Научная статья на тему 'ОПЫТ РАБОТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КИНОКЛУБА РХТУ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА'

ОПЫТ РАБОТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КИНОКЛУБА РХТУ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / ИСТОРИЧЕСКИЙ КИНОКЛУБ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шемякина Ольга Владимировна

Статья посвящена опыту работы Исторического киноклуба РХТУ им. Д.И. Менделеева в 2021 г. Кинематограф играет большую роль в формировании исторических представлений общества, что необходимо учитывать в процессе преподавания истории. Формат исторического киноклуба создает множество возможностей использования кинопроизведений для более глубокого понимания истории. В статье рассматриваются формы работы Исторического киноклуба РХТУ, принципы подбора фильмов, программа киноклуба «Образы Гражданской войны в советском кинематографе 1930-1970-х гг.». Анализируются первые итоги работы киноклуба и результаты анкетирования его участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE HISTORICAL CINEMA CLUB IN D. MENDELEEV UNIVERSITY OF CHEMICAL TECHNOLOGY OF RUSSIA

The article is devoted to the experience of the Historical Cinema Club in RCTU in 2021. Cinematography plays an important role in the formation of historical perceptions of society, which must be taken into account in the process of teaching history. The Historical Film Club format creates many opportunities for using films to gain a deeper understanding of history. The article discusses the forms of work of the RCTU Historical Cinema Club, the principles of selecting films, the program of the cinema club "Images of the Civil War in Soviet Cinematography of the 1930-1970s." The first results of the film club's work and the results of the questionnaire survey of its participants are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАБОТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КИНОКЛУБА РХТУ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»

УДК 378.184 Шемякина О.В.

ОПЫТ РАБОТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КИНОКЛУБА РХТУ ИМ. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА

Шемякина Ольга Владимировна - старший преподаватель кафедры истории и политологии; shemiakina@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева», Россия, Москва, 125047, Миусская площадь, дом 9.

Статья посвящена опыту работы Исторического киноклуба РХТУ им. Д.И. Менделеева в 2021 г. Кинематограф играет большую роль в формировании исторических представлений общества, что необходимо учитывать в процессе преподавания истории. Формат исторического киноклуба создает множество возможностей использования кинопроизведений для более глубокого понимания истории. В статье рассматриваются формы работы Исторического киноклуба РХТУ, принципы подбора фильмов, программа киноклуба «Образы Гражданской войны в советском кинематографе 1930-1970-х гг.». Анализируются первые итоги работы киноклуба и результаты анкетирования его участников. Ключевые слова: советский кинематограф, исторический киноклуб, преподавание истории, Гражданская война, историческая память

EXPERIENCE OF THE HISTORICAL CINEMA CLUB IN D. MENDELEEV UNIVERSITY OF CHEMICAL TECHNOLOGY OF RUSSIA

Shemyakina O.V.1

1 D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russian Federation

The article is devoted to the experience of the Historical Cinema Club in RCTU in 2021. Cinematography plays an important role in the formation of historical perceptions of society, which must be taken into account in the process of teaching history. The Historical Film Club format creates many opportunities for using films to gain a deeper understanding of history. The article discusses the forms of work of the RCTU Historical Cinema Club, the principles of selecting films, the program of the cinema club "Images of the Civil War in Soviet Cinematography of the 1930-1970s." The first results of the film club's work and the results of the questionnaire survey of its participants are analyzed.

Key words: Soviet cinema, historical film club, teaching history, Civil war in Russia, memory studies

Кинематограф играл и продолжает играть большую роль в формировании исторических представлений общества. В отличие от учебной и научной литературы, художественные фильмы преподносят исторические события в максимально доступной, эмоциональной и легко запоминающейся форме ярких образов. Несмотря на то, что зрители, как правило, осознают субъективность кинематографа, увиденные один раз талантливые киновоплощения исторических событий и персонажей могут силой своего художественного воздействия «перекрыть» те знания, которые были получены зрителем из более достоверных источников (научной литературы, исторических документов и др.). Достаточно вспомнить образы Александра Невского и Ивана Грозного из фильмов С. Эйзенштейна, его же штурм Зимнего дворца из фильма «Октябрь», образы декабристов в фильме «Звезда пленительного счастья». Современный российский кинематограф также активно работает с исторической тематикой, выдвигая новых героев, формируя новые мифы и образы (фильмы «Адмиралъ» 2008 г. о А.В. Колчаке, «Викинг» 2016 г. о князе Владимире, «Союз спасения» 2019 г. о декабристах, множество фильмов о Великой Отечественной войне и др.).

