Научная статья на тему 'Просветительская и благотворительная деятельность нарымского благочинного протоиерея Н. Н. Никольского'

Просветительская и благотворительная деятельность нарымского благочинного протоиерея Н. Н. Никольского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
27
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
г. Нарым / нарымский Крестовоздвиженский собор / Томская епархия / Н. Н. Никольский / церковные школы / Палестинские чтения / приходское попечительство / Narym city / Narym Cathedral of the Exaltation of the Holy Cross / Tomsk diocese / N. N. Nikolsky / church schools / Palestinian Readings / parish guardianship

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цысь Ольга Петровна

В статье характеризуются основные направления и результаты просветительской и благотворительной деятельности настоятеля нарымского Крестовоздвиженского собора, благочинного Нарымского округа Томской епархии, протоиерея Николая Николаевича Никольского (1868 — после 1937 г.). Указаны трудности, с которыми приходилось сталкиваться Н. Н. Никольскому на протяжении более чем 20 лет служения на севере Томской епархии (1894–1915): удаленность и разбросанность селений, наличие значительной доли среди прихожан «инородцев» и политических ссыльных. В качестве важнейшего источника использован в первую очередь церковно-приходской журнал Нарымского собора (1897–1910), на страницах которого члены причта фиксировали многие значимые для прихода события, в том числе сообщается о проведении литургий, внебогослужебных собеседований, крестных ходов, сотрудничестве духовенства и нарымского купечества, организации церковных и светских праздников и др. Отмечены вклад благочинного в становление и развитие системы начальных церковных школ, его роль в организации и проведении внебогослужебных собеседований, в первую очередь Палестинских чтений, благотворительных сборов. Делается вывод, что систематическая работа протоиерея Н. Н. Никольского позволила сделать Палестинские чтения частью духовной жизни населения г. Нарыма и благочиния, вписать их в контекст богослужебной практики, связанной с Великим постом и праздником Пасхи. Раскрыта работа созданного по инициативе Н. Н. Никольского нарымского церковно-приходского попечительства, взявшего на себя заботы по содержанию малоимущих прихожан. Приведены статистические данные, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне религиозности жителей Нарымского края в течение рассматриваемого периода. Рассмотрена литературная деятельность Н. Н. Никольского, заключавшаяся в публикации в виде отдельных брошюр или статей на страницах «Томских епархиальных ведомостей» материалов, направленных на решение конкретных задач текущей жизни региона. Указано, что заслуги нарымского благочинного отмечены большим числом наград как духовного, так и светского ведомств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Цысь Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and Charitable Activities of the Narym Bishop’s Assistant Archpriest N. N. Nikolsky (1868–1937)

The article describes main areas and results of the educational and charitable activities of Rector of the Narym Cathedral of the Exaltation of the Holy Cross, Dean of the Narym district of the Tomsk diocese Archpriest Nikolai Nikolaevich Nikolsky (1868–1937). The author notes the difficulties that N. N. Nikolsky had faced in the north of Tomsk diocese, for more than 20 years of his service (1894–1915): remoteness and scattered villages, a significant proportion of “aliens” and political exiles among the parishioners. The parish journal of the Narym Cathedral (1897–1910) has been used as the most important source; on its pages the clergy members recorded many events significant for the parish, including reports on holding liturgies, extra-liturgical interviews, and processions, as well as cooperation between the clergy and Narym merchants, organization of church and secular holidays, etc. The article stated contribution of this Dean to the formation and development of the system of primary church schools, his role in organizing and conducting extra-liturgical activities, and first of all, Palestinian Readings, and charitable events also. It is concluded that the systematic work of Archpriest N. N. Nikolsky made it possible to make the Palestinian Readings an important part of the spiritual life of population of the Narym city and the Deanery, to fit them into the context of liturgical practice associated with Great Lent and the Easter holiday. The article describes work of the Narym parish guardianship organized by N. N. Nikolsky, which took care of the maintenance of the poor parishioners. The author provides statistical data that indicate a fairly high level of religiosity of the inhabitants of the Narym territory during the period under review. The literary activity of N. N. Nikolsky consisted in the publication of separate brochures or articles on the pages of Tomsk Diocesan Gazette, with the materials aimed at solving specific problems of the current life of the region, is also considered. The author has indicated that the merits of the Narym Bishop’s Assistant were marked by a great number of awards from both ecclesiastic and secular departments.

Текст научной работы на тему «Просветительская и благотворительная деятельность нарымского благочинного протоиерея Н. Н. Никольского»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 42. 108-133

•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

УДК 93/94+316.43

Б01: 10.24412/2224-5391-2023-42-108-133

О. П. Цысь

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРЫМСКОГО БЛАГОЧИННОГО ПРОТОИЕРЕЯ Н. Н. НИКОЛЬСКОГО

Аннотация. В статье характеризуются основные направления и результаты просветительской и благотворительной деятельности настоятеля нарымско-го Крестовоздвиженского собора, благочинного Нарымского округа Томской епархии, протоиерея Николая Николаевича Никольского (1868 — после 1937 г.). Указаны трудности, с которыми приходилось сталкиваться Н. Н. Никольскому на протяжении более чем 20 лет служения на севере Томской епархии (1894-1915): удаленность и разбросанность селений, наличие значительной доли среди прихожан «инородцев» и политических ссыльных. В качестве важнейшего источника использован в первую очередь церковно-приходской журнал Нарымского собора (1897-1910), на страницах которого члены причта фиксировали многие значимые для прихода события, в том числе сообщается о проведении литургий, внебогослужебных собеседований, крестных ходов, сотрудничестве духовенства и нарымского купечества, организации церковных и светских праздников и др. Отмечены вклад благочинного в становление и развитие системы начальных церковных школ, его роль в организации и проведении внебогослужебных собеседований, в первую очередь Палестинских чтений, благотворительных сборов. Делается вывод, что систематическая работа протоиерея Н. Н. Никольского позволила сделать Палестинские чтения частью духовной жизни населения г. Нарыма и благочиния, вписать их в контекст богослужебной практики, связанной с Великим постом и праздником Пасхи. Раскрыта работа созданного по инициативе Н. Н. Никольского

108

© О. П. Цысь, 2023

нарымского церковно-приходского попечительства, взявшего на себя заботы по содержанию малоимущих прихожан. Приведены статистические данные, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне религиозности жителей Нарымского края в течение рассматриваемого периода. Рассмотрена литературная деятельность Н. Н. Никольского, заключавшаяся в публикации в виде отдельных брошюр или статей на страницах «Томских епархиальных ведомостей» материалов, направленных на решение конкретных задач текущей жизни региона. Указано, что заслуги нарымского благочинного отмечены большим числом наград как духовного, так и светского ведомств.

Ключевые слова: г. Нарым, нарымский Крестовоздвиженский собор, Томская епархия, Н. Н. Никольский, церковные школы, Палестинские чтения, приходское попечительство

Для цитирования: Цысь О. П. Просветительская и благотворительная деятельность нарымского благочинного протоиерея Н. Н. Никольского // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023. № 42. С. 108-133. DOI: 10.24412/22245391-2023-42-108-133

Сведения об авторе: Цысь Ольга Петровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и документоведения Нижневартовского государственного университета, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6351-8259 (Россия, г. Нижневартовск). E-mail: tsyso@rambler.ru

Поступила в редакцию 03.02.2023 Принята к публикации 05.05.2023

В 1912 г. в одном из номеров «Томских епархиальных ведомостей» был опубликован юбилейный очерк, посвященный двадцатипятилетней службе нарымского протоиерея Н. Н. Никольского. Открывается статья следущими словами: «Нарымский край. О сколько много ужасных представлений в воображении человека связывается с этим именем! Нарымский край — это отрезанная от мира, далекая холодная северная окраина Сибири. Нарым — это медвежий захолустный уголок Томской губернии. Нарым — это сплошное болото. Само имя "Нарым" называть страшно и произносить жутко»1. Автор публикации характеризует юбиляра как «ярого защитника христианства и православия», несущего «тяжелый крест» в тех обстоятельствах, которые исторически сформировались в этом отдаленном уголке, а его работу оценивает как «самоотверженное служение», проведенное с большой пользой и «громадным успехом» для жителей сурового края2.

1 Алтайский П. К 25-летнему юбилею о. Николая Никольского в сане священника // Томские ЕВ. 1912. № 14. Отд. неоф. С. 756.

2 Там же. С. 756-758.

Протоиерей Н. Н. Никольский, 1910-е гг. (1868 — после 1937 г.)

Фото из фондов Нарымского музея политической ссылки

Подобного рода выводы нельзя считать преувеличенными, присущими юбилейному материалу. И само место служения протоиерея Н. Н. Никольского, и его деятельность там в течение многих лет заслуживают самого пристального внимания.

В дореволюционной историографии изучаемая нами тема, кроме упомянутого выше очерка, затрагивалась в историко-статистическом иследовании А. Ф. Плотникова3. В советский период о священнике не вспоминали даже в рамках активно разрабатывавшейся проблематики политической ссылки в Нарым. В постсоветских публикациях Н. Н. Никольский вскользь упоминается в связи с историей церквей и церковно-приходских школ края4, Алексан-дро-Невского храма г. Ново-Николаевска5.

