Научная статья на тему 'Крымчаки: история и современность'

Крымчаки: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1100
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМЧАКИ / ЭТНОГЕНЕЗ / ХАЗАРИЯ / КРЫМСКО-ТАТАРСКИЕ ЕВРЕИ / ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГРУППА / ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КРЫМЧАКОВ / "СЫНЫ ИЗРАИЛЯ" / "СРЕЛ БАЛАЛАРЫ" / "ИЕХУДИ" / KRYMCHAKS / ETHNOGENESIS / KHAZARIA / CRIMEAN-TATAR JEWS / ETHNO-LINGUISTIC GROUP / TRADITIONS AND CUSTOMS OF KRYMCHAKS / SONS OF ISRAEL / "SRELBALALARY" / YEHUDA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Потехин Дмитрий Васильевич

В статье раскрывается проблематика происхождения немногочисленного этноса крымчаков. Эта небольшая этническая общность одновременно является народом и уникальной религиозной общиной. Особое внимание уделяется различным точкам зрения о происхождении данной общности. Одновременно с этим поднимаются вопросы культуры, традиций и обычаев крымчакского народа, представители которого в настоящее время проживают в основном в Крыму, а также на территории других постсоветских государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KRYMCHAKS: HISTORY AND MODERNITY

The article deals with the origin of the small ethnic group of Krymchaks. This small ethnos is both a nation and a unique religious community. Various opinions about the origin of this community are reviewed. The author discusses the questions of culture, traditions and customs of Krymchak community, whose members live mostly in Crimea, as well as in other post-Soviet states.

Текст научной работы на тему «Крымчаки: история и современность»

УДК 908(=1.477.75)

Потехин Дмитрий Васильевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Крымского филиала

Краснодарского университета МВД России

КРЫМЧАКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Potekhin Dmitry Vasilyevich

PhD in History, Assistant Professor, State and Civil Law Subjects Department, Crimean branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

KRYMCHAKS: HISTORY AND MODERNITY

Аннотация:

В статье раскрывается проблематика происхождения немногочисленного этноса крымчаков. Эта небольшая этническая общность одновременно является народом и уникальной религиозной общиной. Особое внимание уделяется различным точкам зрения о происхождении данной общности. Одновременно с этим поднимаются вопросы культуры, традиций и обычаев крымчакского народа, представители которого в настоящее время проживают в основном в Крыму, а также на территории других постсоветских государств.

Ключевые слова:

крымчаки, этногенез, Хазария, крымско-татарские евреи, этнолингвистическая группа, традиции и обычаи крымчаков, «Сыны Израиля», «срел балалары», «иехуди».

Summary:

The article deals with the origin of the small ethnic group of Krymchaks. This small ethnos is both a nation and a unique religious community. Various opinions about the origin of this community are reviewed. The author discusses the questions of culture, traditions and customs of Krymchak community, whose members live mostly in Crimea, as well as in other post-Soviet states.

Keywords:

Krymchaks, ethnogenesis, Khazaria, Crimean-Tatar Jews, ethno-linguistic group, traditions and customs of Krymchaks, Sons of Israel, "Srelbalalary", Yehuda.

История и этногенез немногочисленной группы крымчаков до сих пор вызывают острые дискуссии. Более достоверным является утверждение о становлении крымчакского народа во времена Хазарского каганата в У1-Х вв. и прихода в Великую степь печенегов, гузов и половцев - кыпчаков.

Профессор В.И. Филоненко, автор «Крымчакских этюдов» относит их к метисированным разноплеменным группам евреев и тюрок [1, с. 5]. По утверждению Л. Гумилева («Древняя Русь и Великая Степь»), они формировались на основе иудейской религии ортодоксального толка, что отличает их от караимов. А. Гидалевич относит концессию крымчаков к раввинистам - иудеям сельджукского толка. Община (кагал) в разные времена носила разные названия: «иехуди», «срел балалары», «Бени Исраел» («Сыны Израиля»). Разгром Хазарского каганата князем Святославом в 965 г. выбросил часть «Сынов Израиля» в Крым, где они стали известны под именем «крымчаков» в отличие от евреев, раввинистов, ашкиназов и караимов. Возможно, в последующем крымчаки смешивались с венецианцами, генуэзцами, татарами и другими народностями.

