Научная статья на тему 'Просветительско-образовательная деятельность И. С. Кая как представителя крымской интеллигенции конца XIX - первой трети XX вв'

Просветительско-образовательная деятельность И. С. Кая как представителя крымской интеллигенции конца XIX - первой трети XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
110
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.С. КАЯ / КРЫМЧАК / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРЫМЧАКСКИЙ ЯЗЫК / ПЕДАГОГ / I.S. KAI / KRYMCHAK / EDUCATIONAL ACTIVITIES / KRYMCHAK LANGUAGE / TEACHER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матюхина Наталья Сергеевна

В статье исследуется биография и просветительско-образовательная деятельность первого крымчакского просветителя И.С. Кая. Дается характеристика его научных трудов по краеведению, этнографии и педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WORK OF ISAAC SAMUILOVICH KAYA AS A REPRESENTATIVE OF THE CRIMEAN INTELLIGENTSIA OF THE LATE 19TH - FIRST THIRD OF THE 20TH CENTURIES

The article explores the biography and educational activities of the first Krymchak educator I.S. Kai. The characteristic of his scientific works on local history, ethnography and pedagogy is given.

Текст научной работы на тему «Просветительско-образовательная деятельность И. С. Кая как представителя крымской интеллигенции конца XIX - первой трети XX вв»

Быховская, Н.А. Казакова. - СПб.: Детство - Пресс», 2012. - 32 с.

2. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екаренинбугр: АРДЛТД, 1998. - 320 с.

3. Жукова, Н.С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 1975. - 74 с.

4. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. - СПб: Сага, 2002. - 192 с.

5. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение. 1967. - 173 с.

6. Лямина, Г.М. Развитие речи детей раннего возраста: метод. пособие / Г.М. Лямина. - М.: Айрис Пресс, 2005. - 96 с.

7. Нищева, Н.Б. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики с 4 до 7 лет. ФГОС. - СПб.: Детство - Пресс, 2018. - 48 с.

8. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981. - 144 с.

9. Шаховская, С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // С.Н. Шаховская; под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 240 с.

Педагогика

УДК: 37-051(292.471)"18/19" аспирант Матюхина Наталья Сергеевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И.С.КАЯ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КРЫМСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КОНЦА XIX - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВВ.

Аннотация. В статье исследуется биография и просветительско-образовательная деятельность первого крымчакского просветителя И.С. Кая. Дается характеристика его научных трудов по краеведению, этнографии и педагогике.

Ключевые слова: И.С. Кая, крымчак, просветительско-образовательная деятельность, крымчакский язык, педагог.

Annotation. The article explores the biography and educational activities of the first Krymchak educator I.S. Kai. The characteristic of his scientific works on local history, ethnography and pedagogy is given.

Keywords: I.S. Kai, krymchak, educational activities, Krymchak language, teacher.

Введение. За весь исторический период своего существования сфера образования постоянно изменялась и преобразовывалась посредством многочисленных реформ, целью которых являлось поддержание уровня образования согласно требованиям времени. В настоящее время модернизация российского образования направлена на повышение качества образовательных услуг посредством поиска новых педагогических технологий и методик преподавания.

Но, как известно, все новое - это хорошо забытое старое. Поэтому ученые и педагоги, просветители и общественные деятели повсечасно обращались и обращаются к народным традициям воспитания, используя педагогический опыт различных народов в современном образовательном пространстве.

Для Крыма, где, как известно, проживают представители более чем 150 этносов, неисчерпаемым потенциалом педагогических идей является использование традиций народного воспитания в современной образовательной практике. Для изучения и сохранения традиций обучения и воспитания у разных народов полуострова представители крымской интеллигенции в разные исторические эпохи занимались сбором, обобщением и систематизацией педагогических знаний. Впоследствии многие из них использовали полученные материалы в своей просветительской и педагогической деятельности.

Так, ярким представителем крымской интеллигенции конца XIX - первой трети XX веков был первый крымчакский просветитель и педагог Исаак Самуилович Кая. Учитель математики, этнограф, основатель первой крымчакской школы, автор учебников крымскотатарского и крымчакского языков, гражданин и патриот своей страны, человек со сложной судьбой.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является изучение жизнедеятельности первого крымчакского просветителя Исаака Самуиловича Кая, характеристика его научных трудов, систематизация и анализ просветительской и педагогической деятельности известного крымчака, а также вклад педагога в развитие образования крымчаков в конце XIX - первой трети XX веков.