Характеристика многогранной деятельности Н. Н. Никольского как настоятеля нарымского собора и благочинного на основе комплекса разнообразных источников позволяет не только по достоинству оценить его вклад в развитие образования и просвещения, православной благотворительности на самом севере Томской епрархии, но и лучше понять специфику общественного служения провинциального священника в условиях социально-политических изменений начала ХХ в., наличия большой доли среди прихожан иноэтничного, а также оппозиционного по настроениям населения.

Основным источником, рассказывающим о жизни и служении этого пастыря, является делопроизводственная документация, сохранившаяся в фондах Томской духовной консистории (ф. 170) и Благочиния церквей округа № 6 (ф. 257) Государственного архива Томской области: клировые ведомости, ежегодные отчеты благочинного6, а самое главное — церковно-приходской журнал нарымского Крестовоздвиженского собора7. Журнал велся с января 1897 г. по 26 сентября 1910 г. Не все его страницы сохранились, но уцелевшая часть содержит хронику событий приходской жизни г. Нарыма и позволяет изучить

3 См.: Плотников А. Ф. Нарымский край (5-й стан Томского уезда, Томской губернии): истори-ко-статистический очерк. СПб., 1901. 366 с.

4 Устинов Л. Е. Крестный путь: история церквей и церковно-приходских школ Нарымского края, священнослужители и религиозность населения, 1597-1953 гг. Томск, 2002. С. 33, 92.

5 Голодяев И. К. Никольские церкви города Ново-Николаевска (Новосибирска) // Баландинские чтения: сб. ст. научных чтений памяти С. Н. Баландина. Новосибирск, 2017. Т. XII. С. 176-177.

6 См., напр.: ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3170, 3236; Оп. 2. Д. 3278 и др.

7 Церковно-приходской журнал Томской епархии, Томского округа г. Нарыма, Крестовоздвижен-ской церкви, благочинья № 6 // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. С середины XIX столетия синодальные указы требовали от сельских священников вести приходское летописание, которое в целом решало более широкую задачу сохранения исторической памяти о значимых для Русской Православной Церкви событиях. Издавались синодальные указы об открытии при духовных консисториях архивных комиссий (1864); о рекомендации заводить в епархиях церковно-исторические и истори-ко-статистические описания (1866).

многие стороны деятельности клириков собора. Определенное значение для раскрытия темы имеют справочные книги по Томской епархии8 и публикации на страницах «Томских епархиальных ведомостей».

Нарым был основан в 1697 г. как форпост Российского государства в районе проживания селькупов, ставший первым русским укрепленным поселением на территории будущей Томской губернии. Через 200 лет в нем проживало

I 125 чел. (данные на 1898 г.)9.

Одним из центров общественной жизни города являлся каменный Кресто-воздвиженский собор, заложенный в 1817 г. и освященный в 1827 г.10 Здесь располагалась резиденция самого северного в Томской епархии шестого благо-чиннического округа11. В его составе находились приходы, центрами которых были села Парабельское, Инкинское, Каргасокское, Тымское, Васюганское, То-гур, Ново-Ильинское, Кетское, Кетное, Колпашево. Кроме города Нарыма и сел, по данным на 1914 г., в благочинии имелось 56 деревень, 126 юрт, 9 поселков, пристань и заимка. Число прихожан Нарымского благочиния, по данным справочных книг Томской епархии, составляло на 1898-1899 г. — 16 644 чел., на 1914 г. — 20 494 чел.12 За полтора десятилетия оно выросло на 3 850 чел., или на 23,1 %. Расстояние от Нарыма до епархиального центра достигало 427 верст.

Разбросанность селений, удаленность храмов от деревень и инородческих юрт на десятки, а то и сотни верст создавали немало неудобств священнослужителям. Сложной в этих условиях была миссия благочинного, которым на протяжении 20 лет являлся Н. Н. Никольский (1868 — после 1937) — возможно, крупнейший общественный деятель г. Нарыма конца XIX — начала XX в. Его биографию следует признать во многом типичной для своего времени.

Николай Николаевич Никольский родился 6 января 1868 г. в семье священника. Окончил курс Томской духовной семинарии (1890 г.), 3 февраля 1891 г. епископом Томским и Семипалатинским Исаакием (Положенским) рукоположен во священника Петро-Павловской церкви с. Чингизского Барнаульского уезда. С 1891 г. по 1894 г. исполнял обязанности законоучителя при местной церковно-приходской школе (ЦПШ). 7 февраля 1893 г. преосвященным Ма-карием (Невским) назначен окружным наблюдателем за церковными школа-

8 См., напр.: Справочная книга по Томской епархии за 1898-99 год. Томск, 1900. С. 157-158.

9 Зиновьев В. Город Нарым (Водотопное место) // Сибирская старина: краеведческий альманах. 1994. № 7 (12). С. 7.

10 Устинов Л. Е. Крестный путь... С. 32.

II На 1914 г. Томская епархия делилась на 52 благочиния. В том числе благочиние № 6 — На-рымское. См.: Справочная книга по Томской епархии составленная ... в январе-марте месяцах 1914 г. ... С. 14, 19.

12 Подсчитано по: Справочная книга по Томской епархии на 1898-99 год. С. 157-166; Справочная книга по Томской епархии, составленная служащими консистории под руководством секретаря оной В. А. Карташева в январе-марте месяцах 1914 г. Томск, 1914. С. 159-167.

ми благочиния № 19 Барнаульского уезда Томской епархии. По инициативе архиерея «для пользы службы церкви Божией» переведен 26 июня 1894 г. на старшее священническое место к Крестовоздвиженскому собору г. Нарыма13. С 1894 г. — законоучитель Нарымской женской ЦПШ, с 1895 г. — окружной наблюдатель церковных школ, в 1897 г. назначен председателем экзаменационной комиссии «для испытания ищущих утверждения в должности псаломщиков» в Нарымском крае, с 1899 г. — председатель окружного миссионерского комитета14. В 1895 г. Н. Н. Никольский был утвержден в должности нарымско-го благочинного, обязанности которого исполнял до 12 апреля 1915 г.15

Говоря о многогранной деятельности нарымского благочинного, следует отметить, что значительную часть времени настоятеля поглощали церковные службы. По нашим подсчетам, основанным на данных церковно-приходского журнала Крестовоздвиженского собора, в литургиях настоятель принимал участие до 40 раз в год16 (в разделе «Запись церковных служб» за 1898 г. Н. Н. Никольский в церковно-приходском журнале упоминается 39 раз17). Только за первые пять месяцев 1897 г. на регулярно проводившихся церковных службах присутствовало в среднем около 240 чел. (приведены сведения по 28 литургиям)18. В Вербное воскресенье и на Пасху в храме одновременно находилось по 400 и более молящихся. Примечательно, что в Нарыме ситуация в данном отношении принципиально не изменилась и в дальнейшем. Ни события первой русской революции, ни присутствие в городе большого числа политических ссыльных не уменьшили количества верующих, посещавших собор в дни великих праздников или же в воскресный день. По сведениям записей церковно-приходского журнала, в 1909 г. на Крещение Господне на литургии и освящении воды на реке присутствовало до 500 чел., в Вербное воскресенье — до 350 чел., на Благовещение — до 500 чел., а в Пасху — до 800 чел.19 В среднем же на богослужениях в течение пяти первых месяцев 1909 г. находилось по 253 чел. (данные по 48 литургиям)20.

Как и любой настоятель, протоиерей Н. Н. Никольский регулярно произносил воскресные проповеди после литургии, текст которых обычно брался из таких изданий как «Руководство для сельских пастырей», «Пастырский собеседник», «Сеятель», «Воскресный день», «Русский паломник», «Воскресный

13 Ведомость о градо-Нарымской Крестовоздвиженской соборной церкви // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 114. Л. 2 об.

14 Там же. Л. 3.

15 Справочная книга по Томской епархии составленная служащими. С. 14.

16 Подсчитано по: Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 1-35.

17 Подсчитано по: Там же. Л. 35 об. - 65 об.

18 Подсчитано по: Там же. Л. 1-20.

19 Там же. Л. 152 об. - 160 об.

20 Подсчитано по: Там же. Л. 152 об. - 165 об.

благовест», «Божья нива» и др. Темы подбирались в соответствии с церковным календарем, например: «До чего ослепляет человеческое распутство» — в Неделю о блудном сыне (1897 г.), «О прощании» — в Неделю сыропустную (1897 г.), «Чудесное исцеление» — во вторую неделю Святой Четыредесятницы (1908 г.); «Разбитая семья» — в третью Неделю Великого поста (Крестопоклонную) (1908 г.); «Значение освященной воды для верующих христиан» — перед Крещением21 и т. п. В обязанности настоятеля входило и оповещение прихожан о происходивших в стране важнейших политических событиях. Так, 17 июня 1907 г., как сообщалось в церковно-приходском журнале, после литургии настоятелем собора «изложен высочайший манифест о роспуске 11-ой Государственной Думы. Молящихся 246 чел.»22.