Применительно конкретно к студентам РХТУ им. Д.И. Менделеева также можно уверенно говорить о значительном влиянии кинематографа на формирование их представлений об истории. Весной 2021 г. в рамках подготовки к конференции студентов и

аспирантов «Человек. Образование. Наука. Общество», проходившей в РХТУ, был проведен соцопрос среди студентов I и II курса РХТУ по теме «Изучение и преподавание истории в негуманитарных вузах», в котором приняли участие 129 человек. В нем в том числе был задан вопрос «Какие источники информации в наибольшей степени повлияли на Ваши представления об истории?». Из предложенных 11 вариантов ответа именно кинематограф оказался самым популярным (57 %), обогнав и школьного учителя (52 %), и художественную литературу (47 %), и видеоролики и другие материалы из Интернета (45 % и 42 %).

Исходя из высокой степени влияния кинематографа на формирование исторических представлений, перед учителями и преподавателями истории встает необходимость развивать в школьниках и студентах умение смотреть исторические фильмы так, чтобы, с одной стороны, извлекать из них как можно больше материала для осмысления прошлого, а с другой - не забывать об их субъективности. Эту задачу частично можно по-разному решать в рамках уроков и семинаров, самостоятельной работы. В некоторых школах и вузах (причем не только гуманитарной, но и технической направленности) функционируют исторические киноклубы, где учащиеся совместно с педагогами организуют просмотр и обсуждение исторических кинофильмов. Опыт работы некоторых из них проанализирован в специальных научных статьях, например, опыт киноклуба «Двадцать пятый кадр» в

Уральском государственном педагогическом университете [1], киноклуба при факультете истории и права Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева (Саранск) [2]. Особый интерес, в том числе в контексте специфики РХТУ, представляет опыт работы Историко-фармацевтического киноклуба студентов, обучающихся по специальности «Фармация», в Пермской государственной фармацевтической академии [3]. Программа киноклуба, представленная в статье, соотнесена с курсом «История фармации» и включает в себя советские и зарубежные фильмы в той или иной степени, затрагивающие темы истории медицины и фармации, например: «Авиценна» (1956), «Повесть о Луи Пастере» (1936), «Пирогов» (1947), «Открытая книга» (1973) и др.

В 2021 г. в РХТУ им. Д.И. Менделеева на базе кафедры истории и политологии автором данной статьи также был создан Исторический киноклуб, первый «сезон» работы которого прошел в феврале-мае 2021 г. При создании киноклуба был использован, в том числе, опыт работы исторического киноклуба в МГТУ им. Н.Э. Баумана (руководитель - к.и.н., доцент Н.Н. Володина) и опыт работы с историческими кинофильмами на семинарских занятиях по истории д.и.н., профессора РГГУ А.А. Киличенкова. Всего состоялось семь заседаний киноклуба, которые проходили раз в две недели в онлайн-формате в Zoom. В традиционном варианте работы киноклубов (в эпоху до ограничений из-за Covid-19) обычно предусматривались совместный просмотр фильма и следовавшее сразу за ним обсуждение. Переход на дистанционный формат занятий лишил киноклубы возможности показывать фильмы на большом экране (там, где ранее имелась такая техническая возможность). Некоторые из них не отказались, тем не менее, от централизованных кинопоказов, организуя онлайн-трансляции фильмов через Discord или другие системы, чтобы сохранить «магию» коллективного просмотра. Работа Исторического киноклуба РХТУ была построена по-другому: участники киноклуба смотрели фильмы самостоятельно в удобное для себя время, а затем собирались на общее обсуждение в Zoom. Такой вариант работы, когда просмотр фильма и его обсуждение могут быть отдалены друг от друга во времени, имеет некоторые положительные стороны. Во-первых, у студентов есть возможность какое-то время самостоятельно поразмышлять о фильме, «переварить» свои первые впечатления, сформулировать свои вопросы и выводы. Во-вторых, это давало возможность проводить достаточно длительные обсуждения, которые как правило продолжались 1 час 45 минут. Информация о предстоящих обсуждениях распространялась при помощи электронной почты, а также страницы киноклуба в социальной сети «Вконтакте» (https://vk.com/istkino_rhtu), где также размещалась дополнительная информация об обсуждаемых кинофильмах.