Изложение основного материала статьи. Исаак Самуилович Кая родился в городе Феодосия 18 октября 1887 года в семье небогатого мелкого лавочника Самуила Кая. Отец занимался продажами керосина в небольшой собственной лавке. Мать, будучи слепой, занималась домашними делами и воспитанием сына. В 1894 году семья переехала в Карасубазар (Белогорск).

Еще в детстве у Исаака наблюдается тяготение к «наукам» [3]. Он успешно окончил начальные классы Толмуд-Торы (религиозной школы иудеев) в Карасубазаре, где проявил способности к математике, изучал древнееврейский язык. Способности мальчика привлекли внимание представителей крымчакской общины. И.С. Кая был одним из первых крымчаков, получивших систематическое образование за счет крымчакской общины Карасубазара [2]. Он уезжает в город Вильно (Вильнюс), где обучается в учительской семинарии.

По окончании семинарии, в 1907 г. Кая возвращается в Симферополь, где занимается репетиторством. В семье одного из своих учеников знакомится со своей будущей женой - Ольгой Юдовной Хондо.

В 1909 году Исаак Самуилович с женой переезжают в Карасубазар. На базе местной Толмуд-Торы, которая к тому времени пришла в упадок, он организовывает школу для крымчакских детей, в которой

работает и учителем, и заведующим с 1911 по 1922 годы. Ольга Юдовна поступает на работу учителем русского языка.

С этого момента начинается педагогическая и просветительская деятельность Исаака Самуиловича Кая, человека энциклопедических знаний, владеющего несколькими иностранными языками (арабским, персидским, древнееврейским), а также русским, крымскотатарским и крымчакским языками.

В начале XX века в жизни крымчакских общин важную роль выполняли различные благотворительные общества, которые помогали наибеднейшим слоям населения [2]. И.С. Кая в 1910 году инициирует создание и становится во главе правления благотворительного общества крымчаков «Ойзер-Далим» в Симферополе. Деятельность общества заключалась в предоставлении ссуд, организации курсов по обучению неграмотных крымчаков, продаже угля в рассрочку для бедных крымчакских семей.

Во время визита в Крым в 1912 году доктора С.А. Вайсенберга, который проводил ряд этнографических исследований среди караимов и крымчаков полуострова, И.С. Кая передал исследователю список из 85 крымчакских фамилий, сопроводив его собственными пояснениями относительно происхождения крымчаков и их фамилий. Впоследствии ученый охарактеризовал Исаака Самуиловича как «одного из усерднейших поборников просвещения и насаждения современной культуры при сохранении, однако, всего хорошего старого среди своих соплеменников» [1].

В 1913 г. в Карасубазаре состоялся I Съезд крымчаков. К сожалению, ни материалов, сообщающих о причинах созыва съезда, ни документов самого съезда не сохранилось [2]. По некоторым данным можно предположить, что И.С. Кая был одним из организаторов данного съезда, в ходе которого была выдвинута идея о проведении национальной переписи крымчаков в Крыму и за его пределами.

26-летний учитель разработал перечень вопросов (более 50) для переписных листов, которые отражали информацию о составе семьи, возрасте ее членов, месте проживания, уровне образованности, месте работы, происхождении, семейных преданиях, о ценных предметах-реликвиях, хранящихся в крымчакских семьях и т.д. [2].

Много позже, в 1951 году, в письме к Е.И. Пейсаху, И.С. Кая вспоминал: «Силами крымчакских обществ такая перепись была проведена в 1913 году. Материалы этой переписи в виде заполненных опросных листов хранились у меня. Боясь за их сохранность я предложил Гос Музею этнографии в г. Ленинграде /адрес: Инженерная 4 или кажется Михайловская площадь/ взять материалы переписи на хранение. У меня есть опись сданного в Музей материала, где числится: листов - 1566, лиц мужского пола - 2714, жен. пола - 2563, всего душ - 5282. Опись снабжена печатью музея и подписью «Зав. Евр. Секцией Гос. Муз. Этнографии Пульнера» от 9 мая 1940 года.