Каждый год на Светлой седмице, а также в июле протоиерей Н. Н. Никольский с псаломщиком И. Волковым ходили с молитвенным шествием со святыми иконами по деревням прихода23. Крестный ход начинался в г. На-рыме в день Святого Христова Воскресения24, прихожане, носившие крест, иконы, Евангелие, хоругви «довольно стройно... пели запевы: Спасителю, Бо-жией Матери, св. Николаю, Достойно есть, Спаси Господи»25. В последующие дни клир посещал русские деревни Нарымского края и совершал пасхальные обходы домов прихожан. Так, по замечанию протоиерея Н. Н. Никольского, со 2 по 6 мая причт и миряне ходили со святыми образами в деревни Ильиной, Большой Подъельник, Малый Подъельник, Алатаева, Городищенская, Луговская, Кузьмина, юрты Тыжины, Чиряевы, Мысовые, народ пел «Христос Воскресе», после краткого молебна все прикладывались к иконе, прихожане угощали куличами26.

Практиковалось хождение по домам не только в связи с ежегодными праздниками, но и при экстраординарных событиях. Так, в июле 1909 г. в Нарыме и деревнях распространилась среди домашних животных сибирская язва, много лошадей погибло27. Причт собора выезжал со святыми иконами в деревни, где случилась вспышка сибирской язвы и организовывал крестный ход «при большом количестве молящихся». 27 июля настоятель после литургии на память святого целителя великомученика Пантелеимона произнес поучение «О болезнях и их врачеваниии»28.

21 Подсчитано по: Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 2 об. - 6, 120.

22 Там же. Л. 119 об. - 120.

23 Там же. Л. 162-163.

24 Там же. Л. 15.

25 Там же. Л. 52.

26 Там же. Л. 15, 141.

27 Там же. Л. 167, 168, 169.

28 Там же. Л. 168 об.

Население Нарымского края сосредоточено было по берегам Оби, Кети, Парабели и Тыма29. Реки же служили и путями сообщения. Весной, во время их вскрытия, и осенью, при замерзании, связь с приходскими церквями прекращалась на 2-4 недели, а с отдаленными инородческими юртами и на больший срок, с епархиальным центром — более чем на месяц30. В зимнее время перемещались по льду рек на запряженных лошадьми санях. Так, в журнале за 1898 г. Н. Н. Никольским была сделана следующая запись: «31 марта в 8 вечера — пришла последняя зимняя почта из Томска»31. О прибытии в Нарым первого весеннего парохода сообщается священником 10 мая, а в записи за 23 сентября говорится о доставке последней летней почты. Лишь 1 декабря из Томска после перерыва в 68 дней была получена первая зимняя почта32.

Немногие из нарымских благочинных ездили столько по приходам своего округа, сколько протоиерей Н. Н. Никольский. За время своего служения он неоднократно бывал во всех, даже самых глухих, уголках Нарымского края. Поездки были ежегодными, продолжались от 11 до 14 дней, обычно в начале июня33. Н. Н. Никольский являлся членом Томского отдела Русского Православного миссионерского общества, поэтому это были не просто инспекции подведомственного благочиния, но и ставилась задача укрепления в вере «инородческого» населения. Не всегда разъезды проходили как намечалось. Во время половодья и при сильном ветре на Оби поднимались волны, из-за чего имели место случаи, когда кто-либо из путников падал за борт лодки и оказывался в холодной воде. Лишь опыт и сноровка настоятеля и его сопровождающих помогали избежать непоправимых последствий34.

Особенностью северных городов Западной Сибири было слабое проявление общественной самодеятельности. Типичную картину времяпрепровождения русских в Нарымском Приобье описал А. Ф. Плотников, который во время служебных поездок по 5-му участку Томского округа в конце 1890-х гг. собрал интересные наблюдения о крае, о противоречивости «цивилизующего» влияния русских на «инородцев»35. Чиновник так характеризовал жителей города: «Апатичные ко всему (разумея мещан) и чуждые всего, что могло бы просветить их ум... О театре и клубе многие из "граждан" не имеют элементарного понятия.»36.

29 Плотников А. Ф. Нарымский край. С. 2-3.

30 Отчет о состоянии церквей, духовенства и прихожан, состоящих в благочинии № 6, за 1904 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3236. Л. 8 об., 117.

31 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 43.

32 Там же. Л. 17, 61, 63.

33 Там же. Л. 83.

34 Там же. Л. 80.

35 См.: Плотников А. Ф. Нарымский край.

36 Там же. С. 138.

Однако эти суждения следует все же признать излишне категоричными, на что указывают сведения о развитии православной благотворительности в На-рымском крае. Благодаря усилиям Н. Н. Никольского 18 мая 1896 г. в Нарыме было открыто церковно-приходское попечительство (в память коронования Николая II)37. Число его членов в разные периоды колебалось от 36 до 83 чел., размер ежегодного платежа достигал 1 руб.38 На нужды попечительства самые крупные пожертвования были сделаны томским почетным гражданином А. Д. Родюко-вым (2 000 руб.), нарымским потомственным почетным гражданином, купцом 2-й гильдии, рыбопромышленником К. С. Прянишниковым (1 000 руб.), земским заседателем 5 участка Томского округа А. Ф. Плотниковым.

Важную роль в финансовой поддержке попечительства играл торговый дом братьев Родюковых, в составе числились представители семей Заводов-ских, Мартемьяновых. Подобного рода общественно-религиозные организации в конце XIX — начале ХХ в. в России создавались повсеместно и предназначались преимущественно для сбора средств на благоустройство и украшение храмов. Так, на строительство новой церковной ограды нарымское попечительство собрало за 1896-1898 гг. 996 р. 49 коп.39 В городском училище Нарыма 26 декабря 1898 г. попечителем школы потомственным почетным гражданином, рыбопромышленником Н. Д. Родюковым (в декабре 1899 г. избран церковным старостой40) была устроена рождественская елка, детям раздали подарки: книги, письменные пособия и одежду. В доме попечителя ЦПШ г. Нарыма К. С. Прянишникова41 состоялся новогодний праздник с елкой для учениц этой школы42. К. С. Прянишников «на всякое доброе дело ... был отзывчив», а в делах женской приходской школы принимал самое активное участие. В декабре 1906 г. А. Д. Родюковым было пожертвовано: два священнических и одно диаконское облачение, запрестольный крест, икона Божией Матери43, Н. Д. Родюковым к Рождеству 1909 г.: два посеребренных паникадила, напрестольный трехсвечник, кувшин для святой воды, кропило и два пасхальных облачения священника, 6 подсвечников44, А. А. Родюковым: священнические

37 Плотников А. Ф. Нарымский край...С. 139.

38 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 136.

39 Там же. Л. 60.

40 Там же. Л. 68.

41 Прянишников Квинтилиан Самсонович — нарымский купец 2-й гильдии, и. о. городского головы в 1879-1881 гг., голова в 1885-1894 гг., гласный думы, городской уполномоченный, член городских комиссий; рыбопромышленник, торговал мануфактурой, галантереей, бакалеей, мукой, пушниной и кедровым орехом; брал подряды на заготовку пароходных дров; опубликовал статистико-экономический обзор Нарымского края.

42 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 65.

43 Там же. Л. 108.

44 Там же. Л. 176.

и диаконские облачения из белой парчи45. «Попечителем Нарымской женской школы и Ильинской Н. Д. Родюковым всем девочкам были выданы платья и фартуки, а мальчикам блузы и брюки»46.

Подобного рода примеры помощи состоятельных горожан храму и учебным заведениям можно было бы продолжить. Однако особенностью церков-но-приходского попечительства Нарыма являлось то, что оно взяло на себя обязанности по поддержке малоимущего населения уездного центра, тех, кто впал в нужду по причине болезни, сиротству, многосемейности, невозможности найти работу. В дни праздников Рождества и Пасхи Христовой для таких людей устраивались бесплатные обеды, оказывалась помощь «инородцам». Как отмечал А. Ф. Плотников, в итоге «значительно ослабло то зло, которое происходило от нищенства, и дело благотворения, за призрением пролетариата, приняло правильную организацию»47. Из попечительских сумм в 1907 г. воспользовался пособием 21 человек48. По данным на 1907-1908 г., попечительство содержало на свои средства 13 чел. (9 муж. и 4 жен.), получивших за отчетный год 163 пуда (п.) муки и крупы, 12 п. рыбы, около 4 п. мяса, 24 фунта сахару и др. продукты. Кроме того, неимущим выдавалась одежда и обувь: рубахи, кальсоны, кофты, бродни49.

Настоятели храмов отвечали за различного рода благотворительные сборы, о результатах которых необходимо было регулярно отчитываться перед духовной консисторией50. При этом этом Н. Н. Никольский не ограничивался формальными действиями, предписанными епархиальным начальством и Св. Синодом. Так, 31 января 1899 г. после литургии он прочитал в храме воззвание о помощи голодающим жителям Казанской губернии. На его проповедь откликнулось немало прихожан, благодаря чему удалось собрать общими усилиями 30 рублей. Однако священник на этом не остановился. Через два дня он пришел в городское управление, где произнес речь о «помощи голодающим жителям Казанской губернии» перед членами городской думы. В результате было принято решение дополнительно из общественных сумм выделить еще 30 рублей51.

45 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 158, 178.

46 Отчет томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1908-1909 учебный год // Томские ЕВ. 1910. № 16. Отд. оф. С. 460.

