Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 12 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541 - 7606
Исторические науки и археология
УДК 908
Становление института монашества на территории ЕАО
в начале XXI в.
Примак П. В.
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и архивоведения, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. 679015, г. Биробиджан, ул. Широкая, 70а. E-mail: [email protected]
Хайницкая Э. А.
преподаватель факультета информационных и промышленных технологий программ СПО, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема. 679015, г. Биробиджан, ул. Широкая, 70а.
E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья раскрывает историю становления православного монашества в Еврейской автономной области и православия в регионе в целом. Отличительной особенностью существования православия в ЕАО является короткий период деятельности церквей, отсутствие их и духовенства в советский период, что повлияло в значительной степени на возрождение православия в регионе. Основная цель данного исследования - раскрыть особенности строительства единственного и первого женского православного монастыря в регионе. Свято-Иннокентьевский женский монастырь находится на стадии материального и духовного строительства, а также старается сохранять в своих стенах традиции православного монашества. Основной упор в статье делается на формы деятельности женской обители, влияние его на жителей региона, а также делаются попытки анализа современного состояния института монашества не только в ЕАО, но и в Российской Федерации.
Ключевые слова: Еврейская автономная область, православие, Свято-Иннокентьевский монастырь, женское монашество, бытовая жизнь.
The formation of the monastic institute in the Jewish Autonomous Region at the beginning of the XXI century
Prymak P. V.
candidate of historical sciences, associate professor of history and archival studies, Amur State University n.a. Sholom Aleichem. 70A Shirokaya str., 679015, Birobidzhan. E-mail: [email protected]
Hainitskaya E. A.
lecturer at the faculty of information and industrial technologies of programs os vocational secondary education, Amur State University n.a. Sholom Aleichem. 70A Shirokaya str., 679015, Birobidzhan.
E-mail: [email protected]
Abstract: This article touches upon the history of the formation of Orthodox monasticism in the Jewish Autonomous Region and Orthodoxy in the region as a whole. The short period of church activity, the absence of churches and clergy during the Soviet period are a distinctive feature of the existence of Orthodoxy in the JAR. It greatly influenced the revival of Orthodoxy in the region. The main purpose of this study is to reveal the formation characteristics of the only and first female Orthodox monastery in the region. St. Innocent Women's Monastery is developing both materially and spiritually, as well as trying to preserve the traditions of Orthodox monasticism within its walls. The article focuses on the forms of the women's monastery activity, its influence on the inhabitants of the region. Some attempts are also made to analyze the current state of the monasticism institution both in the JAR and in the Russian Federation.
Keywords: Jewish Autonomous Region, Orthodoxy, St. Innocent Women's Monastery, Women's Monasticism, Household Life.
Православие в Российской Федерации сегодня переживает эпоху возрождения и обновления. Православие в такой ситуации ставит перед собой задачу не только сохранения, но и развития определенных духовных традиций и ценностей. Издавна местом сохранения этих традиций были православные монастыри.
© Примак П. В., Хайницкая Э. А., 2017 68
Herald of Vyatka State University Is. 12,2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
Historical sciences and Archaeology
Исследованиями современного монашеского уклада занимаются С. Ю. Житенев, Е. Ш. Танеева, К. С. Медведева. В их научных трудах представлены сведения о паломничестве и религиозном туризме, социальной деятельности монашеских обителей. Так, например, С. Ю. Житенев дает не только современное понятие паломничеству, но и объясняет причину данного явления, определяет его современное состояние в Российской Федерации, а также его значение не только для самой церкви, но и для верующих [1]. К. С Медведева в своих исследованиях касалась вопроса социального облика православного монашества, а также развития монастырей в постсоветский период [2].
Достаточно много исследовательских работ, посвященных общим вопросам в области православного монашества, куда меньше работ, изучающих конкретные монастыри. К таким исследованиям и относится изучение монастырей в Приамурье.
