Научная статья на тему 'Пространство этноса в современном мире: i Международный конгресс (Грозный, 29-31 октября 2014 г. )'

Пространство этноса в современном мире: i Международный конгресс (Грозный, 29-31 октября 2014 г. ) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
63
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пространство этноса в современном мире: i Международный конгресс (Грозный, 29-31 октября 2014 г. )»

Ф.С. Файзуллин, e-mail: [email protected]

ПРОСТРАНСТВО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: I МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС (Грозный, 29-31 октября 2014 г.)

Организаторы — Чеченский государственный ун-т, Северо-Кавказский центр этнокультурных исследований ЧГУ, Южный федеральный ун-т, Министерство культуры ЧР, Министерство ЧР по национальной политике, внешним связям, печати и информации, Мэрия г. Грозный.

В работе конгресса приняли участие научные работники, преподаватели, руководители государственных и административных учреждений Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Грозного, Новосибирска, Уфы, Перми, Казани, Екатеринбурга, Ижевска и т.д.

Главные направления анализа проблем развития этносов в современном мире были четко обозначены в докладах пленарного заседания:

— д-ра филос. н., проф. Г.В. Драча (дир. Северо-Кавказского центра этнокультурных исследований ЧГУ) «Трансформации этнокультуры в условиях глобализации», который отметил, что в современных условиях катастрофически меняется этнообразующий ландшафт как привычная среда обитания, межкультурное общение становится трудно прогнозируемым по своим последствиям и факторам. Результатом бесконечных трансформаций этнической культуры может быть утрата системообразующего фактора. Сегодня, когда глобальная мировая цивилизация выступает в новый постиндустриальный этап своего развития, особый интерес представляют такие принципиально значимые вопросы, как судьба современных этносов, будущее народов, чьи культурные установки оказались трудно совместимыми с образом жизни и ценностями техногенной цивилизации западного типа. Проблемы этнокультурного развития зависят не только от способности этноса адаптироваться и найти свое место в мире, но и от умения совмещать традиции и инновации, воспроизводя свою культурную идентичность в новых экономических и социальных действиях;

— д-ра филос. н., проф. Т.А. Мазаевой (проректор по науке и инновациям ЧГУ) «Этнос в

©Файзуллин Ф.С., 2015

пределах новой антологии», в котором подчеркивалась главная особенность сегодняшнего обновления этнических культур. Она состоит в том, что характер натиска информационной массовой культуры настолько агрессивен и грозит размыть и разрушить то сакральное пространство этнических, культурных архетипов, которые определяют их «самость» и «бытность». Попытка прогнозировать дальнейшее их развитие позволяет обозначить несколько сценариев: I — проект глобализации и как следствие стандартизации и унификации культуры. Он совпадает с идеями космофутуризма, нацеленного на новизну, преодоление этничности, забвение традиций и перехода к универсальной культуре глобального мира, которая, по сути своей, национальна и космополитична. Унификация культуры не только позволит преодолеть кризис сегодняшнего дня, это и путь к полному угасанию этнических культур и в итоге к тотальному коллапсу мировой культуры; 2 — явление этнопрете-ризма, когда позитивно воспринимается только прошлое, а все новое вызывает нетерпимость и отчуждение. В результате идеализация традиции, абсолютизация ее неизменности и статичности, чисто внешнее перенесение ее в качестве сакрального образца в чуждую ей современную среду может с неизбежностью привести к стагнации и угасанию этнической культуры; 3 — национальная культура предстает как динамическая и меняющаяся во времени. В условиях конфронтации между традицией и новациями современности этническая культура мобилизиру-ет присущий ей внутренний потенциал выживаемости, позволяющий переосмыслить историческое культурное наследие с учетом современных условий, актуализировать и вписать в современную культуру еще сохранившиеся формы своей культуры. Традиция выступает в этом случае не только как ограничивающий, стабилизирующий элемент культуры, но и как основа обновления социума;

