Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКОГО СВЯТО-ИННОКЕНТЬЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКОГО СВЯТО-ИННОКЕНТЬЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИРОБИДЖАНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / СВЯТО-ИННОКЕНТЬЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ В МОНАСТЫРЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хайницкая Элеонора Андреевна

Свято-Иннокентьевский женский монастырь хоть и сравнительно молодой православный институт в ЕАО, за время своего существования смог стать достаточно значимым социокультурным центром. В статье рассмотрены особенности осуществления педагогической деятельности женского монастыря, определения форм работ с разными категориями граждан области. Показано, что православные монастыри всегда занимались социальной, просветительской и миссионерской деятельностью, однако в разные исторические периоды формы социокультурной деятельности претерпевали изменения. Свято-Иннокентьевский женский монастырь также работал над сохранением традиционных элементов социально-педагогической деятельности, стремясь придать ей новые, современные формы (работа с детскими домами г. Биробиджана, реализация проекта «Согрей детское сердечко», попечение детей-сирот, тюремное служение и духовное наставление осужденных и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF ST. INNOKENTEVSKY WOMEN’S ORTHODOX MONASTERY: HISTORICAL ASPECT

St. Innokentyevsky women's monastery, although a relatively young Orthodox institution in the Jewish Autonomous Region, during its existence was able to become a significant socio-cultural center. The article discusses the features of the implementation of the pedagogical activity of the nunnery, the definition of the forms of work with different categories of citizens of the region. It is shown that Orthodox monasteries have always been engaged in social, educational and missionary activities, however, in different historical periods, the forms of sociocultural activity have undergone changes. St. Innokentyevsky women’s monastery also worked to preserve the traditional elements of social and pedagogical activity, trying to give it new, modern forms (work with orphanages in Birobidzhan, implementation of the Warm the Children's Heart project, care of orphans, prison ministry and spiritual guidance convicts, etc.).

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКОГО СВЯТО-ИННОКЕНТЬЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

картинах Макавеев прибегал к неоднозначным художественным приёмам, которые, однако, не могли оставить зрителей равнодушными. Это позволило открыть возможности для широкой дискуссии, которая впоследствии была пресечена государственным аппаратом. В результате, картины Макавеева, как и фильмы других режиссеров «чёрной волны», были подвергнуты государственно санкционированной критике и находились в опале.

Литература и источники

1. Goldstein I. Hrvatska 1918-2008. - Zagreb, 2008.

2. Югославия в XX веке: очерки политической истории / К. В. Никифоров (отв. ред.), А.И. Филимонова, А.Л. Шемякин и др. -М.: Индрик, 2011.

3. Lazarevic S. Film i politicki kontekst: o jugoslovenskom i srpskom filmu. - Pancevo, 2016.

4. ЧерненкоМ. М. «Биг Мак», или трагедия марксиста с человеческим лицом // Искусство кино. - 1991. - № 1.

5. PrivettR. The Country of Movies: An Interview with Dusan Makavejev [Электронный ресурс] // Senses of Cinema. - 2000. URL: http://sensesofcinema.com/2000/eastern-european-cinema/makavejev/ (дата обращения: 18.12.2021)

6. См.: РайхВ. Психология масс и фашизм. - СПб.-М.: АСТ, 1997.

7. Vucetic R. Monopol na istinu: partija, kultura i cenzura u Srbiji sezdesetih i sedamdesetih godina XX veka. - Beograd: Clio, 2016.

8. Tirnanic B. Crni talas. - Beograd: Filmski centar Srbije, 2011.

9. Макавеев Д. В. Р.: мистерия организма (киносценарий) // Искусство кино. -1991. - № 1.

10. ЗлатиЬ Б. Црни талас у српском филму: прилог за разумеваае политике титоизма у кинематографии. - Београд, 2018.

11. Черненко М. М. В. Р.: мистерия организма, 1971 [Электронный ресурс] // Архив Мирона Черненко. URL: http://chernenko.org/391.shtml (дата обращения: 18.12.2021).