47 Плотников А. Ф. Нарымский край. С. 139-140.

48 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 130.

49 Отчет по Нарымскому приходскому попечительству за 1907-1908 год // Томские ЕВ. 1909. № 14. Оф. ч. С. 53.

50 Подробнее см.: Беглов А. Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 56-81.

51 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 71.

Нельзя не отметить роль Н. Н. Никольского в деле развития системы начального образования в крае. К началу 1896 г. здесь имелось три инородческих школы грамоты: в с. Максимоярское (оно же Кетское), юртах Иванкиных, с. Васюганском («большей частью на бумаге»). Лишь в Иванкинской школе, созданной стараниями местного священника О. И. Виноградова на соединенные средства казны и «инородцев», дело обучения было поставлено на удовлетворительном уровне52.

Как уже отмечалось, Н. Н. Никольский был законоучителем женской ЦПШ в г. Нарыме и окружным наблюдателем церковных школ53. Летом 1899 г. он целый месяц находился на учительских педагогических курсах в г. Томске, где слушатели проводили друг для друга показательные уроки54. 12 января 1900 г. по инициативе Н. Н. Никольского состоялся съезд заведующих церковными школами Нарымского края55. Открывая съезд, благочинный обратился к присутствующим со следующими словами, актуальность которых сохраняется и более чем сто лет спустя: «Школьное дело в настоящее время — дело первостепенной важности; вопросы педагогии — вопросы жизни и смерти; общества, государства, церкви со страхом и трепетом смотрят на подрастающее поколение, что-то выйдет из него. Правительство доверило нам дело воспитания и обучения детей; на нас возлагают надежды; на нас, таким образом, лежит тяжелая ответственность пред Богом, государством и церковью. Постараемся оправдать это доверие и эти надежды. Отдадим школе все наше внимание, все наши силы, при том со всею искренностию и любовию»56. Н. Н. Никольский на съезде поставил задачу не только увеличить число учебных заведений, но и обеспечить их пригодными помещениями, а учителей — удобными квартирами, шире охватывать обучением детей «инородцев». Одним из конкретных результатов съезда стало привлечение для шести церковных школ новых попечителей, а еще пяти местным жителям было предложено принять на себя эту почетную обязанность57. Принимается решение о том, что каждая школа должна иметь икону Спасителя или Божией Матери, портрет императора, государственный флаг, часы, рамку «для обязательного порядка утренних молитв»58.

52 Плотников А. Ф. Нарымский край. С. 100.

53 Клировые ведомости церквей благочиния № 6 за 1912 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4141. Л. 10 об. - 13 об; Ведомость о градо-Нарымской Крестовоздвиженской соборной церкви // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 114. Л. 7.

54 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 88.

55 Никольский Н., свящ. Съезд о.о. заведующих церковными школами Нарымского края 12 января 1900 г. в г. Нарыме. Томск, [1900]. 13 с.

56 Там же. С. 2.

57 Там же. С. 10.

58 Там же. С. 11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным «Справочной книги по Томской епархии» на 1898-1899 гг., в На-рымском благочинии преобладали школы грамоты, содержавшиеся на местные средства и располагавшиеся в сторожках, частных квартирах59. За время пребывания в должности Н. Н. Никольского здесь, по нашим подсчетам, возвели новые 6 ЦПШ и 7 школ грамоты, для большинства из них выделены или построены специальные помещения. Если в середине 1890-х гг. лишь в двух из десяти приходов имелись попечительства, то уже к 1903 г. они были созданы во всех приходах. В трех приходах были возведены новые храмы, в четырех деревнях появились молитвенные дома60.

Об успехах народного просвещения в Нарымском приходе можно судить по результатам ежегодных экзаменов. В конце мая особой комиссией под председательством о. наблюдателя церковных школ проводились ежегодные экзамены в городских женской ЦПШ и приходском училище61. После майских экзаменов в 1908 г. из женской ЦПШ г. Нарыма выпустилось 6 воспитанниц, а из городского училища — 7, из Алатаевской ЦПШ — 5, Луговской школы грамоты — 2, Ильинской ЦПШ — также 262.

В качестве культурно-просветительских мероприятий практиковались вне-богослужебные собеседования с прихожанами. Местами их проведения служили церкви, школы, общественные здания и частные дома, нередко показывались «туманные картины»63. Например, всегда при посещении юрт Иванкиных Н. Н. Никольский устраивал в ЦПШ после вечернего богослужения чтение, причем слушателей было от 185-190 чел., преимущественно «инородцев»64.

Как и по всей стране, 26 мая 1899 г. в городе Нарыме отмечалась знаменательная дата— сто лет со дня рождения А. С. Пушкина. Торжества обрели черты официального государственного праздника и проводились с размахом. Все заботы об их организации взял на себя Н. Н. Никольский. В память о поэте в Крестовоздвиженском соборе после литургии была отслужена торжественная панихида. Одним из центров празднования стало городское приходское училище, где были собраны воспитанники и воспитанницы мужской и женской школ, и «при довольно большом стечении публики» чествовали имя великого поэта: знакомились с его биографией, декламировали его стихотворения и пели гимн «Боже, царя храни». К 100-летнему юбилею Н. В. Гоголя в школах Нарыма и деревнях прихода 20 марта 1909 г. прошли памятные чтения. В на-

59 См.: Справочная книга по Томской епархии на 1898-99 год. С. 157-166.

60 Подсчитано по: Там же. Справочная книга по Томской епархии. 1914 г. С. 159-167.

61 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 84.

62 Там же. Л. 140-141.

63 Там же. Л. 93.

64 Там же. Л. 135.

рымском Крестовоздвиженском соборе была отслужена заупокойная панихида по Н. В. Гоголю при участии учеников65.

На протяжении многих лет Н. Н. Никольский являлся организатором и руководителем Палестинских чтений в г. Нарыме и Нарымском округе. Для библиотеки собора он приобрел книги и брошюры дополнительно к тем изданиям, которые бесплатно присылались Советом Императорского православного палестинского общества (ИППО), серию «туманных картин» на стекле, карту Палестины, планы Иерусалима и его окрестностей, рисунки храма Воскресения. В библиотеке нарымского собора создается особая рубрика — «Палестиноведение».

Первое поучение «о Святой Земле и Императорском Православном Палестинском обществе» произносится в нарымском соборе 30 марта 1897 г. — на пятой Неделе Великого поста. В тот же день чтения по брошюре преосвященного Макария (Невского) проводятся в здании городского училища. В общей сложности на двух чтениях присутствовало 310 чел. Через неделю в день Входа Господня в Иерусалим (6 апреля) на всенощном бдении было прочитано воззвание православным христианам о помощи Палестинскому обществу.

В этот год кроме Нарыма по указанию Н. Н. Никольского чтения устраивались в трех окрестных деревнях в частных домах учителями школы грамоты (всего 84 чтения)66. Но собеседованиям о Палестине было положено только начало. Год спустя чтения возобновляются в городском училище (15 марта на 4-й неделе Великого поста), через неделю, 22 марта в соборе и опять же в городском училище, 29 марта — только в соборе. В 1899 г. Палестинские чтения начались на 5-й неделе Великого поста, в понедельник 29 марта в дер. Городищенской в доме крестьянина Аристова, продолжились в нарымском соборе 1, 4 и 10 апреля. В 1901— 1902 отчетном году (начинался 1 марта) Палестинские чтения прошли, кроме На-рыма, во всех селах, 13 деревнях и 5 юртах благочиния67. В городском училище на Палестинских чтениях обычно присутствовало несколько десятков слушателей, на проповедях после богослужений — до 500. О каждом чтении, как отмечалось в одном из отчетов Томского отдела ИППО, «предварительно объявлялось в храме после литургии, а перед началом чтений был благовест в большой колокол»68.

Во второй половине 1900-х гг. картина меняется. Чтения стали проводится уже со 2-й Недели Великого поста в окрестных деревнях, а затем и в самом Нарыме. Так, в 1907 г. они начались 15 марта (2-я Неделя Великого поста) и далее продолжались с завидной регулярностью: лекция на тему «Благовещение

65 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 158 об. - 159.

66 Там же. Л. 14-16.

67 См.: Никольский Н., свящ. Отчет о ведении чтений о Святой Земле в благочинии № 6 за 19011902 г. Томск, 1902. С. 1.

68 Отчет о деятельности Томского отдела Императорского православного палестинского общества за 1901-1902 год // Томские ЕВ. 1902. № 19. Отд. неоф. С. 21.

Пресвятой Богородицы и памятники этого события в Святой земле» прочитана в школе д. Городищенской 23 марта; статья «Агнец» из журнала «Русский паломник» — 30 марта; слово из текста «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя» преосвященного Александра, епископа Калужского, — 8 апреля; беседа об истории празднования Входа Господня в Иерусалим — 15 апреля69.

Помимо увеличения числа чтений, более разнообразной становится их тематика. От рассказов о Святой Земле общего характера Н. Н. Никольский и члены его причта перешли к сюжетам, посвященным земной жизни Иисуса Христа. Наблюдается стремление связать чтения с текущим праздником или событием, отмечаемым в Великий пост, на доступном наглядном материале объяснить те или иные факты Священной истории. Больше внимания уделяется текущей работе Императорского православного палестинского общества на Ближнем Востоке.