Так как в Приамурье (куда входит и Еврейская автономная область) становление православных монастырей проходило главным образом в конце XIX - начале XX в., то исследованиями в данной области занимались Д. С. Маслинникова, И. А. Ерманцанс. Они изучали историю создания, деятельность монастырей Хабаровского края и Амурской области.
Первые православные церкви в Еврейской автономной области появились лишь в 60-х гг. XIX в. К началу 20-х гг. XX в. на территории будущей ЕАО существовало 22 часовни, 24 православных храма и походных церквей. В ряде небольших станиц, на почтовых станциях действовали молитвенные дома. Службы и религиозные обряды проводились разъездными священниками.
В конце Гражданской войны и с установлением советской власти в регионе были вынуждены закрыться все православные храмы и церкви, а духовенство - покинуть эту территорию. Здания, в которых велись службы, были переданы под библиотеки, школы, столовые, ремонтные станции [3].
Хотя в Еврейской автономной области православные и были в период советской власти, их насчитывалось не так уж и много, и активно они не могли исповедовать православие [4].
Возрождение православия в регионе началось только в 90-е гг. прошлого века, когда в области стали открываться первые православные приходы, а также появился первый монастырь.
Монашество - это уединенный образ жизни, а монастырь - это место, в котором должны соблюдать этот основной принцип. Появившись в IV в., первые монастыри играли роль как раз того религиозного института, который придерживался аскетичного образа жизни. В ходе своего развития монашество дополнялось новыми функциями. Традиционными элементами монашества можно назвать следующие направления деятельности монастырей, а также основы его внутренней жизни:
- преемственность духовного опыта;
- аскетичный образ жизни;
- обязательный монашеский постриг или принятие монашеских обязанностей;
- просвещение;
- социальная деятельность.
Свято-Иннокентьевский православный женский монастырь - первый и единственный монастырь в ЕАО, образовавшийся из православного прихода. Приход в честь Святителя Иннокентия был зарегистрирован в 2000 г. в селе Раздольное, недалеко от областного центра - г. Биробиджана. Для прихода Биробиджанская епархия не только купила земельный участок с жилыми и хозяйственными помещениями, но и способствовала первоначальному поиску тех, кто готов был помочь строящемуся религиозному центру [5].
Позже приходу был предоставлен строительный вагончик, в котором прихожане не только совершали молитвы, но и оставались на определенное время. Одновременно с обустройством православного храма прихожане занимались огородничеством, разведением домашнего скота. Молитва для них стала основой любой деятельности. Как правило, в монастырях молитву читают во время трапезы, в начале любого послушания. Послушание - это своего рода обязательная деятельность каждого насельника, которая может быть различной. Основные виды послушания:
- уборка помещений;
- дежурство в трапезной;
- занятие сельским хозяйством;
- служение при храме;
- пошив одежды, работа в свечной и молочной и т. д.
Таким образом, послушание может иметь не только религиозный характер, но и повседневный.
Вестник Вятского государственного университета, 2017, № 12 © ВятГУ, 2017 ISSN: 2541 - 7606
Исторические науки и археология
В 2003 г. на территории православного прихода Святителя Иннокентия появился храм, который строился местными жителями и прихожанами.
Первые насельницы монастыря приехали в Раздольное только в 2005 г. Женщины приехали сюда для того, чтобы совершать богослужения и заниматься хозяйством. Всего насельниц было три, ранее они были знакомы с духовным наставником и руководителем прихода Святителя Иннокентия [6].
Сам Свято-Иннокентьевский женский монастырь был образован в январе 2007 г., после того как первые насельницы совершили рясофорный постриг. Покровителями Свято-Иннокентьев-ского монастыря стали Святитель Иннокентий, митрополит Московский, который способствовал просвещению Амурской территории, а также икона Божией Матери «Спорительница хлебов».
На сегодняшний день монастырь имеет несколько хозяйственных построек, сестринский жилой корпус, православный храм и домовую церковь, а также монастырское подворье, расположенное в селе Кирга [7].