...Нашей переписью 1913 года не были охвачены только Симферопольские крымчаки, что объясняется существовавшими там 2-мя «джемаатами», которые группировались около «зенгилер каалы» и «фукарилер каалы». Мы несколько раз съезжались в Симферополе, чтобы примирить эти группы, но все было напрасно, и Симферопольские крымчаки в 1913 году так и остались не переписанными» [6].

В 1921 году голод вынуждает переехать семью Кая в Симферополь. Исаак Самуилович работает учителем русского языка в русских и крымскотатарских школах. В то же время педагог учится на вечернем отделении Таврического университета на факультете «Востоковедение».

В течение 20-х годов XX в. в Симферополе открываются две крымчакских школы с русским языком обучения, в организации которых И. Кая принял непосредственное участие.

В 1929 году Кая снова становится студентом, теперь уже Симферопольского педагогического института. Продолжая обучать детей, он осваивает математику и уже до конца жизни посвящает себя этой специальности.

Очередной переезд, теперь из Симферополя в Керчь, состоялся у семьи педагогов в 1931 году. Исаак Самуилович получает должность завуча и учителя математики в татарском секторе школы, а Ольга Юдовна -учителя русского языка. Но недолго ей пришлось прожить в новом городе. В 1939 году Ольга Юдовна скоропостижно скончалась.

В 1941 году, оккупировав Крым, фашисты начали массовый расстрел крымчаков. В период с 16 ноября по 15 декабря 1941 года, по оперативным данным фашистов было уничтожено 2604 крымчака в Евпатории, Симферополе и Феодосии [2]. В Керчи крымчаков регистрировали отдельно от евреев в связи с непонятностью их происхождения. Инициативная группа в составе нескольких крымчаков (А.С. Мизрахи, И.С. Кая, М.С. Токатлы и др.) 25-26 ноября 1941 года провела встречу, на которой было принято решение предоставить в гестапо научные труды Исаака Кая о крымчаках и их происхождении. Вероятно, после предоставления информации, фашистскими властями Керчи был послан запрос в Берлин для выяснения обстоятельств. К концу декабря 1941 года гестапо определилось с судьбой крымчаков, наметив их уничтожение на 3 января 1942 года, о чем свидетельствуют документы, найденные в помещениях Керченского гестапо и городской управы, в освобожденном от фашистов городе в ходе проведения Керченско-Феодосийского десанта 30 декабря 1941 года [2].

17-18 января 1942 года немецкими захватчиками было уничтожено 468 крымчаков Карасубазара. По воспоминаниям З.Я. Борохова за период с января по середину мая 1942 г., когда г. Керчь был временно очищен от фашистов, смогли эвакуироваться 826 человек - чуть больше половины из общего числа зарегистрированных крымчаков. Оставшаяся часть, после ухода советских войск в конце июня 1942 г. уничтожена у Аджимушкайского переезда [2].

Для семьи И.С. Кая, как и для большинства других семей того времени, военные годы обернулись личной трагедией. Пропал без вести младший сын Яков. Старший сын Лев, окончивший до войны Ленинградский химико-технологический институт и по причине инвалидности не призванный в армию, работал главным инженером на кислородно-компрессорной станции. В 1942 году получил необоснованное обвинение, был репрессирован и провел 10 лет в тюрьме.

После эвакуации И.С. Кая оказался в Алма-Аты, где по памяти восстанавливал практически утраченный в Керчи личный архив, состоявший из редких книг, рукописей, этнографических материалов.

Когда закончилась война, Исаак Самуилович переехал в Краснодар к дочери Кларе и устроился учителем математики в среднюю школу №28. Советская власть запретила известному крымчаку въезд в Крым как автору учебников крымскотатарского языка.

В 1948 году семья Кая переезжает на постоянное место жительства в Одессу, где Исаак Самуилович становится преподавателем математики в 1-м офицерском училище.