92

Ф.С. Файзуллин

— д-ра филос. н., проф. О.М. Штомпеля (зав. каф. исторической культурологии Южного федерального ун-та) «Социокультурный кризис и модели выхода из него», который утверждал, что модернизация и демодернизация — это не два отдельных процесса, а два противоположных начала, существующие как тождество противоположностей. Обновление социума неизбежно встречает сопротивление со стороны старых, традиционных слоев населения, что неизбежно отражается в социодинамике культуры, т.е. в ходе модернизации всегда неизбежны периоды разрушения, нестабильности, кризиса во всем многообразии общественных явлений. С этой точки зрения, демодернизационные эффекты в культуре являются необходимыми, но не случайными феноменами, возникающими в ходе широкомасштабной и глубинной трансформации общества. Она включает в себя наряду с положительно оцениваемыми чертами и следующие моменты: социокультурный кризис и деградацию, архаизацию и варваризацию культуры, культурный регресс, застой и возникшую на их основе утрату чувства собственной безопасности, отсутствие устойчивых моделей инкультурации и идентификации и т.д. Все это создает серьезное торможение воздействия на процессы обновления общества, что особенно актуально для социума XXI века, который «втягивается» в новую фазу глобального развития — в период инновационного общества. В связи с этим важно не только диагностировать регрессивные моменты культурной динамики, но и наметить релевантные ситуации методы преодоления кризиса.

Далее работа конгресса проходила в 5 секциях: «Теоретические проблемы этноса», «Этнокультурные ландшафты и национальные образы мира: история и современность», «Этнокультурный мир в условиях глобализации», «Этничность в контексте современного мегаполиса», «Проблемы и перспективы этнотуризма и этнокультурный брендинг».

Доклад зав. кафедрой философии УГАТУ д-ра филос. н., проф., академика АН РБ Ф.С. Фай-зуллина «Роль этнического фактора в реализации социального потенциала общества» был посвящен определению роли этнического фактора в развитии современного общества. По его мнению, возрастание роли этнического фактора в современном общественном процессе имеет ряд своих причин. Среди них следует выделить:

I) расширение границ этнического бытия в условиях глобализации, 2) повышение взаимозависимости этнических сообществ в мировом пространстве, 3) существующие в обществе социальные различия между этническими сообществами, 4) нарушение прав народов на самоопределение, 5) повышение уровня этнического сознания и самосознания народов. Вместе с тем, некоторые исследователи, некритически повторяя западные идеи конструктивистских и инструмен-талистских концепций этничности, при решении проблем развития национально-этнических сообществ пытаются обосновать необходимость использования жестких интеграционных идеологий и постепенно отказаться от учета специфических потребностей и интересов этноса. При этом они без оснований подчеркивают, что этническое возрождение и развитие этнического сознания, этничность есть лишь искусственные конструкты, отражающие амбициозные устремления определенной части национальных элит.

В условиях достаточно активного развития национального самосознания народов такая концепция не может рассматриваться как прогрессивная.

Конец XX и начало XXI века наглядно доказали, что этническая духовная культура остается в настоящее время важнейшим фактором объединения народов. Исследования доказывают, что в современном обществе этнический фактор — это не архаизм, а фундамент, на основе которого объединяются люди, сохраняют и развивают свое этнонациональное сообщество и оказывают существенное воздействие на социально-экономические и политические процессы в мире. Но, оценивая роль этнического фактора, следует подчеркнуть, что влияние его потенциала достаточно противоречиво: оно может быть положительным либо отрицательным. Положительным является использование потенциала этноса, его материальных и духовных ценностей, для обеспечения стабильности и прогрессивного развития общества. Отрицательным этот феномен становится тогда, когда он мешает социальному прогрессу, способствует формированию конфликтных ситуаций и напряженностей, оказывает содействие установлению уже отживших социально-экономических и политических отношений, ведущих общество к застою и стагнации. Поэтому проводимая в обществе политика должна быть направлена на то, чтобы этнический по-

ПРОСТРАНСТВО ЭТНОСА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: I МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС

93

тенциал и этнический фактор способствовали конкретизации тех программ, которые осуществляются в государстве. Она должна привести к социальному прогрессу общности, снятию на-пряженностей, достижению целей и реализации интересов всех сосуществующих этнических групп.

