Научная статья на тему 'ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ'

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / ТРАДИЦИОННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Татьяна Викторовна

Рассматривается вопрос о необходимости создания условий для развития и самореализации личности средствами просветительской деятельности, что является актуальным в свете решения задач государственной культурной политики современной России. Дается характеристика субъектов социальнокультурной сферы, которые реализуют просветительскую деятельность различной направленности среди разных групп населения. Подчеркивается взаимосвязь просветительской деятельности с информальным и неформальным образованием взрослых и детей, а также обосновывается роль традиционных учреждений культуры, некоммерческих организаций, креативных пространств в осуществлении просветительской и образовательной деятельности с учетом норм действующего законодательства. Делается вывод о социальной ценности просвещения как фактора, обеспечивающего приоритетность культурного и гуманитарного развития личности и общества, а также важного инструмента формирования единого культурного, образовательного, информационного пространства страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SOCIO-CULTURAL SUBJECTS

Question of need to create conditions for development and selfrealization of individual by means of educational activities is considered, which is relevant in context of solving problems of state cultural policy of modern Russia. Characteristics of subjects of sociocultural sphere, which implement educational activities of various directions among different groups of population, are given. The relationship of educational activities with informal and nonformal education of adults and children is emphasized, and role of traditional cultural institutions, nonprofit organizations, creative spaces in implementation of educational and educational activities, taking into account norms of current legislation, is substantiated. The conclusion is made about social value of education as a factor that ensures the priority of cultural and humanitarian development of individual and society, as well as an important tool for formation of a unified cultural, educational, information space of country.

Текст научной работы на тему «ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ»

ОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

УДК 379.8:001.12

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-125-130 Т.В. Рябова

Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Российская Федерация e-mail: tv.ryabova812@gmail.com

Аннотация: Рассматривается вопрос о необходимости создания условий для развития и самореализации личности средствами просветительской деятельности, что является актуальным в свете решения задач государственной культурной политики современной России. Дается характеристика субъектов социально-культурной сферы, которые реализуют просветительскую деятельность различной направленности среди разных групп населения. Подчеркивается взаимосвязь просветительской деятельности с информальным и неформальным образованием взрослых и детей, а также обосновывается роль традиционных учреждений культуры, некоммерческих организаций, креативных пространств в осуществлении просветительской и образовательной деятельности с учетом норм действующего законодательства. Делается вывод о социальной ценности просвещения как фактора, обеспечивающего приоритетность культурного и гуманитарного развития личности и общества, а также важного инструмента формирования единого культурного, образовательного, информационного пространства страны.

Ключевые слова: просветительская деятельность, социально-культурная сфера, традиционные учреждения культуры, некоммерческие организации, информальное образование, неформальное образование, государственная культурная политика.

Для цитирования: Рябова Т. В. Просветительская деятельность субъектов социально-культурной сферы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2022. №4 (108). С. 125-130. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-4108-125-130

Saint-Petersburg State University of Culture, Saint-Petersburg, Russian Federation e-mail: tv.ryabova812@gmail.com

Abstract: Question of need to create conditions for development and self-realization of individual by means of educational activities is considered, which is relevant in context of solving problems of state cultural policy of modern Russia. Characteristics of subjects of socio-cultural sphere, which implement educational

РЯБОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социально-

культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного института культуры RYABOVA TATIANA VIKTOROVNA - С8с in Pedagogy, associate professor, Saint-Petersburg State University of Culture, Department of social and cultural activities

EDUCATIONAL ACTIVITIES OF SOCIO-CULTURAL SUBJECTS

Tatiana V. Ryabova

© Рябова Т. В., 2022

activities of various directions among different groups of population, are given. The relationship of educational activities with informal and non-formal education of adults and children is emphasized, and role of traditional cultural institutions, non-profit organizations, creative spaces in implementation of educational and educational activities, taking into account norms of current legislation, is substantiated. The conclusion is made about social value of education as a factor that ensures the priority of cultural and humanitarian development of individual and society, as well as an important tool for formation of a unified cultural, educational, information space of country.

Keywords: educational activities, socio-cultural sphere, traditional cultural institutions, non-profit organizations, informal education, non-formal education, state cultural policy.