В качестве источника информации привлекалась серия брошюр, изданная ИППО. Кроме того, и сам Н. Н. Никольский стал писать и произносить небольшие «поучения» на палестинскую тематику70. Существенно возрос фонд литературы о Святой Земле, что позволило варьировать содержание лекций. В этот же период постоянной практикой становится раздача Палестинских листков. Устанавливается определенное время проведения чтений: в течение всех шести недель Великого поста, преимущественно по четвергам.

Систематическая работа протоиерея Н. Н. Никольского позволила сделать Палестинские чтения частью духовной жизни населения г. Нарыма и благочиния, вписать их в контекст богослужебной практики, связанной с Великим постом и праздником Пасхи. Об этом свидетельствуют записанные священниками и учителями ЦПШ реплики прихожан, произносимые после чтений: «Что вы читали сегодня у часов, меня инда слезы прошибли» (дер. Алатаева); «Спасибо, батюшка, что потрудился, почитал нам; все же лишний раз вспомним о Боге, да о своих грехах» (с. Тогурское)71. «Чтения в г. Нарым настолько привлекли народ, — отмечалось в одном из отчетов Томского отдела ИППО, — что довольно обширное школьное здание до тесноты переполнялось слушателями. На чтения приезжали и из деревень; многие деревенские прихожане после литургии оставались в Нарыме до вечера, чтобы иметь возможность присутствовать на чтении»72. В нарымский Крестовоздвиженский собор слушатели приходили за 2-3 часа до начала чтений73.

69 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 114-117.

70 См.: Св. М. Н. Поучение, сказанное в градо-Нарымском Крестовоздвиженском соборе пред постановкой кружки в пользу Св. Земли, присланной Томским отделом Императорского православного палестинского общества // Томские ЕВ. 1905. № 3. Прибавления. С. 33-35.

71 Никольский Н., свящ. Отчет о ведении чтений. С. 27, 28.

72 Отчет о деятельности Томского отдела Императорского православного палестинского общества за 1900-1901 год // Томские ЕВ. 1901. № 19. Отд. неоф. С. 24.

73 Никольский Н., свящ. Отчет о ведении чтений. С. 26.

Н. Н. Никольский считал необходимым делиться собственными наблюдениями, впечатлениями, размышлениями по поводу как своей работы благочинного и настоятеля, так и различных общественно-политических вопросов, имеющих непосредственное отношение к православному духовенству. Накопленный опыт он передавал в виде путевых заметок, небольших статей, периодически публиковавшихся на страницах «Томских епархиальных ведомостей».

Очерковый характер имеют его «заметки» о поездках на Васюган и на Обь-Енисейский канал в ходе инспекций благочиния74. Они насыщены этнографическим материалом, касающимся отдельных аспектов остяцкого быта, отношения «инородцев» к образованию, степени их религиозности. Некоторые работы являлись краеведческими по содержанию: в них уточнялись отдельные даты, факты по истории Нарыма и его окрестностей75.

После первой русской революции в условиях резкой активизации общественно-политической жизни духовенству приходилось реагировать на нападки либеральной интеллигенции, обвинявшей Русскую Православную Церковь и ее представителей в косности и ретроградстве. Не оставался в стороне и Н. Н. Никольский. В частности, он убедительно, с опорой на конкретные факты опровергает помещенные в томской газете «Сибирская жизнь» заметки о плохой постановке школьного дела в Нарымском крае76.

Протоиерей Н. Н. Никольский выступает в защиту священника П. Сорокина, ранее служившего в Нарыме, позднее переведенного на Алтай и подвергшегося критике в местной прессе (в той же «Сибирской жизни», а также новониколаевском «Голосе Сибири»). Благочинный приводит данные, которые говорят об о. П. Сорокине как об энергичном пастыре, активно работавшем на своем приходе: собрал за три года 15 тыс. руб. на благоустройство храма, открыл народную библиотеку, организовал народные чтения, создал походную церковь и др.77 «Забудьте людскую злобу, дорогой о. Павел, служите с честью и пользою на дорогом для Вас Алтае.», — заключает свою заметку Н. Н. Никольский78.

74 См.: [Никольский Н. Н.] Поездка на Обь-Енисейский канал во время обозрения церквей Нарымского края в июне месяце 1897 года // Томские ЕВ. 1897. № 22. Отд. неоф. С. 9-14; [Его же.] Из путевых заметок во время поездки в Васюган // Томские ЕВ. 1899. № 2. Отд. неоф. С. 25-29; № 3. Отд. неоф. С. 18-24.

75 См., напр.: Никольский Н., свящ. Поправка к статье «Историко-статистическая сведения о г. Нарыме и его храмах», напечатанной в №№ 19 и 21 Томских епархиальных ведомостей за 1895 год // Томские ЕВ. 1915. № 11. Ч. неоф. С. 486-487.

76 См.: Никольский Н., свящ. По поводу корреспонденции в «Сиб. Жизни» о постановке школьного дела в Нарымском крае // Томские ЕВ. 1911. № 8-9. Ч. неоф. С. 468-469.

77 См.: Никольский Н., свящ. Добрый пастырь и людская злоба // Томские ЕВ. 1911. № 10. Ч. неоф. С. 520-522.

78 Там же. С. 522.

О знакомстве автора с новейшей литературой свидетельствует статья об участии церковных старост в епархиальном съезде духовенства79. Рассмотрев публикации по данной теме в различных изданиях, Н. Н. Никольский не дает четкого ответа на вопрос, нужны или нет церковные старосты на съездах. Он лишь отмечает, что должны быть единые подходы к оплате проезда всех без исключения делегатов, как светских, так и духовных лиц, «во избежание недоразумений»80.

Нужно отметить, что Н. Н. Никольский не претендует на глубокое осмысление возникающих проблем. Его статьи и заметки, как правило, посвящены частным вопросам и, тем не менее, являются реакцией «на злобу дня», направлены на решение конкретных задач текущей жизни.

Помимо публикаций на страницах епархиальных ведомостей, определенным образом характеризуют нарымского благочинного страницы раздела «Запись событий приходской жизни» церковно-приходского журнала. Он наполнен различными бытовыми подробностями, наблюдениями. В зарисовках, посвященных хозяйственной деятельности местных жителей, Н. Н. Никольский приводит сведения о рыболовстве, заготовке сена и кедрового ореха, особенностях торговли, характерных для севера Западной Сибири. В частности, им отмечается, что в апреле, перед вскрытием реки крестьяне ловят нельму «чердаками», используют также самоловы, переметы. «25 апреля [1897 г.] вскрылась Кеть и Обь, разлив воды намного больше прошлогоднего. В На-рыме от неожиданного хода льда унесло до 18 чердаков81, что составляет немалый убыток для рыболовов, так как устройство чердака обходится не менее 12 рублей. Вообще промысел чердаками в весеннее время самый опасный»82. Можно найти сообщения о запасах сена или установившихся ценах на кедровый орех (1898 г. «продавались от 1 р. 50 к. — до 2 руб. за пуд»83) и т. п. Наблюдения священника самые разнообразные: «Брусники собрали немного, но и ту поел зверь (медведь), сломавший даже амбар, в котором хранилась брусника» (ноябрь 1910 г.)84; «В ночь накануне дня Св. Пасхи в дер. Алатаевой в доме кре-

79 Никольский Н., свящ. По поводу первого епархиального съезда с участием церковных старост в Томской епархии, имеющего быть 5 июня 1911 г. // Томские ЕВ. 1911. № 8-9. Ч. неоф. С. 460-468.

80 Там же. С. 468.

81 Подробнее см.: «Постройка чердака требует немалой затраты труда: приходится долбить лед толщиной в 6-7 четвертей, на постройку уходит не меньше 10-15 рабочих дней. Чердаки стоят до самого ледохода» (Гамолецкий К. В. Демьянская волость // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX — начала ХХ века. Екатеринбург, 1998. С. 236).

82 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 16.

83 Там же. Л. 60.

84 Там же. Л. 126.

стьянина случился пожар от горевшей лампадки в святом углу» (1897 г.)85; «Погода дождливая и пасмурная, река вскрывается, на Оби проступает вода у берега» (1897)86. В записях 1898-1909 гг. иерей сообщает и даты «становления» (замерзания) и вскрытия рек Оби и Кети87, и о необычных природных явлениях — нынешнее лето «большая» вода, рыбы и овощей никаких нет, «поэтому питаться в Петров пост совсем нечем» (1898 г.)88, выпадении снега в начале сентября, посещении г. Нарыма томским губернатором89, совершении молебна во вновь открывшейся школе грамоты в дер. Луговской и др.90 Страницы церковной летописи содержат статистический материал — о числе родившихся, бракосочетавшихся, умерших, исповедовавшихся в текущем году: «В 1897 г. в приходе родившихся 88 муж. пола и 77 женского, а всего 165 человек; браков было 37; умерло мужского пола 61 и женского пола 53, а всего 114 человек»91.

Эти данные представляют собой ценные наблюдения, которые могут быть использованы современными краеведами для характеристики повседневной жизни нарымчан на рубеже XIX-ХХ вв. Они свидетельствуют о Н. Н. Никольском как о человеке, не лишенном наблюдательности, считавшем возможным зафиксировать и сохранить сведения, хотя и не связанные с его основными обязанностями, но несомненно влиявшие на достаток прихожан, их настроения.