В послевоенное время термин «крымчак» оказался под запретом. Благодаря стараниям И.С. Кая, в Большой Советской энциклопедии появляется небольшая заметка о «малочисленной народности, проживающей главным образом в городах Крымской области УССР (Симферополь, Севастополь, Керчь, Феодосия) и на Кавказе (Новороссийск, Сухуми)» [15].

А 30 марта 1956 года И.С. Кая умирает. Похоронен педагог в Одессе на Третьем еврейском кладбище.

Всю свою жизнь этот человек посвятил своему народу: изучал происхождение, традиции и обычаи крымчаков, занимался их образованием, сохранил крымчакский язык.

Первая публикация И.С. Кая состоялась в 1914 г. в журнале «Еврейская старина» (г. Санкт-Петербург). Заметка являлась переводом двух жалованных грамот (ярлыков от татарских ханов) крымчакам Карасубазара, датированных 1597 и 1742 гг., и называлась «Ханские ярлыки, данные крымчакам» [7].

В этом же году, но уже в издании Вестник еврейского просвещения, автор публикует статью «Народное образование у крымчаков». В ней И.С. Кая характеризует отличия крымчаков от российских евреев. По мнению Исаака Самуиловича, крымчаки полностью безразличны к обучению своих детей, особенно девочек. «Необходимо возбудить в массах крымчаков интерес к школьному вопросу, заставить их проникнуться важностью школьного дела и видеть в нем залог своего возрождения как духовного, так и материального» -говорит автор [8]. Данная статья, описывающая состояние образования крымчаков в начале XX века, стала началом образовательно-просветительской деятельности выдающегося крымчакского исследователя.

В 1916 году, опять же в «Еврейской старине», публикуется статья «Крымчаки. Этнографический очерк (по личным наблюдениям)». В начале статьи И.С. Кая выводит не употреблявшийся ранее термин «туземные евреи», имея в виду крымчаков, таким образом формулируя свое отношение к происхождению малого этноса. Далее автор описывает черты сходства крымчаков и татар: язык, национальную одежду, устройство дома, кушанья, нравы и обычаи, в частности, свадебный обряд. Очень подробно описываются религиозные обряды и праздники крымчаков, посещения синагоги, древние рукописи и памятники крымчакской старины [9].

Отнесение крымчакского языка (чагатай) к кыпчакской группе тюркских языков делает его очень близким и похожим к караимскому и крымскотатарскому языку. Крымчакский этнограф считал, что крымчаки разговаривают на крымскотатарском языке. Естественно, он прекрасно видел разницу между крымчакским и татарским языками, но приписывал это вопиющей неграмотности крымчаков, «не умеющих говорить правильно» [5].

С 1923 года в программу школ 2-й ступени и профтехнических школ в Крыму вводится обязательное изучение татарского языка. В ответ на возникшую потребность в 1924 году в Крымиздате, в соавторстве с А. Одабашем, А.С. Кая издает «Руководство для обучения крымско-татарскому языку», которое было переиздано дважды в 1925 и 1926 году.

В предисловии к 1-му изданию авторы дают краткий обзор тюрко-татарских наречий вообще и крымскотатарских наречий в частности. Авторы используют в своем Руководстве наречие, «близкое более к наречию степных жителей, на котором есть богатая народная литература» [10]. Все вошедшие в издание грамматические формы и слова приведены в конце книги в виде таблиц и краткого словаря. По словам авторов, «предлагаемое «Руководство» - первый опыт в своем роде, и он, несомненно, будет иметь свои недочеты, которые будут замечены при применении «Руководства». Всякие указания о замеченных недостатках нами будут приняты с большой благодарностью» [10].

По результатам применения Руководства во второе издание учебника вносятся следующие изменения: уделяется значительно большее место татарской азбуке, которая снабжается в целях наглядности иллюстрациями; увеличивается шрифт текстов; добавляется возможность использования «Руководства» в качестве самоучителя, т.к. теперь все упражнения снабжены переводами как с татарского на русский, так и с русского на татарский язык.

В предисловии ко 2-му изданию авторы обращают внимание на то, что «происходившая недавно конференция татарских работников просвещения по вопросам «о татарском алфавите, о правописании, о наречии» - постановила изъять те буквы, которые не имели соответствующих звуков в татарском языке» [11].

