Научная статья на тему 'ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ'

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ И ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Татьяна Викторовна

Дается обобщенная характеристика системы непрерывного образования в сфере культуры в контексте реализации актуальных задач ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики Российской Федерации. Отмечается, что существенный вклад в развитие системы непрерывного образования в сфере культуры, наряду с организациями профессионального образования и повышения квалификации специалистов, вносят разнообразные субъекты неформального и информального образования. Дальнейшее развитие системы непрерывного образования связано с расширением субъектов его реализации, содержания образовательных программ, форматов и технологий организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN DEVELOPMENT OF CONTINUING EDUCATION SYSTEM IN FIELD OF CULTURE

A generalized description of lifelong education system in field of culture is given in context of implementation of urgent tasks of value-oriented model of Russian Federation state cultural policy. It is noted that significant contribution to development of continuous education system in culture field, along with organizations of vocational education and professional development of specialists, is made by various subjects of non-formal and informal education. Further development of lifelong education system is associated with expansion of subjects of its implementation, content of educational programs, formats and technologies for organizing educational process.

Текст научной работы на тему «ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»

УДК 37.014(470):008

Т. В. Рябова

Тенденции развития системы непрерывного образования в

сфере культуры

Дается обобщенная характеристика системы непрерывного образования в сфере культуры в контексте реализации актуальных задач ценностно-ориентированной модели государственной культурной политики Российской Федерации. Отмечается, что существенный вклад в развитие системы непрерывного образования в сфере культуры, наряду с организациями профессионального образования и повышения квалификации специалистов, вносят разнообразные субъекты неформального и информального образования. Дальнейшее развитие системы непрерывного образования связано с расширением субъектов его реализации, содержания образовательных программ, форматов и технологий организации образовательного процесса.

Ключевые слова: государственная культурная политики, социально-культурная деятельность, социально-культурные практики, непрерывное образование, дополнительное образование, формальное образование, неформальное и информальное образование

Tatiana V. Ryabova

Trends in development of continuing education system in field of

culture

A generalized description of lifelong education system in field of culture is given in context of implementation of urgent tasks of value-oriented model of Russian Federation state cultural policy. It is noted that significant contribution to development of continuous education system in culture field, along with organizations of vocational education and professional development of specialists, is made by various subjects of non-formal and informal education. Further development of lifelong education system is associated with expansion of subjects of its implementation, content of educational programs, formats and technologies for organizing educational process.

Key words; state cultural policy, social and cultural activities, social and cultural practices, continuing education, additional education, formal education, non-formal and informal education

Динамика современных социально-культурных процессов обусловлена, с одной стороны, принятием ряда основополагающих документов в области реализации ценностно-ориентированной государственной культурной политики РФ. С другой стороны, актуальные вызовы времени существенно трансформируют функционирование различных субъектов социально-культурной сферы, формируя информационно-виртуальную среду, в которой утверждают себя принципиально новые социально-культурные и досуговые практики. В формиру-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values ющемся информационно-виртуальном пространстве видоизменяется и структура ценностных ориентаций личности; особое значение приобретают знания, опыт, новые компетенции, которые можно приобрести по мере возникновения потребности в них в любом возрасте.

В условиях социально-культурных трансформаций возникает потребность в поиске и научном обосновании новых подходов к подготовке квалифицированных специалистов, способных реализовать профессиональные задачи с учетом динамично изменяющихся общественных отношений и требований рынка труда.

Учитывая глобальность и многовекторность происходящих изменений, следует констатировать возрастающий интерес к непрерывному образованию. Важным следствием потребности в постоянном обучении и профессиональном совершенствовании является расширение аудитории, вовлеченной в образовательный процесс. Возраст потенциальных обучающихся растет, все более разнообразным становится их профессиональный и жизненный опыт. Более того, если существенно увеличивается продолжительность периода активной профессиональной деятельности, то одно образование на «всю жизнь» является недостаточным, неконкурентным и, в некотором смысле, архаичным. В динамично меняющихся условиях общественной жизни образование становится «незавершаемым», «продолжающимся», выступая ведущим двигателем карьеры и фактором, обеспечивающим множество и разнообразие профессиональных сценариев в течение всей жизни.

Именно поэтому концепция непрерывного образования, сформулированная в опубликованной в 1926 г. работе Эдуарда Линдемана «Значение образования для взрослых», в настоящее время приобретает особую значимость и находит широкий и многообразный спектр форм, методов, технологий, форматов своей реализации.

