («Жизнь и страсти Иисуса Христа», реж. Ф. Зекка, Л. Нонге, 1903 г., Франция»; Усталая смерть», реж. Ф. Ланг, 1921 г., Германия) и др. Несмотря на сложность для восприятия современным зрителем, отсутствие зрелищности и текстового звукового сопровождения, кинофильмы 1920-1930-х гг. вызывают интерес у членов православного киноклуба. В служении «Острова» имеется даже положительный опыт проведения цикла из нескольких встреч подряд, когда просмотры посвящались произведениям раннего кинематографа. Однако представляется, что на долю таких фильмов не должна отводиться очень существенная часть времени.

Наиболее часто вовлекаемыми в просмотр оказались фильмы, вышедшие на экран в 1980-2000 гг. В их перечне несколько работ отечественного кинематографа, принадлежащих авторству таких режиссеров, как А.А.

Передача о киноклубе «Остров» // https://happy-

school.ru/publ/our_church/kinoklub_ostrov/peredacha_o_kinoklube_ostrov/241-l-0-25638

Тарковский («Ностальгия», 1983 г., «Жертвоприношение», 1986 г. и др.), К.Г. Шахназаров («Цареубийца, 1991 г.). Демонстрировались и обсуждались экранизации произведений классической литературы («Крейцерова соната», реж. С. Милькина, М. Швейцер, 1987 г.). Период 1980-2000 гг. включает и заслуживающие внимания для просмотра в православном киноклубе зарубежные фильмы. Например, «Мосты округа Мэдисон», реж. К. Иствуд, 1995 г., США; «Новый кинотеатр «Парадизо», реж. Д. Торнаторе, 1988 г., Франция-Италия и др.

Содержательный потенциал для просветительской приходской работы посредством вовлечения в ее процесс продукции киноиндустрии можно обнаружить и в современных произведениях кинематографа. Именно поэтому руководителю православного киноклуба необходимо отслеживать появляющиеся на экранах фильмы. В перечне новейших по дате выпуска кинопроизведений в приходском православном киноклубе «Остров» демонстрировались такие, как «Счастье в конверте», реж. С.В. Суханова, 2020 г., РФ; «Русский крест», реж. Э. В. Бояков, 2023 г., РФ и др.

Еще один критерий, на который можно осуществлять опору при ранжировании по группам кинофильмов, вовлекаемых в просветительскую приходскую работу, это страна-производитель. За весь рассматриваемый период на отечественные фильмы, продемонстрированные в «Острове» за весь рассматриваемый период), пришлось чуть более четверти (27,3%). По отдельным годам этот показатель несколько варьируется, но явного приоритета российских и/или советских фильмов не наблюдается (таблица 1).

Таблица 1. Соотношение отечественных и зарубежных кинофильмов в

работе православного киноклуба «Остров» (2014-2023 гг.)

Год Зарубежные фильмы Отечественные фильмы Всего Доля зарубежных Доля отечественных

2014 7 4 11 63,64% 36,36%

2015 16 7 23 69,57% 30,43%

2016 40 8 48 83,33% 16,67%

2017 22 12 34 64,71% 35,29%

2018 17 5 22 77,27% 22,73%

2019 18 5 23 78,26% 21,74%

2020 3 2 5 60,00% 40,00%

2021 18 2 20 90,00% 10,00%

2022 15 9 24 62,50% 37,50%

2023 17 10 27 62,96% 37,04%

Большую часть кинокартин, в содержании которых просматривается христианская проблематика, составили примеры английского, шведского, немецкого, французского и даже малоизвестного финского кинематографа («Письма отцу Якобу», реж. К. Харе, 2009).