Учитывая опыт работы в школе с учебником, в 3-е издание авторы внесли некоторые изменения: увеличили грамматический материал; сократили размеры упражнений для переводов; с целью увеличения татарского литературного материала внесли ряд новых стихотворений и несколько анекдотов; увеличили словарь до 800 слов [12].

Кроме филологической, И.С. Кая продолжает вести и этнографическую работу. Так, в 1926 году исследователь издает на крымскотатарском языке арабским шрифтом статью «Крымчаки в Крыму и дело их просвещения». Исаак Самуилович дает разъяснения по поводу письменности крымчаков в прошлом: данный народ на протяжении нескольких веков пользовался древнееврейским алфавитом, адаптировав его к звукам тюркского языка.

В Известиях Таврического общества истории, археологии и этнографии 1927 года появляется его статья «По поводу одной крымчакской рукописи». В данной публикации этнограф раскрывает понятие «крымчак», определяет период, когда впервые этот термин был упомянут в письменных источниках. Предметом настоящей статьи выступила рукопись, принадлежавшая, «как в ней значится, «святой общине Карасу» и представляет из себя «протокольную запись» всякого рода дел, рассматривавшихся в общине крымчаков города Карасубазара, как частного, так и общественного значения, - в период времени от 1785 до 1797 года» [13].

Сохранился и датированный 1928 годом рукописный отзыв В.И. Филоненко о работе И.С. Кая «Крымчаки, их быт и письменность» (20 ноября 1928 г.). Отметив, что автор использовал «богатейший фактический материал, собранный весьма тщательно и довольно обстоятельно проработанный», рецензент заметил, что «было бы гораздо интереснее, если бы из всей массы народных песен, автор выбрал бы только те, который свойственный по языку крымчакам». Также в рецензии помещена характеристика библиографической части работы И.С. Кая [14].

В 1927 году вопрос о необходимости перехода на латинскую графику народов, использовавших арабский алфавит, был решен властями без учета мнения нацменьшинств. В результате И.С. Кая издает в 1928 году первый учебник для начальных крымчакских школ на латинском алфавите, дополненный знаками, обозначающими некоторые звуки крымчакского языка.

В 1930 году в соавторстве с Р.М. Муллиной И.С. Кая издает ряд пособий «Рабочая книга для учебника татарского языка» для русских школ 2 ступени с 7 по 9 классы на латинице. И заключительным изданием на

крымско-татарском (крымчакском) языке становится книга, опубликованная в 1931 году, в соавторстве с Р.М. Муллиной, А.П. Мурлыкиным и К.Т. Тохтаровым, «Руководство по изучению крымско-татарского языка». Более учебников для крымчакских школ не выпускалось.

Исаак Самуилович продолжает свою работу над начатой темой этнографии крымчаков и в 1936 году завершает ее трудом «Крымчаки». В данной работе автор обобщает исследования известных ученых, таких как А.И. Самойловича, С.С. Заболотного, С.А. Вайсенберга. Отдельно рассматриваются обычаи и традиции народа, суеверия крымчаков и национальная кухня. Дается характеристика современного состояния крымчаков, их уровня культуры и образования: «В жизнь начинает входить новый быт, который в значительной степени захватил и небольшую по численности массу крымчаков... Насколько раньше в крымчакском быту роль синагоги была велика, настолько эта роль сейчас совершенно исчезает. В 1930 году антирелигиозное движение среди крымчаков приняло массовые размеры» [3]. Рукопись, к сожалению, так и осталась неопубликованной.

Уже после войны, в Краснодаре, крымчакский педагог обобщил свой 25-летний педагогический опыт в статье «Организация урока (из личного опыта)». Данный труд имеет неоценимый методический потенциал, однако он тоже не был опубликован.

Последняя его работа «Крымчаки и их народное творчество» написана в соавторстве с профессором В.И. Филоненко в 1955 году в Одессе. В эту работу включен ряд песен обрядного, исторического и бытового содержания малого народа Крыма - крымчаков.