В контексте реализации задач государственной культурной политики актуальным представляется анализ тенденций развития системы непрерывного образования в условиях «информационного общества» или «общества, основанного на знаниях». Как подчеркивает Е. Н. Ко-робкова, «на первый план выходит личностное и метапредметное знание, основанное на персональном опыте и включающее когнитивные и коммуникативные умения, связанные со способностью человека к саморазвитию в условиях постоянного обновления информации. Подобное „знание" рождается из повседневной практики и включает в себя умения находить и воспринимать информацию, интерпретировать ее, использовать и организовывать»1. Образование при этом рассматри-

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей вается как «социокультурная система, обеспечивающая процесс самоопределения человека в культуре - непрерывное и в принципе не имеющее завершения продвижение человека в культурном пространстве в поисках «точек роста», по сути - собственного призвания, в котором человек обретает смысл»2.

М. А. Ариарский, рассматривая систему непрерывного образования как одну из ведущих сфер реализации культуротворческого потенциала человека, указывал, что на любом «этапе непрерывного образования ведущей целью выступает становление личности, развитие ее индивидуальности, а также обеспечение социальной востребованности формируемых знаний, умений и навыков»3. Именно образование, как указывал ученый, играет решающую роль «в становлении личности как субъекта культуры, формируя ее культурную компетентность, проявляющуюся не только в совокупности знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, но и позволяющую осознанно воспринимать явления культурной жизни, проявлять социальную адаптивность, активно и успешно участвовать в социально-культурной деятельности»4.

При этом ведущим становится именно принцип непрерывности, подразумевающий постоянное накопление знаний и совершенствование умений и навыков, «целенаправленное освоение социокультурного опыта, обогащение и развитие личностной культуры, обретение способности свободного существования в культурном пространстве»5.

Подобные процессы не могли не затронуть сферу культуры, систему подготовки кадров для различных субъектов социально-культурной деятельности, реализующих основные задачи государственной культурной политики и обеспечивающих создание условий для разнообразных досуговых практик и многочисленных общественных инициатив в сфере культуры. Более того, в контексте реализации ценностно-ориентированной культурной политики значимую роль в обеспечении процессов воспитания, образования, социализации личности играет именно непрерывное и дополнительное образование.

В настоящее время в России сложилась эффективная многоуровневая система непрерывного образования в сфере культуры и искусств. В первую очередь, данная система включает все уровни профессионального образования, призванного сформировать специалиста, компетенции которого позволяют ему успешно осуществлять деятельность в различных областях культуры и искусства. Как отмечено в Докладе «Об основных направлениях и результатах деятельности Министерства культуры Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год», «в 2020 году система отраслевого образования была

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values представлена 63 вузами (из них 48 - в ведении Минкультуры России), 233 профессиональными образовательными учреждениями (в числе которых 11 училищ Минкультуры России), 5 042 детскими школами искусств, 4 782 из которых находятся в ведении органов управления культурой»6.

Основными уровнями системы непрерывного образования в сфере культуры, определяющими уникальность данной системы, являются следующие.

1. Начальный уровень подготовки, базу которого составляют школы искусств, музыкальные, художественные школы и т. п. Данные организации относятся к системе дополнительного образования, однако, по сути, выполняют важную миссию по формированию первоначальных профессиональных навыков у детей по видам искусств. Статья 75 Закона «Об образовании в РФ» подразделяет дополнительные общеобразовательные программы для детей и взрослых на общераз-вивающие и предпрофессиональные программы. В отличие от обще-развивающих, предпрофессиональные программы в сфере искусств реализуются только для детей.

Количество детей, обучающихся в детских школах искусств на начало 2020/2021 учебного года, составило свыше 1,7 млн человек; по предпрофессиональным программам в ДШИ обучаются 862 000 человек (рост на 8 % по сравнению с 2019 г.)7.

Принятые изменения в Закон «Об образовании в РФ» (ФЗ от 24.03.2021 № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») наделяют школы искусств особым статусом, что является важным условием для сохранения уникальной трехуровневой системы образования в области искусств (детская школа искусств - училище - вуз). Министерство культуры РФ наделяется полномочиями по регулированию образовательной деятельности в детских школах искусств (по согласованию с Министерством просвещения РФ). Принятые поправки в законодательный акт об образовании закрепляют особый статус творческого образования в целом.

2. Среднее профессиональное образование в сфере культуры и искусств, основу которого составляют художественные, театральные, культурно-просветительские и иные колледжи. Одним из направлений развития среднего профессионального образования является функционирование системы непрерывного профессионального образования (колледж - вуз), реализуемой в организациях СПО. Подобные образовательные структуры могут работать либо автономно, либо как элемент образовательного комплекса, в котором ведется обучение по програм-

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей мам среднего профессионального и высшего образования. В 2020 г. «в училищах и вузах культуры и искусств по образовательным программам среднего профессионального образования обучалось около 6 тыс. человек; по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, обучалось свыше 2,6 тыс. одаренных детей»8.