References and Sources

1. Goldstein I. Hrvatska 1918-2008. - Zagreb, 2008.

2. Yugoslaviya v XX veke: ocherki politicheskoj istorii / K. V. Nikiforov (otv. red.), A.I. Filimonova, A.L. SHemyakin i dr. - M.: Indrik, 2011.

3. Lazarevic S. Film i politicki kontekst: o jugoslovenskom i srpskom filmu. - Pancevo, 2016.

4. Chernenko M. M. «Big Mak», ili tragediya marksista s chelovecheskim licom // Iskusstvo kino. - 1991. - № 1.

5. Privett R. The Country of Movies: An Interview with Dusan Makavejev [Elektronnyj resurs] // Senses of Cinema. - 2000. URL: http://sensesofcinema.com/2000/eastern-european-cinema/makavejev/ (data obrashcheniya: 18.12.2021)

6. Sm.: Rajh V. Psihologiya mass i fashizm. - SPb.-M.: AST, 1997.

7. Vucetic R. Monopol na istinu: partija, kultura i cenzura u Srbiji sezdesetih i sedamdesetih godina XX veka. - Beograd: Clio, 2016.

8. Tirnanic B. Crni talas. - Beograd: Filmski centar Srbije, 2011.

9. Makaveev D. V. R.: misteriya organizma (kinoscenarij) // Iskusstvo kino. -1991. - № 1.

10. Zlatih B. Crni talas u srpskom filmu: prilog za razumevaae politike titoizma u kinematografiji. - Beograd, 2018.

11. Chernenko M. M. V. R.: misteriya organizma, 1971 [Elektronnyj resurs] // Arhiv Mirona CHernenko. URL: http://chernenko.org/391.shtml (data obrashcheniya: 18.12.2021)

ШЛЯХОВСКИЙ АНДРЕЙ ИГОРЕВИЧ - аспирант исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. SHLYAKHOVSKII, ANDREY I. - Ph.D. student of the Faculty of History, Lomonosov Moscow State University (andrew.schlyakhovsky@gmail.com).

УДК 94(470):281.93/908 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-126-131

ХАЙНИЦКАЯ Э.А. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНСКОГО СВЯТО-ИННОКЕНТЬЕВСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ:

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ключевые слова: Биробиджанская епархия, Еврейская автономная область, Свято-Иннокентьевский женский монастырь, дети-сироты, социокультурная деятельность, обучение в монастыре.

Свято-Иннокентьевский женский монастырь хоть и сравнительно молодой православный институт в ЕАО, за время своего существования смог стать достаточно значимым социокультурным центром. В статье рассмотрены особенности осуществления педагогической деятельности женского монастыря, определения форм работ с разными категориями граждан области. Показано, что православные монастыри всегда занимались социальной, просветительской и миссионерской деятельностью, однако в разные исторические периоды формы социокультурной деятельности претерпевали изменения. Свято-Иннокентьевский женский монастырь также работал над сохранением традиционных элементов социально-педагогической деятельности, стремясь придать ей новые, современные формы (работа с детскими домами г. Биробиджана, реализация проекта «Согрей детское сердечко», попечение детей-сирот, тюремное служение и духовное наставление осужденных и т.д.).

KHAINITSKAYA, E.A.

SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF ST. INNOKENTEVSKY WOMEN'S ORTHODOX MONASTERY:

HISTORICAL ASPECT

Key words: Diocese of Birobidzhan, Jewish Autonomous Region, St. Innokentyevsky women's monastery, orphans, socio-cultural activities, training in the monastery.

St. Innokentyevsky women's monastery, although a relatively young Orthodox institution in the Jewish Autonomous Region, during its existence was able to become a significant socio-cultural center. The article discusses the features of the implementation of the pedagogical activity of the nunnery, the definition of the forms of work with different categories of citizens of the region. It is shown

that Orthodox monasteries have always been engaged in social, educational and missionary activities, however, in different historical periods, the forms of sociocultural activity have undergone changes. St. Innokentyevsky women's monastery also worked to preserve the traditional elements of social and pedagogical activity, trying to give it new, modern forms (work with orphanages in Birobidzhan, implementation of the Warm the Children's Heart project, care of orphans, prison ministry and spiritual guidance convicts, etc.).