For citation: Ryabova T. V. Educational activities of socio-cultural subjects. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2022, no. 4 (108), pp. 125-130. (In Russ.). http://doi. org/10.24412/1997-0803-2022-4108-125-130

Одной из приоритетных задач государственной культурной политики современной России является просвещение граждан, что предполагает «поддержку государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры; вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности; развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры» [2].

Активную заинтересованность в участии в разнообразных социально-культурных практиках просветительской направленности демонстрируют и граждане, что обусловливает высокий спрос как на традиционные формы информационно-просветительской деятельности (лекции, выставки, тематические вечера и встречи, клубные гостиные), так и инновационные (те же лекции, например, но с использованием цифровых технологий, вебинары, воркшопы), предлагаемые различными субъектами сферы культуры, образования, рекреации, досуга. Востребованность просветительских программ объясняется не только задачами культурной политики государства, но и реальными потребностями в знаниях, новых компетенциях, структурированной информации по различным предметным областям, проявляемыми разными группами населения, а также стремлением граждан

получать информацию в неформальной, более непринужденной, свободной форме. Можно утверждать, что в современном российском обществе, как и столетия назад, утвердилась идея социальной ценности просвещения как важного инструмента создания и развития единого культурного, образовательного, информационного пространства страны, что актуализирует задачу создания условий для развития личности средствами просветительства и просветительской деятельности.

Понятие просветительской деятельности и общие требования, предъявляемые к ее организации и осуществлению, определены в Федеральном законе от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в РФ"». Закон определяет просветительскую деятельность как деятельность, которая осуществляется вне рамок образовательных программ и которая направлена на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [4]. Конкретизировать нормы указанного закона и детали их практической реализации призвано «Положение об осуществлении просветительской деятельности», общественные обсуждения которого еще не завершены.

Просветительскую деятельность следует рассматривать в контексте, прежде всего, информального образования, представляющего собой деятельность человека в целях самообразования и саморазвития за счет собственной активности в социально-культурной среде. При этом ключевым свойством информального образования становится именно самообразование, что отличает его от неформального образования, которое также осуществляется за пределами формальной (школы, колледжи, вузы и т. п.) системы образования, но в формате различных курсов, школ дополнительного мастерства и личностного роста, тренинговых программ и т. п. Другими словами, если неформальное образование носит характер организованной и систематической образовательной деятельности, то информальное протекает спонтанно, с использованием СМИ, через волонтерскую деятельность, путешествия, посещение учреждений культуры, участие в разнообразных просветительских мероприятиях.

Включаясь в различные формы просветительской деятельности, прежде всего, в системе информального и неформального образования, человек использует широкие возможности социально-культурной среды для своего личностного развития. Он активно реализует просветительский потенциал организаций культуры и рекреации (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров) для удовлетворения индивидуальных информационных, художественно-эстетических, коммуникативных потребностей, а также -потребностей в самореализации и саморазвитии [5, с. 117-118].

В настоящее время в стране сложилась успешно функционирующая разветвленная инфраструктура, обеспечивающая включение человека в различные формы просветительской деятельности. Ведущими субъектами просветительской деятельности являются учреждения культуры различного типа, включая следующие:

просветительские (библиотеки, музеи, выставки, лектории,галереи, мемориальные комплексы, ботанические и зоологические сады и т. п.), предлагающие широкий спектр разнообразных информационно-образовательных мероприятий в онлайн и офф-лайн форматах, которые обеспечивают целенаправленное распространение систематизированных знаний, социально значимых сведений, обогащающих общую культуру человека, формирующих его мировоззрение и развивающих интеллектуальные, творческие, коммуникативные способности;

культурно-досуговые (дома и дворцы культуры, клубы, центры досуга и рекреации, рекреационно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры и т. п.), ориентированные на реализацию рекреативно-развивающего потенциала досуга в процессе приобщения личности к ценностям культуры, а также - все более активное включение человека в систему так называемого «serious leisure» (или интеллектуального досуга);

учреждения искусства (театры, студии, оркестры, киностудии, художественные мастерские, творческие союзы), реализующие просветительскую функцию в процессе приобщения человека к искусству и использующие для этого интересные и разнообразные формы социально-культурной деятельности; культуроохранные (центры народного творчества, центры ремесел, творческие мастерские, архивы и т. п.), призванные осуществлять просветительскую деятельность посредством включения человека в деятельность, связанную с изучение культурно-исторического наследия, сохранением и дальнейшим

развитием традиционных форм народной художественной культуры, участием в историко-краеведческих и туристско-экскурсионных мероприятиях.