В работе конференции принимали активное участие сотрудники различных научно-исследовательских институтов Республики Башкортостан. В своем выступлении «Особенности современной национальной политики в Республике Башкортостан» и.о. директора ИГИ РБ к. соц. н. И.З. Султанмуратов подчеркнул, что принципиальным условием развития и сохранения и целостности многонациональной РФ является укрепление конституционного статуса национальных республик в ее составе. Формирование российского патриотизма и гражданской идентичности должно опираться на исторически сформулированную этнонациональную идентичность. Американский опыт нациестротельства в нашей стране не применим. Взвешенная и продуманная информационная политика государства, направленная на создание положительного имиджа народов и осуществляемая через федеральные и региональные СМИ, могут стать надежным фундаментом формирования гражданского мира в нашей стране. В регионах должно быть уделено особое внимание вещанию на родных языках и выделено для этого достаточно времени. Что касается задачи сокращения и развития родных языков и народов, то они должны быть решены через развитие системы национального образования в стране. В условиях, когда из закона РФ «Об образовании» исключено понятие «региональный компонент», основное бремя исполнения государственной функции сохранения, развития и преподавания родных языков ложится на федеральные органы системы образования. Между тем политика Министерства образования и науки РФ не учитывает в полной мере национально-культурные потребности многонационального населения страны.

В сообщениях науч. сотр. ИИЯЛ УНЦ РАН Ю.А. Абсалямовой, А.Ф. Илимбетовой, Г.В. Юл-дыбаевой проанализирована роль различных традиций, обычаев, фольклорных произведений в

формировании этнической идентичности и современной культуры в полиэтничном регионе и создании условий для гармонизации межэтнических отношений. Так, к. филол. н. Г.В. Юл-дыбаева в своем докладе «Башкирский мифологический эпос «Акбузат»: особенности поэтики» утверждала, что башкирский эпос «Атсбу-Зат» («Акбузат») представляет собой уникальное явление в культурном наследии тюркских народов, отличается самобытностью и богатством идейно-художественного и эстетического содержания. В нем выражены познание мира, проникновение в тайны природы Урала и утверждение желанной жизни на его просторах, патриотизма и духовности. К. филол. н. А.Ф. Илим-бетова в докладе «Образ волка в мифопоэтичес-ких воззрениях и обрядности башкир» показала, что в различных преданиях, легендах и сказаниях башкир волк выступает как культовое животное, первопредок-прародитель и защитник. Волк как демонический зверь, непримиримый враг и пожиратель людей изображается в башкирском фольклоре в редких случаях, он больше отражен как предводитель, патриот и защитник людей на территории своего проживания. К. ист. н. Ю.А. Абсалямова в докладе «Дождевые камни башкир» раскрыла традиции почитания башкирами дождевых камней — архаичного явления, в прошлом характерного для многих тюрко-монгольских народов. При проведении обрядов башкирами использовались приемы семантической магии — поливание камней, промыслование, битье и т.д. Камни использовались как для вызывания дождя, так и для прекращения осадков. Но главное — этот образ свидетельствует об однопорядковости традиций народов Востока, об их совместной жизни в историческом прошлом и их духовной близости.

В завершении конгресса была принята резолюция, в которой обозначены основные направления дальнейших исследований и проблем разрешения противоречий развития этносов в Российской Федерации.

Файзуллин Фаниль Саитович, доктор философских наук, профессор, академик АН РБ, заведующий кафедрой философии УГАТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.