3. Уровень высшего образования в сфере культуры и искусств, состоящий из институтов, консерваторий и других высших учебных заведений, реализующих образовательные программы различного уровня, включая аспирантуру и докторантуру, а также систему стажировок, организуемых вузами и ведущими художественными учреждениями страны. В 2020 г. в 47 вузах, подведомственных Министерству культуры РФ, обучалось 53,3 тыс. человек9.

Важным фактором дальнейшего развития системы высшего образования в сфере культуры и искусств является совершенствование законодательной базы, о чем свидетельствует, в частности, принятие Государственной Думой на пленарном заседании 12 мая 2021 г. в первом чтении законопроекта, предусматривающего возможность получения на конкурсной основе бесплатного второго высшего образования по ряду творческих специальностей.

Вузы культуры непрерывно трансформируются, расширяют возможность дистанционного доступа к образованию, запускают новые программы дополнительного образования и переобучения, отдельные курсы и проч. Данные процессы существенно ускорились в условиях пандемии, когда возникла необходимость в достаточно короткие сроки перейти на онлайн и дистанционный форматы обучения. Очевидно, полученный опыт будет использован и в дальнейшем. В целом, вузовское обучение для граждан разного возраста становится действительно непрерывным и приобретает самые разнообразные формы: от очных образовательных программ до дистанционных онлайн-курсов.

Важный компонент системы профессионального образования в сфере культуры и искусства образует сеть образовательных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров (курсы, центры переподготовки и повышения квалификации, вузовские факультеты (центры) повышения квалификации, ресурсные центры и т. п.). Нельзя не отметить успешное функционирование Центров непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, в том числе в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, сформированных в рамках Наци-

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values онального проекта «Культура» («Творческие люди») и нацеленных на создание условий для реализации творческого потенциала специалистов социально-культурной сферы. Так, одной из программ повышения квалификации, реализуемой Центром непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры на базе СПбГИК совместно с кафедрой социально-культурной деятельности, является программа «Государственная культурная политика современной России». Обучение по данной программе прошли более 500 человек из числа руководителей и специалистов органов государственной и муниципальной власти в сфере культуры, а также учреждений культуры различного типа, преподавателей. Использование онлайн-технологий при организации и проведении образовательного процесса по данной программе позволило значительно расширить географию обучающихся и получить от слушателей в качестве «обратной связи» квалифицированные суждения о состоянии и основных проблемах развития сферы культуры на локальном и региональном уровнях.

Существенный вклад в развитие системы непрерывного образования в сфере культуры, наряду с организациями профессионального образования и повышения квалификации специалистов, вносят разнообразные субъекты неформального и информального образования. Неформальное образование - любой вид организованной и систематической образовательной деятельности, осуществляемой за пределами формальной (школы, колледжи, вузы и т. п.) системы образования в формате различных курсов, школ дополнительного мастерства и личностного роста, тренинговых программ и т. п. Под информальным образованием понимается образование, получаемое чаще всего спонтанно, вне стандартной образовательной среды за счет собственной активности человека. Информальное образование реализуется в таких формах, как самообразование, в том числе с использованием СМИ, участие в волонтерском движении, посещение учреждений культуры, путешествия и т. п. При этом человек использует широкие возможности социально-культурной среды для своего личностного развития.

Информальное и неформальное образование основано на более широком использовании потенциала организаций культуры и спорта (музеев, библиотек, виртуальных читальных залов, филармоний, театров, спортивных центров). Важно подчеркнуть, что обучение, которое человек проходит вне системы традиционных образовательных учреждений и которое очень тесно связано с самообразованием, то есть с обучением, осуществляемым самостоятельно, становится все

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей более востребованным. Специфика такого образования - именно в неформальном его характере; оно осуществляется нередко в сфере досуга и в максимальной степени ориентировано на удовлетворение индивидуальных информационных, художественно-эстетических, коммуникативных потребностей, потребностей в самореализации и саморазвитии.

В настоящее время в России функционирует достаточно разветвленная сеть учреждений и организаций так называемого неформального (дополнительного) образования, также охватывающая все уровни: дошкольный (центры эстетического воспитания детей, детские студии, кружки); школьный (внеурочная деятельность, также кружки, студии и т. п.); уровень дополнительного художественного образования взрослых. Структура дополнительного художественного образования взрослых весьма разнообразна и включает организации и учреждения разной формы собственности, ведомственной принадлежности, формата функционирования.

Как подчеркивается в «Концепции развития дополнительного образования детей» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), «в дополнительном образовании расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.). Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.)»10.

В качестве перспективной формы организации образовательного процесса на различных уровнях системы непрерывного образования в сфере культуры следует отметить сетевую форму. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 15, ч. 1, в ред. ФЗ от 02.12.2019 № 403-Ф3), «сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы или отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики ..., с использованием ресурсов нескольких организаций...»11. И далее указывается, что в реализации образовательных программ могут участвовать, среди прочих, и организации культуры.