Выводы. По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что Исаак Соломонович Кая, представитель крымской интеллигенции конца XIX - первой трети XX вв., был неординарной личностью и человеком со сложной судьбой. Он был первым крымчаком, получившим высшее образование, владевший шестью языками. Посвятив всю жизнь служению своему народу, он не имел права жить и умереть на родной земле.

Его научная деятельность получила отражение в этнографических, краеведческих и педагогических трудах. К сожалению, не все они были опубликованы, их рукописи хранятся в частных архивах.

Просветительская деятельность исследователя заключалась в создании благотворительного общества, организации и проведении национальной переписи крымчаков в 1913 году, а также открытии нескольких крымчакских школ на территории Крыма. Для учащихся были написаны учебники по изучению крымскотатарского и крымчакского языков, которые впоследствии помогли восстановить практически утраченный язык крымчакского народа. И.С. Кая был не столько теоретиком, сколько практиком, применяя написанные учебники в собственной педагогической деятельности, постоянно совершенствуя их.

Вклад крымчакского педагога в развитие системы образования Крыма первой половины ХХ века неоценим, ведь благодаря его деятельности практически безграмотный и бесправный народ получил возможность развиваться и образовываться наравне с другими крымчанами.

Литература:

1. Вайсенберг, С.А. Исторические гнезда Кавказа и Крыма (из отчета о летней поездке 1912 г.) // Еврейская старина. СПб., 1913. Т. 6. Вып. 1. Январь - март. С. 51-69.

2. Ачкинази, И.В. Крымчаки: Историко-этнографический очерк: монография / И.В. Ачкинази; НАН Украины, Ин-т востоковедения; Крым. отд-ние. - Симферополь: Дар, 2000. - 192 с.

3. Просветитель И.С Кая (По мотивам воспоминаний внучки И.С. Кая Наталии Коробач) // Крымчаки [Текст] / Крымское Респ. о-во "Кърымчахлар"; сост.: Д.И. Реби, В.М. Ломброзо. - Симферополь: б/и, 2001. -С. 29 - 33.

4. Гурджи, М. Гражданин, ученый, человек // Кърымчахлар (Крымчаки). Альманах № 2-3. -Симферополь: Издательство «Доля», 2007. - С. 32 - 37.

5. Реби, Д.И. Письменное наследие крымчаков: художественная лит-ра / Д.И. Реби; ред. Н. Зенгина; Крым. Респ. культ.-просвет. о-во крымчаков "Кърымчахлар" ("Крымчаки"). - Симферополь: Доля, 2010. - 344 с.

6. РЭМ СР, ф.8, оп.1, д.10, л. 6-7; Пейсах, 1968.

7. Кая, И.С. Ханские ярлыки, данные крымчакам // Еврейская старина. Вып. I. - Спб. 1914, С. 102-103

8. Кая, И.С. Народное образование у «крымчаков» // Вестник еврейского просвещения, № 29. Март -Спб, 1914. - С. 76-79.

9. Кая, И.С. Крымчаки. Этнографический очерк (по личным наблюдениям) // Еврейская старина. Вып. I. - Спб, 1916. - С. 398 - 407.

10. Одабаш, А., Кая, И.С. Руководство для обучения крымско-татарскому языку. - Симферополь: Крымиздат, 1924. - 108 с.

11. Одабаш, А., Кая, И.С. Руководство для обучения крымско-татарскому языку. - Симферополь: Крымиздат, 1925. - 194 с.

12. Одабаш, А., Кая, И.С. Руководство для обучения крымско-татарскому языку. - Симферополь: Крымиздат, 1926. - 214 с.

13. Кая, И.С. По поводу одной крымчакской рукописи // ИЗВЕСТИЯ ТАВРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ (бывш. Таврической ученой архивной комиссии). - Том 1 (58-й) / Под редакцией секретаря о-ва Н.Л. Эрнста. - Симферополь, 1927. - С. 100-105.

14. Асанова, У.К. Этнографические исследования Таврического общества истории, археологии и этнографии: историографический аспект 1920-1930 гг. // Материалы Восьмой научно-практической конференции «Оверщина в юторп Украши». Вып. 2. - Киев-Глухов, 2009. - С. 18-23.

15. Большая советская энциклопедия. Издание 2. Том 23. - Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия», 1953. - С. 562.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.