В целом можно заключить, что актуальные социально-культурные практики музеев, библиотек, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений ориентированы на расширение спектра информационно-просветительских мероприятий для всех категорий населения; значительный просветительский потенциал заключен в развитии массового краеведческого движения, туризма, в том числе, познавательного, этнокультурного, сочетающего фестивальную практику с работой по широкой пропаганде национальной культуры.

Просветительская деятельность осуществляется также частными музеями, театрами, школами-студиями, творческими мастерскими. Всё большую популярность приобретают креативные арт-пространства и арт-кластеры, предлагающие посетителям разнообразные лекции, мастер-классы, встречи с «интересными» людьми и пр. Подробный анализ образовательного (просветительского) потенциала креативных пространств представлен в исследовании ученых Высшей школы экономики [1], задавшихся целью не только выявить наиболее востребованные образовательные форматы, но и ответить на вопрос, «вытесняют или нет образовательные проекты творческих предпринимателей традиционные учреждения дополнительного образования детей и взрослых». Основной вывод, к которому пришли исследователи, заключается в том, что «креативные пространства обладают большим потенциалом в качестве площадок дополнительного образования для взрослых и детей, но не заменяют на данный момент традиционные учреждения культуры. Они нашли свою нишу, связанную с предоставлением краткосрочных программ в виде семинаров, лекций, тренингов с непостоянной аудиторией и выполняют важную просветительскую функцию» [1, с. 101].

Одним из субъектов просветительской деятельности выступают многочисленные некоммерческие организации. В целях систематизации некоторых сведений об их деятельности нами был осуществлен статистический анализ данных, представленных на портале Каталог НКО - база данных (Каталог НКО http://so-nko.ru), информация в котором структурирована по следующим критериям: регионы; организационно-правовые формы НКО; направления деятельности; клиентские целевые группы. Из представленных в каталоге 1704 некоммерческих организаций для дальнейшего исследования были отобраны 520 по основному критерию - «просветительская деятельность». Как показал статистический анализ, с точки зрения организационно-правовой формы почти половину некоммерческих организаций, осуществляющих просветительскую деятельность (49 %), составляют общественные организации. Примерно равное количество (около 17 %) приходится на автономные некоммерческие организации и фонды. Третью группу составляют такие субъекты, как общественные движения (3 %), общественные организации без образования юридического лица (3 %) и некоммерческие партнерства (4 %). Некоммерческие организации иных организационно-правовых форм (объединения, союзы, ассоциации) юридических лиц, общественных объединений, а также национально-культурные автономии и т. п. представлены минимально. Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что чаще всего просветительскую деятельность из числа некоммерческих организаций осуществляют общественные организации, АНО, фонды.

Подавляющее большинство зарегистрированных на указанном портале некоммерческих организаций сочетают просветительскую деятельность с другими направлениями работы. Согласно нашему исследованию, преобладают такие виды деятельности, сопутствующие просветительской, как образовательная (17 %), творческая (10 %), правозащитная

(8,3 %), профессиональная (7,4 %). В меньшем объеме (от 6 % до 3 %) представлены национально-культурная, консалтинговая, научная, издательская, краеведческая, музейно-выставочная, экологическая деятельность. В целом обозначенные виды деятельности отражают те направления просветительской работы, которые перечислены в проекте «Положения об осуществлении просветительской деятельности», а именно: распространение духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций, знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека; стимулирование творческого самовыражения; популяризация достижений современной науки; формирование экологической культуры и другие.