Сохранив со времен Хазарского каганата иудейскую веру, переняв тюркский язык, крымчаки обогатили свое наречие словарным запасом так называемой кыпчакской группы. Алфавит крымчаков основан на древнееврейском квадратном письме. Основа религии - Библия (Ветхий Завет) [2, с. 98].

Наличие у крымчаков еврейских, хазарских и тюркских черт подтверждают и антропологические исследования, в том числе краниологические измерения, а также анализы крови.

Народность складывалась веками, но при этом иудейская религия всегда оставалась главным связующим звеном. Поэтому одно из местных названий данной народности - «крымско-татарские евреи». Термин «крымчак» впервые упоминается в официальном документе в 1808 г., т. е. после присоединения Крыма к России.

Язык крымчаков, который турки и татары понимают без переводчиков, имеет много собственных слов и понятий. Одним из древнейших документов литературного творчества является рукописный молитвенник, созданный в 877 г.

В Крыму основная часть крымчаков проживала в восточной части полуострова. Общины крымчаков располагались в Керчи, Феодосии, Карасубазаре (Белогорске), а также в княжестве Феодоро (Мангуп). Небольшие общины имелись в Ак-Мечети (Симферополе), Солхате (Старый Крым), Партените, Джанкое и Судаке.

В середине XVI в. в Крымском ханстве насчитывалось до 800 крымчаков. Татары называли их «евреями с пейсами», отличая их таким образом от караимов. В XVIII в. историк, лингвист

Давид Лихно в работе «Мишкан Давид» («Обитель Давида») [3, с. 44] дает описание жизни крымчаков. Жили они в одноэтажных домах с глухими стенами, выходившими на улицу. Высокие заборы скрывали жизнь семьи от посторонних глаз. Земляные полы укрывались плотным войлоком. Окна выходили на веранду двора, защищенную навесом. Стены из камня штукатурили глиной и белили. Дом состоял из двух-трех комнат с обособленной женской половиной. Жилье крымчака было скромно обставлено простой мебелью и самой необходимой в быту посудой.

Известно всего около ста двадцати крымчакских фамилий. Это объясняется тем, что браки совершались в своем кагале (общине). До XIX в. допускались кровосмесительные браки: дядя женился на племяннице, брат на двоюродной сестре. Брачные союзы совершались только по сговору родителей, по законам иудейской религии, с заключением брачного договора. Допускалось многоженство, освящаемое синагогой. Религия регламентировала всю жизнь крымчака от рождения до смерти.

Богато фольклорное наследие крымчаков. Его изучением занимались видные просветители народа Е. Пейсах, П. Лякуб, С. Кая. В некоторых семьях имеются рукописные книги «Джо-нии», передаваемые из поколения в поколение. Это своеобразный кодекс нравственных поучений, медицинских советов, пословиц и поговорок, рецептов кухни, родословная и т. д.

Пьер Лякуб рисует нам облик крымчаков: «...Почти все высокого роста, смуглого цвета, статны и стройны. Во взгляде и осанке их выражается прямота. Они вежливы и ласковы. Образ жизни их до крайности прост и воздержан, даже самые богатые не имеют при себе прислуги, находя ее для себя лишнею. Крымчачка сама доит, моет посуду и сама стирает белье. Крымчак откажет себе в самом необходимом, но неуклонно исполнит свое слово. Пьяницы меж ними - большая редкость. Такой субъект считается у них никуда не годным человеком, лишается всякого доверия».