Современные российские реалии определяют рост общественного значения социальной политики, проводимой как государством, так и общественностью, в том числе религиозными институтами. Исторически монастыри были не только духовными центрами, но и местами, где сохранялись традиции русского народа, его историческая память, морально-нравственные устои. Православные монастыри и сегодня реализуют целый ряд важных функций в духовной, хозяйственной, социокультурной, миссионерской, просветительской сферах, в организация паломничества и т.д. Растущее значение приобретает их социокультурная деятельность.

Данное направление ранее изучали такие исследователи как Е.А. Мирончева, Е.С. Лахтионова, Н.Е. Шафажинская, С.Г. Зубанова, Д.М. Пашедко и т.д. При этом, к примеру, Е.А. Мирончева социокультурную деятельность Русской Православной Церкви подразделила на социально-политическую, мировоззренческую, морально-этическую, благотворительную, повседневно-бытовую [1]. В свою очередь, Н.Е. Шафажинская указала на то, что «служение ближним» для монашеской женской аскезы является более приоритетной, нежели для мужской. В контексте этого, она предложили различать духовное служение и общественное или социокультурное служение [2].

На сегодняшний день в Русской Православной Церкви действуют два документа, которые регламентируют её социальную деятельность: «Основы социальной концепции РПЦ» (2000) и «О принципах организации социальной работы в РПЦ» (2011). Первый документ имеет следующую структуру: церковь и нация; церковь и государство; христианская этика и светское право; церковь и политика; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; проблемы экологии; светские науки, культура, образование; светские средства массовой информации; международные отношения, в том числе проблемы глобализации, секуляризма [3]. Таким образом, данная концепция является не только социальной. На основе анализа, документа выделяются направления: социальное, политическое, научное и культурное, экологическое и международное.

В рамках социокультурной стратегии РПЦ подчеркивает связь церкви с государством, совместно с которым она готова реализовывать следующие ее элементы:

- патриотическое воспитание, развитие нравственного духовного компонента в образовании;

- благотворительность;

- профилактика правонарушений, участие в пенитенциарной системе;

- духовно-нравственное окормление сотрудников правоохранительных учреждений и армии;

- поддержка института семьи, материнства, детства;

- развитие науки, культуры, сохранение традиций [3].

Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» конкретизирует формы социальной деятельности на разных церковных уровнях: общецерковный, епархиальный, благочиннический, приходской, монастырский. Что касается монастырей, то в документе подчеркивается их значимость в благотворительности и в «делах милосердия». В монашеских обителях могут реализовываться все стороны социального служения (приюты, бесплатные столовые, богадельни и т.д.), но с учетом их уставного положения и хозяйственных, территориальных возможностей [4].

В контексте отмеченных документов, определявших деятельность РПЦ в исследуемый период, отметим, что в культурном и историческом развитии нашей страны педагогическая деятельность православного монашества всегда играла особую роль. По мнению С.Ю. Дивногорцевой, образ жизни, принятый в монастырях, оказывал воспитательный характер на современное общество [5, с. 7].

Т.В. Качала считает, что социально-педагогическая деятельность в большей степени выражена в тех монастырях, которые наиболее близко расположены к городу или находятся в его черте. Так же, ей были выделены основные направления социально-педагогической деятельности:

- внутриобщинное направление заключается в воспитании членов прихода и их дальнейшая православная социализация;

- катехизаторско-просветительская, а также миссионерская. Данное направление заключается в организации воскресных школ, библиотек, музеев и т.д.;

- досуговый компонент - это разного рода православные, патриотические, молодежные клубы и кружки, а также осуществление паломничества;

- образовательный компонент заключается в организации на базе православных епархий дошкольных, общеобразовательных учреждений, а также центров дополнительного образования;

- служение милосердия - пастырское служение в социальных учреждениях [6].

Таким образом, социально-педагогическая деятельность достаточно разнообразна и включает в себя разного рода направления. Кроме того, если в Православной церкви есть программа социального служения, то отдельной концепции педагогической деятельности нет. Это связано с тем, что педагогическая деятельность является составной частью социального служения.