Важной особенностью Нарымского края являлось наличие политических ссыльных92. По словам томского историка В. П. Зиновьева, «в 1908 г. на 1180 жителей г. Нарыма приходилось 328 чел. политических ссыльных, а в 1914 г. — 65»93. Большое число зачастую антирелигиозно настроенного, оказавшегося здесь не по своей воле населения не могло не влиять на местных жителей и не создавать дополнительные трудности для благочинного и духовенства в целом. После событий 1905-1907 гг. в Нарымский край в ссылку отправили 2 370 участников революции: социал-демократов, эсеров, анархистов, польских националистов и др.94 Среди наиболее известных можно упомянуть А. И. Рыкова, И. В. Джугашвили, Я. М. Свердлова, В. В. Куйбышева, И. Н. Смирнова, В. М. Косарева95.

85 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 15.

86 Там же. Л. 15 об.

87 См., напр.: Там же. Л. 61, 77.

88 Там же. Л. 51.

89 Там же. Л. 88.

90 Там же. Л. 61, 65.

91 Там же. Л. 34.

92 Там же. Л. 99.

93 Подробнее см.: Зиновьев В. П. За штатом (г. Нарым в XIX — начале XX в.). С. 124.

94 См.: Там же. С. 124.

95 См.: Зиновьев В. Город Нарым (Водотопное место). С. 8.

Сам Н. Н. Никольский в церковно-приходском журнале за 7 июля 1906 г. оставил следующую запись: «Сегодня ночью (18 июня) на казенном парахо-де привезли в Нарым более 40 человек "политических" ссыльных. (7 июля) В городе Нарыме и во всех деревенских приходах в настоящее время сослано очень много "политических". Живут пока мирно. Некоторые работают, напр. у Родюкова делают кирпичи, тоже в дер. Ильиной — плотничают. В дер. Алата-евой есть извозчик из ссыльных»96. С ростом в Нарымском крае числа ссыльных цены на все сильно выросли. В записи за март 1909 г. Н. Н. Никольским отмечено: «Так 10 яиц стоят 40-50 коп., ведро картофеля — 35 коп., мяса 4 руб. за пуд, мука — 1 руб. 60 коп. за пуд, сахар 18 коп. фунт, керосин 7 коп., дрова погонная сажень 1 руб. 80 коп.»97.

Определенные явления из жизни политических ссыльных в Нарыме не могли пройти мимо внимания благочинного. Суждения на этот счет характеризуют Н. Н. Никольского как человека консервативных взглядов, далекого от веяний революционной морали, защитника традиционных ценностей. Так, осуждению подвергаются похороны ссыльных без отпевания, с революционными песнями и флагами. Эти погребения, вслед за пророком Иеремией, Н. Н. Никольский называет «ослиными»98.

О степени религиозности прихожан могут дать определенное представление статистические данные по посещению ими исповеди и причастия (см.: Табл. 1).

Таблица 1

Посещение исповеди и причастия прихожанами Нарымского прихода99

Год Число прихожан Из них были у исповеди и причастия Из них не были у исповеди и причастия

По малолетству По отлучкам По нерадению

1897 2 937 1 003 441 126 567

1898 2 945 1 088 469 204 671

1899 3 011 1 190 465 100 1 147

1907 3 127 1 061 466 131 1 469

1908 3 231 1 277 591 138 1 225

1909 3 212 1 319 511 209 1 173

96 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 99, 101.

97 Там же. Л. 159.

98 Никольский Н., свящ. Что говорят католики о своем исповедании и как присоединяют к католичеству православных. (Из жизни ссыльных) // Томские ЕВ. 1911. № 20. Ч. неоф. С. 1074-1077.

99 Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121. Л. 34, 66, 97, 129 об. - 130, 177.

Если же брать в целом Нарымский край, то в 1904 г. в благочинии № 6 не исполнили свой христианский долг из 18 552 православных «по нерадению» 7 104 (38,3 %)100. Отсутствие значительной части прихожан на исповеди и причастии не было исключительно спецификой региона. Для сравнения можно привести аналогичные показатели по южным благочиниям Томской епархии. В 1904 г. в Кузнецком уезде из 45 261 прихожан «исполнили христианский долг» 12 366 чел. (27,3 %), а в 1905 г. — 13 499 чел. (29,8 %)101. В Змеиногорском и Барнаульском уездах исповедовались и причастились 31 139 чел. (56,9 %)102. Общее число говеющих в Нарыме в 1909 г. в Великий пост составило 1 119 чел., т. е. большинство населения города, что превышало показатели 1897 г.103 На наш взгляд, это указывает на сохранение в непростых и быстро меняющихся общественно-политических условиях достаточно высокого уровня религиозности нарымчан, в чем немалая роль благочинного.

Заслуги протоиерея Н. Н. Никольского были отмечены как духовным, так и светскими ведомствами. За церковно-служебную деятельность он был награжден набедренником (1900 г.), скуфьею (1902 г.), камилавкою (1906 г.), на-перстным крестом (1912 г.)104; «за отлично-усердные труды по народному образованию» в течение более чем 10 лет получил 23 октября 1903 г. благословение от Св. Синода с грамотою, а 14 июня 1904 г. — архипастырское благословение преосвященного Макария (Невского) за усердную и полезную деятельность по званию благочинного и настоятеля Нарымского собора и «по устройству народных чтений с витриной на церковной ограде и библиотеки для чтений»105. Томским епархиально-училищным советом ему выражена признательность с выдачей удостоверения за заботу о церковных школах Нарымского края (1907 г.)106. 11 декабря 1908 г. епископ Макарий вновь передает архипастырское благословение за труды по церковно-школьному делу «с выдачей в том свидетельства из Томской духовной консистории»107.

100 Отчет о состоянии церквей, духовенства и прихожан, состоящих в благочинии № 6, за 1904 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3236. Л. 8, 9 об.

101 Отчет о ревизии церквей по благочинию № 13 за 1905 год // Там же. Д. 3170. Л. 105.

102 Подсчитано по: Отчет о состоянии благочиния № 36 округа, Томской епархии за 1904 год // Там же. Л. 10.

103 Подсчитано по: Церковно-приходской журнал. // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 121.

104 Справочная книга по Томской епархии. С. 160.

105 Клировые ведомости церквей благочиния № 6 за 1912 год // ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 4141. Л. 10 об. - 13 об.; Ведомость о градо-Нарымской Крестовоздвиженской соборной церкви // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 114. Л. 7.

106 Там же. Л. 2 об.

107 Там же. Л. 3.

22 декабря 1900 г. Н. Н. Никольский избран пожизненным членом-сотрудником ИППО «за полезные труды по Томскому отделу»108. 25 января 1902 г. Советом ИППО ему «выражена глубочайшая благодарность за выдающуюся деятельность по устройству в благочинии чтений о Святой Земле в 1901-1902 гг.», с 26 апреля 1912 г. состоял действительным пожизненным членом «за ревностную деятельность на пользу Общества».

За открытие новых школ и заслуги в деле народного образования протоиерей Н. Н. Никольский был награжден серебряной медалью «За усердие» на Александровской ленте для ношения на груди. Вторую серебряную медаль он получил в память 25-летия церковных школ109. За труды по переписи населения 1897 г. нарымский благочинный получил темно-бронзовую медаль, за службу в течение 12 лет без перерыва в должности благочинного был Высочайше награжден орденом св. Анны 3-й степени110.

В отчете томского епархиального архиерея за 1914 г. специально о Н. Н. Никольском сказано: «Живя в этом захолустном городе и имея на руках благочиние, состоящее наполовину из инородцев, сумел за короткое время развить свою пастырскую деятельность так широко, что получил известность на всю округу; в шутку его иначе не называют, как Нарымским "архиереем"»111.

В 1915 г. «12 апреля за № 2237, Благочинный 6 округа священник г. Нарыма Николай Никольский и Благочинный градо-Ново-Николаевских церквей Николай Завадовский, для пользы службы, перемещены один на место другого»112. Н. Н. Никольский становится также настоятелем Александро-Невского храма г. Ново-Николаевска.

Это перемещение, на наш взгляд, следует признать повышением, знаком признания его заслуг как благочинного. В молодом, бурно развивающемся городе нужны были такие опытные пастыри. Уже 9 июня 1915 г. при посещении Ново-Николаевска епархиальным архиереем «благочинный, свящ. о. Николай Никольский, только что прибывший на службу в гор. Н.-Николаевск, приветствовал Владыку речью, в которой, между прочим, указал на трудность пастырского служения в разноплеменном и разноверном городе и просил архипастырского наставления и благословления»113.

108 Ведомость о градо-Нарымской Крестовоздвиженской соборной церкви // ГАТО. Ф. 257. Оп. 1. Д. 114. Л. 2 об.

109 Там же. Л. 3.

110 Там же.

111 Отчет Томской епархии за 1914 год // РГИА. Ф. 796. Оп. 442. Д. 2674. Л. 28.

112 Перемены по службе // Томские ЕВ. 1915. № 10. Ч. оф. С. 307.