Последнее из названных кинопроизведений, как и многие другие, имеет столь явно выраженный христианский смысл, что его просмотр с последующим обсуждением в киноклубе «Остров» за рассматриваемый период повторялось дважды. Всего в ходе исследования отмечено 26 таких кинокартин. Из них 4 фильма принадлежат авторству реж. А.А. Тарковского «Жертвоприношение» (1986 г.), «Зеркало (1974 г.), «Иваново детство», 1962 г., «Ностальгия» (1983 г.). Другие примеры кинокартин, дающих пищу для особых размышлений участникам православного киноклуба, и заставляющих неоднократно возвращаться к обсуждению поднятых в них духовно-нравственных проблем, это «Восхождение» (реж. Л. Шепитько, 1976 г., СССР), «Пятая печать», (реж. З. Фабри, 1976 г., Венгрия), «Слово» (реж. К.Т. Дрейер, 1955 г. Дания), «Страсти Жанны Д'Арк» (1928, реж. К.Т. Дрейер, Франция), «Страсти Христовы» (реж. М. Гибсон, 2004 г., США) и др.

В практике православного киноклуба «Остров» задействуются к просмотру, пусть и довольно редко, не только художественные, но также документальные и анимационные фильмы. Так, в апреле 2023 г. для демонстрации и совместного обсуждения была предложена работа реж. С. Дебижева «Святой Архипелаг». Эта документальная картина хронометражем 1 ч. 37 мин. по праву завоевавшая международное признание и вызвавшая высокий интерес зрителей. Ее сюжет повествует о том, как протекает жизнь насельников Соловецкого монастыря в разные времена года. Замедленные планы реалистично передают атмосферу этого святого места, вызывая желание его посетить в ходе паломнической поездки. Эта мысль нашла выражение в краткой заметке, размещенной на официальном приходском сайте по итогам просмотра фильма.

Кинокартины, предлагаемые для просмотра в киноклубе «Остров», подчиняются определенной теме. Она может быть посвящена церковному празднику, богословской или духовно-нравственной проблематике. За рассматриваемый период были заявлены циклы киновстреч, состоящие из просмотра и обсуждения нескольких картин. Названия этих циклов звучат так: «образ Бога в мировом кинематографе», «вера и Промысел Божий», «жизнь и смерть», «Рождество», «жертвенная любовь», «образ священника в мировом кинематографе», «тема любви в кинематографе», «тема личности в кинематографе». Формулировка тем универсальна и предполагает широкий контекст, поэтому они могут повторяться из года в год, но при этом наполняться каждый раз новым кинематографическим материалом. Например, в 2016 г. в рамках тематики «образ священника в мировом кинематографе» для просмотра и обсуждения предлагались следующие кинокартины: «Адамовы яблоки» (реж. А.Т. Йенсен, 2005, Дания-Германия), «Третье чудо» (реж. А. Холланд, 1999, США), «Назарин» (реж. Л. Бунюэль, Мексика), «Излечить страх» (Лука) (реж. А. Пархоменко, 2013, Украина-Белоруссия), «Под Солнцем» (реж. М. Пиала, 1987, Франция), «Причастие» («Зимний свет») (реж. И. Бергман, 1962, Швеция), «Сталкер» (реж. А. Тарковский, 1979, СССР). Организационный и содержательный интерес представляет подчинение

отобранного киноматериала структурному принципу хиазма. В данном случае его применение выражается в том, что наиболее ярко раскрывающий заявленную тему кинофильм расположен в центре тематического цикла (4-м из 7), а занимающие крайние позиции кинокартины имеют схожую ключевую

13

проблематику .

Годом ранее, в 2015 г. для обсуждения этой же темы были предложены следующие кинокартины: «Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами» (реж. А.Н. Столяров, 2012, РФ), Дневник сельского священника (реж. Р. Брессон, 1951, Франция), «Письма отцу Якобу» (реж. К. Хяре, 2009, Финляндия), «Мусульманин» (реж. В.И. Хотиненко, 1995, РФ). Очевидно, что со временем не только расширяется перечень вовлекаемых в просветительское служение кинофильмов, но и усложняется сама система работы православного киноклуба. Развитие в разных направлениях необходимо, чтобы сохранить интерес участников и привлекать новых киноклубовцев.