У крымчаков есть чему поучиться. Старый человек не умрет в нищете и одиночестве, сироте найдут кров и пищу. Нищий, попрошайка, дебошир, пьяница считается позором всей общины. Для оказания помощи больным и нуждающимся создается общественный фонд за счет добровольных взносов. Чем больше человек сделал пожертвований, тем больше его уважают.

Свадьбы крымчаков отличаются простотой и скромностью. Раввин очищает молодоженов от грехов, обходя их с петухом в руках, держа птицу над их головами. Гости осыпают новобрачных монетами, молодые выпивают немного вина, девушка дает клятву полного послушания своему мужу. Приданое не требуется, что есть - то и хорошо. Разводов среди крымчаков почти не бывает. Молитвенные обряды совершаются два раза в день, проводятся они в очень спокойной обстановке. Раввин не редко является разрешителем тяжб и конфликтов. Для крымчаков он -наставник, судья и нередко знахарь.

Крымчака в прошлом можно было узнать по одежде. Мужчины - в черном кафтане, брюки заправлены в сапоги без задников и каблуков, на которые надевались кожаные галоши - «каптыр», снимаемые при входе в дом или синагогу. На голове круглая шапочка из каракуля [4, с. 153].

Женщины предпочитали темно-лиловые или фиолетовые цвета. Носили штаны-шальвары и украшенные серебряным шитьем туфли, девушки покрывали голову феской - плоскодонной шапочкой, обшитой металлическими кружочками-монистами. Замужние сооружали на голове сложный головной убор - «баш бачьи». Зимой поверх одежды шерстяная, летом на плечах -кисейная шаль.

Питание в основном мучное, молочное и мясное. Свинина не употреблялась. Основное занятие крымчаков - ремесло, изготовление изделий из кожи [5, с. 154].

Как обособленная этнолингвистическая группа крымчаки упоминаются в 1859 г. По Всероссийской переписи населения 1897 г. крымчаки значатся отдельно от евреев как самостоятельный этнос, их численность составила 3 466 чел., проживавших в Таврической губернии. В 1913 г. численность крымчаков достигла 6 500 чел., в 1926 г. составила 6 383 чел.

В годы Великой Отечественной войны и 29-месячной оккупации Крыма фашисты уничтожили большинство евреев и крымчаков. По переписи 1955 г. в СССР учтено всего 1 500 крымчаков, по переписи 1989 г. - около 3 000. В 1965 г. Крымский облисполком принял решение: всем, кто подтвердит свою принадлежность к этносу крымчаков, заменить паспорта. У многих крымчаков таких справок не оказалось, и они остались в числе евреев или караимов. По неофициальным данным в настоящее время относят себя к крымчакам от 2,5 до 3,5 тыс. чел., в том числе в Крыму около 600 чел. [6, с. 124].

Многострадальный народ находится на грани исчезновения, так как процесс метисации и ассимиляции неизбежен.

Крымчаки являются носителями евразийской культуры. На их примере видно, что процесс сближения и слияния народов был, есть и будет необратимым.

Ссылки:

1. Филоненко В.И. Крымчакские этюды // Rocznik Orientalistyczny. 1972. № 25. С. 5.

2. Потехин В.Е., Потехин Д.В. Крым многонациональный. Севастополь, 2008. 239 с.

3. Цит. по: Потехин В.Е., Потехин Д.В. Культура народов Крыма. Севастополь, 1997. С. 44.

4. Ачкинази И.В. Крымчаки. Симферополь, 2000. 190 с.

5. Там же. С. 154.

6. Там же. С. 124.

References:

Achkinazi, IV 2000, Krymchaks, Simferopol, 190 p., (in Russian).

Filonenko, VI 1972, 'Krymchak studies', Rocznik Orientalistyczny, no. 25, p. 5, (in Russian). Potekhin, VE & Potekhin, DV 1997, Culture of peoples of Crimea, Sevastopol, p. 44, (in Russian). Potekhin, VE & Potekhin, DV 2008, Multinational Crimea, Sevastopol, 239 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.