113 Н. Н. Посещение г. Ново-Николаевска Его Преосвященством, преосвященнейшим Анатолием, епископом Томским и Алтайским // Томские ЕВ. 1915. № 13. Ч. оф. С. 566-567.

На новом месте службы Н. Н. Никольский выступил с инициативой строительства соборного храма во имя святителя и чудотворца Николая «в память Второй отечественной войны». Идея была поддержана горожанами, однако события 1917 г. не дали ей воплотиться в жизнь. Протоиерей поддержал Февральскую революцию, в надежде на грядущее обновление России под властью Временного правительства. В конце 1922 г. Н. Н. Никольский присоединился к обновленческому расколу, приверженцем которого оставался до конца своих дней. Это, однако, нисколько не умаляет его заслуг как человека, внесшего огромный вклад в поддержание и сохранение православия в Нарымском крае, развитие здесь духовного просвещения и благотворительности.

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 3170, 3236, 4141; Оп. 2. Д. 3278; Ф. 257. Оп. 1. Д. 114, 121.

2. Никольский Н., свящ. Добрый пастырь и людская злоба. [По поводу клевет на свящ. о. Павла Сорокина] // Томские ЕВ. 1911. № 10. Ч. неоф. С. 520-522.

3. [Никольский Н. Н.] Из путевых заметок во время поездки в Васюган // Томские ЕВ. 1899. № 2. Отд. неоф. С. 25-29; № 3. Отд. неоф. С. 18-24.

4. Никольский Н., свящ. Отчет о ведении чтений о Святой Земле в благочинии № 6 за 1901-1902 г. Томск: Типография епархиального братства, 1902.

5. [Никольский Н. Н.] Поездка на Обь-Енисейский канал во время обозрения церквей Нарымского края в июне месяце 1897 года // Томские ЕВ. 1897. № 22. Отд. неоф. С. 9-14.

6. Никольский Н., свящ. По поводу корреспонденции в «Сиб. Жизни» о постановке школьного дела в Нарымском крае // Томские ЕВ. 1911. № 8-9. Ч. неоф. С. 468-469.

7. Никольский Н., свящ. По поводу первого епархиального съезда с участием церковных старост в Томской епархии, имеющего быть 5 июня 1911 г. // Томские ЕВ. 1911. № 8-9. Ч. неоф. С. 460-468.

8. Никольский Н., свящ. Поправка к статье «Историко-статистическая сведения о г. На-рыме и его храмах», напечатанной в №№ 19 и 21 Томских епархиальных ведомостей за 1895 год // Томские ЕВ. 1915. № 11. Ч. неоф. С. 486-487.

9. Никольский Н., свящ. Съезд о. о. заведующих церковными школами Нарымского края 12 января 1900 г. в г. Нарыме. Томск: Тип. епарх. братства, [1900].

10. Никольский Н., свящ. Что говорят католики о своем исповедании и как присоединяют к католичеству православных. (Из жизни ссыльных) // Томские ЕВ. 1911. № 20. Ч. неоф. С. 1074-1077.

11. Н. Н. Посещение г. Ново-Николаевска Его Преосвященством, преосвященнейшим Анатолием, епископом Томским и Алтайским // Томские ЕВ. 1915. № 13. Ч. оф. С. 566-567.

12. Отчет о деятельности Томского отдела Императорского православного палестинского общества за 1900-1901 год // Томские ЕВ. 1901. № 19. Отд. неоф. С. 12-27.

13. Отчет о деятельности Томского отдела Императорского православного палестинского общества за 1901-1902 год // Томские ЕВ. 1902. № 19. Неоф. отд. С. 21-36.

14. Отчет по Нарымскому приходскому попечительству за 1907-1908 год // Томские ЕВ. 1909. № 14. Оф. ч. С. 351-354.

15. Отчет томского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ Томской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1908-1909 учебный год // Томские ЕВ. 1910. № 16. Отд. оф. С. 452-463.

16. Перемены по службе // Томские ЕВ. 1915. № 10. Ч. оф. С. 303-312.

17. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 442. Д. 2674.

18. Св. М. Н. Поучение, сказанное в градо-Нарымском Крестовоздвиженском соборе пред постановкой кружки в пользу Св. Земли, присланной Томским отделом Императорского православного палестинского общества // Томские ЕВ. 1905. № 3. Прибавления. С. 33-35.

19. Справочная книга по Томской епархии на 1898-99 год. Томск, 1900.

20. Справочная книга по Томской епархии, составленная служащими консистории под руководством секретаря оной В. А. Карташева в январе-марте месяцах 1914 г. Томск, 1914.

Литература

1. Алтайский П. К 25-летнему юбилею о. Николая Никольского в сане священника // Томские ЕВ. 1912. № 14. Отд. неоф. С. 756-758.

2. Беглов А. Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX — начале XX в. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 56-81.

3. Гамолецкий К. В. Демьянская волость // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX — начала ХХ века. Екатеринбург, 1998. С. 220-299.

4. Голодяев И. К. Никольские церкви города Ново-Николаевска (Новосибирска) // Баландинские чтения: сб. ст. научных чтений памяти С. Н. Баландина. Новосибирск, 2017. Т. XII. С. 173-179.

5. Зиновьев В. Город Нарым (Водотопное место) // Сибирская старина: краеведческий альманах. 1994. № 7 (12). С. 6-8.

6. Зиновьев В. П. За штатом (г. Нарым в XIX — начале XX в.) // Земля Парабельская: сборник научно-популярных очерков к 400-летию Нарыма. Томск, 1996. С. 121-153.

7. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Т. 3 (Н-Р). Кн. 3 / под ред. А. С. Зуева, В. П. Зиновьева. Новосибирск, 1997.

8. Плотников А. Ф. Нарымский край (5-й стан Томского уезда, Томской губернии): историко-статистический очерк. СПб., 1901.

9. Устинов Л. Е. Крестный путь: история церквей и церковно-приходских школ Нарымского края, священнослужители и религиозность населения, 1597-1953 гг. Томск, 2002.

Olga P. Tsys'

EDUCATIONAL AND CHARITABLE ACTIVITIES OF THE NARYM BISHOP'S ASSISTANT ARCHPRIEST N. N. NIKOLSKY (1868-1937)

Abstract. The article describes main areas and results of the educational and charitable activities of Rector of the Narym Cathedral of the Exaltation of the Holy Cross, Dean of the Narym district of the Tomsk diocese Archpriest Nikolai Nikolaevich Nikolsky (1868-1937). The author notes the difficulties that N. N. Nikolsky had faced in the north of Tomsk diocese, for more than 20 years of his service (1894-1915): remoteness and scattered villages, a significant proportion of "aliens" and political exiles among the parishioners. The parish journal of the Narym Cathedral (1897-1910) has been used as the most important source; on its pages the clergy members recorded many events significant for the parish, including reports on holding liturgies, extra-liturgical interviews, and processions, as well as cooperation between the clergy and Narym merchants, organization of church and secular holidays, etc. The article stated contribution of this Dean to the formation and development of the system of primary church schools, his role in organizing and conducting extra-liturgical activities, and first of all, Palestinian Readings, and charitable events also. It is concluded that the systematic work of Archpriest N. N. Nikolsky made it possible to make the Palestinian Readings an important part of the spiritual life of population of the Narym city and the Deanery, to fit them into the context of liturgical practice associated with Great Lent and the Easter holiday. The article describes work of the Narym parish guardianship organized by N. N. Nikolsky, which took care of the maintenance of the poor parishioners. The author provides statistical data that indicate a fairly high level of religiosity of the inhabitants of the Narym territory during the period under review. The literary activity of N. N. Nikolsky consisted in the publication of separate brochures or articles on the pages of Tomsk Diocesan Gazette, with the materials aimed at solving specific problems of the current life of the region, is also considered. The author has indicated that the merits of the Narym Bishop's Assistant were marked by a great number of awards from both ecclesiastic and secular departments.

Keywords: Narym city, Narym Cathedral of the Exaltation of the Holy Cross, Tomsk diocese, N. N. Nikolsky, church schools, Palestinian Readings, parish guardianship

For citation: Tsys' O. P. Prosvetitel'skaia i blagotvoritel'naia deiatel'nost' narymskogo blago-chinnogo protoiereia N. N. Nikol'skogo (1868-1937) [Educational and Charitable Activities of the Narym Bishop's Assistant Archpriest N. N. Nikolsky (1868-1937)]. Vestnik Ekaterin-burgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2023, no. 42, pp. 108-133. DOI: 10.24412/2224-5391-2023-42-108-133

About the author: Tsys' Olga Petrovna — PhD (History), Associate Professor of the Department of Russian History and Documentation Studies, Nizhnevartovsk State University, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6351-8259 (Russia, Nizhnevartovsk). E-mail: tsyso@rambler.ru

Submitted on 03 February, 2023 Accepted on 05 May, 2023

References

1. Altaiskii P. K 25-letnemu iubileiu o. Nikolaia Nikol'skogo v sane sviashchennika [For the 25th Anniversary of Fr. Nicholas Nikolsky in the Dignity of the Priest]. Tomskie eparkhi-al'nye vedomosti —Tomsk Diocesan Gazette, 1912, no. 14, Unofficial sect., рр. 756-758.