При грамотном содержательном и организационном подходе приходское просветительское служение посредством использования такой формы, как православный киноклуб, может приносить высокую пользу потенциальной пастве и контингенту воцерковленных участников. Продукция кинематографии зачастую содержит глубокий духовно-нравственный смысл. Аудиовизуальный формат презентации позволяет качественно доносить его до зрителя. В случаях, когда учитываются эти факты и осуществляется серьезная подготовка к приходским киносеансам, православный киноклуб будет пользоваться успехом у участников. Это подтверждает рассмотренный в представленной работе пример «Острова» Спасо-Парголовского храма г. Санкт-Петербурга.

Литература и источники Источники

1. Киноклуб «Остров» // Школа радости. Официальный сайт Спасо-Парголовского храма. Режим доступа: https://happy-school.ru/publ/our_church/kinoklub_ostrov/241

2. Передача о киноклубе «Остров» // https://happy-school.ru/publ/our_church/kinoklub_ostrov/peredacha_o_kinoklube_ostrov/241-1 -0-25638

3. «Сталкер» в киноклубе «Остров» // https://happy-school.ru/publ/our_church/kinoklub_ostrov/ stalker_v_kinoklube_ostrov/241-1 -0-23779

Литература

1. Балабейкина О.А. Санкт-Петербургская епархия в 90-х гг. ХХ в. // Актуальные вопросы церковной науки. 2021. № 2. С.267-272.

2. Гаранов Ю.С. Аксиологический анализ образа героя в фильме В. Хотиненко «Мусульманин» // Теория и практика общественного развития. 2012. №1. С. 22-25.

3. Забаев И. В., Пруцкова Е.В. Факторы формирования общины на основе прихода православного храма в начале ХХ1 века. По данным опроса священнослужителей,

«Сталкер» в киноклубе «Остров» // https://happy-

school.ru/publ/our_church/kinoklub_ostrov/stalker_v_kinoklube_ostrov/241-1-0-23779

социальных работников и активных прихожан храмов г. Москвы // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2013. - № 1. С. 115- 125.

4. Лизгунов Павел (иер.). Формы организации церковно-приходских киноклубов // Церковь и искусство: материалы XII Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Христианские ценности визменяющемся мире: проблема выбора» / Под ред. М.Л. Космовской. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2016. С 37-42.

5. Малер А.М. Христианские мотивы в советском кино // Ортодоксия. 2023. №1. С. 156-245.

6. Орищенко С.С. Православное кино в системе культурных ценностей визуального искусства // Креативная экономика и социальные инновации. 2018. Т. 8, № 4(25). С. 5765.

7. Орищенко С.С. Предательство и прозорливость в художественном фильме Павла Лунгина «Остров» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 2-1. С. 176-181.

8. Румянцев И. А. Духовно-просветительская деятельность приходов Русской православной Церкви Г. Красноярска в молодежной сфере // Северные Архивы и Экспедиции. - 2023. -Т. 7, № 1. - С. 160-169.

9. Соколовский М. Кино и религия в условиях культурной коммуникации XX века // Дисс. на соиск. доктора филос. наук. М., МГПУ, 1999. - 304 с.

10. Хижняк Я. Г. О деятельности киноклуба Пензенской духовной семинарии в 2021/2022 учебном году // Нива Господня. Вестник Пензенской Духовной Семинарии. 2022. № 4(26). С. 102-104.

Balabeykina O. A., Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor.

Pavlova N. O., Bachelor.

Educational ministry through the work of the parish Orthodox film club

Abstract: The article is devoted to the organizational and substantive aspects of educational ministry through the work of the parish Orthodox film club. The Ostrov Cinema Club of the parish of the Savior of the Uncreated Image in Pargolovo, St. Petersburg Diocese, was chosen as an example for detailed concentration. Using the method of system analysis, data on the views held for the period from 2014 to 2023 were processed. Ostrov Cinema Club, which carries out educational service, is an example of an Orthodox film club, where films of a wide variety of subjects, producing countries and periods of release on the screen are shown. The experience presented in the description deserves attention when organizing parish services with the use of the substantial potential of the film frame to discuss issues of a spiritual, moral, historical and ecclesiastical nature.