Актуальной тенденцией развития системы непрерывного образования в сфере культуры является расширение спектра субъектов, обеспечивающих реализацию образовательных программ, включая как традиционные образовательные институты, так и иные организации (государственные, коммерческие, общественные и т. п.). Появляются и

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values активно утверждают себя новые форматы обучения, например, микрообучение, которое подразумевает освоение нового материала небольшими модулями в определенные промежутки времени, что удобно для работающих слушателей; мобильное обучение, предполагающее использование в образовательном процессе персональных мобильных устройств (смартфонов, планшетов и так далее). Весьма успешно и продуктивно используются разнообразные образовательные онлайн-платформы, зарекомендовавшие себя как действенный инструмент расширения «скилл бокса» обучающегося и предоставления ему возможностей развивать свои знания.

Наиболее распространенными платформами для организации дистанционного обучения стали такие, как Skype, Zoom, Googlel^«: и Microsoft Teams (платформы, удобные для планирования и проведения теоретических занятий и групповой работы). А среди самых распространенных, удобных, с бесплатным доступом систем для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий можно выделить Moodle, Е-СТАДИ, ATutor, Eliademy (имеет мобильное приложение для Андроида, что дает возможность разрабатывать мобильные курсы), Forma LMS, Dokeos (содержит уже готовые элементы курсов) и др.

Функционирует также множество разнообразных дистанционных платформ и программ, предоставляющих пользователям широкие возможности для самообразования и саморазвития: портал культурного наследия России «Культура.РФ», на котором представлено более тысячи лекций ведущих ученых и деятелей культуры, а также прямые трансляции и архив концертов, спектаклей, экскурсий, фильмов с бесплатным доступом; портал «Magisteria», предоставляющий доступ к аудиолекциям об искусстве, музыке, литературе, истории и философии; портал «Arzamas» с лекциями об искусстве; образовательные и просветительские онлайн проекты крупнейших музеев России (Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи, Исторического музея и т. п.).

Система непрерывного образования характеризуется интеграцией формального, неформального и информального образования. Подобная интеграция обеспечивает, с одной стороны, более эффективную подготовку кадров для сферы культуры, а с другой, включает учреждения культуры в систему непрерывного образования в качестве одного из важнейших субъектов образовательной и просветительской деятельности, потенциал которой при сетевой форме реализации образовательных программ будет востребован в более значительном объеме. Расширение содержания и технологий реализа-

Раздел 2 • Подготовка специалистов социально-культурной деятельности в контексте трансляции традиционных российских ценностей ции образовательных программ обеспечивает их ориентацию как на профессиональное образование, так и на личностное развитие специалистов. Например, технологии коучинга (с англ. «^aching» - «наставлять, воодушевлять, тренировать») могут найти свое применение в сфере неформального и информального образования, способствуя более полному раскрытию творческого потенциала и креативности обучающегося, его профессиональному и личностному самосовершенствованию.

В целом, включение человека в систему непрерывного образования обеспечивает активизацию трудовой мобильности личности, ее конкурентоспособности на основе приобретения новых компетенций; оптимизацию взаимодействия человека с социумом в процессе приобщения к отечественным и мировым ценностям культуры.

Непрерывное образование и просвещение граждан, включая «поддержку государственных, общественных, общественно-государственных институтов в распространении среди граждан знаний и культуры; вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности; развитие культурного просветительства с привлечением к этой деятельности профессиональных сообществ и организаций культуры»12, рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной культурной политики современной России.

Примечания

1 Коробкова Е. Н. Другой взгляд на открытое образование: социокультурный контекст. Часть 1 / Е. Н. Коробкова // Педагогика искусства: Сетевой электронный научный журнал. 2019. № 2. С. 22. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения 06.04.2021).

2 Там же. С. 24.

3 Цит. по: Рябова Т. В. Социально-культурные практики в системе современного непрерывного образования / Т. В. Рябова // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39). С. 100.

4 Там же.

5 Коробкова Е. Н. Другой взгляд на открытое образование ... С. 27.

6 Об итогах работы Министерства культуры Российской Федерации в 2020 году и задачах на 2021 год. С. 70. URL: https://culture.gov.ru/docuirients/ob-itogakh-raboty-ministerstva-kultury-rossiyskoy-federatsii-v-2020-godu-i-zadachakh-na-2021-god/ (дата обращения 01.06.2021).

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же. С. 70-71.

Section 2 • Training of the specialists in social and cultural activities in the context of broadcasting traditional Russian values

10 Концепции развития дополнительного образования детей: утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 37. Ст. 4983.

11 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. №49. Ст. 6962.

12 Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 52, ч. 1. Ст. 775.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.