Монастырское подворье в с. Кирга - это православный приход во имя Иоанна Мученика. Данный приход возник по желанию и содействию местных жителей. Сестры Свято-Иннокентьев-ского монастыря взялись курировать данный приход. Монастырское подворье имеет ряд функций: хозяйственную, представительскую, религиозную. Подворье представляет монастырь на той территории, на которой оно находится. На его территории насельницы планируют заниматься сельским хозяйством. Самая главная функция - это религиозная. Пока ведутся строительные работы, сестры православного Свято-Иннокентьевского монастыря регулярно осуществляют молитвы.
Православный монастырь за короткое время своего существования стал значимым духовным центром не только г. Биробиджана и Еврейской автономной области, но и соседних регионов. Свято-Иннокентьевский женский монастырь осуществляет:
- религиозную деятельность;
- экономическую деятельность;
- просветительскую деятельность;
- социальную деятельность;
- благотворительность.
Религиозная деятельность осуществляется главным образом в проведении молитв, литургий и других обрядов. В монастыре регулярно проходят огласительные беседы и крещение верующих. Осуществляется прием паломников. Паломники в Свято-Иннокентьевский монастырь приезжают достаточно часто. Хоть обитель и небольшая, но можно сказать, что она уникальна. Уникальность проявляется не только в том, что монастырь первый на данной территории, но и во внутреннем убранстве храмов, в водном источнике.
Свято-Иннокентьевский женский монастырь занимается:
- разведением домашнего скота;
- земледелием;
- изготовлением молочных продуктов;
- изготовлением и продажей свечей;
- изготовлением и продажей монастырской мази;
- изготовлением и продажей печатной памятной продукции [8].
Сестры монастыря активно взаимодействуют с представителями средств массовой информацией. Журналисты часто приезжают в обитель в праздничные дни, чтобы в своих репортажах рассказать о жизни в монастыре, как насельницы готовятся к праздникам. Кроме этого насель-ницы принимают участие в конференциях, религиозных просветительских мероприятиях (например, ежегодные Иннокентьевские чтения).
Согласно новому социальному направлению деятельности Русской православной церкви, женский монастырь в ЕАО также занимается социальной работой с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, с детьми-сиротами. Монастырь для них организует беседы духовного содержания, проводит экскурсии, мастер-классы.
Особую роль в социальном служении обители играет реализация проекта «Согрей детское сердечко». Данный проект осуществляется совместно с детским домом города Биробиджана и имеет следующие направления:
- духовные беседы с детьми-сиротами;
- экскурсии по святым местам Биробиджана и окрестностей;
- работа с потенциальными крестными родителями. Итогом данной работы является усыновление детей.
Herald of Vyatka State University Is. 12,2017 © VyatSU, 2017 ISSN: 2541-7606
Historical sciences and Archaeology
Кроме этого при монастыре часто организовывается детская площадка для девочек. Сестры придумывают различные занятия с развивающими элементами с обязательным духовным содержанием. Площадка рассчитана на небольшое количество детей, так как в обители недостаточно мест для совместного их проживания с насельницами.
Благотворительность является значимым элементом монастырского уклада. Нередко сестры Свято-Иннокентьевского монастыря помогают нуждающимся семьям или отдельным лицам. Так, во время наводнения они открыли пункт приема и выдачи благотворительных вещей первой необходимости, одежды и обуви, литературы и игрушек для детей. Вся выращенная ими продукция также была направлена в места подтопления.
На сегодняшний день монашество в Российской Федерации находится на стадии возрождения, ведется активное строительство монастырских комплексов. Хотя сегодняшние монастыри и являются воплощением старых монашеских традиций, в них есть и определенные изменения. Нынешние обители испытывают недостаток опытных руководителей (игуменей, игуменов). Небольшое количество старцев и духовных наставников способствует духовному оскудению монашеской жизни. Православным обителям сегодня приходится самостоятельно изучать основы монашеской жизни, внутренние особенности общежития. Кроме этого не все пришедшие в монастырь способны в нем жить, многим не хватает не только физического, но и духовного опыта. Данные проблемы есть и в Свято-Иннокентьевском женском монастыре ЕАО. Так, женский православный Свято-Иннокентьевский монастырь с помощью сети Интернет изучает рецепты монастырской кухни, особенности церковного песнопения и пошива монашеского облачения.