Свято-Иннокентьевский женский монастырь в Еврейской автономной области свою деятельность начал в 2000 г. с момента организации православного прихода. Приход в основном осуществлял духовную и хозяйственные функции. Это было связано с тем, что будущие насельницы на территории прихода, появились лишь только в 2005 г. До этого в деятельности прихода участвовали отец-настоятель Свято-Инноентьевского прихода и приезжие из г. Биробиджана. В 2007 г. приход был реорганизован в женский монастырь.

Учитывая тот факт, что монастырь немногочислен и располагается недалеко от города наиболее важными формами деятельности, являются хозяйственная и социальная. Духовное направление является уставной, неотъемлемой частью монастырского быта. Хозяйственная деятельность в основном сосредоточена на благоустройстве монастырской территории, в организации подворья и скита. Социальное же служение направлено на работу с детьми - сиротами, крестными родителями, организацию летних детских лагерей. В монастыре, кроме этого, проводится достаточное количество мероприятий, направленных на повышение уровня православного образования и воспитания.

С детьми - сиротами Свято-Иннокентьевский монастырь начал работу с 2005 г. совместно с Детским домом №2 г. Биробиджана. Идея такой работы принадлежала отцу - настоятелю Свято-Иннокентьевского храма и главному духовнику монастыря Иоанну (Каплуну). Насельницы обители собирали для детей игрушки, школьную одежду и принадлежности.

В 2015 г. монастырь стал участником грантового проекта «Согрей детское сердечко». Проект был поддержан фондом международного конкурса «Православная инициатива». Основная цель проекта - это устройство детей в семьи, а также приобщение сирот и взрослых к православной культуре. Реализация проекта должна быть помочь православной церкви в регионе найти новые формы работы с детьми - сиротами. Задачи, которые ставил перед собой проект: информированность общества о проблемах сиротства; повышение мотивации среди общественных и государственных организаций; поиск и привлечение неравнодушных граждан, которые смогут оказать материальную и духовную помощь детям.

Проект «Согрей детское сердечко» предусматривал ряд мероприятий: информационные встречи, дни открытых дверей, конференцию, организацию воскресной школы. Информационные встречи монастырь организовывал для прихожан Биробиджанской епархии. За все время проекта таких встреч было три. Всего на них присутствовало около 60 человек детей и взрослых. Информация на встречах касалась форм попечения детей-сирот, получения какой-либо юридической помощи. В ходе дней «открытых дверей» у сирот и взрослых появилась возможность побывать в Биробиджанской епархии и в Свято-Иннокентьевском женском монастыре. Для гостей сестры монастыря провели экскурсию, познакомили со своим бытом, хозяйством. В рамках реализации гранта в ноябре 2015 г. состоялся «круглый стол» «Проблемы адаптации детей и подготовка в семьи». Данное мероприятие было посвящено промежуточным результатам проекта и дальнейшей работе. Кроме того, обсуждалась возможность совершения таинства крещения детей-сирот, а также развитие института крестных родителей. Воскресная школа, которая также была составляющей проекта «Согрей детское сердечко» для Свято-Иннокеньевского женского монастыря была новой формой работы. Занятия в воскресной школе носили периодический характер и состояли из двух сессий: летней и зимней. Летняя сессия проходила в стенах самого

монастыря и была организована только для девочек, что было связано с уставными правилами обители. Зимняя сессия проходила в здании Биробиджанской епархии для всех участников проекта [7, с. 28-29]. Что касается занятий в монастыре то они проходили по типу огласительных бесед, привычных для обители. В рамках этих бесед дети изучали Закон Божий: основы православной веры, её компонентов, смысл таинств и молитв, смысл крестного знамения. Также насельницы знакомили сирот с православным праздничным календарём и учили церковным песнопениям [8].