Можно выделить несколько основных целей, которые я как организатор киноклуба преследую в своей работе. Во-первых, киноклуб призван привлечь и

развить интерес студентов к истории и к кинематографу. Во-вторых, цель киноклуба - передать студентам некоторые принципы восприятия и анализа исторических фильмов. Часто можно столкнуться с тем, что обсуждение исторического кино сводится к их критике за недостоверность, намеренные искажения истории, фактические ошибки и неточности, за которой теряется понимание общего замысла фильма. Поэтому, прежде всего, необходимо увидеть и сформулировать тот целостный взгляд на прошлое, тот способ его осмысления, который представлен в конкретном кинопроизведении. При таком подходе все присущие фильму искажения и неточности будут иметь уже второстепенное значение и проистекать из той точки зрения на исторические события, на которой строится фильм. Также любой фильм можно рассматривать как источник для понимания той эпохи, в которую он был снят, так как, даже если фильм рассказывает о событиях прошлого, в нем все равно отражена, прежде всего, идейная и духовная атмосфера времени его создания. В-третьих, участие в работе киноклуба развивает у студентов ряд общих навыков - умение формулировать свои мысли, вести дискуссию, слушать и понимать других участников обсуждения.

Предполагаемая программа киноклуба ограничена советским и российским кинематографом, но включает в себя не только исторические фильмы (в строгом смысле слова), но также и фильмы, ставшие знаковыми для своей эпохи и отразившие ее дух и атмосферу. Иначе пришлось бы отказаться от разговора, например, о таких важных для понимания эпохи «оттепели» фильмов, как «Я шагаю по Москве» и «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), или фильма «Курьер» (для времени начала «перестройки») и многих других кинолент, которые помогли бы студентам глубже погрузиться в ту или иную историческую эпоху с ее особыми проблемами, ценностями, противоречиями. Самым сложным при создании киноклуба было найти наиболее подходящий принцип подбора фильмов для каждого сезона (семестра). Некоторые киноклубы выбирают фильмы к определенным памятным датам, историческим юбилеями, праздникам. Некоторые привязывают программу к учебному процессу, подбирая фильмы к изучаемым на семинарах темам. В работе Исторического киноклуба РХТУ был выбран другой подход: для каждого сезона формируется программа из фильмов, связанных одной общей темой. С одной стороны, это, конечно, резко сужает выбор кинокартин, но дает и ряд преимуществ. В рамках такого подхода внимание студентов сосредотачивается на одной теме, которую они могут рассмотреть с нескольких точек зрения, сравнивая фильмы между собой, наблюдая за тем, как одна и та же тема по-разному раскрывалась в различные периоды времени. Таким образом, из многих точек зрения складывается целостный сложный взгляд на ту или иную тему или историческое событие. Для первого сезона работы киноклуба была выбрана общая тема «Образы Гражданской войны в советском кинематографе 19301970-х гг.». В дальнейшем планируются следующие

программы: фильмы о Великой Отечественной войне, фильмы о науке и ученых, фильмы о молодежи и др.

Программа «Образы Гражданской войны в советском кинематографе 1930-1970-х гг.» включала в себя следующие фильмы: «Чапаев» (1934), «Сорок первый» (1956), «Служили два товарища» (1968), «Белое солнце пустыни» (1970), «Гори, гори, моя звезда» (1969), «Раба любви» (1975), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974). Несмотря на то, что все перечисленные фильмы были сняты в советское время, они предлагают целый спектр взглядов на трагические события Гражданской войны, представляют точки зрения людей, принадлежавших к разным политическим направлениям и социальным группам. Указанные кинокартины посвящены событиям Гражданской войны, но не являются в узком смысле военными фильмами, а, напротив, сняты в разных жанрах. Центральное место в них занимают не военные события, а люди с их мыслями, переживаниями, эмоциями, взглядами. Каждый персонаж здесь выступает со своей «правдой», вызывающей сочувствие и понимание у зрителей. В результате данная программа фильмов формирует многогранный взгляд на события Гражданской войны и показывает, что советский кинематограф, несмотря на цензуру и определенную идеологическую заданность, создавал произведения со сложными, многоплановыми смыслами, не сводимыми к политическим лозунгам. Программа составлена в хронологической последовательности создания фильмов - от сталинской эпохи к «оттепели» и «застою». Это позволяет проследить то, как в меняющихся кинообразах Гражданской войны отражалось и развитие советской культуры и общества в целом.