2. Beglov A. L. Pravoslavnyi prikhod Rossiiskoi imperii kak ob''ekt fiskal'noi politiki svetskikh i tserkovnykh vlastei v kontse XIX — nachale XX v. [The Orthodox Parish in the Russian Empire as an Object of Fiscal Policy of the Secular and Ecclesiastical Authorities in the Late 19th — Early 20th Centuries]. Vestnik PSTGU. Ser. II: Istoriia. Istoriia Russkoi pravoslavnoi tserkvi — St. Ti-khons University Review. Ser.: History. Russian Church History, 2014, no. 2 (57), pp. 56-81.

3. Gamoletskii K. V. Dem'ianskaia volost' [Demyansk Parish]. Tobol'skii Sever glazami poli-ticheskikh ssyl'nykh XIX — nachala XX veka [Tobolsk North Through the Eyes of Political Exiles of the 19th — Early 20th Century]. Ekaterinburg, 1998, pp. 220-299.

4. Golodiaev I. K. Nikol'skie tserkvi goroda Novo-Nikolaevska (Novosibirska) [St. Nikolas Churches of the City of Novo-Nikolaevsk (Novosibirsk)]. Balandinskie chteniia: sb. statei nauchnykh chtenii pamiati S. N. Balandina [Balandinsky Readings: Collection of articles of scientific readings in memory of S. N. Balandin]. Novosibirsk, 2017, vol. 12, pp. 173-179.

5. N. N. Poseshchenie g. Novo-Nikolaevska Ego Preosviashchenstvom, preosviashchen-neishim Anatoliem, episkopom Tomskim i Altaiskim [Visiting the City of Novo-Nikolaevsk by His Eminence, His Grace Anatoly, Bishop of Tomsk and Altai]. Tomskie eparkhialnye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1915, no. 13, Unofficial sect., pp. 566-567.

6. Nikol'skii N., sviashch. Chto govoriat katoliki o svoem ispovedanii i kak prisoediniaiut k ka-tolichestvu pravoslavnykh. (Iz zhizni ssyl'nykh) [What Do Catholics Say About Their Confession and How They Make Orthodox People Join Catholicism. (From the Life of Exiles)]. Tomskie ep-arkhial'nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1911, no. 20, Unofficial sect., pp. 1074-1077.

7. Nikol'skii N., sviashch. Dobryi pastyr' i liudskaia zloba. [Po povodu klevet na sviashch. o. Pavla Sorokina] [Good Shepherd and Human Evil. [Regarding Slander Against Priest Fr. Pavel Sorokin]. Tomskie eparkhial nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1911, no. 10, Unofficial sect., pp. 520-522.

8. [Nikol'skii N. N.] Iz putevykh zametok vo vremia poezdki v Vasiugan [From Travel Notes During a Trip to Vasyugan]. Tomskie eparkhial nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1899, no. 2, Unofficial sect., pp. 25-29; no. 3, Unofficial sect., pp. 18-24.

9. Nikol'skii N., sviashch. Otchet o vedenii chtenii o Sviatoi Zemle v blagochinii № 6 za 19011902 g. [Report on the Conduct of Readings About the Holy Land in the Deanery, No. 6 for 1901-1902]. Tomsk, 1902.

10. Nikol'skii N., sviashch. Po povodu korrespondentsii v «Sib. Zhizni» o postanovke shkol'nogo dela v Narymskom krae [Concerning the Correspondence in "The Sib. Life" on the Organization of School Affairs in the Narym Territory]. Tomskie eparkhial nye vedomos-ti — Tomsk Diocesan Gazette, 1911, no. 8-9, Unofficial sect., pp. 468-469.

11. Nikol'skii N., sviashch. Po povodu pervogo eparkhial'nogo s''ezda s uchastiem tserkovnykh starost v Tomskoi eparkhii, imeiushchego byt' 5 iiunia 1911 g. [On the Occasion of the First Diocesan Congress with the Participation of Church Elders in the Tomsk Diocese, To Be Held

O. n. ^icb

on June 5, 1911]. Tomskie eparkhial nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1911, no. 8-9, Unofficial sect., pp. 460-468.

12. [Nikol'skii N. N.] Poezdka na Ob'-Eniseiskii kanal vo vremia obozreniia tserkvei Na-rymskogo kraia v iiune mesiatse 1897 goda [A Trip to the Ob-Yenisei Canal During a Review of the Churches of the Narym Territory in June 1897]. Tomskie eparkhial nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1897, no. 22, Unofficial sect., pp. 9-14.

13. Nikol'skii N., sviashch. Popravka k state «Istoriko-statisticheskiia svedeniia o g. Naryme i ego khramakh», napechatannoi v №№ 19 i 21 Tomskikh Eparkhial'nykh Vedomostei za 1895 god [Correction to the Article "Historical and Statistical Information About the City of Narym and Its Temples", Published in Nos. 19 and 21 of the Tomsk Diocesan Gazette for 1895]. Tomskie eparkhial nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1915, no. 11, Unofficial sect., pp. 486-487.

14. Nikol'skii N., sviashch. S'ezd o. o. zaveduiushchikh tserkovnymi shkolami Narymskogo kraia 12 ianvaria 1900 g. v g. Naryme [Congress of the Priests Heads of Church Schools in the Narym Territory on January 12, 1900 in the City of Narym]. Tomsk, [1900].

15. Otchet o deiatel'nosti Tomskogo otdela Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva za 1900-1901 god [Report on the Activities of the Tomsk Department of the Imperial Orthodox Palestine Society for 1900-1901]. Tomskie eparkhial nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1901, no. 19, Unofficial sect., pp. 12-27.

16. Otchet o deiatel'nosti Tomskogo otdela Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva za 1901-1902 god [Report on the Activities of the Tomsk Department of the Imperial Orthodox Palestinian Society for 1901-1902]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1902, no. 19, Unofficial sect., pp. 21-36.

17. Otchet po narymskomu prikhodskomu popechitel'stvu za 1907-1908 god [Report on the Narym Parish Guardianship for 1907-1908]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1909, no. 14, Official sect., pp. 351-354.

18. Otchet tomskogo eparkhial'nogo nabliudatelia o sostoianii tserkovnykh shkol Tomskoi eparkhii v uchebno-vospitatel'nom otnoshenii za 1908-1909 uchebnyi god [Report of the Tomsk Diocesan Observer on the State of Church Schools in the Tomsk Diocese in Terms of Teaching and Upbringing for the 1908-1909 Academic Year]. Tomskie eparkhial nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1910, no. 16, Official sect., pp. 452-463.

19. Peremeny po sluzhbe [Changes in Services]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1915, no. 10, Official sect., pp. 303-312.

20. Plotnikov A. F. Narymskii krai (5-i stan Tomskogo uezda, Tomskoi gubernii): istoriko-statis-ticheskii ocherk [Narym Territory (Camp 5 of the Tomsk district, Tomsk province): Historical and Statistical Essay]. Saint Petersburg, 1901.

21. Spravochnaia kniga po Tomskoi eparkhii na 1898-99 god [Reference Book on the Tomsk Diocese for 1898-99]. Tomsk, 1900.

22. Spravochnaia kniga po Tomskoi eparkhii, sostavlennaia sluzhashchimi konsistorii pod ru-kovodstvom sekretaria onoi V A. Kartasheva v ianvare-marte mesiatsakh 1914 g. [A Reference Book on the Tomsk Diocese Compiled by Employees of the Consistory Under the Guidance of Its Secretary V. A. Kartashev in January-March of 1914]. Tomsk, 1914.

23. Sv. M. N. Pouchenie, skazannoe v grado-Narymskom Krestovozdvizhenskom sobore pred postanovkoi kruzhki v pol'zu Sv. Zemli, prislannoi Tomskim otdelom Imperatorsk-ogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva [Teaching, Said in the Narym Cathedral of the Exaltation of the Cross Before Fixing a Charity Mug in Favor of the Holy Land, Sent by the Tomsk Branch of the Imperial Orthodox Palestinian Society]. Tomskie eparkhial'nye vedomosti — Tomsk Diocesan Gazette, 1905, no. 3, Supplements, pp. 33-35.

24. Ustinov L. E. Krestnyi put': istoriia tserkvei i tserkovno-prikhodskikh shkol Narymskogo kraia, sviashchennosluzhiteli i religioznost' naseleniia, 1597-1953 gg. [The Way of the Cross: History of Churches and Parochial Schools in the Narym Territory; Clergy and Religiosity of the Population, 1597-1953]. Tomsk, 2002.

25. Zinov'ev V. Gorod Narym (Vodotopnoe mesto) [The City of Narym (Marshes place)]. Sibirskaia starina: kraevedcheskii al'manakh — Siberian Antiquity: Local Lore Almanac, 1994, no. 7 (12), pp. 6-8.

26. Zinov'ev V. P. Za shtatom (g. Narym v XIX — nachale XX v.) [Behind the State (Narym at the end of the 19th — early 20th centuries)]. Zemlia Parabel'skaia: sbornik nauchno-popu-liarnykh ocherkov k 400-letiiu Naryma [Parabel Land: A Collection of Popular Research Essays for the 400th Anniversary of Narym]. Tomsk, 1996, pp. 121-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.