Таким образом, за небольшое время своего существования женский православный монастырь в Еврейской автономной области прошел трудный путь материального строительства, с нуля выстраивал свой внутренний уклад и несмотря на все сложности пытается не только сохранять традиции православия, но и активно участвовать в религиозной жизни региона.
Примечания и список литературы
1. Житенев С. Ю. Религиозный туризм и паломничество в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Журнал института наследия. 2016. № 1(4). С. 1-11.
2. Медведева К. С. Социальный образ православных монастырей и монашества в современной России // Социологический журнал. 2015. Т. 21. № 3. С. 45-62.
3. Общие сведения и исторические данные. URL: www.eparh.ru (дата обращения: 25.10.2017).
4. ГАХК Ф. Р.-1359. Оп. 3. Д. 6. Из справки Б. М. Гребенникова о религиозной ситуации в ЕАО, адресованной в Крайком ВКП(б) И. В. Щепину от 28.10. 1950 г. Л. 48-53.
5. Иващенко В. Скит // Миг. 2000. 07 янв.
6. Хайницкая Э. А. Женский монастырь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Еврейской автономной области. 2013. С. 4 // ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 426.
7. Хайницкая Э. А. Православные женские монастыри на территории Приамурья: история и современность. 2013. С. 56-58 // ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 425.
8. Хайницкая Э. А. Женский монастырь во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского в Еврейской автономной области. 2013. С. 10-12 // ГА ЕАО. Ф. 629. Оп. 2. Д. 426.
Notes and References
1. ZHitenev S. YU. Religioznyj turizm i palomnichestvo v Rossijskoj Federacii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Religious tourism and pilgrimage in the Russian Federation: current state and development prospects] // ZHurnal instituta naslediya - Journal of the Institute of heritage. 2016, No. 1(4), Pp. 1-11.
2. Medvedeva K. S. Social'nyj obraz pravoslavnyh monastyrej i monashestva v sovremennoj Rossii [Social image of Orthodox monasteries and monasticism in modern Russia] // Sociologicheskij zhurnal - Sociological journal. 2015, vol. 21, No. 3, pp. 45-62.
3. Obshchie svedeniya i istoricheskie dannye - General information and historical data. Available at: www.eparh.ru (date accessed: 25.10.2017).
4. SAHK F. P-1359. Inv. 3. 6. Iz spravki B. M. Grebennikova o religioznoj situacii v EAO, adresovannoj v Krajkom VKP(b) I. V. SHCHepinu ot28.10.1950g. - From the reference by B. M. Grebennikov about the religious situation in the Jewish Autonomous Region, addressed to the Regional Committee of the CPSU(b) I. V. Shchepin from 28.10.1950 Sh. 48-53.
5. Ivashchenko V. Skit [Skit] //Mig - Moment. 2000.07 Jan.
6. Hajnickaya EH. A. ZHenskij monastyr' vo imya Svyatitelya Innokentiya, mitropolita Moskovskogo v Evrejskoj avtonomnoj oblasti [Nunnery in the name of St. Innokenty, Metropolitan of Moscow, the Jewish Autonomous region]. 2013. P. // SA JAR. F. 629. Inv. 2. File 426.
7. Hajnickaya EH. A. Pravoslavnye zhenskie monastyri na territorii Priamur'ya: istoriya isovremennost' [Orthodox women's monasteries on the territory of the Amur region: history and modernity]. 2013. Pp. 56-58 // SA JAR. F. 629. Inv. 2. File 425.
8. Hajnickaya EH. A. ZHenskij monastyr' vo imya Svyatitelya Innokentiya, mitropolita Moskovskogo v Evrejskoj avtonomnoj oblasti [Nunnery in the name of St. Innokenty, Metropolitan of Moscow, the Jewish Autonomous region]. 2013. Pp. 10-12 // SA JAR. F. 629. Inv. 2. File 426.