Keywords: educational ministry, parish ministry, Orthodox film Club, St. Petersburg Diocese, «Ostrov» Film Club, feature film, documentary.

References

• Balabeikina O.A. Sankt-Peterburgskaia eparkhiia v 90-kh gg. XX v. [The St. Petersburg Diocese in the 90s of the XX century]. Aktual'nye voprosy tserkovnoi nauki. 2021. no 2. pp.267-272

• Garanov Y.S. Aksiologicheskii analiz obraza geroia v fil'me v. Khotinenko «Musul'manin» [Axiological analysis of the image of the hero in V. Khotinenko's film "The Muslim"]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia. 2012. no 1. pp. 22-25.

• Zabaev I. V., Prutskova E.V. Faktory formirovaniia obshchiny na osnove prikhoda pravoslavnogo khrama v nachale XXI veka. Po dannym oprosa sviashchennosluzhitelei, sotsial'nykh rabotnikov i aktivnykh prikhozhan khramov g. Moskvy [Factors of the formation of a community based on the arrival of an Orthodox church at the beginning of the XXI century. According to a survey of clergy, social workers and active parishioners of churches in Moscow]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Series 18. Sotsiologiia i politologiia. - 2013. -no. 1. pp. 115- 125.

• Lizgunov Pavel (ier.). Formy organizatsii tserkovno-prikhodskikh kinoklubov [Forms of organization of parish film clubs]. Tserkov' i iskusstvo: materialy XII mezhdunarodnykh nauchno-obrazovatel'nykh znamenskikh chtenii «Khristianskie tsennosti v izmeniaiushchemsia mire: problema vybora» / pod red. M.L. Kosmovskoi. Kursk: izd. Kursk. Gos. Un-ta, 2016. pp.37-42.

• Maler A.M. Khristianskie motivy v sovetskom kino [Christian motifs in Soviet cinema]. Ortodoksiia. 2023. no 1. pp.156-245.

• Orishchenko S.S. Pravoslavnoe kino v sisteme kul'turnykh tsennostei vizual'nogo iskusstva [Orthodox cinema in the system of cultural values of visual art]. Kreativnaia ekonomika i sotsial'nye innovatsii. 2018. T. 8, no 4(25). pp.57-65.

• Orishchenko S.S. Predatel'stvo i prozorlivost' v khudozhestvennom fil'me Pavla Lungina «Ostrov» [Betrayal and foresight in Pavel Lungin's feature film "The Island"]. Izvestiia Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. 2014. T. 16, no 2-1. pp.176-181.

• Rumiantsev I.A. Dukhovno-prosvetitel'skaia deiatel'nost' prikhodov russkoi pravoslavnoi tserkvi g. Krasnoiarska v molodezhnoi sfere [Spiritual and educational activities of the parishes of the Russian Orthodox Church of Krasnoyarsk in the youth sphere]. Severnye Arkhivy i Ekspeditsii. - 2023. - t. 7, no 1. - pp.160-169.

• Sokolovskii M. Kino i religiia v usloviiakh kul'turnoi kommunikatsii XX veka [Cinema and religion in the context of cultural communication of the XX century]. diss. Na soisk. Doktora filos. Nauk. M., MGPU, 1999. - 304 p.

• Khizhniak Y.G. O deiatel'nosti kinokluba Penzenskoi dukhovnoi seminarii v 2021/2022 uchebnom godu [About the activities of the Penza Theological Seminary Film Club in the 2021/2022 academic year]. Niva Gospodnia. Vestnik Penzenskoi Dukhovnoi Seminarii. 2022. no 4(26). pp. 102-104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.