Проект «Согрей детское сердечко» должен был способствовать устройству сирот в семьи посредством поиска для них крестных родителей. Именно поэтому среди взрослых участников также были организованы огласительные беседы. Взрослые и дети в ходе реализации проекта «Согрей детское сердечко» кроме огласительных бесед, также посещали службы, проводимые при монастыре, участвовали в различного рода таинствах. Таким образом для них велась подготовка к крещению. При монастыре совершили таинство крещения около 30 человек. Свято-Иннокентьевский женский монастырь также был посредником между взрослыми и детьми в ходе проведения различных культурных мероприятий. Так участники проекта посетили музеи, кинотеатры, театры г. Хабаровска. Насельницы монастыря сопровождали их в паломнических поездках по храмам Хабаровской епархии.

Грантовый проект «Согрей детское сердечко» действовал в 2015-2016 гг. и имел ряд положительных результатов:

1. Общественные организации области активизировали свою работу с сиротами. Так в г. Биробиджане для воспитанников детских домов были организованы «Автопробег Валдгейм-Жёлтый Яр», «Славянские игры».

2. Прихожане православных храмов ЕАО изменили свое отношение к детям-сиротам. Данный факт проявился в том, что многие из них стали крестными родителями.

3. Наблюдались случаи оформления документов на передачу детей в семьи.

4. Со стороны сотрудников детских домов также наблюдалось изменение отношения к православной церкви. Детские дома г. Биробиджана стали чаще участвовать в мероприятиях проводимым Биробиджанской епархии.

5. В Детских домах появились специальные православные кабинеты, зоны, уголки, где сироты могут изучать основы веры, посредством чтения книг и просмотра кинофильмов о святых и святынях Русской Православной Церкви.

6. Приходы Биробиджанской епархии в других районах ЕАО выступили с предложением провести подобные мероприятия для детей-сирот и для детей из малообеспеченных семей.

Ещё одним примером социальной, педагогической деятельностей является организация летней детской площадки для девочек. Площадка проводилась на территории Свято-Иннокентьевского женского монастыря. Участники-девочки от восьми до тринадцати лет. Как правило все девочки воспитывались в православных семьях, поэтому так или иначе они были знакомы с некоторыми элементами православной веры.

Из-за специфичного уклада жизни насельницы обители могли организовывать досуг для детей только в летнее время, причем по времени - не более одной недели. Девочки в монастыре должны были жить совместно с сестрами, помогать им в хозяйстве, нести послушания, присутствовать на богослужениях и пр. Они также соблюдали принятый в монастыре режим дня: молитва, завтрак, занятия, обед, послушания, ужин, вечерняя молитва, время отдыха. Занятия, организованные сестрами, были посвящены основам православия, музыки, рукоделию, рисованию. Основы православной веры были представлены через изучение Закона Божьего, молитв, рассказы о святых, об истории иконописи. Изучение Закона Божьего - очень важная часть в процессе приобщения к православию, именно поэтому он являлся основным компонентом в педагогической деятельности монастыря. Монахини рассказывали не только о мире, о Боге, но и о понятии греха, о таинствах, ангелах, святости. Кроме того, объяснялось, почему православная вера является таковой. Особое значение уделялось молитве: ее видах, элементам, смыслу, в связи с чем разучивались основные молитвы. На занятиях по рукоделию девочек обучали вышивки, изготовлению разного-рода поделок на православную тематику. Организация летнего монастырского отдыха для девочек также оказался положительным для их воспитания и мировоззрения [9].

Свято-Иннокентьевский женский монастырь оказывал также духовную поддержку уголовно-исполнительным учреждениям Еврейской автономной области. Сестры часто посещали

Биробиджанскую воспитательную колонию, где проводили огласительные беседы для несовершеннолетних осужденных. Кроме этого, монастырь в 2015 г. реализовывал ещё один грантовый проект «Путь к исправлению», в рамках которого были организованы различные мастер-классы, праздничные дни. Во время рождественских праздников воспитанники детской колонии получали небольшие подарки от монастыря.