По итогам работы киноклуба было проведено анкетирование наиболее активных его участников, включавшее в себя двенадцать вопросов. Оно показало, что студенты в основном ранее не были знакомы с указанными выше фильмами и посмотрели их впервые в рамках своего участия в работе киноклуба. Отвечая на вопрос о наиболее понравившихся фильмах, студенты выше всего оценили картину «Служили два товарища», которая среди представленных фильмов является, пожалуй, наиболее серьезным и достоверным исследованием о Гражданской войне, показывающим это трагическое событие с разных точек зрения. Этот выбор студентов отражает их запрос на сложный и вдумчивый взгляд на историю, их способность проявлять интерес не только к яркому и развлекательному кино, но и к глубоким и достаточно «тяжелым» произведениям. Отвечая на вопрос о причинах, побудивших принять участие в работе киноклуба, студенты в основном отметили свой интерес к кинематографу в целом и желание обсуждать просмотренные фильмы, в то время как об интересе к истории практически никто не написал (этот и последующие вопросы были открытыми, без вариантов ответа). Это показывает, что Исторический киноклуб может создать условия для развития интереса студентов к истории на основе уже имеющегося интереса к кинематографу. При ответе на вопрос «Какую пользу

Вы извлекли из участия в работе киноклуба?» большинство студентов написали, что они, прежде всего, узнали много нового о Гражданской войне. Таким образом, их внимание здесь переключилось с кинематографа на историю. На этот вопрос можно было встретить и более необычные ответы, например: «[киноклуб] снимал стресс от постоянной перегрузки в учёбе», «[некоторые фильмы] повлияли на мои взгляды на мир, некоторые создали внутренние противоречия, выбили из некой "зоны комфорта"». Достижением в работе киноклуба можно считать то, что все участники подтвердили, что их первоначальное представление о фильме менялось в результате совместного обсуждения.

Подводя итоги первого сезона работы Исторического киноклуба РХТУ им. Д.И. Менделеева, необходимо отметить следующее. Перед началом работы я всерьез опасалась, что студентам будут не интересны старые советские фильмы (особенно это касалось фильма «Чапаев» 1934 г.) в силу того, что они привыкли к современному кинематографу - более динамичному и развлекательному. Однако эти опасения не сбылись, и даже «Чапаев», снятый почти 90 лет назад, был крайне положительно воспринят участниками киноклуба. Еще одно опасение было связано с тем, что учащиеся изначально были не очень хорошо знакомы с историей Гражданской войны и тем историческим контекстом, в котором она происходила. Но, как оказалось, это не помешало студентам смотреть, понимать и обсуждать предложенные фильмы, они достаточно быстро находили необходимую им информацию, восполняли пробелы в своих знаниях и постепенно начинали все лучше ориентироваться в этом непростом историческом явлении. Некоторые сомнения вызывала изначальная фиксация всей программы на одном историческом событии, однако выбор и способа формирования программы, и ее тема себя оправдали. Участники киноклуба с удовольствием с каждым новым фильмом расширяли свои уже имеющиеся представления, сравнивали фильмы друг с другом, дополняли новыми элементами постепенно складывающуюся в голове сложную картину. Сама тема Гражданской войны также вызывала большой интерес у студентов, так как ставила фундаментальные вопросы, касающиеся и исторического прошлого нашей страны, и общечеловеческих ценностей.

Список литературы

1. Грибан И.В., Неволин А.В. Кино как источник формирования исторической памяти: из опыта деятельности студенческого киноклуба «Двадцать пятый кадр» // Бюллетень науки и практики. 2017. № 9 (22). С. 184-188.

2. Зеткина И.А., Еремина С.С., Косолапов С.М. Студенческий дискуссионный клуб исторического кино // Учебный эксперимент в образовании. 2012. № 3. С. 48.

3. Гурьянов П.С., Гурьянова М.Н. Историко-фармацевтический киноклуб как форма самостоятельной работы при изучении дисциплины «История фармации» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.