Некоторая часть анализируемых некоммерческих организаций среди прочих направлений своей деятельности указывала также те, которые связаны с конкретными адресатами, что позволило определить, с какими сегментами целевой аудитории коррелирует просветительская деятельность. Наиболее часто упоминаются молодежь (26,5 %), семьи с детьми (19 %), дети (около 17 %), что в сопоставлении с преобладающими «образовательным» и «творческим» видами деятельности вполне объяснимо и логично. Помимо указанных целевых групп некоммерческие организации работают с социально незащищенными группами людей, в том числе, с инвалидами, мигрантами, бездомными и др. Оказывая всемерную поддержку людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, некоммерческие организации одновременно ведут активную просветительскую деятельность среди остальной части населения, продвигая идеи гуманизма, толерантности, взаимопомощи. Резюмируя, важно подчеркнуть, что некоммерческие организации - как активный субъект формирования и развития гражданского общества -вносят существенный вклад в гармонизацию общественных отношений, воспитание и просвещение граждан, их успешную социализацию, способствуют повышению гражданского самосознания и включению людей в различ-

ные виды социально-культурной активности. С другой стороны, просветительская деятельность, имеющая гуманистическую, патриотическую, инновационную направленность, выступает как инструмент развития гражданского общества.

Реализация высокой социальной миссии просвещения, ориентированного на повышение интеллектуального уровня населения посредством доступа к информации, приобщение его к отечественному и мировому историко-культурному наследию, к современным достижениям науки и культуры, предполагает создание условий для дальнейшего развития инфраструктуры просветительской деятельности, представленной различными учреждениями, организациями, неформальными сообществами, а также - совершенствование нормативной базы.

Таким образом, рассматривая просветительскую деятельность субъектов социально-культурной сферы в контексте реализации задач государственной культурной политики, следует отметить, что вне зависимости от их организационно-правовой формы, специфики реализуемых функций в традиционном или инновационном формате в целом они обеспечивают:

- удовлетворение информационно-познавательных, коммуникативных потребностей личности, ее потребности в непрерывном образовании, самообразовании, самореализации;

- реализацию субъект-субъектного характера взаимоотношений между всеми участниками просветительской деятельности, что предполагает все более активную включенность граждан в построение индивидуальной траектории личностного развития, в том числе, за счет использования просветительского и развивающего потенциала социально-культурной среды и отдельных ее субъектов;

- сочетание разнообразных технологий и форм социально-культурной деятельности в комплексном решении

задач социализации, образования, просвещения, инкультурации человека, недопущения распространения деструктивных ценностных установок; - взаимосвязь просвещения с актуальными задачами формирования гар-

монично развитой личности, укрепления гражданской идентичности и укрепления единства российского общества за счет приоритетного культурного и гуманитарного развития.

Список литературы

1. Гордин В. Э., Кузьмина К. А., Никольская М. В. Анализ образовательного потенциала креативных пространств // Международный журнал исследований культуры. 2017. № 1 (26). С. 89-101.

2. Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 775.

3. Рябова Т. В. Тенденции развития системы непрерывного образования в сфере культуры // Труды Санкт-Петербургского института культуры. 2021. Том 223. С. 112-121.

4. Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85 «О внесении изменений в ФЗ "Об образовании в РФ"» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publi-cation.pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036

5. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р., Якушкина И. И. и др. Просветительство как ресурс развития пространства образования взрослых государств-участников СНГ: коллективная монография / под общ. ред. М. С. Якушкиной. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский «Институт управления образованием Российской академии образования», 2016. 237 с.

Reference s

1. Gordin V. E., Kuzmina K. A., Nikolskaya M. V. Analysis of the educational potential of creative spaces // International Journal of Cultural Studies. 2017. No. 1 (26). pp. 89-101. (In Russ.)

2. Fundamentals of State cultural policy: approved. Decree of the President of the Russian Federation No. 808 dated December 24, 2014 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2014. No. 52, part 1. St. 775. (In Russ.)

3. Ryabova T. V. Trends in the development of the system of continuing education in the field of culture // Proceedings of the St. Petersburg Institute of Culture. 2021. Volume 223. pp. 112-121. (In Russ.)

4. Federal Law No. 85 of April 5, 2021 "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" [Electronic resource] // Оfficial Internet portal of legal information. URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202104050036 (In Russ.)

5. Yakushkina M. S., Ilakavichus M. R., Yakushkina I. I. et al. Enlightenment as a resource for the development of the adult education space of the CIS member states: a collective monograph / under the general editorship

of M. S. Yakushkina. Saint Petersburg: SPb IUO RAO, 2016. (In Russ.)

*

Поступила в редакцию 11.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.