Просветительская деятельность женского монастыря также являлась значимым компонентом в социальном служении. Посредством просмотра православных фильмов, чтения специализированной литературы монахини организовывали досуг несовершеннолетних осужденных, мотивирую их на участия в других проектах и богослужениях, проводимых Биробиджанской епархии. Работа монашеской обители в колонии сопровождалась крещением несовершеннолетних осужденных. Данный факт, говорит о том, что у подростков изменилось мировоззрение, улучшилась дисциплина [10].

В социальном тюремном служении Свято-Иннокентьевского монастыря можно выделить ряд особенностей:

1. Основное тюремное служение монастыря проходило в Биробиджанской воспитательной колонии для несовершеннолетних, так как именно подростки больше всего нуждаются в духовном попечении.

2. Педагогическое направление служения заключалось в организации огласительных бесед и изучении Закона Божьего

3. Воспитанники колонии благодаря монастырю приняли участие в таком конкурсе как «Явление» и мастер-классе «Барельеф».

Кроме реализации различных проектов Свято-Иннокентьевский женский монастырь занимался благотворительностью. Монахини собирали продукты питания, продукты первой необходимости, одежду, а также предоставляли материальные средства для жителей с. Раздольное, с. Кирга, г. Биробиджана, которые попали в рудную жизненную ситуацию. Совместно с главным духовником монастыря, отцом Иоанном (Каплуном) они посещали больных прихожан Биробиджанской епархии, которые проходили лечение как в амбулаториях, так и в стационарных условиях. Ежегодно монастырь участвовал в акции «Помощь ближним в нужде» в рамках которой также передавал продукты, одежду, обувь гражданам.

Социокультурная деятельность для Русской Православной Церкви является важным компонентом для ее существования. Это подтверждается тем, что была разработана и принята социальная концепция. Свято-Иннокентьевский женский монастырь также придерживался данной концепции. Но, в силу своего территориального, климатического расположения, а также немногочисленности социальное служение здесь имело свою специфику. Так, поскольку монастырь находится в с. Раздольном, недалеко от г. Биробиджана, монахини могли оказывать помощь главным образом жителям Биробиджанского района. Климатические условия также оказали свое влияние на монастырское социальное служение. Монашеская обитель в летний период времени часто затапливалась, что делало невозможным систематичную организацию летнего досуга для детей. Детскую площадку часто переносили или отменяли. В итоге, в силу принятых новых законодательных актов в области организации летнего отдыха для детей, монастырскую площадку было решено закрыть, поскольку монастырь не отвечал некоторым санитарным требованиям.

Таким образом, проанализировав социокультурную деятельность Свято-Иннокентьевского женского монастыря можно выделить следующие ее формы:

- работа с детскими домами г. Биробиджана, реализация проекта «Согрей детское сердечко», попечение детей-сирот;

- тюремное служение, духовное наставление осужденных, проведение в колониях богослужений, реализация проекта «Путь к исправлению»;

- организация летнего отдыха и досуга для детей прихожан г. Биробиджана;

- занятие благотворительностью.

Педагогическая деятельность как отдельный компонент социокультурной деятельности женского монастыря также имела свои формы:

- изучение Закона Божьего, основ православной веры, молитв;

- проведение различных мастер-классов по иконописи, настенной росписи в технике «Барельеф»;

- обучение традиционным видам православного рукоделия: шитью, вышивки;

- обучение церковному песнопению.

Свято-Иннокентьевский женский монастырь, таким образом, является значимым социокультурным институтом в жизни Еврейской автономной области. Вместе с тем, малочисленность насельниц монастыря сказывается на формах социальной работы обители. Сестры не в силе осуществлять по-настоящему масштабные проекты.

Литература и источники

1. Мирончева Е.А. Сызранский Сретенский женский монастырь в социокультурном пространстве Сызранского уезда // Science Time. - 2016. - №3(27). - С. 327-330.

2. Шафажинская Н.Е. Социальная деятельность русского женского монашества в XIX - начале XX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2010. - №4(19). - С.97-108.

3. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html.

4. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.

5. Дивногорцева С.Ю. Православная педагогическая культура русских монастырей // Вестник Московского университета МВД России. - 2010. - №7.

6. Качала Т.В. Приходская социально-педагогическая деятельность православных храмов Москвы в период патриаршества Святейшего Патриарха московского и всея Руси Алексия II (по материалам докладов Святейшего на епархиальных собраниях Москвы в 1992-2008 гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 3(14).

7. ТаЕЖМ во им. С. Иннокентия. 2 документ. Л. 1-3.

8. Хайницкая Э.А. Женский монастырь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Еврейской автономной области // ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 426. Л.12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.Хайницкая Э.А. Свято-Иннокентьевский женский монастырь: отношения внутри монастыря и взаимоотношения с обществом. 2013 // ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 427. Л. 11-12.

10. Обряд крещения прошёл в Биробиджанской воспитательной колонии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www//79.fsin. su/news/detail.php?ELEMENT_ID= 178768.

References and Sources

1. Mironcheva E.A. Syzranskij Sretenskij zhenskij monastyr' v sociokul'turnom prostranstve Syzranskogo uezda // Science Time. - 2016. - №3(27). - S. 327-330.

2. Shafazhinskaya N.E. Social'naya deyatel'nost' russkogo zhenskogo monashestva v XIX - nachale XX v. // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. - 2010. - №4(19). - S. 97-108.

3. Osnovy social'noj koncepcii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html.

4. O principah organizacii social'noj raboty v Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.

5. Divnogorceva S.Yu. Pravoslavnaya pedagogicheskaya kul'tura russkih monastyrej // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2010. - №7.

6. Kachala T.V. Prihodskaya social'no-pedagogicheskaya deyatel'nost' pravoslavnyh hramov Moskvy v period patriarshestva Svyatejshego Patriarha moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II (po materialam dokladov Svyatejshego na eparhial'nyh sobraniyah Moskvy v 1992-2008 gg.) // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya. - 2009. - Vyp. 3(14).

7. TaEZHM vo im. S. Innokentiya. 2 dokument. L. 1-3.

8. Hajnickaya E.A. Zhenskij monastyr' vo imya Svyatitelya Innokentiya, mitropolita Moskovskogo v Evrejskoj avtonomnoj oblasti// GA EAO. F. 629. Op. 2. D. 426. L.12.

9. Hajnickaya E.A. Svyato-Innokent'evskij zhenskij monastyr': otnosheniya vnutri monastyrya i vzaimootnosheniya s obshchestvom. 2013 // GA EAO. F. 629. Op. 2. D. 427. L. 11-12.

10. Obryad kreshcheniya proshyol v Birobidzhanskoj vospitatel'noj kolonii. [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: www//79 .fsin.su/ news/detail. php?ELEMENT_ID= 178768.

ХАИНИЦКАЯ ЭЛЕОНОРА АНДРЕЕВНА - преподаватель Приамурского государственного университета. KHAINITSKAYA, ELEONORA A. - Lecturer at the Amur State University (lera_hainickaya@mail.ru)

УДК 94(420).086 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-131-136

ЯКУБОВА Л.А.

МИГРАЦИИ В ВЕЛИКОБРИТАНИЮ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ.: PRO ET CONTRA В КОНТЕКСТЕ БРЭКЗИТ

Ключевые слова: Великобритания, Брэкзит, миграция, мультикультурализм, иммиграция, мигранты, трудовые ресурсы, Европейский Союз.

В статье исследуются положительные и отрицательные последствия внешней миграции в Великобританию в конце XX - начале XXI вв. Показано влияние миграционных процессов на исход референдума по Брэкзит, анализируется дискуссия вокруг последствий миграции и ее влиянии на жизнь Соединенного Королевства. Отмечается, что к 1994 г. из страны эмиграции Британия превратилась в страну иммиграции, а с 2004 г., после расширения ЕС за счет включения в ЕС стран Центральной и Восточной Европы, приток в страну переселенцев значительно усилился. Как следствие, «иммиграционный вопрос» расколол британское общество. Такое положение сохранялось вплоть до референдума о Брэкзит в июне 2016 г., на котором большинство британских граждан поддержало выход страны из ЕС. Автором сделан вывод об изменении отношения экспертного сообщества и местного британского населения к иммигрантам в лучшую сторону.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.